Научная статья на тему 'Цифровые технологии в таможенном деле'

Цифровые технологии в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11109
1217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИИ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ДЕКЛАРАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ELECTRONIC DECLARATION / AUTOMATIC DECLARATION REGISTRATION / AUTOMATIC RELEASE OF DECLARATION / CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л.

В статье рассмотрены различные виды цифровых таможенных технологий, направленных на совершенствование таможенного администрирования, ускорение таможенных операций и содействие развитию внешнеторговой деятельности. Проведен анализ проблемных вопросов автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации на товары,связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной непрохождения алгоритмов проверки. Выделены преимущества применения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности при осуществлении оплаты, проведении возвратов (зачетов) таможенных и иных платежей. Рассмотрен механизм применения современной цифровой технологии, реализуемой в виде сервиса «Статистическое декларирование» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств членов ЕАЗС в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.Ments caused by non-compliance with a number of criteria, which is the reason for not passing the verifi cation algorithms. The adva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в таможенном деле»

Olga Vladimirovna Alyokhina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Galina Vyacheslavovna Ignatieva,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Inna Alexandrovna Smirnova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Natal'ya Leonidovna Tarasova,

senior lecturer of the department of the theory and history of state and law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.5:004.9

Ольга Владимировна Алёхина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

«¡ДМ» olgal978kowsw2012@yandex.ru

Галина Вячеславовна Игнатьева,

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

фаЬ gvign@yandex.ru

Инна Александровна Смирнова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

sia27@yandex.ru

Наталья Леонидовна Тарасова,

старший преподаватель кафедры теории и истории

государства и права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

natasch.tarasova@yandex.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

В статье рассмотрены различные виды цифровых таможенных технологий, направленных на совершенствование таможенного администрирования, ускорение таможенных операций и содействие развитию внешнеторговой деятельности. Проведен анализ проблемных вопросов автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации на товары,

связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной непрохождения алгоритмов проверки. Выделены преимущества применения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности при осуществлении оплаты, проведении возвратов (зачетов) таможенных и иных платежей. Рассмотрен механизм применения современной цифровой технологии, реализуемой в виде сервиса «Статистическое декларирование» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов ЕАЗС в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: электронное декларирование, автоматическая регистрация декларации, автоматический выпуск декларации, таможенное администрирование.

DIGITAL TECHNOLOGY IN CUSTOMS MANAGEMENT

The article examines different types of digital customs technologies aimed at improving customs administration, speeding up customs operations and promoting foreign trade. The authors analyze the problems of automatic registration and automatic release of customs documents caused by non-compliance with a number of criteria, which is the reason for not passing the verification algorithms. The advantages of using a single personal account for foreign trade agents when making payments, applying for refunds (credits) of customs and other payments are identified. The article considers the mechanism of applying digital technology through the service "Statistical Declarations" for declaring goods that are traded between legal entities and entrepreneurs of the member states of the EAEU with the help of a personal account of an agent of foreign trade.

Keywords: electronic declaration, automatic declaration registration, automatic release of declaration, customs administration.

Устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики сложно представить без активного внедрения передовых информационных технологий. Ядром, несущим качественные изменения среды для всех субъектов и институционально оформляющим новые правила, является сектор информационно-компьютерных технологий [9, с. 51]. Таможенные органы для повышения экономической безопасности страны должны обеспечить эффективность таможенного контроля и безопасность грузов, пополнение доходов бюджета за счет таможенных платежей. В то же время важно сделать выполнение таможенных операций максимально комфортным и необременительным для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности [10, с. 141].

По этой причине таможенная служба уже несколько лет активно применяет передовые цифровые технологии. Создаются новые автоматизированные системы, призванные упростить и ускорить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, что ведет к существенному повышению качества государственных услуг, расширению их доступности для граждан и других участников внешнеэкономической деятельности. Повышается объективность принимаемых решений, касающихся выпуска товаров.

