Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОЕКТ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Попенко Сергей Дмитриевич

В статье рассмотрены способы организации сопровождения участников эксперимента по проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Научное сопровождение кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина экспериментальной деятельности осуществляется через проведение очных и дистанционных семинаров и мастер-классов, совместных Интернет-проектов, сетевых конкурсов и олимпиад. Продемонстрированы возможности организации сетевого взаимодействия с помощью различных цифровых инструментов. Студенты университета выступают руководителями проектов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Попенко Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE EXPERIMENT ON THE DEVELOPMENT OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses ways of organizing support for participants in the experiment on the project and educational research activities of students in a digital educational environment. Scientific support of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University experimental activity is carried out through the conduct of face-to-face and distance seminars and master classes, joint Internet projects, network contests and olympiads. The possibilities of organizing network interaction using various digital tools are demonstrated. University students act as project leaders for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Попенко Сергей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассмотрены способы организации сопровождения участников эксперимента по проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Научное сопровождение кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина экспериментальной деятельности осуществляется через проведение очных и дистанционных семинаров и мастер-классов, совместных Интернет-проектов, сетевых конкурсов и олимпиад. Продемонстрированы возможности организации сетевого взаимодействия с помощью различных цифровых инструментов. Студенты университета выступают руководителями проектов школьников.

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, сетевое взаимодействие, профессиональное сообщество, проект, цифровая образовательная среда.

Annotation. The article discusses ways of organizing support for participants in the experiment on the project and educational research activities of students in a digital educational environment. Scientific support of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University experimental activity is carried out through the conduct of face-to-face and distance seminars and master classes, joint Internet projects, network contests and olympiads. The possibilities of organizing network interaction using various digital tools are demonstrated. University students act as project leaders for schoolchildren.

Keywords: experimental activities, networking, professional community, project, digital educational environment.

Введение. Летом 2021 года и Министерством науки и высшего образования, и Министерством просвещения разработаны стратегии цифровой трансформации образования. Стратегия цифровой трансформации направлена на преодоление вызовов, стоящих перед системой образования, и создание условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, а также возможностей для повышения результативности обучения [12].

Авторы многих публикаций считают цифровую трансформацию общего образования неизбежным этапом обновления школы [2, 13] и связывают ее с построением цифровой образовательной среды организации. В цифровой образовательной среде школы педагоги формируют свои цифровые образовательные среды, подбирая необходимые цифровые инструменты для представления учебного контента, организации совместной деятельности обучающихся, проведения качественного контроля и оценивания [5]. Эти цифровые инструменты обладают хорошими дидактическими качествами для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, создавая возможности для реализации компетентностного подхода в образовании [14], формирования универсальных учебных действий обучающихся [10], решения воспитательных задач [9], развития информационной культуры обучающихся [3].

Поиск наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы является целью экспериментальной работы кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и школ № 9 г. Павлово, Либежевской школы Чкаловского района, школы № 106 г. Н. Новгорода.

В ходе экспериментальной деятельности осуществляется отбор наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием возможностей цифровой образовательной среды, а также отбор наиболее интересных для проектной деятельности цифровых инструментов и сервисов.

При научном сопровождении кафедрой экспериментальной деятельности используются возможности цифровой образовательной среды кафедры [7].

Цель статьи - рассмотреть способы организации сопровождения участников эксперимента по проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды и подобрать для этого необходимые цифровые инструменты.

Изложение основного материала статьи. В последние годы тенденции цифровой трансформации системы общего образования стали практически безальтернативными. Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией образования является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленного на всестороннее развитии личности обучающегося.

И здесь роль организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы сложно переоценить.

Способы применения цифровых инструментов в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности рассматривают авторы учебного пособия [1]. Предлагается использование компьютерных моделей; применение мобильных приложений для сбора статистики, проведения онлайн-анкетирования и интервьюирования и др.; применение облачных технологий для организации коллективной творческой деятельности; использование цифровых инструментов для обработки данных, визуализации результатов.

Кафедра прикладной информатики и информационных технологий в образовании Мининского университета осуществляет научное сопровождение экспериментальной деятельности по организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды трех школ Нижегородской области. Сопровождение эксперимента осуществляется через изучение опыта педагогов, размещенного в сети Интернет [6],

создание профессиональных сетевых сообществ [4], участие в совместных проектах, организацию сетевых мероприятий и конкурсов.

