Выводы. Разработанная программа занятий кондиционным плаванием с женщинами 30-40 лет предполагала комплекс разнообразных воздействий, направленных на изучение и совершенствование техники плавания, развитие физических качеств и функционального состояния организма с применением методов спортивной тренировки, с учетом индивидуального состояния занимающихся и контроля во время и после тренировочных занятий.
Итоги контрольного исследования эксперимента демонстрируют достоверные позитивные различия во всех показателях, характеризующих уровень функционального состояния и настроения женщин 30-40 лет, занимающихся кондиционным плаванием.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что процесс кондиционной тренировки по плаванию с женщинами 30-40 летнего возраста будет осуществляться более эффективно, если подобраны комплексы упражнений, выполняемых в различных оптимальных режимах, для совершенствования плавательной подготовки. Используемые методы спортивной тренировки повышают физическое и психологическое состояние женщин 30-40 лет, что позволяет говорить о подтверждении гипотезы работы.
Литература:
1. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студентов вузов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Академия, 2008. - 429 с.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. - 476 с.
3. Скрипко, А. Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов / А. Д. Скрипко. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 210 с.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Камзолова Людмила Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Пахомова Ирина Валерьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ « ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. В статье обсуждаются особенности модели «перевернутое обучение». Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры ИКТ-инструментов для реализации модели на уроках информатики.
Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.
An^taUm. The article discusses the features of the "flipped learning" model. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of ICT tools for implementing a model in computer science lessons are given.
Keywords: blended learning, «flipped learning», interactive worksheet, interactive task.
Введение. В связи внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в педагогическом сообществе активно обсуждается вопрос применения инновационных моделей использования ИКТ на уроках для реализации системно-деятельностного подхода.
Сегодня внимание многих педагогов обращено к смешанному обучению. Смешанное обучение (blended learning) - это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», «автономная группа», «индивидуальная траектория». Из всех перечисленных моделей наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения», т.к. для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерного класса.
«Перевернутое обучение» (flipped learning) - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит за пределами образовательной организации. На уроке учитель организует практическую работу по отработке навыков применения изученного самостоятельно материала, т.е. классная и домашняя работы «меняются местами», «переворачиваются».
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате групповой работы, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах.
Модель «перевернутое обучение» достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и учителей-практиков. Подробно она описана в книге Н.В. Андреевой, Л.В.Рождественской, Б.Б. Ярмахова «Шаг школы в смешанное обучение» [1]. Преимущества и сложности реализации перевернутого обучения обсуждаются в [2, 3, 11]. Авторы подчеркивают, что одна из ключевых проблем при организации перевернутого обучения - электронные образовательные ресурсы, которые учитель должен предоставить обучающимся для изучения нового материала. Это должен быть тщательно отобранный и хорошо структурированный материал, соответствующий конкретному учебнику, быть понятными ученику, давать возможность проявлять самостоятельность и активность. Например, это могут электронные формы учебников [12]. Эффективно применение небольших видеороликов. Это может быть авторский видеоролик, или учитель может подобрать соответствующее видео в Интернет.
Ярким примером реализации модели «перевернутое обучение» на уроках химии является сайт (https://sites.google.com/site/chemistryflipped), разработанный учителем химии гимназии № 9 г. Воронежа Пономаревой Е.А. На сайте представлены сценарии 34 уроков. Все видео записаны автором с помощью сервиса https://screencast-o-matic.com.
Особый интерес для нашего исследования представляют публикации по использованию перевернутого обучения при обучении информатике [4, 14], а также работы, посвященные ИКТ-инструментам для реализации данной модели [5, 7, 8, 13]. Организация перевернутого обучения информатике рассматривается нами как актуальная научно-практическая задача.
Изложение основного материала статьи. Интерес к применению модели «перевернутое обучение» сегодня достаточно широк. Поэтому для освоения данной модели проводятся всевозможные мастер-классы и тренинги. Назовем некоторые их тех, материалы по которым находятся в открытом доступе. Это, например, мастер-класс Курвитс М. «Перевернутый класс: сценарии в педагогической практике». Материалы размещены на сайте: https://sites.google.com/site/scenarioforflippedclassroom. Любой педагог может познакомиться с подходами, особенностями перевернутого обучения. Имеются сценарии «перевернутых уроков». Материалы мастер-класса «Перевернутый класс» как активная форма учебной деятельности в условиях введения ФГОС» размещены на вики-сайте Владимирского института развития образования (https://goo.gl/1bAxYZ). Приводятся алгоритмы создания перевернутых уроков. Разбираются достоинства и риски перевернутого обучения. Приведено большое количество полезных ресурсов.
Интересные материалы представлены в дистанционном курсе «Реализация деятельностного подхода и формирование образовательных результатов обучающихся в рамках образовательной модели «перевернутое обучение» Самарского областного института повышения квалификации. На сайте курса (https://sites.google.com/site/flipclass0sipkro) обсуждается ресурсное, технологическое и инструментальное обеспечение «перевернутого обучения».
