Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРЕДМЕТНАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / FUTURE MASTERS DEVELOP A PROJECT PORTFOLIO ON ONE OF THE TOPICS OF THEIR SUBJECT AND POST ON THE UNIVERSITY'S WIKI SITE. EXAMPLES OF PROJECTS IN MATHEMATICS / LITERATURE / ENGLISH / ECONOMICS / TECHNOLOGY ARE GIVEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Шиганова Марина Викторовна

В статье рассмотрены возможности формирования общих компетенций обучающихся колледжа с помощью сетевых сервисов в условиях предметной цифровой образовательной среды. Приведены примеры различных информационных продуктов обучающихся, демонстрирующих формирование некоторых общих компетенций. Формирование компетенций обучающихся колледжа рассмотрено на примере специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».The article presents the experience of preparing for the organization of the activities of schoolchildren in the digital educational environment by future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is conducted in the discipline "Information technology in professional activities".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Шиганова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Практический опыт и многочисленные данные научных исследований убедительно показывают, что в период возрастного развития общий объем двигательной активности, необходимо для нормального формирования организма человека, должен составлять не менее 2 ч в день. Этот объем лучше распределить на большое количество занятий, что создает особенно благоприятные условия для всесторонней физической подготовки человека [7].

Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия физической культурой как можно большего числа студенческой молодежи в целях использования физкультуры как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для здорового образа жизни и воссоединения молодежи с обществом, участия в полезном труде.

Применение средств физической культуры, является эффективным, а в ряде случаев единственным методом социальной адаптации.

Литература:

1. Антикризисная политика: студенческая молодёжь. Уровень жизни населения регионов России. — 2017. — с. 3-11.

2. Башкирова, М.М. Физическая активность и спорт среди студенческой молодёжи: реальность и перспективы. Спорт для всех. 2017. № 1-2.

3. Волкова, Г.Н. Эволюция российского законодательства. / Г.Н. Волкова. Народонаселение. - 2017. -№ 1. - С. 19-30.

4. Волчок, Н.И. Будем жить без барьеров. / Нина Ивановна Волчок. Социальная защита. - 2017. - № 5. -Социономия. (Социальная работа - С. 6-9).

5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи. / С.П. Евсеев Адаптивная физическая культура и ее функциональное состояние среди студентов. - СПб.: Питер, 2017. - 208 с.

6. Кочеткова, Т.Н. Физическое воспитание в сибирском вузе: рек. УМО по спец. пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, / Т.Н. Кочеткова. - Красноярск; Лесосибирск: СФУ, 2018.

7. Кочеткова, Т.Н., Бигашева, З.М. Инновационные подходы к профилактике здорового образа жизни среди молодёжи средствами физической культуры и спорта. / Т.Н. Кочеткова, З.М. Бигашева. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Ульяновск. 2019. с. 369-374.

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2015. - 240 с.

Педагогика

УДК 377.1

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрантка Шиганова Марина Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования общих компетенций обучающихся колледжа с помощью сетевых сервисов в условиях предметной цифровой образовательной среды. Приведены примеры различных информационных продуктов обучающихся, демонстрирующих формирование некоторых общих компетенций. Формирование компетенций обучающихся колледжа рассмотрено на примере специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

Ключевые слова: общие компетенции обучающихся, предметная цифровая образовательная среда, сетевые сервисы, информационный продукт.

An^tatton. The article presents the experience of preparing for the organization of the activities of schoolchildren in the digital educational environment by future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is conducted in the discipline "Information technology in professional activities".

Keywords: future masters develop a project portfolio on one of the topics of their subject and post on the university's wiki site. Examples of projects in mathematics, literature, English, economics, technology are given.

Введение. Одной из программ национального проекта «Образование» является программа «Цифровая образовательная среда». Цель программы - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В цифровой образовательной среде колледжа педагоги формируют свои предметные цифровые образовательные среды, подбирая необходимые ИКТ- инструменты для размещения учебного контента; обеспечения аудиторной и самостоятельной работы студентов, проектной и научно-исследовательской деятельности; взаимодействия с обучающимися; проведения мониторинга, текущего и итогового контроля. Важной целью создания предметной цифровой среды является формирование общих компетенций обучающихся.

