4. Горбунова И.Б. Методические рекомендации по составлению, проверке и обработке результатов выполнения контрольных заданий. Санкт-Петербург: Образование, 1992.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. Москв: МГУ, 1985.
6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.
8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; № 11: 25 - 32.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakov. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj 2004: 52 - 55.
4. Gorbunova I.B. Metodicheskie rekomendacii po sostavleniyu, proverke i obrabotke rezul'tatov vypolneniya kontrol'nyh zadanij. Sankt-Peterburg: Obrazovanie, 1992.
5. Gal'perin P.Ya. Metody obucheniya i umstvennogo razvitiya rebenka. Moskv: MGU, 1985.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.
8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; № 11: 25 - 32.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378 13.00.02
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Orlova E.V., Cand. of Art History, Director of Scientific-Methodical Magazines "Music and Electronics", "Music at School" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A BASIS OF NEW INDEPENDENT EDUCATIONAL DIRECTIONS. The modern period of approval of the digital era of the earth's civilization, and at the same time the change of opportunities and means of teaching art has led to fundamental changes in the artistic sphere: the concepts of "digital arts", "media technologies", "media music", "digital media" and many others. The article considers the need to introduce appropriate independent educational standards, professional and preprofessional disciplines.
Key words: music computer technologies, digital arts, media technologies, media music, digital media, music education.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.В. Орлова, канд. искусств., директор научно-методических журналов «Музыка и Электроника», «Музыка в школе», г. Москва, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА НОВЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Современный период утверждения цифровой эры земной цивилизации, а вместе с тем смены возможностей и средств обучения искусству обусловил кардинальные перемены в художественной сфере: возникли понятия «цифровые искусства», «медиатехнологии», «медиамузыка», «цифровые медиа» и многие другие. Статья посвящена рассмотрению вопросов необходимости введения соответствующих самостоятельных образовательных стандартов, профессиональных и предпрофес-сиональных дисциплин.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, цифровые искусства, медиатехнологии, медиамузыка, цифровые медиа, музыкальное образование.
Мы живём в период утверждения цифровой эры земной цивилизации, а вместе с тем смены возможностей и средств обучения искусству. В результате технической революции в художественной сфере произошли кардинальные перемены - возникло понятие цифровые искусства. Однако существующая система образования по сути не замечает новых художественных форм существования музыки и искусства в целом, отказывая в выделении соответствующих самостоятельных образовательных стандартов, профессиональных и предпрофессиональных предметов.
Выпускники учебных заведений, притом даже вузов, не знают многого элементарного и столь необходимого современному музыканту: как сделать качественную электронную запись
собственного сочинения, аранжировки, исполнения или игры (в т.ч. учеников) для её анализа или презентации, как сделать цифровую запись аккомпанемента, как подготовить музыкальный ряд и аранжировать музыку к общественно-значимому мероприятию, как воспользоваться появившейся возможностью игры и аранжировки на электронном клавишном инструменте или с помощью музыкально-компьютерных программ и т.д. - а в целом: как использовать для себя, для своей профессии музыканта возникшие поистине безбрежные новые технические возможности?
Пора уже - по аналогии - озвучить задачу «всеобщей музыкально-компьютерной грамотности» и важность её осознания в ходе реформы системы музыкального образования. Назрела необходимость, в частности, не только выборочного и усечённо-
го преподавания «музыкальной информатики» (с усвоением основ главным образом компьютерной нотации), но и знакомства со всем комплексом музыкально-компьютерных технологий и им сопутствующих дисциплин на всех отделах и факультетах музыкальных учебных заведений. Ликбез в этой области должен коснуться всех и каждого.
