Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Бойко Анастасия Владимировна, Барсук Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены возможности предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Проанализирована возможность формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД с помощью различных цифровых инструментов. Продемонстрированы возможности формирования познавательных УУД с использованием интерактивных рабочих листов и упражнений, различных средств online визуализации. Приведены примеры из разных тем информатики. Подобраны цифровые образовательные ресурсы. В предметной цифровой образовательной среде обучения информатике обязательно должны быть созданы условия для формирования умений оценки обучающимися достоверности, надежности информационных ресурсов. Подчеркнута важность формирования информационной культуры обучающихся. Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики может осуществляться с помощью совместной деятельности в облачных документах, на online интерактивных досках, на вики-сайтах. Рассмотрены примеры такой деятельности. Обучающиеся могут совместно работать над созданием ментальных карт, лент времени, различных схем. Для формирования регулятивных УУД хорошие возможности создаются в ходе проектной деятельности. Обучающиеся могут вести сетевые дневники проектов, проводить взаимооценку работ друг друга и самооценку собственной работы в проекте. Представлена возможность формирования УУД с помощью веб-квест технологии. Рассмотрен веб-квест по теме «Информационные процессы». Использование цифровых инструментов способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность, развитию умений работы с информацией, навыков сотрудничества. Важна роль рассмотренных в статье инструментов и для достижения предметных результатов по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Бойко Анастасия Владимировна, Барсук Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TEACHING COMPUTER SCIENCE

The article considers the possibilities of a subject digital educational environment for teaching informatics for the formation of universal learning activities for students. The possibility of forming cognitive, regulatory, communicative universal learning activities with the help of various digital tools is analyzed. The possibilities of forming cognitive universal learning activities using interactive worksheets and exercises, various online visualization tools are demonstrated. Examples from different topics of informatics are given. Selected digital educational resources. In the subject digital educational environment for teaching informatics, conditions must be created for the formation of skills for assessing the reliability of information resources by students. The importance of forming the information culture of students is emphasized. The formation of communicative universal learning activities at informatics lessons can be carried out with the help of joint activities in cloud documents, on online interactive whiteboards, on wiki sites. Examples of such activities are considered. Students can work together to create mental maps, timelines, and various schemes. For the formation of regulatory universal learning activities good opportunities are created in the course of project activities. Students can keep online diaries of projects, conduct mutual assessment of each other's work and self-assessment of their own work in the project. The possibility of forming universal learning activities using web quest technology is presented. A web quest on the topic "Information processes" is considered. The use of digital tools contributes to the involvement of students in active cognitive activity, the development of skills in working with information, skills of cooperation. The role of the tools discussed in the article is also important for achieving subject results in informatics.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ»

13. Joo, Y.H. The effects of distributed leadership on teacher professionalism: The case of Korean middle schools / Y. H. Joo // International Journal of Educational Research. - 2020. - Volume 99, 101500. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.101500

14. Pre-service teachers as members of a collaborative teacher research team: A steady track to extended professionalism? / V. Willegems, E. Consuegra, K. Struyven, N. Engels // Teaching and Teacher Education. - 2018. - Volume 76. - Pages 126-139. https://doi.org/10.1016Xj.tate.2018.08.012

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Проанализирована возможность формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД с помощью различных цифровых инструментов. Продемонстрированы возможности формирования познавательных УУД с использованием интерактивных рабочих листов и упражнений, различных средств online визуализации. Приведены примеры из разных тем информатики. Подобраны цифровые образовательные ресурсы. В предметной цифровой образовательной среде обучения информатике обязательно должны быть созданы условия для формирования умений оценки обучающимися достоверности, надежности информационных ресурсов. Подчеркнута важность формирования информационной культуры обучающихся. Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики может осуществляться с помощью совместной деятельности в облачных документах, на online интерактивных досках, на вики-сайтах. Рассмотрены примеры такой деятельности. Обучающиеся могут совместно работать над созданием ментальных карт, лент времени, различных схем. Для формирования регулятивных УУД хорошие возможности создаются в ходе проектной деятельности. Обучающиеся могут вести сетевые дневники проектов, проводить взаимооценку работ друг друга и самооценку собственной работы в проекте. Представлена возможность формирования УУД с помощью веб-квест технологии. Рассмотрен веб-квест по теме «Информационные процессы». Использование цифровых инструментов способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность, развитию умений работы с информацией, навыков сотрудничества. Важна роль рассмотренных в статье инструментов и для достижения предметных результатов по информатике.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Annotation. The article considers the possibilities of a subject digital educational environment for teaching informatics for the formation of universal learning activities for students. The possibility of forming cognitive, regulatory, communicative universal learning activities with the help of various digital tools is analyzed. The possibilities of forming cognitive universal learning activities using interactive worksheets and exercises, various online visualization tools are demonstrated. Examples from different topics of informatics are given. Selected digital educational resources. In the subject digital educational environment for teaching informatics, conditions must be created for the formation of skills for assessing the reliability of information resources by students. The importance of forming the information culture of students is emphasized. The formation of communicative universal learning activities at informatics lessons can be carried out with the help of joint activities in cloud documents, on online interactive whiteboards, on wiki sites. Examples of such activities are considered. Students can work together to create mental maps, timelines, and various schemes. For the formation of regulatory universal learning activities good opportunities are created in the course of project activities. Students can keep online diaries of projects, conduct mutual assessment of each other's work and self-assessment of their own work in the project. The possibility of forming universal learning activities using web quest technology is presented. A web quest on the topic "Information processes" is considered. The use of digital tools contributes to the involvement of students in active cognitive activity, the development of skills in working with information, skills of cooperation. The role of the tools discussed in the article is also important for achieving subject results in informatics.

