ЦУЙ ГУНХАО, МА ЖУНЬЧАО УРБАНИЗАЦИЯ КИТАЯ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦУЙ ГУНХАО, МА ЖУНЬЧАО Чжунго цзы-ся эр-шан чэншихуа ды фачжань цзици цзичжи//
Дили сюэбао. - Пекин, 1999. - Т. 54, № 2. - С. 106-115. - Кит.яз.
В данной статье Цуй, профессор факультета урбанистики Нанкинского университета, Ма, Лоренс Дж. К., сотрудник кафедры планирования Акронского университета (г. Акрон, штат Огайо), изложили главные итоги исследования 26 поселков в 19 уездах восьми провинций Китая, проведенных при поддержке Фонда Луса (Luce foundation of U.S.A.) по проекту “Изучение урбанизации Китая”. В результате проведенных исследований было выявлено, что урбанизация в Китае проявляется не только в росте населения в городах, сосредоточении в них экономической деятельности, но и в активной миграции рабочей силы деревни в малые города и поселки.
В сельской местности уже давно размещались крупные объекты государственной промышленности и инфраструктуры, что приводило к сосредоточению населения и созданию поселков городского типа, т.е. возникали очаги возможной урбанизации. Однако ход и интенсивность этого процесса были ограниченными. Кроме того, в силу традиционного представления, что “город - это промышленность, деревня - сельское хозяйство”, а также ограничения товарного производства, такие несельскохозяйственные отрасли, как промышленность и торговля, в сельской местности не развивались. Поэтому до реформы процесс урбанизации в целом шел медленно, как говорится, “пустились в путь, но вперед не продвинулись” (с. 107).
Некоторые ученые (Чжан Тинвэй; Ма Жуньчао и Фань Мин) считают урбанизацию в Китае урбанизацией деревни снизу или подобием “самопроизвольной” урбанизации деревни. Другие ученые подошли к урбанизации с точки зрения разных движущих сил - “верхов” и “низов”. Эти подходы и исследования оригинальны и имеют большое значение для понимания процесса урбанизации в Китае в целом.
То, что исследователями в рамках данного проекта названо урбанизацией снизу, возникает не где иначе, как в деревне. Этот процесс инициируется правительствами низовых сообществ и приводится в движение крестьянами, для того чтобы сельское население перемещалось в сельской местности. Именно здесь создаются малые города и поселки в качестве центров притяжения населения, промышленности, которые, расширяясь, образуют зоны городов, впоследствии разрастающиеся в обширные городские агломерации. Поскольку этим процессом охвачены сельские регионы, то в приоритетном положении находятся города и поселки более низкого ранга. Таким образом, урбанизация на начальном этапе ее развития есть (в широком и общем смысле) превращение деревни в поселок.
В общей численности населения поселков чрезмерно велика доля сельскохозяйственного населения. Относительная величина несельскохозяйственного населения в общей массе рабочей силы деревни в 1996 г. составляла 28,8% (с.108). Ныне в деревне несельско-хозяйственная рабочая сила - это в основном рабочие и служащие сельских предприятий.
Основным показателем урбанизированности населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. В масштабе страны, 8% сельских предприятий расположены в малых городах и поселках и в малых промышленных зонах, 12 - в малых рыночных центрах, 80% - в деревнях (с. 108).
С точки зрения размещения предприятий, степень рассредоточенности довольно высока. А если анализировать размещение по численности занятых, то, по данным всеобщей переписи населения 1990 г., в поселках проживает 30,3% лиц, работающих в сельской промышленности
(с. 108). Кроме того, в поселках имеется еще определенное количество предприятий третичного сектора, возникших в последние годы. Все это показывает, что развитие сельских предприятий действительно тесно связано с развитием малых городов и поселков и их агломераций.
До 80-х годов процесс урбанизации в Китае развивался очень медленно, малые города и поселки приходили в упадок (в 1953 г. их было 5 тыс., в 1978 г. 2,8 тыс.; валовая продукция сельских предприятий в 1978 г. равнялась лишь 24% совокупного общественного продукта деревни) (с. 108).
В развитии урбанизации можно выделить несколько этапов:
1. Конец 70-х - 1983 гг., это начальный этап. Сельские предприя-тия получили политическую поддержку, правительства местных сообществ, выделяя им финансовые средства, способствовали их росту.
2. 1983-1988 гг. - этап быстрого развития урбанизации.
