Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ "1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР"'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ "1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ "1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР" / ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / GOOGLE СLASSROOM / LEARNING MODEL "ONE TO ONE" / ICT TOOLS / INTERNET SERVICES / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Лукина Мария Алексеевна

В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» на уроках математики. Приведены примеры использования материалов локальной сети, облачных сервисов, интерактивных рабочих листов, сервиса Google Сlassroom. Описан опыт реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» на уроках математики в школе №14 г. Балахны Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Лукина Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEARNING MATHEMATICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "1 STUDENT: 1 COMPUTER" MODEL

The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for the implementation of the " one to one" model in mathematics lessons. Examples of the use of materials from the local network, cloud services, interactive worksheets, and the Google Сlassroom service are given. The experience of implementation of the model "one to on " at the lessons of mathematics at school No. 14 in Balakhny, Nizhny Novgorod region is described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ "1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР"»

Так как |7набл.| < 7кр., то гипотезу о равенстве генеральных средних принимаем; разница результатов дух групп статистически незначима.

Таким образом, разница между выборками статистически не значима, выборки однородны, их можно брать в качестве экспериментальной и контрольной групп для педагогического эксперимента.

Отчет оформляется в соответствии со стандартом организации по выполнению письменных работ. Составление отчета и последующее представление результатов исследования способствуют лучшему пониманию сути научно-исследовательской деятельности, статистической обработки данных с использованием информационных технологий.

Выводы. В результате применения подхода к решению студентами учебных профессиональных задач как к проведению научно-исследовательской работы с последующим отчетом по ней студенты не только осваивают компьютерную обработку данных экспериментальных исследований, но и получают понятие о научно-исследовательской деятельности и ее этапах, а также навыки составления отчетов о научно-исследовательской работе и ее представления. Формируются не только информационные компетенции, но и научно-исследовательские.

Литература:

1. Гмурман, В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / В.Е. Гмурман. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 404 с.

2. ГОСТ Р ИСО 5479-2002 Статистические методы. Проверка отклонения распределения вероятностей от нормального распределения. - М.: изд-во стандартов, 2002. - 27 с.

3. Круглова, Е.С. Формирование исследовательской компетенции при изучении математической статистики / Е.С. Круглова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры // Материалы XXIX регион. науч.-методич. конф. - Челябинск: УралГУФК, 2019. - С. 102-104.

4. Круглова, Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции при изучении дисциплины компьютерная обработка данных экспериментальных исследований / Е.С. Круглова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры // Материалы XXX регион. науч.-методич. конф. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - С. 108-110.

5. Круглова, Е.С. Формирование профессиональной компетенции ПК-26 у студентов направления «адаптивная физическая культура» / Е.С. Круглова, Е.М. Вахтомова, М.А. Алтухова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - № 4. - С. 51-57.

6. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 350 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.09.2017 No 940 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.m/uploadffles/FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf. - (Дата обращения: 17.06.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.09.2017 No 942 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO %203++/Bak/490302_B_3_31102017.pdf - (Дата обращения: 17.06.2020).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.09.2017 No 943 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/490303_B_3_31102017.pdf - (Дата обращения: 17.06.2020).

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Лукина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ «1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР»

Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных ИКТ-инструментов для реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» на уроках математики. Приведены примеры использования материалов локальной сети, облачных сервисов, интерактивных рабочих листов, сервиса Google Classroom. Описан опыт реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» на уроках математики в школе №14 г. Балахны Нижегородской области.

Ключевые слова: модель обучения «1 ученик: 1 компьютер», ИКТ-инструменты, Интернет-сервисы, цифровые образовательные ресурсы, Google Classroom.

Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various ICT tools for the implementation of the " one to one" model in mathematics lessons. Examples of the use of materials from the local network, cloud services,

interactive worksheets, and the Google Classroom service are given. The experience of implementation of the model "one to on " at the lessons of mathematics at school No. 14 in Balakhny, Nizhny Novgorod region is described.

