Научная статья на тему 'Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business»'

Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА DOING BUSINESS / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WORLD BANK RATING DOING BUSINESS / CUSTOMS ADMINISTRATION / AUTOMATIC REGISTRATION / AUTOMATIC ISSUANCE / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / CUSTOMS / CUSTOMS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Джураев Данил Раимкулович

В статье авторами приводится обзор современного состояния России в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Определены основные мероприятия, направленные на ускорение и сокращение сроков совершения таможенных операций в порту, в том числе направленные на сокращение количества документов, предъявляемых при подаче деклараций на товары и достижение значений контрольных показателей используемые Балтийской таможней, которая является крупнейшей таможней Северо-Западного Федерального округа. Подробно рассмотрены эксперименты и пилотные проекты, реализуемые Балтийской таможней в целях сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, минимизации бумажного документооборота, как между структурными подразделениями таможни, так и между участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможней. Приводятся фактические данные Балтийской таможни по применению таких перспективных таможенных технологий, как автоматическая регистрация таможенных деклараций, так и автоматический выпуск товаров по декларации на товары. Авторами отмечается, что в целях оптимизации таможенных процедур, сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, повышения уровня прозрачности взаимоотношений между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности в структуре ФТС России создаются и успешно функционируют центры электронного декларирования (далее ЦЭД). Показана практическая реализация технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций в деятельности Балтийского ЦЭД в 2017-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Джураев Данил Раимкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baltic customs activities aimed at increasing the position of the Russian Federation in the world Bank's "Doing Business" rating

In the article the authors provide an overview of the current state of Russia in the world Bank rating "Doing Business". The main measures aimed at speeding up and reducing the time of customs operations in the port, including those aimed at reducing the number of documents required when filing declarations for goods and achieving the values of the benchmarks set by the Baltic customs, which is the largest customs office in the North-Western Federal district, are identified. The experiments and pilot projects implemented by the Baltic customs in order to reduce the time of customs operations with goods, minimize paper document circulation, both between the structural units of the customs and between the participant of foreign economic activity (FEA) and the customs are considered in detail. Actual data of the Baltic customs on application of such perspective customs technologies as automatic registration of customs declarations, and automatic release of goods on the Declaration for goods are given. The authors note that in order to optimize customs procedures, reduce the time of customs operations with goods, increase the level of transparency of relations between the customs authority and the participant of foreign economic activity in the structure of the Federal customs service of Russia, electronic Declaration centers (hereinafter CED) are created and successfully operate. The practical implementation of technologies of automatic registration and automatic issuance of declarations in the activities of the Baltic CED in 2017-2018 is shown.

Текст научной работы на тему «Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business»»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/04ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ворона А.А., Джураев Д.Р. Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business» // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/04ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vorona A.A., Dzhuraev D.R. (2019). Baltic customs activities aimed at increasing the position of the Russian Federation in the world Bank's "Doing Business" rating. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj. today/PDF/04ECVN619.pdf (in Russian)

УДК 339

Ворона Анастасия Александровна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский им. Б.В. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Старший преподаватель кафедры «Управления» E-mail: anastasiya_o@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=767969

Джураев Данил Раимкулович

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский им. Б.В. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела

Кандидат технических наук E-mail: ddr1974@mail.ru

Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business»

Аннотация. В статье авторами приводится обзор современного состояния России в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Определены основные мероприятия, направленные на ускорение и сокращение сроков совершения таможенных операций в порту, в том числе направленные на сокращение количества документов, предъявляемых при подаче деклараций на товары и достижение значений контрольных показателей используемые Балтийской таможней, которая является крупнейшей таможней Северо-Западного Федерального округа. Подробно рассмотрены эксперименты и пилотные проекты, реализуемые Балтийской таможней в целях сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, минимизации бумажного документооборота, как между структурными подразделениями таможни, так и между участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможней. Приводятся фактические данные Балтийской таможни по применению таких перспективных таможенных технологий, как автоматическая регистрация таможенных деклараций, так и автоматический выпуск товаров по декларации на товары. Авторами отмечается, что в целях оптимизации таможенных процедур, сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, повышения уровня прозрачности взаимоотношений между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности в структуре ФТС России создаются и успешно функционируют центры электронного декларирования (далее -ЦЭД). Показана практическая реализация технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций в деятельности Балтийского ЦЭД в 2017-2018 гг.

