Научная статья на тему 'Цифровая таможня: прошлое, настоящее, будущее'

Цифровая таможня: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2682
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИИ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ДЕКЛАРАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина Ольга Владимировна, Игнатьева Галина Вячеславовна, Смирнова Инна Александровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением и перспективами развития современных цифровых технологий в таможенном деле, призванных обеспечить не только эффективность таможенного контроля со стороны государственного аппарата, но и ускорение таможенных операций, простоту таможенного оформления для участников ВЭД. Отмечается, что с внедрением технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации на товары возник ряд проблемных вопросов, связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся при чиной непрохождения алгоритмов проверки. Выделены особенности функционирования центров электронного декларирования, которые взаимодействуют с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска с постами фактического контроля по всей стране, так как участники ВЭД могут подавать декларации в любом регионе. Выделены основные факторы, которые влияют на сроки совершения таможенных операций. В целях сокращения сроков таможенного оформления декларантам предложено заблаговременное размещение таможенных документов в электронном архиве декларанта. Отмечено, что в 2019 г. современным инструментом цифровизации в области таможенного дела является внедрение алгоритмов автоматической регистрации транзитных деклараций. Рассмотрен механизм применения современной технологии, реализуемой в виде сервиса «статистическое декларирование» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств членов ЕАЭС в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CUSTOMS: PAST, PRESENT, AND FUTURE

The article discusses most pressing issues related to the current use and future development of latest digital technologies in customs management designed to ensure not only effi ciency of customs control by the state bodies but also to streamline customs operations and simplify customs clearance for foreign trade agents. It is noted that with the introduction of automatic registration technology and automatic release of customs declarations, a number of challenges have arisen related to non-compliance with of a number of criteria that are the reason for the failure of verifi cation algorithms. The authors examine the work of edeclaration centers that interact with the customs offi ces of their Regional Customs Administration and, in case of declaring goods by a low-risk foreign trade agent, with customs offi ces throughout Russia since agents of foreign trade can fi le declarations in any region. The main factors that affect the timing of customs operations are highlighted. In order to reduce the time of customs clearance, it is suggested to fi le customs documents electronically in advance. It is noted that in 2019 a new instrument of digitalization in the fi eld of customs management is an algorithm for automatic registration of transit declarations. A mechanism for using modern technology that is implemented as a service “statistical declaring” in relation to the goods transported in the mutual trade of legal entities and individual entrepreneurs of the EAEU member states and that is activated in the personal account of an agent of foreign trade is considered.

Текст научной работы на тему «Цифровая таможня: прошлое, настоящее, будущее»

Olga Vladimirovna Alekhina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Galina Vyacheslavovna Ignatieva,

PhD in Economics,

head of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Inna Aleksandrovna Smirnova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 351

Ольга Владимировна Алёхина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

^Яр» olgal978knowsw2012@yandex.ru

Галина Вячеславовна Игнатьева,

кандидат экономических наук, зав кафедрой таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

gvign@yandex.ru

Инна Александровна Смирнова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

К>Ь» sia27@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением и перспективами развития современных цифровых технологий в таможенном деле, призванных обеспечить не только эффективность таможенного контроля со стороны государственного аппарата, но и ускорение таможенных операций, простоту таможенного оформления для участников ВЭД. Отмечается, что с внедрением технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска декларации на товары возник ряд проблемных вопросов, связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной непрохождения алгоритмов проверки. Выделены особенности функционирования центров электронного декларирования, которые взаимодействуют с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска - с постами фактического контроля по всей стране, так как участники ВЭД могут подавать декларации в любом регионе. Выделены основные факторы, которые влияют на сроки совершения таможенных операций. В целях сокращения сроков таможенного оформления декларантам предложено заблаговременное

размещение таможенных документов в электронном архиве декларанта. Отмечено, что в 2019 г. современным инструментом цифровизации в области таможенного дела является внедрение алгоритмов автоматической регистрации транзитных деклараций. Рассмотрен механизм применения современной технологии, реализуемой в виде сервиса «статистическое декларирование» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов ЕАЭС в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: электронное декларирование, автоматическая регистрация декларации, автоматический выпуск декларации, таможенное администрирование.

