Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрантка Никифорова Лидия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности различных цифровых инструментов для организации внеучебной деятельности обучающихся колледжа. Представлены компоненты цифровой образовательной среды колледжа для организации внеучебной деятельности, такие как цифровые образовательные ресурсы; персональный сайт учителя; цифровые инструменты для сотрудничества, коммуникации, организации обратной связи.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, персональный сайт, сетевые социальные сервисы.
Annotation. The article discusses the didactic capabilities of various digital tools for organizing extracurricular activities of college students. The components of the digital educational environment of the college for the organization of extracurricular activities are presented, such as digital educational resources; teacher's personal website; digital tools for collaboration, communication, feedback management.
Keywords: digital educational environment, digital educational resources, personal website, network social services.
Введение. Неотъемлемым компонентом образовательного процесса в колледже является внеучебная деятельность. Организации внеучебной деятельности обучающихся колледжей посвящены публикации [3, 11]. Авторы подчеркивают, что внеучебная деятельность может оказывать положительное влияние на профессиональную ориентацию, социализацию и эффективную самоорганизацию обучающихся, становление личности будущего специалиста, формирование общих и профессиональных компетенций.
Для организации внеучебной деятельности обучающихся могут использоваться возможности цифровой образовательной среды [4]. Проблема формирования цифровой образовательной среды колледжа обсуждается в ряде публикаций [5, 12, 15]. Внеучебная деятельность в условиях цифровой образовательной среды может осуществляться в форме различных проектов, олимпиад, конкурсов, творческих мастерских с использованием цифровых образовательных ресурсов и сервисов, дистанционных технологий.
Особое значение для организации внеучебной деятельности имеет применение метода проектов, особенно, Интернет-проектов. С помощью различных Интернет-сервисов может быть организована сетевая проектная деятельность. Ее роль в патриотическом воспитании молодежи обсуждается в [8], в развитии информационной культуры обучающихся - в [10], для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий - в [9], формирования компетенций в [16].
Цель данной статьи состоит в обосновании модели внеучебной деятельности обучающихся колледжа с использованием цифровых инструментов, прежде всего Интернет-сервисов. Базой исследования является Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.
Изложение основного материала статьи. Одним из ключевых аспектов при формировании цифровой образовательной среды в колледже является возможность внедрения информационных и коммуникационных технологий в организацию внеучебной деятельности в колледже.
Сегодня актуализируется поиск новых форм и методов расширения возможностей творческого самопроявления студенческой молодежи и одним из средств чаще всего называется внеучебная работа, организующая свободное время студентов: профессионально направленные и творческие конкурсы, научные конференции, молодежные слеты, проекты и т.д. И эта деятельность может осуществляться с использованием возможностей сети Интернет.
Рассмотрим различные цифровые инструменты, которые можно использовать во внеучебной работе с обучающимися колледжа. Анализ нормативных документов по цифровизации образования, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, позволил обосновать необходимые компоненты цифровой образовательной среды для организации внеучебной деятельности в колледже. Такими компонентами могут быть: цифровые образовательные ресурсы; персональный сайт учителя; цифровые инструменты для сотрудничества, обратной связи, коммуникации. Обсудим эти компоненты. Приведем примеры некоторых цифровых ресурсов, которые могут быть полезны в организации внеучебной деятельности студентов колледжа:
- сайт Российского союза молодежи (https://www.ruy.ru);
- Национальный совет молодежных и детских объединений России (http://www.youthrussia.ru);
- «Россия - страна возможностей» (https://rsv.ru) - открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами;
- Ассоциация Юных Лидеров (http://www.ayl.ru) - лидерские тренинги для молодежи по уникальным авторским программам;
- Молодежная Общественная Палата (http://molpalata.ru) - негосударственная общественная организация, призванная объединить молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет.