Ключевые слова: рейтинг Всемирного банка Doing Business; таможенное администрирование; автоматическая регистрация; автоматический выпуск; центр электронного декларирования; таможня; таможенные технологии

В современных условиях актуальным для экономики любого государства становится создание благоприятных условий для ведения бизнеса. За последнее десятилетие эффективность деятельности в этом направлении приобрела особую значимость на фоне обостряющейся ситуации на мировых и сырьевых рынках и глобальной конкуренции производителей различных товаров.

Общепринятым инструментом, позволяющим оценить действующие законодательные нормы, качество функционирования государственных институтов и эффективность регулирования малого и среднего бизнеса, является ежегодное исследование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности - «Ведение бизнеса» (Doing business) [1].

Ежегодно на официальном сайте Всемирного банка публикуются итоги рейтинга Doing Business [2]. Исследование проводится с 2003 г., Российская Федерация является его участником с самого начала [3]. В рамках этого исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами [4]. C каждым годом увеличивается количество стран, участвующих в данном рейтинге, что говорит о проведении более объективной оценки деятельности национальных компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [5]. Сопоставление разных стран в приблизительно одинаковых условиях играет очень важную роль, указывая ключевые направления совершенствования правил ведения бизнеса [6].

Россия опередила половину стран Европы в рейтинге Всемирного банка Doing Business и намерена и далее улучшать свои позиции. За год Россия поднялась в рейтинге Doing Business-2020 Всемирного банка году на три позиции - до 28-го места из 190, поднявшись на три позиции по сравнению с прошлым годом и обойдя Руанду и Испанию. Это ниже того, где хотел бы видеть Россию президент Владимир Путин. Он еще в 2012 г. поручал подняться со 120-го до 20-го места за шесть лет. Теперь поручено взять рубеж хотя бы к 2024 г.

Таможенное администрирование является одним из 10 индексов, используемых в расчете рейтинга «Doing Business» [7] Федеральная таможенная служба (ФТС) постоянно разъясняет все новые меры по укреплению позиций России в рейтинге Doing Business. Активная позиция ФТС по реализации различных мер администрирования позволяют России занимать достаточно высокое место в рейтинге. Рассмотрим более подробно опыт проводимых Балтийской таможней мероприятий.

Балтийская таможня является крупнейшей таможней Северо-Западного Федерального округа. В регионе деятельности Балтийской таможни осуществляют свою деятельность 9462 участника внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот за январь - сентябрь 2019 года составил 24 742,23 млн долларов США1. Балтийская таможня является одной из самых передовых таможен, активно внедряющих новейшие технологии для улучшения и ускорения осуществления деятельности. Протоколами рабочей группы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (от 11.02.2016 года №2-СВ, №12-СВ и №16-СВ)

1 Итоги внешней торговли в регионе деятельности Балтийской таможни за январь-сентябрь 2019 года. URL: http://sztu.customs.ru/folder/121466/document/210137.

определены целевые параметры регулирования и прохождения процедур предпринимателями в ключевых сферах предпринимательской деятельности, в том числе процедуры экспорта и импорта в морском порту Большой порт Санкт-Петербург в рамках целевой модели «Международная торговля».

Мероприятия, направленные на ускорение и сокращение сроков совершения таможенных операций в порту, в том числе направленные на сокращение количества документов, предъявляемых при подаче деклараций на товары и достижение значений контрольных показателей, установленных Балтийской таможне, осуществляются в приоритетном порядке.

