Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок?'

Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ФГОС / "ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ" / "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / ICT-COMPETENCY / FSES / «FLIPPED EDUCATION» / «FLIPPED CLASS»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыксина Ольга Федоровна

В статье проводится методический анализ педагогической модели перевернутого обучения: рассматриваются основные дидактические проблемы, технология проектирования домашней и аудиторной работы, образовательные результаты и средства их оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION: HOW TO FIND A FOOTHOLD TO PREPARE A «FLIPPED CLASS»?

The article gives the methodological analysis of the pedagogical model “flipped class”: it focuses on the basic didactic issues, home and classroom assignments, students’ educational outcomes and means of their as-sessment.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок?»

УДК 378.147.88

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ГДЕ НАЙТИ ТОЧКУ ОПОРЫ, ЧТОБЫ ПЕРЕВЕРНУТЬ УРОК?

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION: HOW TO FIND A FOOTHOLD

TO PREPARE A «FLIPPED CLASS»?

© 2015

О.Ф. Брыксина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

O.F. Bryksina

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, (Russia, Samara)

В статье проводится методический анализ педагогической модели перевернутого обучения: рассматриваются основные дидактические проблемы, технология проектирования домашней и аудиторной работы, образовательные результаты и средства их оценивания.

The article gives the methodological analysis of the pedagogical model "flipped class": it focuses on the basic didactic issues, home and classroom assignments, students' educational outcomes and means of their assessment.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, ФГОС, «перевернутое обучение», «перевернутый класс».

Keywords: ICT-competency, FSES, «flipped education», «flipped class».

В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования особенно острой видится проблема подготовки выпускников педагогических вузов к реализации образовательного процесса на основе технологий деятельностного типа. Причем в педагогическом сообществе активно обсуждается роль ИКТ в качестве инструментального обеспечения инновационных образовательных моделей («1 ученик - 1 компьютер», «1 ученик - 1 смартфон», «образование вне стен классной комнаты», BYOD (англ. bring your own device - принеси свое устройство), «перевернутое обучение», «артефакт-педагогика» и др.), их дидактический потенциал (в контексте представления, обработки и передачи информации, вовлечения обучающихся в совместную продуктивную деятельность, повышения их мотивации и т.п.) и технология проектирования учебных ситуаций.

И это вызов времени. Причем инициатива активного использования средств информационно-коммуникационных тех-

Dos moipu sto, kai tan gan kinaso.

Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.

Архимед Сиракузский нологий (ИКТ) в образовательном процессе современной школы сегодня исходит не только «снизу» (исходя из потребностей обучающихся), но и рекомендуется «сверху» (что непосредственно связано с реализацией требований ФГОС). Учитель сегодня поставлен перед фактом необходимости выполнять требования междисциплинарной программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся, входящей в состав основной образовательной программы. Кроме того, невозможно отрицать, что использование сервисов и средств информационно-коммуникационных технологий влияет на создание условий для качественного выполнения других междисциплинарных программ (формирования универсальных учебных действий, реализации стратегий смыслового чтения, учебно-исследовательской и проектной деятельности), реализация которых - задача каждого учителя-предметника.

Вот почему один из показателей востребованности педагога сегодня - его ИКТ-компетентность. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессио-

нального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, которое строится на компетентностном подходе.

В этом случае предметом оценки готовности выпускника педагогического вуза к профессиональной деятельности должны выступать:

• готовность планировать образовательные достижения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС;

• готовность внедрять инновационные образовательные технологии с использованием средств ИКТ, направленных на реализацию деятельностного подхода и достижение обучающимися планируемых во ФГОС результатов.

Говоря о модели «перевернутого обучения», следует отметить, что сегодня уже накоплен педагогический опыт, который позволяет говорить о необходимости системного анализа модели. Выделим ключевые вопросы проектирования «перевернутого обучения». Точка опоры: что переворачиваем?

Во-первых, урок. Этимология названия данной технологии обучения определяет следующий подход: обучающимся предлагается самостоятельно освоить некий теоретический материал, а в учебной аудитории организуется активное обсуждение проблем учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по закреплению навыков применения учебного материала.

Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видео, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей познавательной деятельности, ориентированной на получение практического опыта в учебной аудитории. Но это - «программа-минимум».

Конечно, идея «перевернутого урока» оказалась просто революционной сразу в нескольких аспектах:

• оптимизации ресурса времени;

• использования дидактического потенциала Интернета;

• мотивации обучающихся и включения их в активную познавательную деятельность.

Во-вторых, очевидно, что такой подход к проектированию образовательного процесса требует «перевернуть» сознание (мышление) педагога. И не только в плане освоения и внедрения принципиально иной технологии организации образовательного процесса. Необходимо, на наш взгляд, изменить отношение педагога прежде всего к образовательным результатам обучающихся. Да, в наше время предметные результаты (именно их учителя и считают основными образовательными достижениями) уже не являются самоцелью. Сегодня практически любой вопрос расширения знаний может быть решен с помощью ресурсов Интернета. Важно сформировать у детей желание, потребность, привычку инициировать эти запросы. Вот в чем ключевая идея современного образования.

