А. А. Ворона
применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в деятельности центров электронного декларирования
В статье рассмотрены перспективные передовые таможенные технологии, применяемые в центрах электронного декларирования. Дана характеристика технологии удаленного выпуска и связанных с ней технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций, определены проблемы их использования. Показана практическая реализация технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций в деятельности Балтийского центра электронного декларирования в 2017-2018 гг.
Ключевые слова: таможенная деятельность; таможенные услуги; таможенные операции; технология автоматической регистрации товаров; технология автоматического выпуска товаров.
A. A. Vorona
application of technologies of automatic registration and automatic release of goods in the activities of electronic declaration centers
Promising advanced customs technologies used in the electronic declaration centers are considered in the article. The characteristic of remote release technology and related technologies of automatic registration and automatic release of declarations is given, the problems of their use are defined. Practical realization of technologies of automatic registration and automatic release of declarations in the activities of the Baltic center of electronic declaration in 2017-2018 is shown.
Keywords: customs activity; customs services; customs operations; goods automated registration technology; technology of automatic release of goods.
В настоящее время активное внедрение современных информационных технологий в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (РФ) является приоритетным направлением, которое соотносится с принципами, изложенными в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [2], «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [3].
Федеральная таможенная служба (ФТС России) планомерно осваивала процессы автоматизации и цифровизации всех этапов таможенного контроля, и в данный момент можно уже видеть результаты этой сложной многолетней деятельности. Электронное декларирование с помощью специальных центров, удаленный выпуск и аналогичная оплата платежей за таможенные услуги - эти и многие другие механизмы сегодня четко отлажены и бесперебойно функционируют в системе таможенных органов. В вопросах технологического прогресса таможенное ведомство сегодня можно объективно рассматривать как одну из передовых отечественных структур. Во многом это обусловлено спецификой деятельности, требующей скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска товаров. Именно поэтому основная часть таможенных услуг на современном этапе оказывается в режиме онлайн.
Принципы систематического использования цифровых технологий были и остаются приоритетными в общей программе развития ФТС России на ближайшие два года, а также в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Ежедневно в информационных системах ФТС России формируются миллионы различных сообщений, таможенная служба сегодня является лидером среди структур, которые тесно работают с большими объемам данных (Big Data).
Дальнейшее развитие ФТС России напрямую связано с совершенствованием существующих и внедрением новых цифровых технологий. Для обработки больших массивов информации необходимо развивать современную ведомственную IT-инфраструктуру, работать с различными программами, системами и базами данных, а также иметь доступ к ресурсам министерств и ведомств [4].
Создание и развитие центров электронного декларирования (ЦЭД) существенно сокращает необходимость личного контакта таможенников с представителями организаций и компаний. В настоящее время таможенная система строит свою работу на концентрации декларационного массива в ЦЭД, которые поэтапно создаются на всей территории России [5]. Качественная работа 16 ЦЭД в России позволяет сократить коррупционную составляющую, а также добиться единения правоприменительной практики и полного контроля за всеми операциями.
Тесное взаимодействие бизнеса и таможни в условиях цифровизации требует формирования так называемого единого пространства доверия, именно в этом направлении сегодня и продвигается российская таможня. На данный момент ФТС России выявила «надежных участников внешнеэкономической деятельности» (ВЭД), подходящих под определенные требования. Имея такой статус, эти категории участников ВЭД могут взаимодействовать с таможней в упрощенном варианте, на упрощенных условиях. Для всех остальных участников, не имеющих привилегированного статуса, процедура таможенного оформления выглядит гораздо сложнее и, соответственно, дороже.
Как известно, критерии «добросовестности» складываются не только из внутренних факторов организации, но и из статуса и оценки контрагентов компании. При этом возникает ситуация, когда надежные организации предпочтут взаимодействие с подобными надежными организациями во избежание утраты своего привилегированного статуса. «Недобросовестные» компании вынуждены будут сотрудничать с себе подобными, что в итоге неизбежно повлечет бинарность, иными словами, возникновение двух противоположных бизнес-пластов: условно «добросовестных» и условно «недобросовестных».
