Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОПОП'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОПОП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Савина Ксения Сергеевна

В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Приведены примеры информационных продуктов, созданных в рамках учебной и внеаудиторной проектной деятельности. Показано, что приобщение к проектной деятельности обучающихся следует осуществлять с самого начала обучения в вузе, чтобы способствовать формированию необходимых сегодня ключевых компетенций уже на младших курсах университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Савина Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENT PROJECT ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF OPOP DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the features of the organization of project activities in a digital educational environment on the example of the direction of training 09.03.02 "Information systems and technologies", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Examples of information products created in the framework of educational and extracurricular project activities are given. It is shown that the involvement of students in the project activities should be carried out from the very beginning of their studies at the university in order to contribute to the formation of the key competencies required today already in the junior years of the university.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОПОП»

2. Бондарь Д. Секта меннонитов в России / Д. Бондарь - Петроград, 1916. - 207 с.

3. Гальбштадт // Материалы к энциклопедии "Немцы России". - Москва. - 2002. - С. 55. - (Немцы Украины. Пилотный сборник. - Вып. 7).

4. Ганкевич В.Ю. Система народного образования в немецких колониях Таврической губернии на рубеже Х1Х - ХХ вв. / В.Ю. Ганкевич // Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. - Симферополь: Таврия - Плюс, 2000. - С. 54-63.

5. Законы о ликвидации с 2 февраля 1915 года немецкого и австрийского землевладения в России (немцы-колонисты, поселяне-собственники, иностранные хлебопашцы, поселенцы). - Одесса, 1915. - 30 с.

6. Клаус А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России / А. Клаус. Вып. 1. - СПб.: Типография В.В. Нусвальда, 1869. - 455 с.

7. Манифест 22 июля 1763 г. - О дозволении всем иностранцам в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах // Полное собрание законов Российской империи. - СПб.: Тип. II отделения собственной его императорского величества канцелярии, - 1830. - Т. 16. -С. 313-316.

8. По вопросу об открытии при НЦУ педагогических курсов для приготовления начальных учителей немецких приходских школ // Циркуляр по управлению Одесским учебным округом. - 1905. - №7-8. -С. 443-444.

9. Попечительный комитет об иностранных поселенцах Южного края России 1799-1876 гг. / Под ред. О.В. Коноваловой. - Том 1. Аннотированная опись дел 1799 - 1818 гг. - Одесса, 1998. - 151 с.

10. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., Том XIX, Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона). - Спб, 1896г. - 491 с.

11. Оп. 29, Д. 476. О разрешении построить церкви, училища и дома для священников в колониях южного края России и Одессе.

12. Оп. 29, Д. 964. О народном образовании в колониях Южного края России. (1830-1833 гг.).

13. Оп. 4. - Д. 3. - С. 46.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Савина Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОПОП

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Приведены примеры информационных продуктов, созданных в рамках учебной и внеаудиторной проектной деятельности. Показано, что приобщение к проектной деятельности обучающихся следует осуществлять с самого начала обучения в вузе, чтобы способствовать формированию необходимых сегодня ключевых компетенций уже на младших курсах университета.

Ключевые слова: ключевые компетенции, основная профессиональная образовательная программа, проектная деятельность, цифровая образовательная среда.

Annotation. The article discusses the features of the organization of project activities in a digital educational environment on the example of the direction of training 09.03.02 "Information systems and technologies", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Examples of information products created in the framework of educational and extracurricular project activities are given. It is shown that the involvement of students in the project activities should be carried out from the very beginning of their studies at the university in order to contribute to the formation of the key competencies required today already in the junior years of the university.

Keywords: key competencies, basic professional educational program, project activities, digital educational environment.

Введение. В приказе министерства экономического развития РФ «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [11] названы ключевые компетенции цифровой экономики: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде.

Формирование данных ключевых компетенций является важным при подготовке специалистов разных направлений, но особое значение формирование этих компетенций имеет для будущих бакалавров ИТ-направлений.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина ведется подготовка бакалавров по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии» [15]. В рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) формирование ключевых компетенций цифровой

экономики осуществляется через учебную, внеаудиторную, научно-исследовательскую, проектную деятельность студентов. При этом используются возможности цифровой образовательной среды ОПОП [2].

