Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Малевич Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

В статье рассмотрены различные виды цифровых таможенных технологий, их особенности, позволяющие совершенствовать таможенное администрирование, ускорять таможенные операции и содействовать развитию внешнеторговой деятельности. Приведены данные о применении технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров на примере Уральской электронной таможни. Предложены авторские трактовки понятий «эффективность ЦЭД» и «результативность ЦЭД»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Малевич Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL GUIDELINES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE AS THE MAIN VECTOR OF CUSTOMS ADMINISTRATION

The article considers various types of digital customs technologies, their features that allow improving customs administration, speeding up customs operations and promoting the development of foreign trade activities. Data on the use of technologies for automatic registration and automatic release of goods by the Ural electronic customs are given

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

УДК 339.543

ЦИФРОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, проректор-директор, д-р экон. наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, e-mail: odo@spbrta.ru

Малевич Юлия Валерьевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, декан факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, заведующий кафедрой таможенного дела, д-р экон. наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, e-mail: malevich.yu@unecon.ru

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, канд. экон. наук, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В статье рассмотрены различные виды цифровых таможенных технологий, их особенности, позволяющие совершенствовать таможенное администрирование, ускорять таможенные операции и содействовать развитию внешнеторговой деятельности. Приведены данные о применении технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров на примере Уральской электронной таможни. Предложены авторские трактовки понятий «эффективность ЦЭД» и «результативность ЦЭД»

Ключевые слова: таможенные органы; цифрови-зация; центр электронного декларирования; автоматическая регистрация; автоматический выпуск; искусственный интеллект

DIGITAL GUIDELINES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE AS THE MAIN VECTOR OF CUSTOMS ADMINISTRATION

Gamidullaev Siradzeddin N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Vice-Rector, Director, Doctor of Economics, Professor, the Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, e-mail: odo@spbrta.ru

Malevich Yuliya V.

Saint-Petersburg State University of Economics, Dean of the Faculty of Business, Customs and Economic Security, Head of the Department of Customs, Doctor of Economics, Professor, the Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, e-mail: malevich.yu@unecon.ru

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Management, Leading Researcher of the Research Department, Candidate of Economic Sciences, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

The article considers various types of digital customs technologies, their features that allow improving customs administration, speeding up customs operations and promoting the development of foreign trade activities. Data on the use of technologies for automatic registration and automatic release of goods by the Ural electronic customs are given

Keywords: customs authorities; digitalization; electronic Declaration center; automatic registration; automatic release; artificial intelligence

Для цитирования: Гамидуллаев С.Н., Малевич Ю.В., Ворона А.А. Цифровые ориентиры Федеральной таможенной службы как основной вектор таможенного администрирования // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1 (77). С. 19-24.

В последние годы в мировой экономике происходят глобальные процессы, для понимания которых необходимо рассматривать целый комплекс направлений взаимодействия различных сфер жизни. Одним из таких процессов является цифровизация, которая на сегодняшний день является неотъемлемой частью развития всего мира.

Применение в настоящее время перспективных инновационных технологий становится залогом

успеха осуществления любого направления деятельности. Цифровизация экономики России обусловливает и необходимость перехода на цифровые технологии таможенной сферы страны. Следует отметить, что Федеральная таможенная служба России (ФТС России) является одним из самых динамично развивающихся государственных органов.

Цель статьи - обобщить направления цифрови-зации ФТС России и выявить в этой связи влияние

применения цифровых технологий на эффективность и результативность деятельности таможенных органов.

Сегодня таможенные органы все больше внедряют и используют цифровые технологии каждый день в процессе таможенной деятельности. С их помощью значительно упрощается работа - процесс таможенного оформления и контроля, а также повышается качество предоставляемых услуг.

В современном мире, в котором процессы циф-ровизации развиваются стремительно, трудно представить внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) без применения цифровых технологий, в силу чего вопрос о цифровых технологиях в таможенном деле и их применение сегодня и в ближайшем будущем является актуальным как для таможенной службы, так и для участников ВЭД.