В ходе экспериментальной деятельности осуществляется анализ уровня цифровой и проектной компетенций учителей; проведение очных и дистанционных семинаров преподавателями Мининского университета; создание проектных групп обучающихся под руководством студентов; организация кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании дней открытых дверей на базе школ; консультации для учителей школ по применению цифровых инструментов и сервисов в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; разработка совместного сетевого проекта участниками эксперимента; участие кафедры в проведении предметных недель в школах; участие школьников в различных сетевых проектах разного уровня под руководством студентов; подготовка совместных публикаций по теме эксперимента; накопление удачных педагогических практик, знакомство с ними студентов университета-будущих педагогов и др. Например, участники эксперимента познакомились с опытом учителя информатики Либежевской школы Попенко Н.В., которая стала разработчиком регионального проекта «На крыльях Алексеевской мечты», посвященного Алексееву Р.Е. , чье имя носит школа. Не менее интересным является и опыт школы № 9 г. Павлово, который описан в статье [11]. Обучающиеся этих школ неоднократно становились победителями региональных Интернет-проектов, проводимых на сайте Летописи.ру, а также обучающих олимпиад по сервисам Веб 2.0 Мининского университета.

Перспективным нам видится разработка проектов для школьников магистрантами педагогического образования как инновационного образовательного продукта [12].

В ходе взаимодействия кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Мининского университета и экспериментальных школ создается профессиональное сетевое сообщество педагогов, работающих над аккумулированием передового педагогического опыта по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы.

Платформами для поддержания взаимодействия участников педагогического сообщества являются вики-сайт Мининского университета, цифровая среда кафедры, организованная на базе пакета G Suite for Education, сайты школ-участниц эксперимента. Опыт использования цифровых инструментов участниками экспериментальной деятельности обобщен в статье [8].

Примером совместной сетевой проектной деятельности кафедры и экспериментальных школ явился региональный сетевой проект «В Нижний Новгород - это значит домой!», который в апреле 2021 г. разработали и провели студенты Мининского университета.

В ходе проекта школьники освоили различные Интернет-сервисы, такие как вики, онлайн ленты времени и ментальные карты, виртуальные доски и инфографику.

Приведем примеры продуктов проектной деятельности участников проекта из экспериментальных школ:

- страница команды-участницы проекта «Горьковчане» из школы № 106 г. Н. Новгорода (https://clck.ru/YAXuL);

- виртуальная доска «Архитектурные достопримечательности Нижнего Новгорода XX - начала XXI вв. (https://clck.ru/YAgeG), использован сервис https://ru.padlet.com;

- ментальная карта «Знаменитые нижегородцы» (https://clck.ru/Uf7LY), использован сервис https://www.mindomo.com;

- лента времени «Основные события в истории Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/YAgna), использован сервис https://time.graphics;

- литературная видео экскурсия, посвященная творчеству Максима Горького (https://www.youtube.com/watch?v= ByWhxWlmhU);

- инфографика «Памятник Горький на Волге» (https://clck.ru/Uf6je), использован сервис https://www.canva.com;

- сайт «Промышленный Нижний», посвященный предприятиям Нижнего Новгорода (https://clck.ru/YAhhp).

Сегодня студенты и преподаватели разрабатывают новый проект для обучающихся экспериментальных школ. В декабре в рамках празднования в университете дней российской информатики школьники трех школ получат различные проектные задания, посвященные отечественной вычислительной технике, программным продуктам, ученым-информатикам. При их выполнении будут пользоваться современными цифровыми инструментами. Итоги будут подведены на общей online конференции. А для учителей состоится виртуальный круглый стол в форме «World caffe», где участники обсудят проблему подготовки школьников к жизни в информационном обществе. При этом во время мероприятия учителям самим придется пользоваться современными цифровыми инструментами. Например, будет использована платформа для совместной работы распределенных команд Miro, система видеоконференцсвязи Microsoft Teams. Также состоятся дистанционные мастер-классы преподавателей, студентов и учителей экспериментальных школ.

