Научная статья на тему 'Тембровые аспекты современной музыки: методологические проблемы исследования'

Тембровые аспекты современной музыки: методологические проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
536
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБР / TIMBRE / ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / ELECTRONIC MUSIC / ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ELECTROACOUSTIC MUSIC / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давиденкова-Хмара Е.Ш.

Осмысление природы тембра с позиций музыкального искусства было одной их важнейших задач композиторов, теоретиков и исполнителей во всех эпох. Важнейшими вехами эволюции тембровых аспектов в музыкальном искусстве стали такие исторические периоды как барокко, классицизм и романтизм, так как видоизменению подверглись основные тенденции использования различных тембров. Перенос аналитического подхода на разнообразные возможности звукового синтеза, характерные для электронной и электроакустической музыки, оказался чрезвычайно перспективен для современной компьютерной музыки. Синтез технического, научного и творческого начала в области современной работы с тембром позволяет говорить о формировании нового тембрового мышления, аспекты которого также многомерны, как и природа самого тембра. Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. В статье рассматриваются методологические и методические аспекты обозначенной проблемы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMBRE ASPECTS OF CONTEMPORARY MUSIC: METHODOLOGICAL PROBLEMS OF RESEARCH

Understanding the nature of timbre from the point of view of musical art was one of the most important tasks of composers, theorists and performers in all eras. The most important milestones in the evolution of timbre aspects in musical art were such historical periods as Baroque, classicism and romanticism, since the main trends in the use of different timbres were modified. The transfer of the analytical approach to the various possibilities of sound synthesis characteristic of electronic and electroacoustic music has proved to be extremely promising for modern computer music. Synthesis of the technical, scientific and creative beginning in the field of modern work with timbre allows to speak about formation of new timbre thinking which aspects are also multidimensional, as well as the nature of the timbre. In practice, information technology in music significantly influenced the modes of transmission of musical information. The article deals with methodological and methodical aspects of the problem of the study.

Текст научной работы на тему «Тембровые аспекты современной музыки: методологические проблемы исследования»

11. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

15. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2011: 208 - 211.

16. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 12: 470 - 477. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

18. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

19. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

20. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.

21. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

22. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

24. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

25. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.

26. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova, 2011: 128 - 131.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

13.00.02

Davidenkova-Hmara E.Sh., Cand. of Art History, senior lecturer, St. Petersburg State Conservatory n.a. H.A. Rimsky-Korsakov

(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

TIMBRE ASPECTS OF CONTEMPORARY MUSIC: METHODOLOGICAL PROBLEMS OF RESEARCH. Understanding the nature of timbre from the point of view of musical art was one of the most important tasks of composers, theorists and performers in all eras. The most important milestones in the evolution of timbre aspects in musical art were such historical periods as Baroque, classicism and romanticism, since the main trends in the use of different timbres were modified. The transfer of the analytical approach to the various possibilities of sound synthesis characteristic of electronic and electroacoustic music has proved to be extremely promising for modern computer music. Synthesis of the technical, scientific and creative beginning in the field of modern work with timbre allows to speak about formation of new timbre thinking which aspects are also multidimensional, as well as the nature of the timbre. In practice, information technology in music significantly influenced the modes of transmission of musical information. The article deals with methodological and methodical aspects of the problem of the study.

Key words: timbre, electronic music, electroacoustic music, music computer technologies.

Е.Ш. Давиденкова-Хмара, канд. искусств., доц. Санкт-Петербургской государственной консерватории

им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ТЕМБРОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осмысление природы тембра с позиций музыкального искусства было одной их важнейших задач композиторов, теоретиков и исполнителей во всех эпох. Важнейшими вехами эволюции тембровых аспектов в музыкальном искусстве стали такие исторические периоды как барокко, классицизм и романтизм, так как видоизменению подверглись основные тенденции использования различных тембров. Перенос аналитического подхода на разнообразные возможности звукового синтеза, характерные для электронной и электроакустической музыки, оказался чрезвычайно перспективен для современной компьютерной музыки. Синтез технического, научного и творческого начала в области современной работы с тембром позволяет говорить о формировании нового тембрового мышления, аспекты которого также многомерны, как и природа самого тембра. Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. В статье рассматриваются методологические и методические аспекты обозначенной проблемы исследования.

Ключевые слова: тембр, электронная музыка, электроакустическая музыка, музыкально-компьютерные технологии.

Работа музыкантов с тембром прошла через многочисленные этапы трансформации, при этом изменялось понимание самой природы тембра - как натурального, так и синтезированного, эволюционировала структура тембровой ткани произведений -от хорового унисона грегорианских хоралов до закономерностей

оркестровой партитуры, и появились новые принципы тембровой организации, применяемые в электронной музыке.