Согласно современной стратегии развития таможенных органов определены целевые индикаторы в области реализации мер с применением цифровых технологий. Предполагается, что к 2020 г. показатель автоматической регистрации безрисковых поставок составит уже 99%. К этому же времени количество автоматически выпущенных деклараций дойдет до 80%.

Электронное декларирование выступает неким фундаментом функционирования «электронной таможни» и неотъемлемой частью механизма «еди-

ного окна» [8, с. 19]. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза отменено действовавшее до 2018 г. требование обязательного документального подтверждения всех декларируемых сведений. Все сведения должны заблаговременно размещаться в электронном архиве декларанта, доступного для таможни после подачи декларации на товары, а также могут быть найдены таможенным инспектором в ходе проверки путем обращения к интегрированным базам данных различных органов исполнительной власти, банков по указанным реквизитам в графе 44 декларации на товары.

ФТС России проводится большая работа по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. Таможенные органы получают в электронном виде от различных министерств и ведомств актуальные и заверенные электронной подписью сведения и документы, необходимые для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций. Получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников ВЭД, снижает риски заявления недостоверных сведений и существенно сокращает время проведения таможенных операций. Это заметно уменьшает административную нагрузку на бизнес. Кроме того, большая часть таможенных деклараций регистрируется таможенными органами в автоматизированном транспарентном режиме. Введение обязательного электронного декларирования дало возможность сначала перейти к технологии удаленного выпуска товаров, а спустя несколько лет к технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски в рамках систему управления рисками (СУР). С одной стороны, СУР призвана способствовать эффективной работе таможенных органов, проведению мероприятий по контролю за перемещаемыми товарами, а с другой -

позволит выявить добросовестных участников внешнеторговой деятельности, предоставить им более предпочтительные условия таможенного обслуживания путем применения специальных упрощенных процедур, например, в целом произойдет экономия времени на таможенное оформление и дальнейший таможенный контроль, который не обернется финансовыми потерями для предприятия [7, с. 69].

После полного перехода на электронное декларирование, отработки технологии удаленного выпуска товаров ФТС России приняла решение о целесообразности сконцентрировать таможенное оформление в специальных центрах электронного декларирования (далее - ЦЭД). В настоящее время в России действует 672 места таможенного оформления. Уже к 2020 г. планируется оставить всего 16 центров электронного декларирования. Остальные таможенные органы будут осуществлять фактический таможенный контроль.

В 2018 г. ФТС в соответствии с распоряжением от 27.12.2017 № 293-р проводит эксперимент по разделению таможенных операций, связанных с принятием декларации на товар, подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих ее подаче. В Приволжском таможенном управлении центром электронного декларирования стал с января этого года Башкортостанский таможенный пост. Центры электронного декларирования в период эксперимента, т.е. весь 2018 год, осуществляют принятие деклараций на товар и необходимых документов, проводят их проверку и принимают решение о выпуске товара.

Другие таможенные посты, не являющиеся центрами электронного декларирования, становятся постами фактического таможенного контроля. Они осуществляют таможенные операции, предшествующие подаче ДТ, а также связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра, таможенного осмотра, таможенного наблюдения и отбором проб и образцов.

Этот эксперимент является продолжением идущего с 2015 г. процесса по концентрации таможенного декларирования в специальных центрах. Разработана система региональных электронных таможен (далее - РЭТ). При этом остальные таможни и таможенные посты сосредоточиваются на проведении фактического контроля, преимущественно после выпуска товаров. В структуре Региональной электронной таможни создается только один ЦЭД. ЦЭД с подчиненными постами фактического контроля будет подчиняться соответствующей РЭТ, находящейся в структуре регионального таможенного управления.

При этом должно обеспечиваться качественное информационное взаимодействие между ЦЭД и таможенными постами фактического контроля. Ведь груз находится на одной таможне, а его таможенное оформление проводит другая таможня -ЦЭД. В любой таможенный орган фактического контроля можно подавать документы по запросу

ЦЭД. Это существенно облегчает проведение таможенных операций и экономит время как участников ВЭД, так и работников таможенных органов.