Keywords: learning model "one to one", ICT tools, Internet services, digital educational resources, Google Classroom.

Введение. В рамках национального проекта «Образование» разработана Целевая модель цифровой образовательной среды [13]. В цифровой образовательной среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды. Что касается компонентов предметных ЦОС, то исследователи часто выделяют: системы дистанционного обучения (LMS), персональные сайты и блоги учителей, цифровые образовательные ресурсы, инструменты для создания и публикации учебного контента, инструменты для совместной деятельности, инструменты для коммуникации, инструменты для оценивания и обратной связи.

Для реализации системно-деятельностного подхода в образовании в рамках предметных цифровых образовательных сред обучения могут применяться различные инновационные модели обучения: «1 ученик: 1 компьютер», «перевернутое обучение», модель «смена рабочих зон», модель BYOD (принеси свое устройство) и др.

Очевидно, что само название модели «1 ученик: 1 компьютер» определяет требования к техническим условиям ее реализации: каждый обучающийся должен иметь доступ к персональному компьютеру (чаще всего это компьютеры модели ноутбук или нетбук). Наиболее полно особенности модели «1 ученик : 1 компьютер» описаны в книге Б.Б. Ярмахова «1 ученик : 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе» [14].

Наибольший дидактический эффект от использования модели достигается в тех учебных ситуациях, когда с помощью сетевых технологий организуется совместная деятельность обучающихся. Современные средства и сервисы сети Интернет позволяют организовать процесс обучения на основе технологии сотрудничества, когда каждый из обучающихся вносит свой вклад в создание коллективного информационного продукта, при этом, создаются хорошие условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В модели «1 ученик : 1 компьютер» создаются отличные возможности для организации сетевой проектной деятельности.

Использованию модели «1 ученик : 1 компьютер» посвящены публикации [1, 4, 5, 7]. Авторы подчеркивают, что при реализации такой модели необходимо решить проблему обеспечения обучающихся качественным цифровым образовательным контентом и проблему организации учебной деятельности в классе. В пособии [2] представлен опыт нижегородских учителей в реализации модели на уроках математики, русского языка, иностранного языка, в начальной школе. Вариант изучения этого опыта через методические маршруты педагога описан в статье [8].

Задача грамотного использования модели «1 ученик : 1 компьютер» в рамках цифровой образовательной среды обучения математике видится нам актуальной педагогической задачей.

Изложение основного материала статьи. Использование новых технологических решений в связке с современными образовательными технологиями влечет за собой изменения образовательного процесса школы, которые иногда бывают поистине революционными. Одним из таких технологических решений является использование модели «1 ученик : 1 компьютер».

Цель внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер»; ее основные принципы, преимущества и недостатки; педагогические, организационные, технические, информационные составляющие представлены на авторской ментальной карте https://www.mindmeister.com/ru/1502229435/1-1.

Для эффективного применения модели «1 ученик : 1 компьютер» на уроках математики необходима четко продуманная логика занятия; преемственность этапов урока; активная позиция обучающихся:переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям; формирование умений ставить цель, определять имеющиеся ресурсы для решения задачи, делать выводы, работать в группе. С помощью модели «1 ученик: 1 компьютер» математика из сложной и зачастую абстрактной области превращается в область увлекательных экспериментов с числами, функциями и процессами.

При использовании образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» создаются реальные условия для повышения мотивации, побуждающие обучающихся к активизации познавательной деятельности. Такими условиями могут быть: совместная продуктивная деятельность, использование ресурсов сети Интернет, создание социально значимого продукта, публичная презентация, само и взаимооценивание и т.п.

Рассмотрим варианты применения модели «1 ученик : 1 компьютер» на уроках математики. Один из путей работы с оборудованием мобильного класса - это использование локальной сети через виртуальный адаптер Wi-Fi. Учитель должен создать на своем ноутбуке общую папку, настроить доступ к ней со всех ученических ноутбуков. В папку помещается весь необходимый для работы на уроке дидактический материал.

