2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -Астрель, 2009 - с. 19-27
3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи - М.: В. Секачев, 2017 - с.3 4-56
4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. - М.: АРКТИ, 2017 - с. 24-27
5. Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Мининского университета 2014 г. №3
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 г. - с. 31
7. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико- грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Вестник Мининского университета. 2014 г. №3 Стр. 21-24
8. Стребелева Е.А. методическое пособие. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.6-е изд. - М.: Просвещение,2017. - с. 113-116
9. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Екатеринбург: ООО Книгомир, 2011. С. 67-79
Педагогика
УДК 377.1
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрантка Михалкина Елена Евгеньевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассмотрены возможности организации проектной деятельности обучающихся колледжа в условиях предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Приведены примеры использования сетевых сервисов на разных этапах проектной деятельности. В качестве примера организации проектной деятельности по математике в условиях предметной цифровой образовательной среды рассмотрен учебный проект «Статистика в моей профессии» для специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».
Ключевые слова: проектная деятельность, предметная цифровая образовательная среда, сетевые сервисы, учебный проект.
An^tat^. The article discusses the possibilities of organizing the project activities of college students in the conditions of the subject digital educational environment for teaching mathematics. Examples of the use of network services at various stages of project activities are given. As an example of the organization of project activities in mathematics in the context of a subject-based digital educational environment, the educational project "Statistics in my profession" for the specialty "Organization of transportation and transport management" is considered.
Keywords: design activity, subject digital educational environment, network services, training project.
Введение. Для того, чтобы быть успешным в информационном обществе - знаний и умений, как единиц образовательного результата, уже недостаточно. Все более востребованными становятся такие качества человека, как критическое мышление, навыки эффективной коммуникации, умение работать в команде, брать на себя ответственность, адаптивность, креативность, грамотность в области информационных технологий. Формированию этих качеств способствует применение метода проектов. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 1920-30 годы). Но сегодня мы вновь обращаемся к нему.
Применению проектного метода в системе среднего профессионального образования посвящены работы [3, 11]. Авторы отмечают, что проектный метод является универсальным средством формирования ключевых компетенций студентов. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний студентов из разных дисциплин и междисциплинарных курсов, изучаемых в колледже.
В статьях [2, 10, 13, 14] обоснованы дидактические возможности цифровых образовательных сред для организации проектной деятельности обучающихся колледжей. На создание цифровых образовательных сред различных организаций сегодня нацеливает федеральная программа «Цифровая образовательная среда». Цель программы - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В цифровой образовательной среде колледжа педагоги формируют свои предметные цифровые образовательные среды, подбирая необходимые ИКТ- инструменты для размещения учебного контента; обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы студентов, проектной и учебно-исследовательской деятельности; взаимодействия с обучающимися; проведения мониторинга, контроля и рефлексии. Важной целью создания предметной цифровой образовательной среды является организация проектной деятельности обучающихся. При этом весьма перспективными для организации проектной обучающихся в рамках предметной цифровой образовательной среды являются социальные сетевые сервисы [5, 6, 9].
Цель статьи - проанализировать дидактические возможности различных сетевых сервисов для построения цифровой образовательной среды для организации проектной обучающихся колледжа.
Изложение основного материала статьи. Существуют различные подходы к проектированию цифровых образовательных сред для обучения в колледже. Один из подходов, описанный в [6] основан на выделении компонентов согласно требованиям профессионального стандарта педагога профессионального обучения [12]. Соглашаясь с данным подходом, обратим внимание на такую трудовую функцию педагога колледжа, как «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, программ профессионального обучения, СПО». При этом педагог должен использовать педагогически обоснованные
формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы. Роль проектной деятельности в реализации данной трудовой функции сложно переоценить.
В использовании возможностей предметной цифровой образовательной среды в значительной степени видится новый этап развития метода проектов. Это выражается в возможностях совершенно иной организации взаимодействия обучающихся; осуществления доступа к информации; использования современных облачных технологий и сервисов Веб 2.0, инструментов интеллектуальной деятельности, творчества и самореализации. Организация проектной деятельности обучающихся на основе использования современных ИКТ стала предметом научной разработки большого числа ученых. В нашей стране эти работы связаны с именами О.Ф. Брыксиной, М.Ю. Бухаркиной, Е.Д. Патаракина, Е.С. Полат, А.Н. Сергеева, Е.Н. Ястребцевой и многих других.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам проектной деятельности позволил выделить следующие этапы в ее организации: организационно-подготовительный, поисково-исследовательский, проектировочный, презентационный и рефлексивный. Рассмотрим возможности проведения учебных проектов по математике в условиях предметной цифровой образовательной среды, использования на каждом из этапов различных сетевых сервисов.