Для формирования критического и творческого мышления, умений работы с информацией, организации сотрудничества обучающихся, их саморазвития используются возможности электронной информационной образовательной среды вуза [13], вики-сайта университета [10], цифровых образовательных ресурсов и сервисов [14].

Цель статьи - рассмотреть особенности организации проектной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», реализуемого в Мининском университете.

Изложение основного материала статьи. Концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, инструменты проектной деятельности, способы проведения защиты проектов рассматриваются в учебных пособиях [5, 7].

Проектному обучению в вузе посвящена статья В.А. Капрановой [3]. К числу достоинств проектного обучения автор относит разностороннее социальное взаимодействие участников проекта, формирование группового стиля мышления и деятельности, возможность управления процессом коллективной реализации проекта и педагогической поддержки его участников.

При этом автор, обращает внимание на то, что в зарубежном опыте приобщение студентов к проектной деятельности начинается с первого курса с акцентом на групповые проекты, а в отечественном опыте знакомство с исследовательской и проектной деятельностью начинается лишь на старших курсах, ставка делается на индивидуальные проекты, которые доминируют над коллективными.

Полностью, согласны с автором, что приобщение к проектной деятельности обучающихся следует осуществлять с самого начала обучения в вузе, что будет способствовать формированию ключевых компетенций, начиная с младших курсах, в т.ч. навыков командной работы.

Проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера, оценки эффективности способов достижения результата, выбору оптимального варианта и умений аргументировать свой выбор.

В ходе проектной деятельности, обучающиеся участвуют в создании конкретного результата и учатся работать в условиях ограниченного времени, приобретают навыки взаимодействия с реальными заказчиками, навыки презентации результатов проекта, работают в команде, берут на себя различные роли, обретают навыки профессиональной коммуникации.

Многие ученые (О.Ф. Брыксина, Е.Д. Патаракин, А.Н. Сергеев, О.Н. Шилова, Е.Н. Ястребцева и др.) видят новый этап развития проектного метода в использовании возможностей цифровой среды образовательной организации.

Рассмотрим, например, возможности применения вики-технологии при организации проектной деятельности студентов. При использовании технологии вики разработчики и участники проекта должны зарегистрироваться на соответствующем вики-сайте; создать личную страницу участника, разместив необходимую информацию о себе; создать вики-страницу портфолио проекта.

Достоинством использования вики для размещения портфолио является: простота освоения технологии вики; возможность одновременной работы над разными частями одного целого; получение отзывов, организация взаимооценивания в проекте на вики-страницах обсуждений. В качестве минуса можно назвать возможность внесения нежелательных изменений, в т.ч. размещения неприемлемого содержания. Для решения данной проблемы можно предложить проведение разъяснительной работы о необходимости этичного и безопасного использования Интернета, возможность возврата к предыдущим версиям документа, защиту наиболее важных страниц от редактирования.

Например, в качестве информационной среды для своих проектов в рамках рассматриваемой ОПОП педагоги и студенты используют вики-сайт Мининского университета (https://wiki.mininuniver.ru). Примеры учебных вики-проектов в рамках ОПОП 09.03.02 «Информационные системы и технологии»: «На пути к информационному обществу» (https://clck.ru/U4eC2), «Российская информатика: вчера, сегодня, завтра» (https://clck.ru/KoJiZ), «Энциклопедия российской информатики» (https://clck.ru/Jg6DQ).

Оформляя отчеты по своим исследованиям, студенты используют и другие цифровые инструменты: online инструменты визуализации (карты памяти, ленты времени, инфографику, online графические редакторы, виртуальные доски и т.п.), блоги, облачные хранилища, документы совместного редактирования, online средства анкетирования, цифровые образовательные ресурсы. Некоторые примеры продуктов проектной деятельности будущих бакалавров, созданные в рамках дисциплин: информатика, информационные технологии, Интернет-технологии, мировые информационные ресурсы:

- on-line лента времени с основными законами, проектами и программами по развитию информационного общества в России (https://time.graphics/line/440637);

- совместная Google-презентация «Развитие концепции информационного общества» (https://clck.ru/SdC5z);

- совместная вики-статья «Информационные ресурсы» (https://clck.ru/U4emd);

- модель личной информационной среды, построенная с помощью сервиса https://www.mindomo.com (https://clck.ru/T8uZh);

- on-line интерактивная доска с творческими работами студентов на построение кластеров (https:// padlet. com/krupoderova/ e 17tgdl04vkzslzv);

- Google-сайт, посвященный развитию отечественного Интернета (https://sites.google.com/view/otechestveninternet).

