Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация. Базовая модель компетенций цифровой экономики включает коммуникацию и кооперацию в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Рассмотрены особенности формирования перечисленных компетенций в условиях информационно-образовательной среды на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии» в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, информационно-образовательная среда, цифровые инструменты.
Annotation. The basic competence model of the digital economy includes communication and coopération in the digital environment, self-development under conditions of uncertainty, creative thinking, information and data management, and critical thinking in the digital environment. The features of the formation of the listed competencies in the conditions of the information and educational environment are considered on the example of the direction of training "Information systems and technologies" at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.
Keywords: digital economy, digital competencies, information and educational environment, digital tools.
Введение. В начале 21 века мы наблюдаем стремительное развитие цифровых технологий, экспоненциальный рост потоков информации, ускорение процессов глобализации экономики. В настоящее время в России реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [10]. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики - одна из основных проблем, решение которой предусмотрено в национальной программе.
В приказе министерства экономического развития РФ «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [11] дано понятие ключевых компетенций цифровой экономики. Это компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов. Перечислены следующие ключевые компетенции цифровой экономики: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Формирование ключевых компетенций цифровой экономики рассматривается в публикациях [4, 5].
Цель статьи - рассмотреть особенности формирования перечисленных компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» [15], реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует достаточно много подходов к выделению приоритетных компетенций, наиболее востребованных цифровой экономикой.
Остановимся на трех из них. В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в докладе «The Future of Jobs» [16] были названы десять наиболее актуальных навыков в 2020 году: решение сложных проблем, критическое мышление, творчество, управление людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, разработка и принятие решений, клиентоориентированность, ведение переговоров, способность обучаться новому. В предложенной модели не заложены непосредственно цифровые навыки. Все перечисленные навыки можно отнести к группе поведенческих компетенций, роль которых в цифровой трансформации общества возрастает, ведь они менее всего поддаются автоматизации и роботизации.
Второй подход к востребованным цифровой экономикой компетенциям предусматривает наличие и поведенческих, и цифровых компетенций. Так, BCG в своем докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» [13] представила целевую модель компетенций для достижения эффективности в современном мире, включающую когнитивные навыки (саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность); социально-поведенческие навыки (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие); цифровые навыки (создание систем, управление информацией).
Третий подход предполагает рассмотрение цифровых навыков. На саммите G20, проходившем в 2017 году в Берлине, была предложена модель оценки цифровой грамотности населения по пяти индикаторам: информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям. Эта модель была взята за основу аналитическим центром НАФИ, который 2018 году провел первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности [1]. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Выяснилось, что высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян, при этом у четверти взрослого населения цифровая грамотность остается на низком уровне.
Задача разработки концепции базовой модели компетенций цифровой экономики была поставлена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработчики концепции проанализировали
модели компетенций различных крупных компаний, пять ключевых компетенций цифровой экономики сформулированы в документе [11].
Анализ этих компетенций показывает их связь с универсальными компетенциями, которые сегодня являются одинаковыми для всех направлений подготовки, как в бакалавриате, так и в магистратуре, а также с отдельными общепрофессиональными компетенциями.
Существенная роль в процессе формирования компетенций цифровой экономики принадлежит информационно-образовательной среде университета [12], кафедры [7], основной профессиональной образовательной программы [3].
Приведем примеры формирования компетенций цифровой экономики в информационно-образовательной среде основной профессиональной образовательной программы направления подготовки «Информационные системы и технологии», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.
Сегодня как никогда раньше важны навыки работы с информацией. Очевидна связь компетенции с информационной культурой обучающихся. Необходима планомерная работа по формированию информационной культуры студентов, по обучению навыкам организации поиска и отбора качественных информационных ресурсов, оценки их достоверности, научности, актуальности [9]. Приведем примеры заданий на формирование компетенции «управление информацией и данными» в рамках модуля «Информационные технологии» [8], который ведется для всех студентов первого курса Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В дисциплине «Мировые информационные ресурсы» обучающиеся выполняют классификацию информационных ресурсов по форме представления информации. Согласно данному способу классификации, все информационные ресурсы делятся на недокументированные и документированные. Документированные информационные ресурсы подразделяют на текстовые, графические, фото, аудио, видео и электронные документы. Обучающимся предлагается выполнить классификацию документированных информационных ресурсов, представленных в мировой цифровой библиотеке https://www.wdl.org/ru. На каждый вид информации нужно подобрать не менее двух ресурсов.
Выполняя задания на поиск данных, их классификацию, представление в разных форматах, обучающиеся используют такие цифровые инструменты, как вики, документы совместного редактирования, on-line опросники, ментальные карты, инфографика, on-line интерактивные доски и т.п.
Приведем примеры некоторых информационных продуктов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии»:
- ментальная карта «Функции портала госуслуг» (https://clck.ru/TChC6), сервис https://www.mindomo.com;
- on-line интерактивная доска «Рекомендации по безопасной работе в Интернете» (https://clck.ru/Kh2Ub), сервис https://padlet.com;
- опрос с помощью Google-формы «Какими информационными ресурсами мы пользуемся» (https://clck.ru/TChqH) и результаты анкетирования одногруппников (https://clck.ru/TChxi);
- вебмикс «Полезные Интернет-ресурсы» (https://clck.ru/S2yWp), сервис https://www.symbaloo.com.