Другой вариант работы с оборудованием мобильного класса - это выход в Интернет. И здесь спектр возможностей очень широк. Прежде всего, это возможность использования соответствующих цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Некоторые ЦОР по математике представлены в таблице.

Наименование ресурса Краткая аннотация

Учи.ру https://uchi.ru/ Интерактивная образовательная онлайн-платформа.

Grafikus http://grafikus.ru/plot3d Сервис Grafikus предназначен для построения графиков различных функций в двумерных и трехмерных координатах.

LECTA (https://lecta.rosuchebnik.ru/ Материалы для учителей (контрольные работы, разноуровневые электронные учебники, дистанционные курсы), материалы для обучающихся (интерактивные тренажеры, электронные учебники и др.).

y(x).ru http://yotx.ru/ Сервис создан в помощь школьникам в изучении математики и предназначен для онлайн построения различных графиков функций.

Skysmart https://edu.skysmart.ru Интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы, разработанных АО «Издательство Просвещение» к учебникам из федерального перечня.

Единая коллекция ЦОР https://clck.ru/9JPgb Здесь собраны материалы по всем предметам для 1-11 классов, включая алгебру и геометрию.

math.ru https://math.ru/ Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах

РЭШ https://resh.edu.ru/ Полный школьный курс уроков от лучших учителей России.

РЕШУ ЕГЭ http s://clck.ru/AjeAx Тренировочный материалы по всем предметам для подготовки к ЕГЭ.

Дневник.ру https://dnevnik.ru/ Единая ЭОС для учителей, учеников и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти.

Фоксфорд https://clck.ru/BVZBP Видео-лекции прошлых лет от Школы Фоксфорд с разбором заданий ЕГЭ по математике.

ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Образовательный онлайн-ресурс позволяет проводить электронные тестирования и генерировать уникальные задания.

Математические этюды http://www.etudes.ru/ На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и её приложениях.

Desmos калькулятор https://www.desmos.com Инструмент позволяет легко строить различные типы графиков, создавать таблицы, графически решать системы уравнений, неравенства, преобразовывать функции и др.

Более полный вариант ЦОР по математике представлен в Google-таблице https://clck.ru/Q36K7.

Следующий вариант применения модели «1 ученик : 1 компьютер» - использование облачных сервисов. К примеру, заменой офисному пакету Microsoft Office могут быть документы Google Docs. Очень важной особенностью Google-документов и Microsoft Word online, Microsoft Excel online, Microsoft PowerPoint online является возможность организации совместной деятельности, в т.ч. проектной деятельности [6, 9, 10, 11, 12, 15]. Пример продукта совместной деятельности участников сетевого проекта «В гости к Дробинке» - совместный подбор задач регионального содержания на использование дробей в общей Google-презентации (https://clck.ru/Q37QH).

С помощью Google-документов и Microsoft Word online, Microsoft Excel online учитель может создавать для работы на уроке и дома интерактивные рабочие листы. Пример интерактивного рабочего листа на основе Google-формы по теме «Правильные многогранники» - https://goo.gl/LZhrT9. Другим вариантом создания интерактивных рабочих листов является использование сервиса https://app.wizer.me. В качестве примеров приведем интерактивный рабочий лист по теме «Равнобедренный треугольник» (https://app.wizer.me/preview/8U34GD) и по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (https://app.wizer.me/preview/TN4ATH).

Для организации коллективной деятельности обучающихся могут использоваться такие Интернет-сервисы, как различные on-line редакторы; сервисы совместного хранения закладок, видео, фото; on-line интерактивные доски, концептуальные карты, ленты времени; инфографика; облака слов; вики-сайты. Описание этих сервисов можно найти в пособии [3].

При проведении уроков с использованием модели «1 ученик : 1 компьютер» может использоваться сайт (блог) учителя или тематический сайт. В последнем случае содержание отдельных страниц сайта может стать продуктом деятельности обучающихся.