Организационно-подготовительный этап служит для выбора исследуемой проблемы, темы проекта; анализа способов решения проблемы; определения методов исследования, способов представления результатов проекта; планирования групповой деятельности и распределения ролей между членами команды. Участники команды могут организовать «мозговой штурм» по обсуждению способов решения проблемы, распределения ролей, выбора лидера в документах совместного редактирования, на online досках. Хорошие возможности по организации совместного редактирования документов, таблиц, презентаций, рисунков имеются у Google-диска и Microsoft OneDrive. Обучающиеся и преподаватель могут комментировать предложения друг друга, внести правки. На online досках обсуждения могут вестись с использованием текста, изображений, схем, видео, ссылок на Интернет-источники. Примеры сервисов для создания online досок: https://padlet.com, http://www.twiddla.com, http://www.scribblar.com. Планирование деятельности для поиска решения проблемы обучающиеся могут проводить с помощью различных on-line сервисов управления проектами [1].
На организационно-подготовительном этапе преподаватель готовит различные оценочные документы для выявления начального опыта обучающихся, их интересов; разрабатывает критерии оценки продуктов проектной деятельности [8]. Для этой цели отлично подходят Google-анкеты, Microsoft формы. Например, в начале проекта «Этот удивительно симметричный мир» (авторы проекта: Шинкоренко О.В. и Сивирюк Л.Г., адрес проекта https://clck.ru/N8hH9) участникам предложена входная анкета (https://clck.ru/CZ2k3), с помощью которой выясняется все ли задания подготовительного этапа выполнены.
Поисково-исследовательский этап предполагает сбор, систематизацию и анализ полученных данных. На этом этапе возможно использование сервисов совместного подбора закладок на ресурсы по теме исследования, создание различных каталогов ресурсов. Для этой цели хороши сервисы (http://bobrdobr.ru, http://www.symbaloo.com). При этом, очень важно учить студентов грамотному подбору ресурсов, оценке достоверности и надежности сайтов, т.е. формировать их информационную культуру [4, 7].
Непосредственное проведение исследований осуществляется на проектировочном этапе. В арсенале авторов исследований большое количество различных сервисов. Групповые обсуждения форм представления результатов исследований могут вестись на вики-сайтах, в совместных документах, на on-line интерактивных досках, в сетевых сообществах. Фиксация хода исследования возможна на вики-сайтах, в совместных документах и таблицах. Поиск решения может выполняться с помощью ментальных карт. Можно организовать видеозаписи наблюдений, экспериментов, интервью, а затем разместить их на различных видеохостингах. Для различных социологических опросов следует организовать on-line анкетирование. Эффективна совместная работа с картами, моделирование в таблицах совместного редактирования, использование инфографики, интерактивных плакатов и др. Приведем примеры некоторых информационных продуктов, разработанных в проектах по математике:
- коллекция фотографий с историческими и современными архитектурными зданиями и сооружениями (https://clck.ru/N8jWN) из проекта «Божественная пропорция» (автор проекта: Кучерова Е., студентка НГПУ; адрес проекта: http://goo.gl/Oo1vux);
- лента времени «История числа Пи» (https://clck.ru/N8kDS), созданная с помощью сервиса https://www.timetoast.com из проекта «Тайны числа Пи» (автор проекта: Новикова Т.В., учитель «Комсомольской школы» Тамбовского района; адрес проекта: https://sites.google.com/site/tajnycislapi314);
- ментальная карта «Стереометрия» (http://popplet.com/app/#/5412279) из проекта «Точка, прямая, плоскость» (автор проекта: Мисевра С., студентка НГПУ; адрес проекта: https://clck.ru/N8kkV);
- совместный Google-документ «Советы начинающему статистику» (https://clck.ru/N8kuW) из проекта «Статистика знает все!» (авторы проекта: Огарь Н.А., Пащенко О.С., преподаватели Омского педагогического колледжа; адрес проекта: https://sites.google.com/site/statistikaznaetvsee).
