ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
УДК 314.727 Ю. Ю. Погудина
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ В КИТАЕ
Процессы урбанизации в современном мире привлекают внимание множества ученых. Характер этих процессов отражает общий уровень социально-экономического развития общества. Чем более развита страна, тем выше уровень урбанизации. В Китае данный показатель остается сравнительно невысоким, хотя по численности городского населения страна занимает первое место в мире. В процессе урбанизации КНР выделяются несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
После 1949 г. процесс урбанизации КНР вступил в очередную стадию. Наряду с ростом старых городов появились новые промышленные центры, развитие которых было связано с индустриализацией. По данным переписи 1953 г., городское население составляло 77,3 млн человек, или 13,2% общей численности населения [1, с. 174]. Значительный рост городского населения в Китае наблюдался в годы первой пятилетки (1953-1957 гг.). Оно увеличилось в среднем на 6,4% в год. В 1953-1955 гг. интенсивно проходил процесс кооперирования в деревне, что и привело огромную крестьянскую массу, преимущественно молодежь, в город [2].
Темпы развития городов и роста численности городских жителей не были ритмичны: огромные притоки в период «большого скачка» (1958-1960 гг.) сочетались с периодическими кампаниями по отправке городских жителей в сельские районы. В годы «большого скачка» для выплавки стали в домнах с целью «перегнать Англию» в течение трех лет были мобилизованы более 20 млн крестьян, которые были отправлены из деревни в город. За эти годы общая численность населения городов увеличилась на 30 млн человек (из них 90% за счет механического пророста), и удельный вес горожан в общей численности населения составил 19,7% в 1960 г. по сравнению с 15,4% в 1957 г. [1, с. 174].
Перенесение центра тяжести с промышленности на сельское хозяйство после провала «большого скачка» вновь сопровождалось усилиями по контролю и уменьшению численности городского населения. Рост городского населения сдерживался административными мерами, проводилась политика принудительного переселения город-
© Ю. Ю. Погудина, 2011
ских жителей в сельскую местность. В результате в начале 1960-х гг. в деревню было возвращено более 20 млн человек, и на момент второй Всекитайской переписи населения (по состоянию на 1 июля 1964 г.) общая численность городского населения КНР составляла всего 127,1 млн человек, или 18,3% населения [1, с. 177].
В первые годы реформ процессы урбанизации были неоднозначными. В период с 1970 по 1983 г. началась работа по подготовке к урбанизации и строительству малых городов и поселков, сельские предприятия получили политическую поддержку, местные правительства, выделяя финансовые средства, способствовали их росту. 19831988 гг. — этап быстрого развития урбанизации. Правительство издало ряд политических установок, направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, после чего их число стало увеличиваться. Процесс расширения сельской урбанизации продолжался в 90-е гг. XX в. После выступлений Дэн Сяопина на юге Китая в 1992 г. в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности [3]. В 1994 г. в стране насчитывалось 29,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест. В 1994 г. в КНР насчитывалось почти 40 тыс. уже организованных или организуемых зон сельской промышленности [4, с. 90].
На XV съезде КПК (1997 г.) был утвержден стратегический курс строительства маленьких городов в Китае, а на XVI съезде КПК (2002 г.) разработан конкретный план развития аграрной экономики. На съезде были поставлены задачи всестороннего строительства общества среднего достатка, ускорения процесса урбанизации с китайской спецификой, координации развития больших и малых городов. В докладе на XVI съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь отметил, что надо обеспечивать полное процветание экономики села, ускорять процесс урбанизации. Комплексное планирование социально-экономического развития города и деревни, создание современного сельского хозяйства, развитие экономики села и увеличение доходов крестьян — важные задачи всестороннего строительства общества среднего достатка.