Основными критериями и ориентирами для Балтийской таможни были установлены такие знаковые показатели как:

• сокращение количества документов, представляемых как при импорте товаров, так и при их экспорте с таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе в рамках технологии предварительного декларирования товаров;

• сокращение сроков совершения таможенных операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру импорта и экспорта, а также сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами в рамках технологии предварительного декларирования товаров, с момента предъявления товаров таможенному органу;

• сокращение мер фактического таможенного контроля, путем оптимизации принимаемых решений;

• сокращение кратности применения форм фактического таможенного контроля.

Вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также Федерального закона от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, позволило таможенному органу оптимизировать состав сведений и документов необходимых для принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

С вступлением в силу указанных нормативных правовых актов в значительной степени сократился перечень документов и сведений, требуемых непосредственно у декларанта товаров в процессе совершения таможенных операций.

Расширился функционал электронного архива декларанта. В настоящее время, в процессе таможенного декларирования товаров, декларанту достаточно указать реквизиты документа в 44 графе декларации на товары, а также ссылку (уникальный идентификатор) на документ, размещенный в электронном архиве декларанта.

Указанное обстоятельство позволило в значительной степени сократить сроки и кратность информационного обмена между таможенным органом и декларантом, избавило декларанта от необходимости многократной формализации, отправки таможенному органу документов, имеющих длительный срок действия (например, контракт, дополнение к контракту, техническое описание товаров и т. д.).

2 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, предпринятые ФТС России меры, позволили сократить общее количество требуемых для выпуска товаров документов.

Так, в 2014 году при импорте требовалось представление 8 документов при экспорте 6 документов, по итогам 2016 года - 4 документа при импорте и 3 документа при экспорте соответственно. По итогам 2017 года и истекшего периода 2018 года среднее количество документов представляемых таможенному органу для последующего принятия решения о выпуске товаров, в отношении безрисковых поставок, не превышает 2 как при импорте, так и при экспорте товаров.

Необходимо отметить, что с участием представителей ФТС России, министерств и ведомств, а также представителей бизнес сообщества в период 2016-2018 года проведено порядка 25 мероприятий по выработке единых подходов направленных на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности на таможенных постах Балтийской таможни.

Крупные участники ВЭД, их объединения принимают активное участие в разработке нормативных правовых актов как в рамках Евразийского Экономического союза, так и в рамках национального законодательства Российской Федерации.

В целях сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, минимизации бумажного документооборота, как между структурными подразделениями Балтийской таможни, так и между участником ВЭД и Балтийской таможней в настоящее время успешно реализуется целый ряд экспериментов и пилотных проектов, таких как:

• эксперимент, связанный с выпуском товаров до окончания выгрузки товаров с борта судна;

• эксперимент по организации хранения «сухих» контейнеров с товарами, предназначенными для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита;

• технология совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля морских судов и товаров на прибытие в электронном виде (с применением комплекса программных средств (КПС) «Портал Морской порт»);

• автоматическая регистрация и автоматический выпуск деклараций на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза;

• автоматическая регистрация и автоматический выпуск деклараций на товары, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

• отрабатывается Регламент информационного взаимодействия должностных лиц Балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) с таможенными постами таможни при применении меры по минимизации рисков, предусматривающей предоставление оригиналов документов либо их копий, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, поданной в электронной форме, с использованием международной ассоциации сетей Интернет, на бумажных носителях (мера по минимизации рисков с кодом «639») при применении должностным лицом таможенного органа указанной меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска либо по собственному решению, с использованием штатного программного средства АИС «АИСТ-М».

Стоит подробно остановиться на достигнутых результатах указанных экспериментов.

1. С 3 ноября 2016 года в регионе деятельности Кронштадтского таможенного поста и с 25 мая 2017 года на таможенном посту Гавань Балтийской таможни, с применением возможностей КПС «Портал Морской порт» проводится эксперимент по осуществлению выпуска товаров до проведения операций по выгрузке товара с борта судна.