В последнее время большую популярность приобретает дополнительное электронное образование от ведущих вузов мира. Много интересных курсов размещено в системах электронного образования «Универсариум» (https://universarium.org), «Лекториум» (https://www.lektorium.tv), ИНТУИТ
(http://www.intuit.ru) и др. Следует рекомендовать обучающимся использование электронных библиотек, виртуальных музеев и выставок, цифровых платформ для проведения конкурсов и олимпиад.
Одним из элементов цифровой образовательной среды для организации внеурочной деятельности могут быть персональные сайты педагогов. Например, на персональном сайте одного из авторов статьи (https://lidia-ne.wixsite.com/lidia-aleksandrovna), как социального педагога размещены различные материалы, полезные для обучающихся, их родителей, коллег. Имеется раздел «Социальное проектирование», в котором представлены различные реализованные сетевые проекты студентов колледжа.
Рассмотрим цифровые инструменты для организации совместной деятельности обучающихся. Например, для совместного планирования различных мероприятий; проведения «мозговых штурмов» могут использоваться документы совместного редактирования, вики-страницы, блоги, on-line интерактивные доски, ментальные карты. Для подготовки совместных творческих работ, тезисов, докладов на конференции, отчетов о проделанной работе, для представления портфолио проектов могут использоваться вики и Google-сайты. Для получения обратной связи о проведенных мероприятиях используются различные on-line формы. Облачные хранилища можно использовать для размещения фото, видео о различных событиях.
Для организации коммуникации участников внеурочной деятельности могут быть предложены сервисы для on-line встреч с обучающимися, такие как https://zoom.us, https://www.wiziq.com, https://hangouts.google.com, https://pruffme.com и др. Особенностям организации коммуникаций, в частности в Интернет-проектах посвящена статья [14].
Для организации обратной связи и рефлексии хорошо подойдут различные сервисы для on-line анкетирования (Google-формы, Microsoft формы, https://anketer.org/, https://onlinetestpad.com/ru и др.), on-line интерактивные доски. Описание многих из перечисленных сервисов можно найти в [2, 13].
Особое значение для организации внеурочной деятельности имеет сетевая проектная деятельность. Выбор Интернет-платформы для организации проектной деятельности обсуждается в статье [7]. При организации сетевой проектной деятельности полезно использование технологии вики. Доказательством этому может служить проект Летописи.ру (http://letopisi.org), которому в январе 2021 года исполнилось 15 лет. На страницах Летописи.ру проводится большое количество Интернет-проектов, в которых могут принять участие студенты колледжа.
Например, один из авторов статьи с 2007 года модерирует проект «Мы помним» (https://clck.ru/MWe24). Интернет-проект посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу.
Различные вики-проекты для обучающихся Нижегородской области проводятся на вики-сайте Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина в рамках профориентационной деятельности. В них участвуют школьники и обучающиеся колледжей. Некоторые примеры представлены в статье [6].
Часто для организации Интернет-проектов разработчики используют Google-сайты. Приведем примеры некоторых проектов, где могут участвовать студенты колледжей в текущем учебном году. Проект «Приключения робинзонов» (https://sites.google.com/site/ziznnaneobitaemomostrove) позволит побывать в роли первооткрывателей и заново совершить научные открытия, спрятанные на страницах романа Жюля Верна «Таинственный остров»; подскажет как «видеть» в литературном произведении элементы астрономии, биологии, физики, географии; позволит не бояться задавать вопросы и искать ответы; поможет ставить эксперименты, подтверждающие объяснения явлений, поразмышлять о том, как знания способны изменить жизнь людей.
Цели проекта «Цена зайцу - две деньги, да бежать - сто рублев!» (https://clck.ru/G5kGZ) формирование экономического мышления и принципов рационального экономического выбора. Участники проекта смогут обрабатывать статистические данные, видеть экономические смыслы в литературных текстах, писать статьи и эссе на экономические темы, использовать современные сетевые сервисы для совместного творчества. Работа в данном проекте научит понимать, как наше экономическое поведение определяет структуру потребления в семье и стране, структуру производства товаров и услуг, их различие в разных странах.
