https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-62-70 УДК 378:004
Деткова И.В., Хатит Ф.Р., Леонтьева A.B., Ковалева Н.В.
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Деткова Ирина Владимировна,
кандидат психологических наук, йоцент кафедры педагогики и сщиалъ-ной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: detval@list. ru, тел.: 8 (906) 438 86 23
Хатит Фатима Рамазановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и соиналь-ной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: ficatit@mail. ru, тел.: 8 (964) 903 34 86
Леонтьева Александра Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социалъ-ной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: alex pan [email protected], тел.: 8 (929) 862 22 01
Ковалева Наталья Владимировна,
кандидат психологических наук; доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия, e-mail: [email protected], тел.: 8 (909) 471 84 35
Аннотация
Электронная образовательная среда сегодня является неотъемлемым инновационным компонентом функционирования профессионального образования. Построение электронных образовательных сред в России поддерживается государственными инициативами в контексте модернизации всего института образования с учетом мировых трендов. Сегодня в нашей стране накоплен определенный опыт разработки и применения электронных образовательных
ресурсов в учебном процессе, который нуждается в анализе и систематизации. Проблема исследования: каковы механизмы использования электронной образовательной среды вуза в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов? Цель исследования: обоснование целесообразности использования электронной образовательной среды в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов. Методы исследования: синтез, систематизация, кабинетные исследования, обобщение.
Результаты исследования: подтверждена актуальность применения электронной образовательной среды вуза, как инновационного ресурса в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов; охарактеризованы компоненты электронной образовательной среды вуза; раскрыты электронные ресурсы, которые применяются в учебной деятельности с целью ресурсно-информационной поддержки психолого-педагогических дисциплин.
Ключевые выводы: в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов цифровой сервис рассматривается как дополнительный, перспективный инновационный образовательный ресурс; компонентами электронной информационно-образовательной среды вуза являются: официальный сайт, электронная библиотека, электронная образовательная среда; эффективность профессиональной подготовки будущих психологов и социальных педагогов возможна при дополнительном использовании электронных ресурсов Moodle, Zoom, YouTube, Google.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, образование, вуз, цифровой сервис, электронная образовательная среда, психологи, социальные педагоги, психолого-педагогические дисциплины.
Для цитирования: Деткова И.В., Хатит Ф.Р., Леонтьева A.B., Ковалева Н.В. Электронная образовательная среда вуза как инновационный ресурс профессиональной подготовки будущих психологов и социальных педагогов Вестник Майкопского государственного технологическогоуниверситета. 2021. Том 13, №2. С. 62-70. Imps: doi.org/10.47370 2078-1024-2021-13-2-62-70.
Detkova I.V., Khatit F.R., Leontyeva A.V., Kovaleva N.V.
A UNIVERSITY ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN INNOVATIVE RESOURCE FOR PROFESSIONALTRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTSAND SOCIALTEACHERS
Detkova Irina Vladimirovna,
Candidate of Psychology, an assistant professor of the Department of Pedagogy and, Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", Maykop, Russia, e-mail: [email protected], tel.: 8 (906) 438 86 23
Khatit Fatima Ramazanovna,
Candidate of Psychology, an assistant professor of the Department of Pedagogy and, Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", Maykop, Russia, e-mail: jxatit(a),mail. ru, tel.: 8 (964) 903 34 86
Leontyeva Alexandra Vladimirovna,
Candidate of Psychology, an assistant professor of the Department of Pedagogy and, Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", Maykop, Russia,
e-mail: alexjpan [email protected], tel.: 8 (929) 862 22 01
Kovaleva Natafya Vladimirovna,
Candidate of Psychology; an assistant professor of the Department of Psychology, Federal State 'Budgetary Educational Institution of Higher Education of FSBEI.HE "Adygh State University", Maykop, Russia, e-mail: [email protected], tel.: 8 (909) 471 84 35
Annotation
Today an electronic educational environment is an integral innovative component of vocational education functioning. The construction of electronic educational environments in Russia is supported by government initiatives in the context of the modernization of the entire educational institution, taking into account global trends. Today, our country has accumulated a certain experience in the development and use of electronic educational resources in the educational process, which needs analysis and systematization. The research problem: what are the mechanisms of using electronic educational environment of a university in the professional training of future psychologists and social teachers? The purpose of the research is to substantiate the expediency of using electronic educational environment in the professional training of future psychologists and social teachers. The research methods used are synthesis, systematization, desk research, generalization.
