Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bazaliy R.V. (2020). Development of student motivation in the context of distance learning. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.15
Базалий Раиса Викторовна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=790456
Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения
Аннотация. Решение современных задач по обеспечению электронного обучения в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции базируется на дальнейшем развитии дистанционных образовательных технологий в Донском государственном техническом университете. С учетом ресурсного обеспечения электронной информационно-образовательной среды ДГТУ и сторонних сервисов актуальна цель исследования - определить факторы развития мотивации обучающихся в формате традиционного и дистанционного обучения. Для решения психолого-педагогических задач автором выявлены компоненты развития мотивации к успешной учебно-профессиональной деятельности студентов в информационной сфере. Представлены результаты исследований автора по систематизации факторов, влияющих на выбор будущей профессии бакалаврами в условиях формирования цифровой экономики. Сотрудники кафедры, используя электронные ресурсы и сервисы университета, стремятся помочь обучающимся в трудных ситуациях профессионального самоопределения, осуществляют профессиональную ориентацию старшеклассников, способствуют совершенствованию системы профессиональной подготовки будущих бакалавров и их профессиональному избранию. В современных условиях электронного обучения актуальны решения задач, связанных с проблемами неуспешности учения, выявления индивидуальных причин слабой успеваемости дистанционного обучения, изучения удовлетворенности обучающихся электронным процессом образования; разработке психолого-педагогических технологий развития мотивации студентов для преодоления сложностей информационно-коммуникативной эпохи. Рассматриваются возможные перспективные направления сотрудничества со студентами в традиционном и дистанционном обучении, использования учебных заданий в соответствии с возрастающими требованиями к учебно-профессиональной подготовке будущих бакалавров. Большое значение придается построению электронного обучения на основе современных дистанционных технологий мотиву самообразования, повышению информационно-коммуникативной культуры обучающихся. Определены методические направления электронного обучения бакалавров
https:// mir-nauki. com
технических и гуманитарных специальностей с применением информационно-коммуникативных технологий дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; электронное обучение; информационно-образовательная среда; мотивация; выбор профессии
В связи с мероприятиями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации и рекомендациями Минобрнауки России Ученый совет Донского государственного технического университета принял решение перевести студентов на дистанционное обучение в марте 2020 года. Обществом активно обсуждаются вопросы, связанные с окончанием учебного года: выставление итоговых отметок, не снижение результатов года с учетом текущего контроля при проведении электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, возможных вариантах поступления в ВУЗы. Медиа-образовательное пространство Донского государственного технического университета помогает обучающимся, завершающим обучение по образовательным программам основного общего образования, при подготовке к государственной итоговой аттестации, а также будущим абитуриентам, выбирающим профессию, не подвергаться влиянию стихийных факторов современного мира. Внешние условия окружающей нас жизни приобрели не только динамичный, но и противоречивый характер. Роль личности в обеспечении мер электронной безопасности, проведении занятий согласно расписанию в дистанционном режиме значительно возросла, соответственно и повысился уровень её ответственности за организацию образовательной деятельности в Донском государственном техническом университете в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом возрастающих требований при подготовке будущих бакалавров в условиях дистанционного обучения, актуальна цель исследования: развитие мотивации обучающихся на базе электронной информационно-образовательной среды ДГТУ и сторонних сервисов, в том числе Google, Zoom, Whatsapp.Web, Discord. Для решения психолого-педагогических задач появилась потребность выявить формы и средства развития мотивации к успешной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения.
Проблемам информационной культуры личности на различных этапах её образования посвящено множество работ отечественных ученых: А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, В.С Ильин, Е.В. Бондаревская выступили организаторами исследования проблем качества образования на основе информационных технологий обучения, мотивации производительного труда учащихся в единстве с учебной деятельностью и на потребностном уровне [1-5]. Е.П. Ильин, Л.И. Божович, А.К. Маркова рассматривали в учебно-воспитательном процессе развитие мотивации обучающихся важным принципом образования: учебная мотивация образуется системой мотивов, действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения, содержательные характеристики мотивов способствуют формированию положительной учебной мотивации [6-8]. Зарубежный исследователь Х. Хекхаузен подчеркивал, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности, их роль выполняют личные стандарты достижений [9].
