УДК 656.073
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Павлова Я.В.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;
INFORMATION TECHNOLOGIES IN CUSTOMS BUSINESS
Y.V. Pavlova
St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье описаны основные направления применения информационных технологий в таможенном деле. Изучены вопросы, связанные с электронным декларированием, автоматической регистрацией деклараций и автоматическим выпуском.
Ключевые слова: электронное декларирование, автоматическая регистрация, автоматический выпуск.
Abstract
This article describes the main directions of application of information technology in customs. Issues related to electronic declaration, automatic registration of declarations and automatic release have been studied.
Keywords: electronic declaration, registration, automatic release.
automatic
Информационные технологии (далее -ИТ) уверенно вошли во все сферы жизни человека. Сферы, связанные с таможней, также не являются исключением. Одна из основных целей, при которой используются ИТ в таможенном деле, заключается в ускорении и повышении качества взаимных действий таможни и лиц, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). ИТ повышают эффективность контроля над теми, кто принимает участие в деятельности, связанной с внешней экономикой, и способствуют прохождению таможенных операций более комфортно.
Важным показателем работы инспектора является скорость совершения таможенных операций. Сокращение сроков не должно создавать дополнительных рисков и не нести угроз экономической безопасности.
Значительного ускорения работы в пропускных пунктах и уменьшения сроков выпуска товаров позволило достигнуть декларирование в электронном виде. Первые электронные декларации были отправлены 17 лет назад - в 2002 году. Изначальное использование данной процедуры было связано с высокими затратами, что не допускало ее широкого распространения. Уже с 2008 года, появилась возможность предоставлять информацию о провозимых товарах с использованием сети Интернет. С
2014 года электронное декларирование стало обязательным [1].
Процесс подачи деклараций в электронном виде начал свое развитие со схемы ЭД1, после чего перешел в схему ЭД2, которая используется в настоящее время в таможенных органах.
В случае применения ЭД1 предоставление декларации таможенному инспектору осуществлялась через специально выделенный оптоволоконный кабель [2].
Во втором случае наличие специального канала, через который осуществлялась связь между таможенным инспектором и участниками ВЭД, не требуется [3].
Электронное декларирование представляет собой полноценный документооборот, включающий в себя непосредственно декларации, передаваемые в таможенные органы, а также предварительную информацию о товарах, перевозимых всем транспортом. Благодаря электронному декларированию любое лицо, принимающие участие в ВЭД, приобретает возможность отправить документы с любого электронного устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Отправка может быть осуществлена на любой пост. Диалог с инспектором происходит в режиме реального времени. Достоверность и безопасность передаваемой информации обеспечивается наличием
БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)
электронной подписи и защищенного канала связи. Электронный архив содержит документы, которые сопутствуют декларации. Данные факторы ускоряют процесс проверки подаваемой информации, и значит, - выпуска товара через таможню [4].
Декларирование в электронной форме - это первый и один из важнейших этапов использования ИТ в таможенной сфере. Следующий этап - автоматизация таких таможенных операций как регистрация деклараций и их выпуск.
Авторегистрация декларации является проверочной технологией выполнения условий регистрации декларации при отсутствии вмешательства со стороны сотрудников таможни. Автоматическую регистрацию могут пройти декларации, удовлетворяющие соответствующим критериям и не связанные с возникновением риска.
Автоматические регистрации при экспорте, импорте товаров были впервые проведены в 2015, 2016 годах соответственно [5].
Автоматическая регистрация - это смена режима регистрации с ручного на автоматический. Задачей и преимуществом в таком случае будет сокращение времени, затрачиваемого на декларирование товаров. Необходимо заметить, что уникальность автоматической регистрации заключается в том, что во всех необходимых действиях инспектор не принимает участия. Все проверяется программой, факт присутствия требуемых документов в реестре, электронная подпись, а также уплата таможенных платежей. При соблюдении всех условий декларация будет зарегистрирована. После регистрации документ направляется к инспектору на контроль. Расчетное время, затрачиваемое на авторегистрацию, не превышает шестидесяти секунд, при этом нормативно на данную процедуру выделено два часа [6].
Помимо автоматической регистрации обязательное электронное декларирование повлекло за собой и улучшение процесса выпуска декларации на товар, при котором таможенный инспектор не принимает участие, или автоматического выпуска.
Схематически автовыпуск выглядит следующим образом:
1) Декларация отправляется в таможенный орган.
2) Определяется возможность применения автоматического выпуска.
3) Проверяется уплата всех платежей.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
4) Декларация подвергается проверке с использованием системы управления рисками.
5) При отсутствии рисков запрашиваются документы.
6) Документы предоставляются участником ВЭД.
7) Запрашивается база банка по паспортам сделки.
8) Списываются платежи.
9) Декларация выпускается [7].
В 2015 году был осуществлен первый автоматический выпуск декларации. Вся процедура от регистрации до выпуска заняла не более двух минут.
Данная технология может быть реализована в отношении наименее рисковых поставок, или поставок, при которых не требуется дополнительная проверка бумажных документов. Таможенные органы могут посвятить большее количество времени и внимания рисковым поставкам.
