УРБАНИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ И ПУТИ МИГРАЦИИ АГРАРНОГО НАСЕЛЕНИЯ
ФУ госинь
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
В данной статье дается краткий обзор процесса урбанизации в КНР, проанализирована проблема аграрного перенаселения в Китае на новом этапе. Автор приходит к выводу, что в настоящее время Китаю необходимо ускорить процесс урбанизации деревни путем строительства малых и средних городов.
На пороге XXI в. Китай вступил в новый этап своего существования, характеризующийся переходом экономического роста от экстенсивного типа к интенсивному, переходом общества от начального этапа среднего достатка к его «всестороннему строительству». В стране происходят глубокие изменения во всех областях общественной, экономической и социальной жизни, затрагивающие фундаментальные основы общественного устройства.
Одной из серьезнейших проблем, угрожающих развитию экономики страны, является огромное аграрное перенаселение. Согласно данным прописки, численность сельского населения в 2006 г. составляет 940 млн человек, а реально в настоящее время в сельских районах постоянно живут около 750 млн крестьян [1].
В связи с рядом причин после 1997 г. темп роста доходов крестьян явно стал замедляться, одновременно увеличился разрыв в доходах между крестьянами и горожанами, а также между регионами. Реально приблизить доходы крестьян к городским стандартам и социально уравнять жителей города и деревни невозможно, пока в деревне проживает % населения, причем сельское хозяйство дает всего 15% ВВП. Увеличить производительность труда в сельском хозяйстве до уровня, сопоставимого с неаграрными секторами экономики, можно лишь путем существенного сокращения доли сельского населения, перелива избыточной рабочей силы в более производительные отрасли, осуществления беспрецедентной в истории человечества по масштабам и срокам урбанизации и последующего укрупнения земледельческих хозяйств. Только таким путем можно создать необходимые предпосылки для рационализации и повышения эффективности землепользования в деревне. Урбанизация деревни в Китае позволит не только осуществить стратегическую задачу миграции аграрного перенаселения, но и стимулировать развитие аграрной экономики, расширение каналов занятости, трудоустройства, увеличение доходов крестьян, в результате чего активизируется процесс координации развития города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, более зажиточного Востока стра-
ны и отсталых западных регионов, а также уменьшение разрыва в доходах между городскими жителями и крестьянами [2].
В практике существует две модели урбанизации: развития больших городов и развитие малых и средних городов. Учитывая низкий уровень урбанизации в стране, а также принимая во внимание, что процесс урбанизации представляет собой динамичное движение, которое включает развитие малых, средних и больших городов, мы считаем, что урбанизация в Китае должна происходить прежде всего за счет развития малых городов и поселков; политика сочетания рационального укрупнения и расширения средних и больших городов является второстепенной.
Основной фактор строительства малых городов и поселков - развитие несельскохозяйственных отраслей в сельской местности, а главный признак - переход населения деревни от занятий сельским трудом к несельскохозяйственному труду и пространственная концентрация рабочей силы в малых городах и поселках. Поэтому путь китайской урбанизации сопровождается процессом миграции и развитием волостно-поселковых предприятий.
Стратегическая политика по строительству малых городов и поселков определяется рядом причин. Во-первых, в общей численности населения поселков чрезмерно велика доля сельскохозяйственного населения. В стране около 70% населения проживает в деревне, очевидно, что нельзя сразу такому огромному населению эмигрировать в большие города. Во-вторых, основным показателем урбанизации сельского населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. По данным всеобщей переписи населения 1990 г., в поселках проживают 30,3% лиц, работающих в сельской промышленности, а 80 % сельских предприятий расположены в деревнях [3].
Процессы урбанизации в Китае
В первые годы реформ процессы урбанизации были неоднозначными. В 1970-1983 гг. началась работа по подготовке к урбанизации и строительству малых городов и поселков, сельские предприятия получили политическую поддержку, местные правительства, выделяя финансовые средства, способствовали их росту.
1984-1988 гг. - этап быстрого развития урбанизации. Под воздействием ряда политических установок ЦК КПК (1984), направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось. Изменения миграционной политики, а также постановление Министерства общественной безопасности об упорядочении процедуры выдачи разрешений на создание поселков резко ускорили миграцию населения и количественный рост небольших поселков.
Процесс расширения сельской урбанизации продолжался в 90-х гг. прошлого века. После выступлений Дэн Сяопина на юге Китая 1992 г. в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности. В 1994 г. в стране насчитывалось 29,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест. В 1994 г. в КНР насчитывалось почти 40 тысяч уже организованных или организуемых зон сельской промышленности. Этот процесс благоприятствует «стягиванию» сельской экономики и населения в малые города и поселки, ускорению пространственных изменений, что повышает уровень сельской урбанизации и ее роль в урбанизации всей страны [4].
