Научная статья на тему 'Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству'

Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
909
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / MUSIC INFORMATICS / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC ART / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орлова Е.В., Горбунова И.Б.

Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях государственных образовательных стандартов содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования, на наш взгляд, является одной из насущных проблем. Статья посвящена рассмотрению проблем внедрения цифровых технологий в теорию и практику обучения музыкальному искусству и творчеству, а также вопросам, связанным с содержательными компонентами дисциплины «Музыкальная информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF TEACHING MUSICAL ART AND CREATIVITY

It is obvious that at every level of education the emphasis in mastering information technology is changing. However, the requirements of the state educational standard contents of these disciplines is not specified. The unified educational standard is virtually absent, which encourages teachers to act empirically, developing their own programs in conditions when there are no good textbooks and manuals. The development of a common strategy for mastering information technologies in the field of musical art and the specification of requirements for this development at every level of education is one of the pressing problems. The article studies problems of introduction of digital technologies in the theory and practice of teaching musical art and creativity, as well as issues related to the content components of the discipline “Musical Informatics”.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству»

References

1. Rags Yu.N. Urovni i soderzhanie muzykovedcheskih izmerenij. 'Estetika: informacionnyj podhod. Redaktory Yu.S. Zubov, V.M. Petrov. Moskva: Smysl, 1997. (Problemy informacionnoj kul'tury, vypusk 5.)

2. Lukach D. Svoeobrazie 'esteticheskogo. Moskva: Progress, 1986; T. 2.

3. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej // Muzyka, 1959, No.1. S. 3 - 22.

4. Rags Yu.N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2003: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (9-11 oktyabrya 2003 g.). Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003: 200 - 203.

5. Rags Yu.N. O sajte «Tribuna muzykanta-pedagoga». Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2004: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-29 oktyabrya 2004 g.). Ch. I. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: IPC SPGUTD, 2004: 64 - 67.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vyp. O.D. Shipunova. 2014: 81 - 83.

8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.

11. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 61.

12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378 13.00.02

Orlova E.V., Cand. of Art History, Director of Scientific-Methodical Magazines "Music and Electronics", "Music at School" (Moscow, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF TEACHING MUSICAL ART AND CREATIVITY. It is obvious that at every level of education the emphasis in mastering information technology is changing. However, the requirements of the state educational standard contents of these disciplines is not specified. The unified educational standard is virtually absent, which encourages teachers to act empirically, developing their own programs in conditions when there are no good textbooks and manuals. The development of a common strategy for mastering information technologies in the field of musical art and the specification of requirements for this development at every level of education is one of the pressing problems. The article studies problems of introduction of digital technologies in the theory and practice of teaching musical art and creativity, as well as issues related to the content components of the discipline "Musical Informatics".

Key words: Music Informatics, music computer technologies, music art, music education.

Е.В. Орлова, канд. искусств., директор научно-методических журналов «Музыка и Электроника», «Музыка в школе», г. Москва, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ТВОРЧЕСТВУ

Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях государственных образовательных стандартов содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования, на наш взгляд, является одной из насущных проблем. Статья посвящена рассмотрению проблем внедрения цифровых технологий в теорию и практику обучения музыкальному искусству и творчеству, а также вопросам, связанным с содержательными компонентами дисциплины «Музыкальная информатика».

Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное искусство, музыкальное образование.

Именно область современных знаний - Музыкальная информатика, возникшая за рубежом в 70-е годы прошлого века и получившая там свое развитие в разного рода образовательных программах, попала под пристальное внимание докторов наук, профессоров и доцентов РГПУ им. А.И. Герцена, СПб Государственного института культуры, Уральского государственного педагогического университета, а также пяти ведущих консерваторий страны (Московской, Санкт-Петербургской, Уральской,

Саратовской и Новосибирской) на VII Российской научно-практической конференции (с международным участием) «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», в частности, на её секции «Проблемы и перспективы развития предмета Музыкальная информатика», которая была организована и проведена в апреле 2018 г. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке российского образова-

тельного журнала «Музыка и Электроника» и Международного центра «Искусство образование».*

Участниками представительной Конференции в целом было констатировано, что в России развитие Музыкальной информатики, как науки, находящейся на стыке разных областей знаний, а также как предмета с соответствующим программно-методическим сопровождением значительно заторможено. Причин тому несколько.

Первая и главная - преимущественная ориентация всей системы нынешнего отечественного музыкального образования на традиционные области обучения - музыкальную композицию (прежде всего для исторически сформированного парка акустических инструментов), академическое исполнительское искусство, а также музыкально-теоретическую подготовку, основывающуюся на старой-доброй европоцентристской модели анализа музыкального языка и развития равнотемперирован-ного слуха.