На сайте имеются страницы: «Анализ дидактического потенциала образовательных ресурсов сети Интернет»; «Трансляция контента в образовательной модели «перевернутое обучение»; «Проектирование интерактивных заданий с помощью сервисов Web 2.0»; «Создание скринкастов и освоение приемов публикации видео в сети Интернет»; «Технологии сопровождения образовательной модели «перевернутое обучение». Размещены сценарии «перевернутых» уроков учителей физики, химии, биологии.
Отличная подборка ресурсов по «перевернутому обучению» размещена на Тольяттинском вики-портале (https://goo.gl/FEvC6g).
Авторы публикаций, посвященных применению перевернутого обучения на уроках информатики, подчеркивают преимущества перевернутого урока перед обычным: усиление самостоятельной работы обучающихся, творчества, раскрытия индивидуальных особенностей при сохранении возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем.
Но в тоже время все авторы подчеркивают, что перед учителем встают две основные проблемы: как обеспечить обучающихся качественными ресурсами для самостоятельной домашней работы и как организовать учебную деятельность в классе?
Каждая из проблем распадается на несколько самостоятельных. Домашнюю работу удобнее всего предложить обучающимся на основе электронных ресурсов. Для того понадобятся ресурсы, содержащие объяснение нового материала; интерактивные тренажеры, которые помогут обучающимся запомнить ключевые понятия темы; инструменты формирующего оценивания, с помощью которых ученик сможет убедиться, что он разобрался с темой.
Подобранные в Интернете или сконструированные самостоятельно ресурсы предпочтительно собрать в одном месте, где обучающиеся могли бы в любой момент посмотреть материалы предыдущих тем, где ресурсы могли бы быть снабжены комментариями, вопросами, ссылками на дополнительные источники. Это может быть вики-сайт [10], Google-сайт или Google-форма [9], различные конструкторы интерактивных уроков.
Большое количество полезных ресурсов для организации перевернутого обучения преподаватель может найти на портале «Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru). Среди ресурсов есть видеоролики, текстовые файлы, 3D-анимация, интерактивные задания, тренажеры и т.д.
Отличный теоретический материал, домашние задания и контрольные работы, в т.ч. по информатике, преподаватель найдет на портале «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru).
Замечательный ресурс - Learningapps.org (https://learningapps.org), конструктор интерактивных упражнений, в котором преподаватель может сам создавать задания для обучающихся (ребусы, кроссворды, викторины, интерактивные игры, задания на классификацию, на заполнение пропусков и др.). Примеры некоторых авторских заданий: кроссворд по теме «Интернет»
(https://learningapps.org/display?v=pq9kyvwdt17); задания на классификацию «Поколения ЭВМ» (https://goo.gl/f3cyWM) и «Отечественные Интернет-сервисы» (https://goo.gl/PoH4qN). Задания может создавать не только преподаватель, но и сами обучающиеся могут готовить задания друг для друга.
Можно назвать и другие сервисы для создания интерактивных заданий: http://www.classtools.net/, https://h5p.org,Google рисунки.
Авторами выполнена подборка некоторых образовательных ресурсов по информатике для обучающихся 10 класса по теме «Информация и информационные процессы».
Название ресурса Описание ресурса
Видеоролик «Понятие информации» https://www.youtube.com/watch?time continue =9&v=ApNQT8SWYAY Выложен на сайте «Инфоурок» https://infourok.ru. Продолжительность 8.53 мин. Дается понятие информации и информатики. Рассматриваются основные разделы информатики. Понятие информации рассматривается с точки зрения технических устройств, биологии, физики, философии. Разбираются свойства информации.
Видеоролик «Измерение информации. Содержательный подход» https://www.youtube.com/watch?time continue =5&v=G-a0amN5Vsc Выложен на сайте «Инфоурок» https://infourok.ru.Продолжительность 10.09 мин. Рассказывается о вкладе К.Шеннона в теорию информации. Дается понятие неопределенности знаний. Вводится понятие бита. Приводится формула для вычисления количества информации. Рассмотрено несколько примеров на вычисление количества информации.
Видеоролик «Измерение информации. Объемный подход» https://www.youtube.com/watch?v=EzOORcAj nBc&t=15s Выложен на сайте «Инфоурок» https://infourok.ru. Продолжительность 6.42 мин. На конкретном примере выполнено сравнение содержательного и алфавитного подходов измерения информации. Объясняется принцип двоичного кодирования. Рассматривается кодовая таблица ASCII. Вводится понятие мощности алфавита, информационной емкости символа. Приводятся единицы измерения информации.
Видеоролик «Формула Шеннона» https://www.youtube.com/watch?time continue =2&v=-NyZeGLFwsk Выложен на сайте центра онлайн обучения «Фоксфорд». Продолжительность 4.19 мин. Объясняется формула Шеннона для разновероятностных событий. Приведен пример вычисления количества информации.