Введение
Обзор литературы
https:// mir-nauki. com
В современном научном дискурсе анализируются мультимедийные и интернет-технологии дистанционного обучения студентов, обсуждаются проблемы образования бакалавров гуманитарного и технического направления в этих условиях. А.И. Назаров, О.В. Сергеева анализируют результаты внедрения сетевого образовательного модуля в учебный процесс бакалавриата, использования дистанционных образовательных технологий и платформы электронного обучения Blackboard, с применением личностно-ориентированного подхода в обучении, в котором сочетались мотивация, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и самооценка. Создание сетевых образовательных модулей с интегрированной в них балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения позволяет успешно организовать учебный процесс, комплексно сочетать традиционное очное обучение с возможностями дистанционных образовательных технологий [10]. Ю.М. Царапкина, А.Г. Миронов, А.М. Кирейчева объясняют возросшее количество высших учебных заведений с удаленным способом обучения стремительным желанием граждан учиться и получать высшее образование, используя интернет-технологии. Исследователи отмечают, что интернет-обучение, а в особенности получение высшего заочного дистанционного образования, является на данный момент инновационным решением и общепризнано удобным для работающих специалистов [11]. А.А. Белоглазов, Л.Б. Белоглазова, В.В. Мокашов, П.А. Копылова рассматривают методические аспекты организации дистанционного образования, средства и инструменты для реализации дистанционного образования [12]. С.А. Зайцев, Г.А. Никитина считают, что реализация ФГОС ВПО по гуманитарным направлениям подготовки имеет больше возможностей использования дистанционной технологии обучения, чем техническое. Авторы пришли к выводу, что дистанционное получение высшего образования по некоторым видам специальностей практически невозможно, использование дистанционных образовательных технологий допустимо для повышения квалификации лиц, уже имеющих основное образование и достаточную мотивацию для его углубления [13].
И.В. Трусевич подчеркивает, что разработка электронных учебно-методических комплексов является одной из приоритетных задач учебно-методической работы в онлайн-образовании. Исследователь отмечает основные преимущества программного продукта Cou^Lab: наличие набора готовых шаблонов; библиотеки готовых объектов, возможность неоднократного использования объектов [14]. D.V. Senashenko, M.D. Senashenko анализируют виды дистанционного обучения в международных корпорациях: внутреннее обучение, которое направлено на переподготовку персонала или обучение новых сотрудников, и внешнее обучение, называемым онлайн-обучение [15]. Р.Л. Да Коста, Мл.Ал.Х. Териса считают, что качественная дистанционная подготовка специалистов (как технических, так и гуманитарных направлений), возможна при комбинированной форме обучения: пропорция между онлайн и аудиторной учебой должна составлять от 20 до 50 % в зависимости от направления подготовки; аудиторные классы более полезны для практических занятий, а не только для оценки знаний, как это принято в Бразилии. Кроме того, тьюторы, ведущие курсы, должны быть специалистами в преподаваемой области, иметь педагогическое образование [16].
Для нашего исследования значимы эти особенности организации электронной информационно-образовательной среды дистанционного образования. Важно сформировать положительные мотивы, которые придадут учебе ценностно-смысловое направление и обеспечат в дальнейшем успешное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками учебно-профессиональной деятельности. В современных условиях электронного обучения актуальны решения задач, связанных с формами и средствами развития мотивации в условиях дистанционного обучения, проблемами неуспешности учения, выявления индивидуальных причин слабой успеваемости дистанционного обучения, изучения удовлетворенности обучающихся электронным процессом образования. Обозначенные актуальные задачи
являются общими для современного мира, но пока малочисленны научные исследования по проблеме развития мотивации студентов в условиях электронного обучения и ресурсного обеспечения электронной информационно-образовательной среды университетов.
Методы исследования
При подготовке и проведении педагогического исследования использовались следующие методы: изучение научной литературы, анализ психолого-педагогической литературы по теме мотивации и дистанционного обучения. Было проведено диагностирование обучающихся по техническим и гуманитарным специальностям: изучались функции мотивации в деятельности студентов, их потребности и интересы. Исследуя профессионально-педагогическую подготовку бакалавров, опирались на опросники: умению слушать собеседника (по К. Либельт), на определение общительности (по В. Ряховскому). Были проведены тестирование, анкетирование, выполнение практических заданий, изучение результатов деятельности студентов в традиционном и дистанционном обучении, сравнение данных по проблеме исследования.
