Научная статья на тему 'Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор'

Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1545
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / цифровизация / цифровые образовательные ресурсы / компаративный анализ / education / digitalization / digital educational resources / comparative analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Суханова

В статье рассматривается состояние и развитие различных цифровых образовательных продуктов и сервисов в ряде зарубежных стран: США, Великобритании, Бразилии, Германии. Выбор столь различных стран позволяет дать более полную комплексную картину целей, задач применения цифровых ресурсов, а также оценить их современное состояние и пути развития. Такой анализ актуален в силу быстро развивающейся мировой тенденции цифровизации всех уровней образования. В статье представлены результаты изучения 31 образовательного цифрового ресурса из указанных выше стран, дана характеристика каждого ресурса, его возможности, цели, задачи и целевая аудитория. В дальнейшем в ходе продолжения исследования будет предложен анализ и экспертная оценка всех этих ресурсов по ряду критериев и параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Суханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN FOREIGN COUNTRIES (USA, UK, CHINA, BRAZIL, GERMANY). REVIEW

The article examines the state and development of various digital educational products and services in a number of foreign countries: the USA, the UK, Brazil, and Germany. The choice of such different countries makes it possible to give a more complete comprehensive picture of the goals and objectives of using digital resources, as well as assess their current state and development paths. This analysis is relevant due to the rapidly developing global trend of digitalization of all levels of education. The author presents the results of studying of 31 educational digital resources from the above countries, characterizes each resource, its capabilities, goals, objectives and target audience. In the future, in the course of the continuation of the study, an analysis and expert assessment of all these resources will be proposed according to a number of criteria and parameters.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор»

NEW ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. В. Суханова

Кандидат педагогических наук, исполняющая обязанности директора Института стратегии развития образования РАО, Москва E-mail: [email protected]

Tatyana V. Sukhanova

PhD (Education), Acting Director of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

УДК 37.0 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-4-38-73

Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Термания). Обзор

В статье рассматривается состояние и развитие различных цифровых образовательных продуктов и сервисов в ряде зарубежных стран: США, Великобритании, Бразилии, Германии. Выбор столь различных стран позволяет дать более полную комплексную картину целей, задач применения цифровых ресурсов, а также оценить их современное состояние и пути развития. Такой анализ актуален в силу быстро развивающейся мировой тенденции цифровизации всех уровней образования. В статье представлены результаты изучения 31 образовательного цифрового ресурса из указанных выше стран, дана характеристика каждого ресурса, его возможности, цели, задачи и целевая аудитория. В дальнейшем в ходе продолжения исследования будет предложен анализ и экспертная оценка всех этих ресурсов по ряду критериев и параметров.

Ключевые слова: образование, цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, компаративный анализ.

Введение

Цифровизация становится одной из ключевых мировых тенденций развития всех уровней образования. Цифровизация влияет не только на изменение средств обучения и содержания образования, но также на форму организации образования и обеспечения учебного процесса. Активно развивается онлайн-образование, это устойчивый

Как цитировать статью: Суханова Т. В. Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С.38-73.

тренд последнего десятилетия, об этом пишут очень многие авторы [1, 3, 4]. Также активно анализируются запросы государств и социума к системе образования в части качества подготовки специалистов в современных условиях (информационную эпоху, эпоху четвертой промышленной революции) [2]. В связи с процессами глобализации и развитием мирового образовательного пространства необходимо постоянное внимание к проблемам цифровизации образования в зарубежных странах, в этом плане особенно показательны развитые страны. При этом, проводя компаративный анализ, важно охарактеризовать ситуацию с цифровыми образовательными ресурсами, учитывая специфику стран, а также выделяя наиболее яркие, творческие проекты в сфере цифрового обеспечения образовательного процесса для различных уровней образования.

Постановка цели и методы исследования

Цель — представить, охарактеризовать различные виды наиболее ярких и востребованных цифровых образовательных ресурсов (продуктов, сервисов, платформ и т.п.) в ряде зарубежных стран (США, Великобритании, Бразилии, Германии), показать их задачи и целевую аудиторию, подготовить основу для последующего исследования в целях комплексной оценки состояния этих ресурсов. Иными словами, цель настоящего исследования — изучение успешного международного опыта в разработке цифровых продуктов и сервисов для обучения, платформ образовательного контента и единой информационно-образовательной среды для педагогов и школьников.

Среди методов исследования использованы изучение и анализ научных публикаций, анализ сайтов и платформ, метод экспертных оценок, компаративный анализ.

Общая характеристика применения цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах

В числе стран, широко внедряющих цифровые технологии в учебный процесс, можно выделить страны азиатско-тихоокеанского региона — Сингапур, Республика Корея (Южная Корея), Гонконг (Китай), Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Великобритания, Эстония, США, ОАЭ. Важно отметить такую параллель: страны, ориентированные на разработку и широкое внедрение цифровых образовательных ресурсов, обычно демонстрируют высокие образовательные результаты в меж-

дународных сопоставительных исследованиях качества образования.

Распределим по группам ряд основных цифровых ресурсов, платформ и технологий, внедряемых в этих странах.

Группа ресурсов, включающая платформы для видео-обсуждений, способствующие развитию навыков устной и письменной речи у обучающихся, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ко второй укрупнённой группе цифровых образовательных ресурсов и технологий, используемых в упомянутых выше странах, относятся инновационные методы сбора данных. Они открывают новые возможности для оценки не только знаний обучающихся, но и мотивов, интересов, увлечений, бэкграунда в целом, позволяют выявлять в режиме реального времени академические интересы учеников и «проблемные места» в их обучении.

Следующая группа — трансформирующие технологии, они все чаще и активнее внедряются в образовательный процесс, в частности, дополненная, виртуальная и смешанная реальность. С помощью таких технологий внешний мир буквально привносится в классную комнату.

Другой важный аспект: образовательная политика в развитых государствах начинает все больше выстраиваться с опорой на образовательную аналитику. Анализ данных становится новым инструментом для преобразования системы образования на основе принципа персонализации, для повышения эффективности управления образованием. Некоторые цифровые ресурсы (продукты и сервисы, образовательные платформы) уже начали развиваться в направлении анализа и интерпретации данных об образовании, начиная с самого детства и раннего развития, для оценки будущей успеваемости школьников, индивидуального образовательного прогресса, для проектирования оптимальных образовательных траекторий с учетом когнитивных и личностных особенностей детей.

Разумеется, что все чаще в зарубежной практике стали появляться исследования эффективности внедрения и использования тех или иных цифровых продуктов, ресурсов, платформ в образовательном процессе. В них описываются необходимые условия для их успешного применения, представляются результаты апробаций конкретных продуктов и решений, а также их применимость в зависимости от целей и задач, которые стоят перед образовательными организациями и педагогами. Ниже мы на примере зарубежных исследований покажем,

что эффективность применения цифровых образовательных продуктов и сервисов зависит от определенных обстоятельств, и учитель играет в этом важную роль.

Таким образом, очевидно, что образовательные организации начинают использовать цифровые образовательные продукты по разным причинам. Эти ресурсы предоставляют возможность индивидуализировать обучение детей и максимально учесть потенциал каждого ребенка, обеспечивают индивидуальную обратную связь с детьми, дают понимание о прогрессе детей в обучении и усвоении конкретных материалов, помогают формировать в короткие сроки планы работы и развитие учебных траекторий в целом с классом и с каждым обучающимся отдельно. Цифровые образовательные продукты также предлагают огромные возможности организации обучения с детьми с ограниченными возможностями или с детьми, которые вынуждены проходить обучение дистанционно в силу разных причин.

Ежегодно инвестиции образовательных организаций во внедрение и использование цифровых продуктов и решений увеличиваются. Однако их использование в образовательном процессе не всегда приводит к эффективным результатам. По данным некоммерческой организации Thomas Jefferson Education, объединяющей лидеров отрасли американского образования, каждый год школы Америки тратят более 13-ти миллиардов долларов на тысячи цифровых образовательных инструментов и продуктов, однако все больше исследований показывают, что 85% расходов на образовательные технологии могут тратиться на инструменты, которые не подходят для конкретной школы или используются неправильно. В этой связи представители некоммерческой организации Thomas Jefferson Education выступили с инициативой «The EdTech Genome Project» по созданию доказательной базы данных об эффективности и применимости тех или иных цифровых образовательных продуктов в образовательной деятельности школ и педагогов, которая поможет им в выборе цифровых решений и продуктов под конкретные цели и задачи и эффективной их реализации [33]. «The EdTech Genome Project» — это совместная работа более 100 образовательных исследовательских и правозащитных организаций. На текущий момент исследователи и эксперты, работающие в рамках этой инициативы, выделили десять факторов, предположительно влияющих на успех или неудачу внедрения цифровых образовательных технологий, решений. К ним относятся:

- процесс выбора цифровых образовательных продуктов. Наличие применяемых качественных систематических процессов и ресурсов, которые школа использует для тестирования и выбора цифрового продукта перед покупкой и полномасштабным внедрением;