Как следствие от использования технологий авторегистрации и выпуска деклараций явилось создание центров электронного декларирования. Главными качествами таких центов должна стать доступность, скорость и прозрачность. К 2020 году планируется оставить 16 таких центров. Остальные таможни будут осуществлять лишь фактический контроль. На центры электронного декларирования будет возложена обязанность по принятию деклараций и всех сопутствующих ей документов, осуществлению проверок, и формированию решения о выпуске товара. Посты фактического контроля будут использовать операции, которые предшествуют подаче декларации, и проводить некоторые формы таможенного контроля, например: таможенный осмотр, досмотр, отбор проб и образцов.
Одновременно должно обеспечиваться качественное взаимодействие между таможенными постами фактического контроля и центрами электронного декларирования. Во время электронного декларирования предусматривается обращение к централизованным базам данных результатов проведения таможенных операций, осуществленных ранее проверочных мероприятий. Безусловно, использование таких технологий влияет на уменьшение времени выполнения таможенных операций, освобождает от необходимости работы с бумажными документами, что снижает возможность возникновения коррупционных рисков [8].
Помимо этого, электронное декларирование обусловливает ускоренный прогресс
процессов удаленной уплаты таможенных платежей. Начиная с 2001 года, в активное использование входят способы уплаты, при которых задействуются таможенные платежные карты. Развитие интернет-платежей и повышенный интерес к использованию данного инструмента участниками ВЭД, заложили фундамент будущего развития способов и средств платежа [9].
С помощью электронного терминала можно произвести уплату таможенных платежей на локальном расположении своего рабочего места. Главное при этом необходимо обозначить факт удаленной уплаты.
В настоящее время активно используются две платежные системы, которые предоставляют ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система», Таможенная карта и карта Раунд, соответственно.
Для того, чтобы получить доступ к вышеуказанным системам достаточно наличие таможенной карты, выпущенной кредитными организациями. Для получения карты необходимо открыть и пополнить специальный счет в банке. Подписанный инспектором и плательщиком чек при переводе денежных средств в таможенный орган с использованием таможенной карты будет являться фактом поступления.
В качестве электронного терминала может выступать аппаратное или программное средство, установленное оператором платежей на электронное устройство плательщика. Данная функция может быть также реализована сервисами личного кабинета [9].
Современные технологии уплаты таможенных платежей позволяют добиться следующих результатов:
- Уменьшить время, затрачиваемое для совершения таможенных операций. Достаточным условием для выпуска является чек, сформированный электронным терминалом.
- Исключить необходимость присутствия в местах совершения таможенных
Список литературы
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных
операции участника внешнеэкономической деятельности.
- Обеспечить уплату таможенных платежей в размере сумм, начисленных в декларации, без применения авансовой оплаты.
- Избежать ошибок при вводе информации, нужной для однозначной идентификации плательщика и платежей [10].
ИТ сокращают время, отведенного на проведение таможенных операций, позволяют снизить издержки участников ВЭД, и уменьшить роль человеческого фактора.
Однако, нельзя сказать, что применение информационных технологий влечет за собой только улучшения. Стоит отметить и ряд существенных проблем, возникающих в результате их применения. Основными, конечно же, являются технические сбои различной природы, а также вопросы, связанные с защитой информации.
Продвижение в таможенную сферу ИТ просматривается в продолжении автоматизации всех основных операций, в увеличении количества услуг, оказываемых в электронном виде, оптимизации взаимодействия любого рода, и внедрении технологии «единого окна» [11].
Использование описанных информационных технологий при подаче деклараций в электронном виде, автоматической регистрации и выпуске, удаленной уплате платежей позволяет облегчить выполнение таможенных операций. Однако, стоить помнить о возможных рисках, связанных с обращением к единым базам данных. В этом случае необходимо повышать требования к защите информации. В целом применение ИТ повышает скорость и улучшает качество проводимых таможенных операций, отсюда следует повышение комфортности таможенного администрирования и взаимодействия между бизнесом и таможенными органами.
органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования».
3. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сети «Интернет».
4. Малышенко Ю.В. Электронное декларирование // Правовые основы, принципы и схемы
БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)
электронного декларирования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 октября 2012 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 2224.
5. Матвеева Е. С. Исследование системы автоматической регистрации деклараций на товары // Молодой ученый. 2017. №3. С. 447-450.
6. Баркова Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации // Молодой ученый. -2017. №13.1. С. 7 - 9.
7. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
8. Курцева Г.Р., Малахова Л.А Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования: технология автоматического выпуска товара // Научное обозрение. 2016. № 9. С. 140 - 143.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
9. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. 2017. № 1 (27). С. 4 -10.
10. Лямин Д. М. Перспективы совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. URL: eec.eaeunion.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Doc uments/EDConf/ 2_9_Lyamin.pdf (дата обращения 08.05.2019).
11. Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А, Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72). URL: cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele (дата обращения: 09.05.2019)..
Поступила в редакцию 09.05.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторах:
Павлова Яна Валерьевна - доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, e-mail: [email protected]