педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна, Элипханов Мансур Умарович, Хамикоев Артур Ахсарович и другие ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ...
УДК 37.012
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0055
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019
Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экологии и безопасности жизнедеятельности» Элипханов Мансур Умарович, старший преподаватель кафедры «Экологии и безопасности жизнедеятельности» Чеченский государственный педагогический университет (362048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: elipxanov83@bk.ru) Хамикоев Артур Ахсарович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физической культуры и спорта» Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362003, Россия, Владикавказ, ул. Карла Маркса, 36, e-mail: hamikoevart@mail.ru) Носкидаева Елена Хазбиевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теории, методики физического воспитания и спортивных дисциплин».
Северо-Осетинский государственный университет (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: elena.naskidaeva@mail.ru)
Аннотация. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников в условиях образовательного учреждения и семьи. Экологическое воспитание в образовательном учреждении опирается на систему знаний, включающую сведения о живой и неживой природе. Важно научить ребенка с ранних лет понимать, что человек - неотъемлемая часть природы и именно от человека, от его бережного отношения во многом зависит будущее природы. Учащиеся должны задумываться о последствиях варварского отношения к природе, научиться беречь и заботиться о ней.
Ключевые слова: экология, обучение, экологическое воспитание, проектная деятельность, охрана природы.
EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS THROUGH PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES
© 2019
Tsagaraeva Elena Feliksovna, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department" Ecology and Life Safety» Elipkhanov Mansur Umarovich, senior lecturer, Department of Ecology and Life Safety Chechen State Pedagogical University (362048, Russia, Grozny, 62 Isaeva str., e-mail: elipxanov83@bk.ru) Hamikoev Arthur Ahsarovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Physical culture and sport» North Ossetian State Pedagogical Institute (362003, Russia, Vladikavkaz, Karl Marx street, 36, e-mail: hamikoevart@mail.ru) Naskidaeva Elena Khazbievna, candidate of historical Sciences, associate Professor of "Theory, methodology of physical education and sports disciplines."
North Ossetian State University (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina str., 46, e-mail: elena.naskidaeva@mail.ru)
Abstract. The problem of environmental education always existed and will continue to exist all the time when the human society developes. The correct education will allow to prevent many environmental problems of mankind in the future. Every person should be brought up from early childhood the following moral qualities such as love for nature and conscious, careful and interested attitude to it. The article is devoted the problem of environmental education of preschool children in an educational institution and particularly in the family. Environmental education in educational institution is based on a system of knowledge, including information about the living and inanimate nature. It is very important to teach the child from an early age to understand that human beings is an integral part of nature and from his careful attitude largely depends the future of nature. Students should think about the consequences of a barbaric attitude to nature, learn to protect and take care of it.
Keywords: ecology, education, environmental education, project activities, nature protection.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопрос охраны окружающей среды и поддержание её качества на определенном уровне - один из самых актуальных в современном мире. Процесс воспитания ответственного отношения школьников к природе включает развитие готовности и способности постоянно «открывать» и исследовать окружающую природную среду и обеспечивать реальный вклад в поддержание ее экологически благоприятного состояния.
Проанализировав исследования и публикации современных исследователей в данной тематике выявлено, что проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования.
Во время работы над проектом прослеживается тесное сотрудничество ученика и учителя, которое благо-
приятствует решению основной задачи любой школы -формированию личности [1-10].
В ходе работы выстроилась модель формирования экологической культуры. На практике мы вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность в области экологии посредством участия в экологических проек-тах[11].
Модель (ЭОП) приводит к предполагаемым результатам:
- работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе
В современной школе большое внимание уделяется умению учеников находить необходимую информацию
Tsagaraeva Elena Feliksovna, Elipkhanov Mansur Umarovich, Hamikoev Arthur Ahsarovich and others EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS THROUGH ...