Сокращению времени на осуществление таможенных формальностей поспособствовали активно внедряемые в последнее время такие передовые информационные технологии, как автоматическая регистрация и автоматический выпуск товара. На примере Саратовской таможни, с декабря 2016 г. использующей технологию автоматического выпуска, можно увидеть, что это привело к значительному сокращению времени - до нескольких минут. Так, например, к началу 2018 г. на автоматический выпуск деклараций, оформленных информационной таможенной системой, в регионе деятельности Саратовской таможни, при экспорте требовалось 50 секунд, при импорте - 2 минут 16 секунд.

Не для всех участников внешнеэкономической деятельности возможно использование этой технологии. Автоматический выпуск применяется только для добросовестных участников ВЭД, компаний с низким уровнем риска, из так называемого «зеленого сектора». Эти фирмы могут подавать декларации в любой таможенный орган, они редко подвергаются проверкам, и таможенный контроль их товаров обычно проводится только после выпуска. Отнесение фирмы к высокому, среднему или низкому уровню риска осуществляется в автоматическом режиме, т.е. без участия должностных лиц таможенных органов. Однако если компания, по сведениям налоговой службы, имеет высокий уровень налогового риска или у нее накопилась задолженность по таможенным платежам, то автоматическое определение степени таможенного риска не используется, чтобы упрощение таможенных операций не противоречило задаче защиты экономической безопасности. Следует отметить, что в последнее время число компаний «зеленого сектора» существенно выросло, в том числе благодаря смягчению условий, по которым участники ВЭД могут быть отнесены к категории низкого уровня риска.

ЦЭД будет взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска - с постами фактического контроля по всей стране, поскольку эти фирмы могут подавать декларации в любом регионе.

Необходимо осуществлять повышение уровня автоматизации системы управления рисками, снижение количества неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа различных информационных ресурсов со сведениями о перемещении товаров и о результатах совершения таможенных операций, начиная с предварительной информации и заканчивая результатами таможенного контроля после выпуска товаров [2, с. 22].

В целом технологии авторегистрации и автовыпуска декларации на товары благополучно внедрены и функционируют. В то же время имеется ряд

проблемных вопросов, связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной непрохождения алгоритмов проверки. Для решения проблемы таможенным органам необходимо устранить причины их возникновения.

Ниже представлен график, в котором указаны данные о ДТ, не прошедших авторегистрацию и автовыпуск, в сравнении с общим количеством ДТ за 2017 г. на примере деятельности Саратовской таможни (рисунок).

Доля ДТ, не прошедших авторегистрацию и автовыпуск, за 2017 г. в регионе деятельности Саратовской таможни

Можно заметить, что количество экспортных ДТ, не прошедших авторегистрацию, составляет всего 30%, что значительно меньше доли импортных ДТ (86%).

Что касается автовыпуска, доля не прошедших авторегистрацию ДТ все еще очень велика и составляет 90% при экспорте и 97% при импорте.

Основные причины несрабатывания авторегистрации - неверное заполнение граф 14, 30, В, 54. Нередко отмечается расхождение представленных в декларации данных о декларанте, отправителе со сведениями в сопроводительных документах, иногда отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица на подачу декларации, отсутствуют реквизиты платежных документов либо их указывают ошибочно, встречается несоответствие весовых и стоимостных характеристик товаров. В большинстве случаев тщательная подготовка декларации поможет избежать отказа в авторегистрации.

Чтобы избежать отказа при автовыпуске, необходимо обратить внимание на графы 16, 30, 35, 38, 44, 47, В декларации на товары. Зачастую имеют место ошибки и отсутствие данных о соблюдении запретов и ограничений, о стране происхождения и отправления товаров, количестве товаров в дополнительных единицах измерения.

