Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / TUTOR / TUTOR SUPPORT / TEACHER'S ICT COMPETENCE / NETWORK SERVICES / METHODOLOGICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Пилипчук Светлана Алексеевна

В статье рассмотрены различные формы тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа. Например, в условиях работы колледжа в дистанционном формате важной задачей тьютора становится знакомство коллег с цифровыми ресурсами и сетевыми сервисами для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся. Эффективной формой тьюторского сопровождения педагогов является методический проект. Приведен пример такого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Пилипчук Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF ICT COMPETENCE OF COLLEGE TEACHERS

The article discusses various forms of tutoring support for the formation of ICT competence of college teachers. For example, in the conditions of a college in a distance format, an important task for a tutor is to acquaint colleagues with digital resources and network services for organizing the educational process and assessing the achievements of students. An effective form of tutor support for teachers is a methodological project. An example of such a project is given.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА»

Педагогика

УДК 377.1

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Пилипчук Светлана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассмотрены различные формы тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа. Например, в условиях работы колледжа в дистанционном формате важной задачей тьютора становится знакомство коллег с цифровыми ресурсами и сетевыми сервисами для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся. Эффективной формой тьюторского сопровождения педагогов является методический проект. Приведен пример такого проекта.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, ИКТ-компетентность педагога, сетевые сервисы, методический проект.

Annotation. The article discusses various forms of tutoring support for the formation of ICT competence of college teachers. For example, in the conditions of a college in a distance format, an important task for a tutor is to acquaint colleagues with digital resources and network services for organizing the educational process and assessing the achievements of students. An effective form of tutor support for teachers is a methodological project. An example of such a project is given.

Keywords: tutor, tutor support, teacher's ICT competence, network services, methodological project.

Введение. В рамках национального проекта «Образование» разработана Целевая модель цифровой образовательной среды [12]. В цифровой образовательной среде организации педагоги формируют свои предметные цифровые среды. Проблема проектирования цифровых образовательных сред педагогами колледжей рассматривается в статьях [11, 14]. Для формирования такой среды педагоги должны обладать соответствующей ИКТ-компетентностью.

Непрерывное развитие ИКТ-компетентности педагогов осуществляется через формальное и неформальное повышение квалификации. При этом, для каждого педагога может быть составлен свой индивидуальный маршрут развития его ИКТ-компетентности [8]. Педагогу может быть предложено изучение опыта коллег, представленного в виде методических маршрутов в сети Интернет [7], знакомство с успешными педагогическими практиками формирования цифровых образовательных сред [4], участие в сетевых педагогических сообществах [2], участие с обучающимися в проектной деятельности в сети Интернет [10], непосредственное участие в формировании цифровой образовательной среды [6, 15] и т.п. Но наибольший эффект может дать тьюторское сопровождение педагогов в своих образовательных организациях.

Тьютор в современной педагогике - это педагог-консультант и координатор. Его цель - создать образовательную среду, которая позволит обучающимся максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для них режиме. Проблема тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов обсуждается в [1, 3, 5].

Цель статьи состоит в обосновании модели тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа.

Изложение основного материала статьи. Анализ публикаций, посвященных цифровизации образования, позволил выделить преимущества ЦОС для всех участников образовательного процесса. Для педагогов это: возможность применения инновационных моделей применения ИКТ; новых форм мотивации обучающихся; новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося; обеспечение возможности формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Для формирования у педагогов новых компетенций, обеспечивающих готовность к работе в условиях цифровой образовательной среды, эффективным может быть тьюторское сопровождение педагогов в своих образовательных организациях. Задача тьютора - организовать образовательное пространство, которое обеспечит для коллег максимально комфортную среду для самостоятельного получения знаний и навыков.

Тьютор создает индивидуальный маршрут развития в области цифровых технологий для каждого педагога и обеспечивает сопровождение его реализации. При этом тьютор должен быть примером для коллег в области эффективного использования цифровых технологий на уроках, во внеурочной деятельности, в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, в формировании своей предметной цифровой образовательной среды.

