Психологические науки
УДК 159.99
СИМУЛЯКРЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ МУЛЬТФИЛЬМА «ФЕРДИНАНД»)
А.А. Питайкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: О.А. Белобрыкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail:
Аннотация. В статье представлены результаты психолого-педагогической оценки зарубежного мультфильма «Фердинанд». На основе психосемантического анализа содержания мультфильма, а также определения степени его соответствия нормативно-правовым требованиям и возрастным особенностям дошкольников, делается вывод о его неблагоприятном воздействии на развитие личности ребенка.
Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, анимационная продукция, мультфильм, психосемантический анализ, психолого-педагогическая оценка, симулякр
DEVELOPMENT SIMULACRA IN MODERN CARTOON (CASE OF THE EXPERT ASSESSMENT OF THE CARTOON «FERDINAND»)
A.A. Pitaikina, Novosibirsk State Pedagogical University O.A. Belobrykina, Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. The results of psychological-pedagogical assessment of the foreign cartoon «Ferdinand» are presented in the article. Based on the psychosemantic analysis of the contents of the
cartoon, and the definition of degree of its compliance to standard legal requirements and age features of preschool children as well, the conclusion about its adverse effect on the development of child's identity is drawn.
Keywords: preschool age, development, animation production, cartoon, psychosemantic analysis, psychological-pedagogical assessment, simulacrum
В современных социокультурных условиях все большее развитие получают различные формы телекоммуникационных и интерактивных информационных технологий, которые являются весьма востребованными на рынке потребительских услуг [3; 4; 11], что приводит, в том числе, и к увеличению производства анимационной и компьютерной продукции. Поэтому «именно мультфильмы стали в настоящее время ключевыми носителями представлений об окружающем мире, эстетических и этических инстанциях, ценностно-смысловых и культурных ориентирах, об отношениях между людьми, моделях их поведения и пр., позиционирование которых осуществляется в особой - художественной, а, значит, наиболее эмоционально привлекательной для ребенка форме. Любые впечатления, полученные им извне, в том числе и художественные, оказывают непосредственное влияние на становление основ личности ребенка, отражаются на его развитии и мировоззрении» [7, с. 107-108].
Примечательно, что мультипликационные фильмы, обладающие экспрессивно-динамическими характеристиками, традиционно рассматривались и в отечественной школе анимации [1], и в психолого-педагогической практике [2; 13] не только как одно из развлекательных средств, но и как особый развивающий ресурс. Однако сегодня, в условиях доминирования массовой культуры развивающий потенциал телекоммуникационных средств, в том числе и анимационных, претерпел кардинальные трансформации. Согласно Ж.Бодрийяру, разнообразные средства массовой информации, обозначаемые им термином «масс-медиа», играют главную роль в порождении и распространении симулякров, которые в современной реальности выступают ведущим средством манипуляции общественным и личностным сознанием [5]. С философских позиций термин «симулякр»
трактуется как «копия», не имеющая оригинала в реальности, ложный знак, не соответствующий своему референту [12]. Ж. Бодрийяр определяет симулякр как псевдовещь, замещающую «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции [5; 12].
Очевидно, что соответствие качества издаваемой в последние годы мультипликационной продукции нормативным и иным требованиям, а самое главное её влияние на личность потребителя, часто бывает весьма сомнительным. Причем, именно дети оказываются наиболее незащищенными и подверженными негативному влиянию со стороны такого рода информационных технологий [3; 11]. Они, в силу возрастных особенностей не могут определить качество предоставляемой им услуги, да и взрослые не всегда задумываются о об этом. По мнению Е.О. Смирновой, взрослые считают, что если ребенок смотрит мультфильм, то ему интересно, он (взрослый) воспринимает мультфильм «как особый жанр, созданный специально для детей в независимости от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут в себе серьёзную опасность для психологического здоровья и развития детей» [14]. Кроме того, необходимо отметить, что предусмотренные законодательством [8; 16] возрастные ограничения, которыми на сегодняшний день маркируются все информационные ресурсы, в том числе и предназначенные для детей, не всегда соответствует тому возрасту, с которого ребенку можно показывать тот или иной информационный «продукт». В дополнение к этому возникают вопросы по поводу качества производимого и потребляемого материала с точки зрения его психологической безопасности и влияния на личность.
