Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / "ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ" / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РАБОЧИЙ ЛИСТ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ / BLENDED LEARNING / "FLIPPED LEARNING" / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERACTIVE WORKSHEET / INTERACTIVE TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Печенева Ирина Алексеевна

В статье обсуждаются особенности организации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры цифровых инструментов для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий, а также примеры цифровых образовательных ресурсов и платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Печенева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF “RETURNED EDUCATION” MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF THE SUBJECT DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the features of the ";flipped learning" model within the framework of the subject digital educational environment for teaching mathematics. Advantages of using the ";flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of digital tools for creating interactive videos, interactive lessons and tasks, as well as examples of digital educational resources and platforms are given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

12. Шестакова Е.А., Шайхутдинова Е.Ф., Янбаев Р.М., Янбаев Ф.М. Технологии селективного спекания для авиастроения. // Ползуновский альманах 2014 № 2 [Электронный ресурс] / - Электрон. Журн. - Режим доступа к журн.: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2014_02 (дата обращения 03.05.2020)

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Печенева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ» МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье обсуждаются особенности организации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры цифровых инструментов для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий, а также примеры цифровых образовательных ресурсов и платформ.

Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», цифровая образовательная среда, интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.

Annotation. The article discusses the features of the "flipped learning" model within the framework of the subject digital educational environment for teaching mathematics. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of digital tools for creating interactive videos, interactive lessons and tasks, as well as examples of digital educational resources and platforms are given.

Keywords: blended learning, «flipped learning», digital educational environment, interactive worksheet, interactive task.

Введение. В рамках национального проекта «Образование» разработана Целевая модель цифровой образовательной среды [11]. В цифровой образовательной среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды, подбирая необходимые ИКТ-инструменты для размещения учебного контента, организации общения и сотрудничества с обучающимися, проведения мониторинга и оценивания [4, 5]. Формированию предметной цифровой образовательной среды обучения математике посвящены публикации [2, 6, 10, 13, 14]. Одной из целей создания предметной цифровой образовательной среды обучения математике является организация смешанного обучения.

Среди различных моделей смешанного обучения одной из наиболее простых в плане реализации является «перевернутое обучение». Модель «перевернутое обучение» включает в себя работу дома в онлайн-среде для изучения нового или закрепления изучаемого материала, а на уроках происходит уже отработка и актуализация полученных знаний в интерактивных форматах.

Авторы публикаций по «перевернутому обучению» подчеркивают, что при реализации такой модели необходимо, прежде всего, решить проблему обеспечения обучающихся качественным цифровым образовательным контентом и проблему организации учебной деятельности в классе.

Сегодня сеть Интернет предлагает любому учителю, в т.ч. и учителю математики, достаточно большое количество готовых цифровых образовательных ресурсов и сервисов. Задача их грамотного использования в рамках модели «перевернутого обучения» математике является актуальной педагогической задачей.

Изложение основного материала статьи. За последние 10-15 лет в системе общего и высшего образования значительное распространение получило смешанное обучение, подразумевающее совмещение традиционной классно-урочной системы с онлайн-обучением. Одной из первых изданных книг по этой теме в России является книга «Шаг школы в смешанное обучение» [1], где авторы рассматривают различные модели такого обучения, отмечая преимущества и особенности использования, необходимые управленческие аспекты. Например, в книге описан кейс учителя химии гимназии № 9 г. Воронежа Пономаревой Е.А. Автором разработан сайт для преподавания органической химии в 10 классе по модели «перевернутого обучения» (https://sites.google.com/site/chemistryflipped). Автор объясняет необходимость внедрения технологии «перевернутое обучение» сокращением часов на химию в непрофильных классах. «Перевернутому обучению» на уроках информатики посвящена статья [8], на уроках - физики [7], на уроках технологии - [9].

Проведем анализ цифровых инструментов, которые могут быть использованы для реализации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике. Для реализации модели учителю необходимы цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-инструменты для публикации контента и подготовки различных заданий, для оценивания и рефлексии, организации сотрудничества и взаимодействия.