Целью эксперимента является ускорение логистических операций по доставке груза получателю морским транспортом, а также исключение расходов, связанных с хранением товара в зоне таможенного контроля.

Эксперимент проводится с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с обязательным представлением предварительной декларации.

Стоит отметить, что до 2018 года обязательным условием проведения эксперимента являлось отсутствие контроля со стороны государственных контрольных органов.

В рамках мероприятий направленных на дальнейшее развитие существующих экспериментов и пилотных проектов в Балтийской таможне состоялась рабочая встреча с участием должностных лиц Россельхознадзора и представителей Северо-Западного таможенного управления.

В рамках проведенного совещания, была достигнута договоренность о включении в эксперимент, связанный с выпуском товаров до окончания выгрузки, организаций экспортеров рыбной продукции, обладающих низким уровнем риска как со стороны Россельхознадзора, так и со стороны ФТС России.

При этом информационный обмен о принятых решениях, решено осуществлять исключительно в электронном виде с применением КПС «Портал Морской порт».

На сегодняшний день в эксперименте участвует более 50 различных организаций, как получателей товаров, так и морских линий (перевозчиков).

В 2017 году на Кронштадтском таможенном посту совершены операции в рамках эксперимента по 365 товарным партиям, по 329 товарным партиям эксперимент признан состоявшимся, в остальных случаях выпуск товаров состоялся после окончания выгрузки в связи с отсутствием программного взаимодействия между КПС Портал «Морской порт» и «Аист-М», в части связки предварительной информации о товарах (ПИТ) и предварительной декларации на товары. Инспектору необходимо вручную отслеживать подачу сведений и их синхронизацию, а также принимать решение о выпуске. Среднее время выпуска товаров составило 50 минут.

В 2018 году на Кронштадтском таможенном посту совершены операции в рамках эксперимента по 265 товарным партиям, по всем товарным партиям эксперимент признан состоявшимся. Среднее время выпуска товаров составило 50 минут.

На таможенном посту Гавань в 2017 году совершены операции в рамках эксперимента по 14 товарным партиям, по всем 14 товарным партиям эксперимент признан состоявшимся, при этом, среднее время выпуска товаров составило 40 минут.

В 2018 году на таможенном посту Гавань совершены операции в рамках эксперимента по 150 товарным партиям, по всем 150 товарным партиям эксперимент признан состоявшимся, при этом, среднее время выпуска товаров составило 40 минут.

Стоит отметить, что до реализации указанного эксперимента, средний срок совершения операций в порту в отношении указанной категории товаров, от момента выгрузки до момента вывоза с территории порта, мог составлять от нескольких часов до нескольких дней.

По мнению автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», а также Гильдии профессиональных ВЭД «Гермес» принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до окончания выгрузки позволяет всем участникам процессов выстроить эффективную систему экспедирования грузов как внутри порта, так и при их вывозе с территории порта.

Успешная реализация эксперимента уже сегодня позволяет осуществлять вывоз товаров с «причального фронта», снижает количество и кратность грузовых операций, осуществляемых в порту, что, в свою очередь, влияет на снижение временных и материальных издержек участников ВЭД и стивидорных компаний, осуществляющих свою деятельность в Морском порту.

Балтийской таможней на постоянной основе осуществляется анализ возможностей по расширению эксперимента, привлечению новых участников ВЭД, а также расширению географии применения указанного эксперимента.

2. Эксперимент по организации хранения «сухих» контейнеров с товарами, предназначенными для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, проводится с начала февраля 2017 года.

Цель эксперимента - сокращение сроков совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и как следствие, сокращение временных и финансовых издержек. Эксперимент позволяет сократить время совершения таможенных операций с транзитными товарами при условии поступления уведомления и предварительной информации от участников ВЭД. Под действие эксперимента подпадают товары, перемещаемые автотранспортом в контейнерах, в отношении которых при регистрации не были выявлены профили рисков.

