ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2001.02.027. СМИТ Р. СЕЛЬСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ: НЕДАВНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
SMITH R. Enterprises in Jiangsu province, China: Recent instituonal changes and future prospects // Development policy rev. — L., 1999. — Vol. 17, N 2. — P.191-213.
В 80-е годы провинция Цзянсу вырвалась вперед в индустриализации деревни в Китае. Особенность возникавших там сельских предприятий (СП) — сильная вовлеченность в производство руководства деревень и поселков, т. е. местных органов управления (МОУ), прежде всего на начальной стадии организации и деятельности СП. В середине 80-х годов эта черта считалась "образцовой" и для других провинций, однако позже именно она стала предметом критики.
СП впервые появились на юге Цзянсу в период "большого скачка", но до начала 70-х годов они не добились значительных успехов из-за отсталости техники и технологии, роста рынка и слишком сильной зависимости от колебаний правительственной политики. Доля СП в промыш-ленном производстве провинции резко возросла за последние 30 лет: с 5,1% в 1970 г. до 23,7% в 1980 г. и 45,2% в 1990 г. (с.192).
В 70-е годы в условиях работы СП произошли крупные изменения: в сельской местности возросло количество квалифицированной рабочей силы и появилась более высокая технология. К тому же, привлекая избыточную для сельского хозяйства рабочую силу, непрерывный поток которой в несельскохозяйственном секторе сдерживал заработную плату на низком уровне, СП получали конкретное преимущество. Еще одним и, возможно, более важным географическим фактором роста СП была
близость к Шанхаю. СП в южной части провинции Цзянсу (Сунань) получали от госпредприятий технику и сырье. Так, в 1985 г. у всех СП в г. Ванпи были субконтракты с городскими предприятиями. Помогали развитию СП и отношения с научными и другими организациями. В 1986 г. имелось 2900 совместных СП, т.е. приблизительно 3% общего количества по стране. Около 80% СП провинции сотрудничали с городскими предприятиями, а еще 12% — с другими организациями — техническими школами или университетами (с.193).
Еще один важнейший фактор успеха СП в 70-х и 80-х годах — то, что они заполнили пустоты в плановой экономике Китая. Кроме того, в 80-х годах СП стали приобретать все более четкую внепровинциальную направленность в поисках новых рынков. Негосударственные предприятия не могли рассчитывать на солидные государственные инвестиции, а потому были вынуждены прибегать к альтернативным путям получения сырья. Курс, принятый большинством из них, — неофициальный обмен с предприятиями и компаниями из других районов. Между 1978 и 1988 гг., например, ввоз угля в Цзянсу увеличился с 3,4 млн. т до 25 ,9 млн. (с.193). Увеличение контактов с предприятиями в других провинциях открыло новые каналы сбыта готовых изделий, а с середины 80-х годов большинство СП в Сунани продавало свой товар за пределом своих поселков. Например, в 19861987 гг. в Уси только 4% продаж СП осуществляли в пределах своего города или деревни и 82% СП продали меньше 20% своей продукции в своем родном округе (с .194). Развитие торговой сети привело к образованию в Цзянсу множества специализированных торговых центров: на 1991 г. их было 70. Они имели регулярные торговые связи более чем с 9 тыс. торговых компаний в 30 городах по всему Китаю. Многие города и поселки превратились в региональные центры специализированной торговли: в Чанджоу — электроника, в Лочэ — мебель, в Сучжоу — жемчуг, в Уцзяне — шелк. В результате Цзянсу стала самой богатой провинцией Китая: в ней было 4 из 10 китайских городов с самым большим показателем стоимости валового продукта (это города Лошэ, Шенсэ, Цяньчжоу и Чжоучжуан ) (с.194). В целом к началу 90-х годов СП стали существенной частью экономики Сунани: в 1990 г. на их долю пришлось 90% валовой продукции провинции (с.195).
За 20 лет (1978-1997) количество СП в провинции Цзянсу выросло почти в 12 раз. Между 1985 и 1997 гг. их реальный валовой продукт рос на 23,5% в год (в ценах 1990 г.). В то время как начиная с 1988 г. в целом
по провинции уровень занятости мало изменился, занятость на СП продолжала увеличиваться в среднем на 5,9% в год с 1978 до 1997 г. В 1997 г. на СП было занято 32% сельской рабочей силы и 23% общей численности рабочей силы провинции, чистый душевой доход сельских дворов составлял 3630 юаней, что на 74% выше, чем в среднем по стране (с.195).
