Научная статья на тему 'Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности'

Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1827
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / PROJECT ACTIVITIES / STANDARD / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна, Оказова Зарина Петровна, Айдамирова Милана Ахдановна

Педагоги всех времен издревле заявляют о влиянии окружающего быта и условий жизни и отдыха на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа является одним из основных фактов народной педагогики, включая не только среду обитания, но и родную сторону, Родину. Природа объединяет в неделимое формы организации деятельности детей и подростков, формируя совершенную личность, развивающуюся в гармонии с природой, прививая не только любовь к окружающему миру, но и бережное отношение к природным богатствам. В народной педагогике часто соприкасаются природа и жизнь, что позволяет воспринимать все явления природы более ярко, формируя гармоничную социализированную личность, ориентированную на сохранение общеприродных богатств для будущих поколений. В статье наглядно представляется опыт работы по проведению занятий экологической направленности в младшей школе. Согласно стандартам нового поколения применяется групповая форма работы, которая становится преобладающей. Показаны способы организации проектной деятельности экологической направленности обучающихся. Кроме этого приводится краткое описание некоторых проведенных занятий в начальной школе (2-4 классы) «МБОУ СОШ № 27 им. Ю.С. Кучиева» г.Владикавказ. в 2016 / 2017 уч. году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE FRAMEWORK OF EXTENSIVE ACTIVITY

Since ancient times teachers declare the influence of everyday routine and living conditions and rest on the formation of the world view and morality of the individual. Nature is one of the main facts of folk pedagogy including not only the environment but, also the native country, the Motherland. Nature unites the forms of organization of the activities of children and adolescents into the indivisible, forming a perfect personality developing in harmony with nature, instilling not only love for the world around us, but also careful attitude towards natural resources. In folk pedagogy nature and life often come into contact, that allows us to perceive all the phenomena of nature more clearly, forming a harmonious socialized individual focused on preserving common wealth for future generations. The article also clearly shows the experience of giving environmental lessons at primary school. According to the new generation standards a group form of work, which is becoming prevailing, is applied. The ways of organizing environmental project activities are shown. In addition, there is a brief description of some of the lessons in primary school (2-4 forms) in “Municipal Budgetary General Education Institution Secondary School №27 named after Yu. S. Kuchiev”, Vladikavkaz, 2016/2017 academical year.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности»

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Okazova Zarina Petrovna, Aydamirova Milana Akhdanovna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS ...

pedagogical sciences

УДК 378.14.014.13

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Айдамирова Милана Ахдановна, аспирант кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail aidamiroval979@gmail.com)

Аннотация. Педагоги всех времен издревле заявляют о влиянии окружающего быта и условий жизни и отдыха на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа является одним из основных фактов народной педагогики, включая не только среду обитания, но и родную сторону, Родину. Природа объединяет в неделимое формы организации деятельности детей и подростков, формируя совершенную личность, развивающуюся в гармонии с природой, прививая не только любовь к окружающему миру, но и бережное отношение к природным богатствам. В народной педагогике часто соприкасаются природа и жизнь, что позволяет воспринимать все явления природы более ярко, формируя гармоничную социализированную личность, ориентированную на сохранение общеприродных богатств для будущих поколений. В статье наглядно представляется опыт работы по проведению занятий экологической направленности в младшей школе. Согласно стандартам нового поколения применяется групповая форма работы, которая становится преобладающей. Показаны способы организации проектной деятельности экологической направленности обучающихся. Кроме этого приводится краткое описание некоторых проведенных занятий в начальной школе (2-4 классы) «МБОУ СОШ № 27 им. Ю.С. Кучиева» г.Владикавказ. в 2016 / 2017 уч. году.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, проектная деятельность, стандарт, образовательный процесс.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE FRAMEWORK OF EXTENSIVE ACTIVITY

© 2018

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department "Ecology and Life Safety" Okazova Zarina Petrovna, Doctor of Agricultural Sciences, Professor

at the Department of «Ecology and Life Safety» Aydamirova Milana Akhdanovna, graduate student of the Department of «Ecology and Life Safety» Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isaev st., 62, e-mail: aidamirova1979@gmail.com)