Под воздействием ряда политических установок ЦК КПК (1984), направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось в целом по стране. Изменения миграционной политики, а также постановление министерства внутренних дел об упорядочении процедуры выдачи разрешений на создание декретных поселков резко ускорили миграцию населения и количественный рост подобных поселков.
С 1984 г. наблюдается активизация урбанизации, которая продолжалась вплоть до 1988 г., когда число сельских предприятий увеличивалось быстрее, чем число декретных поселков. Увеличивались иностранные инвестиции и экономический потенциал крупных и средних городов. В 1994 г. в стране среди сельских предприятий было 29,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд. юаней (с. 109); в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест.
3. Процесс расширения урбанизации снизу начался с начала 90-х годов. После частичного разрешения экономических проблем в 1989-1990 гг. и выступлений Дэн Сяопина на юге Китая (1992) в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также в строительстве малых зон сельской промышленности. В 1994 г. в стране насчитывалось почти 40 тыс. уже организованных или организуемых зон сельской промышленности (с. 110). Этот процесс благоприятствует стягиванию сельской экономики и населения в малые города и поселки, т.е. ускорению пространственных изменений, что повышает уровень урбанизации и ее роль в урбанизации всей страны.
На этом этапе в развитии урбанизации снизу районы центральной и западной частей континентального Китая начали обгонять приморские районы по темпам роста сельских предприятий, по числу крестьян, которые начинали заниматься несельскохозяйственным трудом.
Хотя в течение 20 лет урбанизация снизу шла довольно быстро, ее уровень в целом еще очень невысок. Следует заметить, что из-за ограничений, связанных с режимом прописки, и несовершенства статистической службы действительная занятость активного населения декретных поселков превышает численность их несельскохозяйственного населения, существует “скрытая часть”, и степень этой скрытности (доля в населении поселков) тоже выше городской.
Основной фактор урбанизации снизу - развитие несельскохозяйственных отраслей в сельской местности, а главный признак - переход населения деревни от занятий сельским трудом к несельскохозяйственному труду и пространственная концентрация рабочей силы в малых городах и поселках.
Важную роль здесь играет политика правительства, поскольку в условиях социалистической рыночной экономики рыночная экономика подвержена государственному вмешательству, регулированию и контролю. Политические установки государства и местных органов власти служат главными средствами регулирования и контроля, они же представляют собой определяющий фактор развития урбанизации снизу.
Влияние государства проявляется в принятии политических решений, в которых указываются основные направление и пути развития страны. Так, это решения правительства, благоприятствующие организации и расширению экономических зон, которые стимулировали приток средств из Сянгана, Аомэня, Тайваня и зарубежных государств, обеспечив более высокие темпы урбанизации этих районов по сравнению с прочими.
Большое значение имеют решения соответствующих государственных ведомств, влияющие на ход урбанизации. Например, нормы расселения крестьян, предоставление приехавшим в город крестьянам временного статуса горожан, упорядочение процедуры определения статуса поселка и т.д., которые привели к тому, что с 1984 г. сильно увеличились количество городов и поселков и численность проживающего в них населения.
Конкретная политика на местах (в провинциях, городах, уездах, вплоть до волостей и поселков), включающая льготное налогообложение, установление налоговых нормативов на сделки с землей, подворных и подушевых налогов и т.д., - все это реально воздействует на экономическое развитие, движение населения и урбанизацию в данной местности.
Расширяется инвестирование в сельские предприятия и в строительство городов и поселков. На эти цели идут государственные субсидии; ассигнования различных государственных ведомств; кредиты банков и кредитных кооперативов; привлеченные средства (в том числе иностранные инвестиции); собственные средства; прочие средства. Размер кредитов определяется экономической мощью предприятия (банк требует, чтобы в валовых инвестициях собственные средства составляли 30-50%) (с. 111). Часть средств, поступающих “сверху”, год от года сокращается, доля “со стороны” зависит от местных условий, профиля предприятия и эффективности его работы.
Однако собственные средства играют ключевую роль. Если их много, развитие идет быстро и степень надежности тоже высока. В провинциях, где сельские предприятия развиты, например в Цзянсу, Чжэцзяне, доля собственных средств превышает 50% (с. 111).
Разумеется, в зависимости от инвестиционного климата и социально-экономических условий виды и размеры источников финансирования в разных местах тоже неодинаковы. Близость Гуандуна к Сянгану и Аомэню обеспечивает ему большой приток иностранных капиталовложений, поэтому объем кредитов тоже велик (обе позиции составляют более 55%), и по развитию сельских предприятий Гуандун впереди всех провинций.
