Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / BLENDED LEARNING / ZONAL LEARNING / SUBJECT DIGITAL ENVIRONMENT / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации зонального обучения технологии в условиях предметной цифровой среды. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений; сервисов для создания интерактивных рабочих листов, организации совместной деятельности и коммуникации, оценивания и рефлексии. Представлен педагогический сценарий урока технологии по модели «ротация станций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATION ROTATION MODEL IN TECHNOLOGY LESSONS

The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for the implementation of zonal learning of technology in a subject digital environment. Examples of using the constructors of interactive exercises; services for creating interactive worksheets, organizing joint activities and communication, assessment and reflection are given. The pedagogical scenario of a technology lesson based on the "rotation of stations" model is presented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

диалогической основе как условия реализации образования подрастающего поколения в контексте гуманистической парадигмы образования.

На основе проведенного исследования подчеркнем, что интерактивные средства дают значительно больший эффект в рамках усвоения содержания интегрированного курса «Литературное чтение», если учитель начальных классов применяет их не эпизодически, а в системе уроков. Такой подход позволяет не перегружать отдельный урок, предупредить чрезмерное использование одних и тех же интеракций, обеспечить стабильный мотивационный фон младших школьников к учебно-познавательной деятельности.

Литература:

1. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 42-44.

2. Герцен С.М., Скороходова Л.В. Интерактивное обучение в образовательном процессе вузов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4 (52) // https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov

3. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. -М.: Аделант, 2014. - 880 с.

5. Камалова Л.А., Галиева Г.Н. Интерактивное обучение младших школьников на уроках литературного чтения // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 76-78.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 214 с.

7. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.

8. Ловкова Т.Б. Литературное чтение как объект исследования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2012. - № 2(11). - С. 55-58.

9. Мачульская А.В. Особенности дистанционного обучения литературному чтению в 1 классе // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 206-209.

10. Мусатова М.А. Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. Науч.конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014 - С. 210-213.

11. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы) / Образовательная программа «Школа 2100» (дошкольное, начальное, среднее образование) // https://ipk74.ru/kafio/kno/obrazovatelnye-programmy/school2100/

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации зонального обучения технологии в условиях предметной цифровой среды. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений; сервисов для создания интерактивных рабочих листов, организации совместной деятельности и коммуникации, оценивания и рефлексии. Представлен педагогический сценарий урока технологии по модели «ротация станций».

Ключевые слова: смешанное обучение, зональное обучение, предметная цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы.

Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for the implementation of zonal learning of technology in a subject digital environment. Examples of using the constructors of interactive exercises; services for creating interactive worksheets, organizing joint activities and communication, assessment and reflection are given. The pedagogical scenario of a technology lesson based on the "rotation of stations" model is presented.

Keywords: blended learning, zonal learning, subject digital environment, digital educational resources.

Введение. Процесс цифровизации образования имеет две стороны: во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов; во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики [2].

В условиях цифровизации образования актуальным является поиск инновационных моделей применения цифровых технологий. Одной из таких моделей является зональное обучение (модель «ротация станций», «смена рабочих зон»). Эта модель обучения включает в себя разделение класса на группы, при этом каждая группа работает в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Чаще всего встречается разделение на три зоны: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Использованию модели «ротация станций» на уроках математики посвящена статья [10], на уроках обществознания - статья [8], на уроках английского языка - статья [6], на уроках физики -статья [14].

Проблеме применения ИКТ-инструментов на уроках технологии посвящены публикации [4, 5, 13]. Авторы подчеркивают, что информационно-коммуникационные технологии могут повысить эффективность преподавания предмета, но важна оправданность использования ИКТ в каждой конкретной педагогической ситуации. При использовании зонального обучения это означает качественный подбор цифровых ресурсов и правильная организация учебной деятельности в каждой зоне.

Задача грамотного использования цифровых ресурсов, отбора и структурирования материала для предоставления обучающимся в рамках новой модели обучения на уроках технологии, разработка методических подходов для внедрения данной модели в учебный процесс определяет актуальность темы исследования.