Результаты исследования были получены выборкой из 279 студентов ДГТУ, из них 167 обучаются по техническим специальностям и 112 - по гуманитарным специальностям.
Результаты и дискуссия
В процессе традиционного и дистанционного обучения личностные смыслы, реализуемые мотивы и совершенный выбор специальности по-разному влияют на активность обучающихся, на стремление достичь ближайших и перспективных целей. В.И. Ковалев подчеркивает, что мотивы поведения и деятельности человека специфичны и изменчивы. Их развитие происходит под влиянием как окружающей действительности, так и целенаправленных воспитательных воздействий [17]. Приобщаясь к профессиональной культуре посредством включения их в университетскую жизнь, 93 студентов технических и 64 - гуманитарных специальностей 1 -2 курсов в ходе опроса отметили следующее (табл. 1). Данные приводятся в процентах.
Таблица 1
Причины, которыми руководствуются студенты при выборе специальности
Технические специальности Гуманитарные специальности
1. Выбор совершили на основе системы ценностей, важных для них лично 49 57
2. Выбор не противоречит интересам общества и нравственным ценностям 33 27
3. Выбор совершили на основе пассивного интереса, неосознанно 18 16
В нашем исследовании в ходе опроса бакалавров выявили, что их мотивация связана с ценностями, личностными смыслами жизни и развивается благодаря новой социальной роли, но спустя некоторое время она теряет свою значимость для успешной учебной деятельности в ВУЗе.
Проводя анкетирование студентов, анализировали влияние мотивов, выбора будущей профессии на степень удовлетворенности человека. 29 % бакалавров отметили, что избрание трудовой деятельности ограничено реальными обстоятельствами жизни, 47 % - выбирали между конкретными явлениями действительности, 24 % - определенными вещами, которые входят в студенческую орбиту жизни. Развитие мотивации способствует эффективной самореализации практиканта. Сопровождая бакалавров при первых профессиональных пробах в период прохождения учебной практики, исследовали мотивацию их профессионального
выбора. 39 % студентов обозначили, что мотив сформировался на основе их актуальных потребностей, 34 % - особенностей ситуации, 27 % - настоящих ситуативных условий. Результаты исследования выявили устойчивую профессиональную ориентацию студентов, но выбор специальности частично происходит поверхностно, без ясного представления о будущей трудовой деятельности. Можно сделать вывод, что электронная информационно-образовательная среда университета помогает обучающимся в трудных ситуациях профессионального самоопределения.
Студентам 3 курсов предложили выполнить задание, связанное с осознанным выбором мотива и актуальными потребностями учения. Опираясь на личный опыт, 41 бакалавров технических и 32 - гуманитарных специальностей определили следующее (табл. 2). Данные приводятся в процентах.
Таблица 2
Распределение мотивов и актуальных потребностей учения
Технические специальности Гуманитарные специальности
1. Побуждения внешние актуализируют значимые потребности 31 29
2. Вырабатывают требуемые способности 29 27
3. Намерения подталкивают человека принять решение и активизировать действия 21 23
4. Педагогические воздействия стимулируют роль позитивной мотивации учебной деятельности 19 21
Бакалавры 4 курсов, заинтересованные в получении выбранной профессии, свое внимание сосредотачивают на учебной ситуации, анализируют результаты учебно-профессиональной деятельности, стремятся успешно освоить ведущие компоненты психолого-педагогической этики. Анализируя жизненный опыт, цели, определявшие поведение и учебную деятельность 33 студента технических и 16 - гуманитарных специальностей отметили в тестировании следующее (табл. 3). Данные приводятся в процентах.
