Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, № 4, с. 81-86
81
П Р А В О
УДК 342.9
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: УСЛОВИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
© 2019 г. С.А. Агамагомедова
Пензенский государственный университет, Пенза
Пиступила в редакцию 08.01.2019
Исследуются процессы формирования автоматического таможенного контроля в современных условиях. Рассмотрены этапы влияния информационно-коммуникационных технологий на систему таможенного контроля, и выделены процессы автоматизации таможенного контроля, связанные с автоматической регистрацией декларации на товар и автоматическим выпуском товаров таможенными органами. Методология исследования включает в себя такие методы, как исторический, сравнительно-правового анализа, методы классификации и формализации.
Сформулированы положения, характеризующие автоматический таможенный контроль как разновидность таможенного контроля в целом. Автоматический таможенный контроль позиционируется в качестве разновидности документального текущего контроля. Выделены два фактора автоматизации таможенного контроля: информационно-техническое обеспечение и административно-процедурное обеспечение. Выделены основные признаки автоматического таможенного контроля с учетом его административно-процедурного обеспечения. Решение по результатам автоматического таможенного контроля является управленческим решением в качественно новой форме, которое должно быть максимально обеспеченным в административно-процедурном отношении в целях защиты прав и законных интересов подконтрольных лиц.
Ключевые слива: автоматизация таможенного контроля, информационные технологии, автоматическая регистрация декларации, автоматический выпуск товаров, административные процедуры, документальный контроль, текущий контроль, риск.
Таможенный контроль, как базовый институт государственного управления в таможенной сфере, закономерно подвержен влиянию тенденций социально-экономического и организационно-правового развития современного общества.
Одной из таких тенденций является активное внедрение информационно -коммуникационных технологий в сферу таможенного регулирования. Влияние цифровой революции на систему государственного управления в целом достаточно обосновано учеными. Государственное управление в условиях информационного общества меняется, трансформируется, приобретает новые качественные характеристики [1].
В то же время следует признать специфичность влияния информационных технологий на отдельные, достаточно обособленные сферы общественных отношений, в которых государственный контроль как функция управления трансформируется под влиянием ряда факторов как внутреннего, так и внешнего порядка [2].
Применительно к таможенному контролю считаем возможным выделить три этапа влияния информационно-коммуникационных технологий на систему таможенного контроля:
1) период с начала 2000-х годов, связанный с принятием в 2002 году Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [3] и получивший выражение в таможенном законодательстве того периода в части впервые предоставленной возможности электронного таможенного декларирования товаров и предоставления документов при декларировании в электронном виде;
2) период с 2014 года, когда электронное таможенное декларирование становится обязательным;
3) период с 2017-2018 годов, когда внедряются процедуры автоматической регистрации таможенной декларации на товары и автоматического выпуска товаров таможенными органами. Первоначально данные процедуры апроби-
руются как экспериментальные, в настоящее же время процедуры авторегистрации и автовыпуска выступают одними из критериев эффективности деятельности таможенных органов РФ.
Последний этап, на наш взгляд, позволяет говорить о так называемой автоматизации таможенного контроля, то есть осуществлении контрольно-надзорных процедур без участия должностного лица контролирующего органа посредством информационных технологий.
Одной из новелл Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) явилась закрепленная возможность выпуска товаров с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа (п. 2 статьи 118 ТК ЕАЭС) [4].
По данным ФТС России, по состоянию на конец 2018 года в Приволжской, Уральской и Северо-Кавказской электронных таможнях было выпущено около 28.5 тыс. деклараций на товары, из них более 4.5 тыс. - посредством автоматического выпуска. К примеру, в Приволжской электронной таможне автоматически зарегистрировано 62% всех таможенных деклараций; каждая пятая декларация выпущена в автоматическом режиме. Среднее время авторегистрации не превышает трех минут, период автовыпуска составляет пять минут [5].
Развитие технологий автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров предусмотрено базовыми программными документами ведомства, согласно которым планируется достижение к 2020 году следующих показателей: доля автоматически выпущенных деклараций на товары - не менее 80%; доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары - не менее 99% [6].
Появление категории авторегистрации свидетельствует об автоконтроле операции регистрации декларации на товары, появление категории автовыпуска отражает автоконтроль базовой таможенной операции, которой является выпуск товаров таможенными органами.
Автоматизация процедуры регистрации декларации на товары подразумевает электронную технологию автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации без непосредственного участия должностного лица таможенного органа. Впервые декларация на товары была зарегистрирована в автоматическом режиме в 2014 году. Таким образом, всего за шесть лет ФТС России планирует от эксперимента перейти практически к стопроцентной авторегистрации деклараций на товары.