Key words: digital educational environment, regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions.

Введение. В эпоху цифровизации появляются новые требования к личностным и профессиональным качествам человека, к его творческим возможностям и компетенциям. У выпускника школы должны быть сформированы творческое и критическое мышление, навыки коммуникации, умения при работе в команде брать на себя разные роли и ответственность, информационная культура.

В мае 2021 г. принят обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [14]. В ФГОС сформулированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся. Что касается метапредметных результатов, то в соответствии с ФГОС, у школьников должны оцениваться готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией; сформированные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Роль универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в реализации компетентностного подхода рассматривается в статье [12]. В статьях [3, 4] обосновывается возможность для формирования УУД использовать возможности предметных цифровых образовательных сред, в т.ч. различных сетевых социальных сервисов.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики обсуждается в [9, 13]. Авторы предлагают для формирования УУД предоставлять обучающимся метапредметные задания, использовать интерактивные формы работы, проектный метод, постановку проблемных вопросов.

Цель статьи - обоснование возможностей предметной цифровой образовательной среды обучения информатике, в т.ч. цифровых образовательных ресурсов, конструкторов интерактивных заданий, облачных сервисов и сервисов Веб 2.0, для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

Изложение основного материала статьи. В учебно-методическом пособии [10] рассмотрены дидактические возможности Интернет-сервисов как инструмента формирования УУД в различных дисциплинах. Например, приведены примеры использования Google-документов, таблиц, презентаций, рисунков; Word online, Excel online; online интерактивных досок, лент времени и других средств визуализации для формирования коммуникативных УУД на уроках истории, иностранного языка, физики. Продемонстрированы возможности формирования познавательных УУД с использованием интерактивных рабочих листов и упражнений на уроках русского языка, географии, биологии, технологии. Показаны примеры формирования регулятивных УУД с помощью ведения совместных online календарей, проведения «мозговых штурмов» в таблицах совместного редактирования и на виртуальных досках, ведения блогов в проектах по литературе, иностранному языку, экологии.

Автор учебного пособия [7] называет следующие цифровые инструменты для построения предметной цифровой образовательной среды: цифровые образовательные ресурсы; инструменты для создания и размещения учебного контента; инструменты для организации совместной, творческой, проектной деятельности обучающихся; инструменты для коммуникации; инструменты для оценивания и рефлексии. Все эти инструменты могут использоваться для формирования универсальных учебных действий. Например, статья [11] посвящена применению цифровых образовательных ресурсов для формирования УУД.

Рассмотрим возможности различных компонентов предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В обновленном ФГОС одним из коммуникативных УУД названо умение коллективно строить планы по достижению общих целей, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Для этого может использоваться организация групповой работы по сбору результатов наблюдений и опросов, поиску новых идей, планированию совместной деятельности в документах совместного редактирования, на online интерактивных досках, вики-сайтах. Примеры совместной деятельности в цифровой образовательной среде обучения информатике:

- Google-таблица с подбором примеров по теме «Информация и информационные процессы» (https://clck.ru/K2MGT);

- online интерактивная доска с рекомендациями по этичному поведению в Интернет (https://goo.gl/uqXwGm);

- совместная online презентация «Российские Интернет-сервисы» (https://clck.ru/NJCGE);

- совместная лента времени «Эволюция ЭВМ» (https://clck.ru/PBPeL).

Познавательные УУД включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, выявления причинно-следственных связей; базовые исследовательские действия, такие как формулировка вопросов, формулировка обобщений и выводов по результатам проведенных опытов и наблюдений. Для формирования таких УУД возможно использование заданий, размещенных на цифровых образовательных платформах. Приведем примеры с цифровой образовательной платформы Российской электронной школы:

- задание на установление соответствия между системой и подсистемой (https://clck.ru/atNEo);

- задание на классификацию программного обеспечения (https://clck.ru/atNHf);

- задание на сопоставление топологий сети (https://clck.ru/atNLT);

- задание на добавление подписей к изображениям объектов СУБД (https://clck.ru/atNS5).

