Научная статья на тему 'Особенности процесса урбанизации в Китае'

Особенности процесса урбанизации в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6263
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / УРБАНИЗАЦИЯ / ДЕРЕВНЯ / МИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / CHINA / URBANIZATION / RURAL AREA / MIGRATION / POPULATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Погудина Ю. Ю.

В статье рассматривается процесс урбанизации в КНР. Приводятся периодизация и характеристика основных этапов урбанизации, анализируются проблемы, связанные с этим процессом, и выделяются главные особенности урбанизации с китайской спецификой. Также автор затрагивает вопрос о дальнейшей стратегии политики урбанизации в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Chinese urbanization

This article focuses on the process of urbanization in PRC. It presents an attempt to propose the periodization and characteristics of the main periods of urbanization, to analyze the problems that result from this process, and to discusses specifi c features of Chinese urbanization. The author also touches upon the issue of developing a strategy of urbanization policy most suitable for China.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса урбанизации в Китае»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

УДК 314.727 Ю. Ю. Погудина

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ В КИТАЕ

Процессы урбанизации в современном мире привлекают внимание множества ученых. Характер этих процессов отражает общий уровень социально-экономического развития общества. Чем более развита страна, тем выше уровень урбанизации. В Китае данный показатель остается сравнительно невысоким, хотя по численности городского населения страна занимает первое место в мире. В процессе урбанизации КНР выделяются несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

После 1949 г. процесс урбанизации КНР вступил в очередную стадию. Наряду с ростом старых городов появились новые промышленные центры, развитие которых было связано с индустриализацией. По данным переписи 1953 г., городское население составляло 77,3 млн человек, или 13,2% общей численности населения [1, с. 174]. Значительный рост городского населения в Китае наблюдался в годы первой пятилетки (1953-1957 гг.). Оно увеличилось в среднем на 6,4% в год. В 1953-1955 гг. интенсивно проходил процесс кооперирования в деревне, что и привело огромную крестьянскую массу, преимущественно молодежь, в город [2].

Темпы развития городов и роста численности городских жителей не были ритмичны: огромные притоки в период «большого скачка» (1958-1960 гг.) сочетались с периодическими кампаниями по отправке городских жителей в сельские районы. В годы «большого скачка» для выплавки стали в домнах с целью «перегнать Англию» в течение трех лет были мобилизованы более 20 млн крестьян, которые были отправлены из деревни в город. За эти годы общая численность населения городов увеличилась на 30 млн человек (из них 90% за счет механического пророста), и удельный вес горожан в общей численности населения составил 19,7% в 1960 г. по сравнению с 15,4% в 1957 г. [1, с. 174].

Перенесение центра тяжести с промышленности на сельское хозяйство после провала «большого скачка» вновь сопровождалось усилиями по контролю и уменьшению численности городского населения. Рост городского населения сдерживался административными мерами, проводилась политика принудительного переселения город-

© Ю. Ю. Погудина, 2011

ских жителей в сельскую местность. В результате в начале 1960-х гг. в деревню было возвращено более 20 млн человек, и на момент второй Всекитайской переписи населения (по состоянию на 1 июля 1964 г.) общая численность городского населения КНР составляла всего 127,1 млн человек, или 18,3% населения [1, с. 177].

В первые годы реформ процессы урбанизации были неоднозначными. В период с 1970 по 1983 г. началась работа по подготовке к урбанизации и строительству малых городов и поселков, сельские предприятия получили политическую поддержку, местные правительства, выделяя финансовые средства, способствовали их росту. 19831988 гг. — этап быстрого развития урбанизации. Правительство издало ряд политических установок, направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, после чего их число стало увеличиваться. Процесс расширения сельской урбанизации продолжался в 90-е гг. XX в. После выступлений Дэн Сяопина на юге Китая в 1992 г. в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности [3]. В 1994 г. в стране насчитывалось 29,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест. В 1994 г. в КНР насчитывалось почти 40 тыс. уже организованных или организуемых зон сельской промышленности [4, с. 90].