pedagogical sciences
для решения того или иного вопроса, умению ориентироваться в окружающем информационном и социальном пространстве. Это предполагает выход за рамки уроков, в мир окружающей действительности, при этом расширяется кругозор, круг интересов, возрастает наблюдательность. Проектно-исследовательская деятельность готовит учащихся к познанию окружающего мира, развивая познавательные навыки и умения, это учит вдумываться в явления окружающей жизни. Благодаря про-ектно-исследовательскому методу школьники на уроках истории, географии, биологии, литературы учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески [12-18].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы НОУ является воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край, а также выявление и поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей, вовлечение их в процесс самообразования посредством ведения исследовательской деятельности в различных областях науки. Перед началом проведения экологических проектов учащиеся прошли тестирование на знание природы родного края и проблем, связанных с охраной природных ресурсов региона [19-23]. Анализ проведенного анкетирования показал недостаточные знания об экологических проблемах города и пригорода, так же у учащихся частично сформированы знания по природоохранной деятельности. Многие дети понимают, что без совместных усилий не достичь сохранности природных богатств нашей Родины, но знаний по данному вопросу не достаточно для всестороннего развития и формирования экологической культуры в целом [24]. Для того чтобы восполнить пробелы в экологических знаниях учащихся и способствовать формированию экологической грамотности нами принято решение провести ряд мероприятий способствующих этому. Среди числа экологических проектов, в которые проводились на базе МБОУ СОШ № 5 г. Аргун приняли участие ученики 8-х классов, в количестве 78 человек, наиболее масштабными являются два: проект «Вторая жизнь отходов» и проект создание эколого-краеведческой тропы «Берегите природу».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нынешняя экологическая ситуация, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными бытовыми отходами достигло угрожающих масштабов. Поэтому мы выбрали тему проекта «Вторая жизнь отходов», целевая установка при разработке данного проекта - это формирование у детей и молодежи нового образа мышления, когда бытовые отходы рассматриваются не как нечто, не представляющее никакой ценности, а как средство, сырье для получения новых продуктов[25-26].
Экологический проект «Вторая жизнь отходов» был запланирован и проведен как внеклассное мероприятие. В ходе подготовки к мероприятию был проведен классный час с созвучной проекту темой, на котором были заслушаны и обсуждены тщательно подготовленные доклады учеников 8 А класса.
В ходе данного проекта прошел показ поделок учащихся, ими было изготовлено большое количество поделок, таких как кормушки для птиц, создано большое количество композиций для школьного участка, создана красочная презентация. Главный результат нашего проекта - бытовые отходы нашли свое применение.
Учащиеся 8-х классов обладают повышенной эмоциональной активностью, чуткостью, это проявляется в готовности охранять животных и растения, ухаживать за ними. Бывают ситуации, когда дети видят, как взрослые пренебрегают или нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с окружающей природой. В таких случаях мы говорим: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать
надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т. д. А вот вы, дети, молодцы, так не делаете».
В МБОУ СОШ №5 г.Аргун педагогическим коллективом накоплен значительный опыт в организации внеклассной и внеурочной работы по проведению и подготовке календарно-обрядовых праздников, которым педагоги радушно поделились с практикующимися студентами Чеченского государственного педагогического университета. В условиях МБОУ СОШ №5 г.Аргун создание экологической тропы не было трудным делом, потому что учителя и администрация школы во главе с директором Асхабовым Умаром Мовлаевичем поддерживала нас во всех проектах и начинаниях, помогая советами и рекомендациями. Организацию и проведение всех мероприятий взял под контроль курирующий завуч Хамурадова Ноябрина Магомедовна. Она помогала в работе по созданию экологической тропы, подсказывала как правильнее организовать экологическую направленность учебной деятельности в соответствии с ФГОС и учебной программой по биологии, и определила основные виды работ по её созданию. Работа над проектом эколого-краеведческой тропы «Берегите природу» длилась в течение педагогической практики. Наша экологическая тропа начинается со школьного участка и тянется на протяжении около километра и заканчивается на берегу реки Орга. Река протекает в пригороде города Аргун, Аргунского района Чеченской республики, в очень живописном месте, по берегу часто встречаются заросли с густой травой, но в основном это каменистый берег на всем протяжении исследуемой территории. Эта река является местом отдыха населения, в основном молодежи.
Задачи проекта: изучить историю исследуемой территории и данной реки; привлечь внимание учащихся и населения к соблюдению чистоты; провести экологический десант по очистке изучаемой территории.
Рассчитана она не только на учащихся восьмых классов, но и учителей и некоторых отдыхающих граждан.
Какие же конкретные этапы включает наша тропа? При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали перечисленные требования, чередовали открытые пространства с застроенными жилыми домами территориями, старались сделать нашу тропу интересной, информативной и привлекательной. Пришкольный участок МБОУ СОШ № 5, Территория прилежащая к МБДОУ № 5 «Светлячок», парковая зона, карьер, река Орга.
По завершению проекта учащимся еще раз было предложено ответить на вопросы теста экологического направления. По результатам анкетирования выяснено, что у учащихся заметно повысилось качество знаний в области региональной экологии и появилось стремление беречь и приумножать богатства родного края.