DIGITAL CUSTOMS: PAST, PRESENT, AND FUTURE

The article discusses most pressing issues related to the current use and future development of latest digital technologies in customs management designed to ensure not only efficiency of customs control by the state bodies but also to streamline customs operations and simplify customs clearance for foreign trade agents. It is noted that with the introduction of automatic registration technology and automatic release of customs declarations, a number of challenges have arisen related to non-compliance with of a number of criteria that are the reason for the failure of verification algorithms. The authors examine the work of e-declaration centers that interact with the customs offices of their Regional Customs Administration and, in case of declaring goods by a low-risk foreign trade agent, with customs offices throughout Russia since agents of foreign trade can file declarations in any region. The main factors that affect the timing of customs operations are highlighted. In order to reduce the time of customs clearance, it is suggested to file customs documents electronically in advance. It is noted that in 2019 a new instrument of digitalization in the field of customs management is an algorithm for automatic registration of transit declarations. A mechanism for using modern technology that is implemented as a service "statistical declaring" in relation to the goods transported in the mutual trade of legal entities and individual entrepreneurs of the EAEU member states and that is activated in the personal account of an agent of foreign trade is considered.

Keywords: electronic declaration, automatic registration of declaration, automatic release of declaration, customs administration.

В современных условиях информационные технологии присутствуют во всех сферах жизни общества, так как цифровизация открыла огромный спектр возможностей в самых разных областях деятельности. Таможенная служба уже несколько лет активно применяет передовые цифровые технологии. Создаются новые автоматизированные системы, призванные упростить и ускорить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, что привело к существенному повышению качества государственных услуг, расширению их доступности для граждан и других участников внешнеэкономической деятельности. Повышается объективность принимаемых решений, касающихся выпуска товаров.

2016 год был объявлен Всемирной таможенной организацией (далее - ВТамО) годом «Цифровой таможни» (Digital Customs). Под лозунгом «Цифровая таможня: прогрессивное взаимодействие» ВТамО заявила о стремлении к дальнейшему развитию цифровых решений и услуг и к внедрению современных информационных технологий [1, с. 17]. Согласно современной стратегии развития таможенных органов предполагается, что к 2020 г. показатель автоматической регистрации безрисковых поставок составит уже 99%. К этому же времени количество автоматически выпущенных деклараций дойдет до 80% [2, с. 10].

ФТС России проводится большая работа по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. Таможенные органы получают в электронном виде от различных министерств и ведомств актуальные и заверенные электронной подписью сведения и документы, необходимые для оказания государственных услуг и

исполнения государственных функций. Получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников ВЭД снижает риски заявления недостоверных сведений и существенно сокращает время проведения таможенных операций. Это заметно уменьшает административную нагрузку на бизнес. Кроме того, большая часть таможенных деклараций регистрируется таможенными органами в автоматизированном транспа-рентном режиме.

После полного перехода на электронное декларирование, отработки технологии удаленного выпуска товаров ФТС России приняла решение о целесообразности сконцентрировать таможенное оформление в специальных центрах электронного декларирования (далее - ЦЭД). ЦЭД представляет собой специализированный таможенный пост, компетенция которого ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме [3, с. 536]. До 2019 г. в России действовали 672 места таможенного оформления. В настоящее время функционируют 12 ЦЭД. К 2020 г. планируется открыть еще 4 ЦЭД.

В 2018 г. ФТС в соответствии с распоряжением от 27.12.2017 № 293-р проводился эксперимент по разделению таможенных операций, связанных с принятием декларации на товар, подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих ее подаче. В Приволжском таможенном управлении ЦЭД стал с января 2018 г. Башкор-тостанский таможенный пост. ЦЭД в период эксперимента, т.е. весь 2018 год, осуществляют принятие деклараций на товар и необходимых документов, проводят их проверку и принимают реше-

НБЫ1994-5094 ♦-

11 -♦

ние о выпуске товара. В зависимости от внешнеэкономических характеристик каждого региона режим работы отдельного ЦЭД является двенадцатичасовым или круглосуточным [4, с. 50].

Можно отметить, что количество экспортных деклараций на товары (ДТ), не прошедших авторегистрацию, составляет всего 30%, что значительно меньше доли импортных ДТ (86%). Что касается автовыпуска, доля не прошедших ДТ все еще очень велика и составляет 90% при экспорте и 97% при импорте.

Основная причина несрабатывания авторегистрации - неверное заполнение граф декларации на товары 14, 30, В, 54. Нередко отмечается расхождение представленных в декларации данных о декларанте, отправителе со сведениями в сопроводительных документах; иногда отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица на подачу декларации; отсутствуют реквизиты платежных документов либо их указывают ошибочно; встречается несоответствие весовых и стоимостных характеристик товаров. В большинстве случаев тщательная подготовка декларации поможет избежать отказа в авторегистрации.