В целях реализации эксперимента - в таможне разработан Порядок действий должностных лиц таможни по сокращению сроков совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, который регламентирует действия должностных лиц таможни по наложению средств таможенной идентификации (запорно-пломбировочных устройств) на контейнер до регистрации транзитной декларации, указанный порядок утвержден приказом Балтийской таможни от 03.02.2017 №142.

Участниками эксперимента являются все крупные терминалы морского порта Большой порт Санкт-Петербург, такие как: ЗАО «Нева-Металл», АО «Первый контейнерный терминал» (Турухтанный таможенный пост), ООО «Феникс» (таможенный пост Бронка), ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (таможенный пост Гавань), ОАО «Петролеспорт» (таможенный пост Лесной порт), ООО «Моби Дик» (Кронштадтский таможенный пост).

По состоянию на конец 2017 года под эксперимент подпадают порядка 8 тысяч транзитных деклараций (27888 ТД).

По состоянию на ноябрь 2018 года под эксперимент подпадают порядка 30 тысяч транзитных деклараций (29342 ТД).

Распределение по таможенным постам ТД представлено в табл. 1

Таблица

Распределение по таможенным постам ТД на ноябрь 2018 года

Наименование таможенного поста Количество транзитных деклараций

Кронштадтский т/п 269

Турухтанный 14057

Лесной порт 2349

Гавань 12626

Бронка 41

Итого 29342

Составлено авторами

По состоянию на декабрь 2017 года в день регистрации выпущено порядка 98 % от общего числа транзитных деклараций, в отношении которых не было выявлено профилей рисков.

По состоянию на ноябрь 2018 года в день регистрации выпущено порядка 99,87 % от общего числа транзитных деклараций, в отношении которых не было выявлено профилей рисков.

Эксперимент позволяет сократить время совершения таможенных операций с транзитными товарами при условии поступления уведомления и предварительной информации от участников ВЭД.

3. Еще один «пилотный» проект, также реализуемый исключительно благодаря существующим механизмам комплекса программных средств «Портал Морской порт», это Технология совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля морских судов и товаров на прибытие в электронном виде.

Эксперимент связан с электронным взаимодействием таможенных постов Балтийской таможни с компаниями морскими перевозчиками, при совершении таможенных операций и проведению таможенного контроля морских судов и товаров на прибытие в электронном виде (с применением комплекса программных средств «Портал Морской порт»).

На сегодняшний день указанный эксперимент успешно реализуется всеми таможенными постами Балтийской таможни, при оформлении прибытия судов с товарами на таможенную территорию ЕАЭС.

Стоит отметить тот факт, что в настоящее время Балтийской таможней ведется активная работа, направленная на применение указанного эксперимента в отношении всех морских судов, как прибывающих, так и убывающих с таможенной территории Евразийского Экономического союза.

19 сентября 2018 года, на базе таможенного поста Лесной порт, Балтийской таможни, состоялась рабочая встреча с представителями ассоциации морских торговых портов, а также компании морского перевозчика ЗАО «Маерск».

Основной темой проведенной рабочей встречи стали вопросы, связанные с предварительным информированием о прибытии на таможенную территорию товаров и транспортных средств, формированием электронного судового дела с применением КПС «Портал Морской порт», без представления таможенному органу документов на бумажных носителях, в том числе, как одного из механизма увеличения доли автоматически зарегистрированных деклараций на товары.

4. Еще одним механизмом, направленным на цифровизацию совершаемых таможенным органом таможенных операций с товарами, является применение таких перспективных таможенных технологий, как автоматическая регистрация таможенных деклараций, так и автоматический выпуск товаров по декларации на товары.

В рамках распоряжений ФТС России от 08.07.2016 г. №191-р, от 24.03.2016 г. №83-р, от 17.04.2017 г. № 88-р объектами пилотной зоны по реализации алгоритмов автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций как на ввозимые, так и на вывозимые товары определены все таможенные посты Балтийской таможни (отделы таможенного оформления и таможенного контроля), правомочные регистрировать таможенные декларации.