С целью психолого-педагогической оценки содержания отдельных материалов анимационной продукции, инициируемых в настоящее время для просмотра в детско-подростковом возрасте, нами был осуществлен психосемантический анализ зарубежного мультфильма «Фердинанд».
Оригинальное название: Ferdinand.
Год выпуска: 2017.
Страна-изготовитель: США.
Кинокомпания: производство студии Blue Sky Studios и компании
20th Century Fox.
Продюсеры: Джон Дэвис, Лиза Мэри Стетлер, Брюс Андерсон, Лори Форте, Крис Уэдж.
Количествово сезонов: 1.
Количество серий: 1.
Продолжительность серии: 108 минут.
Авторская группа:
Режиссеры - Карлос Салдана, имеющий неоднократный опыт мультипликации и известный созданием таких анимационных фильмов как «Ледниковый период», «Рио» и другие.
Сценарий - у фильма достаточно большая авторская группа -Роберт Л. Бейрд, Тим Федерле, Брэд Коуллэнд, Манро Лиф, Роберт Лосон, Рон Берч, Дэвид Кидд, Дон Раймер. Все члены авторской группы имеют различный опыт создания анимационной продукции - для одних это дебютная работа, другие имеют значительный опыт в написании сценариев к другим фильмам, мультфильмам и сериалам. Однако, необходимо отметить, что оценить вклад каждого из сценаристов в отдельности не представляется возможным.
Жанр: комедия, семейный, приключения.
Адресная аудитория мультфильма: дети дошкольного и школьного возраста, а также, так как мультфильм относится к категории «семейный» предполагается, что в адресную группу также входят родители.
Возрастное ограничение: 6+
Рейтинг MPAA: PG (рекомендуется присутствие родителей).
В России мультфильм вышел в прокат 21 декабря 2017 года и уже находится в широком доступе в сети интернет. По данным интернет-портала «Кинопоиск» за время кинопроката данную анимационную продукцию в России посмотрели 3 миллиона человек [18]. 23 марта 2018 года вышел цифровой релиз данного мультфильма, а это значит, что он получает еще более широкое распространение, в том числе, с помощью трансляций на различных каналах российского телевещания и просторах интернета, а, соответственно, и приток «новой» аудитории.
Следует отметить, что мультфильм «Фердинанд» был номинирован на премию «Оскар» и «Золотой глобус» (2018) как лучший
анимационный фильм. Анализ отзывов зрителей на сайте Irecommend.ru, свидетельствует о том, что взрослые положительно оценивают данный мультфильм и рекомендуют его к просмотру [17]. Зрители, посмотревшие данный мультфильм, уверены, что это добрый, яркий, красочный фильм, который заставляет задуматься «о жестокой правде жизни» и взрослых, и детей. Однако ни один отзыв не содержит более глубокой смысловой интерпретации мультфильма, что свидетельствует о его поверхностном восприятии. Мультфильм имеет достаточно высокий рейтинг среди зрителей и кинокритиков, а, значит, без каких-либо ограничений рекомендуется к просмотру и может входить в «топ-рейтинги» на различных платформах.
Рисунок 1. Главный герой мультфильма
В центре картины бык Фердинанд (рис. 1), как заявляют производители фильма в его описании, - «самый добродушный бык во всей Испании» [13]. В детстве он пережил травму: его отец - бык-красавец - отправился на корриду и не вернулся оттуда. Напуганный теленок сбежал из стойла и скитался, пока не встретил девочку Нину и её отца-цветовода. Тогда Фердинанд и открыл главную страсть своей жизни - цветы. Он бегает по лугам, любуется кроликами и мышками и вообще готов со всеми дружить и всех любить. Однако, когда он вырастает из симпатичного подростка в здоровенного быка, тут же возникают «проблемы». Окружающие в ужасе от него - им и дела нет,
что у него глаза такие «добрые-добрые». Фердинанд не осознает, что люди, окружающие его, видят в нем источник опасности, и принимает решение все-таки ехать на выставку цветов. В процессе «путешествия» Фердинанд «находит время вести себя как бык» (реплика собаки, оценивающая поведение главного героя) и устраивает в городе полный разгром. На первый взгляд может показаться, что этот поступок связан с достижением гуманных целей - спасением ребенка, но при более глубоком анализе ситуации можно сделать вывод, что главный герой абсолютно не отдает себе отчета в своих действиях, он неспособен контролировать и анализировать последствия своих действий. Эту идею подтверждает и сцена, иллюстрирующая известный фразеологизм «слон в посудной лавке» (рис 2).
