Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Кучинова Любовь Юрьевна, Попенко Сергей Дмитриевич

В статье акцентируется внимание на актуальности поиска наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы. Представлен эксперимент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и трех школ Нижегородской области. В ходе эксперимента разрабатывается модель организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы. Представлены компоненты модели. Рассмотрены различные формы формирования исследовательских умений обучающихся с помощью цифровых инструментов. Приведены примеры совместных Интернет-проектов, олимпиад. Разработчиками проектов выступают студенты и преподаватели университета, учителя экспериментальных школ. Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью сервисов Веб 2.0. Описаны способы научного сопровождения экспериментальной деятельности кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании. При этом используются возможности цифровой образовательной среды кафедры. Также используется вики-сайт Мининского университета, сайты школ-участниц эксперимента. Будут использованы возможности кванториума и технопарка университета. В ходе экспериментальной деятельности создаются отличные возможности для профориентационной работы со школьниками. Для студентов Мининского университета совместная проектная деятельность со школьниками - это отличная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Для педагогов экспериментальных школ создаются возможности для обучения на программах магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Кучинова Любовь Юрьевна, Попенко Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article focuses on the relevance of the search for the most effective forms of organization of project and teaching and research activities of students in the digital educational environment of the school. The experiment of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and three schools of the Nizhny Novgorod region is presented. During the experiment, a model for organizing and supporting the project and research activities of students in the digital educational environment of the school is being developed. Model components are presented. Various forms of formation of research skills of students with the help of digital tools are considered. Examples of joint Internet projects, olympiads are given. The developers of the projects are students and teachers of the university, teachers of experimental schools. Some information products developed by schoolchildren with the help of Web 2.0 services are demonstrated. The methods of scientific support of experimental activities by the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education are described. At the same time, the possibilities of the digital educational environment of the department are used. The wiki site of the Minin University, the sites of the schools participating in the experiment are also used. The possibilities of the quantorium and the technopark of the university will be used. In the course of experimental activities, excellent opportunities are created for career guidance work with schoolchildren. For students of Minin University, joint project activities with schoolchildren are an excellent preparation for their future professional activities. Opportunities are being created for teachers of experimental schools to study in master's programs.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрантка Кучинова Любовь Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Попенко Сергей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на актуальности поиска наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы. Представлен эксперимент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и трех школ Нижегородской области. В ходе эксперимента разрабатывается модель организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы. Представлены компоненты модели. Рассмотрены различные формы формирования исследовательских умений обучающихся с помощью цифровых инструментов. Приведены примеры совместных Интернет-проектов, олимпиад. Разработчиками проектов выступают студенты и преподаватели университета, учителя экспериментальных школ. Продемонстрированы некоторые информационные продукты, разработанные школьниками с помощью сервисов Веб 2.0. Описаны способы научного сопровождения экспериментальной деятельности кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании. При этом используются возможности цифровой образовательной среды кафедры. Также используется вики-сайт Мининского университета, сайты школ-участниц эксперимента. Будут использованы возможности кванториума и технопарка университета. В ходе экспериментальной деятельности создаются отличные возможности для профориентационной работы со школьниками. Для студентов Мининского университета совместная проектная деятельность со школьниками - это отличная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Для педагогов экспериментальных школ создаются возможности для обучения на программах магистратуры.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, проектная деятельность, исследовательская деятельность, цифровые инструменты.

Annotation. The article focuses on the relevance of the search for the most effective forms of organization of project and teaching and research activities of students in the digital educational environment of the school. The experiment of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University and three schools of the Nizhny Novgorod region is presented. During the experiment, a model for organizing and supporting the project and research activities of students in the digital educational environment of the school is being developed. Model components are presented. Various forms of formation of research skills of students with the help of digital tools are considered. Examples of joint Internet projects, olympiads are given. The developers of the projects are students and teachers of the university, teachers of experimental schools. Some information products developed by schoolchildren with the help of Web 2.0 services are demonstrated. The methods of scientific support of experimental activities by the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education are described. At the same time, the possibilities of the digital educational environment of the department are used. The wiki site of the Minin University, the sites of the schools participating in the experiment are also used. The possibilities of the quantorium and the technopark of the university will be used. In the course of experimental activities, excellent opportunities are created for career guidance work with schoolchildren. For students of Minin University, joint project activities with schoolchildren are an excellent preparation for their future professional activities. Opportunities are being created for teachers of experimental schools to study in master's programs.