Abstract. Since ancient times teachers declare the influence of everyday routine and living conditions and rest on the formation of the world view and morality of the individual. Nature is one of the main facts of folk pedagogy including not only the environment but, also the native country, the Motherland. Nature unites the forms of organization of the activities of children and adolescents into the indivisible, forming a perfect personality developing in harmony with nature, instilling not only love for the world around us, but also careful attitude towards natural resources. In folk pedagogy nature and life often come into contact, that allows us to perceive all the phenomena of nature more clearly, forming a harmonious socialized individual focused on preserving common wealth for future generations. The article also clearly shows the experience of giving environmental lessons at primary school. According to the new generation standards a group form of work, which is becoming prevailing, is applied. The ways of organizing environmental project activities are shown. In addition, there is a brief description of some of the lessons in primary school (2-4 forms) in "Municipal Budgetary General Education Institution Secondary School №27 named after Yu. S. Kuchiev", Vladikavkaz, 2016/2017 academical year.

Keywords: ecology, environmental education, project activities, standard, educational process.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с является наиболее актуальной, жизненной необходимо-важными научными и практическими задачами. В рабо- стью становится экологизация материальной и духовной тах великих педагогов Руссо, Песталоцци, Ушинского, деятельности человека с выполнением основного усло-Толстого все, что согласуется с природой рассматрива- вия-сохранения общего для всех. В современном обще-ется как благо, все что в той или иной степени противо- стве особенно важно возродить чувство истинной люб-речит законам природы считается злом и извращени- ви к окружающему миру, любви к природе, бережному ем. Этот принцип подробно рассмотрен и обоснован отношению. Учащиеся должны осознавать что охрана Я.А.Коменским [1-3]. природы это часть нашей жизни и основной задачей пе-

Система педагогического воспитания В.А.Сухомлин- дагогов найти формы и методы воспитания в вопросах ского основана на природосообразности и жизнеобраз- экологического воспитания и экологического образова-ности, в этом и сила педагогического воспитания. Вверяя ния [6-13].

себя природе, человек проходит жизнь, опираясь на ос- «Природа не храм, а мастерская и человек в ней ра-новные законы природы, предоставляя возможность ботник. Красота не всегда приметна, ее надо уметь раз-руководить своими поступками и действиями. Принцип глядеть...», - писал И. Тургенев. Наша задача научить природосообразности является основным принципом детей рассмотреть красоту окружающей природы, реа-всего воспитания, принципом всей человеческой жизни гировать на красоту, уметь восхищаться ею, мы должны [4-5]. постараться научить детей осознавать красоту природы

Проанализировав исследования и публикации послед- и беречь ее [14]. них лет, по данной тематике установлено, что фило- Формирование экологической культуры процесс не софы, художники и поэты во все времена отдают дань спонтанный, он начинается буквально с колыбельных этой вечной и всегда актуальной теме. В наши дни, ког- песен и сказок на ночь в семье, продолжаясь в дошколь-да экологическая угроза стоит особенно остро, эта тема ных образовательных учреждениях и далее в школе. 228 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна, Оказова Зарина Петровна, Айдамирова Милана Ахдановна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ...

Сформированная экологическая культура проявляется в бережном отношении ребенка к окружающей его природе, умении видеть прекрасное вокруг себя и умении сберечь это прекрасное для себя и окружающих.

Сформировать у младших школьников ответственное и бережное отношение к явлениям окружающего мира, научить видеть красоту природы в мелочах и пользоваться благами природных ресурсов менее расточительно является основной целью при формировании экологического воспитания в младшем школьном возрасте. Это достигается только при систематическом обращении внимания школьников на познание окружающего мира его законов, обеспечивающих взаимодействие человека и природы и потребности общения с природой и готовностью оберегать и преумножать ее богатства [15-18].

Здоровье любого организма или его части предполагает здоровье составляющих его элементов и включенность в здоровую среду и ежедневная совместная работа детей, родителей и педагогов должна быть направлена на понимание и принятие этого факта.

В учебно-воспитательном процессе предпочтительно использовать такие формы работы, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии, экологические акции, необходимо сочетать разнообразные методы экологического образования, такие как этические беседы, дидактические игры и викторины. Все эти педагогические приемы необходимы для помощи учащимся в овладении системами знаний о нормах и правилах поведения в отношении к природе, навыков по познанию окружающего мира и его охране.