В контексте внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов важным аспектом выступает нормативно-правовая база, которая определяет основные направления циф-ровизации. Таковыми являются: нормативно-правовые акты, принятые в рамках международных организаций (например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [1], Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли [2]), а также национальные нормативные акты: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия-2020) [3], Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4], Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия-2030) [5]. Данные документы позволяют четко определиться, в каком направлении следует осуществлять развитие информационной инфраструктуры и какие задачи ставить перед собой таможенным органам в области процессов цифровизации и информатизации для осуществления своей деятельности на самом современном уровне.

Систематизация и сравнение ключевых направлений стратегии развития таможенной службы (табл. 1) позволяют наглядно видеть основные задачи таможенных органов в области информационных технологий, в том числе, которые уже реализованы и которые планируются к реализации в ближайшее десятилетие. Сравнивая особенности Стратегии-2020 и Стратегии-2030 можно отметить, что в Стратегии-2030 акцент делается на такие понятия как «интеллектуальный», «искусственный», что принципиально отличает её от Стратегии-2020. В 2030 г. планируется сформировать в России «умную» таможенную службу, которая будет максимально насыщена искусственным интеллектом, и таможня станет одной

Таблица1

Ключевые направления двух стратегий развития таможенной службы

Стратегия-2020 (электронная таможня) Стратегия-2030 (интеллектуальная таможня)

Личный кабинет участника ВЭД Применение искусственного интеллекта

Автоматизация применения системы управления рисками Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени

16 мест электронного таможенного декларирования «Интеллектуальный пункт пропуска»

Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС

Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей Современные платежные решения

из самых автоматизированных государственных структур.

В период перехода на цифровые технологии непосредственно организация таможенного администрирования должна сосредоточиваться в специализированных таможенных органах - центрах электронного декларирования (ЦЭД), и в 2020 г. удалось все таможенное оформление сосредоточить в 16 ЦЭДах, которые функционируют и достаточно стабильно показывают положительные результаты работы.

Если говорить о внедрении технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, то уже на протяжении нескольких лет в Российской Федерации в экспериментальном режиме проводилось внедрение технологий автоматического совершения таможенных операций. Процесс полномасштабного использования автоматических систем замедляло лишь то, что действовавший до 2018 г. Таможенный кодекс Таможенного союза предписывал: все операции совершаются исключительно должностными лицами таможенных органов. В эпоху стремительно меняющегося мира такое положение вещей как раз-таки отражало ситуацию, когда новые технологии шли в ногу со временем, а нормативная база значительно отставала. И лишь со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на основе новых подходов была разработана технология полностью автоматизированного проведения таможенных операций с применением информационных систем.

В настоящее время разрабатывается и повсеместно внедряется система, которая вбирает в себя: автоматическую регистрацию деклараций, автоматическое принятие решений о выпуске товаров, предварительное информирование через «Личный кабинет участника ВЭД» и систему межведомственного электронного взаимодействия.

Каждый из элементов автоматизированной системы тщательно отработан и имеет свои особенности:

1. Автоматическая регистрация декларации. Особенность технологии заключается в том, что поступающая в электронном виде декларация регистрируется в таможенном органе автоматически программным устройством, при условии правильности заполнения граф деклараций на товар.

2. Автоматическое принятие решения о выпуске товара. Здесь следует отметить следующее: после автоматической регистрации декларации на товары, проверки правильности заявленной в ней информации и применения системы управления рисками, не выявившей никаких угроз, декларация в автоматическом режиме выпускается таможенным органом.

