Научная статья на тему '2001. 01. 033. Юсуф Ш. , У. Вэйпин. Динамика развития трех китайских городов. Yusuf Sh. , Wu Weiping. The dynamics of urban growth in three Chinese cities: Publ. For the world Bank. L. , Oxford Univ.. Press, 1997. XI, 229 p'

2001. 01. 033. Юсуф Ш. , У. Вэйпин. Динамика развития трех китайских городов. Yusuf Sh. , Wu Weiping. The dynamics of urban growth in three Chinese cities: Publ. For the world Bank. L. , Oxford Univ.. Press, 1997. XI, 229 p Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КНР / ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКА КНР / КНР ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДСКОЕ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 033. Юсуф Ш. , У. Вэйпин. Динамика развития трех китайских городов. Yusuf Sh. , Wu Weiping. The dynamics of urban growth in three Chinese cities: Publ. For the world Bank. L. , Oxford Univ.. Press, 1997. XI, 229 p»

ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. ДАЛЬНИЙ

ВОСТОК

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2001.01.033. ЮСУФ Ш., У.ВЭЙПИН. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТРЕХ КИТАЙСКИХ ГОРОДОВ.

YUSUF Sh., WU WEIPING. The dynamics of urban growth in three Chinese cities: Publ. for the World Bank. —L., Oxford univ. press, 1997. — XI, 229 p.

Авторы, напоминают, что в начале XIX в. уд. вес горожан в населении Китая не превышал 3—4%, и этим Китай не отличался от России и США, но крайне медленная его урбанизация привела к тому, что в начале ХХ в. доля горожан все еще составляла 4%, тогда как в России — 35%, в США — 20% (с.18). Отставание объяснялось неразвитостью пром-сти.

С середины XIX в. начался рост торгово-пром. центров на побережье. До середины 1920-х гг. самым большим городом был Кантон (ныне Гуанчжоу), но уже в 1938 г. на 1-е место выходит Шанхай, обладающий прекрасной гаванью и очень удобно расположенный для экспорта чая и шелка.

Таблица 1 (с.22—23) Динамика населения трех городов, 1938—1993 гг. (млн. чел.)

1938 1953 1970 1985 1993

Шанхай 3,6 6,2 10,0 11,8 12,9

Тяньцзинь 1,2 2,7 4,0 7,8 8,9

Гуанчжоу 1,0 1,6 2,5 5,6 6,2

"Неравноправные договоры" после опиумных войн открыли ряд портов Китая, в т.ч. Кантон, Шанхай, Тяньцзинь. Иностранные капиталовложения в пром-сть, торговлю и транспорт способствовали росту обрабатывающей пром-сти и связям с внешним миром.

С середины 30-х гг. гражданская война, затем агрессия Японии и оккупация части Маньчжурии в 1945 г. советскими войсками нанесли серьезный ущерб рождающемуся пром. сектору. Шанхайские капиталисты перевели многие текстильные предприятия в Гонконг.

В КНР индустриализация возобновилась, но с середины 50-х гг., во имя нац. безопасности взят курс на создание пром-сти во внутренних районах: из Шанхая и Тяньцзиня в них посылались квалифицированные специалисты, оборудование. Новые кап. вложения были сделаны в приморские города с середины 70-х и в 80-е гг., когда Китай стал отказываться от ксенофобии времен "культурной революции" и готовился к более активному участию в мировой экономике. Поэтому Шанхай и Тяньцзинь получили инвестиции в текстильную пром-сть, ориентированную на экспорт, возводились нефтехимич. комплексы, расширялись порты. В приморских городах в 1994 г. были сосредоточены 512 вузов из общего числа 1080 (с.31). Во второй половине 80-х гг. быстрее развивалось юж. побережье, но в 90-е гг. ускорился рост Шанхая и Тяньцзина.

Политика КНР до начала реформ носила "антигородской" и "антиприморский" характер: сдерживался рост крупных городов в пользу средних и малых во внутренних р-нах (отправка горожан на работу в деревню, строгий контроль сельско-городских миграций посредством регистрации и продуктовых карточек). Соответственно в 1953—1978 гг. прирост городского населения составлял 13—16%, в 1982 г. он достиг 20,6%, в 1993—28%. В 1949 г. 2/3 горожан были сосредоточены на востоке, но к 1980 г. доля вост. части снизилась до 1/2 (с.40, 42).

Каждому из трех анализируемых городов посвящена отдельная

глава.

Шанхай. Модернизируя порт и инфраструктуру коммуникаций, Шанхай способствует росту своей пром-сти, восстанавливаются банки, почти искорененные в 1949 г., вновь открываются вузы, и к городу возвращается роль культурной столицы. Среднегодовой прирост ВВП в Шанхае в 1979—1993 гг. был ниже, чем в Гуанчжоу (17,9% против 11,3%) и по этому показателю Шанхай перешел со второго на пятое место среди всех городов страны, но в 1993—1996 гг. прирост ускорился до 14% в год, и Шанхай сравнялся с Гуанчжоу, опередив Тяньцзинь (с.45).