Key words: digital educational environment, project activities, research activities, digital tools.

Введение. В указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13] среди поставленных задач в области образования названы задачи формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Именно поэтому поиск наиболее эффективных форм организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы является целью экспериментальной работы кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и школ № 9 г. Павлово, Либежевской школы Чкаловского района, школы № 106 г. Н. Новгорода. В ходе экспериментальной деятельности осуществляется отбор наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием возможностей цифровой образовательной среды, а также отбор наиболее интересных для проектной деятельности цифровых инструментов и сервисов. При научном сопровождении кафедрой экспериментальной деятельности используются возможности цифровой образовательной среды кафедры [5, 7].

В статье [3] представлены цифровые инструменты для построения предметной цифровой образовательной среды. Рассмотрены сервисы и ресурсы для организации учебного процесса; проведения оценивания; организации коммуникации учителя с обучающимися, родителями и коллегами; создания образовательного контента; осуществления творческой индивидуальной и коллективной работы; проведения внеклассной работы. Отдельного внимания заслуживают дидактические возможности различных цифровых инструментов для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках основного и дополнительного образования школы.

Цель статьи - рассмотреть способы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды и возможности научного сопровождения данной деятельности преподавателями Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. В мае 2021 г. утвержден обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [14]. При формулировке требований к личностным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования отмечается необходимость овладения основными навыками исследовательской деятельности. Исследовательской деятельности школьников посвящены публикации [2, 12]. Авторы подчеркивают, что привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой научного исследования, открывает большие возможности для многостороннего развития способностей обучающихся.

При формулировке требований к информационно-образовательной среде школы в ФГОС названо требование информационного сопровождения проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения. Это обуславливает актуальность разработки модели организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности в условиях цифровой образовательной среды школы и предметных цифровых образовательных сред.

Такая модель разрабатывается участниками экспериментальной работы кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании НГПУ им. К. Минина и трех ранее названных школ Нижегородской области. Разрабатывая модель, участники эксперимента пользуются уже существующим опытом. Например, в монографии [8] представлена модель формирования универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности. В основе данной модели лежат системный, компетентностный, личностно-деятельностный и проектный подходы. Целевой блок модели сформулирован исходя из социального заказа общества: формирование универсальных компетенций будущих педагогов. Содержательный блок разработанной модели содержит организационно-педагогические условия эффективной реализации разработанной модели. Модель предполагает использование широкого спектра форм сетевой проектной деятельности: учебных и внеучебных сетевых проектов, проектных заданий для самостоятельной работы, сетевых олимпиад, веб-квестов и других сетевых активностей.

Некоторые из представленных компонентов модели могут найти применение и в организации проектной и исследовательской деятельности в условиях цифровой образовательной среды экспериментальных школ. Например, методологической основой целеопределения в модели организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности в условиях цифровой образовательной среды школы выступают ФГОС общего образования; профессиональный стандарт педагога; национальный проект «Образование»; федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»; стратегия «Цифровая трансформация образования».

Содержательный блок разрабатываемой модели будет включать выявление дидактических возможностей различных цифровых инструментов и сервисов для формирования исследовательских умений обучающихся, разработку учебных и внеучебных проектов, подготовку методического сопровождения (программ элективных курсов, кружков и т.п.), разработку цифровых образовательных ресурсов и оценочных средств.

