2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 79-85.
3. Гурулева Н. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1045-1047.
4. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания. // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). c. 11.
5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 277-283.
6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.
7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.
8. Круподерова К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов. // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференцииГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). 2014. С. 54-57.
9. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.
10. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3.
11. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе. // Вестник Костромского государственного университета. 2015. № 3. С. 151-153.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
13. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 19.
14. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02«Информационные системы и технологии», утвержденный 12марта 2015г., № 219. URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/5433 (дата обращения: 10.03.2018).
Педагогика
УДК:37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород); студентка Махалова Елена Юрьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород)
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [2] поставлена задача формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов. К важнейшей составляющей такого развития относится непрерывное совершенствование ИКТ-компетентности учителей. В статье обосновывается модель непрерывного развития ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов и педагогов через формальное и неформальное повышение квалификации в области ИКТ. Обоснованы компоненты индивидуальных образовательных маршрутов для формирования общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
Ключевые слова: непрерывное образование, ИКТ-компетентность педагога, профессиональный стандарт педагога, формальное повышение квалификации, неформальное повышение квалификации, информационно-образовательная среда.
Annotation. The State Program of the Russian Federation "Development of Education for 2013-2020" [2] set the task of creating an effective system of continuous professional development of teachers. One of the most important components of such development is the continuous improvement of ICT competence of teachers. The article substantiates the model of continuous development of ICT competence of students of pedagogical universities and teachers through formal and informal upgrading of skills in the field of ICT. The components of individual educational routes for the formation of general, general pedagogical and subject-pedagogical ICT competence are substantiated.
Keywords: continuing education, ICT competence of teachers, teacher professional standard, formal training, informal training, information and educational environment.
Введение. Вопрос о содержании ИКТ-компетентности педагогов, ее связи с формированием информационно-образовательной среды современной школы в последние десятилетия был предметом многочисленных исследований. Это исследования И.Г Захаровой [3], А. А. Кузнецова [12], И.В. Роберт [14], Е. К. Хеннера [18] и др.
В 2011 году вышли Рекомендации ЮНЕСКО, которые обобщают весь мировой опыт и подходы к структуре профессиональной ИКТ-компетентности педагогов. Эти рекомендации послужили основой для введения понятия профессиональной ИКТ-компетентности педагога, сформулированной в профессиональном стандарте педагога [13]. В стандарте выписана трехуровневая модель формирования ИКТ-компетентности педагога, включающая: общепользовательскую, общепедагогическую, предметно-педагогическую ИКТ-компетентность (отражающую профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). Такой подход позволяет говорить о непрерывно продолжающемся процессе формирования ИКТ-компетентности педагога, ее поэтапном качественном приращении, что должно стать основанием для построения системы формального и неформального повышения квалификации в области ИКТ, построения индивидуальных образовательных маршрутов учителей.
Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в обосновании модели непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов через формальное и неформальное повышение квалификации в области ИКТ, построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя.
Изложение основного материала статьи. Под ИКТ-компетентностью педагога в данном исследовании понимается способность и готовность педагога организовывать свою профессиональную деятельность с педагогически обоснованным использованием информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Это определение не противоречит понятию профессиональной ИКТ-компетентности, обозначенному в профстандарте педагога.
В основу построения модели формирования индивидуальных маршрутов непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов легли:
- идеи системного подхода, позволившие выстроить систему непрерывного формирования ИКТ-компетентности через набор дисциплин, изучаемых в бакалавриате и магистратуре педагогического вуза, курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, в т.ч. с использованием дистанционных технологий; тьюторское сопровождение на базе образовательных организаций; организацию поддержки в рамках экспериментальной и проектной деятельности на базе школ; формирование сетевых педагогических сообществ;
- модульный принцип построения, включающий наряду с курсами по освоению студентами педагогических направлений и педагогами базовых навыков владения различными ИКТ-инструментами, разнообразные спецкурсы, расширяющие образовательную траекторию для удовлетворения профессиональных дефицитов;
- индивидуальный и дифференцированный подходы, позволяющие помочь каждому педагогу выстроить индивидуальный маршрут развития его ИКТ-компетентности.
Предлагаемая модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов представлена в таблице. Для ее построения было выполнено сопоставление требований к ИКТ-компетентности обучающихся, сформулированных в ФГОС общего образования [15], и требований к ИКТ-компетентности педагога, перечисленных в приложении № 1 к профессиональному стандарту педагога [15]. Также учитывались требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» для уровней бакалавриата и магистратуры [16, 17].
