Научная статья на тему 'Передовые информационные технологии в таможенном деле'

Передовые информационные технологии в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4393
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ / AUTOMATIC RELEASE OF GOODS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / УДАЛЕННАЯ УПЛА-ТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / REMOTE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES / СЕРВИС ДИСТАНЦИОННОЙ ОПЛАТЫ IPPAY / SUP-PORT FOR IPPAY REMOTE PAYMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермилов Игорь Сергеевич, Игнатьева Галина Вячеславовна

В данной статье рассматривается вопрос о внедрении в таможенные процессы технологий, максимально автоматизирующих совершение таможенных операций. Анализируется практика применения таможенными органами инновационной технологии автоматического выпуска товаров. Обоснованы преимущества применения информационных технологий, в том числе сервиса удаленной уплаты таможенных платежей для физических лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED INFORMATION TECHNOLOGIES FOR CUSTOMS SERVICES

The paper discusses implementation of modern technologies that help automate and robotize customs opera-tions and services as much as possible. Practice of applying innovative technology at customs offi ces for automatic release of freight is analyzed. Advantages of using information technology including remote payment of customs duties service are discussed

Текст научной работы на тему «Передовые информационные технологии в таможенном деле»

УДК 004:002

ПЕРЕДОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

ADVANCED INFORMATION TECHNOLOGIES FOR CUSTOMS SERVICES

Ермилов Игорь Сергеевич

Yermilov Igor Sergeyevich

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of customs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: [email protected]

Игнатьева Галина Вячеславовна

Ignatíeva Gahna Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of customs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: [email protected]

В данной статье рассматривается вопрос о внедрении в таможенные процессы технологий, максимально автоматизирующих совершение таможенных операций. Анализируется практика применения таможенными органами инновационной технологии автоматического выпуска товаров. Обоснованы преимущества применения информационных технологий, в том числе сервиса удаленной уплаты таможенных платежей для физических лиц.

Ключевые слова: автоматический выпуск товаров, система управления рисками, удаленная ipma-та таможенных платежей, сервис дистанционной оплаты IPPAY.

The paper discusses implementation of modern technologies that help automate and robotize customs operations and services as much as possible. Practice of applying innovative technology at customs offices for automatic release of freight is analyzed. Advantages of using information technology including remote payment of customs duties sendee are discussed.

Keywords: automatic release of goods, risk management system, remote payment of customs duties, support for IPPAY remote payment system.

Глобализация мирового хозяйства, расширение процессов международной интеграции и большой объем внешнеторговых сделок требуют совершенствования таможенного администрирования, повышения качества таможенной деятельности.

В последние годы все больше внимания уделяется информационным технологиям, создаются новые автоматизированные системы, призванные упростить и ускорить взаимо-

действие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.

Одним из важнейших показателей эффективной работы таможенных органов является скорость совершения ими таможенных операций. При этом сокращение сроков прохождения таможенного контроля, сроков выпуска товаров не должно создавать дополнительных рисков и угроз экономической безопасности страны. Активное внедрение информацион-

ных технологий, безбумажные технологии, электронное декларирование, применение новых технологий уплаты таможенных платежей способствуют упрощению таможенных процедур и облегчают проведение внешнеэкономических сделок.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г- рассматривает электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе.

В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС прописан приоритет электронного декларирования и применение письменного декларирования возможно только в определенных случаях, например, в связи с неисправностью информационных систем. Важным нововведением является юридическое закрепление технологии автоматического выпуска. В ст. 74 п. 3 указано, что таможенные операции могут совершаться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов [4].

Автоматический выпуск товаров - это современная технология, применяемая в таможенной сфере, которая позволяет ускорить совершение таможенных операций путем осуществления выпуска декларации на товар без непосредственного участия таможенных органов.

Алгоритм технологии автоматического выпуска можно представить следующим образом:

1) электронная декларация поступает в таможенный орган;

2) устанавливается возможность применения автоматического выпуска;

3) проверяется уплата всех необходимых таможенных платежей;

4) происходит проверка с использованием системы управления рисками. В случае невыявления рисков, программа автоматически запрашивает все необходимые для выпуска документы;

5) после предоставления участником ВЭД всех документов, производится сопоставление сведений, указанных в декларации, и предоставленных документов;

6) программа запрашивает базу банка по паспортам сделки;

7) осуществляется списание платежей;

8) осуществляется выпуск.

В странах Европы и США технология автоматического выпуска широко распространена и применяется уже продолжительное время. К примеру, в США доля автоматического выпуска составляет 61%.