Проектная деятельность может быть организована не только в рамках учебной, но и в рамках внеаудиторной работы. Внеаудиторная проектная деятельность способствует поддержанию мотивации обучающихся к своей будущей профессии, формированию их творческих и познавательных способностей, коммуникативных умений, навыков самостоятельности, самоанализа, рефлексии. Внеаудиторная деятельность предполагает различные формы и средства, которые позволяют сделать обучение интереснее, разнообразнее, помогают студентам в общении, раскрытии личных талантов. Проблема разумного, взвешенного применения цифровых технологий при организации внеаудиторной проектной деятельности в рамках ОПОП обсуждается в статье [6].

Будущие бакалавры направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» являлись участниками сетевых проектов разного уровня от внутривузовского до общероссийского. Например, на базе гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру (http://letopisi.org) студенты Мининского университета принимали участие в проектах «Святой витязь земли русской», «День российской информатики», «Мы помним», «На крыльях Алексеевской мечты».

С 2007 года на страницах http://letopisi.org ведется сетевой проект «Мы помним» (https://clck.ru/MWe24). Координаторы проекта Е.П. Круподерова и К.Р. Круподерова, авторы статьи. Проект посвящен тем, тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу. Каждый год участники проекта - студенты и школьники из разных городов страны по крупицам собирают материалы об участниках боевых действий и тружениках тыла, записывают их воспоминания, делают копии реликвий -писем военных лет. Студенты Мининского университета также написали несколько статей. Кроме того, студенты организовали волонтерскую деятельность. Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне они решили викифицировать статьи проекта «Мы помним», добавить категории, исправить имена загружаемых файлов и т.п.

Приведем примеры некоторых продуктов проектной деятельности, созданных студентами университета в различных сетевых проектах:

- вики-страница «Команды им. Минина» (https://clck.ru/MWaxE) в проекте «Святой витязь земли русской» (https://clck.ru/Gg3Si), посвященном Александру Невскому;

- Google-рисунок «Черты Александра Невского, полководца» (https://clck.ru/SSF3z);

- ментальная карта об А.П. Ершове, выдающемся российском ученом-информатике (https://clck.ru/SSG5m), и совместная Google-таблица со сравнительным анализом советских ЭВМ и современных суперкомпьютеров (https://clck.ru/SSFzX) из проекта «День российской информатики» (https://clck.ru/ND8qC);

- совместная Google-презентация «Летопись крылатых судов» (https://clck.ru/U4pip) из проекта «На крыльях Алексеевской мечты» (https://clck.ru/U4pip).

Различные проекты студенты готовят к традиционной в университете ярмарке проектов первокурсников. Например, победителем ярмарки проектов становился проект «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio). В этом году первокурсники готовят на ярмарку проект для школьников «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://clck.ru/Tht75), посвященный 800-летию Нижнего Новгорода. В проекте принимают участие 16 команд из школ и колледжей Нижегородской области. Например, на первом этапе проекта «Любимый Нижний» участники создали совместную Google-презентацию своих любимых мест в Нижнем Новгороде (https://clck.ru/TxBe8) и Google-карту таких мест (https://clck.ru/Tzh5B). На втором этапе «Старый Нижний» участники собирали пазлы архитектурных достопримечательностей и размещали их на совместной online доске (https://clck.ru/TxCXp).

Также в качестве примера внеучебной сетевой проектной деятельности приведем обучающие олимпиады по сервисам Веб 2.0 для школьников, которые проводились в качестве профориентационной деятельности в рамках ОПОП: «В Нижний Новгород - это значит домой» (https://clck.ru/ND5gw); «Славься, Отечество наше свободное!» (https://clck.ru/ND5Vt); «Поклонимся великим тем годам» (https://clck.ru/SmWjp); IT-марафон (https://clck.ru/ND5xM) и «Страна читателей» (https://clck.ru/ND6B3). Эти олимпиады описаны в статье [4].