Что касается форм обучения для формирования исследовательских умений обучающихся, то это учебные и внеучебные проекты в цифровой образовательной среде школы или дисциплины; различные творческие мастерские или мастер-классы с использованием цифровых инструментов; веб-квесты; олимпиады и соревнования по программированию, робототехнике, веб-программированию, компьютерной графике, компьютерному моделированию; научно-исследовательская работа отдельных обучающихся по разным дисциплинам с использованием цифровых инструментов для анкетирования и интервьюирования, моделирования объектов и процессов, обработки данных, визуализации результатов; различные сетевые активности. В рамках рассматриваемой экспериментальной деятельности это еще и различные формы сетевого взаимодействия обучающихся экспериментальных школ и студентов и преподавателей НГПУ им. К. Минина. Приведем примеры такого взаимодействия.

Каждый год студенты проводят в школах «Урок цифры». В этом учебном году студенты посетили школы; рассказали ученикам о профессиях, связанных с разработкой игр; рассказали о том, какие качества и знания надо иметь, чтобы работать в данной сфере, и в чем заключаются обязанности каждого из специалистов. В конце урока школьники поработали с тренажерами. В декабре в рамках празднования дней российской информатики студенты подготовили для обучающихся старших классов экспериментальных школ дистанционную ИТ-викторину. Школьники в командах отгадывали ребусы, решали кейсы, выполняли задания на поиск информации в Интернет.

Школьники - активные участники Интернет-проектов и олимпиад, проводимых университетом. Пример - обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» [4], Интернет-проекты «День российской информатики» (https://clck.ru/ND8qC), «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio) и «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Tht75). Одной из основных задач данных проектов является формирование информационной культуры обучающихся [1, 9], важность формирования которой значительно возросла сегодня, когда остро стоит проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме и легкости доступа к ней. Причем, задача формирования информационной культуры решается одновременно и для студентов-организаторов проектов при подготовке заданий для школьников и для участников, осуществляющих поиск информации, ее анализ, обработку и представление при выполнении заданий проектов.

Примеры других форм взаимодействия университета и экспериментальных школ: создание проектных групп обучающихся под руководством студентов; организация кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании дистанционных дней открытых дверей на базе школ; участие кафедры в проведении предметных недель в школах. Есть примеры разработки и проведения сетевых активностей для участников эксперимента учителями школ. Это открытые занятия по информатике и занятия кружка по робототехнике, проведенные учителями экспериментальных школ для студентов педагогических направлений подготовки, региональные Интернет-проекты, разработанные учителями.

Пример - проект ««И памяти твоей, Великий Петр, верна твоя Великая Россия», разработанный учителями школы № 9 г. Павлово. Цель проекта: формирование исторической культуры обучающихся как части общей культуры, духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Задачи Интернет-проекта: развитие интереса участников проекта к изучению истории, краеведению, географии родного края; вовлечение обучающихся в творческую поисково-исследовательскую деятельность; развитие проектной компетентности обучающихся; внедрение в процесс обучения современных информационных технологий; создание условий для обмена педагогов опытом организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся с использованием информационных технологий. В ходе проекта участники пройдут опНпе-квест, создадут ленты времени и ментальные карты по теме проекта, поучаствуют в дистанционном геокешинге по историческим местам, создадут кроссенс на виртуальной доске и облака слов. А руководителям команд будет предложено задание на создание цифрового образовательного ресурса на историческую тему «Реформы Петра I» с использованием сервиса learningapps.org.

Элементами цифровой образовательной среды школы и предметных цифровых образовательных сред для организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности могут быть различные прикладные программы общего и специального назначения; материалы на отечественных цифровых платформах; коллекции ЦОР; ресурсы электронных библиотек; электронные словари, справочники, энциклопедии; различные облачные сервисы и сервисы Веб 2.0 (вики, online презентации, виртуальные доски, online средства визуализации, инфографика, облака слов и др.); средства видеоконференцсвязи; электронные учебно-методические комплексы; МООК. Сегодня компонентами ЦОС должны также стать приложения искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности.