Цели экологического воспитания в процессе обучения мы достигаем, развивая экологическое сознание личности ребенка как объединенное становление знаний, мышления, чувств, воли, формируя в детях готовность к охране и рациональному использованию природных богатств и ресурсов.

Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:

- экологическое просвещение - помощь в формировании у детей мысли об использовании законов природы для осознания себя и своего окружения частями природы и использовании новых знаний о природе и ее охране в целях сохранения и приумножения природных ресурсов. Особое значение при этом отводится пониманию ребенком того что завтрашний день и его благополучие зависит от чистоты окружающей природы, которая напрямую зависит от чистоты воздуха, воды и прочих составляющих.

- экологические воспитательные мероприятия (внеклассная работа по экологии в начальной школе).

Экологическая культура в младшем школьном возрасте создается как в учебной, так и во внеурочной деятельности учащихся. На уроках у учащихся формируются убеждения, что природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней [9, 10, 19].

Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы [20-22]:

- Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Формирование целей статьи (постановка задания) - формирование ответственного отношения к окружаю-

щей природе, что предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наиболее оптимальным возрастом для формирования основ экологической культуры является младший школьный возраст, так как в этот период преобладает эмоционально-чувственный способ освоения и восприятия окружающего мира, формируя личностные качества ребенка [23-25].

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, раскрывающих ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной социальной природной среде. Ребенок должен понимать, что здоровье любого организма или его части предполагает здоровье составляющих его элементов и включенность в здоровую среду

В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности [26-27].

В эксперименте принимали учащиеся 2-4 классов. Общее количество учеников во 2-хклассах- 49 человек, в 4-х классах 74 человека. Ниже описанное занятие было проведено во втором классе и посвящалось животным, проживающим на территории Северного Кавказа, их местообитанию и взаимосвязи их с другими живыми организмами.

Это занятие требовало дополнительной подготовки: в течение нескольких уроков дети выступали с краткими сообщениями о животных. На итоговом занятии ребята работали в группах, они использовали для работы пластилин, краски, фломастеры, цветную бумагу, а самое главное - материал из сообщений [28].

Заданием для всех групп было разместить животных в их комфортную среду обитания. За один урок ребята создали и защитили проект, посвященный одной группе животных. Ученики второго класса с удовольствием работали на уроке, каждый смог реализовать себя в том, что он больше всего умеет, и в том, что у него больше всего получается.

Учащимся четвёртых классов, кроме всего вышеописанного, можно предложить разместить на плакате информацию, взятую из интернета и различных литературных источников, загадки, частушки и т. д., в этом случае плакат должен быть не только красочно оформленным, но и содержательным.

Подобную работу можно провести по теме «растения Северного Кавказа». Вначале провести несколько занятий, на которых будут изучены деревья, кустарники, травы. На итоговом занятии класс разделить на группы по 5-6 человек, каждой группе выдать лист бумаги форматом А1. Ученики должны представить, что этот лист бумаги - их участок земли и им необходимо разместить на нём ранее изученные растения. В конце урока они должны защищать получившийся проект и дать название своему участку (результатом может быть огород, сад, парк и т. д.).

Следующую работу лучше всего проводить в 4-х классах. Заранее перед занятием можно сделать заготовки: нарисовать плакат с обязательными элементами, такими как болото, река, лес, горы, железная дорога, но можно дать задание детям самостоятельно нарисовать плакаты на уроке рисования [29].

Детям необходимо на предложенном плакате с помощью пластилина или бумаги разместить следующие объекты: завод, ГЭС, ферму, очистные сооружения, теплицы, жилые дома, школу и детский сад (можно добавлять и свои объекты). В конце урока группы должны защитить свой проект и обосновать расстановку объек-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)

229

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Okazova Zarina Petrovna, Aydamirova Milana Akhdanovna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS ...

pedagogical sciences

тов. Данная работа вызвала у детей большой интерес, во время работы они понимают, сколько экологических факторов необходимо учитывать для того, чтобы построить город.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы, причём, проводить традиционные уроки по экологии в начальной школе нежелательно, так как они будут назидательными, сложными и малопонятными, поэтому занятия должны быть, в основном, нетрадиционными, которые позволят ученикам активно участвовать в обсуждении, решать проблемные вопросы, создавать проекты, ходить на экскурсии, посещать выставки, проводить различные экологические праздники. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дунаева А.С. Экологическое образование как фактор инновационного устойчивого развития территории. // Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня». Москва. 2018. С. 62-69.

