Научная статья на тему 'КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Щербакова Антонина Андреевна

В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Рассмотрены цифровые инструменты для организации общения, сотрудничества, совместного создания различных информационных продуктов. Приведены примеры информационных продуктов, созданных в ходе совместной сетевой деятельности студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна, Щербакова Антонина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM FORMATION IN CONDITIONS OF NETWORK PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS

The article discusses the possibilities of forming teamwork skills and developing students' leadership qualities within the framework of network project activities. Digital tools for organizing communication, cooperation, joint creation of various information products are considered. The examples of information products created in the course of joint network activity by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Текст научной работы на тему «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

10. Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики / О.С. Коршунова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2009, Т 15. - С. 118-122.

11. Косова В.В. Теоретические аспекты этического воспитания младших школьников / В.В. Косова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2015. №14. - С. 114-118.

12. Кузнецова В.В. Векторы развития российского образования: взгляд из прошлого / В. В. Кузнецова // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 25 февраля 2016 г.) / [отв. за вып.: С.А. Упоров, Е.Н. Ялунина]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. - С. 159-169

13. Малинина Т.Б. Человек в цифровую эпоху / Т.Б. Малинина // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018, №4(34). - С. 146-156.

14. Меркулов П.А. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи / П.А. Меркулов, Е.Н. Малик // Власть. 2016 № 4. - С. 83-87.

15. Педагогика в опорных конспектах и таблицах / сост. В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова, Н.А. Соколова; под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова; руководитель проекта профессор В.В. Латюшин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 234 с.

16. Петрова А.А. Нравственная педагогика / А.А. Петрова // Вопросы науки и образования. 2017, № 4. С. 49-52.

17. Петрова А.А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Петрова // European research. 2015 № 10(11). - С. 125-127.

18. Пископпель А.А. Этика и воспитание в процессе формирования личного этоса / А.А. Пископпель // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции, 2017. - Вып.22. - С. 185-207.

19. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2007. - 841 с.

20. Салов А.И. О функциях мировоззрения учителя / А.И. Салов // Поволжский педагогический вестник. 2016. №1(10). - С. 22-27.

21. Сугаипова Э.И. Проблема соотношения этнического и религиозного сознания как фактор формирования мировоззрения современной молодежи / Э.И. Сугаипова //Общество: философия, история, культура. 2018. №6 (50). - С. 21-24.

22. Уколова Л.И. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения / Л.И. Уколова, И.В. Сокерина, Цзян Шанжун // Мир науки, культуры, образования. 2016 №1(56). - С. 211-213.

23. Философский словарь [Электронный ресурс]: Этика: URL: http://www.philosophydic.ru/etika (дата обращения: 25.02.2021).

24. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

25. Ходякова Ю.А. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся / Ю.А. Ходякова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2018. №5(21). - С. 815-820.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Рассмотрены цифровые инструменты для организации общения, сотрудничества, совместного создания различных информационных продуктов. Приведены примеры информационных продуктов, созданных в ходе совместной сетевой деятельности студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Ключевые слова: универсальные компетенции, командообразование, проектная деятельность, сетевые сервисы, сотрудничество.

Annotation. The article discusses the possibilities of forming teamwork skills and developing students' leadership qualities within the framework of network project activities. Digital tools for organizing communication, cooperation, joint creation of various information products are considered. The examples of information products created in the course of joint network activity by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: universal competencies, team building, project activities, network services, cooperation.

Введение. Среди универсальных компетенций, которые сегодня являются одинаковыми для всех направлений подготовки в бакалавриате, особая роль в формировании навыков работы в команде и развития лидерских качеств играет компетенция УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде).

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на развитие умений командной работы будущих бакалавров, на их способность осуществлять социальное взаимодействие. В любой сфере общественной жизни нужны инициативные, творческие, умеющие взять на себя ответственность люди. Люди, которые готовы и способны работать в команде с разными участниками и разным уровнем задач, способные повысить эффективность работы команды.

