способствовать повышению мотивации обучающихся, развитию регулятивных учебных действий, а также совершенствовать грамматические навыки.
Литература:
1. Богданова O.A. Эдьютейнмент как особый тип учения // Инновационные технологии в образовании.
- 2014. - №4(30). - С. 61-109.
2. Гуремина Н.В. Методы активного обучения как инновационный тренд российского профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №11.
- С. 37-89.
3. Дьяконова, О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике / О.О. Дьяконова // Сиб. пед. Журнал. - 2014. - №6 - С. 6-47.
4. Железнякова, О.М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке / О.М. Железнякова, О.О. Дьяконова // Alma mater: Вестн. высш. шк. - 2014. - №2 -С. 67-120.
5. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. -2020. - Т. 8, №3. - С. 3.
6. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания // Управление начальной школой - 2013. - № 9. - С. 11-89.
7. Казакова, В.В. Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №22.1. - С. 53-97.
8. Кобзева, Н.А. Edutainment как современная технология обучения / Н.А. Кобзева // Ярослав. пед. вестн. - 2012. - №4, т.2 - С. 192-231.
9. Конышева Ю.Р. Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках по иностранному языку // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: сб.статей: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация», 25 декабря 2015 г. - Самара: ООО «Офорт», 2015. - С. 60-62.
10. Королева Е.В., Полуэктова В.А. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГАРФ. - С. 157-161
11. Маринина Ю.А., Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. - Том 129. - Спрингер, 2020. - С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9
12. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №4. - С. 14
13. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий как средство развития иноязычных речевых навыков и умений // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки: научный рец. журнал / под ред. д-ра пед.наук, проф. Бокаревой Г.А. Калининград: БГАРФ, 2019. - Вып. 1 (47). - С. 138-145. реестр ВАК
14. Самойлов, А.С. Использование элементов технологии «эдьютейнмент» с целью развития профессионального мышления. / А.С. Самойлов // Тул. пед. Журнал. - 2016. - №12. - С. 78-99.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Попенко Сергей Дмитриевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ
Аннотация. В статье рассмотрены формы и цифровые инструменты организации сетевого взаимодействия участников эксперимента по проектной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Научное сопровождение кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина экспериментальной деятельности осуществляется через проведение дистанционных семинаров и мастер-классов, сетевых проектов, конкурсов и олимпиад. Продемонстрированы возможности организации сетевого взаимодействия с помощью сервисов Google.
Ключевые слова: экспериментальная деятельность, сетевое взаимодействие, профессиональное сообщество, проект, цифровая образовательная среда.
Annotation. The article discusses the forms and digital tools for organizing network interaction of participants in the experiment on project activities of students in a digital educational environment. Scientific support of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University experimental activities are carried out through remote seminars and master classes, network projects, contests and competitions. Demonstrated the possibilities of organizing network interaction using Google services.
Keywords: experimental activities, networking, professional community, project, digital educational environment.
Введение. Одной из важных задач, решаемых педагогическим коллективом Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина является выстраивание эффективной системы сотрудничества между университетом, как опорным региональным вузом по педагогическому образованию, и образовательными организациями региона.
Эта задача имеет первостепенное значение и для кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Кафедра осуществляет научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности по теме: «Развитие проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды» в школе № 9 г. Павлово, Либежевской школе Чкаловского района, школе № 106 г. Н. Новгорода.
В ходе экспериментальной деятельности осуществляется отбор наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием возможностей цифровой образовательной среды, а также отбор наиболее интересных для проектной деятельности цифровых инструментов и сервисов.
Научное сопровождение кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании экспериментальной деятельности осуществляется через проведение мастер-классов преподавателями университета для педагогов школ и обучающихся, различных тренингов, конференций, обобщение передового педагогического опыта, организацию совместных очных и дистанционных проектов, конкурсов, олимпиад, создание профессиональных сетевых сообществ.
Цель статьи - рассмотреть способы и инструменты организации сетевого взаимодействия участников эксперимента по проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды.
Изложение основного материала статьи. 21 век - век активных перемен в экономической, политической, социальной сфере, век беспрецедентных технологических изобретений, который требует от человека умения ориентироваться в огромном потоке информации; демонстрировать критическое мышление, готовность брать на себя ответственность; развивать навыки командной работы; быть ответственным и мобильным. Формированию таких качеств способствует применение в обучении метода проектов.