С начала года по ноябрь 2018 года в регионе деятельности Балтийской таможни зарегистрировано 296622 ДТ, из них с применением автоматической регистрации 49690 ДТ,

что составляет порядка 17 % от общего количества зарегистрированных ДТ в регионе деятельности Балтийской таможни.

В указанный период, с применением технологии автоматического выпуска в регионе деятельности Балтийской таможни оформлено 9899 ДТ, что составляет 3,34 % от общего количества оформленных ДТ.

Следует отметить тот факт, что в связи с доработкой программных средств и обновлением комплекса программных средств таможенного контроля в морском пункте пропуска (КПС МПП), доля автозарегистрированных импортных ДТ во втором квартале 2018 года увеличилась практически вдвое и составила 10 % против 4,3 % в первом квартале.

Необходимо отметить тот факт, что на авторегистрацию ДТ может рассчитывать любой участник ВЭД, в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации ДТ, установленных пунктом 5 ст. 111 ТК ЕАЭС, корректности заполнения декларации на товары, а также наличия компетенции таможенного органа.

В то время как автовыпуск ДТ может быть осуществлен, только в отношении автозарегистрированных ДТ, а также организаций, деятельность которых по результатам анализа информационных ресурсов ЕАИС таможенных органов отнесена к низкой степени риска, если сама поставка не отнесена к рисковой.

5. В рамках исполнения приказа ФТС России от 27.07.2017 г. №1065 «О решении коллегии ФТС России от 25.05.2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года, в целях оптимизации таможенных процедур, сокращения сроков совершения таможенных операций с товарами, повышения уровня прозрачности взаимоотношений между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности в структуре ФТС России создаются и успешно функционируют центры электронного декларирования (далее - ЦЭД).

Так, с учетом положений приказа ФТС России от 30.04.2016 г. №1666 «О признании утратившим силу приказа ФТС России от 03.08.2016 г. №1496», в структуре Балтийской таможни функционирует Балтийский таможенный пост (ЦЭД).

Появление ЦЭД ознаменовало новый этап развития электронного декларирования в форме технологии удаленного выпуска товаров [8]. Центр электронного декларирования позволяет участнику ВЭД осуществлять декларирование товаров, без привязки к местам прибытия, исключая непосредственное общение с должностным лицом таможенного поста. Только с начала года должностные лица Балтийского таможенного поста (ЦЭД) оформили свыше 174 тысяч деклараций, что почти в 2 раза превышает показатели аналогичного периода в прошлом году.

Проводимая работа по оптимизации технологий авторегистрации и автовыпуска в Балтийском ЦЭД позволит увеличить долю этих технологий в общем объеме декларационного массива, а это в свою очередь приведет к возрастанию количества зарегистрированных и выпущенных ДТ [9].

Среднее время выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления как идентифицированных как рисковые, так и не идентифицированных как рисковые на Балтийском таможенном посту (ЦЭД) составляет 4 часа 10 минут, что меньше показателей иных таможенных постов Балтийской таможни. Кроме того, на протяжении всего времени его функционирования, отмечается устойчивая динамика на уменьшение сроков совершения таможенных операций с товарами.

Аналогичные результаты достигнуты Балтийским таможенным постом (ЦЭД) и в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «экспорта», и составляет 16 минут, что также ниже показателей иных таможенных постов.

Основной причиной переноса срока завершения оформления ДТ на день, следующий за днем регистрации ДТ, являлась необходимость завершения проведения форм фактического контроля в отношении товаров (из них по 43,54 % ДТ не завершен таможенный контроль с применением ИДК, по 35,73 % - не завершено проведение таможенного досмотра и таможенного осмотра).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, Балтийским таможенным постом (ЦЭД) осуществляется эффективный информационный обмен с иными федеральными органами исполнительной власти (далее -ФОИВ), что также исключает необходимость представления декларантом оригиналов, бумажных копий документов, а сам информационный обмен в указанном случае организован без его участия.