На XV съезде КПК (1997 г.) был утвержден стратегический курс строительства малых городов в Китае, а на XVI съезде КПК (2002 г.) разработан конкретный план развития аграрной экономики ускорения процесса урбанизации, были поставлены задачи всестороннего строительства общества среднего достатка, ускорения процесса урбанизации с учетом национальной специфики, координации развития больших и малых городов, развития поселков на базе имеющихся уездных центров и поселков, являющихся административно-территориальными единицами и располагающих соответствующими условиями, на основе научного планирования и рационального размещения, соединять его при этом с развитием поселкововолостных предприятий и сервисных отраслей села.
В результате со второй половины 90-х гг. XX в. явно ускоряется процесс урбанизации. За период 1997-2003 гг. ежегодный прирост уровня урбанизации составил 1,4%, уровень урбанизации поднялся с 17,9% в 1978 г. до 40,5% в 2003 г., ежегодный прирост составил 0,9% [5].
В первые годы реформ под лозунгом «покидать землю, не покидать деревню», при помощи строгой прописки, которая преграждала возможность миграции в города, государство своей политикой способствовало концентрации избыточного труда на селе. В этих условиях волостно-поселковые предприятия играли существенно важную роль в миграции аграрного перенаселения. По статистике в конце 2000 г. в стране насчитывалось 208,50 тыс. волостно-поселковых предприятий, которые предоставили 130 млн рабочих мест для крестьян, в процессе миграции изменилась структура занятости крестьян. За период 1978-2001 гг. доля занятых в сельском хозяйстве снизилась с 70,5% до 43,9% общего числа рабочей силы общества, число крестьян, занятых в несельскохозяйственном секторе, увеличилось с 23 млн до 160 млн человек, что ровно 7,5% и 33,5% общей рабочей силы в деревне. За 23 лет более 1,400 млн крестьян трудоустроились в несельскохозяйственном секторе, другими словами, ежегодно около 6 млн. человек трудоустраивались. В 2002 г. на волостных и поселковых предприятиях работали почти 133 млн человек, в том числе около 77 млн - в промышленности и 39,5 млн - в сфере услуг. Официально на них было произведено 31,6% ВВП.
Со времени реформ Китай добился большого прогресса в урбанизации. Сейчас в КНР 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее число поселений городского типа выросло за это время и в 9 раз превысило 20 тыс, численность городского населения составляет 540 млн человек, насчитывается 49 городов с миллионным населением.
Проблема аграрного населения и его миграция
Несмотря на возможность некоторого роста числа волостных и поселковых предприятий, их экспансия со второй половины 1990-х гг. фактически прекратилась из-за недостаточного финансирования и ряда других факторов. Например, волостные и поселковые предприятия вынуждены ежегодно выделять миллиардные средства для поддержки сельского хозяйства и удовлетворения социальных нужд деревни, в результате доля прибыли в доходах предприятий от хозяйственной деятельности сократилась с 6,45% в 1995 г. до 5,84% в 2003 г. Итак, в 1990-е гг., в целом волостно-поселковые предприятия привлекли только 38 млн и 210 тыс. рабочих - на 44,7% меньше по сравнению с 80-ми гг. XX в.
По статистике министерства сельского хозяйства в 1978-2001 гг. абсолютный прирост рабочей силы в деревне достиг 40 млн человек - ежегодно в деревнях прибавляется 6 млн лишних рабочих рук. По официальным оценкам в 2001 г. сельская
рабочая сила в Китае насчитывало 365 млн человек, в 2005 г. избыточная рабочая сила в деревне составила 239 млн человек. Как полагают специалисты, что к 2020 г. численность рабочей силы, не востребованной в сельском хозяйстве, может достигнуть 243 млн человек [2].
Чтобы уровень урбанизации КНР достиг среднего мирового уровня, т.е. 50%, в стране необходимо ежегодно переместить из деревни около 1,5 млн человек. Если страна стремится к тому, чтобы уровень урбанизации и уровень индустриализации соответствовали друг другу, необходимо ежегодно перемещать около 2,5 млн человек. Это, вообще говоря, равняется тому, чтобы построить 20 крупных городов, с численностью в каждом более 10 млн человек или 200 средних городов, в каждом из которых трудоустроится более 1 млн человек.