3. Предварительное информирование заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах на таможенную территорию государства - члена ЕАЭС, на которой расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС. Это осуществляется через автоматизированную систему ФТС России «Личный кабинет участника ВЭД» путем заполнения электронной формы требуемого документа и далее -перенаправление этого документа в систему предварительного информирования (ПИ) таможенных органов. После успешной передачи документа в систему ПИ должен прийти ответ с подтверждением о регистрации предварительной информации с присвоением уникального идентификационного номера. Отправитель получает штриховой код с указанием идентификационного номера и передаёт его перевозчику груза для предъявления инспектору на границе, где таможенный инспектор, отсканировав штрих-код, сразу получает всю необходимую информацию по данному транспортному

средству и перевозимому грузу, после чего осуществляет пропуск на таможенную территорию.

4. Система межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти позволяет таможенным органам, при совершении таможенных операций, получать информацию о разрешительных документах, выданных уполномоченными органами. Это необходимо для соблюдения контроля перемещения товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы ЕАЭС.

Все перечисленные элементы данной технологической цепочки сравнительно недавно, но достаточно эффективно применяются на территории ЕАЭС, однако появился и ряд проблем (см. рисунок).

Все обозначенные проблемы, связаны с тем, что степень проникновения использования новых технологий в таможенной практике еще достаточно низка. Остается вероятность сохранения высокого уровня опасности, связанного со снижением эффективности таможенного контроля из-за начала масштабного использования автоматического совершения таможенных операций. Согласно Стра-тегии-2030 сотрудники таможенных органов должны будут повышать свою квалификацию, будут организованы практические занятия по работе с программными средствами, в соответстветствии с которыми будет детально доработано программное обеспечение для дальнейшего упрощения работы таможенных органов.

Для того чтобы определить эффективность и результативность деятельности созданной структуры электронных таможен и центров электронного декларирования, необходимо сформулировать соответствующие определения данных категорий. Достаточно четко определения категорий «результативность» и «эффективность» даны в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (Издание с Поправкой)».

ошибки, допущенные при формализации документа, подтверждающего полномочия лица на подачу электронной декларации на товары

недостаточность компетенции инспектора таможенной службы для использования пр01раммных средств

несопоставимость данных в таможенной декларации и представленных документах

У

проблема сверки документов

4=

не идеальная работа программных средств зачастую так же приводит к многочисленным ошибкам

Проблемы использования цифровых технологий

(

В соответствии с этим ГОСТом показатель эффективности деятельности определяется как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, а результативность характеризует степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Исходя из приведенных трактовок, авторами предлагается следующая интерпретация определения обозначенных выше показателей:

Эффективность деятельности ЦЭД - это оптимальное соотношение качественных результатов проверок, достигнутых в процессе обработки декларационного массива и количества привлеченных к этой деятельности должностных лиц таможенных органов (выпускающих инспекторов) ЦЭД. Соответственно эффективность ЦЭД будет проявляться в увеличении количества обработанных деклараций.

Результативность ЦЭД - это степень достижения уровня установленных Комплексной программой развития ФТС России целевых и контрольных показателей по объему, выраженному в денежном эквиваленте, таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет. Таким образом, результативность ЦЭД можно оценивать в сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет и при минимальном количестве времени, затраченного на обработку одной декларации.

Приоритетными направлениями развития и совершенствования деятельности таможенных органов России являются: технология удаленного выпуска, автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров [6].

Для наиболее комплексной оценки цифровых технологий в таможенных органах следует обратиться к статистике.

Таблица 2

Статистические данные об авторегистрации _и автовыпуске [4] _

Показатели II квартал 2019 г., % II квартал 2020 г., %

Авторегистрация ЭД на экспорт 86,6 99

Авторегистрация ЭД на импорт 34,4 99

Автовыпуск при экспорте 44 80

Автовыпуск при импорте 28,1 80

Автовыпуск ЭД экспортеров низкого риска 60 80

Автовыпуск ЭД импортеров низкого риска 50 80

Анализируя в табл. 2 статистические данные наглядно видно, что в 2020 г. такие процессы, как авторегистрация и автовыпуск, во втором квартале 2020 г. составили 90 %, а к концу 2020 г. показатель авторегистрации электронных деклараций (ЭД) на экспорт планируется довести до 100 %.