Видеоролик «Передача информации» https://www.youtubexom/watch?v=k7kZkiiT- qs Выложен на сайте «Инфоурок» https://infourok.ru.Продолжительность 11.33 мин. Приводится краткая история средств передачи информации. Разбираются компоненты схемы передачи информации. Назначение кодирующего и декодирующего устройства. Классификация систем связи. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Технические линии передачи информации.
Предмет «Информатика» на портале ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/informatika В разделе «Информация и информационные процессы» представлены следующие темы» 1. Понятие информации, информационные процессы 2. Кодирование информации 3. Измерение информации 4. Скорость передачи информации 5. Представление числовой информации в компьютере 6. Представление нечисловой информации в компьютере 7. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологии
Задание на классификацию https://learningapps.org/3797335 Задание на сайте https://learningapps.org на классификацию видов информации
Задание на установление соответствия https://learningapps.org/1696317 Задание на сайте https://learningapps.org на установление соответствия между свойствами информации и их описанием
Задание на классификацию https://learningapps.org/1029564 Задание на сайте https://learningapps.org на классификацию носителей информации
Задание на соответствие https://learningapps.org/463645 Задание на сайте https://learningapps.org на соответствие по теме «Носители информации»
Игра «Кто хочет стать миллионером» https://learningapps.org/1130967 Задание на сайте https://learningapps.org в виде игры «Кто хочет стать миллионером» по теме «Кодирование информации»
Задание на заполнение пропусков https://learningapps.org/1685124 Задание на сайте https://learningapps.org на заполнение пропусков по теме «Единицы измерения информации»
Эффективными инструментами для организации перевернутого обучения, причем как для использования в домашней работе, так и для организации работы в классе, являются интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Интерактивный рабочий лист - электронный ресурс, созданный учителем для самостоятельной работы обучающихся на уроке или в качестве домашнего задания. Различные примеры интерактивных рабочих листов подобраны в [6].
Создавать интерактивные рабочие листы можно с использованием документов совместного редактирования или сервисов, специально предназначенных для создания ИРЛ.
Примеры использования Google-форм для создания интерактивных рабочих листов по информатике: «Обработка текстовой информации» (https://goo.gl/bASUS1), «Понятие информации» (https://goo.gl/dd2Cax), «Способы записи алгоритмов» (https://goo.gl/ki9A7s). В каждом примере обучающимся предлагается
посмотреть дома короткие видеоролики, ответить на вопросы теста, выполнить дополнительное творческое задание.
Еще один вариант для создания интерактивных рабочих листов -сервис https://app.wizer.me, вошедший в 2016 году в десятку лучших сервисов для образования. Здесь можно создавать свои ресурсы или взять работы, подготовленные другими педагогами. Примеры интерактивных рабочих листов по информатике на основе сервиса https://app.wizer.me: «Поиск в Интернете» (https://app.wizer.me/preview/C92G89), «Алгоритм и исполнитель» (https://app.wizer.me/preview/YYR06Q), «Типы алгоритмов»
(https://app.wizer.me/preview/W Q3R0R), «Измерение информации» (https://app.wizer.me/preview/UKIT5J).
При перевернутом обучении меняются формы деятельности и в классной работе. Если раньше учителю надо было объяснить новый материал, проверить его понимание, предлагая репродуктивные задания, то теперь можно сразу двигаться дальше. На уроке появляется время для проектной, творческой деятельности, организации совместной работы обучающихся. Здесь полезными могут быть различные сервисы Веб 2.0. Примеры использования сервисов можно найти в пособии [6].
Выводы. Организация обучения по модели «перевернутого обучения» может быть эффективной для любых дисциплин. Для информатики, это тем более, может дать положительный эффект, вследствие большой практической направленности дисциплины.
Преимуществами от использования модели «перевернутое обучение» являются: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода; возможность использовать качественные электронные образовательные ресурсы и др.
Перевернутый класс характеризуется сменой роли преподавателя, который оставляет свою центральную позицию в пользу большего взаимодействия и сотрудничества в процессе обучения. Также происходит изменение роли обучающихся, многие из которых ранее были пассивными участниками процесса обучения, где знания преподносились им в готовом виде. Перевернутая модель возлагает больше ответственности за обучение на плечи обучающихся, давая им больший импульс к знаниям.
Литература:
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.
2. Брыксина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 53-57
3. Денисова Е. В. Использование модели «перевернутый класс» при изучении информатики // XIII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] URL: http://ito.evnts.pw/materials/126/15931
4. Касимова О. А., Орлов А. Г. Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления» // Молодой ученый. 2017. №17. С. 11-15.
5. Круподерова Е.П., Белова Т.А. ИКТ-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 229-232.
6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.
8. Круподерова Е.П., Глинов М.М. ИКТ-инструменты для перевернутого обучения // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2017. С. 114-119.
9. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.
10. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.
11. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 177-181.
12. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2017. № 1. С. 104-110.
13. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.
14. Ремезова Е. Г. Реализация методики смешанного обучения по модели «перевернутый класс» на уроках информатики // Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновации в информационных технологиях и образовании» «ИТО-Москва-2014» . [Электронный ресурс] URL: http://msk.ito.edu.ru/2014/section/229/94840