Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОЕКТ / ВЕБ-КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Локтикова Мария Леонидовна, Щербакова Антонина Андреевна

Несмотря на то, что проектному методу более ста лет его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. В статье выполнен анализ различных цифровых инструментов для организации проектной деятельности студентов и школьников. Рассмотрены инструменты в проектах преподавателей и студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и в проектах школьников Нижегородской области. Проекты проводятся на вики-сайте университета. Достоинства вики: простата освоения; возможность одновременной работы над разными частями; получение отзывов на страницах обсуждений. Приведены примеры информационных продуктов студентов из проекта «На пути к информационному обществу». Также рассмотрены проекты, разработанные студентами в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Студенты Мининского университета выступают разработчиками сетевых проектов для школьников. Примеры проектов: «Выходи в Интернет» и «В Нижний Новгород - это значит домой!». Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью сервисов Веб 2.0. Интересным примером проектной деятельности являются образовательные веб-квесты. Приведены примеры некоторых веб-квестов в виде Google-сайтов. Использование рассмотренных цифровых инструментов в проектах способствует развитию критического мышления обучающихся, формирует умения работы с информацией, развивает умения совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Локтикова Мария Леонидовна, Щербакова Антонина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS FOR ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN

Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The article analyzes various digital tools for organizing project activities of students and schoolchildren. The tools in the projects of teachers and students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and in the projects of schoolchildren of the Nizhny Novgorod region are considered. Projects are hosted on the university's wiki. Advantages of the wiki: ease of development; possibility of simultaneous work on different parts; get feedback on the talk pages. Examples of students' information products from the project "On the Way to the Information Society" are given. The projects developed by students within the discipline "Information technologies in professional activity" are also considered. Minin University students act as developers of network projects for schoolchildren. Examples of projects: “Go online” and “To Nizhny Novgorod means home!”. Some information products developed by schoolchildren with the help of Web 2.0 services are demonstrated. An interesting example of project activity is educational web quests. Examples of some web quests in the form of Google sites are given. The use of the considered digital tools in projects contributes to the development of critical thinking of students, forms the skills of working with information, and develops the skills of joint activities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ»

8. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

9. Круподерова, К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов / К.Р. Круподерова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). - 2014. - С. 54-57.

10. Круподерова, К.Р. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» / К.Р. Круподерова, О.А. Бочко, А.В. Бардин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 120-127.

11. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

12. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 10.04.2022).

13. Смолин, А.А. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемкин, А.В. Меженин, В.А. Богатырев. - С-Пб: Университет ИТМО. - 2018. - 59 с.

14. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Локтикова Мария Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Несмотря на то, что проектному методу более ста лет его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. В статье выполнен анализ различных цифровых инструментов для организации проектной деятельности студентов и школьников. Рассмотрены инструменты в проектах преподавателей и студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и в проектах школьников Нижегородской области. Проекты проводятся на вики-сайте университета. Достоинства вики: простата освоения; возможность одновременной работы над разными частями; получение отзывов на страницах обсуждений. Приведены примеры информационных продуктов студентов из проекта «На пути к информационному обществу». Также рассмотрены проекты, разработанные студентами в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Студенты Мининского университета выступают разработчиками сетевых проектов для школьников. Примеры проектов: «Выходи в Интернет» и «В Нижний Новгород - это значит домой!». Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью сервисов Веб 2.0. Интересным примером проектной деятельности являются образовательные веб-квесты. Приведены примеры некоторых веб-квестов в виде Google-сайтов. Использование рассмотренных цифровых инструментов в проектах способствует развитию критического мышления обучающихся, формирует умения работы с информацией, развивает умения совместной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровые инструменты, сетевые сервисы, проект, веб-квест.

Annotation: Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The article analyzes various digital tools for organizing project activities of students and schoolchildren. The tools in the projects of teachers and students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and in the projects of schoolchildren of the Nizhny Novgorod region are considered. Projects are hosted on the university's wiki. Advantages of the wiki: ease of development; possibility of simultaneous work on different parts; get feedback on the talk pages. Examples of students' information products from the project "On the Way to the Information Society" are given. The projects developed by students within the discipline "Information technologies in professional activity" are also considered. Minin University students act as developers of network projects for schoolchildren. Examples of projects: "Go online" and "To Nizhny Novgorod means home!". Some information products developed by schoolchildren with the help of Web 2.0 services are demonstrated. An interesting example of project activity is educational web quests. Examples of some web quests in the form of Google sites are given. The use of the considered digital tools in projects contributes to the development of critical thinking of students, forms the skills of working with information, and develops the skills of joint activities.

Key words: project activities, digital tools, network services, project, web quest.