Цзян Цзэминь указал на то, что повышать уровень урбанизации следует при гармоничном развитии как крупных, средних и малых городов, так и поселков городского типа, открывая пути для урбанизации с китайской спецификой. На базе уже имеющихся уездных центров и поселков необходимо создавать поселки городского типа, одновременно с этим развивая сельские предприятия и сферу услуг в селе. Все структуры и установки, которые препятствуют процессам урбанизации, необходимо отменить, а систему двухъярусного хозяйствования, основанную на семейном подряде и сочетающую централизацию с децентрализацией, упрочивать и совершенствовать. Вместе с тем было высказано предположение о возможности увеличения доли городского населения в общей численности примерно на 1% в год, что позволило бы довести ее к 2020 г. до 60% и приблизиться к показателям среднеразвитых стран [5].
В 1949 г. уровень урбанизации Китая составлял примерно 10,6%, в 2009 г., согласно переписи населения, данный показатель возрос до 46,6%, т. е. в настоящее время около 620-630 млн китайцев проживают в городах. Эта цифра в два раза больше, чем общая численность населения США, и почти в пять раз больше, чем общая численность
населения Японии. С начала реализации политики реформ и открытости процесс урбанизации в КНР проходил примерно в два раза быстрее среднемирового показателя. Во время 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) уровень урбанизации может превысить 50%, в 2030 г. составит около 65%. Ожидается, что численность горожан увеличится на 300 млн человек. Однако вместе с процессом ускоренной урбанизации обостряется ряд проблем: вопросы с транспортом, экологией, трудоустройством и т. д. [6, с. 9-11].
Одной из серьезных проблем, которые угрожают здоровому развитию экономики страны, является обострение противоречий между численностью населения, объемом природных ресурсов и деградацией окружающей среды. Несмотря на принятые нормы по ограничению рождаемости, ежегодный чистый прирост населения с 1978 г. достигал 8-10 млн человек [7, с. 114]. По прогнозам специалистов, к 2020 г. численность населения Китая может составить 1,45 млрд человек. На долю одного жителя КНР приходится примерно в 2,5 раза меньше обрабатываемых площадей, в 4 раза — запасов пресной воды и в 2 раза — запасов полезных ископаемых, чем в среднем на одного жителя планеты.
Нехватка пахотных площадей и запасов пресной воды неумолимо обостряется. В Китае средний объем водных ресурсов на душу населения составляет 2200 кубометров, что, согласно нормам ООН, соответствует странам с дефицитом водных ресурсов. Кроме того, водные ресурсы размещены неравномерно. На юго-западе Китая проживает одна пятая часть общей численности населения, зато там компактно сосредоточены 60% водных ресурсов, на севере проживает одна четверть населения, где средний объем водных ресурсов на душу населения составляет лишь 500 кубометров, в городе Тяньцзинь данный показатель составляет 400 кубометров. Кроме того, в Китае существует проблема серьезного водного загрязнения. Водный дефицит объясняется и дефицитом общего объема водных ресурсов, и их плохим качеством. Водный кризис в городах непосредственно влияет на урбанизацию и экономическое развитие страны.
Еще одна очевидная проблема, с которой столкнулся Китай в процессе урбанизации, — это огромное аграрное население и безработица; после 1997 г. темп роста доходов крестьян явно стал замедляться, одновременно увеличивался разрыв в доходах между крестьянами и горожанами, а также между регионами. Поднять производительность труда в сельском хозяйстве до уровня, сопоставимого с несельскохозяйственными секторами экономики, можно лишь путем сокращения доли сельского населения, перемещения избыточной рабочей силы в более производительные отрасли, осуществления ускоренной и масштабной урбанизации и последующего укрупнения земледельческих хозяйств. Только так можно создать необходимые предпосылки для рационализации и повышения эффективности землепользования в деревне [8, с. 45-48].