- приоритетность задач. Приоритетность для администрации школы и для педагогов задачи по внедрению и использованию цифровых продуктов;

- инфраструктура и ресурсы школы. Наличие необходимой инфраструктуры для внедрения цифровых образовательных продуктов, включая оборудование, техническое и программное обеспечение, интернет, финансирование;

- система внедрения и сопровождения. Качество организации в образовательных учреждениях системы внедрения цифровых образовательных продуктов, их сопровождения (включая обучение), мониторинга использования и оценки результатов эффективности в течение нескольких лет после закупки;

- профессиональное обучение. Наличие, частота и качество проведения профессионального обучения учителей по использованию в образовательном процессе цифровых продуктов и решений;

- корпоративная культура персонала. Набор убеждений, ценностей и выработанные формы сотрудничества между педагогами образовательной организации;

- поддержка администрации. Обеспечение различных форм поддержки и поощрений, предоставляемых школьными или районными администрациями учителям и персоналу, внедряющему цифровые инструменты;

- роль учительского сообщества. Активность учителей в решении вопросов по организации учебного процесса, использованию необходимых инструментов, созданию эффективных условий обучения, а также в принятии решений в сфере внедрения образовательных цифровых продуктов и инструментов;

- убеждения и знания учителей. Убеждения преподавателей в ценности цифровых образовательных продуктов и технологий, их знания о педагогических передовых практиках интеграции технологий в образовательный процесс и их убеждения в эффективности их внедрения;

- понимание целей внедрения цифровых образовательных продуктов в образовательный процесс. Наличие четкого понимания админи-

страцией школы и учителями целей внедрения цифровых образовательных ресурсов [33].

По результатам исследований, проводимых в Нидерландах в течение нескольких лет и посвященных изучению эффективности использования различных цифровых продуктов и сервисов в образовательном процессе, отмечается, что эффективность результата их использования также может зависеть от предметных областей (например, использование цифровых продуктов и инструментов в обучении математике и иностранным языкам являются наиболее эффективными), возраста обучающихся, успеваемости обучающихся (например, цифровые образовательные продукты могут быть наиболее эффективными в обучении детей с низкой и средней успеваемостью), уровня цифровых компетенций педагогов и учащихся и т.д. [14].

Особая роль во внедрении эффективных цифровых продуктов в образовательный процесс принадлежит государственным организациям в системе образования. По мнению экспертов, государственные институты образования должны не просто информировать образовательные организации о существующих цифровых продуктах и технологиях, но и стимулировать исследования, анализирующие их влияние на образовательный процесс, обеспечивать информацией о том, какие продукты прошли апробацию и показали высокие результаты эффективности, предоставлять рекомендации по их эффективному использованию, обеспечить открытый доступ к результатам исследований для всех заинтересованных сторон.

В мире уже разработано и применяется огромное количество цифровых продуктов, сервисов и платформ в образовательном процессе. Все они в той или иной степени уже внедрены и используются в учебном процессе образовательных организаций. Но это было до закрытия образовательных учреждений и перевода всего учебного процесса в дистанционный формат, вызванный введением в большинстве стран карантина из-за распространения короновирусной инфекции, охватившей весь мир. Методика обучения при очной форме не то же самое, что при дистанционной. Если до закрытия образовательных организаций цифровые продукты и сервисы нашли свое эффективное применение в образовательной деятельности педагогов при очной форме обучения, то их применение в дистанционном формате сопровождалось рядом трудностей (например, отсутствие каких-либо методик по проведению

дистанционного обучения и методик внедрения цифровых продуктов и сервисов, недостаточный уровень цифровых компетенций педагогов, отсутствие возможностей интеграции с текущими школьными системами управления и т.д.). К тому же часть обучающихся и педагогов не могли ими воспользоваться в домашних условиях в силу отсутствия не только электронных гаджетов (компьютеров, планшетов и телефонов), но и доступа к сети интернет.

Анализ международных цифровых образовательных платформ показал, что в мире при наличии многообразия технологических и организационных решений, большинство из них не позволяет в полной мере добиваться тех же социальных и образовательных результатов, которые дает «обычная» школа при очном обучении. Большинство родителей, учителей и учеников оказалось не готово к дистанционному обучению как к единственному формату образовательного процесса.

Для сравнения, в России в процессе быстрого перехода на дистанционные форматы обучения большой проблемой стал дефицит интерактивных учебных материалов, интересных заданий с обратной связью, а также опыта и инструментов коллективной работы в цифровой среде. Проблемой стало и просто недостаточное знакомство учителей с такими инструментами. Столь стремительный переход огромного числа школ «на карантин» привел к тому, что большинство учителей стало применять самые простые способы организации обучения по схеме «предоставление нового материала — контроль» и онлайн-уроки с использованием инструментов видеоконференцсвязи.

В текущих условиях для российской системы образования особую актуальность приобретает вопрос разработки и внедрения российских платформ для организации и управления образовательным процессом в образовательных организациях, а также разработки электронных образовательных ресурсов для широкого и повсеместного использования в педагогической практике, что делает весьма актуальным представление зарубежного опыта.

Характеристики зарубежных цифровых образовательных продуктов и сервисов

В ходе исследования изучен и проанализован 31 цифровой образовательный ресурс, обладающий яркими характеристиками, внедренный в образовательных организациях различных уровней образования.

В описании каждого ресурса присутствует его общая характеристика, цели и задачи, педагогические, организационные и технологические возможности, а также указана целевая аудитория. В дальнейших исследованиях будет дана комплексная оценка состояния и перспектив развития каждого ресурса.

LearnSmart (McGraw-Hill Education, США). Адрес в сети интернет: http://learnsmartadvantage.com/ [16].

Это интерактивный инструмент обучения, который адаптивно оценивает навыки и уровень знаний учащихся, а также прогресс в обучении (какие темы освоены, какие требуют дальнейшего изучения и практики и т.п.). Содержание учебных курсов корректируется в зависимости от динамики освоения материала, «сильных и слабых сторон» знаний учащегося, уровня его уверенности в этих знаниях.

Адаптивная технология LearnSmart также учитывает в процессе обучения особенности памяти (на основе агрегации опыта использования LearnSmart всеми учащимися с момента запуска продукта). На основе накопленного опыта выявлен пул тем, которые учащиеся чаще всего забывают в течение семестра/года, и периодически эти темы напоминаются учащимся (для закрепления и более глубокой проработки).

В динамически генерируемых отчетах документируется прогресс и области, требующие дополнительного закрепления, а учащиеся получают обратную связь в реальном времени. Наблюдая за успеваемостью учеников, преподаватели имеют возможность мгновенно оценить уровень понимания и мастерства всего класса (группы) или отдельного обучающегося.

Целевая аудитория: школы (учащиеся, учителя, административный персонал, родители), университеты, частные пользователи.

ALEX (McGraw-Hill Education, США). Адрес в сети интернет: https://www.aleks.com/ [5].

Адаптивная платформа индивидуализированного образования с использованием технологий искусственного интеллекта, разработанная представителями американского издательства учебной литературы McGraw-Hill Education. Наиболее важной особенностью платформы является то, что в данном продукте используется искусственный интеллект (AI) для отслеживания качества обучения каждого обучающегося.

ALEX «знает» в каждый момент по каждой отдельной теме освоил учащийся учебный материал. Если нет, то программа знает, готов ли

ученик изучать тему в конкретный момент времени. Такой подход делает обучение более эффективным и действенным,— учащимся доступен выбор только тех тем, которые они готовы изучать прямо сейчас.

В ходе обучения избегаются вопросы со множественным выбором, вместо этого используются гибкие и простые в использовании инструменты ввода ответов, имитирующие то, что было бы сделано с помощью бумаги и карандаша. Когда ученик впервые входит в систему, демонстрируется доступный в ходе обучения функционал. Затем ученик приступает к оценке системой исходного уровня знаний: за короткий промежуток времени (около 45 минут для большинства курсов) задается небольшое количество вопросов (обычно 20-30). Каждый последующий вопрос выбирается на основе ответов на предыдущие вопросы. Соответственно, каждый набор вопросов для оценивания уникален, невозможно предсказать, какие вопросы будут заданы конкретному ученику. После завершения тестирования знания учащегося представляются в виде многоцветной круговой диаграммы по компонентам оценивания; диаграмма перестраивается по мере освоения тем курса.

Каждый раз, когда ученик повторно входит в систему после перерыва, он автоматически возвращается на то место, где он работал в последний раз. Этот подход срабатывает даже в том случае, если перерыв был вызван неожиданной потерей подключения к интернету или поломкой ПК.

Программа предлагает комплексную виртуальную среду коммуникации «учитель-ученик», которая позволяет учащимся общаться со своим преподавателем по всем вопросам, связанным с прохождением курса; доступны также онлайн-консультации. Многие темы доступны как на английском, так и на испанском языках.