Введение. Последние десятилетия 20 века можно считать фактическим началом глобального информационного века. Суммарные знания человечества увеличиваются в геометрической прогрессии. В информационном обществе важным является не только повсеместное применение технологических новшеств, но и развитие личности. В информационном обществе наиболее востребованы люди творческие, мобильные, открытые инновациям, быстро адаптирующиеся к происходящим изменениям, легко осваивающие новые технологические инструменты. Перечисленные качества могут быть сформированы через проектную деятельность обучающихся.

Использованию проектного метода в обучении посвящены исследования Н.В. Матяш [10], Е.С. Полат [12], А.В. Хуторского [13] и др. Проектному обучению в вузе посвящена статья В.А. Капрановой [3]. Автор, обращает внимание на то, что приобщение к проектной деятельности обучающихся следует осуществлять с самого начала обучения в вузе, и активно использовать групповые проекты. Метод проектов для контроля учебных достижений студентов рассматривается в статье [11].

Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. Например, в статьях [1, 2] анализируются инструменты для построения предметных цифровых образовательных сред, реализации компетентностного подхода в вузе.

Если в 90-х годах прошлого века Интернет в проектной деятельности использовался, прежде всего, для поиска информации и взаимодействия с помощью электронной почты, то с появлением сервисов Веб 2.0 сетевое взаимодействие участников проектной деятельности вышло на новый технологический уровень. Сетевая проектная деятельность становится инновационной технологией, которая позволяет эффективно взаимодействовать, осуществлять полноценную командную работу, использовать общие ресурсы, выбирать оптимальные пути движения к общей цели. Под сетевой проектной деятельностью в учебном пособии [7] понимается совместная деятельность обучающихся, направленная на детальную разработку проблемы, основанная на сетевом взаимодействии участников и направленная на достижение общего результата деятельности, размещенного в сети Интернет. Сетевой проектной деятельности посвящены публикации [5, 6].

Цель статьи - выполнить анализ цифровых инструментов для организации проектной деятельности студентов и школьников (на примере проектов для студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и проектов для школьников Нижегородской области, которые проводятся преподавателями и студентами НГПУ).

Изложение основного материала статьи. Несомненной дидактической ценностью при организации проектной деятельности обучающихся обладают облачные технологии и сервисы Веб 2.0. Сервисы Веб 2.0 отличаются широким спектром возможностей, сочетающимся с простотой использования. Сервисы Веб 2.0 можно классифицировать следующим образом: сервисы создания совместных гипертекстовых материалов (например, сервис вики); сервисы коллективного хранения информации (закладок, документов, фото, видео); сервисы для творческой работы (online графические редакторы, online интерактивные доски, сервисы для построения карт памяти и лент времени, инфографика); сервисы управления проектами; социальные сети.

Рассмотрим использование сервиса вики в проектной деятельности. Вики - система, поддерживающая простой способ создания коллективного гипертекста. Организации проектной деятельности в вики-среде посвящены статьи [4, 8]. У НГПУ им. К. Минина имеется свой вики-сайт (https://wiki.mininuniver.ru). Он был создан в 2008 году с целью формирования совместной вики-среды для проектной деятельности студентов, школьников, абитуриентов, преподавателей. За 13 лет на сайте проведено большое количество проектов для студентов университета и школьников Нижегородской области. Например, ежегодно для студентов первого курса в рамках дисциплины «Информатика» проводится проект «На пути к информационному обществу». Проект данного учебного года размещен по адресу: https://clck.ru/eoku5. Примеры использования некоторых цифровых инструментов для оформления исследований в данном проекте:

- вики-страница отчета группы, исследовавшей опасности информационного общества с результатами анкетирования по вопросам личной информационной безопасности студентов, https://clck.ru/adntT;

- совместная Google-презентация «Ученые, внесшие вклад в развитие концепции информационного общества» https://clck.ru/KMUd2;

- online лента времени «История информационных войн» https://time.graphics/line/5925237;

- online интерактивная доска «Рекомендации по безопасной работе в Интернете» https://padlet.com/boizissen/uxyzkla48ifnr4fk.

Более 10 лет на вики-сайте Мининского университета студенты размещают портфолио собственных проектов, разработанных в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Примеры лучших работ этого учебного года: проект по математике для 6 класса «Делимость чисел» (https://clck.ru/eomha), проект по английскому языку для 8 класса «It's time to travel» (https://clck.ru/eomkY), проект по экономике для обучающихся колледжа «Роль банков в жизни населения» (https://clck.ru/eomif), проект по литературе для 6 класса «А.С. Пушкин. Дубровский» (https://clck.ru/eomng). В своих проектах студенты используют Google-презентации, online анкеты, цифровые инструменты для построения кластеров и лент времени. Лучшие проекты представляются на студенческой научно-практической конференции «Цифровые технологии в науке и образовании».