В течение 2018 г. таможней совместно с представителями центрального аппарата ФТС России, Северо-Западного таможенного управления, иными государственными контрольными органами, Ассоциацией стратегических инициатив, представителями бизнес-сообщества был реализован ряд мероприятий, направленных на сокращение сроков совершения операций, осуществляемых в морском порту (в том числе таможенных), а также на оптимизацию существующих процедур и технологий.
Проведенные мероприятия позволили оптимизировать, а в отдельных случаях и повысить эффективность процессов, совершаемых в морском порту. Кроме того, они в значительной степени способствовали сокращению сроков совершения таможенных операций и, что наиболее важно, минимизации «субъективного» фактора влияния.
Приоритетными направлениями развития и совершенствования деятельности таможенных органов РФ являются: технология удаленного выпуска (ТУВ), автоматическая регистрация деклараций на товары (ДТ) и автоматический выпуск товаров.
Распоряжениями ФТС России от 08.07.2016 № 191-р [6], от 24.03.2016 № 83-р [7], от 17.04.2017 № 88-р [8] объектами пилотной зоны по реализации алгоритмов автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций как на ввозимые, так и на вывозимые товары определены все таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля), расположенные в регионе деятельности Балтийской таможни и непосредственно Балтийского ЦЭД и правомочные регистрировать таможенные декларации в виде ДТ [9].
Технология удаленного выпуска товаров является основополагающей при осуществлении электронного декларирования. Эта технология имеет основное значение в работе таможенного поста (ЦЭД). ТУВ представляет собой процесс совершения таможенных операций при осуществлении электронного декларирования товаров. В 2017 г. реализована возможность применения ТУВ участниками ВЭД низкого уровня риска.
Определение термина «удаленный выпуск товаров» в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» сформулировано следующим образом: «это совершение таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет (ЭДТ)» [10]. С ТУВ связаны авторегистрация и автовыпуск ДТ.
Рассмотрим указанные направления более подробно.
Современной технологией, внедренной в 2015 г., является автоматическая регистрация ДТ, которая используется в отношении экспортируемых товаров во всех таможенных органах. При импорте эта технология начала применяться с конца 2015 г. Следует систематизировать понятийный аппарат для понимания сущности указанных технологий.
Автоматическая регистрация ДТ - это технология, при которой регистрация декларации, направленной в таможенный орган через Интернет, совершается без непосредственного участия должностных лиц. Основным ее достоинством, равно как и задачей, является сокращение времени декларирования товаров. Среднее время автоматической регистрации одной ДТ составляет около одной минуты, в то время как действующим законодательством на регистрацию декларации отводится два часа. Автоматическую регистрацию проходят ДТ, которые соответствуют определенным критериям и не связаны с рисковыми поставками.
Автоматическая регистрация ДТ исключает и влияние человеческого фактора, так как форматно-логический контроль (ФЛК) электронного декларирования проходит без участия инспектора таможенного органа: проверка уплаты сборов за таможенное оформление, наличие необходимых документов в электронной базе данных, проверка электронной подписи проводятся только специальными программными средствами, разработанными по заказу ФТС России.
Следующая технология - автоматический выпуск ДТ. Реализация технологии автоматической регистрации декларации является элементом технологии автоматического выпуска товаров без участия должностных лиц. Технологию автоматического выпуска называют одной из самых перспективных и важных с точки зрения развития таможенного администрирования.
При автовыпуске ФЛК электронной декларации проходит без участия человека [11]. ФЛК представляет собой оперативную сверку всех поданных декларантом электронных документов, при этом документы должны соответствовать нормативным правовым актам, структуре и формату данных, содержащих сведения, необходимые для таможенного оформления товаров. ФЛК направлен на снижение числа потенциальных ошибок, которые допускают декларанты при представлении электронных деклараций.
Автоматическую регистрацию проходят ДТ, которые соответствуют определенным критериям и не связаны с рисковыми поставками [12]. Технологическая схема автоматической регистрации и автоматического выпуска представлены на рисунке.
В отношении принципов применения автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ можно отметить, что в основу положен контроль соблюдения условий регистрации декларации и выпуска, предусмотренные действующим ТК ЕАЭС и нормативными правовыми актами, регламентирующими электронное декларирование. В случае если информационная система не может принять решение о регистрации или выпуске товаров, то в дальнейшем должностное лицо принимает окончательное решение о регистрации / отказе в регистрации декларации, выпуске / отказе в выпуске.