Таблица 3
Самооценка студентов учебно-профессиональной деятельности
Технические специальности Гуманитарные специальности
1. Стремятся в учебной ситуации овладеть и действовать рекомендованными педагогом способами 25 32
2. Ставят перед собой актуальный мотив и перспективную цель 29 26
3. Стремятся поддерживать стабильность в учебно-профессиональной деятельности 31 23
4. Выработать волевое поведение, управляя своим мотивом 15 19
В нашем исследовании большая часть респондентов отметили при выполнении контекстных заданий возникшие сложности, связанные с трудностями переключения на них значимых мотивов, интересов, а также корректировки стремлений и намерений, осложняющих включение в учебную деятельность. Сделанные автором выводы не противоречат исследованию И.С. Емельянова, который выявил, что часть обучающихся предпочитает выполнять только те задания, которые связаны с выбором правильного варианта ответа (опрос), а вот с выполнением заданий, предполагающих развернутый ответ на вопрос, у части студентов имелись некоторые трудности [18].
В период прохождения практики в ВУЗе и колледже студенты не только получают знания и умения, но и знакомятся с педагогами высшей и профессиональной школы. Они помогают определить студентам дальнейшие шаги жизни; ориентироваться на
профессиональные ценности, связанные с педагогической деятельностью. Анализ источников продемонстрировал, что многие исследователи осознают важность умения моделировать профессиональное общение не только в традиционном, но и дистанционном обучении. Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген рассматривают дистанционное обучение как пространство самоактулизации личности. Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов позволяет совершенствовать их познавательные процессы. Массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования, а контакт с преподавателем студентам необходим для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками [19].
В наших опросах 38 % практикантов отметили, что общение с преподавателями помогает уточнить свои первоначальные представления о педагогической деятельности, 34 % - утвердиться в правильном решении посвящения себя учительскому служению, 28 % -наметить перспективные цели в будущем студенческом труде. Анализируя полученные ответы, сделали выводы о том, что взаимодействие с наставниками стимулирует мотивацию достижения успеха; старшие преподаватели оценивают учебно-профессиональную деятельность практикантов, готовящихся выполнить социальные требования общества и быть полезными современному образованию. Старательно и успешно выполняя свои обязанности, студенты в дальнейшей деятельности будут более уверенными в ожидаемом признании, получении положительной оценки своих трудовых действий и настойчивыми в стремлении добиться свершения намеченной цели.
Электронное тестирование обучающихся 3-4 курсов в дистанционном формате: из них 74 - технических и 48 - гуманитарных специальностей позволило выявить значимость информационного пространства университета для развития информационно-коммуникативной культуры студентов, их профессионального становления (табл. 4). Данные приводятся в процентах.
Таблица 4
Оценка студентами значимости информационного пространства университета
Технические специальности Гуманитарные специальности
1. Отметили эффективность применяемых форм дистанционного обучения 37 42
2. Электронный учебный процесс помогает осознанию важности преподавательского труда 24 31
3. Электронная информационно-образовательная среда способствует выбору конкретного профиля подготовки бакалавров 39 27
4. Электронная разработка образовательных программ способствует: - формированию учебно-профессиональных установок 38 34
- овладению методами научных исследований в информационной сфере 12 18
- повышению потребности в самоактуализации и самореализации 32 36
- реализации творческого подхода для воплощения своих идей 18 12
Как показывает анализ нашего тестирования обучающихся в дистанционном режиме, спроектированное научно-методическое информационное пространство университета позволило успешно использовать дистанционные технологии. Полученные результаты подтверждают выводы исследователей Л.И. Желудковой, Т.А. Высочиной, которые проанализировали основные формы организации и секторы дистанционного образования с применением концептуального моделирования учебных процессов, пришли к выводу, что дистанционное образование повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества [20].