Создание команды - многоступенчатый и продолжительный процесс, который включает ряд этапов: знакомство, сплочение посредством построения команды, выработка единых целей и задач, определение роли каждого человека в команде, разработка методов работы в спорных и кризисных ситуациях, выбор различных механизмов мотивации, мониторинг продуктивности последующей деятельности работников при решении возникших проблемных ситуаций [6].

Проблема командообразования обсуждается в статьях [4, 15]. Авторы отмечают важную роль проектной деятельности в формировании навыков работы в команде. При этом сегодняшнее развитие метода проектов многим исследователям видится в использовании возможностей цифровой образовательной среды, различных Интернет-сервисов [8].

Цель статьи - продемонстрировать возможности сетевой проектной деятельности в организации эффективной командной работы, формировании навыков совместного решения проблем, грамотного распределения ролей в команде, преодоления конфликтов. Приведем примеры цифровых инструментов для организации общения, сотрудничества, совместного создания различных информационных продуктов.

Изложение основного материала статьи. Компетенция УК-3 «Командная работа и лидерство» является по-настоящему универсальной, так как обеспечивает формирование навыков командного взаимодействия и лидерских стратегий в различных областях деятельности для обеспечения эффективности организаций в динамических условиях современного общества. Формирование данной компетенции невозможно без интеграции теоретического и практического обучения, создания квазипрофессиональных ситуаций, отражающих процесс обучения в ходе трудовой деятельности [5].

В социокультурной среде вуза должны быть созданы условия для формирования личностных качеств лидера и членов команды: ответственности, решительности, коммуникативности и др. Такие условия создаются в рамках учебной и внеучебной проектной деятельности. Умение брать на себя различные роли, в т.ч. роль лидера; толерантность; умение использовать стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели, осуществлять эффективный обмен информацией с другими членами команды -ключевые условия успешности проектной деятельности.

В начале 21 века претерпела изменение концепция развития Интернета, которая получила название Веб 2.0. Эта концепция связана с технологическими изменениями, сделавшими Интернет необыкновенно интерактивным, дружественным пользователю, а самое главное - коммуникационным пространством. Появление Веб 2.0 создало хорошую возможность для переноса проектной деятельности в сеть, для организации сотрудничества в совместной деятельности по решению проблем.

В пособиях [9, 10] описаны различные цифровые инструменты, позволяющие организовать коллективную работу по созданию гипертекста; организации хранения закладок, фото, видео, документов; построению карт знаний, лент времени; написанию совместных статей и отчетов; ведению общих журналов наблюдений; проведению «мозговых штурмов».

В статье [1] описано совместное использование сервисов управления проектами. Для развития навыков командного выбора способов достижения цели, наиболее эффективных способов решения задач, распределения ресурсов и организации коммуникации; умения осуществлять промежуточный контроль, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения поставленной задачи необходимо обратиться к совместному планированию деятельности. Для этого используются такие сервисы, как http://www.smartapp.com, https://www.smartsheet.com, https://miro.com, https://teamer.ru.

Приведем примеры информационных продуктов, созданных в ходе совместной сетевой деятельности студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Например, в рамках модуля «Информационные технологии» студенты, объединившись в группы, исследуют последствия информатизации общества [11]. Некоторые коллективные работы:

- страница отчета группы, исследовавшей перспективы построения информационного общества в России, на вики-сайте университета https://clck.ru/Safhx;

- совместная Google-презентация «Ученые, внесшие вклад в развитие концепции информационного общества» https://clck.ru/KMUd2;

- on-line интерактивная доска «Правила этичного поведения в Интернете» https://goo.gl/uqXwGm;

- ментальная карта «Услуги портала госуслуг» https://clck.ru/KMV9X;

- on-line лента времени «Основные законы, проекты и программы по формированию и развитию информационного общества в России» https://time.graphics/line/440637;

- коллективная вики-энциклопедия российской информатики на вики-сайте университета https://clck.ru/Jg6DQ.

Будущие бакалавры педагогического образования и сами готовятся к организации командной работы своих будущих учеников в условиях сетевой проектной деятельности в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании» [2].