В Российской Федерации разработка такой технологии в таможенных органах началась в 2012 г. по предложению Федеральной таможенной службы РФ.

С 25 сентября по 31 декабря 2012 г. был произведен подробный анализ возможности использования автоматического выпуска товаров, в отношении которых не срабатывает профиль риска СУР.

В ходе анализа был произведен ряд экспериментов по применению технологии автоматического выпуска товаров, например, на Кон-допожском посту Карельской таможни и в Новгородской таможне, и сделаны следующие выводы:

1) в автоматическом режиме без участия таможенных органов могут быть выпущены только товары, помещаемые под процедуру экспорта без взимания экспортных пошлин и применения запретов и ограничений, в отношении которых не сработали профили риска (общий объем таких деклараций на товар составляет приблизительно 30 %);

2) благодаря технологии автоматического выпуска таможенные органы могут фокусировать свое внимание на поставках, в отношении которых выявлены профили риска;

3) существуют противоречия в законодательстве, например, в соответствии со ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится непосредственно с участием должностных лиц таможенных органов [5], а автоматический выпуск осуществляется без участия должностного лица.

После принятия ТК ЕАЭС и его вступления в действие указанное противоречие исчезнет.

Согласно «Основным направлениям совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах» предполагалось увеличение автоматического выпуска деклараций на 40-50 % и сокращение времени оформления в несколько раз к 2015 г. Но по состоянию на 18 июня 2015 г. в таможенных органах с применением технологии автоматического выпуска было выпущено 6 727 электронных деклараций, что составляет всего 0,3 % от общего количества выпущенных деклараций в период с января по июнь 2015 г. [2].

В настоящее время продолжается работа над совершенствованием применения технологии автоматического выпуска.

ФТС РФ 30 января 2015 г. было принято распоряжение № 32-р, в котором утверждены алгоритмы автоматической регистрации декларации и автоматического выпуска деклараций на товары при процедуре экспорта.

Также в данном распоряжении определен перечень таможенных органов, в которых про-

Информационная безопасность регионов. 2016. № 1(22)

водится эксперимент по автоматическим регистрации и выпуску товаров при экспорте. В эксперимент включены, в частности, посты-центры электронного декларирования, посты энергетической таможни, посты в авиационных таможнях.

Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, в автоматическом режиме позволяет существенно экономить время. Срок выпуска товаров сократится до 20 минут с момента регистрации декларации на товары.

Первый в России автоматический выпуск электронной декларации на товары был осуществлен на Стабнинском таможенном посту Смоленской таможни. Время между принятием электронной декларации на товары и автоматическим выпуском товаров составило менее 2-х минут [2].

Таким образом, технология автоматического выпуска товаров позволит существенно упростить, порядок ведения внешнеэкономической деятельности, сократить время осуществления таможенных формальностей, а также ускорить товарооборот, хотя и потребует достаточно серьезных изменений в целом ряде отраслей законодательства.

Передовые информационные технологии способны значительно облегчить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов.

Электронное декларирование ускорило развитие организации удаленной оплаты таможенных платежей. В настоящее время действует две платежные системы: ООО «Таможенная карта» - Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система» - Раунд (РауНБ), которые являются инструментом оплаты таможенных и иных платежей с использованием микропроцессорной банковской карты, в том числе через Интернет [6].

Не смотря на то, что технологичные решения уже реализуются, сложилась тенденция, при которой не все участники внешнеэкономической деятельности могут воспользоваться современными технологиями. До определенного момента без должного внимания оставались физические лица, предпочитающие совершать покупки в зарубежных интернет магазинах. С появлением сервиса удаленной уплаты таможенных платежей для физических лиц I РРА\\ можно утверждать, что и этот этап пройден.

С 1РРАУ физическим лицам стало комфортней и проще покупать товары из-за рубежа и

оплачивать необходимый таможенный сбор. Тестирование сервиса дистанционной оплаты IPPAY прошло удачно.

Это удобный сервис платежей в дистанционном режиме. Он дает возможность произвести уплату таможенного сбора онлайн физическим лицам. Раньше подобные платежи клиент мог сделать только в отделении банка.

Теперь все стало намного проще. Покупая в Интернете товары, доставляемые из-за границы, человек оплачивает таможенный сбор сразу. Соответственно ускоряется и доставка заказа. В России IPPAY сравнительно недавно. Первой с сервисом начала работать компания DPD. Она осуществляет транспортировку товаров не только в Россию, но и в другие страны мира.

Оплата таможенных сборов в режиме онлайн, позволит компаниям, перевозящим посылки, расширить услуги, предоставляемые интернет-магазинами, находящимися за рубежом.

