Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL MOTIVATION / INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елькина Ирина Юрьевна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности дистанционного обучения. Целью работы является исследование психолого-педагогических приемов повышения учебной мотивации студентов дистанционного обучения. В статье рассматривается роль педагога, сопровождающего процесс дистанционного обучения, и специфика взаимодействия педагога с обучающимися посредством компьютерных технологий. Систематизированы основные деструктивные факторы, снижающие уровень учебной мотивации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Отмечается, что стимулирование педагогом учебной мотивации обучающихся детерминирует их познавательную деятельность, пробуждает учебную активность. Показывается роль прямой и обратной связи во взаимодействии педагога и обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий. Приводятся психолого-педагогические приемы повышения учебной мотивации, применимые в условиях виртуального общения со студентами. В заключении подчеркнута важность и необходимость профессионального совершенствования педагогов в области освоения и применения всех ресурсов системы дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елькина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF DISTANCE LEARNING STUDENTS

The article is devoted to the actual problem of improving the effectiveness of distance learning. The purpose of this work is to study the possibilities of increasing the educational motivation of distance learning students. The article considers the role of a teacher who accompanies the process of distance learning, describes the specifics of interaction between a teacher and students using computer technologies. The paper presents the difficulties encountered by students in the course of using distance educational technologies. The paper lists the features of the distance education system that reduce the educational motivation of students. The article presents pedagogical methods for increasing educational motivation, which are applicable in the conditions of virtual communication with students. The teacher’s stimulation of students ‘ educational motivation determines their cognitive activity, awakens educational activity. Regular contact of the teacher with students, as well as the organization of group work in the electronic system, strengthens interest in the learning process and maintains the necessary level of educational motivation throughout the training. In conclusion, the need for professional improvement of teachers in the development and use of all resources of the distance learning system is emphasized.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.018.43

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Елькина Ирина Юрьевна,

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, e-mail: elkina.i.u@yandex.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности дистанционного обучения. Целью работы является исследование психолого-педагогических приемов повышения учебной мотивации студентов дистанционного обучения. В статье рассматривается роль педагога, сопровождающего процесс дистанционного обучения, и специфика взаимодействия педагога с обучающимися посредством компьютерных технологий. Систематизированы основные деструктивные факторы, снижающие уровень учебной мотивации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Отмечается, что стимулирование педагогом учебной мотивации обучающихся детерминирует их познавательную деятельность, пробуждает учебную активность. Показывается роль прямой и обратной связи во взаимодействии педагога и обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий. Приводятся психолого-педагогические приемы повышения учебной мотивации, применимые в условиях виртуального общения со студентами. В заключении подчеркнута важность и необходимость профессионального совершенствования педагогов в области освоения и применения всех ресурсов системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная мотивация, прямая и обратная связь взаимодействия, психолого-педагогические приемы

ON THE ISSUE OF INCREASING THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF DISTANCE LEARNING STUDENTS

Elkina I.Yu.,

candidate of psychology, аssociate professor of psychology and pedagogy chair,

e-mail: elkina.i.u@yandex.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article is devoted to the actual problem of improving the effectiveness of distance learning. The purpose of this work is to study the possibilities of increasing the educational motivation of distance learning students. The article considers the role of a teacher who accompanies the process of distance learning, describes the specifics of interaction between a teacher and students using computer technologies. The paper presents the difficulties encountered by students in the course of using distance educational technologies. The paper lists the features of the distance education system that reduce the educational motivation ofstudents. The article presents pedagogical methods for increasing educational motivation, which are applicable in the conditions of virtual communication with students. The teacher's stimulation of students ' educational motivation determines their cognitive activity, awakens educational activity. Regular contact of the teacher with students, as well as the organization of group work in the electronic system, strengthens interest in the learning process and maintains the necessary level of educational motivation throughout the training. In conclusion, the needfor professional improvement of teachers in the development and use of all resources of the distance learning system is emphasized. Keywords: distance learning, educational motivation, information technologies in the higher education system

DOI 10.21777/2500-2112-2020-1-43-48

Дистанционное обучение, основанное на применении информационных технологий, широко используется по всему миру. В связи с этим задачей настоящего исследования является анализ проблемы учебной мотивации студентов дистанционного обучения, а также поиск способов повышения мотивации обучения посредством опосредованного компьютерными технологиями педагогического общения.