Целевая аудитория:

- высшее образование: студенты, преподаватели, администраторы. Университеты оформляют подписку на определенные курсы, размещенные на платформе в качестве дополнительного инструмента к основному курсу. Доступ к курсу осуществляется через коды, которые выдаются студентам;

- школы (муниципалитеты): учителя, администраторы. Подписку оформляет школа или администрация муниципалитета. Оплата осуществляется по договору или кредитной картой онлайн. Учитель либо самостоятельно регистрирует учащихся, либо раздает индивидуальные коды учащимися;

- самостоятельные пользователи: родители, дети на домашнем обучении, репетиторы.

RedBird (McGraw-Hill Education, США). Адрес в сети интернет: https://www.mheducation.com/prek-12/explore/redbird.html [26].

Цифровая образовательная платформа персонализированного обучения, разработанная на основе результатов 25-летнего исследования Стэндфордского университета в сфере адаптивной модели обучения совместно с представителями американского издательства учебной литературы McGraw-Hill Education. Платформа имеет такие разделы.

Redbird Math (для дошкольников и школьников 1-7 классов) — учебная программа по математике. Построена на основе новейших разработок в области адаптивного обучения, геймификации и выполнения STEM проектов:

- использует реальные примеры задач из жизни и STEM-профессий, формируя у учащихся уверенность и интерес к математике, а также понимание того, как математика помогает в реальной жизни;

- не просто обучает тому, как решать задачу, а развивает навыки математического мышления;

- включает более 15 000 интерактивных задач и игр, а также задания по разработке STEM проектов.

Language Arts & Writing Redbird (для школьников 2-7 классов) — персонализированная программа обучения, ориентированная на развитие письменных навыков по английскому языку. Платформа использует инновационную технологию анализа текстов, разработанную Стэндфордским университетом, которая в режиме выполнения заданий мгновенно определяет и отмечает совершенные учащимися ошибки. Программа:

- помогает точно и моментально выявлять сотни распространенных ошибок в грамматике и написании слов;

- оказывает индивидуальную помощь учащемуся в обучении письму (система подсказок и пояснений);

- проверяет задания и предоставляет возможность отработки ошибок без помощи учителя.

Целевая аудитория: школы (учащиеся, учителя), а также родители, которые могут отслеживать успеваемость своих детей.

McGraw-Hill Create (McGraw-Hill Education, США). Адреса в сети интернет: http://create.mheducation.com/createonline/index.html,

https://www.mheducation.com/highered/learning-solutions/create.html [19].

Create — сервис создания и печати персонализированных под потребности учителя/класса/школы/муниципалитета/округа учебных материалов, разработанный американским издательством учебной литературы McGraw-Hill Education. В зависимости от целевой аудитории функционал сервиса различается.

1. Создание и печать учебников/учебных материалов для системы образования округа/муниципалитета/школы. Сервис помогает разрабатывать с нуля или вносить изменения в текущую учебную литературу издательства с учетом образовательных стандартов или потребностей штата, округа, города, муниципалитета или школы (в США существует дифференциация образовательных стандартов от штата к штату, закрепленная местным законодательством). Создание учебных материалов осуществляется при взаимодействии с представителями издательства (методистами, консультантами).

2. Создание и печать учебных пособий/рабочих тетрадей (для учителей). Сервис (в формате платформы) позволяет преподавателю самостоятельно создавать собственное уникальное учебное пособие/ рабочую тетрадь.

Основные возможности сервиса:

- при создании учебного пособия могут использоваться разнообразные виды контента — как от издательства и его партнеров, так и персональные разработки учителя;

- создание собственного уникального внешнего оформления, типа цветопередачи;

- использование готового учебного пособия как в электронном, так и в печатном формате (заказ печати пособия напрямую у издательства).

Целевая аудитория: школы и учителя в США, Канаде, Австралии и других странах, где ведет свою деятельность издательство McGraw-Hill Education.

Lehrerburo (Klett, Германия). Адрес в сети интернет: https://www. lehrerbuero.de/startseite.html [17].

Lehrerburo (Teacher's Office) — один из крупнейших онлайн-порталов для учителей начальной и средней школы, с доступом к цифровым учебным и справочным материалам. Разработан крупнейшим издательством учебной литературы в Германии — Klett. Включает контент всех учебных материалов холдинга, а также множество полезных инструментов для работы.

Возможности и инструменты Lehrerburo (Teacher's Office):

- учебные материалы — более 170 000 материалов (аудио, видео, PDF, картинки, рабочие листы, интерактивная доска и т.д.);

- более 3000 рабочих пособий для учителя;

- консультации (более 2000 статей о школьной жизни с рекомендациями и мнениями экспертов);

- календарь (события, встречи);

- школьное расписание;

- документы (позволяет сохранять и загружать личные документы);

- общение в цифровом формате с учениками и назначение домашнего задания учебным группам (отправка рабочих листов) и т.д.

Часть контента доступна бесплатно без регистрации. Другая часть контента доступна только после регистрации в личном кабинете и оплаты членского взноса за доступ к одному или нескольким модулям.

Целевая аудитория: учителя и администрация школ, воспитатели. MeinUnterricht (Klett, Германия). Адрес в сети интернет: https://www. meinunterricht.de [20].

MeinUnterricht (Мой урок) — онлайн-платформа учебных материалов для учителей, позволяющая оперативно готовиться к занятиям. Разработана также издательством Klett. На платформе представлены учебные материалы от 15-ти немецких издательств учебной литературы, входящих в холдинг Klett, и 5-ти бесплатных образовательных ресурсов. Платформа позволяет создавать и сохранять собственные коллекции методических наработок.

Возможности MeinUnterricht:

- более 130 000 страниц высококачественных учебных материалов от специализированных издательств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доступ к учебным материалам с любого подключенного к интернету устройства, будь то ПК, ноутбук, планшет или цифровая доска;

- возможность создавать, сохранять и использовать в любое время свои наработки учебных материалов;

- обеспечение совместной работы с другими педагогами над разработкой. Целевая аудитория: учителя и администрация школ, воспитатели. RAAbits (Klett, Германия). Адрес в сети интернет: https://www.raabe.

de/, https://www.raabits.de [25].

RAAbits — сеть из 21-го предметного онлайн-портала, на которых размещены готовые уроки и дополнительные учебные материалы. Онлайн-

порталы помогают учителям сэкономить время при подготовке к уроку. Руководство школы найдет здесь помощь в решении проблем повседневного обучения и школьной жизни (например, беседы с родителями), а также полезную информацию об обучении и управлении школой. Ресурс разработан издательством Klett.

Возможности и инструменты RAAbits:

- доступ к многочисленным готовым урокам и учебным материалам в PDF и Word — формате. Постоянное добавление новых уроков и учебных материалов;

- интерактивные материалы для доски, а также презентации в PowerPoint, аудио- и видеофайлы для разнообразия методов обучения;

- интеллектуальный поиск, позволяющий найти необходимые учебные материалы в считанные секунды. Все материалы отфильтрованы по предметам, методам обучения, формату материала;

- наличие дополнительных материалов в формате Word;

- возможность скачать выбранные уроки или сохранить их в своей библиотеке. В буфере обмена показано, сколько документов уже есть;

- удобное хранение и избранные функции для быстрого доступа к учебно-методическим материалам;

- создание в буфере обмена папок по своему усмотрению и перемещение документов в эти папки.

Целевая аудитория: учителя и администрация школ, воспитатели.

ScienceFlix (Scholastic, США). Адрес в сети интернет: http://www. scholastic.com/digital/scienceflix.htm [29].

Цифровой сервис интерактивного многоуровневого контента, который подобран в соответствии с учебными программами естественнонаучных дисциплин. Разработан крупнейшим издательством детской и учебной литературы для младших классов в США — Scholastic. Представлено более 50 полных учебных модулей с более чем 8000 учебных материалов, связанных с наукой. Сервис дает учащимся лучшее понимание научных концепций и идей с помощью выполнения практикоориентированных проектов, опытов, тестов, просмотра видео, чтения различных текстов.

ScienceFlix помогает учащимся:

- проводить практикоориентированные научные исследования;

- развивать навыки обучения на основе запросов;

- накапливать знания о содержании STEM.

Материалы, доступные по каждой теме:

- ресурсы для преподавателей (планы уроков, поурочные разработки, тесты, дополнительные материалы);

- обучающее видео (вводные видеоролики продолжительностью до 15 минут, дающие базовые знания по изучаемым темам);

- статьи для чтения, подготовленные экспертами (например, по теме освоения космоса — представителями исследовательского центра НАСА);

- дополнительные материалы и статьи для глубокого погружения в тему (например, галерея изображений с телескопа Хаббла, как астронавты проходят тренировки, космический туризм и др.);

- первоисточники информации (ссылки на сайты, с которых бралась информация);

- «исследовательская лаборатория» — обсуждение интересующих вопросов по тематике с единомышленниками;

- практические эксперименты и идеи;

- «научная карьера» — как полученные знания можно использовать в будущем при построении карьеры ученого.