Важную роль в процессе урбанизации играет политика правительства, поскольку в условиях социалистического хозяйства рыночная экономика подвержена государственному регулированию и контролю. Политические установки государства и местных органов власти служат главными средствами регулирования и контроля, они же представляют собой определяющий фактор развития «урбанизации снизу». Большое значение имеют решения соответствующих государственных ведомств, непосредственно влияющие на ход урбанизации. Например, нормы расселения крестьян, предоставление приехавшим в город крестьянам временного статуса горожан, упорядочение процедуры определения статуса поселка и т.д., привели к тому, что с 1984 г. сильно увеличились количество небольших городов и поселков и численность проживающего в них населения. Конкретная политика на местах (в провинциях, городах, уездах, вплоть до волостей и поселков), включающая льготное налогообложение, установление налоговых нормативов на сделки с землей, подворных душевых налогов и т.д. - все это реально воздействует на экономическое развитие, движение населения и урбанизацию в данной местности.
Расширяется инвестирование в сельские предприятия и в строительство городов и поселков. На эти цели идут государственные субсидии, ассигнования различных государственных ведомств; кредиты банков и кредитных кооперативов; привлеченные средства (в том числе иностранные инвестиции), собственные средства предприятия и прочие средства. Размер кредитов определяется экономической мощью предприятия (банк требует, чтобы в валовых инвестициях собственные средства составляли 30-50%). Часть средств, поступающих «сверху», год от года сокращается, доля «со стороны» зависит от местных условий, профиля предприятия и эффективности его работы.
Огромным толчком развитию сельских предприятий и урбанизации послужили средства, аккумулированные населением. В 1994 г. эти средства в инвестициях в основные активы сельских предприятий составили 24 млрд юаней (9,5% всего объема инвестиций), увеличившись по сравнению с 1987 г. на 12,6 млрд, а их доля в общем объеме инвестиций в сельские предприятия повысилась в два раза. Финансирование строительства небольших городов и поселков осуществляется государством и местными органами власти. Государство и власти крупных городов совместно определяют места строительства приоритетных хозяйственных объектов и свои доли в общем объеме инвестиций, например, промышленных поселков, городов-спутников. Активное участие в строительстве принимают крестьяне, которые на свои средства арендуют или скупают право на владение земельными участками в городах и поселках для строительства небольших заводов и фабрик, открывают магазины, а также выплачивают сборы за право стать жителями городов. Эти средства идут на городское строительство. По неполным данным, с начала 1990-х гг.
аккумулированные таким способом средства превысили 130 млн юаней. Налоги, полученные от сделок с землей, и наличные средства крестьян станут важным фактором, влияющим на масштабы градостроительства.
Важным источником поступлений в местные бюджеты стали средства, полученные от операций с землей, которые направлялись на строительство городов и поселков, а это ускорило процесс урбанизации.
В политической системе Китая местные органы власти различных уровней играют основную и решающую роль в социально-экономическом развитии и строительстве городов и поселков. Они, во-первых, определяют основные направления развития сельских предприятий и их кадровую политику; во-вторых, координируют отношения с внешним окружением (ведомственными органами разных уровней, другими предприятиями и хозяйственными единицами); в-третьих, согласовывают использование местных финансовых ресурсов и добиваются получения кредитов; в-четвертых, выделяют земельные участки, следят за сбором налогов, проводят политику льготного налогообложения; наконец, координируют свою деятельность с политикой и мерами ведомств вышестоящих уровней. Именно такие действия обеспечили быстрое развитие сельских предприятий, в особенности коллективных.
Помимо местных властей и крестьянских масс, отечественные и иностранные предприятия, учитывая благоприятные социально-экономические условия, осуществляют капиталовложения в создание небольших заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие городов и поселков. В этом процессе складывается еще один тип урбанизации, в котором значительна роль внешних сил. Примером этого типа являются дельта р. Чжуцзян и о. Хайнань.
В 2005 г. была утверждена государством трехшаговая политика по развитию малых городов: в первую очередь уделяется внимание развитию 2 тыс. поселков прямого подчинения уездам, потом развитию 17 тыс. поселков городского типа; и третий шаг - это развитие остальных поселков волостного типа (около 26 тыс.), в этом же году количество поселков городского типа превышало 50 тыс., в том числе 19 тыс. поселков городского типа и более 26 тыс. поселков волостного типа. Существенное влияние на привлечение рабочих сил, стимулирование региональной экономики и расширение масштаба городков оказывают около 4 тыс. малых городов из этих поселков, которые постепенно становятся важными объектами программы по строительству малых городов в XXI в. [6].