Изложение основного материала статьи. Преимущества и особенности использования различных моделей смешанного обучения подробно рассматриваются в книге [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутый класс», «ротация станций», «автономная группа», «индивидуальная траектория».

На сайте «Смешанное обучение в России» (https://blendedlearning.pro) можно познакомиться с опытом учителей-новаторов, использующих названные модели смешанного обучения. Здесь представлены сценарии уроков по математике, физике, биологии, в начальной школе.

Статья [11] посвящена использованию «перевернутого обучения» на уроках технологии. В статье обсуждаются особенности модели, преимущества ее использования, анализируются ИКТ-инструменты для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий. Уверены, что и дидактический потенциал модели «ротация станций» для уроков технологии высок. Просмотр обучающимися на станции онлайн-работы видео с записями отдельных технологических операций, современных производств, с образцами декоративно-прикладного творчества и т.п.; работа с цифровыми образовательными ресурсами; on-line тестирование; коллективное создание информационных продуктов, например, с помощью сервисов Веб 2.0 и т.п. способствует более эффективному решению задачи развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на уроках технологии.

Рассмотрим особенности построения предметной цифровой образовательной среды обучения технологии для реализации модели «ротация станций». Анализ опыта педагогов, которые уже используют на своих занятиях модель «ротация станций», а также анализ публикаций по данной модели позволил выделить основные компоненты в предметной цифровой образовательной среде (ЦОС) для реализации смешанного обучения на уроках технологии. Такими компонентами могут быть: курсы по технологии на сайте дистанционного обучения школы, размещенного в среде LMS Moodle; персональный сайт учителя; ИКТ-инструменты для сотрудничества; инструменты для обратной связи и оценивания; инструменты для коммуникации; цифровые образовательные ресурсы. Обсудим эти компоненты.

Если в школе развернута LMS Moodle, где зарегистрирован каждый обучающийся, то созданный курс по технологии будет важным компонентом предметной ЦОС и позволит осуществить выполнение практической части как на уроке, работая в online-зоне, так и при выполнении домашнего задания на закрепление изученного материала.

Все необходимые материалы для работы по модели «ротация станций» можно собрать на персональном сайте учителя. Это могут быть презентации, видеоуроки, конспекты, интерактивные рабочие листы (ИРЛ), задания, маршрутные листы, инструкции для всех зон, материалы для осуществления рефлексии урока, домашнее задание. Приведем примеры некоторых авторских интерактивных рабочих листов. Пример ИРЛ по теме «Классификация профессий» (8 класс) на основе Google-формы: https://clck.ru/GbWkh. Обучающиеся сначала смотрят небольшое видео, а потом отвечают по нему на вопросы теста. Авторский пример для обучающихся 5 класса по теме «Производство текстильных материалов» на основе сервиса https://app.wizer.me: https://app.wizer.me/preview/1VNMSF. Вначале предлагается посмотреть видеоролик по изучаемой теме, а потом учитель предлагает вопросы и интерактивные задания. Предлагаются задания на вставку пропущенного слова, соединения понятий. Например, предлагается определить по картинке переплетение и разделить волокна на две группы: натуральные и синтетические.

Рассмотрим некоторые ИКТ-инструменты для сотрудничества. Для этой цели хорошо подойдут сервисы Веб 2.0. Совместная деятельность обучающихся может быть организована в документах совместного редактирования, на вики-сайтах, на on-line досках, с помощью инфографики, ментальных карт, лент времени. Например, при работе в on-line зоне обучающимся может быть предложено создание ментальной карты «Классификация культурных растений» с помощью сервиса https://www.mindomo.com. Пример выполнения данного задания - https://clck.ru/QM2Fw.

Авторами разработана лента времени «Эволюция женского платья» (https://clck.ru/Gb3i2), она является примером задания, которое можно предложить обучающимся в теме «Создание изделий из текстильных материалов». Использован сервис https://www.timetoast.com. Интересной работой в on-line зоне может быть создание инфографики. Например, может быть предложено создание инфографики по теме «Техника безопасности при работе со швейной машиной» (https://clck.ru/GWnGq). Использован сервис https://create.piktochart.com.