Выпуск товаров является одним из ключевых понятий в деятельности таможенных орга-
нов и представляет собой действие разрешающего характера. Сроки, оперативность и комфортность выпуска выступают важнейшими показателями качества работы таможенного органа в целом. Перечень обязательных условий выпуска товаров сократился с трех до двух в ТК ЕАЭС. Сегодня выпуск товаров может быть осуществлен при наличии следующих оснований: соблюдение условий помещения товаров под заявляемую таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры; уплата таможенных сборов за действия, связанные с выпуском товаров (п. 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
Эти условия при внедрении автовыпуска формализуются и внедряются в программные средства таможенных органов.
Таким образом, автоматизации таможенного контроля предшествует существенная аналитическая работа. Полагаем, основным условием автоматизации таможенного контроля выступает возможность формализации оснований прохождения таможенного контроля и внедрения соответствующих параметров в программное средство.
Автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров - категории, отражающие тенденцию автоматизации таможенного контроля. Это позволяет говорить о дифференциации таможенного контроля на автоматический (без непосредственного участия должностного лица таможенного органа) и неавтоматический, то есть контроль, осуществляемый должностными лицами таможенных органов. Подобная дифференциация развивает выделяемую нами тенденцию углубления дифференциации таможенного контроля в современных условиях [7]. Последняя, в свою очередь, отражается на системе таможенных органов РФ, которая к концу 2020 года будет включать в себя три категории таможенных органов: таможни фактического контроля, электронные и полнофункциональные.
При этом следует отметить, что автоматический контроль выступает разновидностью иных направлений таможенного контроля. Полагаем, что автоматический контроль возможен только при текущем таможенном контроле и исключен на этапах предварительного и последующего контроля. Кроме того, это, по нашему мнению, вид документального (документарного) контроля с учетом того, что в качестве его объекта выступают документы в электронной форме. Автоматический контроль в его сегодняшнем понимании и практике реализации в современных условиях не может быть фактическим контролем, то есть контролем в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Выделим два фактора автоматизации таможенного контроля:
- информационно-техническое обеспечение;
- административно-процедурное обеспечение.
Первый фактор связан с технологическим
оснащением разрешительной деятельности таможенных органов. Второй заключается в системной регламентации административных процедур автоматического контроля на нормативном уровне.
Упоминание автоматического таможенного контроля или контроля, осуществляемого автоматически, появляется в нормативных правовых актах последних двух-трех лет. Например, автоматически проводится форматный контроль поданного в электронном виде заявления об идентификации иностранных товаров, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны, в готовой продукции. Данный контроль осуществляется информационной системой уполномоченного таможенного органа, посредством которой проводится проверка подлинности электронной подписи заявителя [8].
Другим примером может служить проведение форматного контроля в автоматическом режиме программными средствами Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в отношении заявления лица о проведении идентификации [9].
Достаточно подробно регламентирован так называемый форматный контроль при подаче электронной транзитной декларации.
В этом случае проводится в автоматическом режиме форматный контроль, включающий:
1) проверку соответствия электронной транзитной декларации структуре и форматам, установленным законодательством;
2) проверку подлинности электронной подписи декларанта.
В случае выявления при формальном контроле ошибок и несоответствий в электронной транзитной декларации декларанту из ЕАИС таможенных органов автоматически направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок, для их устранения декларантом и повторной подачи электронной транзитной декларации [10].
Таким образом, автоматический контроль представляет собой форматный контроль, осуществляемый автоматически специализированными информационными системами таможенных органов. Это предполагает, что далеко не любое направление таможенного контроля можно автоматизировать. Речь идет, прежде всего, о таких разновидностях контрольной деятельности, которые подлежат технической формализации, т.е. способны быть выражены в
элементарной проверке типовых требований к форме (применительно к определенной категории электронного документа) и ее содержанию.
При этом категория форматного контроля не нова в таможенной практике, в предшествующий период выделялась стадия форматно-логического контроля при проверке декларации на товары.
Заметим, что в отдельных нормативных актах речь идет об оборудовании, обеспечивающем возможность автоматической фиксации результатов таможенного контроля, например в требованиях к помещению таможенного досмотра в аэропорту трансфера [11]. Следовательно, автоматизировать можно не всю административную процедуру таможенного контроля, а отдельный ее элемент, в данном случае - фиксирование результатов процедуры определенной формы таможенного контроля.