Что касается организации места для публикации контента, то для этого удобно использовать персональные сайты и блоги педагогов, платформу Moodle, школьные информационные системы и сайты. Роль персонального сайта учителя как платформы для организации смешанного обучения обсуждается в [12]. Для создания персонального сайта педагога сегодня существует множество различных конструкторов. Наиболее популярные платформы для их создания: WordPress, uCoz, Wix, Google-Sites, Tilda.

Например, конструктор uCoz (https://www.ucoz.ru) имеет огромное количество всевозможных опций и заготовок страниц, удобный интерфейс. Очень удобен сервис Google-Sites (https://sites.google.com). Особенно функциональной является старая версия сайтов. Пользователь сам может выбирать: использовать старую или новую версию сайтов Google. Можно использовать готовые варианты дизайна или создать свой с нуля. В конструкторе сайтов Tilda (https://tilda.cc/ru) впервые была использована модульная система создания сайта, которую впоследствии стали использовать и другие сервисы.

Достаточно часто для реализации «перевернутого обучения» педагогики используют системы управления обучением. Например, LMS Moodle подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки смешанного обучения. Для работы по модели «перевернутого обучения» педагог может разработать собственный курс для публикации контента и организации взаимодействия с обучающимися.

При реализации «перевернутого обучения» возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов. На сегодняшний день достаточно актуальным является использование готовых образовательных платформ, таких как «Учи.ру», «ЯКласс», «Дневник.ру», «РЭШ», где учитель математики может найти большое количество качественных ресурсов.

«Учи.ру» (https://uchi.ru) - отечественная онлайн-платформа, где ученики с 1 по 11 класс из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Платформа анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.

Портал «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru) содержит онлайн-тренажеры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. В «Редакторе предметов» учитель может размещать собственные учебные материалы и задания. Если обучающийся выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое упражнение - для отработки и закрепления материала. Оценка выставляется в электронный журнал.

«Дневник.ру» (https://dnevnik.ru) - закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. Если школа подключается к сервису «Дневник.ру», все учителя автоматически заносятся в базу и получают доступ к ресурсам платформы. Основной функционал данной платформы: размещение расписания уроков, ведение электронного журнала, управление домашним заданием, формирование отчетов образовательной организации. Среди дополнительных возможностей можно выделить создание и проведение тестов в электронном формате.

«Российская электронная школа» (РЭШ) (https://resh.edu.ru/) - полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Эти уроки полностью соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе общего образования. Большое количество полезных ресурсов учитель может найти на портале «Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru).

Назовем некоторые цифровые образовательные ресурсы по математике, которые могут быть незаменимыми при организации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике.

Разнообразие ресурсов для изучения математики достаточно велико. Среди них можно выделить электронные копии обычных печатных пособий, электронные интерактивные учебники, мультимедиа-презентации учебного материала, системы компьютерного тестирования, тренажеры и визуальные лаборатории, основанные на математических моделях изучаемых объектов или процессов, банки цифровых образовательных ресурсов, системы компьютерной математики, ресурсы для подготовки к ЕГЭ, образовательные онлайн-платформы, видео-лекции, массовые открытые онлайн-курсы для школьников (МООК).

На сайте «Математические этюды» (http://www.etudes.ru) представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. Виртуальные лаборатории 1С (https://clck.ru/NZQuF) на основе «Математического конструктора» содержат комплекс интерактивных учебных средств, позволяющих активизировать работу обучающихся по изучению школьного курса математики. Сайт math.ru (https://math.ru) содержит коллекцию книг, видео-лекций, подборку занимательных математических фактов. Онлайн графический калькулятор Desmos (https://www.desmos.com) позволяет строить графики по формуле функции, графически решать системы уравнений, неравенства, преобразовывать функции. Интерфейс программы GeoGebra (https://www.geogebra.org) напоминает классную доску, на которой можно рисовать графики, создавать геометрические фигуры и т.п.

Для представления теоретического материала в рамках «перевернутого обучения» лучше всего подходят небольшие видеоролики. Это может быть авторский видеоролик, или учитель может подобрать соответствующее видео в Интернет. Существуют Интернет-сервисы, которые позволяют в видеоролики добавлять вопросы и задания, для продолжения просмотра видео предложить высказать свое мнение и т.п. Причем вопросы и задания предлагаются не после просмотра, а прямо по ходу, что помогает акцентировать и удерживать внимание обучающихся. Примеры конструкторов интерактивного видео: Н5Р (https://h5p.org), Thinglink (https://www.thinglink.com), Edpuzzle (https://edpuzzle.com).