На XV съезде КПК (1997 г.) был утвержден стратегический курс строительства маленьких городов в Китае, а на XVI съезде КПК (2002 г.) разработан конкретный план развития аграрной экономики. На съезде были поставлены задачи всестороннего строительства общества среднего достатка, ускорения процесса урбанизации с китайской спецификой, координации развития больших и малых городов. В докладе на XVI съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь отметил, что надо обеспечивать полное процветание экономики села, ускорять процесс урбанизации. Комплексное планирование социально-экономического развития города и деревни, создание современного сельского хозяйства, развитие экономики села и увеличение доходов крестьян — важные задачи всестороннего строительства общества среднего достатка.

Цзян Цзэминь указал на то, что повышать уровень урбанизации следует при гармоничном развитии как крупных, средних и малых городов, так и поселков городского типа, открывая пути для урбанизации с китайской спецификой. На базе уже имеющихся уездных центров и поселков необходимо создавать поселки городского типа, одновременно с этим развивая сельские предприятия и сферу услуг в селе. Все структуры и установки, которые препятствуют процессам урбанизации, необходимо отменить, а систему двухъярусного хозяйствования, основанную на семейном подряде и сочетающую централизацию с децентрализацией, упрочивать и совершенствовать. Вместе с тем было высказано предположение о возможности увеличения доли городского населения в общей численности примерно на 1% в год, что позволило бы довести ее к 2020 г. до 60% и приблизиться к показателям среднеразвитых стран [5].

В 1949 г. уровень урбанизации Китая составлял примерно 10,6%, в 2009 г., согласно переписи населения, данный показатель возрос до 46,6%, т. е. в настоящее время около 620-630 млн китайцев проживают в городах. Эта цифра в два раза больше, чем общая численность населения США, и почти в пять раз больше, чем общая численность

населения Японии. С начала реализации политики реформ и открытости процесс урбанизации в КНР проходил примерно в два раза быстрее среднемирового показателя. Во время 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) уровень урбанизации может превысить 50%, в 2030 г. составит около 65%. Ожидается, что численность горожан увеличится на 300 млн человек. Однако вместе с процессом ускоренной урбанизации обостряется ряд проблем: вопросы с транспортом, экологией, трудоустройством и т. д. [6, с. 9-11].

Одной из серьезных проблем, которые угрожают здоровому развитию экономики страны, является обострение противоречий между численностью населения, объемом природных ресурсов и деградацией окружающей среды. Несмотря на принятые нормы по ограничению рождаемости, ежегодный чистый прирост населения с 1978 г. достигал 8-10 млн человек [7, с. 114]. По прогнозам специалистов, к 2020 г. численность населения Китая может составить 1,45 млрд человек. На долю одного жителя КНР приходится примерно в 2,5 раза меньше обрабатываемых площадей, в 4 раза — запасов пресной воды и в 2 раза — запасов полезных ископаемых, чем в среднем на одного жителя планеты.

Нехватка пахотных площадей и запасов пресной воды неумолимо обостряется. В Китае средний объем водных ресурсов на душу населения составляет 2200 кубометров, что, согласно нормам ООН, соответствует странам с дефицитом водных ресурсов. Кроме того, водные ресурсы размещены неравномерно. На юго-западе Китая проживает одна пятая часть общей численности населения, зато там компактно сосредоточены 60% водных ресурсов, на севере проживает одна четверть населения, где средний объем водных ресурсов на душу населения составляет лишь 500 кубометров, в городе Тяньцзинь данный показатель составляет 400 кубометров. Кроме того, в Китае существует проблема серьезного водного загрязнения. Водный дефицит объясняется и дефицитом общего объема водных ресурсов, и их плохим качеством. Водный кризис в городах непосредственно влияет на урбанизацию и экономическое развитие страны.

Еще одна очевидная проблема, с которой столкнулся Китай в процессе урбанизации, — это огромное аграрное население и безработица; после 1997 г. темп роста доходов крестьян явно стал замедляться, одновременно увеличивался разрыв в доходах между крестьянами и горожанами, а также между регионами. Поднять производительность труда в сельском хозяйстве до уровня, сопоставимого с несельскохозяйственными секторами экономики, можно лишь путем сокращения доли сельского населения, перемещения избыточной рабочей силы в более производительные отрасли, осуществления ускоренной и масштабной урбанизации и последующего укрупнения земледельческих хозяйств. Только так можно создать необходимые предпосылки для рационализации и повышения эффективности землепользования в деревне [8, с. 45-48].