Другая причина тому - непривычность сочетания технологической и художественной терминологий. Так, многих музыкантов до сих пор подчас напрягает словосочетание «компьютерная музыка», а специалистам, продвигающим в обучение информационные технологии, не всегда нравятся понятия, входящие в профессиональный словарь музыкантов: «музыкальный компьютер», «музыкальная информатика» и др.

Доля условности в таких обозначениях, действительно, есть. Но и многие более общие термины нашей эпохи цифровой революции носят достаточно условный характер. Само определение «информационные технологии» в его современном значении слишком расплывчато и, по сути, некорректно. Ведь «информационные технологии» передачи разного рода сообщений, смыслов и представлений между людьми существовали уже в древности - в технике наскальных рисунков, затем клинописи, алфавита, книгопечатании и т. д.

Тем не менее, несмотря на доминирование консервативного контекста существующей образовательной системы. Музыкальная информатика как область изучения уже находит рассмотрение в отечественной науке. Об этом рассказал руководитель Научно-творческого центра электроакустической музыки, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий, доцент Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского Ха-руто А.В., автор таких монументальных изданий как «Музыкальная информатика. Компьютер и звук: учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза» и «Музыкальная информатика. Теоретические основы».

Наиболее же активное развитие Музыкальная информатика в наших учебных заведениях получила в прикладном своем качестве - причем на всех уровнях обучения, в т.ч. начальном. Например, как учебная дисциплина она существует в вариативной части осваиваемых предметов предпрофессиональ-ных программ ДМШ и ДШИ. Она же на «законных» основаниях включена в программы всех отделений средних музыкально-учебных заведений и относится в музыкальных СсУЗах к дисциплинам профессионального цикла. Музыкальная информатика преподается также и в ряде вузов - Московской, Саратовской, Петербургской консерваториях и др. Хотя в соответствии с образовательными стандартами ВПО там она оказывается не самостоятельной областью, а лишь в рамках предполагаемого изучения более широкой сферы «Современные информационные технологии».

Но и в имеющейся трехступенчатости вхождения в предмет Музыкальная информатика возникает также своё проблемное поле. Как отметил на конференции Полозов С.П., доктор искусствоведения, профессор Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, «такая преемственность создаёт проблему содержания соответствующих учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в

требованиях ГОС содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования является, по мнению выступавшего, одной из насущных проблем трансформации и модернизации музыкального образования»

Неразработанность данной проблематики в науке и образовательной практике - результат двух тормозящих факторов, упоминавшихся выше. Вообще же всем специалистам давно пора понять и принять, что у науки есть новое довольно обширное «информационно-цифровое поле» - и современное, и историческое (начиная хотя бы от изучения акустическо-звуковых параметров, цифровых характеристик обертонового ряда и др.), и что такие определения как «Музыкально-компьютерные технологии», «Музыкальный компьютер», «Музыкальная информатика» не только имеют право на свое прикладное значение, но и достойны серьезных научно-методических разработок.

В состоявшихся на событии обсуждении докладов был поставлен целый ряд других актуальных проблем, которые получат освещение также в электронном сборнике представленных материалов Конференции с размещением его в системе РИНЦ.

Подтверждением тому стала последующая демонстрация наиболее характерных работ из прикладной области применения знаний, полученных на предмете Музыкальная информатика. Это были учебные проекты Фестиваля-конкурса «Музыка и Мультимедиа в Образовании» («ММО-18», март 2018), которые были подготовлены преподавателями и их учениками с использованием цифровых мультимедийных технологий - музыкальных видео-пособий (в т. ч. по Музыкальной информатике), видео-клавиров, видео-партитур, видео-презентаций, художественно-образовательных проектов и др.

Живая дискуссия, обмен полученными знаниями, мнениями и практическим опытом, прошедшие на этом событии - свидетельство активной заинтересованности в современном развитии отечественной теории и практики музыкальной образования, а также залог плодотворного обращения к соответствующей проблематике на подобных педагогических «пролегоменах» в самом ближайшем будущем.

Вместе с тем такая преемственность создаёт проблему содержания соответствующих учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях ГОС содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования, на наш взгляд, является одной из насущных проблем.

Отметим тот вклад, который внесён учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена в стратегию развития цифровых и музыкально-компьютерных технологии в теорию и практику обучения музыкальному искусству и творчеству на современном этапе. Большое количество методических работ, многоцелевых исследований, которые отражены в многочисленных научных статьях и фундаментальных работах (см. работы [1 - 26]), освещают тематику и общий спектр проводимых в данном направлении исследований в нашей стране.