В апреле планируется совместное празднование международного дня Интернета. В рамках мероприятия будет привлечено внимание школьников к проблеме оценки надежности и достоверности Интернет-ресурсов; необходимости соблюдения авторских прав; сетевой безопасности и правил сетевого этикета. Состоится мини-квест по поиску достоверных ресурсов.

Выводы. В условиях цифровой трансформации образования роль проектной деятельности значительно возрастает. Это определяет актуальность эксперимента по теме проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды, поиска эффективных форм сетевого взаимодействия участников эксперимента. Для организации совместного планирования экспериментальной деятельности, подготовки и проведения общих сетевых мероприятий, накопления передовых практик учебно-исследовательской деятельности обучающихся, проведения Интернет-проектов и дистанционных мастер-классов используются такие цифровые инструменты как вики, Google-сайты, облачные сервисы.

В ходе экспериментальной деятельности создаются отличные возможности для ориентации школьников на продолжение образования на ИТ-направлениях и педагогическом направлении «Информатика и Технология» Мининского университета, а для педагогов экспериментальных школ появилась возможность обучения на программах магистратуры, прежде всего, на программе «Цифровая педагогика». Для студентов Мининского университета руководство проектной деятельностью школьников - это возможность формирования универсальных и профессиональных компетенций, рост самооценки, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 550 с.

2. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. - Нижний Тагил НТИ (филиал) УрФУ. - 2017. - 128 с.

3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - C. 131-137.

5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. -С. 144-147.

6. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов // Вестник Минского университета. - 2014. - № 2(6). - С. 15.

7. Круподерова Е.П., Слепышева Е.А. Создание информационно-образовательной среды кафедры на базе сетевых сервисов // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 3.1 (63). - С. 626-636

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р, Попенко С.Д. Организация сетевого взаимодействия в рамках экспериментальной деятельности кафедры //Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. -С. 206-210.

9. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 19.

10. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ-инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 112-118.

11. Кучинова Л.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. В сборнике: Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VI Региональной студенческой научно-практической конференции. - Н. Новгород. Мининский университет. - 2021. - С. 50-53.

12. Перевощикова Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 3.

13. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

14. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616.

Педагогика

УДК 376.3

доктор педагогических наук, доцент Кузьмичева Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СУБЪЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Важным и эффективным способом повышения качества достижения ребенком с ОВЗ образовательных результатов в условиях инклюзивного образования выступает индивидуализация, которая предполагает как коллегиальную деятельность педагогов, так и вовлечение родителей в данный процесс. Целью статьи является разработка инструмента выявления степени их вовлеченности в процесс индивидуализации образовательной среды как субъектов образовательных отношений и одновременно стимулирования экспертной функции родителей. Его применение показывает возможности достижения «сонастройки» представлений и усилий родителей и педагогов в сфере индивидуализации образовательной среды.

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуализация, субъекты образовательных отношений, родители детей с ОВЗ, экспертная функция.

Annotation. Individualization of the educational environment is an important and effective way to improve the quality of learning outcomes achieved by a child with health limitations within the inclusive education system, as individualization is the process that implies the collegial work of teachers and the involvement of parents. The goal of the article is to develop a tool that can help identify the degree of parents' involvement in the process of individualization. The article also aims to stimulate parents' role as experts as they are the subjects of educational relations. The implementation of this role provides the possibility to achieve the attunement of the ideas and efforts of parents and teachers in the field of educational environment individualization.

Keywords: inclusive education, individualization, the subjects of the educational relations, parents of the children with health limitations, expert role.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-00811A «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях»)

Введение. Проблема повышения качества инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ сегодня продолжает сохранять свою остроту. Одним из обоснованных и эффективных способов решения данной проблемы, по нашему мнению, следует рассматривать индивидуализацию как сложный многофакторный процесс приведения в соответствие всех компонентов образовательной среды с индивидуальными особенностями развития психосоциальной сферы ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Обеспечение индивидуализации предполагает как эффективную коллегиальную деятельность специалистов школы, так и вовлечение родителей детей с ОВЗ в инклюзивные образовательные процессы, повышение активности их участия в выстраивании индивидуального образовательного маршрута ребенка (Т.В. Кузьмичева, Ю.А. Афонькина, Д.А. Морозова [5]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.