Китайскому правительству приходится искать способы высвобождения многочисленного трудоспособного населения из сельского хозяйства. Выбранный Китаем путь — это урбанизация деревни. Именно «урбанизация снизу» позволит контролировать миграцию аграрного населения, увеличить доходы крестьян и сократить разрыв между городом и деревней. Урбанизация деревни не только решает стратегическую задачу миграции населения, но и стимулирует развитие аграрной экономики, расширяет каналы занятости, трудоустройства, увеличивает доходы крестьян, обеспечивает процесс гармоничного развития города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, более развитых восточных районов и отсталых западных районов страны. Для того
чтобы уровень урбанизации КНР достиг среднего мирового уровня, т. е. 50%, в стране ежегодно необходимо перемещать из деревни около 1,5 млн человек [9, с. 231].
В мировой практике выделяют две модели урбанизации: развитие больших городов, когда аграрное население концентрируется в больших городах (по такому пути проходила урбанизация в странах Англии, США, Японии и некоторых странах восточной Европы), и развитие малых и средних городов, миграция в них аграрного населения, как во Франции и Югославии.
Для Китая приоритетным путем урбанизации является развитие малых городов и поселков, второстепенной задачей становится политика сочетания рационального укрупнения и расширения средних и больших городов. Стратегическая политика по строительству малых городов и поселков определяется рядом причин. Во-первых, в поселках проживает слишком много сельскохозяйственного населения. Во-вторых, в деревне существует серьезное противоречие между аграрным населением и ограниченностью пашни, что ведет к экономической неэффективности. В-третьих, существование двухсекторной экономики, при которой ее уровень в деревне далеко отстает от городов, сдерживает дальнейшее здоровое развитие национальной экономики [5]. Основным показателем урбанизации сельского населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. В масштабе страны 8% сельских предприятий расположены в малых городах и поселках и в малых промышленных зонах, 12% — в малых рыночных центрах, 80% — в деревнях. В 1980 г. в Китае был принят курс, предусматривавший «ограничение масштаба крупных городов, рациональное развитие средних городов, активное развитие малых городов» [10]. В 1989 г. это направление урбанизации получило законодательное закрепление. Индустриализация деревни предполагала создание в сельской местности малых промышленных районов, малых городов и поселков (численностью до 20 тыс. человек, в среднем — около 6 тыс.) путем повсеместного создания промышленных предприятий, подсобных промыслов, развитие торговли и сферы услуг за счет местных накоплений [11, с. 157].
Можно отметить двойственный характер процесса урбанизации в Китае: сочетание элементов стихийного рыночного развития и планового начала. Государство пытается выбрать рациональный путь развития урбанизации, соответствующий экономике с китайской спецификой, при помощи которого борется с бедностью и стремится сократить разрыв между более зажиточными восточными территориями страны и отсталыми западными регионами. Ограничивая приток в большие города рабочих-ми-грантов из сельских районов, власти приняли решение о строительстве 10 тыс. новых небольших городов. В результате со второй половины 90-х гг. XX в. процесс урбанизации заметно ускоряется. В 1978-2001 гг. чистый прирост населения Китая составил 310 млн человек, городское население ежегодно увеличивалось на 4,6%, а за счет мигрантов в города — более чем на 3,5% в год [12, с. 84]. За период с 1997 по 2003 г. ежегодный прирост уровня урбанизации составил 1,4%. Как предполагается, к середине нынешнего столетия этот показатель достигнет соответственно 65% [13, с. 153].