Существуют различные подходы к построению предметных цифровых образовательных сред. Различные авторы предлагают использовать для построения предметных цифровых образовательных сред: системы дистанционного обучения типа LMS Mooodle [2, 9], вики-среды [7], блоги [6], облачные технологии [1, 10], сетевые сервисы [5, 12].

Цель статьи - проанализировать дидактические возможности различных сетевых сервисов для формирования общих компетенций обучающихся колледжа на примере специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» [11].

Изложение основного материала статьи. Сегодня в среднем профессиональном образовании реализуется компетентностный подход. У выпускников колледжа выделяют общие и профессиональные компетенции. Общая компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Выполним анализ дидактических возможностей предметной цифровой образовательной среды, построенной с использованием различных сетевых сервисов, для формирования общих компетенций обучающихся колледжа на примере специальности «Программирование в компьютерных системах».

Рассмотрим компетенцию ОК-1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Для формирования данной компетенции можно совместно создавать различные творческие работы, демонстрирующие преимущества ИТ-специальностей; качества, необходимые программистам; историю отечественной вычислительной техники и программирования; будущие ИТ-профессии. При этом обучающиеся могут использовать вики, on-line средства визуализации, документы совместного редактирования. Примеры таких информационных продуктов:

- on-line презентация о выдающихся IT персонах (https://vk.cc/arVm4w), использован сервис https://docs.google.com/presentation;

- требования к профессиональным навыкам программиста в виде on-line карты знаний (https://vk.cc/arVmad), использован сервис https://go.gliffy.com;

- история российского Интернета в виде инфографики (https://clck.ru/MVXpL), использован сервис https://www.easel.ly;

- on-line карта знаний «Российские программные продукты» (https://vk.cc/arVmnt), использован сервис https://go.gliffy.com;

- инфографика «4 декабря - день российской информатики» (https://clck.ru/Mimny), использован сервис https://create.piktochart.com.

Для формирования у обучающихся компетенции ОК-2, связанной с организацией собственной деятельности, выбором способов решения профессиональных задач, предлагаем создавать задания на обсуждение способов решения проблем в совместных on-line таблицах и на виртуальных досках; проведение SWOT-анализов, построение диаграмм Исикавы, диаграмм Ганта и пр.; рефлексию в блогах, сообществах. В учебном пособии [4] представлено большое количество Интернет-сервисов, позволяющих решать обозначенные задачи.

Примеры информационных продуктов:

- рекомендации по безопасному и этичному поведению в Интернет, представленные совместно на online интерактивной доске (https://vk.cc/arVnJv), использован сервис https://padlet.com;

- on-line анкета для выявления уровня информационной культуры одногруппников (https://clck.ru/Mfrfa), использован сервис https://docs.google.com/forms;

- виртуальная доска «Достоинства и недостатки серии ЕС ЭВМ» (https://vk.cc/arVn9D), использован сервис https://padlet.com.

Компетенция ОК-4 связана с умением организовать поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Обучающиеся должны уметь находить качественные Интернет-ресурсы, уметь работать с электронными библиотеками, обучающими материалами; грамотно использовать поисковые системы и тематические каталоги, правильно строя запросы и используя команды языков построения запросов; владеть способами проверки достоверности источников информации; обладать достаточным уровнем информационной культуры [3, 8].

Можно организовать совместный подбор и аннотирование ресурсов с помощью сервиса хранения закладок http://bobrdobr.ru; создавать тематические подборки ресурсов в совместных документах; строить кластеры информационных ресурсов. Пример классификации информационных ресурсов студента, представленной обучающимися с помощью on-line карты знаний, -https://vk.cc/arVnqk (использован сервис https://coggle.it).

Все сетевые сервисы априори работают на формирование коммуникативных умений. Это компетенции ОК-6 (работать в коллективе и команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями) и ОК 7 (брать на себя ответственность за работу членов команды). Развитие этих компетенций происходит в ходе совместного использования облачных хранилищ данных. Облачные хранилища Google Drive и Microsoft OneDrive помимо хранения и обмена файлами позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере. Преподаватель может организовать облачное хранилище различных дидактических и методических материалов и предоставлять доступ обучающимся на просмотр, комментирование и редактирование.

С помощью Google-таблиц, Microsoft Excel online, online интерактивных досок и ментальных карт возможны совместные обсуждения проблем; сбор данных наблюдений, экспериментов; подбор совместных ресурсов и т.п.

