Научная статья на тему 'МетаТехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования в цифровой образовательной среде'

МетаТехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования в цифровой образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / MUSIC COMPUTER / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товпич И. О.

В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла; проиллюстрирован процесс реализации интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования с использованием современных музыкально-компьютерных технологий как одного из инструментов в формировании информационной образовательной среды школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса; изложена метатехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования средствами современной творческой цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METATECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUES OF END-TO-END (CONTINUOUS) EDUCATION IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article highlights the pedagogical experience of the process of integration of information and artistic means of education in the system of general education on the example of secondary school with in-depth study of subjects of the musical cycle. The work illustrates the process of implementation of integration of information and artistic means of education in the system of general education with the use of modern music computer technologies as one of the tools in the formation of information educational environment of the school aimed at achieving new educational results by all participants of the educational process. Metatechnology of formation of values of through (continuous) education by means of modern creative digital educational environment is presented.

Текст научной работы на тему «МетаТехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования в цифровой образовательной среде»

5. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 169 - 171.

6. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада - континуальное и дискретное. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Санкт-Петербург, 2002.

7. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. Исследование. Москва: Сов. композит, 1983.

8. Королёва В.А. Музыка Дальнего Востока в условиях межцивилизационного диалога: история и современность. Россия и АТР. 2011; 3: 36 - 41.

9. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2013.

10. Мезенцева С.В. Теория музыки. Электронное учебное пособие для иностранных студентов вуза на базе Google-сайт. Available at:https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/glava-3-lad-i-tonalnost/lad-i-tonalnost-v-xx-veke-v-kitajskoj-muzyke

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 206 - 210.

13. У-Ген-Ир. К проблеме изучения традиционной музыки стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Общество. Среда. Развитие. 2008; 4: 122 - 132.

14. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как инновационный компонент современной культуры. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; 4 (45): 159 - 163.

15. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

16. Алиева И.Г., Музыкальное творчество устной традиции: к проблеме сохранения нематериального культурного наследия. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 314 - 318.

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

3. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

4. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105 - 108.

5. Alieva I.G., Gorbunova I.B. Problemy formirovaniya kognitivnogo sluha professional'nogo muzykanta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 169 - 171.

6. Alkon E.M. Muzykal'noe myshlenie Vostoka i Zapada - kontinual'noe i diskretnoe. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2002.

7. Shahnazarova N.G. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada: Tipy muzykal'nogo professionalizma. Issledovanie. Moskva: Sov. kompozitop, 1983.

8. Koroleva V.A. Muzyka Dal'nego Vostoka v usloviyah mezhcivilizacionnogo dialoga: istoriya i sovremennost'. Rossiya iATR. 2011; 3: 36 - 41.

9. P'en Ch'en. Ladovaya sistema yun'-gun-dyao i ee pretvorenie v tvorchestve kitaJskih kompozitorov XX veka. Sankt-Peterburg: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2013.

10. Mezenceva S.V. Teoriya muzyki. 'Elektronnoe uchebnoe posobie dlya inostrannyh studentov vuza na baze Google-sajt. Available at:https:// sites.google.com/site/muzykalnaateoria/glava-3-lad-i-tonalnost/lad-i-tonalnost-v-xx-veke-v-kitajskoj-muzyke

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

13. U-Gen-Ir. K probleme izucheniya tradicionnoj muzyki stran Dal'nego Vostoka (Kitaj, Koreya, Yaponiya). Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2008; 4: 122 - 132.

14. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak innovacionnyj komponent sovremennoj kul'tury. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2015; 4 (45): 159 - 163.

15. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

16. Alieva I.G., Muzykal'noe tvorchestvo ustnoj tradicii: k probleme sohraneniya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 314 - 318.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 378

Tovpich I.O., Director GBOU School № 8 with profound study of music series "Music", Frunze district of St. Petersburg

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

METATECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUES OF END-TO-END (CONTINUOUS) EDUCATION IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article highlights the pedagogical experience of the process of integration of information and artistic means of education in the system of general education on the example of secondary school with in-depth study of subjects of the musical cycle. The work illustrates the process of implementation of integration of information and artistic means of education in the system of general education with the use of modern music computer technologies as one of the tools in the formation of information educational environment of the school aimed at achieving new educational results by all participants of the educational process. Metatechnology of formation of values of through (continuous) education by means of modern creative digital educational environment is presented.

Key words: music computer technology, music computer, software, information technologies, general education, information educational environment, interactive educational technologies.

И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка»

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, E-mail: [email protected]

МЕТАТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СКВОЗНОГО (НЕПРЕРЫВНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла; проиллюстрирован процесс реализации интеграции информационных и художественных средств

обучения в системе общего образования с использованием современных музыкально-компьютерных технологий как одного из инструментов в формировании информационной образовательной среды школы, нацеленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса; изложена метатехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования средствами современной творческой цифровой образовательной среды.