Интернет-проект «Все по закону!» (https://clck.ru/DQwic) посвящен законам экологии, а значит законам жизни. В ходе проекта учащиеся создадут совместную презентацию «Экология и жизнь»; коллекцию пазлов с экологическими слоганами; выполнят исследовательскую работу «Сберегай-ка»; оформят флаеры «Экологическая тропа»; создадут совместный сборник экологических задач; примут участие в акции «Чистая планета» и создадут праздничные открытки к Дню Земли.
Во всех рассмотренных выше вариантах организации внеучебной деятельности в рамках цифровой среды колледжа возможно применение сетевых социальных сервисов, использование которых способствуют формированию у обучающихся умений искать пути решения проблем, взаимодействовать в команде, брать на себя роль лидера, развивать критическое и системное мышление, осваивать современные технологии.
Отметим также еще одну форму внеучебной деятельности студентов. Это участие в различных веб-квестах. Возможна и самостоятельная разработка веб-квестов обучающимися [1].
Выводы. Мы обосновали компоненты цифровой образовательной среды для организации внеучебной деятельности в колледже. Назвали такие инструменты, как цифровые образовательные ресурсы; персональный сайт учителя; цифровые инструменты для сотрудничества, обратной связи, коммуникации. Особое внимание уделили сетевым социальным сервисам: вики, Google-сервисам, on-line интерактивным доскам и ментальным картам, сервисам для сетевой коммуникации.
Различные внеучебные мероприятия с использованием цифровых инструментов развивают у обучающихся умения эффективного поиска информации и правильной ее интерпретации; готовность соблюдать правила этичного и безопасного поведения в сети Интернет; учат эффективному использованию различных цифровых инструментов. И, конечно, они направлены формирование общих и профессиональных компетенций студентов.
Литература:
1. Верхолетова И.Н., Поначугин А.В. Платформы для создания и реализации веб-квестов // Информатика и образование. 2018. № 2 (291). С. 24-27.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.
3. Климаева И.В. Влияние внеурочной деятельности на формирование положительного имиджа образовательной организации среднего профессионального образования // Наука и образование сегодня.
2017. № 3(4). C. 38-40.
4. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета.
2018. Т.6. № 2(23). C. 5.
5. Круподерова Е.П., Дудин И.В., Тихонов А.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 54-6. С. 114-120.
6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). C. 50-51.
7. Круподерова Е.П., Попенко С.Д., Тимофеева К.О. Выбор Интернет-платформы для организации проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 35-38.
8. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). C. 19.
9. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий. // В мире научных открытий. 2015. № 9-2 (69). C. 596-601.
10. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2017. - C. 123-128.
11. Кузьмина О.Н. Организация внеурочной деятельности студентов колледжа как механизм реализации всестороннего развития и социализации личности в образовательном процессе // Инновационная наука. 2015. № 11(2). С. 221-224.
12. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования, 2019. № 1 (21). С. 55-59.
13. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.
14. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 23-26.
15. Ширшова Н.Г., Тихонов А.П. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-50.
16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion,
2019. T. 35. № Special Issue 19. C. 591-616.
Педагогика
УДК 377.1
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сервисов Веб 2.0 для формирования универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в рамках учебной и внеаудиторной проектной деятельности. Приведены примеры использования сервисов Веб 2.0 для организации исследований, сотрудничества, презентации информационных продуктов в ходе проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Ключевые слова: универсальные компетенции, проект, исследовательская деятельность, сотрудничество, сервисы Веб 2.0.
Annotation. The article discusses the didactic capabilities of Web 2.0 services for the formation of universal competencies for future bachelors of pedagogical education in the framework of educational and extracurricular project activities. Examples of using Web 2.0 services for organizing research, cooperation, presentation of