Приведем примеры продуктов исследовательской деятельности обучающихся экспериментальных школ из разных совместных проектов:

- ментальная карта «Колумб Замоскворечья» (https://clck.ru/Sfo8J), разработанная командой школы № 9 г. Павлово в обучающей олимпиаде «Страна читателей» (использован сервис https://www.mindomo.com);

- совместная Google-презентация «Летопись крылатых судов» (https://clck.ru/SfohB) из проекта «На крыльях Алексеевской мечты» (адрес проекта https://clck.ru/ANT6x, автор - учитель информатики Либежевской школы Попенко Н.В.).

- страница команды «Горьковчане» из школы № 106 г. Н. Новгорода в проекте «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/YAXuL);

- сравнительная Google-таблица поисковых систем (https://clck.ru/aoTb6) - работа команды из Либежевской школы в проекте «Выходи в Интернет»;

- работы команды DVD из школы № 9 г. Павлово, занявшей первое место в проекте «День российской информатики»: сравнительная Google-таблица с характеристиками ЭВМ серии БЭСМ и современных компьютеров (https://clck.ru/LxFN4), online презентация «Отечественные Интернет-сервисы» (https://clck.ru/NJCGE), ментальная карта, посвященная выдающему ученому и программисту А.П. Ершову (https://clck.ru/LazFc), семантическая сеть «IT-специалист России - кто он?» (https://clck.ru/Sft6s).

Платформами для поддержания взаимодействия участников эксперимента являются вики-сайт Мининского университета, цифровая среда кафедры, организованная на базе пакета G Suite for Education, сайты школ-участниц эксперимента. Сегодня совместная проектная и исследовательская деятельность участников эксперимента может осуществляться и на базе кванториума и технопарка универсальных педагогических компетенций, которые недавно открылись в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Выводы. В условиях цифровизации образования роль проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся деятельности значительно возрастает. Это определяет актуальность представленного в статье эксперимента. Сегодня его участники активно работают над апробацией модели организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности в условиях цифровой образовательной среды школы и предметных цифровых образовательных сред. Первый опыт участников эксперимента представлен в статьях [6, 7, 10]. Перспективной видится разработка проектов для школьников магистрантами педагогического образования как инновационного образовательного продукта [11].

В ходе экспериментальной деятельности создаются отличные возможности для ориентации школьников на продолжение образования в Мининском университете, а для педагогов экспериментальных школ - это хорошая мотивация для обучения на программах магистратуры (например, на направлении «Цифровая педагогика»). Для студентов Мининского университета совместная проектная деятельность со школьниками - это отличная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Сегодня уже есть примеры трудоустройства студентов в экспериментальные школы.

Литература:

1. Груздева, М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.

2. Емельянова, М.А. Организация исследовательской деятельности в школе / М.А. Емельянова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 207-208.

3. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

4. Круподерова, Е.П. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Информатика в школе. - 2015. - № 5 (108). - C. 50-51.

5. Круподерова, Е.П. Создание информационно-образовательной среды кафедры на базе сетевых сервисов / Е.П. Круподерова, Е.А. Слепышева // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 3.1 (63) -С. 626-636.

6. Круподерова, Е.П. Организация сетевого взаимодействия в рамках экспериментальной деятельности кафедры / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 71-2. - С. 206-210.

7. Круподерова, Е.П. Сопровождение эксперимента по развитию проектной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 196-198.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

9. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

10. Кучинова, Л.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / Л.Ю. Кучинова // В сборнике: Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VI Региональной студенческой научно-практической конференции. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - С. 50-53.

11. Перевощикова, Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8, №1. - С. 3.

12. Прокопьева, Л.Б. Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся / Л.Б. Прокопьева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №3 (27). - С. 186-189.

13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.01.2022).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г., № 287. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения: 25.01.2022).

Педагогика

УДК 37.088.2

доктор экономических наук, профессор Куркина Надиря Рафиковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат экономических наук, доцент Потапов Сергей Валентинович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Белякова Светлана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Аннотация. Статья посвящена приоритетным направлениям в организационной культуре образовательных организаций. В условиях цифровой трансформации образования меняются подходы к организационной культуре. Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями происходящими в образовательных организациях, которые расширяют цели и задачи сотрудников. Авторы выделяют ряд проблем в организационной культуре образовательных организаций в результате постоянных изменений. В статье обращено внимание на дисбаланс сотрудников между работой и личной жизнью и его влияние на организационную культуру. Исследование авторов, показывает, что эффективный механизм развития организационной культуры возможен через результат деятельности команды сотрудников и создание качество атмосферы. Рассмотрены предложения по совершенствованию организационной культуры в образовательной организации.