Хорошие возможности для формирования навыков командообразования предоставляет внеаудиторная проектная деятельность. Студенты Мининского университета выступают разработчиками сетевых проектов для школьников. В статье [12] описан проект «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio), который был полностью разработан командой студентов. Студенты разработали задания проекта, критерии оценивания работы команд, организовали работу жюри, подведение итогов. В проекте были созданы отличные условия как для формирования компетенции готовности к работе в команде у студентов, так и для формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников [7].

В 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Этому событию посвящают свой проект для школьников «В Нижний Новгород - это значит домой!» студенты Мининского университета

(https://clck.ru/Tht75). Цель проекта: углубление исторических знаний обучающихся, повышение интереса к истории Нижнего Новгорода; знакомство с праздничными мероприятиями и проектами, приуроченными к 800-летнему юбилею со дня основания Нижнего Новгорода; содействие раскрытию творческого потенциала и способностей обучающихся; формирование цифровых навыков участников проекта.

На подготовительном этапе проекта «Любимый Нижний» осуществляется регистрация команд. Для участия в проекте каждой команде необходимо создать страницу команды в проекте. При создании страницы команды должны продемонстрировать грамотное использование вики-разметки. На странице должны присутствовать: ссылка на страницу проекта, название команды, эмблема, девиз (все эти элементы должны быть связаны с тематикой проекта), список участников со ссылками на регистрационные страницы. На общей Google-карте командам нужно было поставить три метки с любимыми местами Нижнего Новгорода и в совместную презентацию добавить 3 слайда с рассказом о любимом месте.

Первый этап называется «Старый Нижний». Нижний Новгород - один из красивейших городов России. В городе большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Участникам необходимо выбрать из совместной Google- таблицы любой паззл; собрать его и вставить собранную фотографию во второй столбец таблицы; узнать собранный объект, информацию о нем разместить на совместной on-line доске. Каждой команде необходимо создать коллективную on-line газету с 8-10 достопримечательностями Нижнего Новгорода. Желательно, чтобы эти объекты были представителями разных архитектурных стилей.

Второй этап проекта с названием «Знаменитый Нижний» посвящен важным историческим событиям в истории Нижнего Новгорода, которые необходимо представить с помощью on-line ленты времени, и выдающимся нижегородцам, деятельность которых необходимо визуализировать с помощью таких инструментов как кластеры, ментальные карты, инфографика.

На этапе «Литературный Нижний» участники должны выбрать один из QR-кодов из Google-таблицы; разгадать QR-код, в котором зашифрованы ссылки на места, посвященные писателям, поэтам, литературным критикам; «провести» литературную экскурсию, посвященную отгаданной личности в виде короткого видеоролика, выложенного на youtube.

В октябре 1932 года в истории Нижнего Новгорода произошли изменения - город переименовывается в Горький в честь 40-летия литературной деятельности писателя. С именем А.М. Горького в городе связано много мест. Командам надо рассказать об одном из них с помощью любого Интернет-сервиса.

Нижний Новгород - крупный промышленный центр. На этапе «Промышленный Нижний» участникам предстоит рассказать об известных всей стране предприятиях города. Разработчики проекта не ограничивают команды в выборе Интернет-сервисов. Главное - чтобы это было интересно и познавательно. Если в командах есть участники, чьи родные работают или работали на этих предприятиях, об этом следует рассказать.

Заключительный этап называется «Родной Нижний». Участникам проекта предлагается сочинить стихи о городе и выложить их на совместной on-line доске.

При проведении сетевых проектов очень важны каналы коммуникации. Коммуникация - один из ключевых навыков XXI века. В современном мире сложно представить себе жизнь специалиста в той или иной области без коммуникации. Организация коммуникаций в сетевых проектах обсуждается в статье [14]. Автор называет такие линии коммуникации, как новостная линия, консультационная линия, тематические форумы, линия взаимодействия между командами, рефлексивная линия. Рассматриваются различные Интернет-сервисы для осуществления этих коммуникаций.

