Социум
Плесский Никита Сергеевич
аспирант кафедры географии и устойчивого развития геосистем Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 332.122(510-21)
Особенности урбанизационных и миграционных процессов современного Китая
Ключевые слова: Китай, этапы урбанизация, уровень урбанизации, трудовая миграция, агломерации, региональная дифференциация
В статье выделены и проанализированы основные этапы урбанизации современного Китая. Проведён анализ интенсивности роста китайской внутренней трудовой миграции на разных этапах социально-экономических преобразований страны. Раскрываются специфические особенности, связанные с оценкой доли городского населения. На основе анализа ключевых особенностей урбанизационных процессов и государственных программ развития страны, автором представлен и описан новый этап урбанизации КНР.
Миграция сельского населения в города играет ключевую роль в росте городских центров, оказывая значительное влияние на изменение их социальных, экономических и демографических структур. В наиболее активной фазе данный процесс наблюдается в развивающихся странах мира. Не стал исключением и Китай, где в 2011 году доля городского населения впервые превысила долю сельского и составила около 700 млн. человек [2].
Для Китая характерна большая территориальная дифференциация уровня урбанизации. Минимальный уровень урбанизации на юго-западе - менее 41%, а максимальный на востоке - более 65%. Самый же высокий уровень - свыше 75% - свойственен городам центрального подчинения: Шанхаю, Пекину и Тяньцзиню.
Анализируя работы китайских специалистов в области экономики и урбанистики, можно заметить, что существуют две точки зрения о времени начала современного этапа урбанизации в стране. Согласно первой точкой это 1949 год - образование КНР, согласно второй -1978 (начало политики реформ и открытости).
Сторонники первой точки зрения считают период с 1949 по 1960 гг. первым этапом урбанизации в Китае [4]. Основными факторами выделения этого этапа можно назвать быстрый рост численности городского населения. Основным драйвером роста стала интенсивная сельско-городская миграция населения. Среди приверженцев этой позиции можно назвать профессора Ду Сяомина и Чэнь Цзеньбао. В своих работах они показывают, что рост численности городского на-
селения начинается фактически сразу, с момента образования КНР. За период с 1949 по 1960 гг. доля городского населения выросла более чем на 90%, достигнув 130 млн. человек, а уровень урбанизации достиг 19,75%.
Тяжёлое экономическое положение в послевоенном Китае вынуждало сельских жителей мигрировать в города. Однако послевоенные города не имели возможности принять всех мигрантов, в результате стали появляться трущобы. Осознавая это, правительство КНР начало разработку мер, направленных с одной стороны на закрепление жителей в сельской местности, а с другой - на сдерживание роста строительства в городах и контроль над трудоустройством. Поэтому быстрый рост урбанизации первого десятилетия КНР сменился длительным периодом его уменьшения и стабилизации. Так, вплоть до 1978 года доля городского населения в Китае не превышала уровня в 18%.
Основными административными барьерами, применяемыми в Китае с 1951 года, можно назвать систему регистрации населения, систему контроля занятости, ограничения на строительство в городах, а также программу освоения центральных сельских областей страны [4].
К сторонникам второй точки зрения относится экономист Чэнь Юхуа. В своих работах он отмечает, что непрерывный рост урбанизации и постепенное смягчение административных барьеров началось лишь с 1978-1979 гг. Эти годы становятся отправной точкой политики реформ и открытости, в результате которой Китай стал страной с самой большой численности городского населения в мире [7].
Исследование процесса урбанизации и сопутствующие ему внутренние миграционные процессы, происходившие в Китае с 1978 года, стали основной целью данного исследования. В данной работе автор описывает ключевые особенности этапов современной урбанизации в Китае.
Основными критериями выделения этапов стали:
1) интенсивность внутренней трудовой миграции - количество лиц, проживающих более полугода вне места своей постоянной регистрации;
2) уровень урбанизации и интенсивность его роста;
3) изменения в системе административных барьеров.
Именно такие критерии отбора позволили выделить три этапа современной урбанизации Китая.
Первый этап (1978-1989 г.) - начало реформ. Рост сельскохозяйственных городов.