В данный момент такие компании предлагают своим клиентам разные варианты доставки. Например, изменение адреса доставки, осуществление ее в выходные. Спектр услуг, скорее всего, расширится.

Именно при участии фирм DPD и UPS тестировали услуги IPPAY. Происходило это на таможнях во Внуково и Шереметьево.

Благодаря сервису приобрести товары в зарубежных магазинах через Интернет стало проще. С IPPAY вся процедура максимально упрощена. Покупатель может внести необходимую сумму прямо на ресурсе. За счет этого сокращается время оформления товаров на таможне. Все необходимые процедуры подготовки документов занимают день или два.

С удобной системой, которая была разработана сервисом, упрощается и взаимодействие всех участников процесса. Начиная от непосредственного покупателя и заканчивая компанией, доставляющей товар.

В 2014 г. ФТС ввела электронный реестр. Он используется таможней, когда необходимо оформить документы на товары личного пользования, доставляемые физическим лицам.

Сегодня при совершении таможенных платежей онлайн вся информация оперативно поступает в электронный реестр и органы таможни. Это значительно упростило весь цикл оформления документов и облегчило работу компаний, которые занимаются перевозкой товаров, и интернет-магазинов.

Таможенные платежи осуществляются физическими лицами, когда превышен определенный лимит по весу или стоимости посылки. Сервис IPPAY.RU облегчает и ускоряет все процедуры оформления подобных посылок.

Сейчас сервисом можно пользоваться через DHL-express, DPD и SPSR-express, UPS.

IPPAY предлагает различные варианты оплаты. А именно:

• наличными, используя банкоматы;

• с помощью терминалов на таможне;

• банковскими картами, входящими в международные системы MASTERCARD, VISA;

• также возможно произвести оплату в поездах ALLEGRO;

• возможность осуществить платеж и в момент получения посылки.

Сервис облегчает работу и интенет-магази-нам, и перевозчикам товаров. Покупателю в магазине подобная услуга, несомненно, удобна. Она позволяет не только совершать оплату онлайн, но и иметь представление о сумме таможенных сборов. То есть пользователь получает полную информацию о стоимости покупки и пошлины. К тому же процедура занимает всего 15 минут. Факт оплаты подтверждается практически моментально.

Такие опции будут удобны не только клиентам магазинов. Экспресс-перевозчикам сервис тоже предлагает выгодные условия - при использовании данной услуги срок таможенной очистки значительно сокращен.

Интернет-магазины смогут внедрить на ресурсе опцию оплаты таможенных сборов, что, несомненно, привлечет новых клиентов. Ведь покупателю важна информация о полной сумме, которую необходимо внести. А также удобство покупки и оплаты. Поэтому данная услуга актуальна. Она позволяет избавиться от проблем, связанных с оплатой и доставкой посылок из-за рубежа.

Раньше покупателю приходилось ждать квитанцию, чтобы совершить платеж. Сейчас процедура занимает значительно меньше времени, и не нужно дожидаться квитанции. А все заказанные товары доставляются на дом.

Данная опция может положительно повлиять на рост покупок в зарубежных магазинах в Интернете. Выгодно это и платежным агентам. С использованием сервиса IPPAY многие платежные системы смогут предоставить своим клиентам оплату не только покупки, но и таможенного сбора онлайн. Подобная услуга может стать весомым аргументом при выборе той или иной системы оплаты.

Услуги сервиса IPPAY востребованы и актуальны. В конечном счете, они сводят к минимуму все проблемы, возникающие у потребителя с использованием зарубежных интерет-магази-нов. Так что можно предположить, что число покупателей в таких магазинах будет увеличиваться именно за счет удобства покупок, чему в немалой степени способствует сервис IPPAY.

Уплата таможенных платежей осуществляется получателями посылок в соответствии с распоряжением ФТС России от 23 июня 2014 г. № 178-р «Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при уплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, установленных вне мест расположения таможенных органов, в отношении товаров для личного пользования».

Активное использование информационных технологий создает и дополнительные риски в таможенном деле. Так, например, технологии удаленного выпуска и, особенно, автоматического выпуска, могут повысить риск ухода от уплаты таможенных платежей. Для противодействия нарушениям таможенного законодательства важно повысить эффективность использования системы управления рисками. В одобренной коллегией ФТС России 29 мая 2015 г. новой концепции системы управления рисками лежит субъектно-ориентированный подход к управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности [1]. Участники дифференцируются и для компаний, отнесенных к категории низкого уровня риска, что позволяет использовать технологию автоматического выпуска и сократить число дополнительных проверочных мероприятий при декларировании товаров.