Отчасти такое положение дел есть следствие своеобразной формы собственности СП в Сунани. В действительности СП — это предприятия сообщества, находящиеся в совместной собственности всех жителей той местности, где располагается предприятие. Каждое сельское сообщество имеет, как правило, несколько предприятий. СП — это и не госпредприятия, и не кооперативы. Это и не частные фирмы, которые, впрочем, часто регистрируются как коллективные предприятия, чтобы преодолеть политическую дискриминацию частного сектора. Главная причина такого положения заключается в том, что местный житель не имеет общепринятых привилегий собственности, т.е. права использовать, передавать или приобретать активы. На СП права собственности принадлежат сообществу в целом, а не конкретному индивиду. Рядовой житель пассивно ждет своей очереди на получение благ, основная часть которых выступает не в денежной форме, а в форме социальных благ, поровну распределяемых между всеми. В Цзянсу приблизительно 40% прибыли от СП поступает в местные (городские и деревенские) органы управления в форме сборов и налогов, оставшихся 60% остаются в СП (с. 196).
Трудно определить формального собственника СП, однако совершенно ясно, что строительство и МОУ контролируют начальные и промежуточные стадии развития предприятия, выбирают проект, одобряют его, оказывают помощь в создании стартового капитала, мобилизуют трудовые и прочие ресурсы в пределах своей юрисдикции. МОУ часто играют решающую роль в принятии стратегических решений в отношении инвестиций, освоения новой продукции раздела и слияния компаний и т.д. Они также берут на себя инициативу в учреждении новых местных предприятий, объединяют фонды и страхуют риск по всем находящимся в рамках их юрисдикции предприятиям.
Но особенно важно, что СП служат инструментом проводимой МОУ социальной политики благосостояния. Во-первых, СП — источник финансовой поддержки МОУ в форме денежных переводов части прибыли и налогов СП. Во-вторых, СП обеспечивают работой их
номинальных владельцев — местных жителей. В-третьих, МОУ имеют возможность уменьшать социальное неравенство путем "подравнивания" СП: иногда налоги с успешно работающего СП — источник финансирования тех или иных конкретных проектов МОУ, например дорожного строительства. Большинство СП расценивает максимизацию прибыли как цель, подчиненную более широкой функции благосостояния сообщества.
Несовершенство социалистического рынка вынуждает предпочесть неоднозначные права собственности. В этих условиях следовало бы риск разделить между МОУ и местными жителями, границы фирм распределить по территории сообщества, а не по предприятию, а предприятие рассматривать как отделение фирмы. Тогда будет намного меньше двусмысленности в правах собственности. СП с собственностью, принадлежащей сообществу, были успешны потому, что чистые выгоды от коллективного труда росли по мере фискальной децентрализации. Нет никаких свидетельств, что в конкретных обстоятельствах частные предприятия более производительны.
Одна из причин этих неожиданных результатов — существенные выгоды неформальности отношений на начальных стадиях рыночного развития. Участие МОУ в организации СП было своего рода гарантией на рынке капитала, облегчавшей получение кредитов. Другая выгода состояла в том, что неофициальность хозяйственных отношений делала СП в Цзянсу более гибкими по сравнению с госпредприятиями. Тесные отношения между сельским хозяйством и сельской промышленностью также способствовали гибкости рынка труда и распределения рабочего времени между различными отраслями деревенского хозяйства.
Однако по мере роста СП отсутствие официального регулирования отношений стало сдерживать дальнейшее развитие СП. В частности, обнаружились трудности с привлечением капитала. К тому же текущая правительственная политика сократила возможности СП получать средства из традиционных источников. Раньше можно было брать займы у местных крестьян и рабочих, выпуская облигации. Однако во второй половине 80-х годов центральное правительство строго ограничило эту практику, поэтому треть СП страны остановила производство или даже обанкротилась в 1989-1991 гг. из-за нехватки капитала (с. 201).
