Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены дидактические возможности сервисов Веб 2.0 для формирования универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в рамках учебной и внеаудиторной проектной деятельности. Приведены примеры использования сервисов Веб 2.0 для организации исследований, сотрудничества, презентации информационных продуктов в ходе проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WEB 2.0 SERVICES IN THE PROJECT ACTIVITIES OF FUTURE EDUCATORS

The article discusses the didactic capabilities of Web 2.0 services for the formation of universal competencies for future bachelors of pedagogical education in the framework of educational and extracurricular project activities. Examples of using Web 2.0 services for organizing research, cooperation, presentation of information products in the course of project activities of students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

3. Климаева И.В. Влияние внеурочной деятельности на формирование положительного имиджа образовательной организации среднего профессионального образования // Наука и образование сегодня.

2017. № 3(4). C. 38-40.

4. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета.

2018. Т.6. № 2(23). C. 5.

5. Круподерова Е.П., Дудин И.В., Тихонов А.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 54-6. С. 114-120.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). C. 50-51.

7. Круподерова Е.П., Попенко С.Д., Тимофеева К.О. Выбор Интернет-платформы для организации проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 35-38.

8. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). C. 19.

9. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий. // В мире научных открытий. 2015. № 9-2 (69). C. 596-601.

10. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2017. - C. 123-128.

11. Кузьмина О.Н. Организация внеурочной деятельности студентов колледжа как механизм реализации всестороннего развития и социализации личности в образовательном процессе // Инновационная наука. 2015. № 11(2). С. 221-224.

12. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования, 2019. № 1 (21). С. 55-59.

13. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.

14. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 23-26.

15. Ширшова Н.Г., Тихонов А.П. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-50.

16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion,

2019. T. 35. № Special Issue 19. C. 591-616.

Педагогика

УДК 377.1

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сервисов Веб 2.0 для формирования универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в рамках учебной и внеаудиторной проектной деятельности. Приведены примеры использования сервисов Веб 2.0 для организации исследований, сотрудничества, презентации информационных продуктов в ходе проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: универсальные компетенции, проект, исследовательская деятельность, сотрудничество, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article discusses the didactic capabilities of Web 2.0 services for the formation of universal competencies for future bachelors of pedagogical education in the framework of educational and extracurricular project activities. Examples of using Web 2.0 services for organizing research, cooperation, presentation of

information products in the course of project activities of students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: universal competencies, project, research, collaboration, Web 2.0 services.

Введение. Сегодня работодатели хотят видеть у выпускников вузов ответственность, системность мышления, трудолюбие, склонность к саморазвитию, навыки командной работы, способность принимать взвешенные решения. Это во-многом определяется формируемыми в вузе универсальными компетенциями. Формирование универсальных компетенций очень важно для будущих учителей современной школы.

Для формирования универсальных компетенций эффективным является применение метода проектов, который несмотря на свою вековую историю по-прежнему является актуальным благодаря рациональному согласованию теоретических знаний и их практического применения в совместной деятельности обучающихся. Особая роль применению метода проектов принадлежит в обучении будущих педагогов, которые должны готовиться к использованию данного метода в своей будущей профессиональной деятельности. В публикациях [5, 11, 12, 16] продемонстрирована возможность формирования универсальных компетенций, сформулированных в ФГОС [14], на каждом этапе проектной деятельности будущих педагогов.

Сегодняшнее развитие метода проектов многим исследователям видится в использовании возможностей различных Веб 2.0-сервисов [2, 4, 7]. В начале 21 века концепция развития Интернета претерпела существенное изменение и получила название Веб 2.0. Эта концепция связана с технологическими изменениями, сделавшими Интернет дружественным пользователю и необыкновенно интерактивным, коммуникационным пространством. Появление Веб 2.0 создало реальную возможность для переноса проектной деятельности в сеть.

Цель статьи продемонстрировать возможности сервисов Веб 2.0 в организации проектной деятельности будущих педагогов. Эту возможность продемонстрируем на примере учебной и внеучебной проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования по направлению подготовки «Информатика и Технология», обучающихся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. Хорошо зарекомендовавшим себя для реализации компетентностного подхода в образовании является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми обучающийся может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Авторы коллективной монографии [1] подчеркивают, что для формирования компетенции нужен опыт участия в соответствующей деятельности. И вот если в ходе обучения студент принимал участие в групповых проектах, создал и защитил проект индивидуальный - вот тогда вероятность того, что он способен к проектной деятельности в рамках профессии гораздо выше. При этом не важно какие именно проекты были реализованы обучающимся. Более того - чем больше проб было совершено, тем лучше. Поэтому авторы монографии говорят о формировании универсальных компетенций не только в ходе освоения предметного содержания дисциплин, но и во внеучебной деятельности, в ходе производственных практик и научно-исследовательской работы.