Целевая аудитория: школы (учащиеся, учителя), публичные библиотеки (личное использование).

FreedomFlix (Scholastic, США). Адрес в сети интернет: https://www. scholastic.com/digital/freedomflix.htm [11].

Цифровой сервис интерактивного многоуровневого контента по истории, адаптированный к дистанционному процессу обучения. Разработан издательством Scholastic. Включает более 60 мультимедийных модулей, охватывающих 10 основных областей обучения (программы курсов по истории США). Каждая тема в FreedomFlix построена по одному и тому же шаблону, что интуитивно облегчает навигацию, поиск и процесс обучения. В каждой теме есть следующие разделы:

- «посмотреть» — совместимый с интерактивной доской раздел; состоит из 1-2-минутного видео, которое начинается с изображения Земли на гугл-картах, которое потом приближается к изучаемому региону (в соответствии с темой) — появляются старинные картины, рисунки, фотографии; кадры сопровождаются текстом диктора; для некоторых тем есть «виртуальные туры»;

- «прочитать» — раздел также совместим с интерактивной доской; содержит интерактивный цифровой контент, позволяющий адаптировать учебный процесс "под себя", свои потребности. Здесь доступен

глоссарий (словарь терминов), озвучивание текста диктором (функция аудиокниги); есть зум — увеличение и уменьшение масштаба (можно приблизить и рассмотреть фрагменты исторических документов); также доступны инструменты работы с текстом — маркер, блокнот, закладки, комментарии;

— «узнать больше» — помимо первоисточников, приводятся ссылки на статьи энциклопедии Grolier, которые относятся к соответствующим историческим и общественным личностям, местам, событиям. Часть материала ориентирована на учащихся, углубленно изучающих соответствующую тему;

— «связанные сайты» — тщательно подобранная и аннотированная коллекция материалов (в основном с доменами^^^^^^);

— «идея проекта» — здесь возможно создание альбома / альманаха по изучаемой теме; проведение выставки и другое. Учащимся даются практические рекомендации по выполнению проекта;

— «что ты думаешь» — задания, побуждающие к критическому мышлению, задаванию вопросов, требующие разной степени контент-анализа;

— «покажи, что знаешь» — тесты и игры по пройденным темам; баллы начисляются за каждый тест, можно награждать лучших учащихся.

Преподаватели имеют доступ к разделу «Ресурсы и инструменты», где размещены методические и дидактические материалы по изучаемой теме.

Целевая аудитория: школы (учащиеся, учителя), публичные библиотеки (личное использование).

Teachables (Scholastic, США). Адрес в сети интернет: https://teachables. scholastic.com/teachables/guesthomepage.html [31].

Scholastic Teachables — это онлайн-база данных, содержащая более 30 тысяч готовых к использованию учебных материалов с возможностью поиска и печати. Ресурс предоставляет доступ к контенту высочайшего качества, а также предлагает эффективные учебные инструменты для поддержки учителей при поиске надежных, проверенных ресурсов для обучения.

Учителям и воспитателям доступны для распечатки задания по нескольким предметам (математике, естествознанию, чтению, STEM, письму и др.). Также можно загрузить (в т.ч. для последующей печати) планы уроков, отрывки для чтения, игры и головоломки, картинки, идеи для досок объявлений и листы проверки навыков для детей любого класса. Кроме этого, доступны методические материалы (книги-руководства

для класса с урочными планами; подборки глоссария — словарного запаса в рамках изучаемого урока, вопросы на понимание, графические органайзеры, письменные упражнения). Помимо этого, предлагаются электронные книги, цифровые версии популярных учебных ресурсов, которые помогают дифференцировать обучение, организовать работу в классе.

Целевая аудитория: учителя, воспитатели.

Revel (Pearson, Великобритания). Адрес в сети интернет: https://www. pearsonhighered.com/revel/index.html [27].

Revel представляет собой LMS — среду, разработанную международным издательством учебной литературы Pearson (Великобритания) в сотрудничестве с преподавателями. Возможна интеграция с другими независимыми LMS-системами Moodle, Blackboard, Learn, Canvas, Brightspace.

В разделе каждой дисциплины преподаватель имеет возможность:

- размещать учебные материалы;

- осуществлять контроль знаний через тестирование;

- вести журнал успеваемости и получать отчеты студентов;

- собирать и хранить самостоятельные работы студентов;

- общаться и проводить консультации со студентами и т.д.

Что доступно для преподавателей, студентов:

- интерактивная среда, в которой можно в режиме реального времени отслеживать ход выполнения домашних заданий, тестов, а также вносить комментарии, делать заметки, напоминания и т.д.;

- мультимедийная презентация контента — возможность интеграции видео-, аудио-, ссылок на внешние источники, тестов — в изучаемый контент;

- мобильная версия Revel (приложение): контент доступен и в онлайн, и в автономном режиме, автоматическая синхронизация всех версий (на компьютере, планшете, мобильном устройстве);

- назначение дедлайнов (ручное) — контроль освоения каждой из тем;

- поурочное планирование освоения курса — студентам видна вся структура курса, формы контроля;

- осмысленное взаимодействие со студентами — преподавателям доступен статистический анализ успеваемости, информация о времени, затраченном на выполнение домашнего задания/теста, о динамике успеваемости (улучшение/ухудшение оценок).

Целевая аудитория: университеты (преподаватели, студенты).

Connexus (Pearson, Великобритания). Адрес в сети интернет: https://cpa. lms.pearsonconnexus.com/ [7].

Pearson Connexus — это мощная адаптивная система управления образованием, которая связывает учителей, контент и учащихся в интернете, чтобы обеспечить индивидуальное и гибкое обучение, которое помогает улучшать образовательные результаты. Разработана международным издательством учебной литературы Pearson (Великобритания). На платформе доступно более 700 онлайн-курсов (для школьного и высшего образования).

С Pearson Connexus школы могут:

- обеспечивать непрерывный учебный процесс в любое время и в любом месте;

- предоставить широкий круг возможностей в обучении, разнообразие выбора учащимся;

- адаптировать обучение к потребностям, талантам, интересам и стилю обучения каждого ученика;

- отследить, насколько учащиеся готовы к поступлению в колледж и будущему трудоустройству.

Возможности для учителей:

- создавать свой курс, просматривать его «глазами учащихся»;

- добавлять, редактировать и настраивать элементы для оценки действий учащихся, их прогресса;

- вести блог, обсуждать с учащимися актуальные вопросы;

- добавлять собственные задания, ссылки, прикреплять файлы, видео из Youtube, опросы, тесты, проекты и т.п.; также использовать контент издательства;

- вести журнал, заполнять дневники учащихся, управлять динамикой учебного процесса.

Возможности для учащихся:

- выполнять задания в удобное время (до установленного дедлайна), следуя инструкции (например, прикрепляют файлы в Dropbox, заполняют текстовые поля и т.п.);

- платформа автоматически проверяет, насколько технически соответствует загружаемое домашнее задание требованиям, устанавливаемым преподавателем;

- применять календарь — в нем отображаются новые задания, сроки,

расписание;

- увидеть аннотацию курса, календарно-тематический план, прогресс по курсу;

- использовать почту — для общения с преподавателями, официальной переписки;

- вести планирование — список текущих дел на сегодня/завтра и другое.

Целевая аудитория: школы (учителя, административный персонал,

учащиеся); университеты (студенты, преподаватели, административный персонал).

Savvas Realize (Pearson, Великобритания). Адрес в сети интернет: https://mysavvastraining.com/products/realize [28].

Savvas Realize — это отмеченная наградами цифровая платформа адаптивного обучения для школ, где реализовано более 850 учебных программ, разработанных Pearson. Представляет собой полноценную LMS-систему, способствующую улучшению образовательных результатов. Эта учебная платформа представляет собой онлайн-пространство, где можно найти согласованный с образовательными стандартами контент, простые в использовании инструменты управления классом и интегрированные тесты, которые помогают учителям эффективно проводить обучение.

Возможности платформы:

- доступ ко всему контенту в одном месте;

- настройка, редактирование и переупорядочивание контента;

- назначение домашних заданий, выставление оценок.

В каждой дисциплине преподаватель имеет возможность:

- размещать учебные материалы;

- осуществлять контроль знаний через тестирование;

- вести журнал успеваемости, получать отчеты студентов;

- собирать и хранить самостоятельные работы студентов;

- общаться и проводить консультации со студентами;

- общаться с родителями через общие настраиваемые списки рассылок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- делиться наработанными материалами с коллегами и многое другое.

Целевая аудитория: школа (учителя, учащиеся, родители).

Gradpoint (Pearson, Великобритания). Адрес в сети интернет:

https://www.pearson.com/us/prek-12/products-services-teaching/online-blended-learning-solutions/gradpoint.html [12].

Это онлайн-платформа адаптивного обучения, система управления

образованием (LMS). Разработана международным издательством учебной литературы Pearson (Великобритания). Ориентирована на потребности учащихся, предоставляет им свободу выбора и возможность самостоятельно отвечать за результаты обучения. Учителя действуют как наставники, направляют учащихся в их индивидуальном образовательном процессе. Каталог обучающих курсов от издательства дополнен ресурсами открытого образования (МООК).

