Получение материнского капитала (при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка).
Социальное пособие детям, проживающим в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет.
Ежегодная компенсационная выплата для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды (для многодетных семей).
Единовременная компенсационная выплата для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания (молодым семьям при рождении первого ребенка).
Социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах молодым семьям (в виде ежемесячной или единовременной денежной выплаты и направлена на поддержку семейной экономики и развитие личного подсобного хозяйства, на реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей).
Единовременная денежная выплата для приобретения транспортного средства (многодетным семьям).
Бесплатное получение земельных участков (для семей с 3 и более детьми) и др.
Таким образом, можно резюмировать, что социальная поддержка семей с детьми в регионе осуществляется достаточно комплексно.
Также в регионе реализуются меры, направленные на обеспечение семей с детьми жильем, а также улучшении жилищных условий. Так, семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
Выводы. Таким образом, исследование социально-демографического состояния Республики Саха (Якутия) позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Количество населения в Республике Саха (Якутия) имеет явную тенденцию к увеличению. Между тем, показатели естественного движения населения в РС (Я) имеют отрицательную динамику, что позволяет сделать вывод о том, что прирост населения в регионе осуществляется не за счет прироста населения внутри республики, а за счет прибытия в регион граждан извне.
2. Количество браков в Республике Саха (Якутия) несколько уменьшилось, а количество разводов, наоборот, возросло. Причем среди причин развода стоит, как правило, алкогольная зависимость одного из супруга, отсутствие собственной жилплощади, отсутствие детей и др.
3. В регионе большое внимание уделяется системе государственной поддержки семей - что выражается в системе мер социальной поддержки, а также материальной поддержке. В регионе разработана и принята система нормативно-правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политике.
Литература:
1. Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 607-р (в редакции от 10 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 16. - Ст. 2411
2. Бережнева И. А. Воспроизводство населения в Республике Саха (Якутия) |Гекст| // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 133-137.
Педагогика
УДК:372.8
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Бездетко Ксения Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Егорова Татьяна Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье обсуждаются особенности модели «перевернутое обучение». Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры ИКТ-инструментов для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий.
Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.
Annotation. The article discusses the features of the "flipped learning" model. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of ICT tools for creating interactive videos, interactive lessons and assignments are given.
Keywords: blended learning, «flipped learning», interactive worksheet, interactive task.
Введение. Чтобы подготовить социально адаптируемого выпускника, образование должно меняться, «опережая время». В современной школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся, их успешное жизненное самоопределение, формирование активной жизненной позиции, умений командной работы.
Сегодня перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. Один из возможных вариантов - использование смешанного обучения. Из различных моделей смешанного обучения наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения». Цель данной статьи - обосновать перспективность применения
данной модели на уроках технологии.
Изложение основного материала статьи. В «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» утверждается, что этапы качественного развития большинства отраслей, в том числе образования, связаны с внедрением информационных технологий. Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества образования. Среди таких новаций отмечается, прежде всего, электронное обучение [13].
Понятия электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий введены в учебно-воспитательный процесс Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.09.2012 [14, статья 16].
Образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, какой им требуется.
Однако мировой опыт свидетельствует, что применение только дистанционных технологий, несмотря на все более широкое распространение, даже во взрослой аудитории не всегда имеет достаточно высокую эффективность: обучающимся может не хватить мотивации и навыков самоорганизации, чтобы качественно освоить программу и дойти до конца курса.
Поэтому наиболее перспективным сегодня видится смешанное обучение, подразумевающее интеграцию электронного обучения в традиционную классно-урочную систему.
Смешанное обучение (blended learning) - это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», «автономная группа», «индивидуальная траектория». Все они подробно описаны в [1].
Из всех перечисленных моделей наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения», т.к. для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерного класса.
«Перевернутое обучение» (flipped learning) - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит за пределами образовательного учреждения. На уроке учитель организует практическую работу по отработке навыков применения изученного самостоятельно материала, т.е. классная и домашняя работы «меняются местами», «переворачиваются».
Использование модели «перевернутое обучение» позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке, а учебная электронная среда дает возможность учителю сразу же проверить понимание нового материала учащимися. Для этого достаточно создать соответствующие задания и разместить в сети Интернет.
Информация об успешности освоения дома нового материала каждым обучающимся позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать игру для учеников, которые успешно освоили новый материал, и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нем.
Реализация модели «перевернутое обучение» позволяет:
- сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
- осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
- использовать на уроке деятельностный подход;
- работать дифференцировано с обучающимися.
Технология «Перевернутое обучение» достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и учителей-практиков. Она отражена в статьях [2, 4, 11]. Опыт применения данной технологии на уроках физики отражен в [6], истории - в [5], немецкого языка - в [3], информатики - в [12].