К 1949 г. Шанхай был типичным пром. центром развивающейся страны — легкая пром-сть, порт. Первая задача правительства Мао

Цзэдуна — создать здесь тяжелую пром-сть на основе гос. собственности и использовать ее для стимулирования пром. роста в др. р-нах страны. С этой же целью тысячи шанхайцев были посланы в провинции для обучения местного персонала новых пром. объектов. Это стало особенно важным после отзыва в 1960 г. советских специалистов. Одновременно шанхайский научный потенциал был использован для создания баллистич. ракет и авиастроения. Так в шанхайском пром. комплексе возник ВПК, что способствовало освоению высоких технологий (электроника, компьютеры). Значение шанхайской пром-сти и возникшего здесь одного из основных центров военных исследований защитило город от бурь "культурной революции" и подготовило его к реформам.

Таблица 2 (с.50)

Основные экономические показатели по Шанхаю, Тяньцзиню и Гуанчжоу, 1993 г.

Шанхай Тяньцзин Гуанчжоу

Рабочая сила (млн.) 7,85 5,03 3,85

В т.ч. во вторичном секторе (млн.) 4,55 2,45 1,46

Средняя зарплата (юани) 5650 4003 6342

ВВП (млрд. юаней) 151,2 53,6 74,1

в т.ч. вторичный сектор 90,0 30,3 35,2

ВВП на душу населения (юани) 11699 6075 11 989

ВПП*) (млрд. юаней) 286,1 106,6 100,3

в т.ч. госпредприятия 156,0 62,8 46,5

-"- коллект. предприятия. 35,9 24,1 16,2

-"- др. формы собственности **) 94,3 19,7 37,5

*) ВПП — валовая пром. продукция.

**) В основном совместные предприятия.

В пром-сти Шанхая наибольшее значение имеют металлургия, машиностроение, произ-во транспортного оборудования, на которые в 1993 г. приходилось 46% валовой пром. продукции (ВПП) (с.51), затем следуют произ-во текстиля, химикатов и электроники. По сравнению с 1985 г. произошло утроение доли транспортного оборудования. В целом

уд.вес тяжелой пром-сти в ВПП увеличился с 44 до 59%; доля госпредприятий в ВПП снизилась с 78 до 55%, коллективных предприятий — с 19 до 13%, а предприятий др. форм собственности (в основном совместных) выросла с 3 до 33% (с.51). По китайским стандартам шанхайские госпредприятия относились к числу лучших, и иностранные инвесторы, возвращаясь на китайский рынок, обратили на них особое внимание. Напр., "Фольксваген" создал совместное произ-во с шанхайской автомобильной компанией (50:50) в 1984 г., и в 1996 г. выпускалось уже 200 тыс. автомобилей. Перспективы автомобильного рынка Китая огромны, ибо здесь в 1995 г. было менее 2 автомобилей на 1 тыс. чел. (в Бразилии — 86) и в 2000 г. планируется 3,4; т.е. общее число легковых автомобилей должно возрасти с 3 млн. до 4,5 млн. (с.54).

По ряду элементов городской инфраструктуры (данные 1994 г. о жилье на 1 чел., телефонизации, газоснабжении) в Шанхае поло-жение хуже, чем в Гуанчжоу (с.62). Напротив, по уровню образования рабочей силы и по научным исследованиям, Шанхай выгодно отличается от др. городов: в пром-сти 85% работников окончили минимум 8 классов, 6% — вузы; в городе 266 исследовательских ин-тов, 50 вузов (с.68—69). Иностранные капиталовложения в Шанхае до 1985 г. были невелики, затем они колебались в пределах около 0,5 млрд. долл., снизились в 1990—1991 гг. и снова возросли в 1993 г. до 3,2 млрд. долл.; всего за 1979—1993 гг. использовано 10,8 млрд. долл. в т.ч. 1/2 займы и 1/2 прямые вложения (с.76). В дальнейшем суммы заключенных контрактов резко возросли, причем на первое место вышла Япония.

Авторы подчеркивают значение следующих реформаторских факторов: 1) система ответственности крестьянских дворов в деревне, способствовавшая росту с.-х. произ-ва и тем самым и рынка для пром. товаров; 2) формировался общенац. рынок; 3) кооперация произ-ва; 4) совместные предприятия, прямые иностранные инвестиции; 5) фин. децентрализация; 6) реструктуризация произ-ва.