Коммуникативные умения формируются также через различные сетевые активности (on-line семинары, круглые столы, форумы). Для этого можно использовать различные платформы для вебинаров, skype-конференции.

Примеры коллективных информационных продуктов:

- совместная презентация «Ученые, внесшие вклад в становление концепции информационного общества» (https://clck.ru/MiTCZ), использован сервис https://docs.google.com/presentation;

- совместная on-line карта знаний с классификацией угроз информационной безопасности личности и государства (https://vk.cc/arVsXa), использован сервис https://www.mindomo.com;

- коллективная лента времени, посвященная выдающему нижегородскому ученому, внесшему вклад в развитие отечественного программирования, Кеткову Ю.Л. (https://clck.ru/MiisK), использован сервис https://www.timetoast.com.

Для организации эффективной обратной связи хороши всевозможные on-line анкеты. Одним из популярных инструментов подобного рода являются Google-формы. К их достоинствам следует отнести:

• удобные инструменты аналитики, позволяющие представить результаты в виде диаграмм или таблиц, сделать выборку респондентов по определенному параметру, провести сортировку и т.п.;

• разнообразные шаблоны вопросов: единичный и множественный выбор, краткий и развернутый ответ, сетка и шкала, использование даты, времени, раскрывающегося списка;

• функциональность шаблона формы: возможность добавлять пояснения, встраивать видео- и графические объекты, делить на разделы, страницы и т.п.;

• возможность менять настройки, управляя процессом анкетирования: закрыть опрос или продолжать собирать ответы; показывать или нет статистику ответов пользователям; предоставлять ли возможность изменять отправленные ответы; выводить ли повторно форму, давая право отправить еще один ответ и др.;

• неограниченное время хранения результатов.

Аналогичный функционал есть и у Microsoft Forms. Результаты анкетирования можно экспортировать в Microsoft Excel для более глубокого анализа и построения диаграмм, а также удалить или распечатать все ответы.

Существуют и другие сервисы, справляющиеся с задачей опросов и анкет. Сервис WebAnketa (http://webanketa.com) дает возможность создания анкет, опросов, тестов и голосований. Подробная пошаговая инструкция, разнообразие типов вопросов (единичный и множественный выбор, текст, шкала, таблица), возможность ограничивать респондентов по IP-адресам, автоматическая проверка формата ответа (например, если ответ должен быть числом, адресом электронной почты, датой, веб-ссылкой, то система будет проверять, являются ли они таковыми), автоматический перевод анкеты на другие языки, - только часть достоинств сервиса.

Micropoll (http://www.micropoll.com) очень прост в использовании, каждый опрос будет содержать только один вопрос с единичным или множественным выбором. Опрос можно встроить сразу на нескольких сайтах: все ответы будут попадать в одну базу, пользователи увидят общие результаты.

Эффективны сетевые сервисы для формирования и других общих компетенций обучающихся колледжа.

Учебный контент и задания для обучающихся могут быть представлены через электронный курс в системе Mooodle, Google Classrom, блог, сайт дисциплины или преподавателя.

Для создания сайта можно рекомендовать использование различных конструкторов. Например, https://www.ucoz.ru и https://sites.google.com.

Ucoz.ru (https://www.ucoz.ru), пожалуй, единственный из сервисов, чьи серверы находятся на территории Российской Федерации. Имеет огромное количество возможностей, в том числе специализированные страницы для разного типа контента (форумы, фотоальбомы, новости, каталоги и т.д.), возможность создавать тесты и опросы, элементы геймификации с бейджами, званиями и т.д. Сразу дается 400 Мб дискового пространства, в дальнейшем объем растет в зависимости от посещаемости сайта.

Google sites (https://sites.google.com) - очень удобный сервис компании Google. Особенно функциональной является старая версия сайтов, причем пользователь сам может выбирать: использовать старую или новую версию сайтов. Можно использовать готовые варианты дизайна или создать свой с нуля. Легко прикрепляются файлы и встраиваются продукты, созданные в приложениях Google. Пользователь может создать неограниченное количество сайтов, объем каждого до 100 мегабайт. Сайты сохраняются, пока существует аккаунт пользователя, даже если никто не обращается к ним. Сайты свободны от рекламы.