И, используя элементы «перевернутого обучения», мы демонстрируем этот уникальный (практически неограниченный) потенциал Интернета, его значимость в плане самообразования, формируем отношение к Сети как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создаем реальную возможность уйти от «высиживания» и «зубрежки» на уроке, к формированию активной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций (в терминах ФГОС -универсальных учебных действий) на предметном материале.

В-третьих, и это главное, мы должны «перевернуть» отношение обучающихся к процессу познания, а следовательно, и к своей миссии, поскольку данная модель требует высокого уровня мотивации обучающихся. Для этого необходимо, ни много ни мало, делегировать им ответственность за образовательные результаты, определить вектор развития (не декларативным способом, а через деятельность и осознание потребности), создать условия для самореализации. В этом плане значительно возрастает роль средств и инструментов промежуточного контроля для самооценивания.

В частности, можно рекомендовать использовать технологии формирующего оценивания. Так, эффективность организации деятельности обучающихся при «перевернутом обучении» во многом зависит от багажа их знаний, умений и опыта, эмоционального и психологического настроя. Владея этой информацией в «точке входа», педагог с первых шагов может выстраивать образовательную траекторию с учетом таких факторов, как

• личная заинтересованность обучающихся в предмете исследования;

• степень погружения обучающихся в проблему исследования, потребность в приобретении личного опыта;

• наличие определенных навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и навыков самоорганизации (планирования, целеполагания, самоконтроля и т.п.).

Подобная диагностика поможет учителю, выявляя потребности, задать вектор развития обучающихся. С этой целью предпочтительным является использование сквозных методик оценивания. К таким инструментам относится, например, графический планировщик «Знаю - Интересуюсь - Уже научился».

Анализ опыта показывает, что педагоги, как правило, используют данный инструмент оценивания только в содержательном аспекте, отслеживая лишь потребности в определенных знаниях и оценивая их приращение в определенном проблемном поле. Говоря о формирующем оценивании в условиях ФГОС, мы считаем необходимым расширить спектр выявляемых потребностей, включив в него, например, уровень ИКТ-компетентно-сти, организационные и рефлексивные навыки. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся видели свои образовательные приращения, а учебные ситуации стали ситуациями успеха обучающихся. Только при таком условии учебная мотивация становится устойчивой, изменится отношение обучающихся к самому процессу обучения. Что меняется в технологии? Как планировать домашнюю работу?

Ответ на первый вопрос для большинства педагогов очевиден: алгоритм

взаимодействия учителя с учеником и учебным материалом.

Однозначного ответа на второй вопрос нет. Что лежит на поверхности? Как правило, «перевернутое обучение» технологически мы связываем с возможностью доступа к образовательному контенту в домашних условиях. И здесь очень важно определить тип ресурса. Это может быть:

•во-первых, видеозапись объяснения нового материала (видеолекция, доказательство теоремы, анализ закона и т.п.), фактически дублирующая этот вид деятельности педагога на уроке и включающая ее традиционные элементы: целепо-лагание, анализ актуальности темы, ее практической значимости, общую характеристику проблем и т.п. Причем на записи может быть представлено объяснение высококлассного педагога. При этом сам процесс просмотра видео обучающимся создает иллюзию присутствия на уроке, но осуществляется в удобном для него темпе с возможностью повтора фрагментов, обращения к дополнительным ресурсам для уточнения фактов, понятий, получения дополнительных сведений и т.п.;

•во-вторых, познавательное видео, например, иллюстрирующее действие какого-либо закона, принцип функционирования какого-то устройства, содержащее кадры хроники, интервью с экспертом и т.п. В этом случае, как правило, требуется сопроводительный «маршрутный лист» -навигатор, содержащий алгоритмическое предписание деятельности обучающегося, определяющий цель просмотра, связь видеоресурса (или даже ресурсов, если их несколько) с изучаемой темой, а также включающий практические рекомендации по осмыслению видео, выявлению ключевых элементов, связанных с определением понятий, осознанием их практической значимости и т.п.

•в-третьих, электронные библиотеки, опНпе-учебники, научно-популярные статьи и т.п.

Отбор видео- и других (например, справочно-информационных) ресурсов и их адаптация осуществляются преподавателем исходя из образовательных целей и задач, что, соответственно, требует определенного уровня ИКТ-компетентности и методического мастерства педагога. При

отсутствии качественного образовательного контента в Интернете учителю необходимо самостоятельно разрабатывать дидактический материал и выбирать способ его трансляции (создавать видеоканал, разрабатывать сайт, вести блог и т.п.).

Что касается способа транслирования видео, то педагоги уже практически отказались от рекомендаций, содержащих прямые ссылки на видеоресурс. Как правило, большей популярностью в образовательной среде пользуются различные сервисы, предоставляющие дополнительные технологические возможности, например:

• Google-формы позволяют транслировать видео и включать различные типы вопросов: открытые вопросы; вопросы с выбором ответов типа «один из многих» или «несколько из многих»; шкала и др. В комментариях к вопросам можно вставлять ссылки на дополнительные ресурсы. При этом ответы обучающихся собираются в Google-таблице, что позволяет учителю использовать ее как инструмент формирующего оценивания, для того чтобы выявить уровень понимания ключевых вопросов изучаемой темы, установить обратную связь и в дальнейшем выстроить эффективное взаимодействие с обучающимися уже в учебной аудитории.