Достоинства проектного обучения позволяют использовать его для формирования универсальных компетенций будущих бакалавров различных направлений подготовки. Особую важность использование в обучении проектного метода имеет для будущих педагогов, т.к. они должны готовиться к использованию метода проектов в своей будущей педагогической деятельности.

Актуальность подготовки бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности продиктована современным социальным заказом системы педагогического образования и отражена в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», в соответствии с которым одним из типов задач, к решению которых готовятся будущие бакалавры является проектный. При этом одной из устанавливаемых ФГОС универсальных компетенций является компетенция УК-2 (Разработка и реализация проектов). Несомненно, что проектная деятельность способствует формированию и других универсальных компетенций.

Сегодня происходит стремительное развитие сети Интернет, постоянно расширяется ее использование в жизни общества. Концепция Всемирной паутины (WWW) как системы взаимосвязанных гипертекстовых документов появилась в начале 90-х годов 20 столетия. Первоначально контент сети создавался профессионалами, пользователь выполнял роль пассивного потребителя. В начале 21 века концепция развития Интернета существенно изменилась, пользователи получили возможность участвовать в создании контента, появились сервисы совместной работы - сервисы Веб 2.0. Характер деятельности, складывающейся при использовании сервисов Веб 2.0 указывает на высокий потенциал применения новых цифровых инструментов для реализации проектного метода.

Использование в проектах сервисов вики, различных облачных сервисов, сервисов on-line презентаций и визуализации, интерактивных досок, инфографики делает проекты интересными для участников, учит организации сотрудничества, развивает творческое мышление. Возможности различных сервисов Веб 2.0 для организации исследований обучающихся, сотрудничества, презентации результатов, оценивания представлены в пособиях [10, 13].

В качестве примера рассмотрим организацию проектной деятельности в модуле «Информационные технологии», который ведется для всех студентов первого курса Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов с помощью проектной деятельности в рамках модуля рассматривается в статье [9].

Например, ежегодно при изучении темы «Информационное общество» проводится учебный проект по информатике «На пути к информационному обществу». Вики-страница портфолио проекта: https://clck.ru/T8tgZ.

В ходе проекта, разделившись на группы, студенты рассматривают проблемы становления концепции информационного общества; анализируют особенности построения информационного общества в России; выявляют угрозы информационной безопасности личности и общества, причины информационных войн; рассматривают вопросы повышения информационной культуры, эффективного использования информационных ресурсов. Каждая группа представляет результаты своего исследования в виде вики-статьи.

Приведем примеры некоторых информационных продуктов, разработанных будущими бакалаврами педагогического образования по направлению подготовки «Информатика и Технология»:

- ментальная карта «Классификация информационных угроз» (https://clck.ru/T8twJ), сервис https://www.mindomo.com;

- on-line интерактивная доска «Рекомендации по этичному поведению в Интернете» (https://clck.ru/REBPA), сервис https://padlet.com;

- совместная Google таблица для сбора информационных ресурсов по информатике для студентов (https://clck.ru/T8uBH);

- лента времени «Развитие законодательной базы по информационно безопасности» (https://time.graphics/line/440637);

- совместная Google презентация об ученых, внесших вклад в становление концепции информационного общества (https://clck.ru/T8uM9).

Рассмотрим другие примеры организации проектной деятельности первокурсников в модуле «Информационные технологии». Кроме участия в учебных проектах обучающимся предлагаются проектные задания с использованием сервисов Веб 2.0 для аудиторной и самостоятельной работы. Проектное задание отличается от проекта тем, что в нем пропускаются, либо упрощаются отдельные элементы или этапы. Одно из заданий в дисциплине «Информатика» - построение модели личной информационной среды. Пример выполнения задания с помощью сервиса создания ментальных карт https://www.mindomo.com: https://clck.ru/T8uZh.

В дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии» обучающиеся создают сетевое портфолио своих работ, содержащее задания на обработку текстовой, числовой, графической, видео информации, работу с базами данных и т.п. В дисциплине «Интернет-технологии» обучающиеся выполняют индивидуальные проекты, разрабатывают Google-сайты, как итог изучения дисциплины.

Приведем примеры некоторых проектных работ будущих педагогов в дисциплине «Интернет-технологии»:

- Google-сайт по дисциплине https://sites.google.com/view/markmm00;

- лента времени «История Интернета» https://clck.ru/T2jca;

- ментальная карта «Авторское право в Интернет» https://clck.ru/T2jyP;

- on-line презентация «День российской информатики» https://prezi.com/p/gte8pf-irvfn/presentation;

- совместная Google-таблица «Российские Интернет-сервисы» https://clck.ru/T2mG6.