Ярким примером применения модели «перевернутое обучение» является использование данной модели учителем химии гимназии № 9 г. Воронежа Пономаревой Е.А. Автором разработан сайт по данной модели для преподавания органической химии в 10 классе (https://sites.google.com/site/chemistryflipped). Представлены сценарии 34 уроков. Все видео записаны автором самостоятельно.
Что касается дисциплины «Технология», то авторам не удалось найти публикаций, описывающих опыт использования модели «перевернутое обучение» на этих уроках. Хотя уверены, что дидактический потенциал модели для данной дисциплины высок. Просмотр обучающимися дома видеороликов с записями отдельных технологических операций, изготовления конкретных предметов, с лучшими образцами декоративно-прикладного творчества и т.п., позволяет высвободить время на уроке для непосредственной работы над созданием тех или иных изделий.
Одна из ключевых проблем при организации перевернутого обучения - электронные образовательные ресурсы, которые учитель должен предоставить обучающимся для изучения нового материала. Это должен быть тщательно отобранный и хорошо структурированный материал, соответствующий конкретному учебнику, быть понятными ученику, давать возможность проявлять самостоятельность и активность. Для представления теоретического материала для самостоятельного освоения в условиях домашнего задания лучшим образом подходят небольшие видеоролики. Это может быть авторский видеоролик, или учитель может подобрать соответствующее видео в Интернет. Отличные короткие видеоуроки можно найти на сайтах https://interneturok.ru, https://infourok.ru/videouroki и https://videouroki.net.
Обучающие ресурсы можно найти на различных видеохостингах. Самый большой видеохостинг, на котором аккумулируются видеоресурсы со всего мира «YouTube». Видео урок учитель может сделать самостоятельно с помощью скринкаста. Самый простой вариант - использование анимированной презентации, созданной в PowerPoint. Для превращения ее в видеоролик можно воспользоваться сервисом видеозахвата экрана.
Большое количество полезных ресурсов учитель может найти на портале «Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru/). Единая коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и содержит ресурсы практически по всем предметам школьной программы.
Конструктор интерактивных упражнений https://learningapps.org позволяет учителю самому создавать
задания для своих учеников. В арсенале сайта находится более 30 различных шаблонов с моментальной проверкой правильности заданий, на основе которых можно создавать викторины, кроссворды, задания на поиск соответствия, классификацию, установление хронологического порядка, подстановку пропущенных слов, нахождение ключевых слов на поле, заполненном буквами и т.д. Авторами выполнена подборка некоторых электронных образовательных ресурсов по технологии.
Название ресурса Описание ресурса
Видеоурок «Технология приготовления сладостей, десертов, напитков» https://www.youtube.com/watch?time continue =22&v=D-8Sp6bsakY Выложен на сайте «Videouroki.net» https://videouroki.net. Продолжительность 17.17 мин. Рассматривается, какие бывают сладости, десерты и напитки, из чего их можно приготовить и способы приготовления некоторых из них.
Видеоурок «Вязание спицами. Узоры из лицевых и изнаночных петель» https://www.youtube.com/watch?time continue =35&v=YEDF6vw6BLs Выложен на сайте «Videouroki.net» https://videouroki.net.. Продолжительность 16.31 мин. В данном видеоролике рассказывается о спицах, пряже, о технологии вязания спицами, а также о методике набора петель и основных видах петель.
Видеоурок «Приготовление блюд из яиц» https://www.youtube.com/watch?time continue =12&v=XOyKK 1XogYY Выложен на сайте «Videouroki.net» https://videouroki.net. Продолжительность 11.30 мин. Рассказывается о яйце, его характеристиках и простейших способах определения доброкачественности, а также — о многочисленных способах приготовления блюд из яиц, которые пригодятся каждому человеку в повседневной жизни.
Видеоурок «Декоративно-прикладное искусство» https://www.youtube.com/watch?time continue =21 &v=WMciQzQeqoA Выложен на сайте «Videouroki.net» https://videouroki.net. Продолжительность 13.44 мин. В видеоуроке рассказывается о декоративно-прикладном искусстве. Рассмотривается несколько направлений этого искусства.
Видеоролик «Механическая и тепловая обработка мяса» https://www.youtube.com/watch?time continue =4&v=dgLcI_CNUe8 Выложен на сайте «Videouroki.net» https://videouroki.net. Продолжительность 13.08 мин. Рассматривается, какие операции относятся к механической обработке мяса, виды тепловой обработки мяса. Озвучиваются правила безопасной работы при выполнении кулинарных работ.