Китайскому правительству приходится искать способы высвобождения многочисленного трудоспособного населения из сельского хозяйства. Выбранный Китаем путь — это урбанизация деревни. Именно «урбанизация снизу» позволит контролировать миграцию аграрного населения, увеличить доходы крестьян и сократить разрыв между городом и деревней. Урбанизация деревни не только решает стратегическую задачу миграции населения, но и стимулирует развитие аграрной экономики, расширяет каналы занятости, трудоустройства, увеличивает доходы крестьян, обеспечивает процесс гармоничного развития города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, более развитых восточных районов и отсталых западных районов страны. Для того

чтобы уровень урбанизации КНР достиг среднего мирового уровня, т. е. 50%, в стране ежегодно необходимо перемещать из деревни около 1,5 млн человек [9, с. 231].

В мировой практике выделяют две модели урбанизации: развитие больших городов, когда аграрное население концентрируется в больших городах (по такому пути проходила урбанизация в странах Англии, США, Японии и некоторых странах восточной Европы), и развитие малых и средних городов, миграция в них аграрного населения, как во Франции и Югославии.

Для Китая приоритетным путем урбанизации является развитие малых городов и поселков, второстепенной задачей становится политика сочетания рационального укрупнения и расширения средних и больших городов. Стратегическая политика по строительству малых городов и поселков определяется рядом причин. Во-первых, в поселках проживает слишком много сельскохозяйственного населения. Во-вторых, в деревне существует серьезное противоречие между аграрным населением и ограниченностью пашни, что ведет к экономической неэффективности. В-третьих, существование двухсекторной экономики, при которой ее уровень в деревне далеко отстает от городов, сдерживает дальнейшее здоровое развитие национальной экономики [5]. Основным показателем урбанизации сельского населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. В масштабе страны 8% сельских предприятий расположены в малых городах и поселках и в малых промышленных зонах, 12% — в малых рыночных центрах, 80% — в деревнях. В 1980 г. в Китае был принят курс, предусматривавший «ограничение масштаба крупных городов, рациональное развитие средних городов, активное развитие малых городов» [10]. В 1989 г. это направление урбанизации получило законодательное закрепление. Индустриализация деревни предполагала создание в сельской местности малых промышленных районов, малых городов и поселков (численностью до 20 тыс. человек, в среднем — около 6 тыс.) путем повсеместного создания промышленных предприятий, подсобных промыслов, развитие торговли и сферы услуг за счет местных накоплений [11, с. 157].

Можно отметить двойственный характер процесса урбанизации в Китае: сочетание элементов стихийного рыночного развития и планового начала. Государство пытается выбрать рациональный путь развития урбанизации, соответствующий экономике с китайской спецификой, при помощи которого борется с бедностью и стремится сократить разрыв между более зажиточными восточными территориями страны и отсталыми западными регионами. Ограничивая приток в большие города рабочих-ми-грантов из сельских районов, власти приняли решение о строительстве 10 тыс. новых небольших городов. В результате со второй половины 90-х гг. XX в. процесс урбанизации заметно ускоряется. В 1978-2001 гг. чистый прирост населения Китая составил 310 млн человек, городское население ежегодно увеличивалось на 4,6%, а за счет мигрантов в города — более чем на 3,5% в год [12, с. 84]. За период с 1997 по 2003 г. ежегодный прирост уровня урбанизации составил 1,4%. Как предполагается, к середине нынешнего столетия этот показатель достигнет соответственно 65% [13, с. 153].