Интересные задания на формирование познавательных УУД можно подобрать и на сайте интерактивных упражнений https://learningapps.org, а можно создать и собственные задания для своих учеников. Примеры:

- задание на установление соответствия между изображениями вычислительных устройств и их создателями (https://learningapps.org/402223);

- задание на расположение в хронологическом порядке поколений ЭВМ (https:/learningapps.org/4835716);

- задание на группировку носителей информации (https://learningapps.org/5608240).

При создании предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования познавательных УУД могут использоваться интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Для их создания могут использоваться Google-формы, Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации, Google-рисунки или Интернет-сервисы, специально предназначенные для разработки ИРЛ. ИРЛ «Представление информации, языки, кодирование» (https://clck.ru/PBPva) создан с помощью Google-формы. Он хорош при использовании «перевернутого обучения». Обучающиеся дома смотрят видео по теме, отвечают на вопросы теста, выполняют задания на кодирование и декодирование информации.

При формировании познавательных УУД в состав предметной цифровой образовательной среды следует обязательно добавить цифровые инструменты для построения причинно-следственных карт, кластеров, лент времени, ментальных карт, диаграмм Венна, «рыбьих скелетов», визуальных словарей, облаков слов, инфографики. Приведем несколько примеров информационных продуктов, создаваемых обучающимися на уроках информатики:

- инфографика «История российского Интернета» (https://clck.ru/LbE4L);

- лента времени «Информационные революции» (https://clck.ru/atS3Q);

- кластер «Классификация мировых информационных ресурсов» (https://goo.gl/62qYdW).

Хочется обратить внимание на то, что среди пяти ключевых компетенций цифровой экономики названы управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Эти компетенции необходимо развивать уже в школе. Они тесно связаны с познавательными УУД, с информационной культурой. В современном мире важность формирования информационной культуры значительно возросла из-за проблемы отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме и легкости доступа к ней [2, 6].

В предметной цифровой образовательной среде обучения информатике обязательно должны быть созданы условия для формирования умений оценки обучающимися достоверности, надежности информационных ресурсов; освоения правил этичной и безопасной работы в информационной среде.

Для формирования регулятивных УУД хорошие возможности создаются в ходе проектной деятельности [8], при реализации смешанного обучения [5]. Обучающиеся могут вести сетевые дневники проектов (например, https://goo.gl/VcLre8), проводить взаимооценку работ друг друга (https://goo.gl/nuEBqW), самооценку собственной работы в проекте (https://goo.gl/WiWWPW).

В статье [1] представлена возможность формирования УУД с помощью веб-квест технологии. Приведен пример веб-квеста «Получаем, храним, обрабатываем, передаем информацию» (https://sites.google.com/view/v-mire-kodov-ngpu). Веб-квест состоит из четырех этапов, каждый из которых посвящен одному из действий с информацией - получение, обработка,

хранение и передача. Для прохождения веб-квеста участники могут выбрать роль «теоретика» или «практика». Участники выполняют различные задания, подготовленные с помощью сервиса https://learningapps.org, строят ментальные карты и ленты времени. Эти задания направлены на формирование познавательных УУД. Пример задания на коммуникативное УУД - работа с совместной онлайн презентацией.

Выводы. Мы проанализировали возможности предметной цифровой образовательной среде обучения информатике для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Анализ роли и места рассмотренных цифровых инструментов в развитии универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики показал, что их использование способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность; способствует развитию критического мышления; формирует навыки структурирования и систематизации информации; развивает умения совместной деятельности, умения самооценки и рефлексии. Рассмотренные в статье цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты для создания интерактивных заданий, облачные сервисы, сервисы визуализации имеют дидактический потенциал и для достижения предметных результатов по информатике.

Литература:

1. Барсук, Н.С. Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью веб-квест технологии / Н.С. Барсук, М.М. Маркосян // Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2021. - С. 21-24.

2. Груздева, М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

4. Круподерова, Е.П. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. -C. 176-179.

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов / К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2019. - С. 148-151.

9. Ольховая, К.Э. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики / К. Э. Ольховая. // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 371-374.

10. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НИРО, 2019. - 188 с.

11. Ромадина, О.Г. Интерактивные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1. - С. 69-73.

12. Ручка, О.Н. Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода / О.Н. Ручка // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №5. - С. 121-123.

13. Тупицына, М. В. Разработка учебных заданий по информатике и ИКТ, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся средней школы / М.В. Тупицына, А.И. Газейкина // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики п информационных технологий. - 2015. - № 1. - С. 222-228.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г., № 287. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения: 10.02.2022).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вертинская Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в области программирования у будущих бакалавров направления подготовки «Информатика и Технология» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минин. Рассмотрены возможности учебных дисциплин, практик, подготовки к сдаче комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности, внеуадиторной деятельности. Приведены примеры заданий, оценочных средств, проектов по программированию, мероприятий в рамках учебного события «Дни российской информатики». Кроме предметной подготовки в области алгоритмизации и программирования для будущего учителя информатики крайне важна методическая подготовка к преподаванию данной темы будущим ученикам. При изучении алгоритмизации и программирования важным является возможность применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.