На презентационном этапе проектной деятельности происходит представление результатов проекта в виде on-line презентаций, с помощью вики-статей, лент времени, ментальных карт, фото-альбомов, видеоклипов, скринкастов, различных схем и др. Защита проектов может осуществляться как очно, так и в виде видео-встреч Hangouts, skype-конференций и т.п.
Цель рефлексивного этапа - подведение итогов, формулирование выводов, самооценка и взаимооценка выполненных исследований. Для самооценки и взаимооценки, рефлексии можно использовать документы совместного редактирования, блоги, on-line средства визуализации, on-line опросы. Пример итоговой анкеты (https://clck.ru/N8mH9) из проекта «Проценты - это интересно» (авторы проекта: Калябина А., Губернаторова Е., студентки НГПУ; адрес проекта: https://clck.ru/N8mNr).
Что касается оформления портфолио проекта, то можно рекомендовать: вики, блог, сайт дисциплины или преподавателя. Для создания сайта можно рекомендовать использование различных конструкторов. Например, https://www.ucoz.ru и https://sites.google.com.
Одним из авторов данной статьи разработан учебный проект по математике для обучающихся колледжа по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» [15]. Название проекта -«Статистика в моей профессии». Данный проект реализуется в рамках как аудиторной, так и самостоятельной работы при изучении раздела математики «Элементы математической статистики». Используемые ИКТ-инструменты: Google-документы, Google-формы, Google-таблицы, Google-презентация, сервисы по созданию on-line интеллект-карт.
Для исследования студентами были выбраны следующие проблемы: проблема чрезвычайных ситуаций на железной дороге; проблема грузовых перевозок между Россией и другими странами; проблема загруженности железных дорог в разных регионах России; проблема технического оснащения российской железной дороги; проблема эксплуатации составов на железной дороге.
Перед каждой группой была поставлена задача проведения статистического исследования по выбранной проблеме. Необходимо подобрать статистические данные, провести их обработку с использованием документов совместного редактирования. Обучающимися построены ментальные карты по использованию статистических данных на железнодорожном транспорте. Пример ментальной карты: https://clck.ru/N8n4b. Использован сервис: https://www.mindmeister.com.
Выводы. Мы привели некоторые примеры использования сетевых сервисов для организации проектной деятельности обучающихся колледжа в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. С помощью представленных примеров постарались показать, что сетевые сервисы являются эффективным средством организации продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся; продемонстрировали возможности проведения учебных проектов по математике для обучающихся специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». При этом у обучающихся формируется готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; готовность к коллективной работе; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Социальные сервисы Web 2.0 в управлении проектами. // Управленческие аспекты развития северных территорий России: сборник материалов Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. C. 63-67.
2. Верхолетова И.Н., Круподерова Е.П. Опыт построения персональной информационно-образовательной среды преподавателя математики в колледже // В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Н. Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2018. С. 33-38.
3. Глазова Ю.В. Особенности проектной деятельности студентов колледжа // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 1 (1). С. 81.
4. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12). С. 13.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
6. Круподерова Е.П., Дудин И.В., Тихонов А.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 114-120.
7. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
8. Круподерова К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов. // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Нижний Новгород: НГПУ. 2015. C. 107-110.
9. Круподерова К.Р., Брыксина О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе. // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 6.
10. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
11. Меденкова Г.В. Организация проектной деятельности студентов колледжа на основе системы электронного обучения // Молодой ученый. 2018. № 23 (209). С. 421-425. URL: https://moluch.ru/archive/209/51200/
12. Приказ Минтруда России № 608н от 8 сентября 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://goo.gl/S7qFFu.
13. Тихонов А.П. Сетевая проектная деятельность в колледже. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства // Сборник статей международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Н. Новгород, НГПУ. 2015. С. 113-117.
14. Ширшова Н.Г., Тихонов А.П. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-50.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», утвержденный 22 апреля 2014 г., № 376. [Электронный ресурс] URL: https://www.samgups.ru/vikon/sveden/files/FGOS_SPO_23.02.01_SamKGHT..pdf (дата обращения: 26.04.2020).
