Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT-БЕЗОПАСНОСТЬ / ITSM / EDTECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Койкова Эльзара Имдатовна

В данной статье рассматривается цифровизация как одна из основных современных тенденций развития социума. Отметим, что на современном этапе развития общества просматривается интенсивное развитие цифровых технологий и повсеместное внедрение их во все сферы жизни, что и определяет актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Койкова Эльзара Имдатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: CHALLENGES, TRENDS AND TRANSFORMATIONAL POTENTIAL

This article discusses digitalization as one of the main modern trends in the development of society. It should be №ted that at the present stage of development of society, digital technologies are being introduced as part of business processes, and their widespread implementation is visible in all spheres of life, which determines the relevance of the study.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

2. Алмазова, И.Г. Специфика когнитивной регуляции процесса обучения школьников посредством проектной деятельности: методологический аспект / И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 3. -С. 177-184

3. Абаскалова, Н.П. Основы методики преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в вузе / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 72 с.

4. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, [и др.]. - Москва: Высшая школа, 2007. - 616 с.

5. Волгин, С.И. Психолого-педагогическая подготовка учащихся к действиям в экстремальных ситуациях / С.И. Волгин // Заметки ученого. - 2021. - №8. - С. 194-198

6. Кузьмина, А.Б. Формирование психологической культуры у будущих педагогов: автореферат дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Кузьмина Анна Борисовна. - Пятигорск, 2015. - 22 с.

7. Муравьева, А.Н. Педагогические условия эффективности формирования готовности к безопасности жизнедеятельности младших школьников / А.Н. Муравьева, З.К. Бакшеева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Народное образование. Педагогика. - 2012. - №1. - С. 120-122

8. Мокшин, В.Н. Особенности психологической готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мокшин, А.И. Лапаева, А.Н. Елизаров. // Педагогический университетский вестник Алтая. Народное образование. Педагогика. -2007. - №1. - С. 275-286

9. Сошина, Н.Л. Компоненты готовности обучающихся вуза к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях / Н.Л. Сошина, Р.В. Нагорный // Пензенский государственный технологический университет. - 2021. - №3. - С. 173-177

10. Шарова, Л. Стоп - Угроза. Дети в безопасности: книга / Л. Шарова. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 64 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация. В данной статье рассматривается цифровизация как одна из основных современных тенденций развития социума. Отметим, что на современном этапе развития общества просматривается интенсивное развитие цифровых технологий и повсеместное внедрение их во все сферы жизни, что и определяет актуальность исследования.

Ключевые слова: образовательная деятельность, цифровизация, цифровые технологии, IT-безопасность, ITSM, EdTech. Annotation. This article discusses digitalization as one of the main modern trends in the development of society. It should be №ted that at the present stage of development of society, digital technologies are being introduced as part of business processes, and their widespread implementation is visible in all spheres of life, which determines the relevance of the study. Key words: educational activities, digitalization, digital technologies, IT security, ITSM, EdTech.

Введение. На современном этапе развития общества формируются вызовы современности. Основным и приоритетным направлением является цифровизация. Необходимо отметить, что цифровизация является одной из определяющих тенденций преобразования человеческой цивилизации, которая формирует современное общество, совершенствует механизмы управления, расширяет доступ к здравоохранению, образованию, упрощает финансовые операции, повышает качество и охват государственных услуг, увеличивает возможности сотрудничества людей путем использования цифровых технологий и более широкого контекста оцифрованных данных, превращенных в интеллект и практические знания с учетом конкретной выгоды.

Цифровая эра изменила все аспекты нашей жизни. Это определяет то, как мы живем, работаем, путешествуем, общаемся, и, что более важно, это меняет то, как мы учимся и воспитываем. Несмотря на то, что идея обучения с использованием технологий (TEL) витала в воздухе с конца 90-х годов, только во время вспышки COVID в 2020 году образовательная индустрия столкнулась со своими реальными проблемами. Пандемия Covid-19 подтолкнула учебные заведения к принятию цифровой образовательной трансформации, доказав важность и нужность цифровых технологий для благосостояния населения и развития экономики.

Изложение основного материала статьи. Преобразующий потенциал цифровизации в образовании открывает множество возможностей с учетом новых тенденций и разработок в области цифровых технологий. Сегодня цифровые технологии внедряются как часть бизнес-процессов, а их повсеместное внедрение просматривается во всех сферах жизни, поскольку:

1. экспоненциальное снижение их стоимости в сочетании с имеющимися облачными услугами снижает капиталовложения, необходимые для старта бизнеса. Отметим, что экспоненциальное распределение основывается на непрерывном распределении, коррелировании времени между двумя последовательными свершениями одного и того же события;

2. их применение уменьшает затраты, увеличивает производительность и эффективность принятия решений;

3. они становятся дешевле и, соответственно, доступнее благодаря бесплатному контенту и услугам (из-за низких предельных затрат): пользователи платят только часть стоимости, которая создается в цифровой экономике;

4. они могут использоваться для создания уникальных продуктов, полностью адаптированных к потребностям клиента.