С помощью оценочных процедур платформы измеряются и отслеживаются образовательные результаты учащихся, фиксируются трудности обучающихся в понимании и освоении тем.

У каждого из изучаемых курсов есть своя домашняя страница, где можно:

- отслеживать объявления о курсах;

- просматривать, открывать и завершать (где разрешено) предстоящие и просроченные мероприятия в списке дел (отображаются задания, срок выполнения которых наступает через 7 дней);

- просматривать ссылки, которые учитель отметил, как важные для всего курса;

- отслеживать ежедневные новости, опубликованные учителем;

- просматривать действия с помощью ленты активности; читать комментарии и рекомендации учителя.

Возможности для учащихся:

- самооценивание освоения курса по индикаторам «понимание-интерес-усилие» (по четырехбалльной шкале)—учитель получает обратную связь от учащихся;

- отправка сообщений, которые доставляются напрямую учителю и/ или любым другим участникам процесса обучения;

- функция "задачи" — персонализированные, оцениваемые или не оцениваемые действия, которые учителя могут поручить;

- создание задач для себя, чтобы продемонстрировать учителю дополнительное исследование в рамках проекта или дополнительное задание для лучшего понимания материала.

Целевая аудитория: школа (учителя, учащиеся, родители).

PAR Platforma Educational (SOMOS Educafao S. A., Бразилия). Адрес в сети интернет: https://www.somospar.com.br/ [21].

Комплексная цифровая образовательная среда для школ, учителей и учащихся, сочетающая в себе традиционные подходы к обучению,

использование цифровых технологий и образовательный консалтинг. Разработана крупнейшим бразильским образовательным холдингом SOMOS Educado S. A. Платформа состоит из набора решений для школ, которые стремятся улучшить качество образования и успеваемость учеников. Применяется комплексный подход — сочетается использование традиционных учебников и цифровых технологий, а также образовательный консалтинг. Консультант помогает школе достигать поставленных целей и добиваться более высоких результатов. Для этого специально разработан цикл управления обучением (CGE) — методология, с помощью которой реализуются процессы непрерывного улучшения качества образования с учетом образовательных целей каждой образовательной организации.

Предлагаемые дополнительные решения направлены на развитие таких аспектов, как социально-эмоциональное образование учащихся и двуязычное обучение, профессиональное развитие учителей и др.

Возможности платформы:

- педагоги из школ, использующих платформу в образовательном процессе, образуют сеть Somos PAR Network, которая позволяет обмениваться информацией, знаниями, интересами, способствуя созданию гармоничного сообщества. Кроме того, общеобразовательные школы также имеют доступ к эксклюзивным мероприятиям, организованным для обмена опытом;

- школы имеют полный доступ к учебному контенту от издателей Ática, Atual, Saraiva и Scipione и имеют право самостоятельно выбирать те УМК, которые лучше всего соответствуют их педагогическим принципам. Здесь представлено более 800 учебников различных авторов;

- платформа предоставляет контент и решения, применимые от дошкольного образования до средней школы. Таким образом, обеспечивается улучшение качества обучения на всех этапах общего образования;

- консалтинг в разработке стратегий и реализации кампаний по привлечению и удержанию учащихся, а также в выстраивании коммуникации со всеми аудиториями школьного сообщества.

Целевая аудитория: школы (администраторы, учителя, учащиеся).

Plurall (SOMOS Educando S. A., Бразилия). Адрес в сети интернет: https://www.plurall.net/ [22].

Plurall — онлайн-платформа для учащихся, учителей и координаторов, а также родителей. В условиях распространения коронавирусной

инфекции стала виртуальной средой обучения, с помощью которой обеспечивалась непрерывность учебного процесса. Разработана крупнейшим бразильским образовательным холдингом SOMOS Educa^ao S. A. Это доступное, практично организованное, инновационное решение, с помощью которого оказывается сопровождение и поддержка учителей и учащихся 24 часа в сутки. Возможно использование с мобильного телефона, планшета или настольного компьютера.

На платформе осуществлена индивидуальная подборка упражнений на отработку и закрепление навыков, чтобы учащиеся могли закреплять то, что они узнали в классе, а также подобраны видеоролики с обучающим контентом. Кроме того, на платформе консультируют репетиторы, готовые ответить на вопросы, которые могут возникнуть во время занятий и по ходу изучения дидактического материала.

Школы и родители имеют доступ к отчетам об успеваемости, которые показывают результаты и достижения каждого ученика. В отчетах используются алгоритмы, дающие четкое представление о качестве обучения в каждой конкретной школе,— индивидуально, по отдельным классам, по параллелям и в других разрезах. Для учителей принципиальное преимущество заключается в том, что можно выделить основные трудности каждого учащегося и персонализировать стратегии обучения.

Целевая аудитория: школы (администраторы, учителя, учащиеся, родители).

E-docente (SOMOS Educagao S. A., Бразилия). Адрес в сети интернет: https://www.edocente.com.br/ [9].

Это онлайн-портал загружаемого цифрового контента для учителей и руководителей школ. Разработан также холдингом SOMOS Educa^ao S. A.

Данный портал содержит материалы, которые распределены в три тематических блока:

- блог для учителей—в нем содержится дидактический контент с лучшими педагогическими практиками. Собраны статьи профессионального сообщества (для директоров, учителей-предметников) по актуальным темам, например, подборка цифровых ресурсов для преподавания в период распространения коронавирусной инфекции (ютуб-кана-лы, цифровые платформы, мобильные приложения, подкасты и др.);

- контент — в данном разделе представлены подборки электронных книг, плакатов, журналов, инфографика, тематические подборки по предметам, педагогические тетради, видеоматериалы;

- видеотека — видеоматериалы, в которых учителя рассказывают об успешных педагогических практиках и экспертно оценивают ключевые изменения в системе образования. Также представлены интервью экспертов по оценке качества образования, развитию системы образования в целом.

Также здесь собрана подборка тестовых вопросов из официальных оценочных банков заданий к государственной итоговой аттестации за 2010-2019 гг., которые можно отсортировать по темам и предметам, а затем составить своё собственное тестовое задание, сохранить в PDF и распечатать.

Целевая аудитория: школа (учителя, администраторы).

PROFS (SOMOS Educagao S. A., Бразилия). Адрес в сети интернет: https://www.profseducacao.com.br/ [23].

PROFS — онлайн-платформа профессионального развития педагогов и руководителей школ. Разработана крупнейшим бразильским образовательным холдингом SOMOS Educa^ao S. A. Платформа и программа обучения включает в себя онлайн-курсы для повышения квалификации учителей по темам, связанным с практикой в классе. Педагог рассматривается в качестве основного агента, влияющего на изменения в учебном процессе.

Большинство курсов повышения квалификации реализуется в течение 30 часов обучения в дистанционном формате. Для обучающейся группы выделяется наставник, который отвечает на возникающие вопросы по ходу прохождения тем. Обучение проходит на специально разработанной для данных целей платформе, что обеспечивает непрерывный доступ к онлайн-образованию. После успешного прохождения курсов доступны дополнительные материалы: статьи, подкасты, электронные книги для педагогов, аудиовизуальные ресурсы, расширенные презентационные материалы.

Тематика курсов по повышению квалификации педагогов и их методической поддержке: навыки работы в классе, вовлечение студентов; социально-эмоциональные навыки; новые цифровые технологии; адаптивные методики; стратегии выравнивания оценок; проблемы управления школой; обучение детей с ОВЗ; обратная связь в педагогике; междисциплинарность (интегрированные учебные программы); двуязычное образование и билингвы; дошкольное образование и его проблемы.

Целевая аудитория: учителя, руководители школ.

Teacher's Corner (Houghton Mifflin Harcourt, США). Адрес в сети интернет: https://www.hmhco.com/programs/teachers-corner [32].

Teacher's Corner — онлайн-платформа профессионального развития педагогов и руководителей школ, разработанная представителями американского издательства учебной литературы Houghton Mifflin Harcourt (НМН) и запущенная летом 2020 года. Это новое онлайн-пространство, которое поддерживает непрерывное профессиональное обучение учителей. Подключенное напрямую к экосистеме учебных программ HMH через цифровую платформу обучения и преподавания Ed: Your Friend in Learning Teacher's Corner предлагает легкую в использовании, постоянно растущую библиотеку профессиональных учебных ресурсов в яркой, понятной форме, с современным пользовательским интерфейсом. Будь то быстрая подготовка к уроку, изучение современных методов дистанционного обучения, прослушивание короткого подкаста от коллеги-учителя или участие в мероприятии в режиме онлайн, Teacher's Corner предоставляет надежные ресурсы, которые расширяют возможности учителей. Предоставляется доступ к основанным на исследованиях идеям от профессионального сообщества практикующих учителей, тренеров, авторов программ и известных экспертов в области обучения. Отражая новый вид профессионального опыта обучения, платформа ставит во главу угла запросы и потребности учителей, обеспечивая актуальность ресурсов и создавая возможности для обмена опытом.