Многие факторы, приведшие к быстрому росту СП в 70-80-х годах, теперь отсутствуют. Избыточная рабочая сила была исчерпана, к середине 80-х годов во многих сельских сообществах в Южном Цзянсу
почти все, кто желал работать на СП, добились этого. Более того, местные рабочие стали весьма разборчивыми в выборе места работы. Это вынудило СП нанимать работников севера Цзянсу или других районов: в конце 80-х годов до 20% рабочих на СП в Сунани прибывали не из местных населенных пунктов (с.202).
В то же время повышалась заработная плата на СП в Цзянсу, что привело к сокращению различий между городом и деревней. В начале 80-х годов среднемесячная заработная плата составляла менее половины зарплаты городских рабочих, а в 1997 г. — примерно 60% заработной платы на городских коллективных предприятиях провинции. В ряде случаев она на СП выше, чем в госсекторе. Возникло еще одно обстоятельство. С середины 80-х годов СП столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны городских предприятий и фирм, находящихся в собственности иностранного капитала, и совместных предприятий, у которых более надежные финансовые ресурссы и более современная технология. Кроме того, начиная с конца 80-х годов городские предприятия стали продавать энергию и сырье СП по рыночным ценам, что увеличивало издержки СП.
И еще, что, возможно, более важно: повысились требования потребителя к качеству товаров. СП в массе своей к этому не были готовы. Для решения этой проблемы СП нуждаются в солидной финансовой поддержке. Чтобы привлечь финансы в эти структуры, центральное правительство начало преобразования в системе собственности. В общем, это, во-первых, поощрение слияния мелких и средних СП в крупные предприятия и предпринимательские группы. В конце 1996 г. 70% СП в Цзянсу было преобразовано в объединенные акционерные компании. Главная цель этого мероприятия — четко разделить права конкурирующих владельцев (МОУ, жители и рабочие).
Однако правительственное вмешательство в деятельность предприятия отнюдь не сократилось. В большинстве случаев акции, выпущенные для сотрудников предприятия, не подлежат передаче и похожи на бонусы с фиксированным процентом. Неотчуждаемые акции препятствуют свободному потоку не только финансовых, но и трудовых ресурсов. Кроме того, работников предприятия и держателей акций стало труднее уволить или назначить на новую должность, что делает СП менее гибкими. В пользу укрупнения СП говорят два соображения: 1) эффект масштаба дает больше возможностей модернизировать производство и выйти на более широкий рынок; 2) оно способствует
диверсификации собственности. Множество крупных СП преобразуется в акционерные компании, в которых ответственность каждого акционера пропорциональна его инвестиции. В 1997 г. среди 500 самых крупных индустриальных предприятий Китая 107 — акционерные компании (с. 206).
Всего в 1998 г. в Китае было более 6,4 тыс. крупных и средних СП, из которых 4 тыс. открыли зарубежные отделения и 400 внесены в список на фондовой бирже. Цзянсу была в числе первых при образовании крупных фирм через слияние СП. В 1997 г. там насчитывалось 1209 крупных и средних СП, тогда как по всей стране они составляют малую долю общего количества и СП, и крупных и средних предприятий. Но значение этой малой доли велико: в 1996 г. в стране крупнейшие СП составляли только 0,02% общего числа СП, но они сосредоточивали 11% уставного капитала, 6,5% коммерческого дохода, 8,1% прибыли до вычета налогов и 13,2% экспортных поступлений для всех СП (с.207).
Появилось множество крупных предпринимательских групп, ставших национальными и международными. В 1996 г. имелись 390 сельских предпринимательских групп провинциального уровня в Цзянсу и 736 по всему Китаю. В Цзянсу большие предпринимательские группы занимают видное место в ряде отраслей промышленности, включая химическую, электронную и текстильную. В начале 90-х годов группы СП в Цзянсу имели филиалы как в ряде развивающихся стран (Таиланд, Филиппины, Индонезия), так и в развитых государствах (Австралия, США, Канада, Япония).
Впрочем, укрупнение имеет и отрицательные стороны, в частности потерю гибкости СП: организационная структура крупных СП в Цзянсу стала схожей с оргструктурой крупных госпредприятий. Это находит отражение в том факте, что в Китае большие СП в морских районах часто называют "вторым госсектором".
Нынешний раунд реформ слишком сосредоточивается на внутренней структуре СП, тогда как реальные силы, определяющие положение на СП, находятся вне компетенции руководства СП. Здесь следовало бы больше внимания обратить на внешние условия существования СП.
Ю.В. Чайников