В сфере услуг цифровые технологии позволяют осуществлять деятельность из любого уголка мира, проводить видеоконференции, покупать продукты и разные бытовые товары через сеть Интернет. Цифровизация может способствовать решению социальных проблем, облегчая доступ к основным услугам в сфере образования, что и определило внедрение дистанционного формата обучения, оказание образовательных услуг в режиме on- line.

Цифровизация не ограничивается исключительным использованием технологий, она характеризуется изменением культуры, интегрированной во все сферы деятельности, и трансформацией в управлении различными командами. Минимизации затрат (цифровизация документов, что приводит к общей оптимизации процесса), децентрализация производства, повышения эффективности и производительности, быстрое, эффективное принятие решений в реальном времени, повышение уровня экологичности, производство устойчивых продуктов, сокращение времени и затрат на разработку продукции, повышение качества продукции и быстрая реакция на изменение конъюнктуры рынка, диверсификация производства возрастающего количества изделий на многочисленных производственных площадках - не единственные преимущества цифровизации.

Однако, несмотря на ряд позитивов, которые порождает цифровизация, ей присущ ряд вызовов, к которым и общество, и образование может быть не готово. Прогрессивная автоматизация и использование робототехники будет иметь следствием нарушения рынка труда, что будет характеризоваться безработицей и неравенством доходов. Из-за отсутствия доверия к цифровым технологиям, доступа к ним и навыков к их использованию может увеличиться цифровой «разрыв».

Среди других вызовов - проблема образования, отсутствие эмоционально-когнитивного взаимодействия, мобильности в решении кейсов, обратная связь. Для успешного и эффективного внедрения дистанционного образования в цифровой среде необходима разработка и имплементация механизмов оценки эффективности факторов цифровой среды в процессе социализации молодежи.

Такие современные устройства, как интерактивные планшеты для презентаций, семинаров и конференций, привлекают более широкую аудиторию, позволяют визуализировать любую идею, помогая тем самым решать задачи творческим и неформальным способом. Цифровые технологии позволяют работать над любой задачей в группе, обмениваться мнениями и идеями с другими обучающимися и педагогом, проектировать собственный жизненный путь и добиваться лучших результатов за более короткий промежуток времени. При этом цифровые технологии призваны дополнять, но не заменять традиционные методы обучения с их полным потенциалом для использования обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Для преодоления вызовов в сфере цифровизации и усиления сильных сторон на международном и национальном уровнях целесообразно:

1. Способствовать формированию цифровой совместимости между странами мира. Создание набора глобальных правил с учетом экономических, политических и культурных различий стран. Ключевой набор правил предусматривает разработку глобального документа для определения доказанных международной практикой принципов и приоритетов распространения цифровых технологий с целью обеспечения их интероперабельности, предотвращения фрагментации глобального пространства и создания цифровых «островов».

2. Нивелирование цифрового «разрыва» как способа усиления цифрового развития для всех. Мировые лидеры должны преодолеть цифровой разрыв между развивающимися странами и развитыми странами, а также между различными социальными и расовыми группами в любой стране.

3. Создание надежных технологий для всех. Цифровые технологии должны охватывать больше людей, снизить затраты и уменьшить неэффективность, особенно для малого и среднего бизнеса. Цифровые технологии должны надежно внедряться для всех участников, включая усиленную защиту конфиденциальности данных, лучшие системы онлайн-споров и алгоритмы, которые не дискриминируют ни одного из «игроков». Это требует развития государственно-частного партнерства за личностно-ориентированного подхода.

4. Создание международной платформы, которая будет иметь целью содействие решению негативных влияний цифровых технологий (в частности, преодоление цифрового неравенства в обществе среди стран) и преодолению вызовов в сфере безопасности и нарушении конфиденциальности.

5. Повышение уровня статистических систем для адекватного и непрерывного отслеживания процессов внедрения цифровых технологий и их социально-экономических последствий в динамике, с кардинальным усовершенствованием статистического наблюдения на микроуровне (предприятия, домохозяйства, физические лица-предприниматели).

6. Создание фонда, средства которого должны направляться на развитие цифровой инфраструктуры и распространение технического образования в менее развитых странах мира, несмотря на недостаток внутренних инвестиционных ресурсов и с целью нивелирования/сокращения цифрового разрыва».

Цифровые технологии играют решающую роль в цифровом преподавании и обучении, поскольку они могут использоваться в различных формах обучения для вовлечения обучающихся. Преподаватели могут использовать эти технологии для создания привлекательных цифровых решений в педагогической деятельности. Эффективное цифровое преподавание и обучение в учебных учреждениях требует значительного расширения инфраструктуры для поддержки этих технологий. Назовем некоторые широко используемые цифровые технологии преподавания и обучения.

Системы управления обучением (LMS). LMS используется для размещения всех материалов курса, модулей и мероприятий. Преподаватель может рассылать объявления, участвовать в обсуждениях, разрабатывать и оценивать задания, а также вести онлайн-журнал оценок в LMS.

Синхронные технологии. Синхронные технологии используются для проведения онлайн-совещаний в режиме реального времени. Синхронные технологии включают в себя различные функции, такие как аудио и видео, текст/чат, совместное использование экрана, опросы, интерактивные доски и комнаты отдыха для дискуссий в небольших группах. Эти функции могут помочь преподавателям поддерживать интерактивность в онлайн-классах.