Рисунок 2. Фрагмент мультфильма
Итогом приключений и перипетий главного героя является решение полиции, что бык опасен, вследствие чего его конфискуют у новых владельцев и возвращают в питомник для корриды. Там легендарный матадор готовится выбрать самого могучего быка для своего финального выступления. По нелепой случайности именно Фердинанд был выбран среди своих соплеменников для участия в бое
быков в Мадриде. Ему «предстоит отстоять свои миролюбивые убеждения и заявить всем о том, что даже перед лицом трудностей, главное - остаться собой. Ведь только так можно изменить мир вокруг» [18].
Поначалу, при первом ознакомительном просмотре мультфильма, складывается впечатление, что фильм достаточно добрый, пропагандирует дружбу, гуманность, а также идею «будь самим собой». Бычок, неспособный на злость, символизирует всех, кто стремится отстаивать свои права, хочет быть собой и не «равняется» на стереотипы. Однако, при более глубоком анализе мультфильма становится понятным, что эти идеи ошибочны и несут в себе скрытые негативные смыслы, которые могут оказать негативное воспитательное воздействие, вплоть до формирования у детей противоправного поведения.
Первичное семантическое противоречие фиксируется уже в самом названии мультфильма. Фердинанд - древнегерманское имя, означающее «смелый, властный, сильный». Однако при первых попытках поиска смыслового значения данного имени, мы сталкиваемся с тем, что оно в большей степени известно в качестве названия немецкой самоходно-артиллерийской установки периода Второй мировой войны. Да и саму метафору «быка» сложно применить к реальным характеристикам, которыми обладает главный персонаж. В словаре символов «бык» характеризуется как «мощь, власть, мужская плодовитость» [15, с. 32]. Такая характеристика имени и основной символический посыл явно противоречат характеру главного героя, который позиционируется зрителю достаточно робким, наивным и миролюбивым животным.
Абрисно познакомимся с героями мультфильма. Помимо главного героя - быка Фердинанда в мультфильме присутствует семья фермера, пять быков разных мастей, тройки коней и ежей, коза и матадор. Все герои предстают перед восприятием зрителя максимально карикатурными (рис. 3), многие из которых наглядно демонстрируют некоторые пороки личности.
Рисунок 3. Персонажи мультфильма
Например, отношения между быками на ферме - своего рода наглядная иллюстрация зрителю таких пороков как зависть, жестокость и эгоизм. По сюжету, многие герои ставят свои интересы выше других и неспособны на сочувствие и сопереживание. Для взрослого зрителя это, безусловно, может послужить одним из поводов обратить внимание на свои межличностные отношения с окружающими. Однако напомним, что данная мультипликационная продукция в большей степени ориентирована именно на детскую аудиторию, которая неспособна адекватно воспринять смысловой контекст настолько гиперболизированных образов и ситуаций и, вероятно, может принять их в качестве приемлемой и социально одобряемой модели поведения.
Как уже было обозначено, главный герой мультфильма - бык Фердинанд, однако, в процессе мультфильма зритель получает о нём недостаточно информации, несмотря на полнометражность мультфильма. Так, в начале фильма зритель узнает лишь, что у Фердинанда пацифистские взгляды на жизнь, он отказывается драться и участвовать в боях, но очень любит наслаждаться запахами цветов и красивыми закатами. Его милосердие и дружелюбность помогают ему
находить общий язык с другими героями. Вместе с тем, по поводу образа этого персонажа возникает ряд вопросов. Например, чем бы он занимался всю свою жизнь, если бы не столкнулся с проблемами? Ел бы по ящику морковки каждый день, валялся на траве? Как он использует свою силу - помогает по хозяйству фермеру, который его приютил? Нет, он танцует, ест, гоняется за бабочками, смотрит телевизор, учит кур летать, максимум, что он может - это цветы полить или горшок с цветами перенести. Таким образом, перед нами предстает персонаж, жизненная позиция которого заключается в «жизни для себя», потребительском стиле существования, которое, при проекции зрителя на главного героя, может способствовать принятию им таких же жизненных ориентиров, что особенно опасно в детско-подростковом возрасте, в силу особой эмоциональной впечатлительности формирующейся личности [6].