Для примера можно привести такую ошибку, как неточное указание в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации номеров масок разрешительных документов, что приводит к невозможности получения посредством информационного взаимодействия таможен-

ных органов с федеральными органами государственной власти всевозможных разрешительных документов, представление которых считается обязательным при таможенном декларировании товаров. В этом случае таможенному посту приходится запрашивать нужные документы у декларанта.

Кроме того, ошибки или отсутствие данных в графе В «Подробности подсчета» декларации, например неуказание ИНН/КПП плательщика, приводят к невозможности списания денежных средств. При подаче декларации на товары таможенный орган отказывает в регистрации. При окончании проверки декларации вероятен отказ в выпуске, не говоря уже о потраченных впустую временных, а также материальных ресурсах.

Заполнять декларацию следует в соответствии с Инструкцией, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, уделить особое внимание заполнению абсолютно всех полей электронных копий документов в соответствии с Альбомом форматов, который вступил в действие с 5 июля 2017 г. и предназначен для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также одновременному предоставлению всех необходимых документов с электронной декларацией на товары.

Передовые информационные технологии способны значительно облегчить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов [5, с. 33].

Применение единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности и централизация учета таможенных и иных платежей в единой базе данных позволяет при осуществлении таможенного оформления товаров в разных регионах эффективно управлять денежными средствами, быстрее осуществлять платежи, облегчает проведение возвратов (зачетов) таможенных и иных платежей.

Личный кабинет участника ВЭД способствует быстрому и продуктивному взаимодействию фирм с таможенными органами. В 2017 г. внедрили несколько электронных технологий, удобных для компаний, ведущих внешнюю торговлю. Появилась возможность обеспечения уплаты таможенных платежей электронной банковской гарантией и информирование участников ВЭД в личном кабинете о приеме либо об отказе в приеме банковской гарантии практически в режиме реального времени. В электронный вид перевели таможенные расписки, подтверждающие принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ее стали отображать в том же личном кабинете. В личном кабинете можно формировать всю отчетность участника ВЭД. Однако пока еще сохраняется проблема получения таможенными органами этой отчетности из личных кабинетов участников ВЭД.

Подключение к сервису личного кабинета станет обязательным для таможенных представителей, владельцев таможенных складов и СВХ, владельцев магазинов беспошлинной торговли.

На собираемость сумм ввозных таможенных пошлин на территории Российской Федерации оказывает влияние ряд факторов: ежегодное снижение ставок ввозных таможенных пошлин в связи с исполнением обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией, перераспределение объемов декларирования товаров между государствами - членами ЕАЭС [1, с. 5]. Косвенное влияние оказывают и современные цифровые технологии.

Внедрение электронного декларирования заложило предпосылки создания и внедрения технологий удаленной оплаты таможенных платежей. Были разработаны две платформы технологии оплаты - платежные системы ООО «Таможенная карта» (таможенная карта) и ООО «Мультисервис-ная платежная система» (карта Раунд). Для участника ВЭД - таможенного представителя имеется возможность совершать оплату всех видов таможенных платежей двумя способами: либо через портативный терминал, установленный в организации, либо на портале ФТС России через личный кабинет участника ВЭД. Наличие чека, сформированного электронным терминалом, является достаточным условием для выпуска товаров. У участников ВЭД, перешедших на применение таможенных карт, нет необходимости перечислять денежные средства на счет таможенного органа с запасом суммы на случай повышения курса валюты контракта и ждать следующего дня для их зачисления и появления отображения в таможенной информационной системе, чтобы в случае безошибочной уплаты списать по декларируемым товарам; по картам денежные средства зачисляются сразу же, как только терминал выдаст первый чек.

Применение современных технологий позволяет не только сократить время совершения таможенных операций, но и совместить возможности электронного декларирования и технологии удаленной оплаты таможенных платежей. Исключается необходимость присутствия участника ВЭД в местах совершения таможенных операций.

Оплата таможенных платежей происходит строго в соответствии с суммами, начисленными в декларации на товары, что исключает необходимость авансирования денежных средств.