Преимущества Шанхая — индустриальная традиция, накопленный пром. потенциал, человеч. капитал и географич. положение. Используя их, он может стать важнейшим пром. центром страны. Но необходимо исправить недостатки его инфраструктуры, обратить внимание на слабые места в пром. системе и позаботиться о социальном обеспечении пенсионеров — оно должно быть справедливым, но финансово подкрепленным.

Тяньцзинь. Достижения города в пром-сти почти столь же велики, как и Шанхая: нефтехимия, электроника, металлургия, текс-тильная пром-сть, причем преобладают госпредприятия. В отличие от Шанхая и Гуанчжоу окружающие его территории богаты природными ресурсами (нефть, уголь, геотермальные источники). Положительные факторы — близость к Пекину, образовательная инфраструктура (29 вузов, 140 исследовательских ин-тов, 200 техни-кумов, с.89). Несмотря на это Тяньцзинь отставал от Шанхая и Гуанчжоу по темпам роста ВВП в 1952—1978 гг.; резкий подъем начался только с 1991 г. За 1985 — 1993 гг. доля тяжелой пром-сти в ВПП выросла с 49 до 67% (ведущая отрасль — металлургия); уд. вес госпредприятий снизился в ВПП с 80 до 59%, коллективных предприятий напротив, вырос с 18 до 23%, а др. форм собственности с 2 до 18% (с.91).

Тяньзиньский порт, расположенный в глубоководной гавани, — главный порт всего северо-вост. приморья и внутренних р-нов, включая внутреннюю Монголию и Синьцзян. Он действует и как морской, и как речной порт. Предполагается, что в начале XXI в. его грузооборот достигнет 100 млн. т против 60 млн. в 1997 г. (с.95). По сути дела он идет по пути Сингапура.

Тяньцзинь совместно с Пекином может создать подобие "силиконовой долины", развивая произ-во электроники и объединяя для этого "китайский талант, иностранную технологию и гонконгский капитал" (с.101). Успеху в этом проекте помогут капиталовложения МНК из Японии, США и Юж. Кореи. Помимо электроники расцвету экономики может способствовать автомо-билестроение. Всего за 1979— 1993 гг. использованные иностранные капиталовложения в городскую экономику составили 4 млрд. долл., в т.ч. займы — 2,7 млрд., прямые капиталовложения — 1,2 млрд. (с .104).

Переход от плановой к рыночной экономике расширил перспективы роста экономики. Но необходимы новые организационные структуры, способствующие эффективному использованию людских ресурсов. Реформа крупных госпредприятий началась только в 90-е гг. Некоторые небольшие убыточные госпредприятия были закрыты, но в основном прибегали к слиянию. "Госпредприятия все еще поглощают наибольшую часть капиталов, которые в противном случае могли бы использоваться на финансирование частных предприятий; на них приходится более 70% всех промышленных убытков города" (с.110). По масштабам убыточности госпредприятий Тяньцзинь похож на Шанхай.

Тяньцзинь менее привлекателен для иностранных инвесторов, чем Шанхай, Гуанчжоу или Пекин, но городские власти сумели их привлечь, предоставляя льготы и создавая условия для инициатив. Преимущества города — большая площадь свободных участков под застройку, перестроенная после землетрясения 1976 г. инфраст-руктура. Когда будет завершено расширение порта и аэропорта, Тяньцзинь может стать для Китая таким же транспортным центром, как Чикаго в начале ХХ в. для США.

Гуанчжоу: город расположенный в дельте р. Жемчужная (Чжуцзян), в богатом с.-х. р-не, в 1993 г. опережал даже Шанхай по ВВП на душу населения (см. табл. 2). Здесь высока плотность населения, не хватает жилья.

Реформы в Китае начались в провинциях Гуандун и Фуцзянь, что было исключительно благоприятно для Гуанчжоу. Важны были также личные контакты властей с Пекином (влиятельный в 70-е гг. и в период реформ маршал Е Цзяньин начинал как мэр Гуанчжоу и губернатор Гуандуна, его сын Е Сюаньпин также стал мэром Гуанчжоу и губернатором Гуандуна, из этой же провинции происходили многие влиятельные нац. лидеры). Гуандун получил значительную фин. автономию, мог принимать собственные планы развития, что обеспечило высокий темп преобразований по сравнению с др. провинциями.

Пром. структура Гуанчжоу менее специализирована, чем Шанхая и Тяньцзиня, ее ведущие отрасли — машиностроительная, текстильная, фармацевтическая, металлургич. пром-сть. За 1986 — 1993 гг., доля тяжелой пром-сти в ВПП поднялась с 33 до 44%; уд. вес госпредприятий снизился с 66 до 46%, коллективных предприятий с 26 до 16%, тогда как др. форм собственности (в их числе 5 тыс. совместных предприятий в 1993 г. с объемом произ-ва в 30 млрд. юаней) вырос с 9 до 37% (с.118, 125). Город экспортирует прежде всего изделия легкой пром-сти с совместных предприятий.