Вместе с тем, должны функционировать и самостоятельные образовательные направления на основе государственных образовательных стандартов, например:
«Музыкально-компьютерные технологии», «Компьютерное музыкальное творчество», «Электронное музыкально-инструментальное искусство» (с опорой на компьютер и его специальные музыкальные программы, а также на клавишные электронные музыкальные инструменты, прежде всего синтезатор) - для основательной подготовки специалистов соответствующей квалификации в вузах и средних специальных учебных заведениях, которые могли бы уже потом вполне профессионально преподавать музыкально-компьютерные технологии и электронный инструментарий на высшем и среднем образовательном уровнях, а также предпро-фессиональные предметы (клавишный синтезатор и музыкальный компьютер) в школах искусств.
Разработка подобных образовательных стандартов осуществляется ведущими российскими учёными на базе учреждённого в 2012 г. Национального совета по современному музыкальному образованию (НССМО).
Подобные самостоятельные образовательные направления должны иметь явно междисциплинарный характер. Временным и по сути неправомерным является их «подстраивание» в качестве неполноценных «профилей» к существующим традиционным учебным направлениям (музыкальному исполнительству, композиции, музыковедению). Новые направления должны включать такие фундаментальные области как сочинение, аранжировка и исполнение музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, компьютера, цифровое программирование, обработка и синтез звука, музыкальная акустика и психоакустика, авторизованные системы и технологии, основанные на виртуальной реальности (комбинации этих сфер могут быть различными в каждом конкретном учебном заведении, подстраиваясь под возможности преподавательского состава и запросы учащихся).
Многое в этом направлении уже основательно наработано отечественными учёными. Осталось только собрать всё воедино. Коснёмся, в частности, вопроса о необходимости включения в систему современного профессионального музыкального образования фундаментальных курсов, связанных с изучением основ музыкальной акустики, которая сегодня, при активном внедрении современных информационных и музыкально-компьютерных технологий (МКТ), получила действенное и каче-
Библиографический список
ственно новое развитие, определила многое в процессе развития музыкальной науки.
В этой связи особое значение принимают труды Ю.Н. Раг-са, масштаб творческой личности которого - исследователя и педагога - огромен. Работая в различных областях науки о музыке, включающих музыкальную эстетику, исследования в области музыкальной психологии (в т. ч. проблематику музыкальных синестезий), раскрывая особенности взаимодействия композиторского и исполнительского творчества, утверждая роль и место новых информационных технологий в музыке и музыкальном образовании, разрабатывая концептуальные основы курса «Музыкальная информатика», оценивая роль электронной и компьютерной музыки в современном музыкально-художественном пространстве, наконец, глубоко и содержательно занимаясь музыкальной акустикой и определяя её место в современном музыкальном образовании, Юрий Николаевич в то же время проявлял обеспокоенность по поводу разобщённости в организации музыковедческих знаний. Он постоянно, на протяжении многих лет обращался к этой теме, пытаясь найти инструмент, с помощью которого можно было бы осуществить процесс объединения разрозненных областей исследования. В статье «Уровни и содержание музыковедческих измерений» он пишет: «Мы исходили из того, что единая по своей сущности система музыкального искусства должна и в научном знании обрести единство. С этой целью был рассмотрен один из вариантов модели - модели целостной системы изучения музыкального искусства» [1, с. 40]. И вот, как будто нашёлся этот недостающий компонент, инструмент музыканта-исследователя и творца, с помощью которого оказывается возможным объединить в одно целое всю «многослойную музыкальную культуру» (термин З. Лиссы [2]) - это музыкальная акустика, непосредственно изучающая материал «гомогенной посредующей системы» музыки (термин Д. Лукача [3, с. 352]) и тем самым призванная обеспечить необходимый уровень обобщения. Сегодня уже разработаны курсы учебных дисциплин, связанных с формированием представлений современного музыканта об акустике, музыкальной акустике, в частности, о музыкально-компьютерных технологиях и в целом об информационных технологиях в музыке и современном музыкальном образовании (см., например, [4; 5]).
Сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена разработана новая образовательная концепция и система подготовки современного педагога-музыканта, базирующаяся на использовании музыкально-компьютерного инструментария, что отражено в значительном количестве фундаментальных работ, затрагивающих широкий спектр рассматриваемых в данной области проблем, среди них отметим работы [6 - 14].