Основой ценностной сферы быка Фердинанда является отвержение насилия и агрессии. Однако косвенно, через модели поведения других персонажей и осуждение ими пацифистских идей главного героя («Какой милый бык! Этот лопух тут и дня не выживет»), образ агрессивности культивируется и возводится в ранг нормы, а отсутствие таких качеств, наоборот, позиционируется как странное и неправильное. Данную идею подтверждают такие реплики героев как: «Если не вмажешь им, они вмажут тебе»; «Ты или боец, или холодец!». Кроме того, каждый из второстепенных героев-быков хочет быть самым сильным, жестким, непобедимым, считая это своей основной целью и предназначением, искренне радуясь своим успехам на боевом поприще: «Я, наконец, побил тебя, побил, побил!». Очевидно, что в данном анимационном фильме нарушен баланс деструктивной и конструктивной агрессии. Соответственно, для ребенка может быть затруднительно определение адекватного уровня её проявления, а также усвоение способности к самоконтролю и саморегуляции собственной агрессивности.
Практически все второстепенные персонажи обладают довольно выраженными негативными чертами. Например, коза Лупе никак не способствует развитию сюжета и не несет в себе никакого смысла, кроме порой абсурдного юмора (рис. 4).
Рисунок 4. Коза Лупе
Основное её предназначение - успокаивать быков, хотя сама она является крайне аффективной. Перед зрителем предстает глупое существо, которое, по всей видимости, имеет некоторые особенности развития: её мимика и движения оживлены, наблюдается частая смена настроения, неустойчивое внимание, быстрая смена эмоциональных состояний. С этой точки зрения возникает вопрос - для каких целей в сюжет мультфильма, который пропагандирует идеи пацифизма, вводится герой, который откровенно высмеивается? Так, согласно сюжету мультфильма, Лупе передвигается на колесе, живет в «ведре», постоянно выплевывает различные предметы.
Другие второстепенные персонажи - группа ежей вообще демонстрирует асоциальное и даже противоправное поведение, нарушая установленные законом нормы (рис. 5). Они воруют вещи, вскрывают замки, незаконно проникают на чужую территорию. Но такое поведение также никак не порицается, не наказывается, а даже оправдывается и считается социально приемлемым. Например, в сцене воровства ежиками собственности козы и продуктов, они оправдывают свое поведение говоря: «Мы не воришки, мы так выживаем».
Отдельно хотелось бы остановиться на рассмотрении образа тройки коней, половая принадлежность которых и отношения между ними вызывают недоумение. В процессе просмотра мультфильма зритель узнает, что лошадей зовут Ганс, Грета и Клаус, то есть две особи мужского пола и одна женского, однако, их поведение и ухоженная внешность абсолютно идентичны. Демонстрация детям такой модели поведения может привести к искажению у них половой идентификации и формированию извращенных гендерных ролей и стереотипов. Ребенок усваивает стереотипы мужского и женского поведения через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин, а отличия между ними обнаруживает, в первую очередь, в одежде и манере поведения [9]. При просмотре мультфильма «Фердинанд» для ребенка будет затруднительно дифференцировать отдельных героев, прежде всего, коней по их половому признаку, так как они не имеют атрибутов того или иного пола и даже по голосу персонажей не понятно - мужской он или женский. Примечательно и то, что даже у главного героя - быка Фердинанда периодически фиксируются искажения в сфере половой идентификации: рожденный мужчиной, для которого
Рисунок 5. Ежи
агрессия - это врожденная гендерная особенность, он ведет себя совсем иначе - любит цветы, отличается нежностью и другими чертами, нехарактерными для своего вида и пола.
Важно и то, что в мультфильме не представлено ни одной материнской фигуры, что также может способствовать искажению у детей половой и социально-ролевой идентификации. Таким образом, наблюдая за большинством героев, ребёнок не сможет идентифицировать их пол, а значит, либо не усвоит стереотипы мужского и женского поведения, либо у него сформируются неадекватные стереотипы гендерного и социально-ролевого поведения.