Что представлено на платформе:

- регулярные серии видео от исследователей, экспертов и практиков, которые рассказывают, как их исследования сочетаются с образовательной практикой;

- оригинальные ресурсы от десятков практикующих учителей (например, серия обучающих видео «Настоящий рэп с Рейнольдсом», где учитель английского языка из Филадельфии в девятом классе Си Джей Рейнольдс предлагает советы по созданию привлекательного, заслуживающего внимания онлайн-обучения), а также советы по обучению для конкретных программ и типовые уроки от преподавателей, использующих программы HMH;

- мероприятия с участием инструкторов, экспертов и коллег-учителей в онлайн-сессиях в режиме реального времени с получением обратной связи;

- виртуальная «Комната отдыха», где преподаватели могут делиться иде-

ями, новыми ресурсами урока, еженедельными размышлениями и др.

Целевая аудитория: учителя, руководители школ.

Math Solutions (Houghton Mifflin Harcourt, США). Адрес в сети интернет: https://mathsolutions.com/ [18].

Это цифровой ресурс, разработанный представителями американского издательства учебной литературы Houghton Mifflin Harcourt, направленный на повышение уровня компетентности педагогов по математике и повышение эффективности преподавания математических дисциплин в школе.

Math Solutions способствует повышению усвоения учащимися математики, предоставляя при этом учителям высококачественные услуги и ресурсы для профессионального обучения. Цель ресурса — улучшение качества преподавания математики в школах и повышение профессионализма учителей.

Профессиональное обучение помогает учителям:

- улучшить понимание математики, которой они учат;

- углубить понимание того, как дети лучше всего учат математику;

- разработать эффективные стратегии обучения детей математике;

- повышать понимание отдельных учащихся с помощью формирующей оценки.

Специалисты издательства НМН по математическим решениям при необходимости приезжают в школы и проводят обучение учителей, ориентируясь на знание содержания и учебные стратегии, соответствующие выбранной учебной программе или программе округа, они помогают в достижении более высоких образовательных результатов.

Целевая аудитория: администраторы, учителя, репетиторы.

Blackboard (США). Адрес в сети интернет: https://www.blackboard. com [6].

Это международная цифровая образовательная платформа и система управлением обучением. Учебные материалы загружаются отдельно или интегрируются с других образовательных и общедоступных порталов/ сервисов.

Основное ядро составляют три образовательных продукта: Blackboard Learn, Blackboard Unite; Blackboard Collaborate.

Blackboard Learn: общий образовательный продукт. Платформа для онлайн-обучения. Здесь происходит постановка заданий, проведение онлайн/офлайн занятий, оценка учащихся, сбор различных данных.

Для учеников доступны расписание, отслеживание своей успеваемости, просмотр материалов занятий, участие в видеоконференциях; для преподавателей — создание курсов, добавление текстового, графического, видео контента, создание тестов и отслеживание результатов обучающихся.

Blackboard Unite: продукт для школ (K-12). Для учителей доступны онлайн-занятия через видео/аудио звонки, файлообмен, постановка и оценка заданий; для учеников — участие в онлайн-уроках, доступ к материалам занятий и расписанию, общение с учителями и друг с другом; для родителей — мониторинг успеваемости ребёнка, общение с учителями.

Blackboard Collaborate: комбинированный продукт, подходящий как для школ, так и для бизнеса. Здесь доступны виртуальный класс, веби-нары, демонстрация экрана и совместный доступ, файлообмен и другие функции для проведения интерактивных вебинаров. Можно создавать комнаты — сессии для занятий, созваниваться в формате «один-на-один», устраивать интерактивные опросы, использовать виртуальную «доску» для письма/рисунков. Учителя могут давать задания и оценивать их в любом принятом формате (тесты, файлы, презентации и т.д.). Собирается статистика по посещаемости, активности, успеваемости; всё это можно передавать родителям/ответственным за обучение.

Все продукты Blackboard интегрируются с файлохранилищами (Office 365, Gsuite, Dropbox), Microsoft Teams, Google Meet. Есть доступ к учебным материалам от Wiley (WileyPLUS и WileyPLUS Learning Space), Macmillan, McGraw-Hill Education, Pearson. Создано мобильное приложение для доступности Blackboard на разных устройствах.

Целевая аудитория: школы, университеты и иные образовательные организации, бизнес-структуры и государственные организации с потребностями в корпоративном обучении.

Schoology (США). Адрес в сети интернет: https://www.schoology.com [30].

Schoology — это социальная сеть и виртуальная среда обучения для школ и университетов, которая позволяет пользователям создавать, управлять и обмениваться академическим контентом. Представляет собой систему управления обучением (LMS), в которой есть все инструменты, необходимые для создания увлекательного контента, разработки уроков и оценки понимания учащимися пройденного материала.

Возможности платформы:

- создание уроков с использованием встроенного инструментария,

а также встраивание внешнего контента из Google Drive, Microsoft Office, YouTube и других источников;

- отслеживание и оценивание успехов обучающихся; автоматическое сравнение с принятыми в регионе стандартами (Common Core, NGSS, и т.д.);

- инструменты для быстрого анализа успеваемости, результаты тестов и графики успеваемости;

- имитация интерфейсом современных социальных сетей, чтобы участникам было проще адаптироваться;

- обмен созданными курсами/уроками с коллегами, создание групп для обмена опытом, пополнение библиотеки образцами уроков, заданий, тестов и т.п.;

- создание групп и сообществ для общения и отправки массовых сообщений (например, «родители», «учащиеся 3-х классов», «изучающие немецкий язык»).

Интегрируется с существующими на рынке продуктами: G. Drive, Youtube, Khan academy, turnitin, evernote, BrainNook, BigBlueButton, eduCanon, Quizlet. Есть возможность для доработки и выработки новых решений по интеграции.

Целевая аудитория: школы (учащиеся, учителя, родители).

17ZUOYE (Китай). Адрес в сети интернет: http://www.17zuoye.com/ [37].

Это китайская образовательная онлайн-платформа по изучению математики и английского языка, разработанная для улучшения качества образования через использование интерактивного контента на уроках, глубокий анализ домашних заданий с использованием механизмов искусственного интеллекта (AI), сбор и анализ статистики успеваемости.

Платформа даёт возможность улучшать подачу материала на уроках через вовлечение учеников в интерактивные игровые формы во время занятия, собирать данные по успеваемости, оценивать домашние работы, проводить тестирования и анализировать результаты. Для менее развитых регионов страны создана возможность проводить занятия с учителями удалённо в виде видеоконференции с применением интерактивных форматов.

Целевая аудитория: школы, но также делается упор на жителей сельской местности. Платформа предназначена для учащихся, учителей и родителей.

Edsby (Канада). Адрес в сети интернет: https://www.edsby.com/ [10].

Edsby — разработанная специально для школ комплексная он-лайн-платформа в целях управления обучением, обработки данных, оценки образовательных результатов.

Для каждого класса можно создать страницу, на которой будут размещаться сообщения от учителя, расписание, библиотека файлов. Учитель может добавлять тесты, давать домашнее задание, добавлять голосования, составлять расписание занятий/вносить изменения, размещать аннотации курса и поурочное планирование.

В общей зоне доступны новости школы, расписание по всем классам, информация о предстоящих событиях, экзаменах.

Аккаунты созданы для учителей, учеников и родителей. Внутри платформы учителя могут управлять страницами классов, добавляя контент и задачи, оценивать работу учеников и собирать статистику. Ученики могут общаться друг с другом и классом в чат-группах, видеть контент на странице класса, выполнять задания и видеть свои оценки. Родителям также доступны оценки своих детей и коммуникация с учителями в чатах, новости, выборочная аналитика успеваемости.

Целевая аудитория: общеобразовательные государственные и частные школы по всему миру. Продукт целенаправленно строится под работу со школами, не для университетов или бизнеса.

Illuminate Education (США). Адрес в сети интернет: https://www. illuminateed.com/?io=1[13].

Платформа для тестирования и анализа результатов образовательного процесса. Здесь отображаются оценки, посещаемость, постановка задач, портфолио учеников, выборочная статистика. Отображаются различные данные по успеваемости, посещения и всего того, что нужно для управления школой или школьным округом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционал сервиса:

- всесторонняя оценка — полный набор инструментов оценки и диагностики для понимания академического и социально-эмоционального поведения (SEB) каждого учащегося, его потребностей с точки зрения как стандартов, так и навыков (как в оффлайн, так и в онлайн);

- multi-tiered system of support (MTSS) — многоуровневая система поддержки, управляющая данными (MTSS), в рамках которой выявляются обучающиеся группы риска, определяется эффективность их программ обучения;

- социально-эмоциональное и поведенческое тестирование (SEBT) —

серия тестирований, которые помогают учителям определить усвоение обучающимися навыков SEB, необходимых для успешного обучения в колледже, в построении карьеры и в жизни в целом;

- equity & disproportionality (равенство и диспропорция) — инструменты для мониторинга обеспечения справедливых результатов и возможностей для каждого ученика, выявления неравенства в доступе к контенту и диспропорции, а также использования данных для отслеживания изменений;

- дислексивное тестирование — диагностика на ранних стадиях;

- BI-визуализация;

- возможность проведения совместных долгосрочных исследований при апробации новых шкал.