В последние пять лет особую популярность приобрел сервис Google - Classroom (https://classroom.google.com). Это бесплатный веб - сервис, который позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы обучающихся -все это можно делать в одном сервисе. Кроме того, Google - Classroom интегрирован с другими инструментами Google, такими как Документы и Диск.

В качестве примера рассмотрим использование сервиса Google - Classroom при организации обучения в модели «1 ученик : 1 компьютер» по теме «Проценты» учителем математики школы №14 г. Балахны Нижегородской области Лукиной М.А. Для организации обучения по данной теме автор создала курс в системе Google - Classroom, где размещен необходимый учебный контент, интерактивные рабочие листы и интерактивные задания, созданные с помощью сервиса http://learningapps.org, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, электронный учебник.

Для изучения материала первого урока обучающимся предлагается посмотреть видео с разбором темы на платформе РЭШ - https://resh.edu.ru/subject/lesson/1060/, выполнить интерактивные упражнения на

платформе «Учи.ру». Для закрепления материала урока разработаны интерактивные упражнения с помощью сервиса https://learningapps.org/ на распределение процентов по группам, а также задания с открытым ответом. На втором уроке обучающиеся работали с интерактивным рабочим листом, созданном в сервисе https://app.wizer.me. На третьем уроке обучающиеся работали с электронным учебником на платформе LECTA (https://lecta.rosuchebnik.ru), решали примеры в Google - документах. Изучение темы «Проценты» заканчивается выполнением совместного проекта. В ходе работы над проектом обучающиеся распределяются на 7 групп: «Историки», «Теоретики», «Статисты», «Финансисты», «Айтишники», «Проценты в холодильнике» и «Проценты в магазине». Каждая группа имеет собственное учебно-исследовательское задание. Результатом проекта является создание общей Google-презентации. Разработаны критерии оценивания работы групп.

В Google Classroom у обучающегося отображается, какие именно работы сданы, а какие требуют выполнения, какие задания необходимо доработать после проверки учителем. При оценивании работы учителем имеется окошко для выставления оценки и можно добавить комментарий к работе, а также есть возможность «Вернуть работу» на доработку.

Варианты применения модели «1 ученик : 1 компьютер» представлены с помощью ментальной карты https://www.mindmeister.com/ru/1528785239/1-1.

Выводы. В настоящей статье рассмотрены дидактические возможности некоторых ИКТ-инструментов для организации обучения по модели «1 ученик : 1 компьютер» на уроках математики. Отличными возможностями для реализации модели обладают конструкторы интерактивных упражнений и уроков, сервисы для создания дидактических игр, тестов, опросов, сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, получения обратной связи. Подробно рассмотрен вариант использования сервиса Google Classroom.

Преимущества от использования модели «1 ученик : 1 компьютер» при обучении математике: повышение мотивации; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода, создания социально значимых информационных продуктов; возможность использовать качественные цифровые образовательные ресурсы, организовать само и взаимооценивание и др.

Литература:

1. Грязнов Д.А. Предпосылки и основные шаги по созданию образовательной среды «один ученик -один компьютер» // Молодой ученый. 2018. №47. С. 340-343.

2. Дедова О.Ю., Круподерова Е.П., Кудимова Н.В., Рунова Т.А., Степанова С.Ю., Тивикова С.К., Шевцова Л.А. Реализация образовательной модели "1 ученик : 1 компьютер" в условиях введения ФГОС: методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2014.

3. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2018.

4. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Развитие цифровой образовательной среды как фактор становления цифровой школы. Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 12-18.

5. Круподерова Е.П. Проектная деятельность в модели «1 ученик: 1 компьютер» // Информатика в школе. 2014. № 6 (99). C. 29-31.

6. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.

7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

8. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.

9. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

10. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.

11. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). C. 19.

12. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С. 19.

13. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 10.06.2020).

14. Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе. М. 2012. 236 с.

15. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion. 2019. T. 35. № Special Issue 19. C. 591-616.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.