Импортер имеет возможность минимизировать ошибки при вводе банковских реквизитов и другой информации, необходимой для однозначной идентификации плательщика и платежей, хотя имеется риск ошибки при вводе кода вида таможенного платежа на платежном терминале.

Пользователь такой таможенно-платежной системы имеет возможность оплатить все виды таможенных платежей, начисленных по декларируемой партии товаров, единым вводом реквизитов платежа на платежном терминале. Вместе с тем раздель-

ный ввод каждого вида таможенного платежа (сбор за таможенные операции, ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость) способствует облегчению обработки таможенной информационной системой и создает условия для прохождения декларации на товары в режиме автоматической регистрации и автоматического выпуска без участия должностного лица таможенного органа.

Однако, несмотря на явные преимущества данной цифровой таможенной технологии, она недостаточно распространена среди участников ВЭД. Основным сдерживающим фактором внедрения таможенной карты является ее кредитная направленность, поскольку банки взимают от 3% комиссию за суммы перечисленных денежных средств в таможенные органы.

Электронное информирование о движении грузов через внутренние границы нужно, чтобы предотвратить переток в Россию и другие страны ЕАЭС ввезенных в одну из этих стран товаров [6, с. 102].

Серьезной проблемой остается информационная безопасность, требования к которой резко повышаются в связи с активным использованием цифровых технологий [4, с. 47]. Возрастает зависимость от технического оснащения таможенных органов, качественной работы ЕАИС и других информационных ресурсов [11, с. 128].

Концентрация таможенных информационных баз данных растет. ФТС планирует уже в этом году создать Главный центр обработки данных ФТС России, возложив на него обязанности по хранению и обработке данных, аккумулируемых с таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений. Все это повышает требования к надежности и безопасности программного обеспечения таможенных органов.

В этом сегменте присутствуют риски, связанные с зависимостью состояния материально-технической базы таможенных органов от импортного программного оборудования, которое состоит из отечественных прикладных программ, размещенных на платформе импортного производства. Вместе с тем в настоящее время «наблюдается дисбаланс между результатами образовательной деятельности личности и требованием работодателей к компетентности специалиста, принимаемого на работу» [3, с. 6]. Выпускники системы высшего профессионального образования оказываются неконкурентоспособными на рынке труда.

Таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения таможенных операций. Например, за последние годы ФТС России проводилась работа по расширению практики электронного декларирования процедуры транзита. Применение технологии электронного таможенного транзита позволило повысить к концу 2017 г. долю электронных транзитных деклараций до 60,8% от общего количества оформленных транзитных деклараций по

сравнению с 12,8% электронных транзитных деклараций в 2016 г. Реализация технологии электронного таможенного транзита возможна как через таможенного представителя, так и самостоятельно, в том числе с использованием личного кабинета участника ВЭД на портале таможенной службы России.

Как отмечалось ранее, личный кабинет участника ВЭД предоставляет различные сервисы, одним из которых является «предварительное информирование» на портале ФТС. Функционирование системы предварительного информирования таможенных органов с 2006 г. в качестве эксперимента отрабатывалось в отношении грузов, перемещаемых только автомобильным, затем железнодорожным, позже морским и воздушным транспортом. В настоящее время применение технологии предварительного информирования носит обязательный характер. Это нашло отражение в Стратегии развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. и в Плане мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования».

Предварительное информирование осуществляется путем представления документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска и (или) прибытия к месту фактического выпуска товара. На совершение процедуры выделяется 30 дней до прибытия груза.

В случае непредоставления в российский таможенный орган предварительной информации о прибытии грузов не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товаров на территорию РФ по разработанной технологии активизируется система управления рисками и могут применяться меры по минимизации рисков, например в формате 100%-ного таможенного досмотра товаров, что, в свою очередь, работает против оптимизации издержек участников ВЭД и прохождения таможенных операций.