В настоящее время в автоматизированном режиме налажена работа с 32 органами исполнительной власти, по 18 направлениям работа еще ведется. Среднее время получения информации составляет не более одной минуты. Все это позволило таможенным органам существенно уменьшить административную нагрузку на бизнес [10].

Сегодня непреложным фактом является то, что сокращение сроков совершения таможенных операций, оптимизация таможенных процедур, снижения административной нагрузки на участника ВЭД является для ФТС Росси первоочередной задачей.

От успешности реализации указанных мероприятий во многом зависит уровень оценки Российской Федерации в рейтинге всемирного банка. Применение рассмотренных мероприятий в практической деятельности таможенных органов приведет не только к совершенствованию взаимодействия таможни и бизнес структур, но и станет основой развития ФТС в целом. Дальнейшее укрепление России в рейтинге Всемирного банка Doing Business во многом будет зависеть от поступательного развития деятельности ФТС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворона А.А. Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в нем // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 51-55.

2. Трынкина А.К. Анализ состояния учетно-регистрационной системы недвижимости российской федерации на современном этапе на основании показателей рейтинга Doing Business // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. № 8. С. 38.

3. Гашко Д.В. Россия в рейтинге Doing Business 2017: достижения, проблемы и перспективы // В сборнике: Стратегии развития предпринимательства в современных условиях Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции. Научные редакторы: Е.А. Горбашко, В.Г. Шубаева. 2017. С.123-125.

4. Бойкова М.В. Специфика совершенствования таможенного администрирования в условиях развития механизма "единого окна" // Вестник университета. 2015. № 8. С. 95-98.

5. Мирошникова Н.В. Doing business как перспективное направление развития предпринимательства в сфере ВЭД // В сборнике: Научные исследования и современное образование Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 217-220.

6. Позднякова И.В. Условия ведения бизнеса: место России в мире // В сборнике: Исследования молодых учёных: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика Сборник статей. Под редакцией О.В. Тарасовой, А.А. Горюшкина. Новосибирск, 2017. С. 265-276.

7. Блинова О.Н., Рубинштейн Е.Д. Проблемы и перспективы технологического развития таможенных органов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 17. С. 142-147.

8. Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как инновационная форма развития сервиса таможни // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 122-127.

9. Ворона А.А. Повышение качества работы центров электронного декларирования в условиях реализации концепции "электронная таможня" // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 150-155.

10. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. №2. С. 154-164.

Vorona Anastasiya Aleksandrovna

Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: anastasiya_o@mail.ru

Dzhuraev Danil Raimkulovich

Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: ddr1974@mail.ru

Baltic customs activities aimed at increasing the position of the Russian Federation in the world Bank's "Doing Business" rating

Abstract. In the article the authors provide an overview of the current state of Russia in the world Bank rating "Doing Business". The main measures aimed at speeding up and reducing the time of customs operations in the port, including those aimed at reducing the number of documents required when filing declarations for goods and achieving the values of the benchmarks set by the Baltic customs, which is the largest customs office in the North-Western Federal district, are identified. The experiments and pilot projects implemented by the Baltic customs in order to reduce the time of customs operations with goods, minimize paper document circulation, both between the structural units of the customs and between the participant of foreign economic activity (FEA) and the customs are considered in detail. Actual data of the Baltic customs on application of such perspective customs technologies as automatic registration of customs declarations, and automatic release of goods on the Declaration for goods are given. The authors note that in order to optimize customs procedures, reduce the time of customs operations with goods, increase the level of transparency of relations between the customs authority and the participant of foreign economic activity in the structure of the Federal customs service of Russia, electronic Declaration centers (hereinafter - CED) are created and successfully operate. The practical implementation of technologies of automatic registration and automatic issuance of declarations in the activities of the Baltic CED in 2017-2018 is shown.

Keywords: world Bank rating Doing Business; customs administration; automatic registration; automatic issuance; electronic Declaration center; customs; customs technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.