Выводы. Мы привели примеры различных учебных и внеаудиторных проектов, реализованных в условиях цифровой образовательной среды, продуктов проектной деятельности, созданных будущими бакалаврами направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», реализуемого в Мининском университете.

Применение проектного метода в условиях цифровой образовательной среды ОПОП способствует реализации компетентностного подхода в обучении [8], формированию информационной культуры обучающихся [9], мотивации студентов к освоению информационных технологий [1], вовлечению студентов в инновационную деятельность [12].

Приобщение к проектной деятельности обучающихся следует осуществлять с самого начала обучения в вузе, чтобы способствовать формированию необходимых сегодня ключевых компетенций уже на младших курсах университета.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1 (18). - С. 7.

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. №4 (17). - С. 14.

3. Капранова В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты // Известия ВГПУ. 2014. № 3 (264). - С. 78-80

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). - C. 50-51

5. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие. 2016.

6. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №2 (23). - С. 5

7. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. - 84 с.

8. Круподерова К.Р., Румянцева А.С. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). -C. 351-359.

9. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. - C. 123-128.

10. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. - С. 34-36.

11. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://шlaws.ш/acts/Prikaz-Mmekonomrazvitiya-Rossп-ot-24.01.2020-N-41(дата обращения: 28.03.2021).

12. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4(72). - С. 662-665.

13. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда». // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). - С. 18.

14. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 28.03.2021).

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Малых Данил Эдуардович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Шамрай Полина Денисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. Представленная статья актуализирует вопрос преподавания и обучения финансовой грамотности и финансовой культуры в рамках высших учебных заведений. Приводит обоснование идеи усвоения компетенций финансовой грамотности в аспекте их дальнейшего практического приложения как средства ориентации в современной экономической сфере. С практической точки зрения рассматривает применение методов и технологий личностно-ориентированного подхода в деле преподавания финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, личностно-ориентированное обучение, финансовые потоки, педагогические технологии, личностно-ориентированный подход, кейс-технологии, проектирование образовательного пространства.

Annotation. The presented article actualizes the issue of teaching and teaching financial literacy and financial culture in higher educational institutions. The author substantiates the idea of mastering the competencies of financial literacy in the aspect of their further practical application as a means of orientation in the modern economic sphere. From a practical point of view, it examines the application of methods and technologies of a person-centered approach in the teaching of financial literacy.

Keywords: financial literacy, financial culture, personal-oriented learning, financial flows, pedagogical technologies, personal-oriented approach, case-technologies, design of educational space.

Введение. В современном мире, находящемся в процессе постоянного качественного развития, лишённого чёткой поступательной динамики на первый план, выходит уровень образования. При этом, данное понятие включает не только качество образовательного процесса, как таковое, но и инновационный характер методов и средств, применяемых в его построении. Концепция, направленная на использование наиболее эффективных подходов в образовании, нацеливается, помимо прочего, и на скорость освоения определённых знаний, умений, навыков, компетенций, а также успешно используется субъектом, проектирующим образовательное пространство как средство повышения интереса к изучаемой дисциплине в контексте её комплексного включения в общую картину общечеловеческих ценностей, в полном объёме их взаимосвязи с иными дисциплинами. Современный педагог-архитектор образовательного пространства, способный делегировать полномочия, наделять правом построения собственной образовательной траектории своего ученика. Тенденция, согласно которой многие студенты высших учебных заведений недовольны качеством компетенций, получаемых ими в процессе обучения лишь набирает свои обороты. Годы учёбы в высшем учебном заведении, нельзя назвать полноценной взрослой, обособленной жизнью. Так или иначе, большая часть студентов остаётся зависимой от своих родителей в финансовом плане. Поэтому, ступень освоения высшего образования становится, в общем плане, последним этапом взросления, а значит и последним временным периодом позволяющим в безопасном режиме овладеть навыками, имеющими первостепенное значение в ведении самостоятельной жизни. Одним из таких навыком является финансовая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.