Следует также отметить, что в процессе просмотра мультфильма ребенок на основе эффекта заражения бессознательно усваивает как положительные, так и отрицательные черты характера и модели поведения героев. Например, наблюдая за тем, как Фердинанд ослушался свою хозяйку, ребенок научается безответственности и неповиновению требованиям к взаимодействию, задаваемым в социальном окружении. Аналогичным примером может служить демонстрация в нескольких сценах противоправного поведения, к числу которых относятся: поведение ёжиков, демонстрирующих преимущественно делинквентные поступки; нарушение героями мультфильма правил дорожного движения, которое подвергает их и других участников своеобразных общественных отношений, опасности, и ряд других. Ребенок, усваивая посредством мультфильма безнаказанность проступков, будет считать, что в реальной жизни всё происходит по тому же принципу, а значит, подобное поведение является социально приемлемым, допустимым и даже приветствуемым. Однако, подобные формы поведения чреваты для ребёнка неблагоприятными последствиями: наказанием со стороны взрослых, в лучшем случае, или, в худшем - со стороны государства (административной, гражданской или уголовной ответственностью). В связи с этим при демонстрации подобных сцен важно, чтобы ребенок понимал, что герои поступают плохо и что за таким неправомерным поведением последуют какие-либо последствия, санкции, плоть до наказания. Поэтому присутствие взрослого и его разъяснительная позиция при просмотре мультфильма «Фердинанд» обязательны, так как
самостоятельно ребёнок не может осознать и усвоить данные сведения.
В мультфильме затронута ещё одна тема, которая является чрезвычайно эмоционально нагруженной и весьма спорной (с этических, биологических, медицинских, психологических, педагогических и прочих позиций), - это коррида и так называемые «бойни», предназначенные для обеспечения людей мясными продуктами. Примечательно, что производители фильма считают, и даже навязывает зрителю идею недопустимости данных действий. На наш взгляд, обозначенная позиция должна сформироваться у субъекта жизнедеятельности самостоятельно, причем в более сознательном возрасте, а не быть навязанной, тем более в мультфильмах для дошкольников. Заметим, что с этической точки зрения даже для многих взрослых подобные дилеммы сложны для разрешения, а для детей, у которых только формируются нравственные инстанции, тем более. Последствия же навязанного ребенку мнения могут быть довольно неблагоприятными, вариативность которых предсказать в полной мере не представляется возможным - от полной безучастности и равнодушия до формирования глубокого чувства вины по отношению к окружающему миру.
Довольно информативно, что в мультфильме присутствует множество прямых и скрытых ругательств и сленговых слов, которые оказывают негативное влияние на развитие речевой культуры ребенка. На протяжении всего мультфильма звучат такие слова, как «ох и навалят они удобрений», «мы не поганые крысы, мы поганые ёжики», «быковать», «сдохни, бочка», «этот лопух тут и дня не выживет», «топай, вонючка», «пока, мясо» (об одном из героев), «свалить из этого гадюшника» и другие. Заметим, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» распространение такого рода информации имеет возрастные ограничения, так как содержит бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани [16]. Соответственно, становится очевидным, что возрастное ограничение 6+ является недостаточным, так как дошкольник, воспринимая и усваивая подобного рода речевую «культуру», значительным образом обедняет и даже искажает свой словарный запас, основой которого становится нелитературный язык.
Таким образом, психосемантический анализ содержания анимационного фильма «Фердинанд» позволяет сформулировать следующие выводы:
- в мультфильме, не смотря на позиционирование идеи «недопустимости насилия», лейтмотивом выступает демонстрирование различных форм насилия и агрессии;
- по сюжету преобладающим у большинства героев является ненормативное, асоциальное и даже противоправное поведение, которое не только постоянно остается безнаказанным, но даже приводит к улучшению их жизни, достижению ими успеха;
- персонажам в мультфильме присуще поведение, не соответствующее их половой принадлежности, что способствует нарушению гендерной и социально-ролевой идентификации, формирование которой активизируется в дошкольном возрасте;
- в мультфильме культивируется праздный образ жизни, идеал - «жизнь для себя», что, в свою очередь, формирует доминанту гедонизма и взращивает потребительский стиль жизни, неизбежным следствием которого является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами;
- наличие в мультфильме некультурной и нелитературной лексики, которое может привести к обеднению и искажению у детей словарного запаса.