Огромным толчком развитию сельских предприятий и урбанизации послужили средства, аккумулированные населением. В 1994 г. в инвестициях в основные активы сельских предприятий эти средства составили 24 млрд. юаней (9,5% всего объема инвестиций), увеличившись по сравнению с 1987 г. на 12,6 млрд., а их доля в общем объеме инвестиций в сельские предприятия повысилась в два раза (с. 111).
Финансирование строительства городов и поселков осуществляется государством и местными органами власти. Государство и власти крупных городов совместно определяют места строительства приоритетных хозяйственных объектов и свои доли в общем объеме инвестиций, например промышленных поселков, городов-спутников (Цзиньшань, Коло, Шанская).
Строительство может финансироваться не только из местных бюджетов городов, поселков. В 90-е годы важным источником поступлений в местные бюджеты стали средства, полученные от операций с землей, которые направлялись на строительство городов и поселков, а это ускорило процесс урбанизации.
Активное участие в строительстве принимают крестьяне, которые на свои средства арендуют или скупают земельные участки в городах и поселках для строительства заводов и фабрик, открывают магазины, а также выплачивают сборы за право стать жителями городов. Эти средства идут на городское строительство. По неполным статистическим данным, с начала 90-х годов аккумулированные таким способом средства превышают 130 млн. юаней (с. 111).
По-видимому, в будущем налоги, полученные от сделок с землей, и наличные средства крестьян станут важным фактором, влияющим на масштабы градостроительства.
В политической системе Китая местные органы власти различных уровней играют основную и решающую роль в социально-экономическом развитии и строительстве городов и поселков. Сложился тип урбанизации с китайской спецификой, которая заключается в том, что именно сообщества двигают экономику вперед. Пример - южная часть провинции Цзянсу (сокращенно Сунань).
Основываясь на опыте Сунани, конкретную роль местных правительств в экономическом развитии можно свести к следующему. Эти власти, во-первых, определяют основные направления развития предприятий и их кадровую политику; во-вторых, координируют отношения с внешним окружением (выше и нижестоящими уровнями власти, другими предприятиями и хозяйственными единицами); в-третьих, согласовывают использование
местных финансовых ресурсов и добиваются получения кредитов; в-четвертых, выделяют земельные участки, следят за сбором налогов, проводят политику льготного налогообложения;
в-пятых, координируют свою деятельность с политикой вышестоящих уровней власти. Именно действия обеспечили быстрое развитие сельских предприятий, в особенности коллективных. Сунань стала районом самых крупных в Китае сельских предприятий, именно благодаря непосредственному участию местных властей в этом процессе. Однако имеются и отрицательные последствия этих процессов, когда учитываются только интересы предприятий данной местности. Это ведет к игнорированию территориального разделения труда между сообществами, дублированию в строительстве, а также к чрезмерному вмешательству в дела предприятий в период, когда функции местной администрации и права предприятий не определены юридически.
Крестьянские массы обширной китайской деревни тоже становятся важной силой, стимулирующей развитие и жизнеспособность урбанизации снизу. В экономически маломощных, со слабым коллективным хозяйством районах крестьяне также используют местные средства для развития мелкого единоличного производства, расширения своего хозяйства до определенного масштаба и его специализации. Это способствует прогрессу местной экономики, а также появлению и развитию новых городов и поселков.
Помимо местных властей и крестьянских масс отечественные и иностранные предприятия, учитывая благоприятные социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие, сосредоточение населения и развитие городов и поселков. В этом процессе складывается тот тип урбанизации, в котором значительна роль внешних сил. Приме-ры -дельта р. Чжуцзян, о. Хайнань.
Учитывая почти 20-летнюю практику, можно сделать вывод, что урбанизация соответствует китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни. Постоянно повышается уровень урбанизации снизу, видоизменяются ее формы проявления. В уже возникших и возникающих урбанизированных районах усиливается пространственная концентрация населения и предприятий. Это ведет к превращению целых регионов в урбанизированные зоны.
В связи с относительной отсталостью центральных и западных регионов на какой-то период в будущем урбанизация снизу останется важной формой урбанизации. Однако по мере расширения открытости внешнему миру, упорядочения производства в городе и выхода его за городские пределы форма урбанизации, где основные движущие силы находятся “внизу”, в ее чистом виде будет постепенно размываться.
В. С.Милонов