Таким образом, административно-процедурное обеспечение автоматического таможенного контроля формируется и базируется на регламентации традиционных процедур таможенного контроля с учетом технологической специфики. Анализ нормативно-правовой базы регулирования автоматического таможенного контроля в современный период свидетельствует об отсутствии специальных актов, посвященных процедурам автоматического контроля. Выделенная нами разновидность таможенного контроля выступает своеобразным отражением принципа вы-борочности таможенного контроля и неразрывно связана с системой управления рисками. Применение последней при автоматическом таможенном контроле заключается в автоматизации безрисковых таможенных операций или операций с минимальным уровнем риска.
В заключение выделим характерные признаки автоматического таможенного контроля:
1) автоматический таможенный контроль реализуется при автоматической регистрации декларации на товары и при автоматическом выпуске товаров таможенными органами;
2) появление автоматического таможенного контроля как разновидности таможенного контроля свидетельствует об углублении дифференциации таможенного контроля под воздействием информационных технологий;
3) автоматический таможенный контроль выступает частью документального таможенного контроля и может быть реализован исключительно при текущем таможенном контроле (при таможенном декларировании, до выпуска товара);
4) автоматизации таможенного контроля предшествует существенная аналитическая работа;
5) автоматизации таможенного контроля способствуют два фактора: информационно-техническое и административно-процедурное обеспечение;
6) регулирование административных процедур автоматического таможенного контроля осуществляется в рамках традиционной регламентации таможенного контроля с учетом технологического обеспечения;
7) автоматический таможенный контроль выступает аспектом выборочности таможенного контроля и осуществляется в секторах минимального риска.
Автоматизация таможенного контроля тесно связана с иными проявлениями влияния информационно-коммуникационных технологий на правоприменительную деятельность таможенных органов. Речь идет о предоставлении государственных услуг в области таможенного дела в электронной форме, о развитии института личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности, о ведении таможенными органами в электронном виде соответствующих реестров.
Развитие информационно-коммуникационных технологий при реализации таможенного контроля продолжается. Более того, оно осуществляется на уровне Евразийского экономического союза. Так, ФТС России в 2019 году участвует в пилотном проекте по обмену электронными документами при транзите товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. В эксперименте принимают участие таможенные ведомства и национальные железнодорожные перевозчики России и Белоруссии. Эксперимент проводится в рамках развития транзитного потенциала ЕАЭС и направлен на сокращение временных издержек таможенных перевозчиков при таможенном декларировании товаров [12].
В контексте административно-процедурной концепции таможенного контроля важно уделить должное внимание нормативно-правовой обеспеченности условий и процедур автоматического таможенного контроля. Характеризуя разработку, принятие и реализацию управленческих решений как стадию административного процесса, ведущие ученые справедливо обращают внимание на решения в электронной форме [13]. Именно о таком управленческом решении идет речь при автоматическом таможенном контроле. Решение по результатам таможенного контроля, осуществляемого в автоматическом режиме, является управленческим решением в качественно новой форме. При этом оно должно быть максимально обеспеченным в административно-процедурном отношении в целях полноценной и эффективной защи-
ты прав и законных интересов подконтрольных таможенным органам лиц.
Список литературы
1. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): Монография. М.: Юриспруденция, 2015. 192 с.
2. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль и информационно-коммуникационные технологии: соотношение и перспективы взаимовлияния // Хозяйство и право. 2016. № 11. C. 114-119.
3. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 127 (утратил силу).
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).
5. ФТС России подвела первые итоги работы электронных таможен // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs. ru/index. php? option=com_content&view=artic le&id=26993:2018-11-13-11 -27-34&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 07.01.2019).
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.07.2012. № 28. Ст. 3926.
7. Агамагомедова С.А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации // Таможенное дело. 2016. № 3. С. 3-7.
8. Приказ Минфина России от 10.03.2016 г. № 22н «Об утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.03.2016).
9. Приказ Минфина России от 13.05.2016 г. № 61н «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.08.2016).
10. Приказ Минфина России от 30.08.2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру та-
моженного транзита, в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.12.2016).
11. Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 г. № 637 «Об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже» (вместе с «Положением об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже») // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.07.2014. № 29. Ст. 4143.
12. ФТС России проведет в 2019 году эксперимент по обмену электронными документами при осуществлении транзитных железнодорожных перевозок // Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_con
tent&view=article&id=27063: —2019-----------&catid=40:
2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1 835 (дата обращения: 07.01.2019).
13. Тихомиров Ю.А. Модернизация административного права: от «наказательности» к «регулирующему обеспечению» // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 5-11.
AUTOMATION OF CUSTOMS CONTROL: CONDITIONS AND ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL SUPPORT
S.A. Agamagomedova
The aim of the work is to study the processes of automated customs control development in modern conditions. The author considers the stages of the influence of information and communication technologies on the customs control system and describes the processes of customs control automation associated with the automated registration of goods declarations and automated clearance of goods by customs authorities. The research methodology includes historical, comparative legal analysis, classification and formalization methods.