Проектному методу более ста лет, но при этом он по-прежнему актуален. Меняется технологическая база метода. Теперь это цифровые инструменты, прежде всего сетевые социальные сервисы. Но суть метода остается прежней: рациональное сочетание теории и практики, самостоятельная деятельность, групповая работа, поиск решения важных для обучающихся проблем.
Актуальность использования в обучении проектного метода возросла с введением ФГОС общего образования, в которых сформулированы требования формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. А для их формирования проектный метод наиболее эффективен, так как он предполагает коммуникативные навыки, умение выбирать способы решения проблем, развитие познавательной активности.
Сегодня одной из ключевых задач модернизации российского образования является его цифровизация. В последние несколько лет все чаще обсуждается вопрос, цифровой трансформации в сфере общего образования. Авторы многих публикаций считают цифровую трансформацию общего образования неизбежным этапом обновления школы, который разворачивается вслед за внедрением цифровых технологий во все сферы жизни нашего общества [1, 14]. При этом цифровую трансформацию общего образования связывают с построением цифровой образовательной среды организации.
Организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде посвящены публикации [3, 7, 13]. Поиск наиболее эффективных форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы является целью экспериментальной работы кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина и трех школ Нижегородской области. Задачи экспериментальной деятельности: организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы на основе интеграции основного и дополнительного образования; развитие системы непрерывного образования в области робототехники и научно-технического творчества; повышение интереса обучающихся к инженерным и техническим специальностям.
Диссеминация педагогического опыта, накопленного в ходе экспериментальной деятельности может осуществляться через изучение опыта, представленного в виде методических маршрутов педагогов в сети Интернет [6]; тьюторское сопровождение педагогов в школах [4]; создание профессиональных сетевых сообществ [2, 11].
Фактически взаимодействие кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Мининского университета и экспериментальных школ - это своего рода создание профессионального сетевого сообщества образовательных организаций, работающих над аккумулированием передового педагогического опыта по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде школы.
Поскольку в последние годы активно формируются электронные площадки для развития профессиональных педагогических сообществ, их потенциал должен быть востребован и использован максимально. Такая организация позволит активнее внедрять модели «горизонтального обучения» по системе Р2Р (с англ. peer-to-peer - равный равному), когда обучение происходит внутри профессиональных сообществ, в которых группы педагогических работников, будучи объединенными в рамках признаваемых
ими норм профессионального мышления и профессионального поведения, формируют соответствующую профессиональную среду.
Что касается платформ для создания педагогических сообществ, то они подробно рассматриваются в статье [2]. Например, основная деятельность по диссеминации инновационного опыта школ-участниц проекта Нижегородского института развития образования «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога» была развернута в системе дистанционного обучения Moodle, где проводились различные сетевые активности для педагогов; размещались материалы семинаров, конференций, круглых столов; публиковались передовые педагогические практики.
Другими платформами для создания сетевых сообществ являются вики-среды. Например, сообщество педагогов Владимирской области развернуто на региональном образовательном сайте «Wiki-Владимир» (http://wiki.vladimir.i-edu.ru). Здесь организуется проведение региональных сетевых проектов для педагогов и школьников; в режиме индивидуальных консультаций осуществляется координация деятельности школьных команд в рамках проектной деятельности и подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.
Еще один вариант размещения сетевых сообществ - облачные сервисы. Сегодня многие учреждения, в т.ч. образовательные, организуют свои цифровые образовательные среды на базе облачных технологий. Сейчас облачные технологии развиваются с огромной скоростью и неуклонно завоевывают популярность у пользователей всего мира. Преимущества использования облачных технологий в образовании обсуждаются в статье [8]. Поэтому для организации сетевого взаимодействия кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Мининского университета и школ-участниц эксперимента по проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды было принято решение об использовании сервисов Google.
Рассмотрим возможности организации сетевого взаимодействия с помощью сервисов Google. Google Диск - универсальный инструмент, совмещающий в себе функции хранения информации и набора инструментов и сервисов. Google диск может использоваться для совместного сбора и хранения эффективных педагогических практик, различных методических и дидактических материалов, проектов, технологических карт уроков, сценариев внеклассных мероприятий и т.п.
На Google-диске размещаются папки с Google-документами, Google-таблицами, Google-презентациями, Google-формами. К каждому документу может быть настроен соответствующий доступ: по чтению, комментированию или редактированию. Доступ может быть отдельным людям или всем, кому предоставлена ссылка. Он может быть только для школ-участниц экспериментальной деятельности, а может и для внешних пользователей.
Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, рисунков, форм, а также их совместного использования и публикации в Интернете. Могут использоваться для совместной подготовки планов, отчетов, отзывов, публикаций, методических рекомендаций, инструкций; проведения «мозговых штурмов», коллективного создания различных каталогов и пр.
Календарь Google - это, прежде всего, веб-инструмент управления и планирования. Примеры использования: календарь мероприятий; календари конференций, олимпиад, проектов, различных сетевых активностей и т.д.
Также для организации взаимодействия создаются Google-сайты. Сайты Google могут использоваться для создания сайтов мастер-классов, веб-квестов, семинаров и других сетевых мероприятий. Можно использовать для представления портфолио проектов участников эксперимента. В Google-сайт интегрируются различные инструменты планирования и мониторинга, организации эффективного взаимодействия, инструменты аналитики. Пример Google-сайта для поддержки экспериментальной деятельности - https://clck.ru/UjWfN.
В рамках экспериментальной деятельности происходит обмен передовым педагогическим опытом школ-участниц этого эксперимента. Например, одна из образовательных организаций является сельской школой. В 2019 году на базе Либежевской средней школы был создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» [12]. Новое современное оборудование «Точки роста» позволяет осуществлять образовательный процесс более качественно, выделить на организацию проектной деятельности дополнительные ресурсы.
Одним из авторов статьи-студентом Мининского университета по заказу школы разработана информационная система администрирования деятельности сельской школы. Одним из наиболее распространенных методов создания цифровой образовательной среды школы в целом, или его отдельных компонентов, является приобретение комплексной системы автоматизации деятельности образовательной организации. При этом, достаточно часто, вопросам реальной потребности в данных системах, готовности педагогических коллективов к их внедрению в образовательный процесс, не уделяется должного внимания. Но несмотря на это, процесс информационных систем, обеспечивающих упрощение и автоматизации некоторой деятельности сотрудников говорит о том, что внедрить в образовательную организацию «что-либо» с внешнего источника за государственные средства, является возможным. К сожалению, однозначно нельзя надеяться на это «что-то» в дальнейшем. Поэтому, более эффективным вариантом получения реального результата является вариант, когда необходимость внедрения, а, следовательно, его путей и методов исходит непосредственно «изнутри» самой образовательной организации [15]. Именно поэтому для Либежевской школы разработана система, удовлетворяющая конкретным требованиям администрации. И это один из примеров совместной проектной деятельности.
Другими примерами являются семинары преподавателей Мининского университета «Сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся» для учителей школ, организация кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании дистанционных дней открытых дверей на базе школ; участие школьников в региональном сетевом проекте «В Нижний Новгород - это значит домой!» в апреле 2021 г., который разработали и провели студенты университета.
Выводы. Применение проектного метода в условиях цифровой образовательной среды способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся [5, 10], формированию информационной культуры [9], формированию ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся [16]. Это определяет
актуальность эксперимента по теме проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды, поиска эффективных форм сетевого взаимодействия участников эксперимента. Одним из вариантов такого взаимодействия является использование сервисов Google, что позволяет повысить надежность передачи данных, организовать совместную работу над документами, планировать экспериментальную деятельность на основе общих календарей, проводить различные сетевые мероприятия, собирать передовой педагогический опыт.
Литература:
1. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил НТИ (филиал) УрФУ. -2017. - 128 с.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - C. 131-137.
3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 144-147.
4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Организация тьюторского сопровождения формирования ИКТ - компетентности педагогов Нижегородской области. // Эксперимент и инновации в школе. - 2017. - № 2. - С. 37-40.
5. Круподерова Е.П., Карташова С.Ю., Романов М.А. Формирование цифровой образовательной среды педагогического сообщества // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. -C. 131-137.
6. Круподерова Е.П., Плесовских Г.А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2015, № 10. - С. 602-609.
7. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. - 2014. - № 2(6). - С. 15.
8. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород. Мининский университет. - 2016. - 84 с.
9. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. - 2015. - № 2. - C. 37-43.
10. Круподерова К.Р., Попенко Н.В., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 147-150.
11. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 112-118.
12. Леухина С.А. Современные формы повышения квалификации в области ИКТ в рамках развития сетевых педагогических сообществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 99-103.
13. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения 11.06.2021).
14. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. - Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. - 2015. - С. 96-101.
15. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.
16. Чашников Л. Курс лекций. Материалы проекта «Создание модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ИВЦ «АВЕРС». [Электронный ресурс] URL: http://www.avers-edu.ru/ProektSchool/Lek/indexLek.html (дата обращения: 15.06.2021).
17. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - Т. 9. - №7S. - С. 1381.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Мусин ШагитРишатович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений. В процессе формирования инженерной культуры у будущих бакалавров развивается пространственно-техническое и логическое мышление, расширяются коммуникативные возможности для общения со специалистами в своей и смежных сферах профессиональной деятельности. Целью данной работы является решение проблемы развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений в процессе их профессиональной подготовки. Исходя из ключевой роли гуманизации технического образования в развитии культуры личности будущего инженера, авторы анализируют состояние формирования инженерной культуры в системе образования, опираясь на исследования многих педагогов-ученых. На основе проведенных исследований авторы пришли к выводу о том, что развитие инженерной культуры происходит в процессе последовательных этапов (подготовительный, формирующий, рефлексивный) и содержит соответствующие каждому этапу структурные компоненты (технико-технологический, информационно-коммуникационный, когнитивный, графический, проектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический, экономический, личностный и социально-гуманитарный).
Ключевые слова: компоненты, инженерная культура, профессиональная подготовка, бакалавры технических направлений.
Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of engineering culture of future bachelors of technical fields. In the process of forming an engineering culture, future bachelors develop spatial-technical and logical thinking, expand communication opportunities for communicating with specialists in their own and related fields of professional activity. The purpose of this work is to solve the problem of developing the engineering culture of future bachelors of technical fields in the process of their professional training. Based on the key role of the humanization of technical education in the development of the culture of the future engineer's personality, the authors analyze the state of the formation of engineering culture in the education system, based on the research of many teachers and scientists. Based on the conducted research, the authors came to the conclusion that the development of engineering culture occurs in the process of successive stages (preparatory, formative, reflexive) and contains.
Keywords: components, engineering culture, professional training, bachelors of technical fields.
Введение. В XXI век - век высоких технологий, в обществе востребованы высококвалифицированные и перспективные специалисты инженерной направленности, способные путем решения многих технических задач достичь высокой степени готовности к многофункциональной производительной и интеллектуально-творческой деятельности.
Формирование инженерной культуры является важнейшей составляющей подготовки будущих бакалавров технических направлений.
Понимая культуру как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей в различных областях человеческой деятельности, следует отметить, что инженерная культура - это есть совокупность специальных алгоритмов мышления, умений, технической, социальной и исследовательской компетенций, а также профессионального инженерного самоопределения.
По характеру труда инженерная деятельность относится к умственному труду (анализ, исследование, контроль, планирование, управление, принятие нестандартных решений и т.д.). Продукты умственного труда - это не сами материальные вещи, а их образы, идеальные модели, идеи, научно-технические гипотезы, теории, принципы, т.е. духовные ценности человеческой культуры.
С философских позиций проблемы инженерной культуры анализируются в работах Долженко О.В., Багдасарян Н.Г. В работах Осинского И.И., Рыжкова В.П. рассмотрены взаимосвязи развития общества и техники. Душков Б.А., Суходольский Г.В., Шадриков В.Д. анализируют структуру и динамику формирования инженерной деятельности.
Современным проблемам развития инженерной культуры посвящены исследования известных педагогов (Атутов П.Р., Долженко О.В., Калекин A.A., Лагунова М.В., Левина М.М., Матящ Н.В., Сластенин В.А., Фокин Ю.Г., Эсаулов А.Ф.).
Комплексное исследование, посвященное анализу структуры, динамики и механизмов освоения профессиональной инженерной культуры, проведено Н.Г. Багдасарян Г71.
Изложение основного материала статьи. Культура инженерной деятельности первоначально являлась составляющей общечеловеческой культуры и профессиональной компетентностью будущего бакалавра технического направления.
Анализ многочисленных научных исследований показывает, что инженерное образование имеет высокий культурологический потенциал, поскольку находится на стыке естественнонаучных, технико-технологических и общественных дисциплин. Культурологический подход развивается в профессиональном инженерном образовании, что отражено в области исследований культурологии, философии, социологии, эргономики, инженерной педагогики, инженерной психологии и т.д.