1. Рагс Ю.Н. Уровни и содержание музыковедческих измерений. Эстетика: информационный подход. Редакторы Ю.С. Зубов, В.М. Петров. Москва: Смысл, 1997. (Проблемы информационной культуры, выпуск 5.)
2. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Москва: Прогресс, 1986; Т. 2.
3. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej // Muzyka, 1959, No.1. S. 3 - 22.
4. Рагс Ю.Н. Перспективы развития курса информатики в музыкальных образовательных учреждениях. Современное музыкальное образование - 2003: материалы II Международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003 г.). Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003: 200 - 203.
5. Рагс Ю.Н. О сайте «Трибуна музыканта-педагога». Современное музыкальное образование - 2004: материалы III Международной научно-практической конференции (26-29 октября 2004 г.). Ч. I. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ИПЦ СПГУТД, 2004: 64 - 67.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за вып. О.Д. Шипунова. 2014: 81 - 83.
8. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.
11. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 61.
12. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
13. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
References
1. Rags Yu.N. Urovni i soderzhanie muzykovedcheskih izmerenij. 'Estetika: informacionnyj podhod. Redaktory Yu.S. Zubov, V.M. Petrov. Moskva: Smysl, 1997. (Problemy informacionnoj kul'tury, vypusk 5.)
2. Lukach D. Svoeobrazie 'esteticheskogo. Moskva: Progress, 1986; T. 2.
3. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej // Muzyka, 1959, No.1. S. 3 - 22.
4. Rags Yu.N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2003: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (9-11 oktyabrya 2003 g.). Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003: 200 - 203.
5. Rags Yu.N. O sajte «Tribuna muzykanta-pedagoga». Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2004: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-29 oktyabrya 2004 g.). Ch. I. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: IPC SPGUTD, 2004: 64 - 67.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vyp. O.D. Shipunova. 2014: 81 - 83.
8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.
11. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 61.
12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
13. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378 13.00.02
Orlova E.V., Oand. of Art History, Director of Scientific-Methodical Magazines "Music and Electronics", "Music at School" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF TEACHING MUSICAL ART AND CREATIVITY. It is obvious that at every level of education the emphasis in mastering information technology is changing. However, the requirements of the state educational standard contents of these disciplines is not specified. The unified educational standard is virtually absent, which encourages teachers to act empirically, developing their own programs in conditions when there are no good textbooks and manuals. The development of a common strategy for mastering information technologies in the field of musical art and the specification of requirements for this development at every level of education is one of the pressing problems. The article studies problems of introduction of digital technologies in the theory and practice of teaching musical art and creativity, as well as issues related to the content components of the discipline "Musical Informatics".
Key words: Music Informatics, music computer technologies, music art, music education.
Е.В. Орлова, канд. искусств., директор научно-методических журналов «Музыка и Электроника», «Музыка в школе», г. Москва, E-mail: [email protected]
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ТВОРЧЕСТВУ
Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях государственных образовательных стандартов содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования, на наш взгляд, является одной из насущных проблем. Статья посвящена рассмотрению проблем внедрения цифровых технологий в теорию и практику обучения музыкальному искусству и творчеству, а также вопросам, связанным с содержательными компонентами дисциплины «Музыкальная информатика».
Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное искусство, музыкальное образование.
Именно область современных знаний - Музыкальная информатика, возникшая за рубежом в 70-е годы прошлого века и получившая там свое развитие в разного рода образовательных программах, попала под пристальное внимание докторов наук, профессоров и доцентов РГПУ им. А.И. Герцена, СПб Государственного института культуры, Уральского государственного педагогического университета, а также пяти ведущих консерваторий страны (Московской, Санкт-Петербургской, Уральской,
Саратовской и Новосибирской) на VII Российской научно-практической конференции (с международным участием) «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», в частности, на её секции «Проблемы и перспективы развития предмета Музыкальная информатика», которая была организована и проведена в апреле 2018 г. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке российского образова-