The research results are the following: the relevance of using the electronic educational environment of a university as an innovative resource in the professional training of future psychologists and social teachers has been confirmed; the components of the electronic educational environment of a university have been characterized; electronic resources used in educational activities for the purpose of resource and information support of psychological and pedagogical disciplines have been disclosed
Key conclusions: digital service is viewed as an additional, promising innovative educational resource in the professional training of future psychologists and social educators; the components of the electronic information and educational environment of a university are the official website, an electronic library, electronic an educational environment; the effectiveness of professional training of future psychologists and social teachers is possible with the additional use of Moodle, Zoom, YouTube, Google electronic resources.
Kewords: vocational training, education, university, digital service, electronic educational environment, psychologists, social educators, psychological and pedagogical disciplines.
For citation: Detkova I. V., KhatitFR., LeontyevaA. V., Kovaleva Nt V. A university electronic educational environment as an innovative resource for professional training offutur e psychologists and, social teachers // VestnikMajkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo univer-siteta. 2021. Volume 13, No. 2. P. 62-70. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-62-70.
Актуальность проблемы. Современные инновационные процессы, характерные для мирового образования, детерминировали новые задачи повышения качества образования в контексте информатизации всех жизненных сфер. Как считает Ю.В. Брыкин, активное развитие информатизации института образования послужило «резким толчком для внедрения электронного обучения
как в России, так и за рубежом» [1, с. 91]. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) регламентировано создание в образовательных организациях условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, соответствующих технологических средств, обеспечивающих «освоение
обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» (Статья 16) [2]. Всё это говорит о важности продвижения на современном этапе модернизации системы общего, профессионального и дополнительного образования, идеи создания и использования учебными заведениями электронных образовательных сред как условия повышения качества обучения, в т.ч. в удаленном режиме.
Степень научной разработанности проблемы. Вынужденная изоляция в результате пандемии в 2020 году инициировала рост научных публикаций, касающихся проблемы разработки и функционирования электронной образовательной среды высших учебных заведений. Анализ исследований, так или иначе касающихся рассматриваемой в данной статье научной проблемы, позволил дифференцировать их на три группы.
Первую группу составляют публикации, раскрывающие технологический аспект электронной образовательной среды, описывающие специфику информационно-коммуникативных технологий по ее поддержанию и развитию, характерные черты технологии дистанционного обучения, электронные сервисы. Так, М.Л Хуторной описан алгоритм психолого-педагогических приемов взаимодействия педагога и обучающихся в электронной образовательной среде: ведущая роль преподавателя по подготовке информации по учебной дисциплине - включение в учебную деятельность обучающегося по изучению материала - симбиоз субъектов образовательного процесса - корректировка ошибок [3]. В исследованиях Д.А. Абдуллаева, Е.А. Конопко, О.П. Панкратовой, В Н. Таран, A.M. Эдиева и других осуществлен обзор сервисов и онлайн-платформ для организации электронного обучения. Т.Н. Поддубной, E.JI. Заднепровской описан опыт работы с сервисами Zoom
и Moodle [4]. Более широкий спектр электронных сервисов и приложений для профессионального обучения представлен Д.А. Абдуллаевым с соавторами. В их числе электронные почтовые сервисы (e-mail); мессенджеры (Skype, GoogleHangouts, Discord); web-сервисы (Google-Класс); облачные хранилища (Яндекс Диск, Google Диск, Mail Облако); платформы для проведения онлайн-видеоконференций и вебинарные комнаты (Zoom, VideoMost, Mind, GoogleMeet, BigBlueButton, MirapolisVirtualRoom и др.); образовательные онлайн-ресурсы (ЯКласс, Diskurs, Интуит, InternetUrok и др.) и системы дистанционного обучения (LMS Moodle, LMS Mirapolis, WebTutor, iSpringLearn и др.) [5].