ИКТ-коммпетентность общепользо-вательская общепедагогическая предметно-педагогическая
Формирование ИКТ- компетентности в педвузе Дисциплины: Информатика, Мультимедиа-технологии, Интернет-технологии и т.п. Дисциплины: Информационные технологии в образовании (бакалавриат), Информационные технологии в профессиональной деятельности (магистратура) Соответствующие дисциплины предметной подготовки (профессиональые модули)
Формальное повышение квалификации Формальное повышение квалификации на базе учреждений повышения квалификации Повышение квалификации с помощью тьюторов на базе школ Формальное повышение квалификации на базе учреждений повышения квалификации, в т.ч. с использованием дистанционных технологий Специализированные курсы повышения квалификации на базе учреждений повышения квалификации, различные on-line курсы, обучение в МООК
Изучение опыта коллег Посещение открытых уроков с использованием ИКТ, знакомство с опытом, представленным в публикациях и Интернет. Участие в вебинарах, мастер-классах, методических проектах и т.п. Анализ различных педагогических практик применения ИКТ, представленных на различных образовательных порталах, в сетевых сообществах.
Взаимодействие через педагогические сетевые сообщества Освоение навыков работы в различных сетевых педагогических сообществах (обычно в роли читателя). Обсуждение в сообществах различных проблем, публикация собственного опыта, обсуждение опыта других учителей и т.д.). Участие в совместной работе с коллегами в рамках предметных сетевых сообществ, в т.ч. в создании совместных образовательных продуктов.
Самообразование Освоение базовых навыков использования ИКТ в различных массовых открытых онлайн курсах (МООК), помощь обучающихся Самостоятельное освоение ИКТ-инструментов и сервисов с помощью обучающих материалов, информационных ресурсов Самостоятельное освоение ИКТ-инструментов и сервисов, ориентированных на соответствующую предметную область
Работа в школьной информационно-образовательной среде (ИОС) Получение базовых навыков взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами в рамках школьной ИОС Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся в рамках школьной ИОС Планирование, организация, анализ образовательной деятельности, взаимодействие с обучающимися, родителями, коллегами в рамках школьной ИОС
В качестве примера требований к ИКТ-компетентности обучающихся, сформулированных в ФГОС, приведем требование соблюдения информационной безопасности, включающее защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования. Что касается требований к ИКТ-компетентности педагога, то общепользовательский компонент включает соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ , навыки поиска в Интернете и базах данных, а предметно-педагогический компонент предполагает знание качественных информационных источников своего предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» содержит профессиональную компетенцию ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. И, конечно же, эта среда должна включать и безопасную, открытую информационно-образовательную среду школы.
Как должна измениться подготовка будущего педагога, чтобы реализовать требования профессионального стандарта и подготовить его к работе в условиях введения ФГОС, в т.ч. к формированию ИКТ-компетентности обучающихся? В условиях внедрения ФГОС значимость ИКТ-подготовки будущего
педагога к организации и методическому сопровождению деятельностного подхода, его готовность к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию переоценить сложно.
В рамках универсального бакалавриата, реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина за формирование общепользовательской ИКТ-компетентности у бакалавров-будущих педагогов отвечает, прежде всего, модуль «Информационные технологии». В основу разработки модуля легли требования Профессионального стандарта педагога, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Программа модуля ориентирована на формирование профессиональной готовности к реализации трудовых действий, установленных профессиональным стандартом педагога, и общекультурных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС высшего образования. В модуле присутствуют базовый и вариативный блоки учебных дисциплин, что обеспечивает студентам возможность построить свою индивидуальную образовательную программу в соответствии с их интересами и способностями. В модуль «Информационные технологии» входят дисциплины: «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии», одна из дисциплин по выбору («Мультимедиа технологии», «Интернет - технологии», «Компьютерная графика», «Мировые информационные ресурсы»).
Формирование общепедагогической компоненты ИКТ-компетентности осуществляется параллельно с формированием общепрофессиональных компетенций будущего педагога. Как правило, на втором этапе формирования ИКТ-компетентности (2-3 курсы) вводятся дисциплины, позиционирующие роль компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности («Информационные технологии в образовании», «Информационное сопровождение образовательного процесса», «Компьютерная обработка результатов экспериментов» и т.п.). На этом этапе у обучающихся формируется готовность решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, участвовать в построении информационно-образовательной среды образовательной организации.
В формировании предметно-педагогической ИКТ-компетентности будущего педагога принимают участие все дисциплины профессионального цикла. Будущие учителя естественных наук овладевают методиками постановки и проведения экспериментов в виртуальных лабораториях, будущие учителя математики и экономики осваивают современный инструментарий компьютерной статистики и визуализации, а будущие учителя изобразительного искусства - цифровые технологии визуального творчества.
Формирование предметно-педагогической ИКТ-компетентности будущих педагогов продолжается в рамках магистратуры. Для этого может служить дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Очень важным в данной дисциплине является разработка студентами собственных образовательных продуктов. Такими продуктами служат технологические карты учебных ситуаций, интерактивные рабочие листы, оценочные материалы, авторские учебные проекты.