Иностранные капиталовложения обеспечиваются в основном близостью Гонконга и богатой китайской диаспорой в странах Юго-Вост. Азии (китайцы эмигрировали гл. обр. из юго-вост. провинций Китая и продолжали поддерживать контакты с родиной). Гонконг, превращаясь из пром. центра в торговый и финансовый, переносит ряд произв-в в дельту р. Жемчужная на совместные предприятия, создавая здесь миллионы рабочих мест. Всего за 1979—1993 гг. использованные иностранные капиталовложения в Гуанчжоу составили 4,2 млрд. долл. (в

т.ч. 1,4 млрд. в 1993 г.): займы 0,9 млрд. и прямые вложения — 3 млрд., причем, в основном, в совместные предприятия, а на предприятия в полной иностранной собственности только 347 млн. долл. (с .126).

Сближение с Гонконгом и иностранные капиталовложения превратили Гуандун в лидера модернизирующихся провинций Китая. "Гонконг стал главным путем притока капитала, навыков, информации и услуг в Гуанчжоу" (с.127). Авторы считают, что в сфере реформ Гуанчжоу опережает Шанхай и Тяньцзинь.

В целом, Шанхай, Тяньцзинь и Гуанчжоу имеют следующие общие черты: 1) они — пром. центры и порты; 2) в них были сосредоточены госпредприятия; 3) преобладание госпредприятий ограничивало мобильность рынка труда, 4) они относятся к группе "открытых городов", лидирующих в проведении реформ; 5) они получили значительные иностранные капиталовложения.

Различия между тремя городами связаны с численностью населения, структурой пром-сти, инициативами в проведении реформ. Быстрее всего рос Гуанчжоу: в 1952—1978 гг. прирост его ВВП составлял 9,5%, в Шанхае — 8,8, Тяньцзине — 7,3%; в период реформ 1978—1993 гг. соответственно 11,3% и по 8% (с.140). Причиной превосходства Гуанчжоу в дореформенный период была его большая экономич. автономия от Пекина, от централизованного планирования, в период реформ — более быстрое избавление от неэффективных госпредприятий, их акционирование или передача в иностранную собственность.

В свою очередь пром. база Шанхая и Тяньцзиня более комплексна. Издержки произ-ва ниже всего в Шанхае, наибольшие в Тяньцзине. По сумме наивысших пром. показателей Шанхай также на первом месте, только по транспортному оборудованию впереди Тяньцзинь, по текстилю и химич. препаратам — Гуанчжоу (с .142). Преимущество трех городов — разнообразие их обрабатывающей пром-сти. В рыночной экономике наиболее уязвимы города с узкой пром. специализацией.

Как ожидают в дальнейшем городское население будет увеличиваться в среднем на 4% в год (один из самых высоких показателей в мире), вскоре в городах будет сосредоточено 1/2 — 2/3 населения (с.175). Одна из важнейших проблем трех городов — как абсор-бировать поток мигрантов, не допустив паралича сферы услуг и резкого ухудшения условий жизни. Для этого необходима общенац. стратегия развития городов, включающая следующие положения: 1) урегулирование

муниципальных финансов (для трех городов основным источником в ближайшее время будут иностранные инвестиции); 2) повышение эффективности госсектора (реоргани-зацию и приватизацию в трех городах надо проводить, не допуская безработицы); 3) всестороннее использование человеч. капитала и иностранных инвестиций, чтобы обеспечить технологич. изменения (заимствование зарубежной технологии требует собственных разработок отечественных фирм, т. е. партнерства); 4) модернизация инфраструктуры (в т.ч. строительство скоростных ж.д., в Шанхае и Гуанчжоу — метро); 5) развитие третичного сектора (финансы, страхование, информация. Шанхай может стать таким же центром образования и медицины для Китая, как Бостон для США). Через 20 лет три города могут стать центрами не столько пром-сти, сколько научно-технич. исследований и торговли, т.е. пойти по пути Сингапура и Тайваня.

В заключение авторы указывают на очередные задачи: 1) долгосрочное пром. планирование, учитывающее грядущие технологич. изменения; 2) преодоление текущих трудностей преобразования госсектора; 3) улучшение среды обитания (борьба с загрязнением воды, воздуха и т.п.); 4) включение в мировую пром. систему. Мир становится все более интегрированным, и в нем обостряется конкуренция. Чтобы попасть в число победителей следует мобили-зовать все ресурсы, гибко приспосабливать свои ин-ты и исполь-зовать преимущества города для достижения экономич. результатов, применять опыт соседей для максимизации технологич. систем.

С. И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.