Р.А. Бостанов, Х.А. Гербеков, И.Т. Халкечева отмечают, что в дистанционном обучении сложились противоречия между колоссальными возможностями, которые предоставляются
современными средствами ИКТ и недостаточной методической разработанностью данного направления [21]. Разработанные нами практические задания с использованием информационно-коммуникативных технологий соотносят влияние внешних факторов учения для студента с внутренними его возможностями, познавательными интересами. Для успешного управления процессом дистанционного образования, проанализировали связь личностных свойств бакалавров с развитием мотивации у студентов в процессе электронного обучения. На вопрос: «Информационно-коммуникативные технологии электронного обучения развивают профессиональную направленность личности?» 26 % респондентов выразили положительное отношение к будущей профессии, 24 % - стремление и интерес к выбранной специальности, 29 % - реализацию духовных и материальных потребностей, 21 % - стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Студенты 1 курсов, выполняя задание: «Как дистанционное обучение помогает их становлению, активному участию в учебно-профессиональной деятельности?» сообщили: 39 % респондентов развивают способности преодоления трудностей в процессе электронного обучения, 37 % - стремление к успешному и качественному выполнению деятельности, 24 % -мотивацию, которая является ведущей в проявлении личной активности будущих специалистов.
Бакалавры 4 курсов, отвечая на вопрос электронного тестирования: «Какие изменения произошли в направленности и активности профессиональной деятельности выпускников в дистанционном обучении?» отметили: 47 % - повышение профессионального мастерства в информационной сфере; 36 % - произошедшие изменения их профессиональных интересов в условиях формирования цифровой экономики; 17 % - полностью не определились в дальнейшей трудовой деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Л.Л. Бабаева полагает, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе дистанционных курсов, и дает реальную возможность получить образование или улучшить свои знания по определенным предметам. Автор считает, что информационные объекты должны содержать максимально возможное количество средств самоактивизации [22]. Студенты старших курсов, выполняя контекстные задачи дистанционного образования, отметили значимость получения ими интересной информации, которая стимулирует учебно-профессиональную деятельность. Важно не только быть уверенными в правильности учебных действий, но и оценивать результаты выполненной работы и стремиться действовать творчески, самостоятельно определять дальнейшую направленность заданий электронного обучения.
При организации видео-конференций в Zoom, проведении онлайн-занятий в информационно-образовательной среде университета и сторонних сервисов дистанционного образования важно мотивировать студентов к успешной научно-исследовательской деятельности. Студенческому научному сообществу создана творческая информационно-образовательная атмосфера, возможность представить результаты своих достижений на базе углубления темы исследования по своему профилю обучения. На разработанные тезисы студенты заказывают экспертное заключение на сайте Наука в личном кабинете, а статьи, написанные для выступления на внутренних конференциях ДГТУ и участию в международных конференциях, публикуются в электронном журнале «Молодой исследователь Дона». Подготовка бакалавров в ДГТУ постоянно изменяется и адаптируется к меняющимся условиям дистанционного обучения.
Г.Г. Блоховцова, Т.Л. Маликова, А.А. Симоненко отмечают важность самодисциплины обучающихся для ведения самостоятельной работы не только для освоения изучаемого материала после занятия, но и в процессе самого обучения [23]. В нашем исследовании анализ
успеваемости студентов показал, что у некоторых студентов недостаточно сформирована культура самостоятельного изучения учебного материала и его осмысления, чувство ответственности. Бакалавры, участвующие посредственно в выполнении учебных действий дистанционного обучения, не воплощают свои актуальные потребности, мотивы не находят подкрепления в учебно-профессиональной деятельности. Результаты заторможенных побуждений в организованной деятельности педагогом проявляются в отрицательных эмоциях студентов, возникновении чувства неудовлетворенности, недовольства электронным обучением.
Л. Сапарова считает, что в дистанционном обучении роль преподавателя видоизменяется. Он выступает в роли координатора учебного процесса, функции которого не только организовать, осуществлять координацию, взаимодействовать в синхронном и асинхронном режимах, но и контролировать результаты успеваемости. Для этого преподаватель сам должен пройти надлежащую подготовку [24]. Преподаватели университета стремятся преодолеть познавательные затруднения бакалавров в решении учебных заданий дистанционного образования. Проводя на электронных сервисах индивидуальные консультирования, педагоги предлагают обучающимся конкретные задания, сопоставимые с возможностями их технического и коммуникационного обеспечения.