Выводы. Мы рассмотрели различные варианты формирования навыков командной работы с помощью сетевой проектной деятельности. Кроме учебных и внеучебных проектов имеются и другие примеры командной работы студентов. Ежегодно в рамках празднования дней российской информатики [3] проводятся студенческие командные хакатоны по программированию. Например, на хакатоне в декабре 2020 г. командам-участникам было предложено разработать проект автоматизированной системы для улучшения экологической обстановки «умного города». Командам надо было представить проект автоматизированной системы с помощью схем размещения датчиков и исполнительных устройств и презентации с алгоритмом работы. Также команды студентов разрабатывают веб-квесты для первокурсников и школьников [13].

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Социальные сервисы Web 2.0 в управлении проектами. // Управленческие аспекты развития северных территорий России: сборник материалов Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. - C. 63-67.

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). - С. 18.

3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). - С. 7.

4. Звонкина О.П. Формирование навыков сотрудничества в коллективной проектной деятельности учащихся в дополнительном технологическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-9. - С. 147-153.

5. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

6. Картушина Е.Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051). - С. 99-102.

7. Круподерова Е.П., Плесовских Г.А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015. № 10. - С. 602-609.

8. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века. // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). - С. 9.

9. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебно-методическое пособие. 2016.

10. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. - 84 с.

11. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. - С. 120-127.

12. Круподерова К.Р., Попенко Н.В., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. - С. 147-150.

13. Круподерова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий // Педагогический вестник. 2020. № 16. -С. 34-36.

14. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. // В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. - С. 23-26.

15. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «Организационное поведение» // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). - С. 24.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); педагог иностранного и родного языка Ангина Анастасия Дмитриевна

ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре)

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье раскрыт опыт преподавания интегрированной программы производственной практики «Родной язык и родная литература», включающей тематические блоки программы «Методика преподавания родного языка и родной литературы» и «Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера» на базе КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» для будущих педагогов в рамках реализации инновационного комплекса по проблеме формирования культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: языковая культура, культурный интеллект, субъекты образовательной деятельности, развивающая образовательная среда, родной язык, переводоведение.

Annotation. The article reveals the experience of teaching the integrated program of industrial practice "Native language and native literature", which includes the thematic blocks of the program "Methods of teaching native language and native literature" and "Decorative and applied arts and culture of the peoples of the North" on the basis of the KGB POU "Nikolaev-on-Amur Industrial and Humanitarian College" as part of the implementation of an innovative complex on the problem of the formation of cultural intelligence of the student in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Keywords: language culture, cultural intelligence, subjects of educational activity, developing educational environment, native language, translation studies.

Введение. В числе ключевых проблем в сфере межэтнических отношений в современной России первой, и, следовательно, важнейшей определяется «слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации» в рамках реализации Федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Именно данная программа является основополагающей для развития этнокультурного потенциала всех народов и реализации на ее основе в КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» - инновационного проекта «Развитие культурного интеллекта будущих педагогов средствами переводоведения (на примере преподавания ульчского языка)», реализуемого в рамках инновационного комплекса по проблеме формирования культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Изложение основного материала статьи. Отметим, что преподавание родных языков - языков народов Приамурья - в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище (ныне «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум») имеет давнюю историю. Преподавание родных языков велось с момента основания училища, потому что представители коренных малочисленных народов всегда обучались в стенах этого старейшего образовательного учреждения Хабаровского края. На протяжении всего периода преподавание родных языков претерпело большие изменения в форме организации процесса обучения: изначально это был кружок, затем факультатив, потом учебная дисциплина, обязательная для обучающихся по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование». Сейчас дисциплина «Родной язык и родная литература» является междисциплинарным курсом, входящим в профессиональный модуль.

Кроме того, стоит отметить, что сначала родные языки преподавались только студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, причем преподаватель родного языка чаще всего был просто носителем какого-либо языка, и преподавание не носило системного характера. Затем, когда предмет стал обязательным, контингент стал смешанным, количество студентов из числа КМНС составляло не менее половины. В настоящее время количество студентов - представителей народов Севера - резко сократилось и составляет одну десятую часть от общего состава обучающихся. На фоне меняющихся условий работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.