способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших студентов, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения [7].
Литература:
1. Барабанский Ю.К."Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся." "Педагогика". "Просвещение", Москва, 1983 г., С. 117
2. Баранова Ю.Ю. "Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования." "Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров." 2012 г. №2 С. 123
3. Ефремова Н.Ф. "Современные тестовые технологии в образовании." - М., 2003., С. 108
4. Збираник Т.В. "Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения." "Научные исследования в образовании" 2006 г. №6 С. 68-72
5. Kabanov S.V "Advances in current natural sciences." - 2011. № 8 P. 229-230
6. Каменная Е.Ш. "Реализация принципа индивидуализации обучения в современном образовательном пространстве для подготовки студентов технического профиля" "Педагог"№1, 2018 г., С. 20-24
7. Каменная Е.Ш., Ягафарова Х.Н. "Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения" "Известия волгоградского государственного педагогического университета" 2019 г. №7 С. 71-76
8. Скибина Я.В. "Проблема индивидуализации обучения в современных условиях" "Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета" 2016 г. №123 (09) С. 1-6
9. Шапошникова Н.Ю. "Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия" "Педагогическое образование в России" 2015 г. №4 С. 39-43
10. Якимович Н.В. "Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности" // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012 г., С. 22-24
Педагогика
УДК:37.08
кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна
Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Статья выявляет возможности методического сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов с помощью инновационных форм формального повышения квалификации, тьюторской поддержки учителей, изучения опыта коллег, диссеминации педагогического опыта, создания сетевых педагогических сообществ, формирования индивидуальных маршрутов развития ИКТ-компетентности. Приведены примеры различных сетевых активностей, способы накопления успешных педагогических практик школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов. Обобщен опыт развития ИКТ-компетентности педагогов Нижегородской области в рамках сетевого сообщества участников регионального проекта «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога».
Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, повышение квалификации, тьюторское сопровождение, диссеминация, сетевое сообщество, сетевые активности.
Annotation. The article reveals the possibilities of methodological support for the formation of ICT competence of teachers with the help of innovative forms of formal training, tutor support for teachers, studying the experience of colleagues, disseminating pedagogical experience, creating network pedagogical communities, and forming individual routes for the development of ICT competence. Examples of various network activities, ways of accumulating successful pedagogical practices of schools in the field of development of ICT competence of teachers are given. The experience of the development of ICT competence of teachers of the Nizhny Novgorod region in the framework of the network community of participants in the regional project "Professional networking as a resource for the continuous development of the ICT competence of the teacher" is summarized.
Keywords: Teacher ICT competency, continuing education, tutoring, dissemination, network community, network activities.
Введение. В мае 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12]. Разработка национального проекта «Образование» - одна из задач, поставленных Президентом. Среди целей проекта -внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Важнейшей составляющей профессионального роста педагогических работников является непрерывное совершенствование их ИКТ-компетентности.
В 2011 году вышли Рекомендации ЮНЕСКО, которые обобщают мировой опыт формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогов. Эти рекомендации послужили основой для введения понятия профессиональной ИКТ-компетентности педагога, сформулированной в профессиональном стандарте педагога [9]. В ряде публикаций обосновываются способы методической поддержки формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогов. Это: изучение опыта, представленного в виде методических маршрутов педагогов в сети Интернет [6]; тьюторское сопровождение педагогов на базе образовательных организаций [1]; накопление успешных педагогических практик в учреждениях дополнительного профессионального образования [3]; создание профессиональных сетевых сообществ [4],
построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя [8].
Важны и возможности формального повышения квалификации педагогов в области ИКТ, использования инновационных форм такого повышения. Хорошо зарекомендовали себя интерактивные методы обучения: дискуссии, «мозговые штурмы», проблемные лекции, тренинги, работа в группах. Важным является подбор качественных информационных ресурсов для слушателей.
Цель данной статьи - обобщение опыта методической поддержки формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогов, как на базе учреждений повышения квалификации, так и на базе образовательных организаций, а также через сетевые педагогические сообщества.