В современных условиях дистанционное образование не может в полной мере заменить традиционную форму обучения. Скорость доступа к сети Интернет везде разная, особенно сложно студентам, находящимся в сельской местности, в некоторых регионах не выдержали цифровые ресурсы. Помимо технических и коммуникационных сложностей, студенты с огорчением отмечают отсутствие внеаудиторной деятельности, организации и проведения студенческих мероприятий в университетской среде. Отсутствие личного общения с преподавателем и недостаточное воспитание в себе самоорганизации затрудняют пробуждение положительных эмоций студентов от результата учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде университета. Анализируя негативные отклики студентов, отметили тревогу обучающихся относительно большого объема учебного материала для самостоятельного изучения, студенты много времени проводят за компьютером. Анализ источников показал, что еще недостаточно изучены психологические последствия для здоровья малоподвижного образа жизни режима самоизоляции. Сделанные автором выводы не противоречат результатам, сделанными другими исследователями. Например, М.А. Щадная, рассматривая положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения, анализируя проблемы и возможности дистанционного обучения для разных возрастных групп учащихся, пришла к выводу, что полностью заменить стандартную форму обучения дистанционное обучение не сможет, но оно позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества [25].
Заключение
При реализации образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий для развития мотивации в условиях дистанционного обучения и достижения учебной цели, поставленной педагогом студентам, важно обеспечить активную обратную связь с ними, сообщать обучающимся об успешности выполнения учебных заданий. Исследователи Г.Г. Денисова, Н.В. Фомичева считают, что дистанционное обучение подходит взрослым учащимся, которые могут взять на себя ответственность за свое обучение. Отсутствие мотивации и самодисциплины является еще одной проблемой дистанционного обучения, и требует повышенного внимания педагогов. Регулярный самоконтроль, обратная связь, on-line и off-line коммуникация способствуют повышению мотивации [26]. В нашем исследовании данные, полученные в результате опроса, анкетирования подтверждают, что осуществление
https:// mir-nauki. com
данной связи, способствующей творчеству и пробуждающей интерес к активному поиску знаний в информационной среде, повышает мотивацию и интерес к изучению дисциплин. Увлеченность обучающихся определенной темой помогает преподавателю задействовать мыслительные процессы личности, тем самым активизировать мотивационный аспект учебно-профессиональной деятельности студентов в электронном обучении.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Совершенствование профессионального программного обеспечения позволит улучшить организацию дистанционной подготовки гуманитарных и технических направлений, но дистанционное получение качественного высшего образования по гуманитарным специальностям, исходя из требований ФГОС3++ ВПО, очень затруднительно. Дистанционное образование для технических специальностей приемлемо для лиц, имеющих средне-специальное или высшее образование и высокую мотивацию для его расширения. Дистанционное обучение по образовательным программам бакалавров желательно проводить, проанализировав возможности его применения в процессе реализации ООП, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, материально-информационного и кадрового обеспечения ООП.
В исследовании выявлено, что студенты технических и гуманитарных специальностей осознают ценностные смыслы будущей деятельности, дают самооценку учебной деятельности в традиционном и дистанционном обучении. Бакалавры сопоставляют качество выполненной работы с нормами современного общества, осознают важность возможных последствий своих действий. Это свидетельствует о том, что правильная самооценка повышает положительные мотивации учебной деятельности студентов, стремление быть активными и получить справедливую оценку результатов профессиональной деятельности. Наше общество и государство заинтересовано в креативных и конкурентоспособных специалистах, мыслящих инновационно и владеющих универсальными компетенциями, умеющих преодолеть сложности информационно-коммуникативной эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, - 1984.
2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. тр. / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989.
3. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ, 1984.
4. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. - Ростов н/Д., 1999.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003.
7. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителей. - М.: Просвещение, 1990.
03PDMN320
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Х. Хекхаузен. - М. Педагогика, 1986.
10. Преимущества дистанционных образовательных технологий - взгляды студентов и преподавателей / А.И. Назаров, О.В. Сергеева // Ж. Открытое образование. -2016. - С. 42-49. https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vzglyady-studentov-i-prepodavateley.
11. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения / Царапкина Ю.М., Миронов А.Г., Кирейчева А.М., электронный научный журнал Том 8, № 7, - 2017, Т.З. - С. 304-318.
12. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов / Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мокашов В.В., Копылова П.А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15. - №1. - C. 38-45. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-38-45. http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/18050/15540.