Первый этап - это период укрупнения городских территорий за счёт включения в их состав сельских поселений. Благодаря этому численность городского населения достигла 295 млн. человек, а уровень урбанизации - 26%. Сельско-городская миграция в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Гуандун является характерным типом миграции в начале этого этапа. К концу этапа большую интенсивность уже имела миграция из центральных провинций страны в провинции Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу [7].
В 1982-1985 гг. правительством КНР был проведён ряд важных социально-экономических реформ, в результате которых у граждан
КНР появилась возможность заниматься частным предпринимательством, было введено свободное ценообразование на ряд сельскохозяйственных товаров, у жителей сельской местности появилась возможность официального трудоустройства за пределами места своей постоянной регистрации.
Следствием реформ стал рост лёгкой и пищевой (преимущественно перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию) промышленности в малых городах. В наиболее активной форме данные процессы проявились в провинциях нижнего течения реки Янцзы -Чжэцзян и Цзянсу. Рост производства привёл к росту трудовой миграции в города и появлению понятия «рабочие-мигранты». Уже в 1982 году насчитывалось 6,5 млн. рабочих-мигрантов, проживающих за пределами места своей постоянной регистрации. К концу периода их численность достигла 21 млн. человек [5].
Несмотря на возможность работы вне места своей постоянной регистрации, система регистрации населения продолжала оставаться главным административным барьером, препятствующим росту внутренней миграции населения. Суть системы регистрации населения заключается в том, что человек получает регистрацию лишь по месту рождения и в зависимости от этого места различаются его права на социальные привилегии. Так, например, граждане, рождённые в одном населённом пункте, не могут получить медицинское обслуживание, образование или социальные выплаты в другом населённом пункте.
Лю Дэн, член китайской академии социальных наук, в своей монографии проводит детальный анализ системы регистрации населения в Китае. В его работе на примере Шанхая сравниваются социальные права групп населения с различными регистрациями. Самыми значительными правами, безусловно, обладают владельцы городской регистрации Шанхая, а наименьшими - жители сельских местностей [1].
Второй этап (1990-2009 г.) - развитие крупнейших городов.
Период с 1990-2000 гг. называют «Китайским экономическим чудом»: в это время ежегодный прирост экономики КНР превышал 10-12%. Именно в этот период Китай стал одним из главных экономических центров мира. Особые масштабы получила внутренняя трудовая миграция. С 1990 по 2000 г. количество внутренних трудовых мигрантов выросло более чем в 6 раз, достигнув 144 млн. человек, а уже к 2009 году достигло 240 млн. человек. Численность городских жителей к 2009 году достигла 650 млн., а уровень урбанизации составил 48,34%. Таким образом, Китай стал не только страной с большой численностью городского населения, но страной с самой большой численностью мигрирующего населения.
Рост экономики и уровня урбанизации происходил крайне неравномерно, основными точками роста стали СЭЗ и приморские города востока страны. Среднегодовые темпы прироста доли городского населения достигали 20 млн. человек. Наибольшее развитие получили районы нижнего течения реки Янцзы (Шанхай, провинции Цзянсу и Чжэцзян), дельты реки Чжуцзян (провинция Гуандун), а также Пе-кинско-Тяньцзинская агломерация. Крупнейшими городами Китая к началу 2000 года стали Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Гуанчжоу, а также столицы промышленных провинций (таблица 1).
Город Численность населения (млн. чел.) Численность населения урбанизированной части города (млн. чел) Приблизительная численность рабочих-мигрантов (млн. чел)
Чунцин 33, 43 9,85 4
Шанхай 14, 27 12,3 3,3
Пекин 12, 97 12,2 4
Шицзячжуан 10, 05 6,6 1,8
Харбин 9, 94 4,5 2
Тяньцзинь 9, 94 4,3 2,5
Гуанчжоу 8, 22 4,7 3
Ухань 8, 22 6,1 2
На этом этапе урбанизации внутренние трудовые миграции населения стали играть ключевую роль в быстром росте городов. Население получило право временной регистрации, позволявшей свободное трудоустройство. Между тем социальные права людей с временной и постоянной регистрацией имели значительные отличия. Система регистрации населения перестала играть роль сдерживания роста трудовой миграции, став элементом неравенства и социального расслоения китайского общества.