Вторая группа публикаций посвящена организационному аспекту создания и функционирования электронной образовательной среды. Структурные компоненты, задачи, принципы и факторы эффективности применения электронной информационно-образовательной среды вуза раскрыты P.P. Хадиуллиной, A.M. Га-лимовым [6], педагогические условия функционирования ЭПОС университета (высокий уровень информационной грамотности, внедрение инноваций, рефлексия субъектов образования) обоснованы И.В. Вагановой и Г.В. Вагановым [7]. На значимость административно-управленческого ресурса электронных образовательных сред высших учебных заведений обращают внимание H.A. Уджуху, Р.К. Мешвез, Ю.В. Манченко, Т.Э. Галюн-ко, И.Г. Баканова [8; 9].
Педагогический аспект электронного обучения составляет квинтэссенцию третьей группы работ, посвященных методам и приемам, применяемым в учебном процессе. А.Н. Цацулин описал дидактические приемы выполнения обучающимися самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения [10]. Механизм формирования компетенции владения современными
образовательными технологиями в условиях работы с электронными образовательными средами вузов представлен О.И. Вагановой [11].
Между тем, неопределенность эпидемиологической ситуации в условиях коронавирусной инфекции актуализирует проблему дистанционного обучения и создания учебными заведениями эффективных электронных информационно-коммуникативных образовательных сред.
Основные результаты. Статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определены основные положения электронной образовательной среды [2]. В наиболее общем
виде электронная информационно-образовательная среда вуза состоит из трех компонентов: официального сайта образовательной организации, электронной библиотеки, электронной образовательной среды [1; 2] (таблица 1). Она должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по реализуемым основным профессиональным образовательным программам, позволять обучающимся иметь доступ к образовательным ресурсам из любой точки через сеть «Интернет».
В учебном процессе по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность
Таблица 1
Возможности электронной информационно-образовательной среды
№ Возможности Компоненты Назначение
1. Доступ к общей информации об образовательной организации через сайт Сведения об образовательной организации, руководство, структура, виртуальный тур и т.п. Позволяет получить общие сведения о вузе, его руководстве, контактах, реализуемых профессиональных образовательных программах, контингенте обучающихся и пр.
2. Доступ к учебным планам, аннотациям рабочих программ дисциплин, практикам Учебный план, аннотации рабочих программ дисциплин, практики Предоставляет возможность ознакомиться с учебным планом по направлениям подготовки (для абитуриентов, обучающихся, сотрудников), аннотациями рабочих программ дисциплин, практиками
3. Доступ к электронным ресурсам библиотеки ЭБС Преподаватели и обучающиеся могут использовать электронные ресурсы библиотеки, ознакомиться с обеспеченностью рабочих программ дисциплин через гиперссылки.
4. Создание электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса Портфолио обучающегося Обучающийся создает собственное портфолио (содержит информацию об индивидуальных достижениях в учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности, подтвержденную документами)
5. Осуществление контакта субъектов образовательного процесса через обучающие среды (Веб)-Форум, видеоконференции, видеоуроки, вебинары, чаты Коммуникация субъектов образовательного процесса в режиме реального времени по определенным разделам, темам и пр.
«Психология и социальная педагогика» в Адыгейском государственном университете научно-педагогическими работниками с целью ресурсно-информационной поддержки психолого-педагогических дисциплин используются следующие электронные ресурсы: Moodle, Zoom, YouTube, Google.
Виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) является одним из распространенных средств реализации современных электронных образовательных сред вузов. Она представляет административный ресурс управления процессом обучения в виде свободного веб-приложения для создания сайтов дистанционного обучения с большими возможностями. Потенциал платформы Moodle позволяет расширить традиционное обучение путем различных вариантов предоставления учебного материала и информации, контроля знаний (опрос, офлайн-тест, тест, глоссарий, задания для самостоятельной работы и др.), обмена сообщениями (чаты, форумы и др.), мониторинга посещаемости.
Платформа подходит практически для проведения всех форм занятий: лекций, семинаров, консультаций, коллоквиумов и пр. Платформа Moodle удобна для размещения гиперссылок (видеозаписи лекций, интернет-ресурсы и др.), проведенных практических видеоконференций и др. [4].