В связи с этим в деле развития малых городов необходимо усилить строительство инфраструктуры и сервисных объектов в городах, оптимизировать городскую отраслевую структуру. Следует делать упор на развитие маленьких городов, активно развивать средние и малые города, совершенствовать функции центральных городов регионов, выявлять радиальную и «подтягивающую» роль крупных городов; в едином порядке планировать развитие городов и сел, рационально размещать малые города и сельские населенные пункты, выявлять роль деревни как центра местной экономики и культуры, содействовать качественному развитию городов, совершенствовать всекитайскую систему гармоничного развития крупных, средних, малых и небольших городов.
Урбанизация в немалой мере связана с изменением характера хозяйственной деятельности населения и с административно-территориальной реорганизацией. В границах городских территорий находится значительное число населения, полностью или частично занятого в сельском хозяйстве. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что доля несельскохозяйственного населения в целом по стране не
превышает 27%. Значительная часть крестьян, даже обретая занятость в неаграрных секторах, не порывает полностью связи с землей, с деревней, и в любой момент может вернуться в сельское хозяйство.
Роль государственного регулирования
Масштабная урбанизация потребует крупных перемен в государственной политике: нужно ликвидировать систему регистрации (прописки), которая сдерживает процесс миграции крестьян; необходимо уравнять права жителей города и деревни на получение бесплатного обязательного образования, свободу перемещения, доступ к рынку труда и пользованию общественными благами, демократическое волеизъявление.
Необходимо содействовать упорядоченной миграции и перемещению населения, создать единый, открытый конкурентоспособный и упорядоченный рынок трудовых ресурсов, реформировать управленческую систему мест прописок городского населения, постепенно урегулировать политические установки относительно изменения мест прописок, гарантировать право граждан на изменение места жительства и выбор профессии, содействовать рациональной миграции и расселению населения между городом и деревней, регионами, рационально распределять людские ресурсы, а также реформировать систему административного управления, отдавая приоритет местным властям, создать эффективную сеть управления и сервиса в предоставлении разнообразных услуг миграционному населению.
Следует также расширить сферы занятости, реформировать систему трудоустройства, улучшить структуру сферы занятости в городах и селах. В большей мере развивать трудоемкие отрасли производства, коллективное хозяйство и единоличные предприятия, создавая тем самым больше рабочих мест. Надо формировать системы периодической занятости, распространять гибкие формы занятости, развивать рынок труда, совершенствовать систему услуг по трудоустройству, усилить профессиональную подготовку, создать систему трудоустройства рыночного типа. Для улучшения социальной среды в целях всестороннего развития труженика создать в городах и городках систему социального обеспечения, охватывающую все трудовое население.
* * *
Подводя итоги, автор хотел бы отметить, что урбанизация с китайской спецификой - строительство малых городов и поселков, «урбанизация снизу» соответствует положению страны и является первым этапом урбанизации. Малые города и поселки дают простор для развития трудоемкого производства, гарантируя переселенцам из деревни рабочие места и более дешевое и постоянное местожительство. Именно малые города служат основными поставщиками ряда традиционных товаров на экспорт: текстиля, обуви, одежды, игрушек, продовольствия и т.д. По данным специалистов, в 2020 г. численность занятых составит 833-866 млн человек. Из них около 200-300 млн человек будут расселены в малых городах и поселках.
Стратегия строительства малых городов и поселков соответствует идее «создание новой социалистической деревни», улучшению жизни народа. Путем строительства малых городов и поселков в стране осуществляется переход сотен миллионов крестьян в другую социальную группу - рабочих и служащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ли Ай. Государственная роль в процессе миграции избыточной рабочей силы из деревни // Шаньдун шэхуй кесюе, 2005 (3). - Цзинань, 2005.
2. Ли Жэйфэнъ. Перемещение рабочей силы из деревни: положения и контрмеры. -Пекин, 2006.
3. Научная группа министерства сельского хозяйства. Исследование о стратегической политике аграрного развития на новом этапе. - Пекин, 2005.
4. Лю Хуэлянъ. Новая концепция об излишке рабочей силы в китайской деревне. -Пекин, 2004.
5. Чи Цзши. Урбанизация Китая и гармоничное развитие сельской экономики. -У Чан, 2004.
6. russian.people.com.cn - Газета Жэньминь жибао он-лайн.иг1.
URBANIZATION OF CHINESE VILLAGES AND WAYS OF MIGRATION FOR AGRARIAN PEOPLE
FU GUOXIN
Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article is devoted to the review of urbanization process in PRC and analysis problem of agricultural overpopulation in China at new stage. The author comes to conclusion that China needs acceleration of village’s urbanization process by building small and medium size cities