• сервис learningapps.org позволяет прерывать трансляцию видео и дополнять ее различными вставками, включая вопросы и упражнения, подготовленные с помощью этого сервиса (викторина с вводом текста, задания на классификацию, установление соответствия, восстановление логической последовательности, вставку пропущенных слов и т.п.);

• сервис ed.ted.com позволяет организовать просмотр видео (Watch), подумать и ответить на вопросы (Think), просмотреть дополнительные материалы (Dig Deeper), организовать обсуждение (Discuss) и выполнить итоговое задание (And Finally). Педагог также имеет возможность анализировать ответы обучающихся, что определяет его дальнейшую деятельность по проектированию ситуации в учебной аудитории (отбор содержания, проектирование заданий, выбор организационных форм, стратегий и инструментов оценивания образовательных результатов и т.п.).

Частично поиск и отбор ресурсов может быть делегирован обучающимся. Но это уже отдельная учебная задача, и тогда актуальными становятся вопросы организации такого вида самостоятельной работы, особую роль в процессе которой должны выполнять «маршрутные листы» для обучающихся, содержащие ключевые («реперные») точки (понятия), определяющие образовательную траекторию и включающие средства промежуточного контроля для самооценивания. Что делать в классе?

Самообучение - это действительно новый вид деятельности для школьников, который требует факта фиксации достижения образовательных результатов. И в этом плане методическое преимущество использования Google-форм и сервиса ed.ted.com является очевидным. Эти ресурсы одновременно выполняют роль и навигаторов деятельности для обучающихся (что смотреть, на какие вопросы обратить внимание и т.п.), и являются инструментом формирующего оценивания для учителя. Цель данного оценивания -выявить проблемные зоны с целью коррекции образовательных результатов, а не получить основание для выставления отметок.

По результатам ответов обучающихся учитель должен выявить вопросы, вызвавшие у них трудности, и в ходе планирования урока решить, как он будет выстраивать дальнейшую деятельность обучающихся для достижения требуемых образовательных результатов уже в учебной аудитории: подобрать соответствующие источники информации и задания, определить формы взаимодействия обучающихся, предложить инструменты самооценивания и определить критерии для итогового оценивания образовательных результатов педагогом.

Что касается организационного и методического обеспечения «перевернутого обучения», то необходимо отметить актуальность разработки новых инструментов и применения организационных форм для поддержки аудиторной (как правило, групповой) работы. Ведь ценность «перевернутого обучения» как раз заключается в возможности использовать учебное время для групповых занятий,

когда идет процесс активного обсуждения содержания теоретического материала, сотрудничества в процессе получения уже практического опыта. Преподаватель выступает в этом случае в роли фасилитато-ра, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. Как планировать «перевернутое обучение»?

Творчество невозможно формализовать. Но, например, студентам потребовалось некоторое описание технологии проектирования «перевернутого обучения». Тезисно это можно описать следующим образом.

Во-первых, необходимо провести глубокий методический анализ темы и оценить

•информационные ресурсы для реализации технологии «перевернутого обучения» (образовательное видео, цифровые образовательные ресурсы, информационно-справочные системы и т.п.), их соответствие содержанию обучения и возрастным особенностям обучающихся;

•содержательную и технологическую готовность обучающихся для самостоятельного погружения в проблему.

Во-вторых, провести отбор ресурсов (в соответствии с принципом «необходимости и достаточности») и разработать «маршрутный лист» для самообразования школьников, представляющий собой определенное алгоритмическое предписа-

ние по выполнению задания (просмотрите, уточните, проанализируйте...).

В-третьих, сформулировать вопросы, определяющие результативность выполнения алгоритмического предписания.

В-четвертых, выбрать сервис для реализации технологии «перевернутого обучения» (learningapps.org, ed.ted.com, Google-форма) и подготовить задание для выполнения обучающимися.

В-пятых, выявить вопросы, наиболее сложные для восприятия обучающимися. На практике это делается на основе анализа ответов обучающихся (стратегия выявления понимания).

В-шестых, подобрать дополнительные ресурсы (при необходимости) и сконструировать интерактивные задания для устранения прогнозируемых проблем.

В-седьмых, разработать критерии для самооценивания обучающимися образовательных результатов (предметных и метапредметных) и оценочные средства итогового оценивания этих результатов учителем.

Именно активная позиция обучающихся, делегированная им ответственность за результаты обучения, создание условий для саморазвития, возможность продемонстрировать свой уровень компетентности создают в модели «перевернутого обучения» реальные предпосылки для мотивации и, соответственно, повышения качества образования.

Литература

1. Курвитс M. Отличительные особенности перевернутого класса [Электронный ресурс] Режим доступа : https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=2824&showentry=5961 (дата обращения: 27.04.2015).

2. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов веб 2.0 // Нижегородское образование. 2012. №3. С. 149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.