Другой особенностью процесса урбанизации в КНР является создание мегаполисов. Мегаполис — это крупнейшая современная городская структура, эволюционно возникающая в естественном процессе слияния близкорасположенных городов с единым хозяйством, коммуникациями, экономикой. В настоящее время в Китае выделяют три крупных мегаполиса: в дельтах рек Чжуцзян, Янцзы и столичный мегаполис Пекин — Тяньцзинь — Бохайский залив. В основе формирования мегаполисов лежит

процесс интеграции. На определенном этапе развития страны рыночная экономика требует не только развития отдельных городов и центров, но и формирования крупных групп городов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Процесс складывания крупных мегаполисов в КНР носит двойственный характер: с одной стороны, это объективный процесс, вызванный требованиями рыночной экономики, с другой стороны, государство само четко планирует и контролирует процесс слияния групп городов в крупный мегаполис [14]. Формирование мегаполисов в Китае имеет ряд преимуществ. Так, за счет использования эффекта масштаба и концентрации экономической деятельности активизируется развитие урбанизированной зоны и повышается ее конкурентоспособность. В рамках городских кластеров выделяется специализация отдельных городов, что способствует повышению производительности и качества продукции; создается разнообразная городская среда, отвечающая интересам разных групп горожан; решается ряд социальных проблем, связанных с трудоустройством мигрантов из сельской местности. Именно крупные мегаполисы являются центрами притяжения сельского населения. Согласно результатам исследования Министерства труда и социального обеспечения КНР, города дельты Чжуцзян являются самым привлекательным районом для сельских мигрантов.

Местные органы власти различных уровней играют важную роль в социальноэкономическом развитии и строительстве городов и поселков. На практике сложился особый тип урбанизации с китайской спецификой, который можно показать на примере южной части провинции Цзянсу. На опыте данной провинции видно, какие функции выполняет местное правительство в осуществлении экономического развития региона. Во-первых, местные власти определяют основные направления работы сельских предприятий и их кадровую политику; во-вторых, отвечают за координацию отношений с внешними органами разных уровней, другими предприятиями и хозяйственными единицами; в-третьих, распоряжаются распределением местных финансовых ресурсов и занимаются получением кредитов. Также местные органы власти осуществляют сбор налогов и проводят политику льготного налогообложения для определенных предприятий. Однако есть и негативные последствия такого типа урбанизации: зачастую учитываются лишь интересы сельских предприятий данной местности и игнорируется их интеграция в региональную специализацию производства [15].

Кроме местных властей значительную роль в развитии урбанизации играют иностранные предприятия и отечественные предприятия с иностранным капиталом. Инвесторы, учитывая благоприятные социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие региона, сосредоточение населения и развитие городов и поселков. Примером этого типа являются дельта р. Чжуцзян и о. Хайнань.

Урбанизация с китайской спецификой, т. е. строительство малых городов и поселков, «урбанизация снизу», соответствует положению страны и является первым этапом урбанизации. Со временем, когда урбанизация выйдет на новый этап, данный курс будет меняться. Сегодня большинство китайских ученых и экспертов уже выступают за параллельное развитие поселков, малых, средних и больших городов. Каждый из этих типов городских поселений призван сыграть свою специфическую роль в переходе сотен миллионов крестьян от сельского образа жизни к городскому. Большие и средние города способны обеспечить наилучшие возможности для развития капиталоемких и техноемких отраслей и сферы услуг. Они способны привлекать значитель-

ное число временных и сезонных мигрантов из села. Малые же города и поселки дают простор для развития трудоемкого производства, гарантируя переселенцам из деревни рабочие места и более дешевое и постоянное местожительство.

Стратегия строительства малых городов и поселков соответствует идее «создания новой социалистической деревни», улучшения жизни народа. Путем строительства малых городов и поселков в стране осуществляется переход сотен миллионов крестьян в новое социальное состояние — рабочих и служащих. Предполагается, что в результате развития местной промышленности, сферы услуг часть этих городов превратится в средние, даже в крупные города [16, с. 209].

Со времени реформ и проведения политики открытых дверей по отношению к внешнему миру, начатых в 1978 г., Китай добился большого прогресса в урбанизации. Сейчас в КНР 660 крупных городов — втрое больше, чем два десятилетия назад. Стратегически важно продолжать курс разумного ускорения процесса урбанизации, миграции и оттока избыточной сельской рабочей силы. В перспективе будет происходить дальнейшее сокращение сельского и рост численности городского населения, соотношение которых к 2020 г. должно составить 50:50. При этом городское население будет увеличиваться не только за счет механического прироста населения крупных городов, но и за счет малых и средних городов путем улучшения условий жизни в малых городах и поселках.