The author characterizes automated customs control as a type of customs control in general. Automated customs control is positioned by the author as a type of documentary current control. Two factors of customs control automation are identified: information and technical support and administrative and procedural support.
In conclusion, the author highlights the main features of automated customs control, taking into account its administrative and procedural support. The decision on the results of automated customs control is a managerial decision in a qualitatively new form, which should be as secure as possible in administrative and procedural terms in order to protect the rights and legitimate interests of the entities subjected to customs control.
Keywords: customs control automation, information technologies, automated registration of a declaration, automated clearance of goods, administrative procedures, documentary control, current control, risk.
References
1. Talapina E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v in-formacionnom obshchestve (pravovoj aspekt): Mono-grafiya. M.: Yurisprudenciya, 2015. 192 s.
2. Agamagomedova S.A. Tamozhennyj kontrol' i in-formacionno-kommunikacionnye tekhnologii: soot-noshenie i perspektivy vzaimovliyaniya // Hozyajstvo i pravo. 2016. № 11. S. 114-119.
3. Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 goda № 1-FZ «Ob elektronnoj cifrovoj podpisi» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 2. St. 127 (utratil silu).
4. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomi-cheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Ta-mozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza) // Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. URL: http://www.eaeunion.org/ (data obrashcheniya: 12.04.2017).
5. FTS Rossii podvela pervye itogi raboty elektronnyh tamozhen // Oficial'nyj sajt FTS Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=26993:2018-11-13-11-27-34&catid =40:2011-01 -24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (data obrashcheniya: 07.01.2019).
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.06.2012 g. № 1125-r (red. ot 28.11.2017) «Ob utverzhdenii plana meropriyatij («dorozhnoj karty») «Sovershenstvovanie
tamozhennogo administrirovaniya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 09.07.2012. № 28. St. 3926.
7. Agamagomedova S.A. Vidy tamozhennogo kontrolya: ponyatie i kriterii klassifikacii // Tamozhen-noe delo. 2016. № 3. S. 3-7.
8. Prikaz Minfina Rossii ot 10.03.2016 g. № 22n «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya tamozhennymi organami identifikacii inostrannyh tovarov, pomesh-chaemyh (pomeshchennyh) pod tamozhennuyu proce-duru svobodnoj tamozhennoj zony, v tovarah, izgotovlennyh (poluchennyh) s ispol'zovaniem inostran-nyh tovarov, pomeshchennyh pod tamozhennuyu proceduru svobodnoj tamozhennoj zony» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obra-shcheniya: 28.03.2016).
9. Prikaz Minfina Rossii ot 13.05.2016 g. № 61n «Ob utverzhdenii Poryadka soversheniya tamozhennyh operacij pri provedenii identifikacii tovarov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, vvozimyh na territoriyu osoboj ekonomicheskoj zony s ostal'noj chasti tamozhennoj territo-rii Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, i soversheniya tamozhennyh operacij pri obratnom vyvoze takih tovarov s territorii osoboj ekonomicheskoj zony na ostal'nuyu chast' tamozhennoj territorii Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii/ URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 05.08.2016).
10. Prikaz Minfina Rossii ot 30.08.2016 g. № 144n «Ob utverzhdenii Poryadka ispol'zovaniya Edinoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy tamozhennyh organov pri tamozhennom kontrole, tamozhennom deklari-rovanii i vypuske (otkaze v vypuske) tovarov, pomesh-chaemyh pod tamozhennuyu proceduru tamozhennogo tranzita, v elektronnoj forme» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 19.12.2016).
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2014 g. № 637 «Ob uproshchennom poryadke soversheniya tamozhennyh operacij v otnoshenii tovarov, kotorye prinyaty aviaperevozchikom k perevozke v so-provozhdaemom bagazhe» (vmeste s «Polozheniem ob uproshchennom poryadke soversheniya tamozhennyh operacij v otnoshenii tovarov, kotorye prinyaty avia-
perevozchikom k perevozke v soprovozhdaemom baga-zhe») // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 21.07.2014. № 29. St. 4143.
12. FTS Rossii provedet v 2019 godu eksperiment po obmenu elektronnymi dokumentami pri osushchestvlenii tranzitnyh zheleznodorozhnyh perevozok // Oficial'nyj sajt FTS Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content
&view=article&id=27063: ----2019-----------&catid=40:2
011-01 -24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid= 1835 (data obrashcheniya: 07.01.2019).
13. Tihomirov Yu.A. Modernizaciya admini-strativnogo prava: ot «nakazatel'nosti» k «regu-liruyushchemu obespecheniyu» // Administrativnoe pravo i process. 2015. № 4. S. 5-11.