В конструкторе сайтов Tilda (https://tilda.cc/ru) впервые была использована модульная система создания сайта, которую впоследствии стали использовать и другие сервисы. Блок - это группа элементов, объединенных по смыслу. Смысловые блоки, как этажи дома, образуют страницу сайта, чтобы получился логичный рассказ.

Общие компетенции обучающихся колледжа могут формироваться не только в учебной деятельности, но и в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В рамках цифровой образовательной среды могут использоваться следующие формы работы: сетевая проектная деятельность; дистанционные олимпиады по программированию; различные on-line конкурсы, фестивали; соревнования по киберспорту и т.п.

Выводы. Построение предметной цифровой образовательной среды на базе сетевых сервисов является весьма актуальным. Это связано как с реализацией компетентностного подхода в сфере среднего профессионального образования, так и с развитием сетевых технологий, постоянным появлением новых сервисов, позволяющих организовать продуктивную совместную деятельность обучающихся и преподавателей.

Мы привели лишь некоторые примеры использования сетевых сервисов для построения предметной цифровой образовательной среды в колледже. С помощью представленных примеров постарались показать, что сетевые сервисы являются эффективным средством организации продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся; продемонстрировали возможности формирования некоторых общих компетенций обучающихся специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). C. 14.

2. Глазырина Е.В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при формировании профессиональных компетенций обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 36. С. 141-145. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95620.htm.

3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12). С. 13.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 277-283.

6. Круподерова Е.П., Кулиш А.М. Проблема выбора сервиса для разработки личного блога, как элемента персональной образовательной среды преподавателя. // В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по

материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 101-104.

7. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 34-36.

8. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

9. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.

10. Стариченко Б.Е., Слепухин А.В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов. // Педагогическое образование в России. 2014.№ 8. С. 128-137.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», утвержденный 28 июля 2014 г., № 804. [Электронный ресурс] URL: http://disclosure.ggpi.org/sveden/files/standart_09.02.03.pdf (дата обращения: 26.03.2020).

12. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.

Педагогика

УДК 37.013.077

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Куимова Наталья Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса Таран Анна Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород), педагог-организатор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества имени В.П. Чкалова» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОЙ

ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

«ЗВЕЗДОЧКА»

Аннотация. В статье дается анализ различных подходов к определению коммуникативная компетентность. Авторы показывают, как коммуникативная компетентность рассматривается в отечественных и зарубежных источниках. Исследователи выделяют ряд личностных характеристик успешного подростка: уверенность в себе, обладание исключительными знаниями, навыками и умениями, социальная смелость, активность и инициативность в установлении и поддержании контактов, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, коллективистская направленность, коммуникативность, организаторские и лидерские способности. В статье рассматриваются понятия «лидерство» в группе применительно к подростковому возрасту. Описывается технология предоставления ребенку успешного опыта лидерства и работы в группе. Авторы предлагают, как лидерство можно соотносить с психологическими особенностями подростка, а именно: социальной активностью, стремлением к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров. Вместе с тем можно рассматривать схожие базовые личностные качества лидера: активность, инициативность, ответственность, самостоятельность, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, организаторские способности, коммуникативность. На успешность формирования этих личностных характеристик, считают исследователи, оказывают влияние разные факторы, среди которых индивидуально-возрастные, психологические особенности, единство общения и деятельности, а также среда, в которой протекает развитие человека. Интерес авторов в исследовании этой проблемы основывается на выявлении влияния специально организованной среды детского лагеря на формирование коммуникативных компетенций подростковых лидеров.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные склонности, организаторские склонности, общение, подростки в возрасте 12-16 лет, лидерство, детский оздоровительно-образовательный центр «Звёздочка».

Annotation. The article provides an analysis of various approaches to the definition of communicative competence. The authors show how communicative competence is considered in domestic and foreign sources. Researchers identify a number of personal characteristics of a successful teenager: self-confidence, possession of exceptional knowledge, skills and abilities, social courage, activity and initiative in establishing and maintaining contacts, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, collectivist orientation, communicative, organizational and leadership abilities. The article discusses the concept of "leadership" in the group in relation to adolescence. The technology of providing a child with successful leadership and group experience is described. The authors suggest how leadership can be correlated with the psychological characteristics of the adolescent, namely: social activity, the desire for self-knowledge, for action, for communication, for the search for moral life guidelines. At the same time, one can consider similar basic personal qualities of a leader: activity, initiative, responsibility, independence, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, organizational abilities,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.