1<лючевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, программное обеспечение, информационные технологии, общее образование, цифровая образовательная среда, интерактивные образовательные технологии.

Подготовка образованного и интеллектуально-развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны является приоритетной задачей современного образования, естественным образом возникает вопрос о методическом и методологическом обеспечении этого процесса. Так, например, популяризация научных знаний и идей в научно-развлекательных музейных центрах, дающих возможность участия в экспериментах, опытах и других познавательных действиях, стала одним из трендов современного музейно-педагогического процесса, а создание масштабных детских технопарков, позволяющих детям вести самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, создало предпосылки для введения нового стандарта дополнительного образования в крупных городах и регионах.

Вместе с тем, школа по-прежнему остается тем местом, в котором ребенок проводит большую часть учебного дня и получает дополнительное образование. В некоторых случаях это сдерживает возможности развития в связи со слабым технологическим оснащением и (или) отсутствием соответствующих методических разработок, наглядных пособий, моделей, макетов и иных материалов, расширяющих информационно образовательное пространство. Как следствие - школьное образование остро нуждается в возможностях вести как научно-просветительскую, так и проектную деятельность на уровне, близком к подобным центрам, но, по возможности, собственными силами и без привлечения масштабного финансирования. С появлением в массовой доступности аддитивных технологий, Интернета и свободного программного обеспечения становится возможным формирование цифровой образовательно среды, интегрирующей знания, методические и иные разработки в этой области, в легко тиражируемом формате, позволяющем каждому учебному заведению, каждому ребёнку или взрослому воспользоваться готовой разработкой дидактических учебных или иных развивающих материалов на основе аддитивных технологий или предложить свою собственную разработку. Идея подобных разработок не нова, и присутствовала в советской научно-технической периодике в виде разделов «сделай для школы», работая прекрасным мотивационным средством для будущих исследователей, но, к сожалению, по известным причинам дальнейшего развития не получила.

Развитие аддитивных технологий и лицензирования OpenSourse породило подобные проекты в иноязычных сегментах Интернета, (например, www.thingiverse.com, myminifactory. com), но они ориентированы не только и не столько на образовательные задачи, а на сообщества людей, увлеченных аддитивными технологиями, и, как следствие, не имеют методических разработок по использованию предложенных там проектов в учебной деятельности.

Предлагаемый проект должен интегрировать вышеописанный опыт и создать среду, позволяющую преподавателям и учащимся обмениваться не только техническими разработками, но и способами использования их в образовательных учреждениях.

Внедрение новой эффективной модели синтеза общего и дополнительного образования детей силами общеобразовательного учреждения, доступной для тиражирования во всех регионах страны, обеспечивающей объединение усилий педагогических коллективов, родителей и учащихся для формирования системы ускоренного развития технических и творческих способностей детей (часто - в их взаимосвязи) с целью воспитания будущих инженеров, ученых, представителей творческих профессий, специалистов нового типа.

Возрождение мотивации школьников к получению наукоемких и инженерных профессий как возможности развития творческих способностей и реализации ценностей непрерывного образования, активное включение в этот процесс цифровых искусств и возможностей современной творческой цифровой образовательной среды [1; 2; 3].

Среди основных задач нашего проекта выделим следующие:

1) научить обучающегося вычленять и получать необходимую информацию (освоение метатехнологии самообучения) в современной цифровой образовательной среде;

2) обучить навыкам самомотивации, саморегуляции и самопонимания (практическое освоение психотехнологий - применение к себе «инструкций к человеческому организму»);

3) научить эффективной коммуникации (работа в команде) и результативному проблеморазрешению (метатехнологическое искусство ТРИЗ - технология решения изобретательских задач).

Формируемые у учащихся навыки:

Самомотивация, умение учится (самообучение), саморегуляция, самопонимание, изобретательство, умение работать в команде.

Цифровое образовательное пространство «MAKE-4-SCHOOL» - это:

- среда ускоренного развития технических и творческих способностей детей;

- пространство творческого и методического взаимодействия;

- стимул формирования изобретательского мышления;

- опережающие технологии развития личностных ориентиров ребенка;

- новый образовательный формат для детей в области инженерных наук, основанного на интеграционной модели распространения технологических знаний и творческой проектно-ко-мандной деятельности.

Описание проекта «MAKE-4-SCHOOL»

Проект состоит из двух взаимодополняющих частей, предполагающих совместное развитие на протяжении нескольких лет и трансляцию опыта деятельности на другие образовательные организации.

Часть первая. Инновационная лаборатория.