Другой особенностью процесса урбанизации в КНР является создание мегаполисов. Мегаполис — это крупнейшая современная городская структура, эволюционно возникающая в естественном процессе слияния близкорасположенных городов с единым хозяйством, коммуникациями, экономикой. В настоящее время в Китае выделяют три крупных мегаполиса: в дельтах рек Чжуцзян, Янцзы и столичный мегаполис Пекин — Тяньцзинь — Бохайский залив. В основе формирования мегаполисов лежит
процесс интеграции. На определенном этапе развития страны рыночная экономика требует не только развития отдельных городов и центров, но и формирования крупных групп городов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Процесс складывания крупных мегаполисов в КНР носит двойственный характер: с одной стороны, это объективный процесс, вызванный требованиями рыночной экономики, с другой стороны, государство само четко планирует и контролирует процесс слияния групп городов в крупный мегаполис [14]. Формирование мегаполисов в Китае имеет ряд преимуществ. Так, за счет использования эффекта масштаба и концентрации экономической деятельности активизируется развитие урбанизированной зоны и повышается ее конкурентоспособность. В рамках городских кластеров выделяется специализация отдельных городов, что способствует повышению производительности и качества продукции; создается разнообразная городская среда, отвечающая интересам разных групп горожан; решается ряд социальных проблем, связанных с трудоустройством мигрантов из сельской местности. Именно крупные мегаполисы являются центрами притяжения сельского населения. Согласно результатам исследования Министерства труда и социального обеспечения КНР, города дельты Чжуцзян являются самым привлекательным районом для сельских мигрантов.
Местные органы власти различных уровней играют важную роль в социальноэкономическом развитии и строительстве городов и поселков. На практике сложился особый тип урбанизации с китайской спецификой, который можно показать на примере южной части провинции Цзянсу. На опыте данной провинции видно, какие функции выполняет местное правительство в осуществлении экономического развития региона. Во-первых, местные власти определяют основные направления работы сельских предприятий и их кадровую политику; во-вторых, отвечают за координацию отношений с внешними органами разных уровней, другими предприятиями и хозяйственными единицами; в-третьих, распоряжаются распределением местных финансовых ресурсов и занимаются получением кредитов. Также местные органы власти осуществляют сбор налогов и проводят политику льготного налогообложения для определенных предприятий. Однако есть и негативные последствия такого типа урбанизации: зачастую учитываются лишь интересы сельских предприятий данной местности и игнорируется их интеграция в региональную специализацию производства [15].
Кроме местных властей значительную роль в развитии урбанизации играют иностранные предприятия и отечественные предприятия с иностранным капиталом. Инвесторы, учитывая благоприятные социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие региона, сосредоточение населения и развитие городов и поселков. Примером этого типа являются дельта р. Чжуцзян и о. Хайнань.
Урбанизация с китайской спецификой, т. е. строительство малых городов и поселков, «урбанизация снизу», соответствует положению страны и является первым этапом урбанизации. Со временем, когда урбанизация выйдет на новый этап, данный курс будет меняться. Сегодня большинство китайских ученых и экспертов уже выступают за параллельное развитие поселков, малых, средних и больших городов. Каждый из этих типов городских поселений призван сыграть свою специфическую роль в переходе сотен миллионов крестьян от сельского образа жизни к городскому. Большие и средние города способны обеспечить наилучшие возможности для развития капиталоемких и техноемких отраслей и сферы услуг. Они способны привлекать значитель-
ное число временных и сезонных мигрантов из села. Малые же города и поселки дают простор для развития трудоемкого производства, гарантируя переселенцам из деревни рабочие места и более дешевое и постоянное местожительство.
Стратегия строительства малых городов и поселков соответствует идее «создания новой социалистической деревни», улучшения жизни народа. Путем строительства малых городов и поселков в стране осуществляется переход сотен миллионов крестьян в новое социальное состояние — рабочих и служащих. Предполагается, что в результате развития местной промышленности, сферы услуг часть этих городов превратится в средние, даже в крупные города [16, с. 209].
Со времени реформ и проведения политики открытых дверей по отношению к внешнему миру, начатых в 1978 г., Китай добился большого прогресса в урбанизации. Сейчас в КНР 660 крупных городов — втрое больше, чем два десятилетия назад. Стратегически важно продолжать курс разумного ускорения процесса урбанизации, миграции и оттока избыточной сельской рабочей силы. В перспективе будет происходить дальнейшее сокращение сельского и рост численности городского населения, соотношение которых к 2020 г. должно составить 50:50. При этом городское население будет увеличиваться не только за счет механического прироста населения крупных городов, но и за счет малых и средних городов путем улучшения условий жизни в малых городах и поселках.
