Вступительная редакционная статья
Психологические науки
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ)
Л.Ф. Чупров
Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия) А.А. Костригин Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва, Россия О.Ю. Гребешкова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия)
Аннотация. Вступительная статья выпускающих редакторов. Основу выпуска представляют труды представителей кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета. Размещенный статейный материал отражает основные направления работы кафедры, круг исследуемых проблем и поиска решений в рамках нового научного направления. Материалы номера дополнены статьями авторов из России и Украины.
Ключевые слова: психология, виктимология, опыт кафедры, вступительная статья выпускающих редакторов
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL SPECIAL ISSUE OF REPRESENTATIVES OF THE NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (INTRODUCTORY ARTICLE BY THE EDITORS)
L. F. Chuprov
Journal «Bulletin on the Pedagogy and Psychology of Southern Siberia» (Chernogorsk, Russia) A. A. Kostrigin
Russian state University. A. N. Kosygin (Technology. Design.
Art)
O.Yu. Grebeshkova
Khakas State University N.F. Katanov (Abakan, Russia)
Abstract. This is the introductory article by the editors of the issue. The basis of the journal issue is the works of representatives of the department of social psychology and victimology of the Novosibirsk State Pedagogical University. The published article reflects the main directions of the department's work, the range of studied problems and the search for solutions within the framework of the new scientific direction. The materials of the issue are supplemented with articles by authors from Russia and Ukraine.
Keywords: psychology, victimology, experience of department, editors's introductory article
Очередной номер научного электронного журнала «PEM: Psychology. Educology. Medicine» представляет преимущественно труды преподавателей и студентов Новосибирского государственного педагогического университета с дополнительно включенными в выпуск материалами преподавателей и коллег из России и ближнего зарубежья.
Итак. Как гласит приписываемый К.С. Станиславскому (1863 - 1938) афоризм: «Театр начинается с вешалки». А
кафедра вуза - с таблички с ее названием. Материалы представлены «Кафедрой социальной психологии и виктимологии» факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета. С социальной психологией все понятно, а виктимология?
Термин «виктимология» (лат. Victima - жертва и греч. Logos - учение) пришел из позитивной школы в криминологии [4, с.300-302], где он означает учение о жертве преступления, о способности жертв преступлений самостоятельно защищать свои интересы от преступных посягательств ит.п.
В условиях фактического разрушения прежних структур социализации подрастающего поколения, когда институты социализации и их посредники оказались вне поля своей активной деятельности, нарушены механизмы и средства социализации в образовательных учреждениях, российское общество столкнулось с явлениями абьюза, буллинга, вмешательства родителей в детские конфликты в школе, непедагогического взаимоотношения в педагогических коллективах. Все эти явления требуют как пристального внимания, так и психологического изучения не только агрессора, но и вклада самой жертвы в противоправное деяние. Недоучет или игнорирование виктимологических аспектов этих негативных явлений в функционировании образовательных учреждений зачастую приводит к скороспелым и некорректным выводам [7], а на основе этого - к неэффективным, а порой и вредным, рекомендациям и профилактическим мероприятиям.
По опубликованным материалам авторов Е.В. Руденского «Виктимология детства и виктимология семьи: концептуализация новых разделов социально -психологической виктимологии личности» и Ю.Е. Руденской «Рефлексивный метод виктимологической диагностики интерактивной системы онтогенетической социализации личности» можно получить ответ и представление об этом
оригинальном для педагогического вуза направлении исследований.
Перед читателями в представленных материалах кафедры социальной психологии и виктимологии довольно рельефно вырисовывается общая картина направлений научной деятельности кафедры. Позволим себе подробно остановиться на опубликованных в выпуске статьях представителей Новосибирского государственного педагогического университета.
Статья О.А. Белобрыкиной «Проблемы выявления «трудного» ребенка: объективные критерии и субъективные оценочные установки» представляет собой критический анализ исследований одной из «извечных» проблем образовательных учреждений - выявлению «трудного» ребенка. В отечественной специальной литературе этим вопросом занимались педагоги (см.: П.Ф. Лесгафт «Школьные типы. Антропологический этюд») [3], педологи и дефектологи [5]. Меняется социальная ситуация в обществе и в образовании - и эта проблема предстает в новом свете [5].
Статья М.И. Кошеновой «Проблема формирования «образа будущего» у детей с ограниченными возможностями здоровья» фактически продолжает освещение второй составляющей проблемы «трудного детства», некогда бывшей предметом отечественной дефектологии.
Исследования, упомянутых выше авторов, О.А. Белобрыкиной и М.И. Кошеновой посвящены мало разработанной тематике современных детей подросткового возраста.
Трио авторов, М.А. Шаманаева, Л.А. Дудко, Д.С. Стаценко, в статье «К вопросу о качестве диагностического инструментария для выявления склонности к девиантному поведению (на примере анализа учебного пособия)» продолжают уже ставшую традиционной для кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета тему
критического экспертного гуманитарного исследования методических материалов для практических психологов [1].
На наш взгляд, читателям будут интересны и другие материалы кафедры социальной психологии и виктимологии: С.Б. Нестеровой, В.И. Волоховой «Психологические особенности юношей и девушек, склонных к спортивной аддикции» и С.Б. Нестеровой, Н.С. Есипович «Психологические особенности несовершеннолетних мам», а также статья Н.А. Шуховой «Имидж женщины-руководителя: архетипические основы».