Сегодня многие учителя используют конструктор интерактивных упражнений Learningapps.org (https://learningapps.org), в котором они могут сами создавать задания для обучающихся: игры, задания на установление хронологии событий, на классификацию, вставку пропущенных слов и т.п.

Эффективными инструментами для организации «перевернутого обучения» являются интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Интерактивный рабочий лист - электронный ресурс, созданный учителем для самостоятельной работы ученика на уроке или в качестве домашнего задания. Для создания интерактивных рабочих листов можно воспользоваться Google-формами. Пример авторского интерактивного рабочего листа для 5 класса по теме «Умножение десятичных дробей» размещен по адресу: https://clck.ru/NdjCM. Обучающимся предложен короткий видеоролик https://clck.ru/NdjGm и небольшой тест для самоконтроля.

Для создания интерактивных рабочих листов имеется очень полезный сервис https://app.wizer.me. Пример авторского ИРЛ по теме «Деление десятичных дробей»: https://app.wizer.me/preview/8PINUU. Обучающиеся смотрят видеоролик https://clck.ru/NdjTg, выполняют задания тестового характера и на вставку пропущенных слов в правило деления.

При «перевернутом обучении» очень важным является организация продуктивного сетевого общения, совместной деятельности. Описание сервисов для сетевой коммуникации и сотрудничества, справочные материалы по работе с ними можно найти в учебно-методическом пособии «Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов» [3].

Не следует забывать и об организации оценивания в рамках «перевернутого обучения». Это могут быть сервисы для организации онлайн тестирования (https://docs.google.com/form, https://forms.office.com, https://quizizz.com, https://anketolog.ru). Очень важно применение инструментов формирующего оценивания: таблиц «Знаю - Интересуюсь - Узнал» (их можно создавать с помощью Google-документов и таблиц); диаграмм Ганта, «досок задач» и других инструментов управления проектами (при этом могут использоваться, например, сервисы https://www.smartsheet.com, https://teamer.ru, https://trello.com); листов самооценивания и взаимоценивания на основе Google-документов, таблиц и форм, а также Microsoft Excel online, Microsoft Word online, Microsoft форм. Для рефлексии хороши совместные виртуальные доски, такие как https://padlet.com http://www.twiddla.com, http://www.scribblar.com; онлайн ментальные карты (http://www.mindmeister.com, http://www.mindomo.com, http://popplet.com, http://www.spiderscribe.net и др.).

Выводы. В настоящей статье рассмотрены дидактические возможности некоторых цифровых инструментов для организации «перевернутого обучения» математике. Прежде всего, были рассмотрены цифровые инструменты для организации домашней работы. Но все эти сервисы могут успешно использоваться и при организации классной работы. При этом мы получаем серьезные преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода.

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.

2. Верхолетова И.Н., Круподерова Е.П. Опыт построения информационно-образовательной среды преподавателя математики в колледже. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 33-38.

3. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2018.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. C. 176-179.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 179-182

7. Круподерова Е.П., Глинов М.М. ИКТ-инструменты для перевернутого обучения / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Мининский университет. 2017. С. 119-123.

8. Круподерова Е.П., Камзолова Л.А., Пахомова И.В. Использование модели «перевернутое обучение» на уроках информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 140-144.

9. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 177-181.

10. Пономарева Е.И. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в преподавании математических дисциплин в условиях ФГОС ООО: Преподавание математики, физики, информатики в школах и вузах: проблемы содержания, технологии, методики. Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф., 18-19 декабря на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». Глазов: ООО «Глазовская типография». 2015. С. 210-213.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/

12. Пурикова М.Н. Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения / Методический журнал Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Практические советы учителю» Ростов-на-Дону. 2014. №9. С. 14-18.

13. Хилюк Е.А. Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 77-79.

14. Чупрунова Е.А. Информационно-образовательная среда как условие формирования сетевой культуры учителя математики // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1122-1124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.