Целевая аудитория: школы и школьные округа (учителя, руководители, учащиеся).

Yuanfudao (Китай). Адрес в сети интернет: https://www.yuanfudao. com [35].

Yuanfudao — китайская онлайн-платформа для репетиторов и учеников, с помощью которой можно прослушивать онлайн-лекции, а также получить доступ к базе данных с решениями экзаменационных примеров.

На платформе проходят онлайн-курсы с выбираемыми самостоятельно (в т.ч. по отзывам) преподавателями, в формате видеоконференции (доступен также мобильных формат использования — при скачивании соответствующего приложения). В приложении доступны записи прошедших занятий. В каталоге размещаются курсы с лимитированным количеством свободных мест, указывается день недели и время занятия. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, длительность курса 2-16 недель. Длительность занятия 2-2,5 часа, за это время разбирается 2 темы и проводится Q&A или тестирование.

Целевая аудитория: школьники и их родители; репетиторы.

Zuoyebang (Китай). Адрес в сети интернет: https://www.zybang.com/ [36].

Это китайский стартап в области онлайн-образования, который предоставляет репетиторские услуги для учащихся начальной и средней школы. На платформе проходят онлайн-курсы в формате видеоконференции, которые доступны как на стационарном компьютере, так и с мобильных устройств и планшетов. В приложении доступны записи прошедших занятий.

С учеником работают 2 человека: учитель, который ведёт занятия и проводит тестирования, проверку знаний, отвечает на возникающие в процессе обучения вопросы, и наставник-тьютор, который отслеживает прогресс ученика, формирует персональный учебный план, контролирует посещаемость, даёт обратную связь родителям по успеваемости учащегося.

Целевая аудитория: школьники и их родители; репетиторы.

Duolingo (США). Адрес в сети интернет: https://ru.duolingo.com/ [8].

Duolingo — бесплатная онлайн-платформа и мобильное приложение с тренажерами для самостоятельного изучения иностранных языков.

Для самостоятельного изучения иностранного языка:

- уроки разделены по уровням сложности (всего 5 уровней) и темам;

- каждая тема состоит из 4-5 уроков, а каждый урок состоит из 12-15 упражнений, где нужно перевести слова с одного языка на другой, прослушать запись и перевести аудио в текст или проговорить написанные слова голосом;

- к каждой теме можно брать подсказки (TIPS), которые раскрывают какие-либо грамматические, орфографические и синтаксические правила;

- за прохождение уроков начисляются очки опыта (XP), которые позволяют соревноваться с другими учащимися и переходить на новый уровень, если ученик попадает в топ-10 лучших в своей группе по результатам недели;

- за успешное прохождение материала ученикам начисляется внутри-игровая валюта — линготы, на которую можно покупать различные дополнительные функции внутри приложения.

Помимо основных тренажеров ученикам доступны уроки в формате «историй» — коротких аудио, которые ученики прослушивают и отвечают на некоторые вопросы по ходу.

Для изучения доступны 38 языков, в основном, для англоязычных пользователей. Курс по каждому языку, в среднем, содержит 340 уроков.

Целевая аудитория: дети и взрослые, изучающие иностранные языки, представленные на платформе Duolingo.

VIPKid (Китай). Адрес в сети интернет: https://www.vipkid.com/ [34].

VIPKid — китайская образовательная онлайн-платформа, которая предлагает детям в возрасте от 4 до 12 лет частные онлайн-уроки английского языка. Большинство репетиторов платформы базируется

в США и Канаде. Носители языка проводят короткие занятия продолжительностью 25 минут, ориентируясь на североамериканскую систему образования. Каждый урок посвящен какой-либо теме, обсуждение которой ведется на английском языке.

Платформа дает возможность обучения английскому языку с носителями — для учащихся продвинутого уровня, и с китайскими учителями — для начинающих. Для начинающих после получения необходимого уровня знаний можно переключиться на занятия с носителями для улучшения понимания речи, акцента и практики языка.

Обучение на интерактивной платформе проходит в формате видеоконференции («один-на-один» с учителем). Для родителей доступны отчёты о занятиях, записи занятий, статистика динамики успеваемости.

Целевая аудитория: школьники, их родители, преподаватели английского языка.

Quizlet (США). Адрес в сети интернет: https://quizlet.com/ru [24].

Бесплатный онлайн-сервис, позволяющий легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все, что требуется,— это найти в базе или создать интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал. На данный момент доступно более 300 млн карточек различных тематик. Это карточки для запоминания, индивидуальной подготовки по имеющимся на платформе материалам, создание своих собственных карточек; участие в интерактивных тестах (квизах) на уроке — как индивидуально, так и в командах, подготовка к государственным экзаменам.

Возможности сервиса:

- основной формат — карточки для запоминания (Flashcards) терминов: с одной стороны карточки приводится термин, с другой — его определение;

- Quizlet Live — интерактивный формат для использования в группе. Вопросы отображаются на экране, участники подключаются к тесту с мобильных устройств и могут в прямом эфире отвечать на вопросы;

- режим заучивания — технология искусственного интеллекта (AI) анализирует успеваемость ученика и помогает подготовиться к экзамену в срок, составляя персональный график занятий;

- интерактивные диаграммы — интерактивные карты, анатомические

атласы и т.п. Поверх существующих изображений можно накладывать области выделения, уточняющую информацию при наведении на область или встроить в тест и добавить поле ввода ответа.

Quizlet не предназначен для дистанционного обучения, и компания никогда не планировала фокусироваться на этом направлении. Это скорее инструмент геймификации учебного контента.

Целевая аудитория: учащиеся и учителя.

KhanAcademy (США). Адрес в сети интернет: https://ru.khanacademy. org [15].

Академия Хана (KhanAcademy) — некоммерческая организация, которая ставит своей целью сделать качественное образование мирового уровня доступным везде, всегда и для каждого. Для этого разработана специализированная онлайн-платформа образовательного контента — сайт, на котором можно решать задачи и выполнять задания, просматривать видео, задавать вопросы и сдавать проверочные тесты и т.п.

Академия Хана предлагает ученикам практические упражнения, обучающие видео и персонализированную панель управления. Всё это позволяет изучать новый материал в собственном темпе, как в классе, так и дома. В процессе обучения используется технология индивидуальной адаптации, которая определяет как сильные, так и слабые стороны каждого ученика и помогает выстраивать образовательную траекторию. Специализированные обучающие материалы предоставляют в том числе партнёры и спонсоры: НАСА, Музей современного искусства, Калифорнийская академия наук, Массачусетский технологический институт и другие.

Для родителей и учителей предоставляется возможность понять, как обучающимся усваивается материал. Панель управления для учителей спроектирована так, что даётся как полный обзор успеваемости всего класса, так и подробная информация о каждом конкретном ученике.

Продукт не позиционируется как замена полноценного образования. Целью является улучшение доступности образования.

Целевая аудитория: учащиеся, учителя и родители.

Заключение

Проведенный обзор международных цифровых образовательных продуктов, ресурсов и сервисов позволяет сказать следующее.

Отрасль создания цифровых продуктов для системы образования

независимо от уровней развивается быстрыми темпами.

В основном, электронные продукты более успешно создают издательства, имеющие кадры для создания контента и разработки технологических подходов к форматам обучения.

Рынок услуг в области электронных технологий, контента, форм и методов обучения достаточно разнообразен и ориентирован на разные категории обучающихся, на учителей школ, преподавателей в профессиональном образовании, родителей.

Пока, на первый взгляд, не наблюдается стремления компаний, производящих такие продукты, полагать, что в будущем они видят замену традиционного обучения в стенах школы на онлайн-обучение. Наоборот, ряд компаний производит контент и сервисы, способные совмещать онлайн и оффлайн обучение.

Пандемия короновируса значительно ускорила процесс разработки электронных ресурсов, увеличение аудитории, использующей эти ресурсы, а также и ускорила усвоение этих ресурсов.

В перспективе при происходящем развитии технических возможностей для применения онлайн форм обучения (наличие домашних компьютеров, доступа в Интернет и т.п.) формы онлайн обучения и содержание электронных платформ будут развиваться. Их количество будет резко увеличиваться.

В настоящей статье остались неосвещенными некоторые вопросы, например, качество и эффективность онлайн обучения в сравнении с очным обучением, виды и формы предлагаемого контента, сравнение технологий онлайн обучения по эффективности и влиянию на качество образования. Ответы на такие вопросы требуют более глубокого изучения и проведения ряда мониторинговых процедур. Данная работа ведется и ее результаты будут представлены в последующих материалах.