Осмысление природы тембра с позиций музыкального искусства было одной их важнейших задач композиторов, теоретиков и исполнителей во всех эпох. Важнейшими вехами эволю-

ции тембровых аспектов в музыкальном искусстве стали такие исторические периоды как барокко, классицизм и романтизм, так как видоизменению подверглись основные тенденции использования различных тембров.

В эпоху барокко были перенесены акценты с вокального, хорового начала в музыке, на инструментальное, и тем самым поставлена задача объединения тембров принципиально различной природы. В творчестве И.С. Баха, представляющего вершину процесса смены музыкальных формаций этого времени, произошёл переход к темперированному строю, который стал настоящей революцией музыкального мышления, и кроме того базой для появления новых по своим принципам строения и настройки инструментов.

В эпоху классицизма были выработаны каноны объединения инструменты в группы и произошла кардинальная перемена организации музыкального материал, линеарность сменила вертикаль, что вызвало необходимость выработать общие принципы музыкальной фактуры, в которых немаловажное место заняла и тембровая иерархия. Л.В. Бетховен в своем творчестве переосмыслил значение двух оркестровых групп - медных духовых и ударных, что в дальнейшие эпохи позволило прийти к равноправию всех инструментов симфонического оркестра, и дало почву для максимального его расширения к концу XIX века.

Эпоха романтизма стало временем максимальной индивидуализации тембрального композиторского мышления, активного внедрении видовых инструментов, развития приемов лейт-тембров. Условность классической формы как бы преодолевалась с помощью тембровой драматургии, динамизация реприз и усиление драматизма в разработочных зонах решались с помощью введения новых тембров, переоркестровки, переизложения ведущих тем, кардинально отличающимися по звучанию тембрами. Привлекающий многих композиторов романтиков трагический эмоциональный строй, подчеркиваемый темами рока, фатума, постепенно сформировал определенную композиторскую технику, включающую и спектр специфических тембровых приемов.

Внедрение в композиторскую практику неких типичных приемов, привело к появлению в эпоху позднего романтизма следующего феномена - несмотря на многообразие техники оркестрового письма, фактор индивидуализации оркестрового мышления стал все менее значимым. Проблему преодоления формирования набора «штампов» в области тембровой драматургии смог решить XX век, во многом благодаря техническому прогрессу, оказавшему колоссальное влияние на развитие музыкального искусства.

В XX веке тембр становится одним из ведущих конструктивных факторов музыкальной ткани. Сочетание тембров в современной композиции и их развитие в драматургии произведения, позволяет говорить о формообразующем значении всех моментов, связанных с тембровыми транформациями, и даже о таком явлении как тембромодуляционное пространство, возникающее как особая структура, формирующая целое всей композиции.

Музыкальное искусство XX века отличает огромное разнообразие новых тембровых красок, связанных и с новаторскими по своему звучанию электронными инструментами, и с исключительно оригинальными комбинациями традиционных инструментов, палитра которых к тому же значительно обогатилась за счет использования новых приемов звукоизвлечения, и расширилась с помощью разнообразных «фольклорных» инструментов многих экзотических народностей. Даже такой фактор как отход от вертикали как основного принципа организации музыкальной ткани и возрождение полифонической техники смогло коренным образом преобразить тембровое мышление.

Принципиальная новизна методов работы с тембром в наше время связана с глубиной современного понимания его природы, владением высококачественными методами тембрового преобразования и др. Здесь научные исследования позволяют найти новые технические средства, которые в свою очередь, позволяют реализовать сложнейшие художественные задачи.

Многомерный подход к анализу тембру привел к появлению концепции движения в тембровом пространстве как предсказуемого и структурно определенного музыкального параметра. Дэвид Вессел в 1979 году попытался доказать возможность создания на основе многомерной карты тембрового пространства перцептивно эквивалентных векторов тембров, позволяющих точно вычислять расстояния между тембрами, также как в зву-ковысотном пространстве возможно точное вычисление расстояния между двумя звуковысотами. В результате двух и трехмер-

ного анализа тембровых векторов были построены векторные карты, на основе которых стало возможным перейти к созданию спектральной музыки с управляемыми параметрами и почти безграничными возможностями трансформации. Перенос аналитического подхода на разнообразные возможности звукового синтеза, характерные для электронной и электроакустической музыки, оказался чрезвычайно перспективен для современной компьютерной музыки. В наших работах [1 - 3] рассмотрена эволюция методов многомерного шкалирования музыкального тембра, а также ряд вопросов, связанных с проблемами параметризации вербальных оценок музыкальных тембров и тембраль-ными аспектами в современной музыке. Синтез технического, научного и творческого начала в области современной работы с тембром позволяет говорить о формировании нового тембрового мышления, аспекты которого также многомерны, как и природа самого тембра.

Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации [4; 5]. Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки, существенно дополненное возможностями музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [6; 7]. Внимание современно мыслящих музыкантов привлекает изучение физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения, объяснение психоакустических особенностей слухового восприятия звука человеком, принципы компьютерной генерации музыкального звука и др.

Мы живём в эпоху утверждения эры цифровой цивилизации, а вместе с тем - смены возможностей и средств обучения искусству, музыкальному искусству, в частности. В художественной сфере произошли кардинальные перемены, воз-никли новые творческие направления: «цифровые искусства», «distant reading», «digital reading», «музыкально-компьютерные технологии», «медиаобразование» и др., требующие совместных исследований гуманитариев и специалистов в области информационных технологий. С развитием информационных технологий в музыке и МКТ в современном музыкальном искусстве и образовании значимое место занимают технологические аспекты представлений о музыкальном инструментарии (в том числе - электронных музыкальных инструментах, клавишных синтезаторах); без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем.

Многое в этом направлении уже основательно наработано отечественными учёными. Выделим, в частности, вопрос о необходимости разработки адекватных методик и способов формирования информационной компетентности музыканта, которая сегодня, при активном внедрении современных информационных технологий и МКТ, получила действенное и качественно новое развитие, определила многое в процессе развития музыкальной науки в целом (см., например, [8 - 11]). Подготовлен ряд курсов учебных дисциплин, направленных на формирование представлений современного музыканта об МКТ и в целом об информационных технологиях в музыке (см., например, [12 - 16]).

Сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена создана комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая, опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ, не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации музыкального образования в целом.

Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Кроме того, их существование - это фундамент для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежис-сура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсиро-вание, искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [17 - 19] и MIDI-инструмен-тах и др.), так и разработчиков компьютерных музыкальных систем.

Библиографический список

1. Давиденкова Е.А. Эволюция методов многомерного шкалирования музыкального тембра. Известия Уральского государственного университета, 2010; 6 (85), часть 1: 151-156.

2. Давиденкова Е.А. Проблемы параметризации вербальных оценок музыкальных тембров. Вестник Орловского государственного университета, 2011; 2 (16): 123 - 127.

3. Давиденкова Е.А. Тембральные аспекты в современной музыке. Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции Санкт-Петербург: СПБГУП, 2010: 36 - 40.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004 материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2004: 52 - 55.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 289-293.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 1. Архитектоника музыкального звука: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009.

13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 2: Музыкальные синтезаторы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.

14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Том 3: Музыкальный компьютер: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Том 4: Музыка, математика, информатика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование / Российский государственный университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.

16. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: теория и практика. Saarbrücken, 2016.

17. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

18. Давиденкова Е.А. Исследование и анализ эволюции электронных музыкальных инструментов в рамках преподавания дисциплины «Электронная музыка и электромузыкальные инструменты». Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы докладов XII международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, СПБГУП, 2007: 29 - 35.

19. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

References

1. Davidenkova E.A. 'Evolyuciya metodov mnogomernogo shkalirovaniya muzykal'nogo tembra. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2010; 6 (85), chast' 1: 151-156.

2. Davidenkova E.A. Problemy parametrizacii verbal'nyh ocenok muzykal'nyh tembrov. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011; 2 (16): 123 - 127.

3. Davidenkova E.A. Tembral'nye aspekty v sovremennoj muzyke. Sovremennye audiovizual'nye tehnologii vhudozhestvennom tvorchestve i vysshem obrazovanii: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Sankt-Peterburg: SPBGUP, 2010: 36 - 40.

4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004 materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289-293.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 1. Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Rossijskij gos. ped. un-t im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2009.

13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 2: Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Rossijskij gos. ped. un-t im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2010.

14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 3: Muzykal'nyj komp'yuter: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2011.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 4: Muzyka, matematika, informatika: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie / Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

17. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

18. Davidenkova E.A. Issledovanie i analiz 'evolyucii 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentov v ramkah prepodavaniya discipliny «'Elektronnaya muzyka i 'elektromuzykal'nye instrumenty». Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze: materialy dokladov XII mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, SPBGUP, 2007: 29 - 35.

19. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

13.00.02

Davidenkova-Hmara E.Sh., Cand. of Art History, senior lecturer, St. Petersburg State Conservatory n.a. H.A. Rimsky-Korsakov

(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

BELL RINGING ACOUSTICS: METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERPRETATION. The bells have been used for Orthodox worship for many centuries. With the development of bell casting and the widespread distribution of church bells, bell ringing has become one of the most characteristic elements of the Russian Orthodox Church service. Since the times of princely, from Ancient Russia, the most fateful events in the history of our Fatherland, the Russian Church is distinguished by bell ringing. The sound of bells accompanied every person all his life, this world of bell sounds was just as natural for everyone, as sunlight or breath of wind. Church bells are a great spiritual shrine, bell traditions should be carefully preserved from now on for the descendants. The article discusses the methodological aspects of studying the acoustics of the bell ringing and the possibility of its inclusion in the system of modern music education.

Key words: acoustics, chimes, church bell, music education.

Е.Ш. Давиденкова-Хмара, канд. иск., доц. Санкт-Петербургской государственной консерватории

им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

АКУСТИКА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ

Колокола восприняты для православного богослужения много веков назад. С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов, колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения. Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков. В статье рассматриваются методические аспекты изучения акустики колокольного звона и возможности их включения в систему современного музыкального образования.

Ключевые слова: акустика, колокольный звон, церковный звон, музыкальное образование.

Предпосылки для зарождения научного изучения колокольного звона.

Звук колокола нельзя описать одной нотой. Даже двумя-тре-мя нотами не всегда возможно. Человеческий слух без труда улавливает, что колокол звучит по-особому сложно: совсем не так, как звучат прочие звенящие предметы и инструменты. В то же время, нельзя сказать, что наши предшественники вовсе не представляли себе колокольную гармонию. Вспомним, хотя бы, гармонический строй симфонического оркестра, когда оркестровые инструменты изображали колокола в операх Глинки, Мусоргского. Напряженные звукосочетания, диссонансы, какие-то вздохи и всплески: все это предельно точно изображает именно характерный колокольный звук. Если бы колокола звучали просто, то каждому колоколу был бы сопоставлен некий определенный тон, высота и длительность этого звука была бы описана некоей нотой. Но колокола всегда дают созвучие, которое не подчиняется вполне правилам классической музыкальной гармонии, это терпкое сочетание звуков и помогает слушателю отрешиться от звуков привычной обыденной музыки.

С другой стороны, звук колокола всегда можно отличить, например, от звука оркестрового гонга. И это отличие будет заключаться в том, что звон колокола - это вовсе не хаотический набор звуков и призвуков. Самые красивые колокола во все времена ценились именно за стройность звучания. Удивительно точные созвучия в Ростове Великом заставляют буквально цепенеть от восторга всех, кто слушает эти звоны у знаменитой звонницы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казалось бы, возникает противоречие: звук колокола не вписывается в привычные музыкальные рамки, и в то же время, расстроенность колокола - это вовсе не признак хорошего или традиционного колокола.

Это противоречие было бы неразрешимым, если бы у колоколов не было столь огромного разнообразия составляющих тонов. Консонантные сочетания различных групп тонов и наличие дискретных призвуков, не связанных ни с каким из консонансов, позволяют внимательному слушателю находиться как будто в движении, постоянно «разглядывать» звук колокола. Слух чело-

века старается найти для себя гармоническую опору в колокольном строе, и в то же время, впечатление от звона обогащается «букетом» отдельных призвуков.

Изучать звучание колокола необходимо в динамике, а не только анализируя спектральные «слепки» на какой-то момент звучания колокола.

Звук и акустика колоколов

Колебания твердых тел гораздо сложнее, чем воздушного резонатора той же формы, поскольку в твердых телах больше типов колебаний. Так, вдоль металлического стержня могут распространяться волны сжатия, изгиба и кручения. Поэтому у цилиндрического стержня гораздо больше мод колебаний и, следовательно, резонансных частот, чем у цилиндрического воздушного столба.

Кроме того, эти резонансные частоты не образуют гармонический ряд. В ксилофоне используются изгибные колебания твердых брусков. Отношения обертонов колеблющегося бруска ксилофона к основной частоте таковы: 2, 76, 5, 4, 8, 9 и 13, 3.

Одним из примеров колеблющегося твердого тела, издающего музыкальные звуки, является колокол. Размеры колоколов могут быть разными - от маленького колокольчика в несколько сотен грамм, до многотонных колоколов на христианских колокольнях. Чем больше колокол, тем ниже звуки, которые он издает. Форма и другие особенности колоколов претерпели много изменений в ходе их многовековой эволюции. Их изготовлением, требующим большого мастерства, занимаются очень немногие предприятия.

Высота тона колокола определяется не основной частотой, а нотой, доминирующей сразу же после удара. Она соответствует примерно пятому обертону колокола. Спустя некоторое время в звуке колокола начинают преобладать низшие обертоны.

На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т. е. такое, при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.