Таблица 1. Показатели урбанизации крупнейших городов КНР в 2012 году [5]
Третий этап (с 2010 г. по настоящее время) - новая модель урбанизации: развитие малых и средних городов.
В 2010 году численность городского населения фактически сравнялась с численностью сельского и в 2011 году преодолела рубеж в 51% населения [5]. Продолжающийся приток рабочих-мигрантов в крупнейшие города страны (с населением более 4 млн. человек) создал целый ряд «проблем больших городов». Среди них можно выделить перенаселённость, недостаточную развитость транспортной и жилищной инфраструктуры, ухудшение состояния окружающей среды, социальное расслоение общества, развитие ложной урбанизации.
Не имея возможности остановить приток трудовых мигрантов в крупнейшие города страны, пятое поколение руководства КПК на XVIII съезде предлагает новую, более социально-ориентированную политику [5], целью которой является улучшение качества жизни население, завершение построения среднезажиточного общества «Сяо-кан» и всестороннее развитие малых и средних городов (до 500 тыс. человек).
Новая концепция урбанизации предполагает выделение различных преференции для развития малого предпринимательства и создание условий для привлечения трудовых мигрантов из крупнейших городов в малые и средние. В подтверждение этому курсу в 2014 году для малых и средних городов страны была отменена система регистрации населения. С другой же стороны система обязательной регистрации сохранена для крупнейших городов. Таким образом правительство пытается сделать малые и средние города более привлекательными для трудовых мигрантов, нежели крупнейшие города страны.
Выводы
Каждый из трёх выделенных этапов современной урбанизации в Китае имеет свои ключевые особенности. Первый этап характеризи-руется началом реформ и ростом малых сельскохозяйственных городов. Второй - это период интенсивного роста китайской экономики, быстрой и мало контролируемой урбанизации. Третий этап предполагает планомерное и всестороннее развитие малых и средних городов.
Главным драйвером урбанизации на современном этапе развития Китая стала интенсивная внутренняя трудовая миграция. Общей тенденцией этапов урбанизации является постепенное смягчение административных барьеров, которые превратились из сдерживающего фактора миграции в элемент социального неравенства китайского общества. Основным направлением последнего (третьего) этапа урбанизации стало перераспределение потоков трудовой миграции из крупнейших городов страны в малые и средние.
Литература
1. ШШ. ФШХШ^тт^АпШШЖ.
Щ: 2009. 37^ (Лю Дэн, Цзян Дун-
шэн. Исследование миграций в крупнейших городах Китая: на примере Пекинско-Тяньцзинской агломерации. Изд-во Нанканского университета. Тяньцзинь, 2009. 37 с.).
2. лш. Фн^тжшмод^адш^^ // шшт%.
2011. № 30. Р. 78-94 (Ван Цанли. Качество урбанизация в Китае. Экономический обзор // Издательство Китайской академии наук в Пекине. Серия: Географические исследования. 2011. № 30. С. 78-94).
3. ш. тФт±тшшш&&тмт. каш^ШК«
Ф^Щ: АШ, 2012. 47^ (Джан Син
Современное состояние городских деревень: на примере района Дун-ли города Тяньцзинь: Автореферат докт. диссертации. Тяньцзинь,
2012. 47 с.).
4. 1ШЙ. АПШШ^ЯШШК&ШШШ // АПщ%. 2010. № 5. Р. 77-87 (Ду Сяомин, Чэнь Цзеньбао Миграции населенияе в Китае и их влияние на экономическое развитие страны // Издательство Китайской академии наук в Пекине. Серия: Демографические исследования. 2010. № 5. С. 77-87).
5. ФШШ+^Ш 2013. ^ЬЖ, 2013. 967^ (Китайский статистический ежегодник. 2013. - Пекин, 2013. 967 с.).
6. ФШМ^ШШ 2013 // (Исследование урбанизации в Китае. 2013 [Электронный ресурс] // Линдьен консалтинг групп. - Режим доступа: http://www.horizon-china.com).
7. т-ш. //
Ш% 2010. № 3. Р. 93-98 (Чэнь Юхуа Миграции населения, урбанизация и деревни в городах // Издательство Китайской академии наук в провинции Цзянсу. Серия: Социальные исследования. 2010. № 3. С. 77-87).