Изложение основного материала статьи. В формировании ИКТ-компетентности педагогов важная роль принадлежит системе повышения квалификации. Сегодня ушли в прошлое курсы, где учителей обучали работе с текстовыми редакторами и созданию простеньких презентаций. Сегодня на первый план выходит проблема выявления дидактического потенциала тех или иных ИКТ-инструментов, их роль в организации смешанного обучения, проектной деятельности, формирующего оценивания, повышения качества образования. Требуются инновационные формы проведения курсов повышения квалификации. В качестве примера приведем курс по освоению проектной деятельности на базе Нижегородского института развития образования. На вики-странице группы (https://goo.gl/ntVwvO) для каждого занятия приводится его цель, задачи, задания. В качестве ресурсов приводятся презентации к занятиям, методические и дидактические материалы, шаблоны, памятки, инструкции, примеры проектов, ссылки на Интернет-источники.
Например, при изучении темы «Планирование и создание работы от имени ученика» был проведен мини-проект «Устремим ум на радость творчеству!». Участие в данном проекте в роли учеников помогло слушателям лучше понять, как представить результаты исследований обучающихся в своих собственных проектах.
Слушатели разбились на три группы. Каждой группе для анализа было предложено по 3-4 примера проектов. Были поставлены следующие проблемные вопросы: «Насколько грамотно выбраны методы исследования?», «Какие метапредметные результаты достигаются в проектной деятельности обучающихся?», «Верно ли подобраны инструменты для представления результата исследования?».
Отвечая на вопрос об используемых методах исследования, первая группа слушателей (группа «Исследователи») оформила совместную on-line интерактивную доску с помощью сервиса http://wikiwall.ru. Были приведены примеры использования теоретических и эмпирических методов исследования из проектов по технологии (SWOT-анализ продукции мебельной фабрики и социологический опрос родителей воспитанников детского сада), видеоинтервью из проекта по русскому языку, анализ событий Великой Отечественной войны с помощью лент времени и ментальных карт в проекте по истории, фото-альбом экспериментов из проекта по физике.
Вторая группа слушателей (группа «Аналитики») обсуждала, каких метапредметных результатов добиваются обучающиеся, участвующие в представленных для анализа проектах. Свои результаты они занесли в таблицу совместного редактирования. Были рассмотрены проекты по французскому языку «Сколько чудесных открытий», по технологии «Куклы для кукольного театра», по химии и биологии «Опасная еда».
Третья группа слушателей (группа «Вебдванольщики») анализировала, какие ИКТ-инструменты использовались в примерах проектов при оформлении исследований обучающихся. Для демонстрации этих инструментов слушатели создали совместную Google-презентацию. Из проекта «На пути к информационному обществу» были представлены ленты времени, инфографика, ментальные карты. Из проекта «Все для фронта, все для победы!» для демонстрации были выбраны вики-статьи обучающихся, online газета. Проект «Сколько чудесных открытий» был представлен лентой времени на французском языке «История открытий», on-line презентацией, выполненной с помощью сервиса https://prezi.com. Анализ исследований обучающихся в представленных проектах помог слушателям спроектировать свои продукты проектной деятельности.
Групповая работа слушателей предусмотрена и в курсе «Сетевые сервисы как инструментальная основа деятельностного подхода в обучении» (https://clck.ru/JmxMk). Это дистанционный курс и объединение в группы слушателей происходило на расстоянии. Работа в группах происходила в несколько этапов. На подготовительном этапе выявлялся первоначальный опыт и потребности слушателей, создавалась среда для размещения продуктов проектной деятельности. Каждая группа создала свою вики-страницу. Далее происходил сбор информации. В таблице совместного редактирования подбирались примеры использования сетевых сервисов с указанием универсальных учебных действий, которые формируются с помощью этих сервисов. Знакомство с опытом коллег по формированию УУД с помощью сетевой проектной деятельности позволил каждой группе подготовить по 6-7 заданий и выполнить их от имени обучающихся. На последнем этапе осуществлялось самооценивание и ваимооценивание подготовленных продуктов проектной деятельности, разрабатывались оценочные материалы.
Тьюторское сопровождение на базе образовательных организаций также способствует формированию ИКТ-компетентности педагогов. Задача тьютора - организовать образовательное пространство, которое обеспечит для обучающихся максимально комфортную среду для самостоятельного получения знаний и навыков.
Тьютор создает индивидуальный маршрут развития в области цифровых технологий для каждого педагога и обеспечивает сопровождение его реализации. Поэтому и сам тьютор должен быть компетентен в области эффективного использования цифровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Развитие ИКТ-компетентности педагогов происходит и с помощью самообразования. Для этого сегодня имеется много возможностей: использование соответствующих информационных ресурсов, обучающих видео, участие в различных массовых открытых on-line курсах (МООК), обращение за помощью к обучающимся.