Формами тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа могут быть: организация экспресс курсов повышения квалификации тьютором непосредственно на базе колледжа; проведение мастер-классов, семинаров, конференций; мотивация педагогов к участию в различных творческих конкурсах и проектах; создание совместными усилиями тьютора и педагогов библиотеки уроков с использованием цифровых инструментов и современных педагогических технологий; проведение тьютором постоянных еженедельных консультаций, в т.ч. дистанционных; коллективное участие педагогов в профессиональных сетевых сообществах; проведение сетевых проектов для обучающихся всего колледжа.

В условиях работы колледжа в дистанционном формате важной задачей тьютора становится знакомство коллег с цифровыми ресурсами и сетевыми сервисами для организации образовательного процесса и оценки

достижений обучающихся [13]. Например, тьютор и преподаватели Нижегородского политехнического колледжа создают общий каталог примеров использования сетевых сервисов в различных дисциплинах. Приведем некоторые примеры из этого каталога:

- Информатика. Совместная Google-презентация «История IT в лицах» https://goo.gl/EA07o6;

- Математика. Совместная Google-презентация «Великие математики» https://clck.ru/LxH4W

- Физика. Подбор примеров проявления теплопередачи в природе и технике. Google-таблица http://goo.gl/u3Vqcf;

- Литература. Ментальная карта «Лирика С.А. Есенина» (сервис https://www.mindomo.com) https://goo.gl/CtWMS8;

- Биология. Ментальная карта «Законы Менделя» (сервис https://www.spiderscribe.net) https://clck. ru/LxGp 5;

- Химия. Лента времени «Открытие химических элементов в XVII веке» (сервис https://www.timetoast.com) https://clck.ru/STvcT;

- Информатика. On-line интерактивная доска «Правила этичного поведения в Интернете» (сервис https://padlet.com) https://goo.gl/uqXwGm;

- Информатика. Тест на грамотный поиск информации в Интернет (сервис Google-форма) https://goo.gl/fnHCD5;

- Google-рисунок «Самооценка успешности работы группы над исследовательским заданием» https://goo.gl/QwN4rr.

Важной задачей тьютора является также знакомство коллег с инновационными моделями уроков. При этом тьютор может предложить преподавателям представить суть модели с помощью средств визуализации, преследуя двоякую цель: знакомство с моделью и освоение средств on-line визуализации. Примеры представления моделей:

- модель «перевернутое обучение» https://clck.ru/Roq7M (сервис https://www.mindomo.com); https://clck.ru/STxaK (сервис https://www.mindmeister.com);

- модель «1 ученик : 1 компьютер» https://clck.ru/STxRx (сервис https://cacoo.com); https://clck.ru/RJMaw (сервис https://coggle.it);

- модель «принеси свое устройство» https://clck.ru/STxTt (сервис https://www.mindmeister.com); https://clck.ru/Roq64 (сервис https://www.mindomo.com).

Полезной формой тьюторского сопровождения может стать методический проект [9]. Например, такой методический проект был проведен одним из авторов данной статьи на сайте Летописи.ру (http://letopisi.org) для слушателей курса повышения квалификации «Сетевые сервисы как инструментальная основа деятельностного подхода в обучении» (https://clck.ru/JmxMk). Перед участниками проекта были поставлены следующие проблемные вопросы: «Как с помощью сетевых сервисов сформировать необходимые универсальные учебные действия на занятиях естественно-научного цикла?», «Как с помощью сетевых сервисов сформировать необходимые УУД на занятиях гуманитарного цикла?», «Как с помощью сетевых сервисов сформировать необходимые коммуникативные компетенции обучающихся?».

На подготовительном этапе проекта участники зарегистрировались на сайте Летописи.ру, ответили на вопросы входной анкеты. Первый этап был посвящен выявлению первоначального опыта участников методического проекта. Стратегия выявления первоначального опыта - одна из очень важных стратегий в формирующем оценивании. Ее цель определить, что обучающиеся уже знают по теме проекта, что их волнует, смотивировать на проект. Для достижения названной цели используются различные инструменты, такие как входной опрос, «мозговой штурм», графические планировщики, таблицы З-И-У (знаю-интересуюсь-узнал). Слушатели заполнили таблицу З-И-У, где ответили на вопросы об уровне владения проектной деятельностью и Интернет-сервисами. Они разбились на три группы, создали вики-страницы команд, указав девиз, состав группы, проблемный вопрос, разместив эмблему.