Рассмотрим компетенцию «критическое мышление в цифровой среде». Необходимо формировать
способность оценивать информацию, получаемую из нескольких источников, оценивать ее достоверность и полезность с помощью самостоятельно установленных критериев. Например, одно из заданий в дисциплине «Мировые информационные ресурсы» связано с анализом сайтов на надежность и достоверность представленной информации, при этом обучающимся надо подобрать соответствующие методики оценки сайтов.
Для развития критического мышления обучающихся полезно использование различных способов визуализации, таких как кластеры, ментальные карты, схемы типа «рыбий скелет», SWOT-анализы, причинно-следственные карты и т.п.
Компетенция «креативное мышление» предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий. Для развития креативного мышления как нельзя лучше подходит использование проектного метода. Например, ежегодно в дисциплине «Информатика» проводится проект «На пути к информационному обществу». Обучающиеся делятся на группы и совместно работают на вики-сайте университета, отвечая на тот или иной проблемный вопрос. В качестве примера работ будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии», участвовавшими в проекте осенью 2020 года, приведем информационные продукты группы, занимавшейся перспективами вхождения России в информационное общество: вики-отчет группы https://clck.ru/Safhx; on-line лента времени с основными законами, проектами и программами по развитию информационного общества в России https://time.graphics/line/440637; on-line презентация, посвященная отечественному программному продукту, решающему проблему защиты компьютеров от вирусов, «Лаборатории Касперского» https://clck.ru/SauNq; on-line ментальная карта возможностей и рисков формирования информационного общества в России https://clck.ru/SauZS.
Для формирования компетенции «коммуникация и кооперация» в информационно-образовательной среде можно использовать разнообразные цифровые средства, позволяющие организовать взаимодействие и сотрудничество обучающихся. Некоторые из них описаны в пособиях [6, 14]. Приведем некоторые примеры совместной деятельности обучающихся в модуле «Информационные технологии»:
- совместная Google-таблица «Каталог российских Интернет-сервисов» (https://clck.ru/TCrCT);
- совместная Google-презентация об ученых, внесших вклад в становление концепции информационного общества (https://clck.ru/SdC5z);
- совместная Google-презентация «Наши любимые информационные ресурсы» (https://clck.ru/TCqwD);
- совместная on-line доска «Рекомендации по этичному поведению в Интернете» (https://clck.ru/TCrZr);
- совместная вики-статья «Тенденции развития информационного общества» (https://clck.ru/SdBub).
Компетенция «саморазвитие в условиях неопределенности» предполагает способность человека ставить
себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций. В дисциплине «Информатика» обучающиеся разрабатывают модель личной информационной среды, используя
on-line инструменты построения карт памяти. Модель должна включать программное обеспечение, сервисы Интернет, информационные ресурсы; необходимо отобразить разные аспекты своей деятельности, связанные с поиском и анализом информации (учеба, общение, саморазвитие, развлечения, гос. услуги, покупка товаров, платежи, хобби и др.); программное обеспечение, входящее в информационную среду должно быть лицензионным, либо свободно распространяемым. Многие студенты показывают в своих моделях электронные библиотеки, массовые открытые онлайн-курсы, сайты для программистов, сайты различных конкурсов и проектов. Пример выполнения задания: https://clck.ru/T8uZh.
Для формирования компетенции по саморазвитию следует использовать возможности не только учебной работы, но и внеаудиторной деятельности, осуществляемой в рамках информационно-образовательной среды. Например, для будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» ежегодно проводятся студенческие хакатоны по программированию; различные сетевые активности в рамках празднования дня российской информатики [2]; научно-практические конференции и круглые столы по актуальным проблемам отечественной ИТ-сферы, в т.ч. в дистанционном формате; сетевые проекты и веб-квесты. Все студенты Мининского университета ведут электронные портфолио своих достижений, которые в дальнейшем могут предъявить работодателям.
Выводы. Мы рассмотрели подходы к формированию ключевых компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды у будущих бакалавров направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.
Рассмотрены дидактические возможности использования различных цифровых инструментов на примере модуля «Информационные технологии», привели примеры заданий на развитие критического и творческого мышления, умений работы с информацией, организации сотрудничества обучающихся. Дальнейшее формирование ключевых компетенций происходит в рамках профессиональных модулей, учебных и производственных практик, научно-исследовательской деятельности, внеаудиторной работы.
Литература:
1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Издательство НАФИ. 2019. 84 с.
2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7.
3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). C. 14.
4. Гилеева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). C. 22-35.
5. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072.
6. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие. 2016.
7. Круподерова Е.П., Слепышева Е.А. Создание информационно-образовательной среды кафедры на базе сетевых сервисов // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2015. № 3.1 (63) С. 626-636.
8. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.
9. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
10. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 08.02.2021).
11. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://шlaws.ш/acts/Prikaz-Mmekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41(дата обращения: 08.02.2021).
12. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда». // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 18.
13. Россия 2025: от кадров к талантам. Официальный сайт BCG. [Электронный ресурс] URL: https://www.bcg.com/ru-ru/россия-2025-от-кадров-к-талантам (дата обращения: 08.02.2021).
14. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 08.02.2021).
16. The Future of Jobs. Official site of WEF. [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs (дата обращения: 08.02.2021)