Эффективным способом развития ИКТ-компетентности педагогов является диссеминация педагогического опыта. Под диссеминацией понимается «процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории» [10, с. 44]. Формами диссеминации опыта школ по развитию ИКТ-компетентности членов педагогических коллективов являются семинары на базе школ; мастер-классы и педагогические мастерские; научно-
педагогические семинары и конференции; участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; фестивали, ярмарки педагогических идей и многое другое. В связи с развитием Интернет-технологий в последнее время для диссеминации инновационного опыта активно используются возможности Интернет-порталов, школьных сайтов, дистанционных образовательных технологий, социальных сетей.
Одним из ресурсов, обеспечивающим включенность педагогов в развитие их ИКТ-компетентности, являются профессиональные сетевые сообщества. Примерами профессиональных сетевых сообществ являются проекты «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), «Педсовет» (https://pedsovet.org), «Новатор» (https://novator.team).
Рассмотрим возможности сетевого сообщества участников регионального проекта «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога». Участниками проекта являются 24 образовательных учреждения Нижегородской области. Цель проекта: создание модели и организация продуктивного сетевого взаимодействия педагогических коллективов школ-участниц проекта для поиска новых подходов к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов, создание условий для распространения успешных педагогических практик, профессионального роста каждого члена коллектива, формирования самообучающихся коллективов школ.
Основная деятельность по диссеминации инновационного опыта школ-участниц проекта развернута в системе дистанционного обучения Нижегородского института развития образования (http://www.moodle3.niro.nnov.ru/course/view.php?id=54). Здесь представлены различные формы сетевого взаимодействия участников: форумы по актуальным вопросам проекта, дистанционные мастер-классы, Интернет-конференции, виртуальные круглые столы и «мозговые штурмы» и др.
Приведем примеры наиболее успешных сетевых активностей внутри сообщества. Например, виртуальное Worldcafe. Worldcafe (Мировое кафе) - метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод достаточно часто используется при проведении «мозговых штурмов», но в очном формате. А участники сообщества разработали его виртуальную версию. Участники искали ответы на вопросы: «Какими должны быть сетевые ресурсы сообщества?», «Какие сетевые формы развития ИКТ-компетентности педагогов могут быть наиболее эффективны в рамках проекта?», «Как мотивировать школы-участницы проекта на то, чтобы делиться передовыми педагогическими практиками?», «Какие сетевые активности могут быть наиболее эффективными?». Дискуссия развернулась на площадке сообщества в системе электронного обучения Moodle. Но при этом участники использовали и другие сетевые ресурсы: виртуальные доски, инфографику, сервисы социального голосования, on-line ментальные карты.
Другой пример, виртуальные круглые столы. Участники сообщества представляют свои суждения по тем или иным проблемам в виде докладов, которые размещают на страницах сообщества. А обсуждения проходят на отдельной ветке форума. Итоги обсуждения фиксируются на страницах сетевых документов всеми участниками обсуждения.
Хорошо зарекомендовавшей себя формой взаимодействия участников сетевого сообщества являются дистанционные мастер-классы. Разработано 25 мастер-классов для педагогов сообщества и других нижегородских учителей. Примеры мастер-классов: «Scratch в образовательном процессе», «Создание тестов в образовательной сети Дневник.ру», «Создание интерактивных викторин», «Использование виртуальных досок», «Создание интеллект-карт» и др.
Развитие ИКТ-компетентности как педагогов, так и обучающихся происходит через участие в различных Интернет-проектах. Опыт организации проектов с использованием современных ИКТ-инструментов представлен в [5, 11].
Примером эффективной диссеминации инновационного опыта школ- участниц проекта по развитию ИКТ-компетентности педагогов является межрегиональный Интернет-форум «Эффективные практики использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности» (http://www.niro.nnov.ru/?id=39076). На форуме были представлены современные модели уроков с использованием ИКТ, такие как модель «перевернутое обучение», модель «смена рабочих зон», модель BYOD (принеси свое устройство); продемонстрированы возможности сетевой проектной деятельности для формирования ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся; представлены персональные сайты и блоги педагогов.