Выпуск товаров отказ в выпуске
Рис. Схема автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров
Как и при регистрации декларации в ручном режиме, информационная система проверяет те условия, которые закреплены ТК ЕАЭС. Это проверка порядка заполнения декларации и вопросы о совершении действий, которые должны быть совершены до подачи декларации. Все реализуется через максимальное использование информации, содержащейся в различных базах данных как таможенных органов, так и других государственных органов.
Автоматический выпуск товаров предусматривает проведение контроля программным продуктом с целью выявления рисков нарушения таможенного законодательства, соблюдения запретов и ограничений. Этот процесс также предусматривает обмен информацией с другими государственными органами.
Рассмотрим практическое применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в деятельности Балтийского ЦЭД.
Сведения о количестве зарегистрированных и выпущенных ДТ с применением технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за 2018 г. поквартально представлены в табл. 1.
Таблица 1
Применение технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ на товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, в 2018 г. Балтийским ЦЭД
Период Общее количество зарегистрированных ДТ, помещенных под таможенную процедуру экспорта Количество ДТ, зарегистрированных с применением алгоритма автоматической регистрации Доля ДТ, зарегистрированных с применением алгоритма автоматической регистрации, % Количество ДТ, выпущенных с применением алгоритма автоматического выпуска Доля ДТ, выпущенных с применением алгоритма автоматического выпуска, %
I квартал 2018 г. 6 201 5 746 93 2 054 33,124
II квартал 2018 г. 7 781 7 035 90,413 2 525 32,451
III квартал 2018 г. 8 140 5 882 72,26 2 196 26,978
IV квартал 2018 г. 7 706 6 911 89,683 2 738 35,531
В аналогичный период 2017 г. сведения о количестве зарегистрированных и выпущенных ДТ с применением технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска, помещенных под таможенную процедуру экспорта, поквартально представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 1, доля зарегистрированных экспортных ДТ с применением технологий авторегистрации как в третьем, так и в четвертом квартале 2018 г. значительно снизилась.
Данное обстоятельство связано с наличием большого числа критических критериев, которые не зависят от корректности заполнения граф ДТ, работы программных средств и действий должностных лиц таможенных органов, но не позволяют, тем не менее, применять технологии авторегистрации и автовыпуска.
На сегодняшний день увеличению доли автоматически зарегистрированных и автоматически выпущенных ДТ препятствует ряд неактуализированных критериев указанных технологий, к числу которых относятся критерии: «100 002» (связанный с компетенцией таможенного органа), «100 036» (предполагающий,
что льготы по уплате таможенных платежей отсутствуют или не заявляются), «100 025» (связанный с запретами и ограничениями, т. е. на сегодняшний день авторегистрация не проходит в случае указания в графе 44 ЭДТ документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, например, заявления каких-либо сертификатов). Все указанные критерии являются критическими.
Таблица 2
Применение технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ на товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, в 2017 г. Балтийским ЦЭД
Период Общее количество зарегистрированных ДТ, помещенных под таможенную процедуру экспорта Количество ДТ, зарегистрированных с применением алгоритма автоматической регистрации Доля ДТ, зарегистрированных с применением алгоритма автоматической регистрации, % Количество ДТ, выпущенных с применением алгоритма автоматического выпуска Доля ДТ, выпущенных с применением алгоритма автоматического выпуска, %
I квартал 2017 г. 4 662 3 772 80,909 538 11,540
II квартал 2017 г. 5 281 4 874 92,293 853 16,152
III квартал 2017 г. 5 977 5 456 91,283 1 059 17,718
IV квартал 2017 г. 6 561 5 859 89,300 1 834 27,953
Незначительное количество ДТ, зарегистрированных с применением технологии автоматической регистрации ДТ, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, связано с наличием причин, которые не зависят от действий должностных лиц таможенных постов.
На современном этапе остаются нерешенные проблемные вопросы, которые существенно влияют на количество зарегистрированных и выпущенных ДТ с применением технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров, это, прежде всего:
- отсутствие расшифровки критериев как для автоматической регистрации, так и для автоматического выпуска, позволяющих определить причину, по которой не осуществлены автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров в ЦЭД;
- отсутствие ФЛК, который бы позволял «отсекать» некорректно заполненные ДТ (в части корректности заполнения граф ДТ в соответствии с действующим законодательством) до попадания их в систему таможенного органа с направлением декларанту перечня ошибок с указанием некорректно заполненных граф ДТ.