13. Дистанционное обучение бакалавров технического и гуманитарного направлений Зайцев С.А., Никитина Г.А. / Известия Московского государственного технического университета МАМИ 2012 г. - С. 421-428. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-bakalavrov-tehnicheskogo-i-gumanitarnogo-napravleniy/viewer.
14. Онлайн-образование - тренд цифровой трансформации экономики Трусевич И.В. // Молодежь в науке и предпринимательстве - 2019 г. С. 36-39. https://elibrary.ru/item.asp?id=41158841.
15. Pyramid method of distance learning in higer education / D.V. Senashenko, M.D. Senashenko // RUDN Journal of Informatization of Education - 2017-14-1-42-48. http: //j ournals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16016/14501.
16. Да Коста Р.Л., Териса Мл.Ал.Х. Дистанционное техническое обучение: результаты опыта в Бразилии // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. С. 32-40. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-3 -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36952225.
17. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., Наука, 1988.
18. Опыт использования среды дистанционного обучения в преподавании гуманитарной дисциплины Емельянов И.С. / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании - 2015 г. - С. 233-236. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26353875 (дата обращения 19.06.2020).
19. Кузняк, Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 11 (145). - С. 466-469. - URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 18.06.2020).
20. Желудкова, Л.И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения Л.И. Желудкова, Т.А. Высочина. - Педагогика: традиции и инновации материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Т. 0. -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 35-37. - URL: https://moluch.ruconfpedarchive693745 (дата обращения 18.06.2020).
https:// mir-nauki. com
21. 22.
23.
24.
25.
26.
Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения / Р.А. Бостанов, Х.А. Гербеков, И.Т. Халкечева // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017-14-3-365-370. http://joumals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16936/14961.
Инновационные технологии дистанционного образования / Л.Л. Бабаева // Ж. Наук, техника и образование. - 2020 г. С. 77-80. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-distantsionnogo-obrazovaniya.
Перспективы развития дистанционного обучения. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. / Новая наука: стратегии и векторы развития, .№118-3 - 2016 г. - С. 89-92. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27424347 (дата обращения 19.06.2020).
Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении Сапарова Л. // Вестник донского государственного аграрного университета. 2019 г. С. - 55-59. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41041820.
Дистанционное обучение в современной реальности / М.А. Щадная // Ж. Наук, техника и образование. - 2020 г. С. 74-76. https://cyberleninka.ru/article/n7distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennoy-realnosti.
Дистанционное обучение. Общественные науки: Народное образование. Педагогика / Денисова, Г.Г. Фомичева, Н.В. - Минск: БГУ, 2018 г. - с. 126-127.
03PDMN320
Bazaliy Raisa Viktorovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Development of student motivation in the context of distance learning
Abstract. The solution of contemporary challenges of providing e-learning in the conditions of preventing the spread of a new coronavirus infection is based on the further development of distance educational technologies at Don State Technical University. Taking into account the resource provision of the electronic information and educational environment of DSTU and outside service providers, the purpose of the study is to determine the factors of motivation development of students in traditional and distance learning. To solve psychological and pedagogical problems, the author identifies the components of motivation development for successful educational and professional activities of students in the information sphere. The author presents the results of research on the systematization of factors affecting the choice of a future profession by bachelors in the context of the digital economy. The department staff, using electronic resources and services of the university, strives to help students in difficult situations of professional self-determination, carries out professional orientation of high school students, and promotes the improvement of the career training system for future bachelors in their choice of a profession. In modern conditions of e-learning, solutions to problems related to meeting the challenge of teaching failure, identifying individual reasons for poor performance of distance learning, studying students' satisfaction with the electronic process of education, developing psychological and pedagogical technologies for developing students' motivation to overcome the difficulties of the information and communication age are relevant. We consider possible promising avenues of cooperation with students in traditional and distance learning, the use of educational tasks in accordance with the increasing requirements for educational and professional training of future bachelors. Great importance is attached to the construction of e-learning based on modern distance technologies, the motivation of self-education, improvement of the information and communication culture of students. The methodological directions of e-learning for bachelors of technical and humanitarian specialties with the use of information and communication technologies of distance education are defined.
Keywords: distance education technologies; e-learning; information and educational environment; motivation; choice of profession