Чтобы избежать отказа при автовыпуске, необходимо обратить внимание на следующие графы декларации на товары - 16, 30, 35, 38, 44, 47, В. Зачастую имеют место ошибки и отсутствие данных о соблюдении запретов и ограничений, о стране происхождения и отправления товаров, количестве товаров в дополнительных единицах измерения.

Также встречаются ошибки или отсутствие данных в графе В «Подробности подсчета». Например, неуказание ИНН/КПП плательщика приводит к невозможности списания денежных средств. При подаче декларации на товары таможенный орган отказывает в регистрации. При окончании проверки декларации вероятен отказ в выпуске, не говоря уже о потраченных впустую временных, а также материальных ресурсах.

Рассмотрим особенности применения цифровых технологий на примере Приволжского таможенного поста, который на 01.06.2019 г. функционирует менее 6 месяцев как ЦЭД. На современном этапе, проанализировав работу Приволжского таможенного поста (ЦЭД), можно выделить две категории проблем: кадрового, технического, финансового характера [5, с. 44].

На посту сконцентрировано около 90% всего декларационного массива, который ранее оформлялся в 52 местах совершения таможенных операций в Приволжском регионе.

За указанный период выпущено свыше 156 640 тысяч деклараций, в которых заявлено 700 тысяч товаров. В будние дни принятие решений осуществляется в среднем по 1300 товарным партиям, в выходные - до 370. Деятельность ЦЭД характеризуется высокой интенсивностью. В день у одного инспектора в работе находится до 20 ДТ. При этом 94% от общего количества декларируемых товарных партий выпускается в течение четырех часов.

Выявлено, что основными факторами, которые влияют на сроки совершения таможенных операций, являются: правильность заполнения ДТ; заблаговременное размещение в электронном архиве декларанта всех необходимых сканов документов; применение предварительного таможенного декларирования.

В первом квартале до выпуска корректировались 12,5 тысяч деклараций, из них 10 тысяч - на ввозимые товары, как правило требующие дополнительных издержек, связанных с нахождением под таможенным контролем. В 90% случаев изменялась 44-я графа, зачастую корректировка обусловлена допущенными техническими ошибками или неверным заполнением декларации, которые увеличивают срок ее проверки. Кроме этого, в 44-ю графу вносятся сведения о документах, представленных по запросу таможенного органа.

В случаях, если товары перемещаются через пункты пропуска на российско-украинском, белорусско-украинском участках границы и процедура таможенного транзита завершается с использованием электронных документов, целесообразно при декларировании товаров оперативно представлять сканированные копии транспортных документов с отметками приграничных таможенных органов на пост фактического нахождения товаров, в целях подтверждения соблюдения установленных запретов на перемещение отдельных видов товаров через территорию Украины.

Что касается взаимодействия ЦЭД с постами фактического контроля, то в 1-м квартале фактическая проверка товаров проводилась более чем в 1020 случаев, экспертиза назначена в отношении 130 товарных партий и запрос дополнительных документов, в том числе оригиналов, осуществлялся менее чем в 6% случаев. Важным моментом является диалог декларанта с таможенными органами по вопросам, связанным со сроками предъявления товара, необходимостью разложения товаров и проведение с ними грузовых операций, так как от скорости предоставления декларантом посту фактического контроля оригиналов документов зависит скорость принятия решения инспектором о выпуске товаров. Это касается взаимодействия с удаленными таможенными органами.

Еще одним инструментом, позволяющим сократить продолжительность выпуска товаров, является предварительное таможенное декларирование.

Функционирование системы предварительного информирования таможенных органов с 2006 г. в качестве эксперимента отрабатывалось в отношении грузов, перемещаемых только автомобильным, затем железнодорожным, позже морским и воздушным транспортом. В настоящее время применение технологии предварительного информирования носит обязательный характер. Это нашло отражение в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. и в Плане мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования».

Предварительное информирование осуществляется путем предоставления документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска и (или) прибытия к месту фактического выпуска товара. На совершение процедуры отводится 30 дней до прибытия груза.

В случае предоставления в российский таможенный орган предварительной информации о прибытии грузов менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товаров на территорию РФ по разработанной технологии активизируется система управления рисками и могут применяться меры по минимизации рисков, например, в формате 100% таможенного досмотра товаров, что, в свою очередь, работает против оптимизации издержек участников ВЭД и тормозит прохождение таможенных операций.