В целом, среди основных особенностей процесса урбанизации в Китае можно выделить следующие: значительная роль государства в данном процессе, искусственное сдерживание роста крупных городов, неравномерное распределение городского населения внутри страны, сравнительно невысокий уровень урбанизации, большой разрыв в уровне жизни городского и сельского населения, ориентация на развитие малых городов и поселков.

Вопрос о перспективах развития урбанизации в Китае остается дискуссионным. С одной стороны, как подсказывает мировой опыт, развитие крупных городов с удобным транспортным положением создает наиболее широкие возможности для экономического и промышленного роста. Однако, в условиях Китая, осуществление урбанизации в данном направлении весьма сомнительно, так как перенаселенность крупных городов создает целый ряд проблем: жилья, образования, здравоохранения, развития городской инфраструктуры [17, с. 149-151]. С другой стороны, развитие средних и малых городов и создание в сельской местности широкой сети предприятий несельскохозяйственной сферы являются оптимальным направлением урбанизации Китая. В целом можно сказать, что урбанизация соответствует китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни, дальнейшее развитие процесса сделает возможными повышение уровня жизни населения страны и превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное.

Литература

1. Баженова Е. С. 1 300 000 000. Население Китая: стратегия развития и демографическая политика. М.: ИД «Форум», 2010. 304 с.

2. Баженова Е. С., Островский А. В. Миграции в современном Китае // Народонаселение. 1998. № 2. С. 108-118.

3. Наумов И. Н. Проблемы формирования и подъема уровня жизни населения КНР. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. 160 с.

4. Li Gaochan, Lu Kelong. Zhongguo xinxing chengshihua daolu. [Новый путь урбанизации в Китае]. Beijing: Social science academic press, 2007. 183 с.

5. Госинь Фу. Урбанизация китайской деревни и пути миграции аграрного населения // dis. ru. 2007. URL: http://www.dis.rU/library/manag/archive/2006/3/4610.html (дата обращения: 15.01.2011).

6. Population Challenges and Development Goals. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. ST/ESA/SER. A/248. New York: United nations publication, 2005. 120 p.

7. Баженова Е. С., Островский А. В. Население Китая. М.: Мысль, 1991. 235 с.

8. Кондрашева Л. И. Китай ищет свой путь. М.: Институт Дальнего Востока, 2006. 320 с.

9. Бони Л. Д. Китайская деревня на пути к рынку (1978-2004 гг.). М.: Ин-т Дальн. Востока РАН, 2005. 528 с.

10. Зевелев И. А. Юго-Восточная Азия: урбанизация и проблемы социального развития. М.: Наука, 1985. 184 с.

11. Кранина Е. И. Экологические проблемы устойчивого развития современной китайской деревни. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008. 310 с.

12. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Экономическая реформа. Стратегия развития: пер. с кит. М.: ИДВ РАН, 2001. 368 с.

13. Люй Юйинь. Чэнши фачжань цзинцзисюэ фэньси (Экономический анализ развития городов). Шанхай: Изд-во Шанхайск. ун-та экономики и финансов, 2000. 231 с.

14. Самбурова Е. Политика урбанизации в Китае // archipelag.ru. 2007. URL: http://www. archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/irkutsk/b3_china/ (дата обращения: 09.12.2010).

15. Jonathan Woetzel, Lenny Mendonca, Janamitra Devan. Preparing for China’s urban billion // mckinsay.com. Mckinsey Global Institute, 2009. URL: http://www.mckinsey.com/mgi/publications/ china_urban_billion/ (дата обращения: 15.12.2010)

16. Lu Yu, TangZezhi. Zhongguo renkou tongshi. [Всеобщая история народонаселения Китая]. Jinan: Zhongguo renkou chubanshe, 2000. 278 с.

17. Song Yan, Chengri Ding. Urbanization in China: critical Issues in an Era of Rapid Growth. Cambrige: Lincoln Institute of Land Policy, 2007. 320 p.

Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.