Выявленные нами недостатки мультфильма на фоне наличия большого количества положительных отзывов, дают основание полагать, что родители при просмотре мультфильма ориентируются преимущественно на собственные цели и ценности, не критически относясь к анализу содержания мультфильма с позиции специфики детского восприятия, и, соответственно, не знают или не догадываются, насколько полезен или вреден тот или иной мультфильм для просмотра их детям. По сути, весь позиционируемый в мультфильме «Фердинанд» «развивающий потенциал», включая задаваемую систему ценностей, есть ничто иное как симулякры, ведущие к псевдоразвитию личности ребенка. В связи с этим становятся закономерными и вполне объяснимыми негативные поведенческие проявления детей, родители
которых выбирают для просмотра своим детям подобного рода мультипликационную продукцию.
Литература:
1. Анимация как феномен культуры: материалы второй междунар. науч.-практ. конф. (26-28.04.2006, Москва) / сост. и науч. ред. Н. Г. Кривуля. М.: ВГИК, 2006. 230 с.
2. Аромштам М.С. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. М.: Чистые пруды, 2006. 30 с.
3. Белобрыкина О.А. Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника // Актуальные проблемы возрастной наркологии: Материалы региональной научно-практической конференции (г. Челябинск, 19-20 ноября 2009 г.). Челябинск: АТОКСО, 2009. С.82-84
4. Белобрыкина О.А. Телевидение и его роль в формировании здоровья подрастающего поколения // Сибирский медицинский журнал (Томск). - 2011. - Т. 26. № S 1. - С. 53
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Пер. А.Качалов. М.: ПОСТУМ, 2017. 240 с.
6. Защиринская О.В. Эмоциональный компонент невербальной коммуникации //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева /под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: НГПУ, 2015. С.156-163.
7. Иванова К.В., Белобрыкина О.А. Оптимистическая трагедия поколения «мульти» (на примере психолого-педагогической оценки мультфильма «Дополнительные возможности Пятачка») [электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 106-129. URL: pem.esrae.ru/13-134 (дата обращения 20.02.2018)
8. Концепция информационной безопасности детей: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [официальный
сайт]. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/) (дата обращения 14.02.2018)
9. Кошенова М.И. Влияние тендерных стереотипов на качество межличностного общения: Гл. 15. // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 185-195.
10. Кошенова М. И. Гендерные категории как несущие конструкции: реальность или миф? // Гендерные исследования: междисциплинарный подход / под ред. М. И. Кошеновой, В. М. Физикова. Омск: Наука, 2004. С. 6-17.
11. Кошенова М. И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции, 28-29 ноября 2007 г. / под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова; отв. за вып. Я. В. Клинг. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. C.143-152.
12. Можейко М. А. Симулякр // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С.727-737.
13. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73-101.
14. Смирнова Е.О. Мультфильмы для дошкольников - как правильно выбирать [электронный ресурс] // Центр игры и игрушки [официальный сайт]. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (дата обращения 18.02.2018)
15. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. Москва: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.
16. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 (действующая редакция, 2017) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 26.02.2018).
17. Фердинанд - отзывы [электронный ресурс] // Irecommend.ru [сайт]. URL: http://irecommend.ru/content/ferdinand-0 (дата обращения 23.02.2018)
18. Фердинанд [электронный ресурс] // КиноПоиск [сайт]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/ferdinand-2017-818144/ (дата обращения 23.02.2018)
References:
1. Animacija kak fenomen kul'tury: materialy vtoroj mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (26-28.04.2006, Moskva) / sost. i nauch. red. N. G. Krivulja. M.: VGIK, 2006. 230 p.
2. Aromshtam M.S. Deti smotrjat mul'tfil'my: psihologo-pedagogicheskie zametki. M.: Chistye prudy, 2006. 30 p.
3. Belobrykina O.A. Vlijanie televidenija na psihicheskoe zdorov'e doshkol'nika // Aktual'nye problemy vozrastnoj narkologii: Materialy region-al'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Cheljabinsk, 19-20 nojabrja 2009 g.). Cheljabinsk: ATOKSO, 2009. P.82-84
4. Belobrykina O.A. Televidenie i ego rol' v formirovanii zdorov'ja po-drastajushhego pokolenija // Sibirskij medicinskij zhurnal (Tomsk). 2011. T. 26. № S 1. P. 53
5. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacija / Per. A.Kachalov. M.: POSTUM, 2017. 240 p.