2. Абубакарова З.Ш. Экологическое образование и воспитание об экологической составляющей химического образования. // Мат. МНПК «Актуальные проблемы биологии и экологии». Грозный. 2018. С. 123-127.

3. Кочуров Б.И., Фомина Н.В. Экологическое образование в постиндустриальном мире: от просвещения до практики. //Мат. ВНПК «Экологическое образование сегодня: взгляд в будущее». Москва. 2018. С. 78-82.

4. Алпацкая Д.А. К вопросу об активизации познавательной деятельности в процессе обучения биологии. Мат. МНПК «Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии». Москва. 2017. С. 18-19.

5. Беседина Л.А. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании. //Мат. МНПК «Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии». Москва. 2017. С. 36-38.

6. Оказова З.П., Хасуева Б.А., Чапанова А.Х. Обоснование формирования экологической культуры учащимися средствами курса «Биология. Человек». // Мат. МНПК «Биологическое разнообразие — основа устойчивого развития». Грозный. 2018. С. 387-393.

7. Васильева Т.В. Совершенствование методики преподавания дисциплины «Экология». //Мат. НПК «Научноеуправление качеством образования». Вологда. 2007. С. 47-48.

8. Гаджиева С.Р., Кадырова Э.М. Методика преподавания и обучения экологии. //Мат. МНПК «Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики». Санкт-Петербург. 2016. С. 32-36.

9. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 39-42.

10. Мокиевская Н.Е., Вьюнова Н.А., Козлова М.В. Проблемы формирования экологической культуры школьников //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 100-104.

11. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.

12. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

13. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

14. Жук Е.Ю., Григорьева Е.Е. Методика преподавания экологии: Традиционные и инновационные подходы. //Мат. РНПК «Наука — образованию, производству, экономике». Витебск. 2015. С. 116-118.

15. Саруханова З.В. Роль экологического воспитания в образовании. //Мат. МНПК «Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития». Махачкала. 2013. С. 168-171.

16. Лизунова Е.В. Ролевая игра как способ формирования экологической культуры на уроках биологии. // Мат. ВНпК «Биологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы». Самара. 2014. С. 381-388.

17. Buzzell L. and Chalquist C. Psyche and nature in a circle of healing//Ecotherapy: healing with nature in mind/Eds.: L. Buzzell, C. Chalquist. -Berkeley: Counterfront, 2009. -P. 17-22.

18. Любовникова Е.В. Теория и методика преподавания экологии в рамках внеурочной деятельности научного сообщества учащихся. / Е.В. Любовникова // Мат. МНПК «Путь в науку». Барнаул. 2016. С. 94-100.

19. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

20. Кантор И.В. Эмоциональное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания: психолого-педагогические аспекты экологического воспитания дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2017. № 1 (12). С. 173-179.

21. Кулешова М.Н. Экологическое воспитание дошкольников через воспитание заботы и любви к окружающей среде // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 149-151.

22. Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Экологическое воспитание

как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 119-120.

23. Orr D.W Foreword//Ecotherapy: healing with nature in mind/Eds.: L. Buzzell, C. Chalquist. -Berkeley: Counterfront, 2009. P. 13-16.

24. Магомедова П.З. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию учащихся. // Мат. МНПК «Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития». Махачкала. 2013. С. 133-137.

25. Цагараева Е.Ф. Оценка методов обучения экологии в России и за рубежом. //Известия Чеченскго государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 163-166.

26. Моргун Д.В. Экологическое образование для устойчивого развития как интегральное направление модернизации образования. // Наука — образованию. 2012. № 1. С. 89-100.

27. Романов О.Е. Продуктивное обучение. // Мат. МНПК «Актуальные проблемы химии и методики преподавания химии». Элиста. 2013. С. 56-58.

28. Whiddett S., Holly ford S. Competences. Chartered Institute of Personnel and Development. 2007. 363 p.

29. Лернер Г.И. К вопросу о мотивации учебной деятельности школьников во время учебного занятия по биологии. // Мат. МНПК «Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии». Москва. 2017. С. 87-89.

Статья поступила в редакцию 30.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

230

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.