Приведем примеры инструментов для обратной связи и оценивания. Оценивание деятельности обучающихся возможно с помощью on-line анкетирования и тестирования (Google-формы, Microsoft формы, https://anketer.org/, https://onlinetestpad.com/ru и др.), с использованием критериального оценивания, таблиц ЗИУ (Знаю-Интересуюсь-Узнал) [3, 12]. Рефлексию удобно проводить на on-line досках. Пример рефлексии в формате синквейна по теме «Труд как основа производства» - https://clck.ru/QM5Bt.

При организации совместной работы обучающихся в on-line зоне для коммуникации могут использоваться документы совместного редактирования, вики-среда, on-line интерактивные доски и другие

сервисы Веб 2.0 [9]. По адресу https://clck.ru/QMquJ размещена совместная Google-презентация, в которой обучающиеся совместно выделяют главные моменты урока по теме «Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него».

Описание названных сервисов, инструкции по работе с ними можно найти в учебно-методическом пособии «Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов» [7]. Также там можно найти большое количество примеров использования этих сервисов для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, в т.ч. на уроках технологии.

Качественные цифровые образовательные ресурсы, в т.ч. по технологии, можно найти на отечественных образовательных платформах, таких как «Учи.ру», «ЯКласс», «Дневник.ру», «РЭШ» [15]. Авторами составлены каталоги заданий на этих платформах.

Хорошие возможности для создания интерактивных упражнений предоставляет ресурс https://learningapps.org - конструктор, в котором учитель может сам создавать задания для своих учеников. Примеры некоторых заданий по технологии:

- задание на установление соответствия текстильных материалов и их свойств https://learningapps.org/204l320;

- задание на расположение этапов приготовления хлеба в соответствии с технологической схемой https://learningapps.org/2968366;

- распределение слов по группам: техника безопасности при ручных работах, санитарно-гигиенические нормы при ручных работах, правила поведения в кабинете «Технология» https://learningapps.org/341036.

В качестве иллюстрации реализации зонального обучения на уроках технологии в 6 классе представим описание урока по теме «Основы рационального питания» (https://clck.ru/R5ph2). Основной принцип урока состоит в работе по группам на нескольких зонах, которые будут меняться через определенный промежуток времени. На данном уроке деление на группы происходит по результатам проверочных работ предыдущего урока. В начале урока учитель буквально минуту уделяет на вводную часть, а затем обучающиеся распределяются на группы согласно спискам и получают распечатки своих маршрутных листов. После этого все распределяются по своим первым зонам. Каждые 10 минут группы будут меняться, таким образом, они проходят три зоны: «Работа с учителем», «Online-зона», «Проектная зона».

Зона «Работа с учителем» включает в себя работу с интерактивной доской и на распечатанных вариантах ИРЛ по теме «Основы рационального питания». Обучающиеся первой группы выполняют ИРЛ с заданиями базового уровня сложности. Учитель в это время следит за процессом и при необходимости помогает исправить ошибки. Обучающиеся второй группы вместе с учителем разбирают задания среднего уровня сложности. Обучающиеся третьей группы работают аналогично, но с заданиями повышенной сложности.

ОЫ^-зона для всех групп имеет одинаковый принцип, но темы заданий у каждой группы разные: так, например, первая группа решает индивидуальные задания на портале библиотеки МЭШ (https://clck.ru/Fbh5o) по теме «Витамины и их значение в питании человека», вторая группа - по теме «Питательные вещества», а третья на портале РЭШ (https://resh.edu.ru/) по теме «Минеральные вещества».

«Проектная зона» включает в себя заполнение стикерами с названиями и рецептами блюд общего плаката. Первая группа размещает блюда для завтрака, вторая - для обеда, а третья - для ужина. В итоге должен получиться полный рацион на день для семьи из трех человек. Блюда должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей и биометрических показателей каждого члена семьи. После того как группы пройдут все зоны выполняется рефлексия урока.