Литература

1. Елкина И. М. Современное онлайн- и офлайн образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 9-31.

2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7-30.

3. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3(47). С. 3-16.

4. Сорина Г. В., Рикель А. М. «Онлайн поневоле»: вовлеченность и ответствен-

ность // Профессиональное образование в современном мире. 2021. том 11. № 1, с. 214-226.

5. ALEX [Электронный ресурс]. URL: https://www.aleks.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

6. Blackboard [Электронный ресурс]. URL: https://www.blackboard.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

7. Connexus [Электронный ресурс]. URL: https://cpa.lms.pearsonconnexus. com/ (дата обращения: 29.08.2021).

8. Duolingo [Электронный ресурс]. URL: https://ru.duolingo.com/(дата обращения: 29.08.2021).

9. E-docente [Электронный ресурс]. URL: https://www.edocente.com.br/ (дата обращения: 29.08.2021).

10. Edsby [Электронный ресурс]. URL: https://www.edsby.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

11. FreedomFlix [Электронный ресурс]. URL: https://www.scholastic.com/digital/ freedomflix.htm (дата обращения: 29.08.2021).

12. Gradpoint [Электронный ресурс]. URL: https://www.pearson.com/us/prek-12/ products-services-teaching/online-blended-learning-solutions/gradpoint.html (дата обращения: 29.08.2021).

13. Illuminate Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.illuminateed. com/?io=1 (дата обращения: 29.08.2021).

14. Haelermans Carla. "Digital tools in Education", 2017.

15. KhanAcademy [Электронный ресурс]. URL: https://ru.khanacademy.org/ (дата обращения: 29.08.2021).

16. LearnSmart [Электронный ресурс]. URL: http://learnsmartadvantage.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

17. Lehrerburo [Электронный ресурс]. URL: https://www.lehrerbuero.de/ startseite.html (дата обращения: 29.08.2021).

18. Math Solutions [Электронный ресурс]. URL: https://mathsolutions.com/(дата обращения: 29.08.2021).

19. McGraw-Hill Create [Электронный ресурс]. URL: http://create.mheducation. com/createonline/index.html, https://www.mheducation.com/highered/learning-solu-tions/create.html (дата обращения: 29.08.2021).

20. MeinUnterricht [Электронный ресурс]. URL: https://www.meinunterricht.de/ (дата обращения: 29.08.2021).

21. PAR Platforma Educational [Электронный ресурс]. URL: https://www. somospar.com.br/ (дата обращения: 29.08.2021).

22. Plurall [Электронный ресурс]. URL: https://www.plurall.net/ (дата обращения: 29.08.2021).

23. PROFS [Электронный ресурс]. URL: https://www.profseducacao.com.br/ (дата обращения: 29.08.2021).

24. Quizlet [Электронный ресурс]. URL: https://quizlet.com/ru (дата обращения: 29.08.2021).

25. RAAbits [Электронный ресурс]. URL: интернет: https://www.raabe.de/, https://www.raabits.de/ (дата обращения: 29.08.2021).

26. RedBird [Электронный ресурс]. URL: https://www.mheducation.com/prek-12/ explore/redbird.html (дата обращения: 29.08.2021).

27. Revel [Электронный ресурс] URL: https://www.pearsonhighered.com/revel/ index.html (дата обращения: 29.08.2021).

28. Savvas Realize [Электронный ресурс]. URL: https://mysavvastraining.com/ products/realize (дата обращения: 29.08.2021).

29. ScienceFlix [Электронный ресурс]. URL: http://www.scholastic.com/digital/ scienceflix.htm (дата обращения: 29.08.2021).

30. Schoology [Электронный ресурс]. URL: https://www.schoology.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

31. Teachables [Электронный ресурс]. URL: https://teachables.scholastic.com/ teachables/guesthomepage.html (дата обращения: 29.08.2021).

32. Teacher's Corner [Электронный ресурс]. URL: https://www.hmhco.com/pro-grams/teachers-corner (дата обращения: 29.08.2021).

33. The EdTech Genome Project [Электронный ресурс]. URL: https://edtechevi-dence.org/blog/blog-view-10-contextual-variables-and-working-definitions-selected-edtech-genome-steering (дата обращения: 29.08.2021).

34. VIPKid [Электронный ресурс]. URL: https://www.vipkid.com/

35. Yuanfudao [Электронный ресурс]. URL: https://www.yuanfudao.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

36. Zuoyebang [Электронный ресурс]. URL: https://www.zybang.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

37. 17ZUOYE [Электронный ресурс]. URL: http://www.17zuoye.com/ (дата обращения: 29.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN FOREIGN COUNTRIES (USA, UK, CHINA, BRAZIL, GERMANY).

REVIEW

The article examines the state and development of various digital educational products and services in a number of foreign countries: the USA, the UK, Brazil, and Germany. The choice of such different countries makes it possible to give a more complete comprehensive picture of the goals and objectives of using digital resources, as well as assess their current state and development paths. This analysis is relevant due to the rapidly developing global trend of digitalization of all levels of education. The author presents the results of studying of 31 educational digital resources from the above countries, characterizes each resource, its capabilities, goals, objectives and target audience. In the future, in the course of the continuation of the study, an analysis and expert assessment of all these resources will be proposed according to a number of criteria and parameters.

Keywords: education, digitalization, digital educational resources, comparative analysis.

References

• ALEX [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.aleks.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Blackboard [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.blackboard.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Connexus [Elektronnyj resurs]. URL: https://cpa.lms.pearsonconnexus.com/ (data ob-

rashcheniya: 29.08.2021).

• Duolingo [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.duolingo.com/(data obrashcheniya: 29.08.2021).

• E-docente [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.edocente.com.br/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Edsby [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.edsby.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Elkina I. M. Sovremennoe onlajn- i oflajn obrazovanie s pozicii videniya filosofii obra-zovaniya // Cennosti i smysly. 2020. № 6 (70). S. 9-31. [In Rus].

• FreedomFlix [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.scholastic.com/digital/freedomflix. htm (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Gradpoint [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.pearson.com/us/prek-12/products-services-teaching/online-blended-learning-solutions/gradpoint.html (data obrashcheni-ya: 29.08.2021).

• Haelermans C. Digital tools in Education, 2017.

• Illuminate Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.illuminateed.com/?io=1 (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Perspektivy razvitiya obrazovaniya v usloviyah chetvertoj pro-myshlennoj revolyucii // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2019. № 6. S. 7-30. [In Rus].

• KhanAcademy [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.khanacademy.org/ (data obrash-cheniya: 29.08.2021).

• LearnSmart [Elektronnyj resurs]. URL: http://learnsmartadvantage.com/ (data obrash-cheniya: 29.08.2021).

• Lehrerburo [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.lehrerbuero.de/startseite.html (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Math Solutions [Elektronnyj resurs]. URL: https://mathsolutions.com/(data obrash-cheniya: 29.08.2021).

• McGraw-Hill Create [Elektronnyj resurs]. URL: http://create.mheducation.com/createo-nline/index.html, https://www.mheducation.com/highered/learning-solutions/create. html (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• MeinUnterricht [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.meinunterricht.de/ (data ob-rashcheniya: 29.08.2021).

• PAR Platforma Educational [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.somospar.com.br/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Plurall [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.plurall.net/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• PROFS [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.profseducacao.com.br/ (data obrash-cheniya: 29.08.2021).

• Quizlet [Elektronnyj resurs]. URL: https://quizlet.com/ru (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• RAAbits [Elektronnyj resurs]. URL: internet: https://www.raabe.de/, https://www.raabits. de/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• RedBird [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mheducation.com/prek-12/explore/ redbird.html (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Revel [Elektronnyj resurs] URL: https://www.pearsonhighered.com/revel/index.html (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• RobertI. V. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: vyzovy i vozmozhnosti sovershenst-vovaniya // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2020. № 3 (47). S. 3-16. [In Rus].

• Savvas Realize [Elektronnyj resurs]. URL: https://mysavvastraining.com/products/realize (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Schoology [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.schoology.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• ScienceFlix [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.scholastic.com/digital/scienceflix.htm (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Sorina G. V., Rikel' A. M. «Onlajn ponevole»: vovlechennost' i otvetstvennost' // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11, № 1. S. 214-226. [In Rus].

• Teachables [Elektronnyj resurs]. URL: https://teachables.scholastic.com/teachables/ guesthomepage.html (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Teacher's Corner [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.hmhco.com/programs/teach-ers-corner (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• The EdTech Genome Project [Elektronnyj resurs]. URL: https://edtechevidence.org/blog/ blog-view-10-contextual-variables-and-working-definitions-selected-edtech-genome-steering (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• VIPKid [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.vipkid.com/(data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Yuanfudao [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.yuanfudao.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• Zuoyebang ( [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.zybang.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

• 17ZUOYE [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.17zuoye.com/ (data obrashcheniya: 29.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.