Электронный обмен коммерческой информацией, автоматический доступ к информационным ресурсам налоговых и правоохранительных органов диктуют необходимость повышения уровня защищенности информационных ресурсов, расширение спектра мер по обеспечению информационной безопасности, в том числе при организации защищенного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти.

В докладе Счетной Палаты о расходовании ФТС бюджетных средств на информационные технологии отмечен ряд нарушений, возникших при разработке и внедрении информационных таможенных технологий. Расходы на модернизацию неработоспособных и сопровождение неиспользуемых программных средств составили 73,3 млн рублей. Не были введены в эксплуатацию интегрированные компоненты ЕАИС, автоматизирующие ключевые рабочие процессы таможенного дела [3].

Использование информационно-компьютерных технологий не всегда дает моментальный эффект, если среда не до конца готова принимать и использовать структурные образования, предлагаемые этим сектором. Одна-

Информационная безопасность регионов. 2016. № 1(22)

ко эти технологии являются инструментом, позволяющим раскрыть потенциал знания и информации [7, с. 53-54] •

Таможенная служба применяет информа-

ционные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Библиографический список (References)

X. Бельянинов А. Сумма технологий в таможенной сфере [электронный ресурс]. URL: http://www.tks. ru/news/nearby/2015/07/27/0006 (дата обращения 25.02.2016).

Bel'yaiiinov A. Sunmia tekhnologiy v tamozhennoy sfere [Sum of technologies in the customs services sphere]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/20i5/07/27/0006 (date of access: 25.02.2016).

2. Выпуск «на автомате» [электронный ресурс. URL: http://vch.ru/event/view.html?ahas=vypusk_na_ avtomate (дата обращения 12.02.2016).

Vypusk «па avtomate» ["Automatic" product release]. URL: http://vch.ru/event/view.html?alias=vypusk_na_ avtomate (date of access: 12.02.2016).

3. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого расходования средств федерального бюджета в 2012-2014 годах (при необходимости в более ранние периоды) на разработку, создание, модернизацию, сопровождение современных технологий, в том числе информационных технологий, и практики их применения таможенными органами». Бюллетень Счетной палаты № 6 (июнь) 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/85i/22i72/ (дата обращения 25.02.2016).

Otchet о rezul'tatakh kontrol'nogo meropriyatiya «Proverka tselevogo raskhodovaniya sredstv federal'nogo byudzheta v 2012-2014 godakh (pri neobkhodimosti v boleye ranniye periody) na razrabotku, sozdaniye, modern-izatsiyu, soprovozhdeniye sovremennykh tekhnologiy, v torn chisle informatsionnykh tekhnologiy, i praktiki ikh primeneniya tamozhennymi organami». Byulleten' Schetnoy palaty № 6 (iyun') 2015 g. [Report about the results of the planned inspection of "Target spending of the federal budget in 2012-2014 (if necessary in earlier periods) on the development, creation, modernization and maintenance of modern technologies, including information technology and their implementation by the customs authorities". Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. № 6 (June) 2015]. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/85i/22i72/ (date of access: 25.02.2016).

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. «О проекте договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf (дата обращения 27.02.2016).

Resheniye Kollegii Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 18 dekabrya 2014 g. «О proyekte dogovora о Tamozhennom kodekse Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza» [Resolution of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 18, 2014 "On the draft of the Customs Code of the Eurasian Economic Union»]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pclf (date of access: 27.02.2016).

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 10 октября 2014 г., с изм. от 8 мая 2015 г.).

Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza (red. ot 10 oktyabrya 2014 g., s izm. ot 8 maya 2015 g.) [The Customs Code of the Eurasian Customs Union (edited October, 10, 2014, amended May 8, 2015).].

6. Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий [электронный ресурс]. URL: http://www.logists.by/library/view/Yproshenie-procedyr-torgovh (дата обращения 12.02.2016).

Uproshcheniye protsedur torgovli s primeneniyem informatsionnykh tamozhennykh tekhnologiy [Trade facilitation with the help of information technologies at the customs office]. URL: http://www.logists.by/library/view/ Yproshenie-procedyr-torgovli (date of access: 12.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чумаченко Н.Э. Развитие сектора информационно-компьютерных технологий как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2 (15).

Chumachenko N.E. (2014) Razvitiye sektora informatsionno-komp'yuternykh tekhnologiy kak infrastruk-turnogo osnovaniya informatsionno-setevoy ekonomiki [Development of the sector of information and computer technology as the infrastructural basis for information and network economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.