Выводы. Смешанное обучение на сегодняшний день является одной из инновационных технологий в образовании, в основе которой лежит использование предметной цифровой образовательной среды. Смешанное обучение подразумевает интеграцию электронного обучения в традиционную классно-урочную систему. При организации смешанного обучения перед педагогом встают проблемы обеспечения обучающихся качественными цифровыми ресурсами и организации учебной деятельности в классе.

В данном исследовании подробно представлена модель смешанного обучения - «ротация станций», обоснованы компоненты предметной цифровой образовательной среды для реализации зонального обучения на уроках технологии.

Модель предметной ЦОС для реализации зонального обучения на уроках технологии включает: курсы по технологии на сайте образовательной организации, размещенные в среде LMS Moodle; персональный сайт учителя; цифровые образовательные ресурсы; ИКТ-инструменты для сотрудничества; инструменты для коммуникации; ИКТ-инструменты для оценивания и рефлексии.

Приведены авторские примеры интерактивных заданий, интерактивных рабочих листов для реализации зонального обучения. Представлены задания на совместную деятельность обучающихся в online-зоне с использованием возможностей социальных сервисов Веб 2.0. Подобраны цифровые образовательные ресурсы для реализации модели «ротация станций» на уроках технологии.

Литература:

1. Андреева Н.В, Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.

2. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо». 2019. 72 с.

3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1(21). С. 223-228.

4. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И. Применение сервисов сети Интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 1 (22). С. 8

5. Иванов О.А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). Казань: Бук. 2018. С. 103-105.

6. Закусило А.С. Инновационная технология «ротация станций» в процессе формирования образовательной мобильности старшеклассников на уроках английского языка // Современные проблемы науки и образования. 2019. С. 98.

7. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2019.

8. Краснов С.В. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2018. С. 50-54.

9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

10. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 179-182.

11. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 177-181.

12. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.

13. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

14. Лисовская И.А. Использование некоторых моделей технологии смешанного обучения на уроках физики. // Видеонаука. 2017. № 2(6). Часть I.

15. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Земкова Алена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Харитонова Валерия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых социальных сервисов для формирования универсальных компетенций в учебной и внеаудиторной деятельности будущих бакалавров педагогического образования. Приведены примеры сетевых проектов и олимпиад, веб-квестов для студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: универсальные компетенции, сетевая активность, проектная деятельность, веб-квест, сетевые социальные сервисы.

An^tatton. The article discusses the didactic capabilities of social networking services for the formation of universal competencies in educational and extracurricular activities of future bachelors of pedagogical education. Examples of network projects and olympiads, web quests for students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: universal competencies, network activity, project activities, web quest, network social services.

Введение. Как отмечают отечественные и европейские эксперты [3, 12, 14, 15, 16], универсальные компетенции в современных условиях играют не менее важную роль в подготовке специалиста с высшим образованием любого профиля, чем профессиональные компетенции. В качестве универсальных компетенций можно выделить три ключевых группы: универсальные компетенции для трудового и мобильного поведения на рынке труда (УК-1 Системное и критическое мышление; УК-2 Разработка и реализация проектов; УК-3 Командная работа и лидерство; УК-4 Коммуникация; УК-5 Межкультурное взаимодействие); универсальные компетенции для жизнеосуществления человека (УК-6, УК-7 Самоорганизация и саморазвитие); универсальные компетенции для сохранения жизни на Земле -ноосферные компетенции (УК-8 Безопасность жизнедеятельности) [1].

Особый интерес для нашего исследования представляют публикации, посвященные способам формирования универсальных компетенций будущих педагогов [2, 4]. Авторы подчеркивают, что при организации учебной и внеаудиторной деятельности студентов-будущих педагогов особое внимание следует уделять готовности к коммуникации; способности к сотрудничеству; развитию инициативности и самостоятельности, что, собственно, и представляют собой универсальные компетенции.

Статья [11] посвящена обоснованию роли сетевых сервисов как инструмента формирования универсальных компетенций будущих бакалавров. Рассмотрим возможности формирования универсальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.