В настоящее время периодически проводиться очистка речного берега и близлежащей территории, ведутся наблюдения за сезонными изменениями природных условий территории реки. Было посадили несколько саженцев ивы плакучей в память о проделанной работе. С этим проектом мы хотим выйти на республиканский уровень.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Систематическое участие учащихся во всевозможных экологических и природосберегающих акциях, исследованиях, днях науки, регулярные классные часы и мероприятия по экономии энергии, воды, бумаги, продуктов питания, одежды и т.д. способствует формированию экологически зрелой, ответственной личности с активной жизненной позицией [27-33].
Мы считаем, что с поставленной задачей справились, и наша эколого-краеведческая тропа поможет учащимся поближе познакомиться с особенностями природы, узнать много нового и интересного о культуре и истории родного края, своеобразии и самобытности населения, культурного ландшафта. Таким образом, формирова-
244
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна, Элипханов Мансур Умарович, Хамикоев Артур Ахсарович и другие ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ...
ние ответственного отношения учащихся к природной среде и ресурсам в процессе их обучения в школе не ограничивается только овладением системой знаний по этому кругу вопросов. Этот процесс связан с выработкой практических умений и навыков природоохранного характера, способствующих правильному поведению в реальных жизненных ситуациях, поэтому метод проектов является наиболее результативным не только в экологическом образовании и воспитании учащихся, но и в решении задач личностно-ориентированного процесса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания // М.Г.Ашырова //В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. С. 35-38.
2. Цагараева Е.Ф. О формировании экологических знаний при изучении зоологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 320-322.
3. Дзакаева З.А. Экология города в школе - основа регионального компонента экологического образования // З.А. Дзакаева, З.П. Оказова, Х.Р. Ханаева, Е.Ф. Цагараева // В сборнике: Актуальные проблемы биологии и экологии Материалы международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 393-396.
4. Оказова З.П., Байбатырова Э.Р. Экологический участок как элемент биологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 137-140.
5. Оказова З.П. Дзакаева З.А., Ханаева Х.Р., Цагараева Е.Ф. Экология города в школе — основа регионального компонента экологического образования // Актуальные проблемы биологии и экологии: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. Грозный. 2017. С. 393-396.
6. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.
7. Желудева Е.В., Пименов Н.В. «Гармония жизни» и человек: воспитание гуманного отношения к природе // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. Москва. 2015. С. 76-81.
8. Ахметова М.Х., Магсумов Т.А. Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в социально-активной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 196-200.
9. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 202-206.
10. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
11. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С.136—141.
12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология в школе: Забайкальский вариант //Биология в школе. 2010. № 1. С. 62—63.
13. Журавлева К.С. Экология в школе //Актуальные проблемы современной экологии и экологического образования: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г.Орехово-Зуево. 2015. С. 7.
14. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 243-246.
15. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.
16. Латюшин В.В. Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования //Экология в средней и высшей школе: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г. Челябинск. 2016. С. 57—60.
17. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.
18. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 115-119.
19. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении // И.Д. Зверев М., 1980.
20. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. Экологическое образование школьников //И.Д. Зверев М., 1983. С. 193
21. Насибуллина Э.Р. Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 301-303.
22. Дунаева А.С. Экологическое образование как фактор инновационного устойчивого развития территории. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня». Москва. 2018. С. 62-69
23. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.
24. Беседина Л.А. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании. //Мат. МНПК «Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии». Москва. 2017. С. 36-38.
25. Романов О.Е. Продуктивное обучение. // Мат. МНПК
«Актуальные проблемы химии и методики преподавания химии». Элиста. 2013. С. 56-58.
26. Orr D.W Foreword//Ecotherapy: healing with nature in mind/Eds.: L. Buzzell, C. Chalquist. -Berkeley: Counterfront, 2009. P. 13-16.
27. Магомедова П.З. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию учащихся. //Мат. МНПК «Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития». Махачкала. 2013. С. 133-137.
28. Сопко Г.И. Экология как актуальный предмет обучения безопасности жизнедеятельности / Г.И. Сопко // Основы безопасности жизни. 1999. № 5. С. 45-49.
29. Садыхова Ж.И. Преподавание экологии: ответственность и устойчивое развитие /Ж.И. Садыхова // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза, 2011. С. 372-373.
30. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.
31. Чуйкова Л.Ю. Экологическая педагогика как область исследования и применения /Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков //Гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 111-118.
32. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.
33. Кярова Г.А. Опыт экологического образования и воспитания в кабардино-балкарской республике //В сборнике: Природные ресурсы и экологическое воспитание на Северном Кавказе и соседних территориях Труды IV Международной конференции. 2016. С. 44-45.
Статья поступила в редакцию 23.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019