Собственно, на этом нами завершен обзор материалов новосибирских авторов.
Как известно, цифры: три, шесть, девять были священными на Руси. В 2019 году исполняется три года кафедре социальной психологии и виктимологии факультета психологии Новосибирского государственного
педагогического университета. Надеемся, что сотрудники кафедры подготовят для изданий ОРНЖ (Объединенной редакции научных журналов) юбилейные материалы.
Перейдем к другим статьям.
Авторы из других российских регионов представлены тремя публикациями.
Статья К.В. Бобровой «Психофизиологический подход к изучению темперамента у детей раннего возраста» представляет интерес в плане того, что здесь используются ЭЭГ-корреляты характеристик темперамента, что редко встречается в исследованиях и публикациях практических психологов в силу недостаточной оснащенности российских психологических служб [7, с.11].
Наш постоянный автор из Абакана А.В. Мантикова предложила для этого выпуска статью «Супружеские отношения у женщин с высоким уровнем эмпатии». Ею предпринята попытка исследования особенностей супружеских отношений у женщин с высоким уровнем эмпатических способностей.
Группа ученых из Белгорода (Е.Н. Шутенко, А.И. Шутенко, Ю.Ю. Ковтун) в исследовании «Признаки и паттерны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в вузе» рассматривает в этом выпуске журнала вопрос особенностей самореализации студентов в контексте обеспечения их психологического благополучия в процессе обучения.
Зарубежные коллеги представлены одной работой. Это статья Н.В. Павлык «Междисциплиные аспекты проблемы психического, психологического и духовного здоровья в аспекте конструктивности личностного становления». Надеемся, что и она будет интересна нашим читателям. В тоже время, редакторы обращают внимание на так называемую теорию моральной дефективности, присутствующую в статье. Как известно, широко распространенная теория moral insaniti (моральной дефективности) бытовала в детской психопатологии начала XX столетия, но подверглась основательной критике в работах отечественных педагогов и психологов, в частности, Н.К. Крупской1 и П.П. Блонского [2, с. 187-201]. В настоящее время она вновь стала возрождаться в работах некоторых исследователей и практиков, находящихся в поисках «новых» методологических основ взамен естественнонаучных. П.П. Блонский (1923) недвусмысленно резюмирует: «моральная дефективность детей как патологическое явление sui generis - это научная дефективность соответсвующих психопатологов и педагогов» [2, с. 201]. И теория «моральной дефективности», и «теория потолка» возрождаемые вновь требуют отдельного обсуждения. Приглашаем читателей к дискуссии.
Надеемся, что материалы этого номера журнала будут интересны и информативны для наших читателей.
1 Крупская Н.К. К вопросу о морально-дефективных детях // Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 151-153.
Список литературы
1. Белобрыкина О.А., Дресвянников В.Л. Профессионально-этические требования к психологу-эксперту: коллизии нормативно-правового инициирования // Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2016. С. 60- 93.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2017. С.15 - 216.
4. Фокс В. Введение в криминологию / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 321 с.
5. Хусяинов Т.М., Муханова Е.Д. От школьного буллинга к кибербуллингу: новая опасность в Виртуальном пространстве // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: монография / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 119 - 129.
6. Чупров Л.Ф. Научная школа педологии (дефектологии) трудного детства: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций. 2018. № 2. С. 537 - 543.
7. Чупров Л.Ф., Костригин А.А. Тридцатилетие второго рождения практической психологии в СССР и России: итоги прошлого и проблемы настоящего // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 4. С. 8-18.
References
1. Belobrykina O.A., Dresvjannikov V.L. Professional'no-jeticheskie trebovanija k psihologu-jekspertu: kollizii normativno-
pravovogo iniciirovanija // Psihologicheskaja jekspertiza: sovremennost' i tendenciirazvitija / Podnauch. red. O.A. Belobrykinoj, V.L. Dresvjannikova. Novosibirsk: OOO «Nemo Press», 2016. Pp. 60 - 93.
2. Blonskij P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochinenija v 2-h tomah. T. 1 / Pod red. A.V. Petrovskogo. M.: Pedagogika, 1979. 304 p.
3. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie // Pedagogika. Izbrannye trudy. M.: Jurajt, 2017. Pp. 15 - 216.
4. Foks V. Vvedenie v kriminologiju / Per. s angl. M.: Progress, 1980. 321 p.
5. Husjainov T.M., Muhanova E.D. Otshkol'nogo bullinga k kiberbullingu: novaja opasnost' v Virtual'nom prostranstve // Sovremennaja social'naja real'nost': vyzovy, riski, perspektivy: monografija / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: NGPU, 2019. p. 119 - 129.
6. Chuprov L.F. Nauchnaja shkola pedologii (defektologii) trudnogo detstva L.S. Vygotskij, A.R. Lurija, M.S. Pevzner, V.I. Lubovskij // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2018. № 2. Pp. 537 - 543.
7. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Tridcatiletie vtorogo rozhdenija prakticheskoj psihologii v SSSR i Rossii: itogi proshlogo i problem nastojashhego // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2018. № 4. Pp. 8 - 18.