При использовании технологий авторегистрации и автовыпуска неизбежно меняется и подход к определению эффективности работы таможен, в связи с этим авторы предлагают следующую трактовку: эффективность деятельности ЦЭД при применении технологий авторегистрации и автовыпуска - это оптимальное соотношение результатов, достигнутых в процессе обработки декларационного массива и скорости работы программного обеспечения ЦЭД, и чем больше количество зарегистрированных и выпущенных деклараций, тем выше результат применения цифровых технологий, влияющий на эффективность и результативность деятельности таможенных органов.

В качестве примера предлагается более подробно рассмотреть применение технологий авторегистрации и автовыпуска Уральской электронной таможней.

Уральская электронная таможня была создана 10 июля 2018 г. приказом ФТС России от 7 июня 2018 г. № 902 «О создании Уральской электронной таможни» [7] и вошла в первый этап реализации «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов.

Структурные преобразования были направлены на улучшение инвестиционного климата, снижение административных барьеров и издержек участников бизнеса за счет сокращения времени совершения таможенных операций, а также централизации учета движения денежных средств плательщиков таможенных платежей. В результате, Уральской электронной таможней были достигнуты значительные результаты (табл. 3).

Такие значительные результаты деятельности Уральской электронной таможни по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет свидетельствуют об увеличении их размера, более чем в 5 раз. Указанное обстоятельство объясняется увеличением декларационного массива, поступающего в таможню. Так, в 2018 г. поступило 18 647 экспортных и 16 396 импортных деклараций на товары, а в 2019 г. - 99 179 экспортных и 88 293 импортных соответственно. Из этих убедительных цифр можно судить о результативности деятельности Уральской электронной таможни. Важную роль при этом играет применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска, которые в Стратегии-2030 обозначены Целевым ориентиром 1 - «полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов». Результаты применения указанных технологий Уральской электронной таможней представлены в табл. 4.

Расширение применения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров Уральской электронной таможней способствовали стабильному повышению результативности ее деятельности. На этом примере можно констатировать: концентрация декларирования в электронных таможнях позволила выработать

Таблица 4

Применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров

Таблица 3

Таможенные платежи, перечисленные в федеральный бюджет Уральской электронной таможней за 2018-2019 гг. [8]

По годам Перечислено, млн руб. Выполнено контрольных заданий, %

2018 11 292,20, в том числе: 101,6

импорт 11 177,81

экспорт 46,05

Таможенные сборы 68,34

2019 66 252,70, в том числе: 102,2

импорт 65 711,28

экспорт 117,69

Таможенные сборы 363,72

Уральской электронной таможней за 2018-2019 гг. [8]

Год Авторегистрация Автовыпуск

Экспорт Импорт Экспорт Импорт

2018 64 27 37 8

2019 81 48 37 6

единообразные подходы к таможенному администрированию, разделить таможенное оформление и контроль, уменьшить коррупционные риски и придать работе выпускающих инспекторов большую объективность и самостоятельность. Необходимо добавить, что при этом удалось не только не допустить снижения качества таможенного администрирования, но и повысить его эффективность.

Рассмотренные выше процессы есть и будут основополагающей базой работы всей таможенной службы. Следует также обратить внимание на уровень риска участника ВЭД и на то, что все процессы происходят в автоматическом режиме. Информационная система ФТС России анализирует деятельность участников ВЭД, используя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Искусственный интеллект - для выбора форм объектов таможенного контроля.

2. Издание межведомственных профилей риска.

3. Информационное взаимодействие с бизнесом и др.