В большой степени формирование ИКТ-компетентности определяется теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога, т.е. уровнем сформированности цифровой образовательной среды школы, в которой каждый учитель формирует свою персональную цифровую образовательную среду [7].
Выводы. Качество образования в информационном обществе зависит не только от уровня предметной подготовки и общепрофессиональных умений педагога, но и от уровня его ИКТ-компетентности, которая представляет собой способность и готовность педагога организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием цифровых технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Для формального повышения квалификации в области ИКТ имеются следующие возможности: специализированные курсы повышения квалификации на базе учреждений повышения квалификации, различные on-line курсы, обучение в МООК или повышение квалификации с помощью тьюторов на базе школ. Моделями неформального повышения квалификации являются различные профессиональные объединения учителей, обмен педагогическим опытом, самообразование.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.
2. Брыксина О.Ф., Круподерова К.Р. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе. // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 4 (25). С. 6.
3. Калинкина Е.Г., Городецкая Н.И. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогов // Нижегородское образование. 2017. № 1. C. 131-138.
4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. C. 131-137.
5. Канянина Т.И., Круподерова ЕП., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017. 211 с.
6. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.
7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. C. 176-179.
8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Махалова Е.Ю. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. C. 27-31.
9. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
10. Сыманюк Э.Э. Диссеминация в образовании как условие преодоления консервативного педагогического опыта // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 37-45.
11. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.
12. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики Карасова Светлана Яхьяевна
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (г. Черкесск)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛЕНГА В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ
Аннотация. Статья посвящена функционированию сленга в разных языках. Пласт сленговой лексики, наиболее близкий к живой коммуникации, наиболее ярко отражающий менталитет носителей языка, зачастую идиоматичен. На сегодняшний день он остается одним из «проблемных» пластов лексики любого языка.
Ключевые слова: сленг, коммуникация, лексика, менталитет, глобализация.
Annotation. The article is devoted to the functioning of slang in différent languages. The layer of slang vocabulary closest to live communication, the most vividly reflecting mentality of native speakers, is often idiomatic. Today it remains one of the "problem" layers of vocabulary of any language.
Keywords: slang, communication, vocabulary, mentality, globalization.
Введение. Актуальность темы заключается в том, что быстрое развитие информационных технологий и средств коммуникации, однополярная картина мира. Необходимость интегрироваться в сети международных экономических связей позволяют в настоящее время говорить о процессах глобализации в мировом сообществе. В результате этого мир сегодня словно сужается.
В связи с этим возрастает необходимость общения с представителями других культур. При этом нередко переводчики сталкиваются с проблемами перевода, даже работая с англоговорящими специалистами в узких профессиональных сферах. Связано это с тем, что любой носитель языка, так или иначе, использует в своей речи не только профессиональную, но и разговорную или, иначе говоря, сниженную лексику. Повседневная же бытовая речь носителей языка тем более полна сниженной лексики, к которой относятся, прежде всего, сленгизмы.
В целом можно утверждать, что сленгизмы, их происхождение, способы образования, тематические группы, их участие в образовании фразеологизмов - все эти аспекты этого слоя лексики находились и будут находиться в поле зрения лингвиста-лексикографа. Возникновение новых сленгизмов и их переход в литературный язык - это постоянный и непрерывный процесс, который обязательно должен найти свое отражение в лингвистической науке.
Целью работы является полный анализ сленга, раскрытие его отличительных симптомов, отображение особенностей их использования, дефиниция трудов по сленгу.
Для выполнения заданной цели назначены следующие задачи:
• найти объём и содержание понятия «сленг»;
• показать специфику и ситуации функционирования данных лексических единиц в речи;
• выявить словообразовательный запас современного сленга, указывая способы создания сленга и источники его пополнения.
Изложение основного материала статьи. В современном языке нет четкого определения понятия «сленг», нет единого понимания и оценки его звуковой сущности, а происхождение сленга трактуется весьма различно.
Некоторые лингвисты до сих пор слово «сленг» используются просто как синоним слову «жаргон».
Сама этимология слова «slang» точно не установлена и различными учеными трактуется по-разному. Одна из наиболее популярных версий происхождения этого термина состоит в том, что англ. slang происходит от sling ("метать», «швырять»).
Употребление сленга неразрывно связанно с ситуацией общения и с той социальной группой, в которой он употребляется. Сам анализ проблемы сленга входит в актуальную проблему «язык» и «общество».