К будущей проектной деятельности со школьниками студенты готовятся в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании» [3]. В качестве практических заданий в данной дисциплине обучающимся предлагается выполнение анализа требований ФГОС к цифровой образовательной среде, создание аннотированного каталога цифровых образовательных ресурсов, подготовка интерактивных рабочих листов, заданий на формирование универсальных учебных действий с помощью Интернет-сервисов и др. Для каждого задания подготовлены критерии оценки выполнения.

Раздел дисциплины «Проектная деятельность в цифровой образовательной среде» основан на курсе программы Intel® «Обучение для будущего» [15]. Студенты разрабатывают портфолио проекта по одной из тем своего будущего предмета. Для этого подбирают творческое название проекта, формулируют вопросы, направляющие проект (основополагающий, проблемные для исследования в группах и учебные вопросы), выполняют работу от имени обучающихся с использованием сервисов Веб 2.0, готовят оценочные материалы и материалы по сопровождению проектной деятельности.

Будущие педагоги часто выступают разработчиками проектов и в рамках внеучебной деятельности. Примеры такой деятельности: проект для школьников Нижегородской области «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio); разработка образовательных веб-квестов (примеры: веб-квест «Территория художественных промыслов Нижегородской области» https://clck.ru/GbdmL, «Дом моды» https://sites.google.com/view/dom-modi-mininskiy, веб-квест «Удивительная константа» https://clck.ru/NEzyy, веб-квест «Я б в Айтишники пошел, пусть меня научат!» (https://sites.google.com/view/tlitm); сетевые викторины старшекурсников для студентов 1 курса; дистанционные круглые столы.

Подготовке будущих бакалавров педагогического образования к организации сетевой проектной деятельности обучающихся посвящены публикации [6, 8].

Выводы. На примерах учебной и внеучебной проектной деятельности, с использованием сервисов Веб 2.0 мы показали возможности формирования универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования. Участие в проектной деятельности способствует развитию познавательной активности обучающихся, критического мышления; формирует навыки рефлексии, коммуникативные умения, ответственность за результаты коллективной деятельности, т.е. универсальные компетенции.

Литература:

1. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Социальные сервисы Web 2.0 в управлении проектами. // Управленческие аспекты развития северных территорий России: сборник материалов Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. C. 63-67.

3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Социальные сервисы Интернет в организации исследовательской деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. C. 159-165.

5. Колокольникова З.У., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Коршунова В.В., Фархутдинова Т.Г. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23811

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования к организации сетевой проектной деятельности обучающихся // Эксперимент и инновации в школе. 2017. №5. C. 58-61.

7. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов // Наука и школа. 2010. № 4. С. 19-21

8. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века. // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 9.

9. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

10. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 83 с.

11. Круподерова К.Р., Барсук Н.С., Камзолова Л.А. Сетевые сервисы как инструмент формирования универсальных компетенций будущих бакалавров. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2018. С. 114-117.

12. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования. // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. (23). С. 2.

13. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.

14. ФГОС высшего образования по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125.

15. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: основной курс: версия 10: учебное пособие для вузов / Л.И. Кобцева, С.М. Конюшенко, Е.П. Круподерова и др. 10-е изд., перераб. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2010.

16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т. 9. №7S. С. 1381.

Педагогика

УДК 372. 811.1

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Алла Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Лаптева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья рассматривает проблему организации обучения иностранному языку в вузе в период пандемии, пути минимизации возможного негативного воздействия дистанционного обучения на качество формирования коммуникативной компетенции и обучения в целом. Проведен анализ основных трудностей обучения иностранному языку в условиях отсутствия аудиторных занятий, возможностей изменения форм и методов обучения, контроля усвоения учебного материала, создания положительной учебной атмосферы как для студента, так и преподавателя. Рассмотрены пути стимулирования мотивационной составляющей самостоятельной учебной деятельности при массовом дистанционном обучении, даны практические рекомендации по применению положительно зарекомендовавших себя форм и методов обучения в период после пандемии.

Ключевые слова: языковая подготовка, дистанционное обучение, обучение в период пандемии, обучение иностранному языку, смешанное обучение, обучение с веб-поддержкой, электронное обучение.

Annotation. The article considers the problems of organizing foreign language teaching at Technical University during the pandemic, the ways of minimizing the possible negative impact of distant learning on the process of communicative competence formation as well as the educational process in general. It gives the analysis of specific conditions for teaching a foreign language in online classes, the possibilities of redesigning lessons, adapting materials and finding engaging methods to ensure efficient language learning and create a positive teaching and learning environment. It also considers the ways of stimulating the motivational component in mass distant learning, gives some practical recommendations for using positively proven suggestions in post-pandemic period.

Keywords: foreign language learning, distant learning, teaching during the pandemic, foreign language teaching, blended learning, web-facilitated learning, e-learning.

Введение. Основной целью обучения иностранному языку на всех его этапах, в том числе на этапе обучения в вузе, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Цели уточняются исходя из специфики вуза, направления, специальности. Но, в любом случае, приоритетными остаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.