Для проведения мероприятий в режиме онлайн применяется платформа Zoom. Преимуществом данного ресурса по сравнению с платформой Moodle является возможность идентификации личности обучающихся и участников конференции посредством видеотрансляции. Однако бесплатный сервис платформы не позволяет использовать ее более 40 минут, требуя повторного подключения. Zoom-конференции эффективны для защиты обучающимися
проектов с демонстрацией мультимедийных презентаций по психолого-педагогическим дисциплинам, решения кейсов, проведения виртуальных экскурсий, онлайн-тренингов, круглых столов с дистанционным участием работодателей и представителей различных регионов, установочных конференций по практикам, консультаций и экзаменов, ведения онлайн-дневника. Пользуясь инструментами Zoom, обучающиеся общаются в общем или индивидуальном чатах. Также в Zoom проводятся консультации и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. При работе с группой преподаватель может разделить участников на микрогруппы и т.п. Записи занятий, лекций и презентаций преподавателя предлагаются обучающимся для повторного/самостоятельного изучения.
Разработчиками учебных программ по читаемым курсам записаны и опубликованы на канале YouTube-видеолекции. Например, по дисциплине «Конфликтология» по темам «Структура конфликта», «Эскалация конфликта», «Коррекция конфликтного поведения» разработана и записана видеолекция «Стоп! Конфликт». По дисциплине «Психолого-педагогическое консультирование и психокоррекция» разработана видеолекция по теме «Как сохранить психическое здоровье в период пандемии» и др.
Приложение «Google Таблицы» позволяет создавать таблицы, наполнять отдельные части которых обучающиеся могут одновременно в удаленном режиме. Google Диск, например, достаточно активно используется для публикации преподавателями лекций, вопросов к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, графиков выполнения заданий и контроля, для ознакомления и взаимного обмена материалами с обучающимися и т.п.
Универсальным инструментом для разработки анкет, опросников, тестов
и прочих психологических диагностических методик являются Google Формы. Они позволяют создать широкий спектр вопросов по отдельным темам, разделам, модулям, провести анализ ответов и просмотреть автоматические отчеты, опубликовать результаты в социальных сетях. Данный инструмент используют не только преподаватели в учебной и научной деятельности (опрос респондентов), но и обучающиеся в рамках практик, а также при проведении экспериментальной части исследования в курсовой и выпускной квалификационной работе.
Особого внимания заслуживает освоение онлайн-пространства при подготовке и проведении дисциплины «Тренинг профессиональной коммуникации». Тренинг представляет собой курс, существенной частью которого являются интерактивные формы. Преподавателями при подготовке занятий в данном формате были кардинально изменены формы взаимодействия и модифицирована большая часть интерактивных упражнений.
Обучающиеся участвовали и в ряде научных мероприятий с использованием дистанционных технологий. В силу объективных причин научные мероприятия (работа секций в рамках студенческой научной конференции, межрегиональные научно-практические круглые столы, посвященные актуальным вопросам социальной педагогики и проблемам психолого-педагогического взаимодействия, Международная научная конференция «Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами») были организованы авторами в дистанционном режиме [12]. При организации данных мероприятий использовалась платформа Zoom, прямая трансляция с записью велась на YouTube-канале ФГБОУ ВО Адыгейского госуниверситета. Проведение мероприятий именно в
онлайн-режиме позволило научному сообществу, обучающимся и всем заинтересованным принять активное участие в обсуждении актуальных вопросов с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.
С позиций научно-педагогического работника задействование в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов современных электронных образовательных сред значительно расширяет «базу организации педагогического процесса» [10, с. 33].
Выводы. Электронные образовательные среды рассматриваются в настоящее время как перспективный инновационный ресурс в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов. Они порождают новую дидактическую реальность, методику, способы коммуникации субъектов образования в условиях электронной педагогики. В целом, данные среды ориентированы на повышение качества психолого-педагогического образования, которые расширяют информационные границы учебного процесса и создают дополнительные условия для интеллектуального развития обучающихся. Однако мы склонны полагать, что новейшие информационно-коммуникативные технологии не могут в полной мере заменить аудиторные возможности личной контактной работы в профессиональной подготовке будущих психологов и социальных педагогов - специалистов, для которых непосредственное взаимодействие с человеком является важнейшим профессиональным условием. Совершенствование цифрового сервиса в психолого-педагогическим профессиональном образовании не должно нивелировать ощутимые преимущества плодотворного взаимодействия между педагогом и студентами в режиме офлайн.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брыкин Ю.В. Электронная образовательная среда: нормативные и содержательные составляющие / Ю.В. Брыкин // Вестник. 2018. № 3. С. 91-94.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный документ]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.): URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 18.02.2021).