Переход на технологию предварительного информирования оказывает положительное влияние не только на деятельность таможенных органов, повышая оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов в отношении товаров категории риска, подлежащих таможенному контролю, но и на сокращение времени таможенных операций с товарами и транспортными средствами участников ВЭД, что в целом дополняет механизм обеспечения безопасности страны.

Кроме того, в личном кабинете участника ВЭД реализована современная цифровая технология в виде сервиса «Статистическое декларирование» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов Евразийского экономического союза.

На портале ФТС через личный кабинет участника ВЭД статистическая форма заполняется заявителем - российским лицом, которое либо заключи-

ло сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена эта сделка, либо которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Внесение информации в статистическую форму производится в соответствии с установленными правилами как самой компанией, так и ее таможенным представителем. При наличии электронной цифровой подписи статистическая форма передается организацией-заявителем электронным способом через портал ФТС, исключается необходимость дублирования статистической формы на бумажном носителе в таможенный орган. Таможенный представитель передает статистическую форму, используя свою информационную систему декларанта и интернет. Таким образом, преимущество данной технологии также состоит в упрощении процедуры предоставления информации и документов в таможенный орган о совершенных торговых операциях в рамках взаимной торговли между сторонами государств ЕАЭС, сокращении времени на обязательную процедуру для российских компаний.

Таким образом, разработка и введение в практическую деятельность сферы таможенного дела различных цифровых технологий нацелены на содействие развитию торговых операций во взаимной и внешней торговле, что достигается путем сокращения сроков осуществление таможенных операций, снижения издержек не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможенных органов, а также минимизации человеческого фактора, позволяющей снизить коррупционную составляющую таможенной деятельности.

Однако необходимо отметить ряд недостатков, возникающих в результате применения информационных таможенных технологий, к которым можно отнести технические сбои в системе и обеспечение информационной безопасности.

В настоящее время в качестве перспектив взаимовлияния информационных технологий и механизмов таможенного контроля в условиях евразийской экономической интеграции специалистами выделяются следующие направления:

• дальнейшее сокращение сроков и сужение сферы таможенного контроля;

• автоматизация таможенных операций и увеличение доли таможенных услуг, предоставляемых в электронном виде;

• оптимизация внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия таможенных органов в рамках реализации функций по контролю и надзору;

• снижение коррупционных рисков в таможенном администрировании;

• внедрение механизма «единого окна» в административную деятельность таможенных органов.

Таким образом, использование современных информационных технологий при электронном декларировании, автоматической регистрации таможенных деклараций, автоматическом выпуске и удаленном совершении таможенных платежей по-

зволяет значительно облегчить таможенные операции. При этом не следует забывать и о возможных рисках, которые возникают в связи с применением единых баз данных. Особое внимание необходимо уделять повышению уровня защищенности информации. В целом внедрение информационных технологий положительно отражается на скорости и качестве таможенных операций, закономерно упрощает взаимодействие между таможенными органами и бизнесом, способствует совершенствованию таможенного администрирования.

1. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. 2017. № 1 (27). С. 4-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 17-24.

3. ДеминаА.В., ПреображенскаяЕ.В. Параметрическая араметрическая модель подготовки бакалавров направления «Бизнесинформатика» с использованием гипертекстовых технологий // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18). С. 5-10.

4. Игнатьева Г.В., Алёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 41-48.

5. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.

6. Игнатьева Г.В. Таможенное регулирование как инструмент экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 99-105.

7. Смирнова И.А. Основные факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 13. С. 67-70.

8. Смирнова И.А. Таможенные инструменты содействия внешней торговле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2(3). URL: customs. esrae.ru/15-58 (дата обращения: 20.04.2018).

9. Чумаченко Н.Э. Развитие сектора информационно-компьютерных технологий как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2. С. 50-54.

10. МамедоваЛ.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области -80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. Ч. 1. С. 141-142.

11. Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т. Оценка качества таможенных услуг в условиях автоматизации таможенных процессов // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 128-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.