Силами учащихся Школы «Музыка» в рамках внеурочной деятельности, уже собран 3Д принтер по проекту Prusa3, неоднократно модернизирован и идет работа над созданием крупноформатного 3Д принтера собственной конструкции на основе напечатанных деталей с использованием концепции RepRap. Более того, устройства активно используются в рамках курса музыкально-компьютерных технологий для прототипирования музыкальных инструментов оригинальных конструкций, мундштуков духовых инструментов и иных элементов, применяемых в учебном процессе. Тем не менее, одного или даже двух 3Д печатающих устройств в масштабах планируемых проектов недостаточно, так же желательно приобретение дополнительных аппаратных элементов для сборки новых проектов, как и не достаточно рабочих мест с персональными компьютерами, укомплектованными программным обеспечением для разработки 3Д моделей. Используемое в настоящее время свободное программное обеспечение OpenScad и Blender неплохо работает на маломощных компьютерах, но сдерживает развитие инженерно-проектировочных навыков учащихся. Существует возможность бесплатно установить учебные версии профессионального программного обеспечения, но требуется соответствующее ему аппаратное и дополнительное программное обеспечение которое без внешней финансовой помощи быть получено не может.

Часть вторая. Методический сайт с разработками MAKE-4-SCHOOL.RU

Создание цифровой образовательной среды, описывающей деятельность инновационнной лаборатории, и методические разработки, возникающие как в процессе совместной работы учащихся, так и в рамках свободного обмена в сети Интернет, перевода зарубежных проектов и методического сегмента, позволяющего транслировать опыт успешных проектов не только школы «Музыка», но и других участников проекта.

Так, например, предлагается реализовать педагогически новый подход к обучению детей музыкальной грамотности, ориентированный на современного ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютерной логики и эстетики. В частности, включение MIDI-клавиатуры на уроках музыки в общеобразовательной школе позволяет предоставить максимальные возможности для творческой активности каждого учащегося, независимо от его музыкальных способностей [4; 5; 6; 7: 8]. Отличием является и то, что изучение информатики в школе с углублённым изучением музыкальных дисциплин может быть

построено на материалах, имеющих отношение к музыке. Таким образом, на практике реализуется метаметодическая технология (метаметодический подход) и межпредметная интеграция: работа с музыкальным компьютером (МК) на уроке информатики создает необходимую базу для плодотворных занятий музыкой с использованием МК [9; 10] как инструмента обучения. Компьютерное музыкальное творчество является средством формирования информационной компетентности как учащегося, так и современного педагога-музыканта [11; 12; 13]. Так, активное включение МКТ в музыкально-образовательный процесс позволяет достичь следующих целей обучения:

- получение новых устойчивых образовательных результатов с учётом специфики изменяющегося общества и его современных запросов;

- создание интегрированной информационной среды обучения;

- формирование у обучающихся деятельностного исследовательского подхода в постижении знаний;

- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с применением МКТ;

- формирование у обучающихся умения самостоятельной постановки и решения творческих задач, критического отношения к существующим сведениям и информации, интеллектуального вовлечения в нужную проблему;

Библиографический список

- воспитание у обучающихся активной позиции к познанию.

Использование МКТ в деятельности современного педагога-музыканта предполагает решение следующих задач:

- включить в систему музыкального обучения школьников современные технологии воспроизведения звука;

- существенно расширить набор информационных и иллюстративных материалов, доступных учащимся и педагогам на уроке и вне аудитории [14; 15];

- улучшить качество представления материала и сделать его более интересным и привлекательным для учащихся по сравнению с традиционными учебными пособиями;

- поддержать творческую и исследовательскую работу учащихся и педагогов и др.

Кроме решения этих приоритетных задач, применение МКТ и электронного музыкального инструментария позволяет использовать компьютерные сервисы, существенно облегчающие работу педагога и ученика: быстрый поиск информации, сохранение промежуточных результатов работы и её итогов, автоматическая проверка тестовых заданий и пр. Опираясь на лучшие образцы классической музыки, с помощью комплекса разработанных нами программ осуществляет внедрение МКТ в учебный процесс, что отвечает современному уровню образования [16; 17].

1. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.

2. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Дистанционные технологии в образовании: формирование цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 236 - 239.

3. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

4. Белов Г.Г., Бергер H.A., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

5. Горбунова И.Б. Mузыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

6. Бергер H.A., Горбунова И.Б., Яцентковская H.A. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

7. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162-168.

8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Hовые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время, 2015; 6: 16 - 24.

9. Горбунова И.Б. Mузыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Mир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

10. Горбунова И.Б. Mузыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

11. Горбунова И.Б., Заливадный M.^ Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

12. Горбунова И.Б., Заливадный M^. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: Труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 97 - 100.

13. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.

14. Горбунова И.Б. Aудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

15. Гончарова M.^, Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6. Available at:http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

16. Горбунова И.Б. Kомпьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

17. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. A^. Герцена. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

References

1. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Distancionnye tehnologii v obrazovanii: formirovanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy razvitiya odarennyh detej i talantlivoj molodezhi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 236 - 239.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

6. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162-168.

8. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya, 2015; 6: 16 - 24.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury ikommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 97 - 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.