Переход на технологию предварительного информирования оказывает положительное влияние на деятельность таможенных органов, повышая оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов в отношении товаров категории риска, подлежащих таможенному контролю. Кроме того, предварительное информирование, безусловно, ведет к сокращению времени таможенных операций с товарами и транспортными средствами участников ВЭД, что в целом дополняет механизм обеспечения безопасности страны.

Данный способ декларирования предполагает увеличенное время для проверки заявленных сведений до предъявления товаров. Однако в отдельных случаях его применение нивелируется. На рисунке представлены сравнительные данные о сроках выпуска импортных товаров при предварительном декларировании в Приволжской электронной таможне.

Мониторинг показал, что каждая четвертая декларация подается за несколько часов до заверше-

ния процедуры таможенного транзита. Таким образом, проверка осуществляется в сроки, определенные для обычной декларации. В свою очередь, технологическое взаимодействие отличается от обычного необходимостью взаимодействия с декларантом и постом фактического контроля при предъявлении товаров. Представляется целесообразным обеспечить декларирование товаров заблаговременно до прибытия товаров на пост фактического размещения товаров.

Что касается применения автоматических алгоритмов проверки ДТ, то в 2019 г. в автоматическом режиме на ПЭТ зарегистрировано 89% экспортных и 34% импортных деклараций. Среднее время их регистрации составляет до 40 секунд. Выпуск без инспектора состоялся в отношении 43% вывозимых и 7% ввозимых товарных партий.

Подавляющее большинство причин отказов в автовыпуске субъективного характера обусловлены несовпадением номера контракта в паспорте сделки и в ДТ (с начала года 918 отказов). Наибольшее количество товарных партий, не прошедших алгоритм по данной причине, у ООО «Либхерр - Нижний Новгород», у ООО « Фройденберг Политекс» -27 случаев, у ООО «Хаят Кимья» - 26 случаев, у

000 «БСХ Бытовые Приборы» - 22 случая, у ПАО «Сибур Холдинг» - 22 случая, у ООО «Груп Дельта Инвестментс» - 20 случаев. Срок выпуска товаров в автоматическом режиме составляет менее

1 минуты.

Так, при анализе массива оформленных деклараций отдельного участника ВЭД Приволжского региона было выявлено, что оформление декларации на товары по технологии автоматического выпуска без участия должностных лиц таможенных органов в таможенном органе до создания в Приволжском регионе ЦЭД проходило в отношении двух категорий товаров (4811). С переходом процесса оформления грузов по процедуре выпуска

Сроки выпуска ввозимых товаров при предварительном декларировании

ISSN 1994-5094 ♦-

13 -♦

для внутреннего потребления в компетенцию Приволжской электронной таможни, в частности Таможенный пост «Приволжский» (код таможенного органа - 10418010), массив оформляемых деклараций без участия должностных лиц таможенного органа увеличился за счет расширения номенклатуры иностранных товаров. Товары, ранее оформляемые в автовыпуске, ушли на ручное оформление инспекторским составом, что привело к задержкам и увеличению сроков ранее оформляемых грузов до 4 рабочих часов по сравнению с 2 минутами при автовыпуске, как до этого по нормативу. Вместе с тем расширение номенклатуры товаров, выпускаемых информационной таможенной системой, положительно отражается не только на ускорении товарооборота отдельного участника ВЭД, но и на показателях деятельности нового таможенного органа - ПЭТ.

Внедрение электронного декларирования заложило предпосылки создания и внедрения технологий удаленной оплаты таможенных платежей. Были разработаны две платформы технологии оплаты: платежные системы ООО «Таможенная карта» - Таможенная карта и ООО «Мультисервис-ная платежная система» - карта «Раунд». Для участника ВЭД, таможенного представителя имеется возможность совершать оплату всех видов таможенных платежей двумя способами: либо через портативный терминал, установленный в организации, либо на портале ФТС России через личный кабинет участника ВЭД. Наличие чека, сформированного электронным терминалом, является достаточным условием для выпуска товаров. У участников ВЭД, перешедших на применение Таможенных карт, нет необходимости перечислять денежные средства на счет таможенного органа с запасом суммы на случай повышения курса валюты контракта и ждать следующего дня для их зачисления и отображения в таможенной информационной системе, чтобы в случае безошибочной уплаты списать по декларируемым товарам, по картам денежные средства зачисляются сразу же, как только терминал выдаст первый чек.