На этапе «Сбор и обработка информации» в таблице совместного редактирования команды участников методического проекта подбирали примеры использования сетевых сервисов, связав их с соответствующими универсальными учебными действиями и компетенциями обучающихся. Каждый член команды внес в совместную таблицу по 3-4 ресурса. Кроме того, были созданы вебмиксы со ссылками на обучающие материалы и примеры сервисов.

Основным этапом методического проекта было создание продуктов проектной деятельности участников. Были представлены совместные презентации, документы; ментальные карты и ленты времени; интерактивные доски по различным предметам. Для того, чтобы помочь участникам автор представила на вики-странице проекта многочисленные ссылки на примеры проектов из разных предметных областей, обучающие материалы по сервисам.

Последний этап проекта был посвящен самооцениванию и ваимооцениванию выполненных исследований. Участники разработали критерии оценивания продуктов деятельности обучающихся. Оценочные бланки друг друга оценивались с использованием стратегии «3-2-1» (3 наиболее удачных решения, 2 вопроса автору, 1 пожелание).

Участие в данном проекте в роли учеников помогло участникам методического проекта лучше понять, как организовать проектную деятельность, как представить результаты исследований обучающихся с помощью сетевых сервисов.

Аналогичный методический проект планируется для проведения тьютором с преподавателями Нижегородского политехнического колледжа. При организации тьюторского сопровождения важным является организация сотрудничества с соответствующими кафедрами Нижегородского института развития образования и Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина; совместное участие в работе тех или иных сетевых сообществ (например, много полезного педагоги смогут найти в сообществе Новатор https://novator.team).

Выводы. Мы рассмотрели различные варианты тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа, такие как организация экспресс курсов повышения квалификации тьютором непосредственно на базе колледжа; проведение тьютором постоянных консультаций, в т.ч. дистанционных; коллективное участие педагогов в профессиональных сетевых сообществах; проведение методических проектов для преподавателей; создание совместной библиотеки примеров использования цифровых инструментов в различных дисциплинах.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.

2. Васильев В.П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди. 2016. С. 7-10.

3. Кайнова Н.С. Тьюторское сопровождение развития ИКТ-компетентности // Актуальные вопросы современной науки. 2012. №. 23. С. 98-105.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.

5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Методическое сопровождение формирования профессиональной ИКТ-компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 146-149.

6. Круподерова Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. //Нижегородское образование. 2009. № 4. C. 122-127.

7. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. //Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Махалова Е.Ю. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. C. 27-31.

9. Круподерова Е.П. Методический проект как инновационная форма повышения квалификации педагогов. В сборнике: Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 146-148.

10. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

11. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/

13. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.

14. Ширшова Н.Г., Тихонов А.П. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-50.

15. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Крылов Сергей Валерьевич

Самарский Юридический институт ФСИН России (г. Самара)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности физической подготовки работников и курсантов уголовно-исполнительной системы, приводится перечень качеств, которые развиваются дополнительно, от основных, представленных в наставлении по физической подготовке. В качестве одного из приоритетных направлений совершенствования физической подготовки кадров уголовно-исполнительной системы рассмотрено внедрение групповых тренировок, спортивных командных игр, кроссфита. Приведена статистика состояния преступности, которая напрямую отражает важность занятия и уделения должного времени физической подготовки, для обеспечения безопасности общества и государства в целом. Также приведены результаты проведенных экспериментов авторами по аналогичным направлениям, которые отмечают и констатируют важность включения в план физической подготовки занятий по физической подготовке спортивных игр, как комплекса развития законопослушных качеств человека. Наряду с этим показана эффективность от занятий кроссфитом, также приведено преимущество кроссфита над другими видами спорта. Кроссфит и спортивные игры рассматриваются, как активные физические занятия, которые влияют на всю мускулатуру тела, так и на дыхательную систему, тем самым развивая полностью все физические качества, а также и морально волевые. В заключении представлен анализ связи с описанными качествами, а также подчеркивается необходимость уделить должное внимание спортивным играм и кроссфиту, в процессе подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. Предлагается изложить в нормативно-правовых актах порядок, цели и способы проведения функциональных тренировок про кроссфиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.