3. Хуторная M.J1. Особенности применения психолого-педагогических методов и приемов обучения в дистанционном пространстве / M.J1. Хуторная // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 336-339.
4. Поддубная Т.Н. Цифровизация как новый контент содержания современного образования в высшей школе / Т.Н. Поддубная, E.J1. Заднепровская // Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 293-303.
5. Инструментарий цифрового образования и обзор ресурсов для дистанционного взаимодействия / Д.А. Абдуллаев [и др.] // Дистанционные образовательные технологии: сборник трудов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.Н. Таран. Симферополь: АРИАЛ, 2020. С. 4-6.
6. Хадиуллина P.P., Галимов A.M. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 241-254.
7. Ваганова И.В., Ваганов Г.В. Технология смешанного обучения физике студентов технического университета в электронной информационно-образовательной среде вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12, № 6. С. 62-66.
8. Электронная информационно-образовательная среда современного вуза: понятие, структура, применение / И.А. Уджуху [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1 (44). С. 113-121.
9. Bakanova I.G., Javorcikova Ja. Features of e-learning organization in a modern university // Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. № 4 (48). C. 5-15.
10. Цацулин A.H. О некоторых дидактических приемах выполнения самостоятельных заданий в условиях вынужденного дистанционного обучения // Вестник HAT. 2020. № 4. С. 31-37.
11. Vaganova O.I. Formation of competence in the possession of modern educational technologies at a university // Amazonia Investiga. 2019. № 8 (23). P. 87-95.
12. Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами / под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова // Материалы международной научной конференции. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. 348 с.
REFERENCES:
1. Brykin Yu.V. An electronic educational environment: normative and substantive components / Yu.V. Brykin // Bulletin. 2018. No. 3. P. 91-94.
2. On education in the Russian Federation [Electronic document]: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL (as amended and supplemented, entered into force on January 1, 2021): URL: http: // www.consultant.ru (date of access 18.02.2021).
3. Khutornaya M.L. Features of application of psychological and pedagogical methods and teaching methods in the distance space / M.L. Khutornaya // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 63-3. P. 336-339.
4. Poddubnaya T.N. Digitalization as a new content of modern higher education / T.N. Poddubnaya, E.L. Zadneprovskaya // Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / ed. by A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2020. P. 293-303.
5. Toolkit for digital education and an overview of resources for distance interaction / D.A. Abdullaev [et al.] // Distance educational technologies: a collection of works of the V International scientific and practical conference / ed. by V.N. Taran. Simferopol: ARIAL, 2020. P. 4-6.
6. Khadiullina R.R., Galimov A.M. Electronic information and educational environment of a university as a tool for improving the educational process quality // Bulletin of Tomsk State University.
2019. No. 443. P. 241-254.
7. Vaganoval.V., Vaganov G.V. Technology of blended learning in Physics for technical university students in the electronic information and educational environment of a university // Scientific notes of the Trans-Baikal State University. 2017.Vol. 12, No. 6. P. 62-66.
8. Electronic information and educational environment of a modern university: concept, structure, application / I.A. Udzhuhu [et al.] // Bulletin of Maykop State Technological University.
2020. Issue. 1 (44). P. 113-121.
9. Bakanova I.G., Javorcikova Ja. Features of e-learning organization in a modern university // Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. No. 4 (48). S. 5-15.
10. Tsatsulin A.N. On some didactic techniques for performing independent tasks in conditions of forced distance learning // Vestnik of NAT. 2020. No. 4. P. 31-37.
11. Vaganova O.I. Formation of competence in the possession of modern educational technologies at a university // Amazonia Investiga. 2019. No. 8 (23). P. 87-95.
12. Personality and modern challenges: interpretation of problems by various scientific schools / ed. by Z.I. Ryabikina, VV Znakova // Materials of the international scientific conference. Maykop: Adygh state university; Krasnodar: Kuban State university, 2020. 348 p.