Непрерывное развитие ИКТ-компетентности педагогов продолжается через формальное и неформальное повышение квалификации. Индивидуальные образовательные маршруты педагогов могут включать различные курсы на базе учреждений повышения квалификации, освоение современных ИКТ через тьюторское сопровождение [1, 4], изучение опыта коллег [7], самообразование, взаимодействие в педагогических сообществах [8], практическую деятельность в рамках школьной информационно-образовательной среды [5, 11], участие с обучающимися в сетевой проектной деятельности [9, 10].
Развитие ИКТ-компетентности педагогов происходит и с помощью самообразования. Для этого сегодня имеется много возможностей: использование соответствующих информационных ресурсов, обучающих видео, участие в различных массовых открытых он-лайн курсах (МООК), обращение за помощью к обучающимся.
В формировании ИКТ-компетентности педагогов системе повышения квалификации отводится важная роль. Но если выпускник вуза или педагог, возвратившийся с обучения на курсах повышения квалификации, не имеет возможности применить приобретенные компетенции в своей образовательной организации, если в школе не создана соответствующая информационно-образовательная среда, если рядом нет тех, к кому можно обратиться за поддержкой, то результаты повышения квалификации могут оказаться невысокими. В большой степени формирование ИКТ-компетентности определяется теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога, т.е. уровнем сформированности информационно-образовательной среды школы.
Чем выше становится ИКТ-компетентность педагогов, тем более творческой, безопасной, открытой оказывается информационно-образовательная среда школы. И наоборот, высокий уровень сформированности информационно-образовательной среды, предъявляет соответствующие требования к ИКТ-компетентности учителей [6].
Поэтому перед каждым учителем встает задача создания собственной персональной информационно-образовательной среды, формируемой самим преподавателем средствами ИКТ и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности.
Составляющими такой персональной ИОС могут быть: учебный контент; инструменты для создания и публикации контента; инструменты для коммуникации, обратной связи и оценивания; инструменты для сотрудничества; инструменты для создания сообществ. Авторская модель такой среды представлена ментальной картой. Размещена в Интернете по адресу:
https://www.mindmeister.com/ru/1067286909?t=SH9QY4SiXo.
Выводы. Задача современной школы - перевести обучающегося в режим саморазвития. Эта установка очень четко отражена в Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на всех его уровнях. ФГОС выдвигает перед общим образованием требования по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом одним из основных метапредметных результатов в ФГОС общего образования обозначается «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий». А сформировать ИКТ-компетентность обучающегося может только педагог, сам владеющий достаточным уровнем ИКТ-компетентности.
Требования к ИКТ-компетентности обучающихся и учителей, закрепленные в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и профессиональном стандарте педагога; изучение инновационных практик по формированию ИКТ-компетентности педагогов; позволили обосновать
модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога через формальное и неформальное повышение квалификации, ее формирование в условиях информационно-образовательной среды школы.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://goo.gl/Lg45G
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия. 2013. 208 с.
4. Кайнова Н.С. Тьюторское сопровождение развития ИКТ-компетентности // Актуальные вопросы современной науки. 2012. №23. С. 98-105.
5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.
6. Круподерова Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. // Нижегородское образование. 2009. № 4. C. 122-127.
7. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.
8. Круподерова Е.П. Сетевое педагогическое сообщество как платформа неформального повышения квалификации учителя / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 88-92.
9. Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. О подготовке учителей к организации проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 92-95.
10. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.
11. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.
12. Кузнецов А. А, Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы. // Образование и наука. 2010. № 7 (75). С. 88-96.
13. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
14. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. 398 с.
15. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/543.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный 4 декабря 2015 г., № 1426. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный «21» ноября 2014г., № 1505. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/pedagogika-site-dok.html.
18. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей и учащихся. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 191 с.
Педагогика
УДК 519.728
студент Куринных Дмитрий Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Ганжур Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)
КОДИРОВАНИЕ ПАКЕТНЫХ ДАННЫХ В СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Аннотация. Для передачи по открытым каналам связи необходима не только компактная запись информации, но и ее передача в закодированном виде для достоверного получения. Так как сетевые технологии передачи данных связаны с формированием пакетов данных, то кодирование этих пакетов является актуальной задачей, а правильный выбор метода кодирования позволяет добиться наилучших результатов при передаче данных.
Ключевые слова: пакетное кодирование данных, двоичный код, канал связи, информационная система, скорость передачи пакетов данных, метод кодирования информации.
Annotation. For transmission over open communication channels is necessary not only compact recording of information, but also its transfer in coded form for reliable reception. Since network data transmission technologies are associated with the formation of data packets, the encoding of these packets is an urgent task, and the correct choice of the encoding method allows for the best results in the transfer of data.