Задание на добавление подписей к картинке https://learningapps.org/2939017 Задание на сайте https://learningapps.org на добавление подписей к частям яйца
Задание на установление соответствия https://learningapps.org/2753264 Задание на сайте https://learningapps.org на установление соответствия между картинками и видами тканей
Задание на соответствие https://learningapps.org/1520790 Задание на сайте https://learningapps.org на выбор признаков для разных видов теста
Викторина https://learningapps.org/1500059 Задание на сайте https://learningapps.org в виде викторины по теме «Физиология питания»
Задание на заполнение пропусков https://learningapps.org/316006 Задание на сайте https://learningapps.org на заполнение пропусков по теме «Виды тепловой обработки продуктов»
После того, как учитель подобрал ресурсы для знакомства обучающихся с изучаемой темой, их необходимо систематизировать, снабдить комментариями, пояснениями, заданием и представить ученику.
Для трансляции контента могут помочь различные сервисы Веб 2.0. Арсенал инструментов современного учителя для решения педагогических задач может быть значительно расширен за счет свободных программных продуктов и сервисов сети Интернет. Прежде пользователи сети Интернет делились на две категории - первая, это создатели информационного контента (содержания) сети, а вторая - его потребители. В настоящее время в сети Интернет появилось множество инструментов, которые позволяют пользователям становиться полноценными участниками создания контента. Использованию сервисов Веб 2.0 в образовании посвящены исследования [7, 8, 9, 101.
Эффективными инструментами для организации перевернутого обучения, причем как для использования в домашней работе, так и для организации работы в классе, являются интерактивные рабочие листы (ИРЛ).
Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. В них можно встраивать изображения и видеоролики, к которым добавлять вопросы и задания. Google-формы можно применять в формате опроса или теста.
Авторами разработан интерактивный рабочий лист на основе Google-формы по теме «Художественные ремесла» (https://goo.gl/kKpXy9). Обучающимся предлагается посмотреть в качестве домашнего задания видеоролик «Декоративно-прикладное искусство» (https://goo.gl/A2uNep) и ответить на вопросы теста.
Еще один вариант для создания интерактивных рабочих листов -сервис https://app.wizer.me, вошедший в 2016 году в десятку лучших сервисов для образования. Авторами сервис https://app.wizer.me использован для создания интерактивного рабочего листа по теме «Производство текстильных материалов» (https://app.wizer.me/preview/G4K9PB) для обучающихся 5 класса. Обучающимся предлагается посмотреть дома видеоролик «Производство текстильных материалов» (https://goo.gl/Qe5zUY), ответить на вопросы теста, выполнить несколько заданий.
Среди сервисов, которые могут быть полезны при «перевернутом обучении» отдельно следует выделить конструкторы интерактивного видео. К конструкторам интерактивного видео можно отнести сервис https://edpuzzle.com, с помощью которого авторы создали интерактивное видео по теме «Блюда из яиц» (https://goo.gl/dQhUjh). По ходу видео обучающимся предлагаются различные вопросы.
Еще один интересный сервис для «перевернутого обучения» https://ed.ted.com. Это конструктор видеоурока, включающий вступительное слово учителя; просмотр видеоролика; тест с вопросами на выбор
ответа или открытые вопросы; обсуждение, куда можно вынести проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа; ссылки на дополнительные материалы; подведение итогов.
Авторами подготовлен пример использования сервиса для темы «Декоративно-прикладное искусство». Он размещен по адресу: https://ed.ted.eom/on/cAVytRFv#digdeeper.
После того, как учитель создал образовательное видео, подобрал или сконструировал тренажеры в помощь ученику, тесты, возникает вопрос, как довести все это до обучающегося. Можно прикрепить ссылку в электронный дневник, разместить в социальной сети, разместить на сайте или в блоге педагога.
Выводы. Организация обучения по модели «перевернутого обучения» может быть эффективной для любых дисциплин. Для технологии, это тем более, может дать положительный эффект, вследствие большой практической направленности дисциплины.
Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода; возможность использовать качественные электронные образовательные ресурсы и др.
Литература:
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.
2. Брыксина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 53-57
3. Ищенко А. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения. Опыт практической реализации на уроках немецкого языка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ug.ru/method article/876
4. Корнев М.Н. Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока // Вестник "еРЛЕУ" - KST . 2016. № 2(2). С. 55-61.
5. Краснов С.В. Использование смешанного обучения как средства построения индивидуальной образовательной траектории школьника // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2016. С. 48-52.
6. Круподерова Е.П., Глинов М.М. ИКТ-инструменты для перевернутого обучения / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Мининский университет. 2017. С. 119-123.
7. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.
8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
9. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. //Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.
10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.
11. Курвитс М. и Ю. Перевернутый класс как организация личностно-ориентированного подхода в образовании [Электронный ресурс] URL: http://iso-mz.blogspot.ru/2013/04/blog-post_2.html
12. Ремезова Е. Г. Реализация методики смешанного обучения по модели «перевернутый класс» на уроках информатики // Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновации в информационных технологиях и образовании» «ИТ0-Москва-2014» . [Электронный ресурс] URL: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/229/94840/
13. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. URL: https://rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации». URL: минобрнауки.рф/документы/2974.