Мультимедийные приложения. Мультимедиа включает в себя аудио, видео и другие интерактивные элементы, чем повышает активный интерес обучающихся. Мультимедийное программное обеспечение можно использовать для записи микролекций, демонстраций и т. д. Многое мультимедийное программное обеспечение находится в открытом доступе. Некоторые мультимедийные приложения также могут быть встроены в LMS для легкого доступа и использования.

Совместные приложения. Веб- или облачные приложения для обработки текстов, презентаций, социального участия и интерактивных досок позволяют обучающимся сотрудничать в Интернете со своими сверстниками и преподавателями.

Облачные технологии. Колледжи и университеты полагаются на различные облачные приложения. Некоторые преподаватели используют облачные приложения для хранения файлов, что позволяет получить к ним доступ из любой точки мира и не ограничиваться личным или офисными компьютерами.

Новые технологии. Искусственный интеллект (AI), расширенная реальность (XR), дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR), аналитика и другие новые технологии могут обеспечить более инновационные и увлекательные методы обучения и опыт обучения.

Тем не менее, не существует полной замены оффлайн (аудиторного) преподавания и обучения. Цифровое обучение готовит обучающихся к будущей рабочей деятельности, поскольку для большинства рабочих мест потребуются цифровые знания и навыки. Обучающиеся должны иметь доступ к компьютерам и Интернету, чтобы успешно изучать цифровые технологии. Хотя многие обучающиеся имеют доступ к этим инструментам, цифровой разрыв все еще существует. Преподаватели и администраторы должны рассмотреть возможность доступа обучающихся к цифровым технологиям, прежде чем они включатся в цифровое обучение.

Цифровое обучение предполагает гибкость, которая в свою очередь в большей степени зависит от саморегулируемого обучения. Например, обучающиеся должны научиться правильно распределять свое время, меньше отвлекаться в процессе цифрового обучения.

Обучающиеся должны иметь возможность использовать в обучении различные форматы контента (текст, аудио, видео), которые применяют преподаватели для публикации своих лекций, подкастов и обсуждений. Им необходимо научиться взаимодействовать со своим наставником, сверстниками и контентом в цифровой среде. При необходимости обучающиеся должны иметь возможность получить помощь, которую может оказать служба технической поддержки или инструктор.

Для развития социальных сообществ и платформ для социального взаимодействия (например, онлайн-общение и т.д.) обучающимся нужны соответствующие возможности. Так студенты будут ориентированы на свое сообщество, чтобы оставаться на связи и активно участвовать в цифровом обучении.

Для успешного продвижения цифровизации в учебных учреждениях необходима сформированная 1Т-среда, обслуживанием которой должен заниматься обученный специалист, в чьи обязанности входит создание эффективной и профессиональной структуры. Следует разработать стратегию, адаптированную к потребностям пользователей, включая наем специализированного персонала и определение соответствующих инструментов для оказания поддержки. Все процессы должны быть спланированы в соответствии с НГЪ (Библиотека инфраструктуры информационных технологий), которая представляет собой основу для внедрения ITSM (Управление ИТ-услугами).

Сегодня можем наблюдать экспоненциальный рост использования в образовании передовых технологий, таких как искусственный интеллект. В масштабах всего сектора список потенциальных приложений EdTech расширяется, начиная от оценки на основе данных и заканчивая созданием индивидуальных учебных программ.

Выводы. Таким образом, мы можем констатировать, что современные вызовы общества формируют актуальность и дальнейших исследований в векторе цифрового образования. Отметим, что цифровые технологии, являются приоритетным направлением во всех сферах жизни. Социализация обучающихся в процессе дистанционного образования способствует необходимости формирования цифровой компетенции. Технологии в образовании могут помочь обучающимся подготовиться к обучению на протяжении всей жизни. Эти технологии предоставляют обучающимся виртуальный мир и свободу доступа к цифровым знаниям в соответствии с их стилем обучения.

Литература:

1. Алиева, Э.Ф. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций Э.Ф. Алиева, А.С. Алексеева, Э.Л. Ванданова, Е.В. Карташова, Г.В. Резапкина // Образовательная политика. - 2020. - № 1 (81). - С. 54-61

2. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37

3. Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 167-193

4. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с.

5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова - М.: Издательство «Перо», 2019. - 98 с.

6. Конценебин, С.Н. Цифровизация - новая реальность в праве и новые угрозы / С.Н. Конценебин // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах, Курск, 20-21 января 2022 г. / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 3. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 287-291

7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Юсупова Роза Ярагиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мейриева Айшат Султановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические предпосылки готовности педагога к работе с одаренными детьми. Профессиональная подготовка учителей, которые собираются работать с одарёнными учащимися включает новые требования и стандарты, однако этот вопрос является не до конца проработанным. В национальной стратегии подчёркивается важность наличия высококвалифицированных учителей, готовых к работе с одарёнными учащимися. При работе по созданию условий подготовки педагогических работников, необходимо учитывать последние достижения науки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.