В целом, среди основных особенностей процесса урбанизации в Китае можно выделить следующие: значительная роль государства в данном процессе, искусственное сдерживание роста крупных городов, неравномерное распределение городского населения внутри страны, сравнительно невысокий уровень урбанизации, большой разрыв в уровне жизни городского и сельского населения, ориентация на развитие малых городов и поселков.
Вопрос о перспективах развития урбанизации в Китае остается дискуссионным. С одной стороны, как подсказывает мировой опыт, развитие крупных городов с удобным транспортным положением создает наиболее широкие возможности для экономического и промышленного роста. Однако, в условиях Китая, осуществление урбанизации в данном направлении весьма сомнительно, так как перенаселенность крупных городов создает целый ряд проблем: жилья, образования, здравоохранения, развития городской инфраструктуры [17, с. 149-151]. С другой стороны, развитие средних и малых городов и создание в сельской местности широкой сети предприятий несельскохозяйственной сферы являются оптимальным направлением урбанизации Китая. В целом можно сказать, что урбанизация соответствует китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни, дальнейшее развитие процесса сделает возможными повышение уровня жизни населения страны и превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное.
Литература
1. Баженова Е. С. 1 300 000 000. Население Китая: стратегия развития и демографическая политика. М.: ИД «Форум», 2010. 304 с.
2. Баженова Е. С., Островский А. В. Миграции в современном Китае // Народонаселение. 1998. № 2. С. 108-118.
3. Наумов И. Н. Проблемы формирования и подъема уровня жизни населения КНР. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. 160 с.
4. Li Gaochan, Lu Kelong. Zhongguo xinxing chengshihua daolu. [Новый путь урбанизации в Китае]. Beijing: Social science academic press, 2007. 183 с.
5. Госинь Фу. Урбанизация китайской деревни и пути миграции аграрного населения // dis. ru. 2007. URL: http://www.dis.rU/library/manag/archive/2006/3/4610.html (дата обращения: 15.01.2011).
6. Population Challenges and Development Goals. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. ST/ESA/SER. A/248. New York: United nations publication, 2005. 120 p.
7. Баженова Е. С., Островский А. В. Население Китая. М.: Мысль, 1991. 235 с.
8. Кондрашева Л. И. Китай ищет свой путь. М.: Институт Дальнего Востока, 2006. 320 с.
9. Бони Л. Д. Китайская деревня на пути к рынку (1978-2004 гг.). М.: Ин-т Дальн. Востока РАН, 2005. 528 с.
10. Зевелев И. А. Юго-Восточная Азия: урбанизация и проблемы социального развития. М.: Наука, 1985. 184 с.
11. Кранина Е. И. Экологические проблемы устойчивого развития современной китайской деревни. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008. 310 с.
12. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Экономическая реформа. Стратегия развития: пер. с кит. М.: ИДВ РАН, 2001. 368 с.
13. Люй Юйинь. Чэнши фачжань цзинцзисюэ фэньси (Экономический анализ развития городов). Шанхай: Изд-во Шанхайск. ун-та экономики и финансов, 2000. 231 с.
14. Самбурова Е. Политика урбанизации в Китае // archipelag.ru. 2007. URL: http://www. archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/irkutsk/b3_china/ (дата обращения: 09.12.2010).
15. Jonathan Woetzel, Lenny Mendonca, Janamitra Devan. Preparing for China’s urban billion // mckinsay.com. Mckinsey Global Institute, 2009. URL: http://www.mckinsey.com/mgi/publications/ china_urban_billion/ (дата обращения: 15.12.2010)
16. Lu Yu, TangZezhi. Zhongguo renkou tongshi. [Всеобщая история народонаселения Китая]. Jinan: Zhongguo renkou chubanshe, 2000. 278 с.
17. Song Yan, Chengri Ding. Urbanization in China: critical Issues in an Era of Rapid Growth. Cambrige: Lincoln Institute of Land Policy, 2007. 320 p.
Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.