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Курашинова Анжела Хафановна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
Аннотация. Настоящая статья касается проблемы профессиональной подготовки будущего педагога, а именно компонентного анализа его профессионализма и места в нем профессионального мышления. В динамично меняющемся современном мире растут требования к подготовке специалистов-педагогов. Проблема продуктивности или эффективности педагогической деятельности зависит от понимания избравшими эту профессию того, из каких компонентов складывается их профессионализм и что собой представляет профессионально-педагогическое мышление, какую роль оно играет в решении того класса задач, которые связаны именно с объектом, субъектом и предметом его деятельности. На современном этапе в плане профессиональной подготовки будущих специалистов-педагогов имеется противоречие между требованиями социума и профессиональной практики к подготовке педагогов с творческим стилем мышления и реальным уровнем развитости такого типа мышления у современных выпускников педагогических вузов. Развитие мыслительных способностей и мотивационная готовность студента к практической педагогической деятельности зависит от правильного понимания им сущности профессионализма и того места, которое занимает в нем профессиональное мышление. Названные обстоятельства определили актуальность и послужили основанием для выбора темы настоящей статьи.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего педагога, профессионализм, профессиональное мышление.
Annotation. This article deals with the problem of professional training of a future teacher, namely, a component analysis of his professionalism and the place of professional thinking in it. In the dynamically changing modern world, the requirements for the training of specialist teachers are growing. The problem of the productivity or effectiveness of pedagogical activity depends on the understanding of those who have chosen this profession of what components their professionalism is composed of and what constitutes professional and pedagogical thinking, what role it plays in solving that class of tasks that are associated specifically with the object, subject and subject of its activity . At the present stage, in terms of professional training of future teachers, there is a contradiction between the requirements of society and professional practice for the training of teachers with a creative style of thinking and the real level of development of this type of thinking among modern graduates of pedagogical universities. The development of mental abilities and motivational readiness of a student for practical pedagogical activity depends on a correct understanding of the essence of professionalism and the place that professional thinking occupies in it. These circumstances determined relevance and served as the basis for choosing the topic of this article.
Keywords: professional training of the future teacher, professionalism, professional thinking.
Введение. В динамично меняющемся современном мире с неуклонным нарастанием объемов научной информации и неизбежным в связи с этим реформированием образовательных программ растут и требования к подготовке специалистов-педагогов. Будущему педагогу, чтобы успешно ориентироваться в потоке обновляющейся информации, умело осуществлять отбор информации и обеспечивать ее качественное восприятие и усвоение обучаемыми, оптимально проектировать педагогический процесс, необходимо обладать определенным набором интеллектуальных качеств и, прежде всего, развитым профессиональным мышлением. Продуктивность педагогической, как и любой другой профессии, зависит не от простой суммы знаний и навыков, получаемых в процессе профессиональной подготовки, а от способа мышления будущего специалиста, его направленности на решение того класса задач, которые связаны именно с объектом, субъектом и предметом его деятельности. Понимание того, какое место занимает профессионально-педагогическое мышление в системе профессионализма педагога и самим будущим педагогом и теми, кто осуществляет учебный процесс в системе профессиональной подготовки, является предпосылкой к применению специальных образовательных технологий по формированию необходимых качеств. Для рассмотрим, что собой представляет понятие профессионализм и из каких компонентов он складывается.
Изложение основного материала статьи. В словарном значении понятие профессия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») определяется как род трудовой деятельности, источник его существования [2]. Для того чтобы осуществлять тот или иной вид деятельности, ее субъекту необходимо владеть определенными теоретическими знаниями и практическими навыками. Профессионалами в той или иной сфере называют людей, умеющих эффективно решать особые классы задач, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей общества [10, С. 31].
Возникновение и исчезновение профессий исторически всегда было продиктовано появлением общественных потребностей. Справедливо это и в отношении обучения, которое на определенном этапе развития общества стало источником заработка, поэтому появились люди, занимающиеся этим профессионально.
В литературе педагогическая профессия определяется как род деятельности, в котором «источником существования человека является владение искусством формирования личности другого человека средствами своей специальности» (математики, литературы, физики и т.п.) [3, С. 3-10].
В.А. Кан-Калик определяет педагогическую профессию одновременно как искусство и науку. Искусство она потому, что каждое занятие неповторимо, может включать ряд непредсказуемых обстоятельств, а значит требует умения импровизировать (такими обстоятельствами могут быть, например, личностные особенности обучаемой аудитории, их способности к восприятию нового материала, необходимость затраты