Ключевые слова: организационная культура, баланс, атмосфера, психологический климат, цифровые технологии.

Annotation. The article is devoted to priority areas in the organizational culture of educational organizations. In the context of the digital transformation of education, approaches to organizational culture are changing. The relevance of the study is due to modern trends taking place in educational organizations, which expand the goals and tasks of employees. The authors identify a number of problems in the organizational culture of educational organizations as a result of constant changes. The article draws attention to the imbalance of employees between work and personal life and its impact on the organizational culture. The study of the authors shows that an effective mechanism for the development of organizational culture is possible through the result of the activities of the team of employees and the creation of the quality of the atmosphere. Proposals for improvement of organizational culture in educational organization considered.

Key words: organizational culture, balance, atmosphere, psychological climate, digital technologies.

Введение. Соблюдение баланса между рабочей и личной жизнью сотрудника является сейчас одним из приоритетных направлений в организационной культуре образовательных организаций. Текущая ситуация с пандемией и цифровые технологии привели к изменению ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечению рабочих мест информационными технологиями. Большинство управленческих подходов на сегодняшний день стали неэффективны, так как повседневная обратная связь вызывает у сотрудников исключительно раздражительность и негативную реакцию. Необходим новый механизм согласования интересов работников и руководителей, систем ценностей, а так же принципов и символов. Организационная культура выступает механизмом изменений основных положений культуры организации, позволяющим сотрудникам достичь сплоченности в коллективе, поставленных целей и обеспечения трудовой дисциплины. С точки же зрения экономики, это важнейший ресурс повышения эффективности работы сотрудников, так как является мощным фактором привлечения и мотивации сотрудников.

Изложение основного материала статьи. В рамках исследования необходимо отметить, что 50% россиян тратят на работу 40-50 часов в неделю, 19% - более 50 часов. 26% россиян нейтрально оценивают свой баланс между рабочей и личной жизнью. 15% россиян довольны тем, что смогли выстроить баланс, а с частичным удовлетворением согласны 21%. Не удовлетворены балансом между рабочей и личной жизнью 18% россиян, а 20% - совсем им не довольны. 39% жителей России хотели бы улучшить свой баланс между работой и другими аспектами жизни - это сократить количество рабочих часов [4].

При этом, каждый пятый человек стремится реализоваться во всех сферах своей жизни, а значит, ему нужно уметь балансировать. В результате нарушения равновесия между работой и личной жизнью, приходит профессиональное выгорание и стресс, что негативно влияет на работоспособность и производительность. Сотрудники, которые, не приносят личное на работу, а рабочее не забирают домой, более успешно профессионально развиваются и приносят необходимый вклад в развитие образовательной организации [8].

Кроме того, несколько десятилетий назад терминов «work-life balance» и «выгорание» практически не существовало. Если сотруднику необходимо было отдохнуть, он просто уходил в отпуск и, тем самым, переключался. Когда вопрос «баланса» между работой и личной жизнью начал переходить на корпоративный уровень, организации стали конкурировать, предлагая инновационные способы преодоления данной проблемы.

В процессе развития цифровых технологий радикально изменяются все сферы жизни общества [6]. Происходит переоценка ценнностей в организационной культуре образовательных организаций, которая требует пересмотреть ориентиры и настроить внутренний компас у сотрудника.

В настоящее время отсутствеут единая точка зрения на термин «баланс», а также на то как его соблюдать и получать удовольствие от работы. На механизм развития организционной культуры руководитель образовательной организации может оказать влияние через результат деятельности команды сотрудников и создание качество атмосферы. В зависимости от этого в образовательную организацию приходят и остаются сотрудники, демонстрирующие высокие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.