Технологии удаленного выпуска позволяют не только сократить время совершения таможенных операций, но и снизить риск коррупции. Еще одной технологией, позволяющей несколько снизить коррумпированность в таможенной сфере, выступает удаленное представление документов. Все эти технологии имеют важную особенность, сущность которой заключается в минимизации взаимодействия инспектора и участника ВЭД в процессе таможенного оформления и контроля.

При переходе от электронной таможни к интеллектуальной планируется реализация значимых проектов за счет активного внедрения в таможенную деятельность цифровой платформы

и элементов искусственного интеллекта, позволяющих не только накапливать и передавать информацию, но и обрабатывать большой массив данных, решать нелинейные задачи в многомерном пространстве, что обеспечит принятие обоснованных правовых решений.

Перед таможенными органами стоит важная задача, заключающаяся в обеспечении эффективности таможенного контроля и экономической безопасности. Именно поэтому таможенная служба уже несколько лет активно внедряет цифровые технологии в свою деятельность - у участника ВЭД есть возможность подать декларацию через сервис «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности», что делает процесс таможенного оформления более комфортным и предоставляет возможность удаленно взаимодействовать с таможенными органами, получить качественную таможенную услугу быстро и в удобной форме. Личный кабинет содержит совокупность информационных сервисов: электронный архив документов декларанта, предварительное информирование, лицевой счет, валютный контроль, электронное декларирование товаров, отчетность владельца склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, таможенного представителя и др. [9].

В рамках совершенствования таможенного администрирования ФТС России разработана технология уплаты таможенных платежей - Единый лицевой счет участника ВЭД. Все денежные средства находятся на одном счете декларанта и при необходимости с него списываются таможенные пошлины, сборы, акцизы, НДС. Декларант, в свою очередь, может получить информацию о расходовании, остатках денежных средств и всё это

в формате единой системы, которая достаточно удобна и проста в использовании. Все операции технологии Единый лицевой счет на сегодняшний день автоматизированы, и сроки доведены до минимума. Например, ФТС взаимодействует с Федеральным казначейством по обмену информацией о поступлении денежных средств, и такая информация предоставляется таможенному органу каждые 25-30 минут. Таможенные органы проверяют заявленные сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия и выполняют необходимые операции. Благодаря электронным сервисам, осуществляется обмен информацией ФТС России с Федеральной налоговой службой России и кредитными организациями. В настоящее время ФТС России имеет автоматический доступ к информационным ресурсам более 30 ведомств и контролирующих органов, при этом значительно сокращаются временные рамки и всего лишь около 3 с приходится на проверку на риски в информационных системах, а списание средств с лицевых счетов осуществляется в среднем около 7 с. Нельзя отрицать, что несмотря на большое количество преимуществ использования цифровых технологий таможенных органов, существует и ряд рисков. Актуальным остается вопрос об информационной безопасности, требования к которой резко повышаются в связи с активным использованием цифровых технологий и которая зависит от материально-технического оснащения таможенных органов, качественной работы Единой автоматизированной информационной системы, системы межведомственного электронного взаимодействия и других информационных ресурсов, что требует значительных материальных вложений и привлечения к работе квалифицированных кадров в области информационной безопасности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цифровая трансформация технологий таможенного оформления и использование искусственного интеллекта при таможенном контроле - это главные векторы дальнейшего развития таможенной службы. Активное использование цифровых технологий

в таможенных органах обеспечит информационную связь не только в пределах России, но и с внешними партнерами, а таможенное администрирование, в свою очередь, станет быстрым и удобным для бизнеса высокотехнологичным процессом.

Библиографический список:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/

2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. URL: http://www.wcoomd.org/~/medi a/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140447/

4. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года № 203 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/

5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/

6. Ворона А.А. Применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в деятельности центров электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 153-160.

7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2018 г. № 902 «О создании Уральской электронной таможни». URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/18pr0902/

8. Официальный сайт Уральской электронной таможни. URL: https://utu.customs.gov.ru/folder/163759

9. Игнатьева Г.В., Алёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.