В целях увеличения количества зарегистрированных и выпущенных ДТ с применением технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в Балтийской таможне проводились и проводятся следующие мероприятия:
1. Служебной запиской направлен на таможенные посты обобщенный перечень критериев алгоритмов автоматической регистрации и выпуска ДТ с их расшифровкой.
2. Разработаны методики расчета показателей эффективности деятельности таможенных постов Балтийской таможни, отражающие долю автозарегистриро-
ванных и автовыпущенных ДТ, помещенных как под таможенную процедуру экспорта, так и под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
3. Ежеквартально направляются на таможенные посты аналитические справки, в том числе с перечнем некритичных критериев для проведения работы с участниками ВЭД по корректному заполнению граф ДТ.
4. Таможенными постами проводится работа с участниками ВЭД в рамках рабочих встреч по корректному заполнению граф ДТ.
5. Обобщаются и направляются в Северо-Западное таможенное управление проблемные вопросы, возникшие на таможенных постах в ходе реализации технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Однако, несмотря на перспективы цифровизации таможни, возникают серьезные объективные препятствия. Сегодня не все существующие сервисы ФТС России можно полностью цифровизировать и автоматизировать. В основном это связано со спецификой сотрудничества таможни с другими службами, например, с Россельхознадзором (по санитарным нормам) и Роспотребнадзором (по санитарно-эпидемиологическим вопросам). В настоящий момент далеко не все ведомства находятся на высоком технологическом уровне, а если они и развиваются, то разница в методах и применяемом инструментарии часто усложняет синхронизацию данных для обмена. Например, ФТС России ориентируется исключительно на проверку партий товаров, а ФНС России акцентирует внимание на финансовых потоках. Также проблемным вопросом является то, что ряд таможенных документов невозможно использовать в электронном виде из-за отсутствия единого «пространства доверия» и единого оператора, который мог бы этот вопрос курировать. Сюда входят и документы Европейского союза, которые отличаются от российских криптографией и электронной подписью, и без соответствующих механизмов проверки невозможно определить их достоверность в электронном виде.
Таким образом, проводимая работа по оптимизации технологий авторегистрации и автовыпуска в Балтийском ЦЭД позволяет повысить их долю в общем объеме декларационного массива, что ведет к увеличению количества зарегистрированных и выпущенных ДТ. При этом опыт Балтийского ЦЭД может быть использован в работе других ЦЭД, что позволит улучшить их деятельность и увеличить оборот ДТ.
В целом применение технологий авторегистрации и автовыпуска в ЦЭД ускоряет процесс выпуска товаров, что, в свою очередь, способствует развитию бизнес-структур. Применение передовых технологий в деятельности ЦЭД - главное условие реализации концепции «электронная таможня».
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы
„Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс]. URL: http://static.
government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://
www.customs.ra/mdex.php?id=17220&Itemid=2375&option=mm_mntent.
3. Приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017 «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs.ra/mdex.php?option=TOm_content&view=artide&id=25512.
4. Ворона А. А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 154-164.
5. Максимов Ю. А., Ворона А. А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник евразийской науки. 2019. № 2. Т. 11. С. 36-50.
6. Распоряжение ФТС России от 08.07.2016 № 191-р «Об автоматической регистрации деклараций на товары и автоматическом выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16a00191/.
7. Распоряжение ФТС России от 24.03.2016 № 81-р «Изменения в перечень таможенных органов, участвующих в проекте по автоматической регистрации и выпуске ДТ на вывозимые товары» (утратило силу) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 16b00081/.
8. Распоряжение ФТС России от 17.04.2017 № 88-р «Об автоматическом выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17a00088/.
9. Ворона А. А. Повышение качества работы центров электронного декларирования в условиях реализации концепции «электронная таможня»// Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 150-155.
10. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. На пути к «электронному таможеннику»: внедрена автоматическая регистрация деклараций [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=19561:—l-r—&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.
12. Цифровая таможня: информационные технологии для граждан и участников ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=articl e&id=23495:2016-06-15-09-22-12&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055.