Технология моментальной оплаты позволяет производить платеж в режиме реального времени с учетом необходимых требований по информационной безопасности, когда для верификации платежа применяется электронная цифровая подпись декларанта, обеспечивает удобство пользования путем автоматического переноса в платежное поручение всех данных из декларации на товары и в обратном направлении - данные чека переносить в графу электронной декларации, исключая ручной ввод данных в платежные документы и вероятность технических ошибок при формализации документов, препятствующих корректному прохождению таможенного платежа по необходимым реквизитам до таможенного органа [6, с. 25].

Таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы со-

вершения таможенных операций. Например, за последние годы ФТС России проводилась работа по расширению практики электронного декларирования процедуры транзита. Применение технологии электронного таможенного транзита позволило к концу 2017 г. повысить долю электронных транзитных деклараций до 60,8% от общего количества оформленных транзитных деклараций по сравнению 12,8% электронных транзитных деклараций в 2016 г. Реализация технологии электронного таможенного транзита возможна как через таможенного представителя, так и самостоятельно, в том числе с использованием личного кабинета участника ВЭД на портале таможенной службы России.

Указанная процедура позволяет сократить срок пересечения границы, выпуск товаров осуществляется «прямо с колес», без необходимости размещения товаров на приграничных таможенных терминалах и складах временного хранения. При этом в случае отсутствия каких-либо сведений для таможенного декларирования транзитных товаров, указанные сведения могут им быть представлены до выпуска товаров.

Новеллой 2019 г. в области транзитных перевозок является внедрение алгоритмов автоматической регистрации транзитных деклараций. Автоматическая регистрация исключает человеческий фактор и сокращает сроки регистрации транзитных деклараций. Пока настоящий порядок внедрен в экспериментальном режиме на определенных таможенных постах.

Эксперимент по автоматической регистрации транзитных деклараций распространяется на перевозки товаров железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом в случаях, когда декларантом процедуры транзита товаров выступает таможенный перевозчик либо уполномоченный экономический оператор.

Однако необходимо отметить и ряд недостатков, возникающих в результате применения информационных таможенных технологий, к которым можно отнести технические сбои в системе и обеспечение информационной безопасности. В этом сегменте присутствуют риски, связанные с зависимостью материально-технической базы таможенных органов от импортного программного оборудования, которое состоит из отечественных прикладных программ, размещенных на платформе импортного производства. «Альт Линукс», ОС «Заря» и ROSA - аналоги операционных систем импортного производства, имеющие российские сертификаты соответствия, которые рассматриваются как замена существующих зарубежных. СУБД ORACLE - система управления базами данных, аналогов которой нет либо есть, но их производительность на порядок ниже (СУБД Progress Pro). Южнокорейская СУБД Tibero является практически полностью идентичной СУБД ORACLE, прошла тестирование в российских таможенных органах [7, с. 46].

Таким образом, общественное развитие связано с непрерывным процессом получения и обработки информации, что говорит в пользу усвоения информации, накопления некоей критической массы, необходимой и достаточной для совершения прогрессивных изменений в общественном развитии [8, с. 51]. Разработка и применение в практической деятельности сферы таможенного дела различных цифровых технологий нацелены, во-первых, на содействие развитию торговых операций, что достигается путем сокращения сроков осуществления таможенных операций, во-вторых, на снижение издержек участников внешнеэкономической деятельности, а в-третьих, на внедрение современных цифровых технологий ведет к минимизации человеческого фактора, позволяющей снизить субъективный человеческий фактор.

1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Борякин А.В., Краснова А.И., Полякова А.А., Седос А.В., Спирина А.В., Хрунова А.Л., Яргина Н.Ю. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 4 (8). С. 17-24.

2. Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 9-15.

3. БородкинаА.А., ШвецА.Д., МакрусевВ.В. Управление в центрах электронного декларирования // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 11 (27). С. 535-541.

4. Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 49-53.

5. Смирнова И.А., Стадникова А.В. Проблемы и перспективы формирования центров электронного декларирования в России // Наука и общество. 2019. № 1 (33). С. 41-48.

6. СмирноваИ.А. Таможенные инструменты содействия внешней торговле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2(3). URL: customs. esrae.ru/15-58 (дата обращения: 05.06.2019).

7. Игнатьева Г.В., Алёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 41-48.

8. Чумаченко Н.Э. Информационный обмен, экономическое пространство и формирование сетевых структур // Наука и общество. 2018. № 1 (30). С. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.