6. Zashhirinskaja O.V. Jemocional'nyj komponent neverbal'noj kom-munikacii //Psihologija motivacii: proshloe, nastojashhee, budushhee: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 85-letiju doktora psihologicheskih nauk, pochetnogo professora NGPU V.G.Leont'eva /pod red O.A. Belobrykinoj, N.Ja. Bol'shunovoj. Novosibirsk: NGPU, 2015. P.156-163.
7. Ivanova K.V., Belobrykina O.A. Optimisticheskaja tragedija pokolenija «mul'ti» (na primere psihologo-pedagogicheskoj ocenki mul'tfil'ma «Dopolnitel'nye vozmozhnosti Pjatachka») [jelektronnyj resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. P. 106-129. URL: pem.esrae.ru/13-134 (data obrashhenija 20.02.2018)
8. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrja 2015 g. № 2471-r [Jelektronnyj resurs] // Fed-eral'naja sluzhba po nadzoru v sfere svjazi, informacionnyh tehnologij i massovyh kommunikacij [oficial'nyj sajt]. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/) (data obrashhenija 14.02.2018)
9. Koshenova M.I. Vlijanie gendernyh stereotipov na kachestvo mezhlichnostnogo obshhenija: Gl. 15. // Praktikum po gendernoj psihologii / pod red. I. S. Klecinoj. SPb.: Piter, 2003. P. 185-195.
10. Koshenova M. I. Gendernye kategorii kak nesushhie konstrukcii: real'nost' ili mif? // Gendernye issledovanija: mezhdisciplinarnyj podhod / pod red. M. I. Koshenovoj, V. M. Fizikova. Omsk: Nauka, 2004. P. 6-17.
11. Koshenova M. I. Informacionnaja kul'tura kak novaja matrica onto-geneticheskogo razvitija // Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie samoreal-izacii lichnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, 28-29 nojabrja 2007 g. / pod red. M.I. Koshenovoj, V.M. Fizikova; otv. za vyp. Ja. V. Kling. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2008. P.143-152.
12. Mozhejko M. A. Simuljakr // Postmodernizm. Jenciklopedija / Sost. i nauch. red. A.A.Gricanov, M.A.Mozhejko. Minsk: Interpresservis; Knizhnyj Dom, 2001. P. 727-737.
13. Sobkin V.S. Mul'tfil'm kak sredstvo social'no-psihologicheskogo analiza moral'no-nravstvennogo razvitija rebenka (po materialam issledovani-ja 1985 i 2006 gg.) // Sociologija doshkol'nogo vospitanija: Trudy po sociologii obrazovanija. T. XI. Vyp. XIX / Pod red. V.S. Sobkina. M.: Centr sociologii obrazovanija RAO, 2006. P. 73-101.
14. Smirnova E.O. Mul'tfil'my dlja doshkol'nikov - kak pravil'no vybirat' [jelektronnyj resurs] // Centr igry i igrushki [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.psytoys.ru/articles/multfilmy-dlya-doshkolnikov-kak-pravilno-vybirat-0 (data obrashhenija 18.02.2018)
15. Tresidder Dzh. Slovar' simvolov / per. s angl. S. Pal'ko. Moskva: Fair-Press, 1999. 448 p.
16. Federal'nyj zakon «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju» ot 29.12.2010 # 436-FZ (dejstvujushhaja redakci-ja, 2017) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant-Pljus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (data obrashhenija 26.02.2018).
17. Ferdinand - otzyvy [jelektronnyj resurs] // Irecommend.ru [sajt]. URL: http://irecommend.ru/content/ferdinand-0 (data obrashhenija 23.02.2018)
18. Ferdinand [jelektronnyj resurs] // KinoPoisk [sajt]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/ferdinand-2017-818144/ (data obrashhenija 23.02.2018)
— • —
Сведения об авторах
Анастасия Александровна Питайкина, студентка 5 курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии Новосибирский государственный педагогический университет; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: [email protected]
Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: [email protected]