Педагогика
УДК: 37.061
кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат философских наук, доцент Лизунова Галина Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат психологических наук, доцент Таскина Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)
РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Аннотация. Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 17-16-04003 «Социально-психологические последствия социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай». Авторы рассматривают Республику Алтай как многонациональный, поликультурный регион и анализируют проблемы развития и сохранения этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Республики Алтай.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, социально-экономическая дифференциация, этнос, социальное воспитание, традиции, поликультурная территория, этносоциальное воспитание.
Annotation. The research is executed within a grant of RGNF No. 17-16-04003 "Social and psychological conséquences of social and economic differentiation of indigenous ethnie groups of Altai Republic". Authors regard Altai Republic as the multinational, polycultural region and analyze problems of development and maintaining ethnocultural traditions of indigenous ethnic groups of Altai Republic.
Keywords: indigenous ethnic groups, social and economic differentiation, ethnos, social education, traditions, polycultural territory, ethnosocial education.
Введение. В настоящее время социальная политика Российского государства направлена на развитие регионов и их коренного населения, возрождение уникальности культуры и традиций коренных малочисленных народов. Республика Алтай, как и многие другие регионы Российской Федерации, является многонациональной, поликультурной территорией. Всего в Республике Алтай в ходе последней переписи населения 2010 года зарегистрированы представители 91 национальности. Самой многочисленной этнической группой являются русские (114802 человека), на втором месте - алтайцы (68814 человек), на третьем - казахи (12524 человек) [5, с. 613-619].
Территориальное расселение этносов по республике имеет также значительные различия. Так, русские и алтайцы проживают во всех муниципальных районах республики, в некоторых из них преобладая численно. Русские составляют большинство в 7-и из 11-и районов, алтайцы - в трех. Казахи в настоящее время расселены практически по всем муниципальным образованиям, в то время как ранее компактно проживали в двух районах (Улаганском и Кош-Агачском) [2, с. 28-38.].
В республике проживают представители и коренных малочисленных народов. К ним отнесены теленгиты, кумандинцы, челканцы и тубалары. По данным переписи, на территории региона на 2010 год их численность составляла 3648, 1062, 1113 и 1891 человек соответственно [11, с. 66].
В своем исследовании Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова характеризуют население Республики Алтай следующим образом: «Жители Республики Алтай различаются по многим параметрам этнического, лингвистического и религиозного характера [4, с. 77].
Некоторые исследователи Алтая отмечают, что за прошедшее столетие значительно изменился характер проживания его коренного населения: практически исчезли небольшие аилы, большинство населения сконцентрировано в крупных населенных пунктах, где оно, тем не менее, составляет меньшинство. Следствием этого является сужение брачного круга, рост инбриндинга, разрыв внутриэтнических и межэтнических связей [6, с. 154-155].
Интенсификация процессов метисации коренного населения стала причиной возрастания в последние годы интереса к проблеме самоопределения и этнического самосознания метисов [8]. В настоящее время социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Республики Алтай характеризуется неоднозначно [13]: большая их часть проживает в отдаленных и высокогорных труднодоступных селах с суровыми климатическими условиями [13], приравненных к северным районам страны; среди них отмечается высокий уровень скрытой безработицы, распространение асоциальных явлений (суицидальное поведение, пьянство, алкоголизм и различных заболеваний); основным источником жизнеобеспечения населения указанных районов является личное подсобное хозяйство (преимущественно животноводство), сезонные занятия [13]: разрешенная и скрытая охота на пушного зверя и копытных животных, сбор кедрового ореха, ягод, лекарственных трав, продажа сухих рогов маралов, косуль; рекреационный туризм и т.д., [13] а также социальная поддержка сельского населения Республики Алтай через государственные пенсии и различные социальные пособия [3, с. 56-75].
Изложение основного материала статьи. Концепция национальной системы образования в Российской Федерации [3] и специфика социально-демографической ситуации, побуждают создавать психолого-педагогические условия преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай. Одним из наиболее важных психолого-педагогических условий является организация воспитания подрастающего поколения на основе этнорегиональных особенностей. Наиболее важными задачами в этом поиске являются: реализация идеи национальной школы, построение содержания образования на основе диалогического и регионального принципов с использованием этнокультурного опыта коренного населения в условиях двуязычия, сосуществования и взаимосвязи разных культур; сохранение элементов традиционной воспитательной системы [10]. Все это актуализирует необходимость осмысления процесса сохранения этнокультурных традиций воспитания детей коренных народов, объединенных общим