Хорошие возможности для формирования у студентов ключевых компетенций цифровой экономики предоставляет внеаудиторная проектная деятельность. Студенты Мининского университета выступают разработчиками сетевых проектов для школьников. Примеры проектов, разработанных студентами: «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio), «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Tht75). Некоторые работы школьных команд-участниц проекта:

- страница команды «Горьковчане» из школы № 106 г. Н. Новгорода в проекте «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/YAXuL);

- интерактивная газета «Нижегородский завод 70-летия Победы» (https://clck.ru/eonBW) от команды «Малый Китеж» из школы № 15 г. Заволжье;

- инфографика «Памятник Максиму Горькому» (https://clck.ru/V2NkM) от команды «ТайнаNN» из Нижегородского политехнического колледжа;

- совместная online интерактивная доска команд-участниц «Достопримечательности Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/TxCXp).

Интересным примером проектной деятельности являются образовательные веб-квесты. Образовательные возможности технологии веб-квестов рассматриваются в статье [9]. Примеры некоторых веб-квестов в виде Google-сайтов, разработанных студентами НГПУ: «Территория художественных промыслов Нижегородской области» (https://clck.ru/GbdmL), «Дом моды» (https://sites.google.com/view/dom-modi-mininskiy),«Удивительная константа» (https://clck.ru/NEzyy), «Космические вечера» (https://clck.ru/XXiwQ).

Сегодня появляются новые цифровые инструменты, применение которых может существенно обогатить проектную деятельность. Это искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность. Искусственный интеллект может использоваться для идентификации и аутентификации в цифровых системах учения и обучения; для обработки естественного языка; в речевых технологиях и рекомендательных системах; системах компьютерного зрения.

В последнее время в образовании начали активно использоваться технологии дополненной и виртуальной реальности [14]. Проектная деятельность может быть связана как с исследованием возможностей использования данных технологий в различных отраслях, так и с AR/VR программированием. Примеры исследовательских тем: «Сравнительная характеристика интерфейсов программ дополненной реальности», «Программирование взаимодействия объектов дополненной реальности»,

«Обучающие мобильные AR-приложения», «Возможности использования QR-кодов для дополненной реальности», «История виртуальной реальности», «Тенденции развития AR/VR технологии», «Создание виртуальных экскурсий и музеев», разработка VR-квестов.

Выводы. В условиях цифровизации образования роль проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся значительно возрастает. Анализ роли и места рассмотренных цифровых инструментов в проектах преподавателей, студентов и школьников показал, что их использование способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность; способствует развитию критического мышления; формирует умения работы с информацией, ее структурирования и представления в различных формах; развивает умения совместной деятельности.

Литература:

1. Брыксина, О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе / О.Ф. Брыксина, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. -№ 4 (25). - С. 6.

2. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

3. Капранова, В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты / В.А. Капранова // Известия ВГПУ. - 2014. - № 3 (264). - С. 78-80.

4. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52.

5. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2009. - № 10. - С. 109-110.

6. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

8. Круподерова, К.Р. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017. - С. 34-36.

9. Круподерова, К.Р. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 34-36.

10. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.

11. Панова, И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза / И.В. Панова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2(15). - С. 12.

12. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

13. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НЕРО, 2019. - 188 с.

14. Смолин, А.А.. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемкин, А.В. Меженин, В.А. Богатырев. - С-Пб: Университет ИТМО. - 2018. - 59 с.

15. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2013. - № 3. - С. 95-100.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Кудрявцев Владимир Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Тарасова Виктория Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Модернизация образования затронула все сферы и все направления обучения и воспитания самых разных категорий обучающихся, в том числе и детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В данной статье рассмотрены особенности развития социальных навыков умственно отсталых младших школьников и перспективы их формирования в контексте организации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: социальные навыки, младшие школьники, умственная отсталость, внеурочная деятельность. Annotation. Modernization of education has affected all spheres and all areas of education and upbringing of various categories of students, including children with mental retardation (intellectual disabilities). This article discusses the features of the development of social skills of mentally retarded younger schoolchildren and the prospects for their formation in the context of the organization of extracurricular activities.

Key words: social skills, primary school students, mental retardation, extracurricular activities.

Введение. С самого своего рождения человек погружен в систему социальных отношений и связей, с динамически меняющейся средой ближайшего социального окружения: семья, родственники, сверстники, партнеры по реализации какой-либо деятельности. Попадая в образовательное пространство, обучающийся осваивает два разнонаправленных уровня программы: первый включает в себя основные образовательные предметы, усвоение знаний, умений и навыков; второй -это формирование навыков социального взаимодействия, коммуникации, отношений [2]. Именно социальные навыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.