*Истории информационно-творческих контактов учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена и журнала «Музыка и Электроника» больше 10 лет. Созданный в 2004 году, этот журнал уже в 2005 г. информировал своих читателей о работе аспирантского, позднее - городского семинара с международным участием «Новые информационные технологии в музыкальном образовании», проводимого на базе уМл «Музыкально-компьютерные технологии», и о IV Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2005» в РГПУ им. А.И. Герцена. И с тех пор журнал регулярно сообщает о достижениях инновационного музыкально-образовательного направления, освещаемых на декабрьских петербургских конференциях.

А в 2012 году там же родилась идея совместного проведения мартовских конференций и фестивалей-конкурсов «Музыка и Мультимедиа в Образовании», которые в этом году 30-31 марта и прошли в РГПУ под общим «знаменателем» Российской научно-творческой педагогической сессии «Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству».

Библиографический список

1. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве. Региональная информатика «РИ -2010»: материалы XII Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2010: 232 - 233.

2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты). Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена». Санкт-Петербург, 2012.

3. Горбунова И.Б., Родионов П.Д., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013; 167: 39 - 45.

4. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 4 (75): 16 - 24.

5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксена-киса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012; 4 (25): 135 - 138.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. В книге: Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 81 - 83.

8. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.

11. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

12. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

13. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

15. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 20l0: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2011: 208 - 211.

16. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015. № 12: 470 - 477. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.

18. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

19. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

20. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.

21. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

22. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

23. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

24. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

25. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.

26. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2011: 128 - 131.

References

1. Gorbunova I.B. 'Era informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve. Regional'naya informatika "RI- 2010": materialy XII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2010: 232 - 233.

2. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty). Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Rossijskij gos. ped. in-t im. A. I. Gercena». Sankt-Peterburg, 2012.

3. Gorbunova I.B., Rodionov P.D., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2013; 167: 39 - 45.

4. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 4 (75): 16 - 24.

5. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa «Formalizovannaya muzyka». Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Vknige: Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 81 - 83.

8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.

11. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

15. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2011: 208 - 211.

16. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 12: 470 - 477. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

18. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

19. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

20. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.

21. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

22. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

24. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

25. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.

26. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova, 2011: 128 - 131.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.00.02

Davidenkova-Hmara E.Sh., Cand. of Art History, senior lecturer, St. Petersburg State Conservatory n.a. H.A. Rimsky-Korsakov

(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

TIMBRE ASPECTS OF CONTEMPORARY MUSIC: METHODOLOGICAL PROBLEMS OF RESEARCH. Understanding the nature of timbre from the point of view of musical art was one of the most important tasks of composers, theorists and performers in all eras. The most important milestones in the evolution of timbre aspects in musical art were such historical periods as Baroque, classicism and romanticism, since the main trends in the use of different timbres were modified. The transfer of the analytical approach to the various possibilities of sound synthesis characteristic of electronic and electroacoustic music has proved to be extremely promising for modern computer music. Synthesis of the technical, scientific and creative beginning in the field of modern work with timbre allows to speak about formation of new timbre thinking which aspects are also multidimensional, as well as the nature of the timbre. In practice, information technology in music significantly influenced the modes of transmission of musical information. The article deals with methodological and methodical aspects of the problem of the study.

Key words: timbre, electronic music, electroacoustic music, music computer technologies.

Е.Ш. Давиденкова-Хмара, канд. искусств., доц. Санкт-Петербургской государственной консерватории

им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ТЕМБРОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осмысление природы тембра с позиций музыкального искусства было одной их важнейших задач композиторов, теоретиков и исполнителей во всех эпох. Важнейшими вехами эволюции тембровых аспектов в музыкальном искусстве стали такие исторические периоды как барокко, классицизм и романтизм, так как видоизменению подверглись основные тенденции использования различных тембров. Перенос аналитического подхода на разнообразные возможности звукового синтеза, характерные для электронной и электроакустической музыки, оказался чрезвычайно перспективен для современной компьютерной музыки. Синтез технического, научного и творческого начала в области современной работы с тембром позволяет говорить о формировании нового тембрового мышления, аспекты которого также многомерны, как и природа самого тембра. Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. В статье рассматриваются методологические и методические аспекты обозначенной проблемы исследования.

Ключевые слова: тембр, электронная музыка, электроакустическая музыка, музыкально-компьютерные технологии.

Работа музыкантов с тембром прошла через многочисленные этапы трансформации, при этом изменялось понимание самой природы тембра - как натурального, так и синтезированного, эволюционировала структура тембровой ткани произведений -от хорового унисона грегорианских хоралов до закономерностей

оркестровой партитуры, и появились новые принципы тембровой организации, применяемые в электронной музыке.

Осмысление природы тембра с позиций музыкального искусства было одной их важнейших задач композиторов, теоретиков и исполнителей во всех эпох. Важнейшими вехами эволю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.