Система дистанционного обучения представляет собой многофункциональную, управляемую, социальную, целостную, открытую, саморазвивающуюся педагогическую систему [5, с. 12]. Эффективность данной системы обучения, как и традиционной системы образования, тесно связана с внутри-личностными особенностями студентов, среди которых важнейшее место занимает учебная мотивация, детерминирующая деятельность учащихся и стимулирующая их учебную активность.

Проблема мотивации является одной из ключевых в современных психолого-педагогических исследованиях, так как именно она запускает, направляет и поддерживает активность обучающихся по отношению к учебной деятельности. Мотивы обучения оказывают прямое влияние на интенсивность образовательной деятельности, а также на ее регулярность. Образовательные условия без внутренней активности самого субъекта учебной деятельности есть ситуация потенциальная. В ходе учебной деятельности в мотивационной сфере студента выделяются мотивы, включающие отношение к профессии, учебной деятельности, учебным дисциплинам и к образовательному процессу в целом [4, с. 96].

Высокий уровень учебной мотивации может содействовать развитию способностей, формирующихся и проявляющихся в учебной деятельности. Кроме этого, успешное достижение учебных целей детерминировано наличием устойчивой учебной мотивации, поэтому обучение можно рассматривать как процесс, обусловленный взаимодействием внешних и внутренних мотивов учащегося.

Отдельные вопросы теории и практики дистанционного обучения рассмотрены в трудах Е.В. Власова, И.В. Тихомировой, А.В. Хуторского, Дж. Даниела, Б. Холмберга и других отечественных и зарубежных исследователей. Учебная мотивация студентов традиционной системы обучения была исследована А.А. Вербицким, Е.П. Ильиным, Н.В. Кузьминой, В.А. Якуниным и др. При этом проблема мотивации учебной деятельности студентов дистанционной формы обучения исследована в меньшей степени.

Образовательная деятельность является одной из наиболее сложных видов деятельности человека. Современная система образования выдвигает в качестве основной цели личностное развитие обучающегося, стимуляцию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. Применение дистанционных образовательных технологий изменило общепринятое понимание роли педагога и учащегося: в условиях традиционной системы обучения общение педагога с учащимися носит непосредственный характер. В задачи педагога входит содержательная подготовка учебной информации, вспомогательных материалов, заметок и заданий, другими словами, педагог управляет практически всеми сторонами учебного процесса.

Дистанционное обучение, напротив, не предусматривает личного контакта участников образовательного процесса. Роль педагога носит, скорее, пассивный характер, в то время как студенты принимают активную роль. Коммуникация педагога и студентов осуществляется с помощью информационных технологий, студенты самостоятельно определяют порядок изучения материала, выбирают методы осмысления и усвоения учебной информации, регулируют скорость и уровень сложности выполняемых заданий. В ситуации отсутствия актуального взаимодействия и постоянного контроля со стороны преподавателя обучающийся встает перед необходимостью существенной активизации своего собственного потенциала субъектности. Он должен многое делать самостоятельно, без руководящих и контролирующих воздействий со стороны преподавателя, вне контакта с ним [2, с. 4].

В связи с тем, что дистанционные образовательные технологии предусматривают высокую степень активности и самостоятельности обучающихся, преподавателям следует предоставить возможность студентам принять эту новую роль и, по возможности, стимулировать их учебный интерес. Зарубежные исследования показывают, что система дистанционного обучения может быть не только источником повышенного интереса учащихся к процессу обучения, но и фактором, мотивирующим педагогов на освоение и внедрение дистанционных технологий в учебный процесс. Методы дистанционного обучения предоставляют педагогам новые возможности, принципиально иные образовательные инструменты и ресурсы обучения [7].

У студентов дистанционного обучения практически отсутствует возможность непосредственного общения с преподавателем и другими студентами. При этом дистанционные технологии имеют ряд преимуществ:

- доступ к более широкому кругу обучающихся;

- возможность привлечения внешних специалистов, педагогов, не имеющих возможность проведения занятий в режиме online;

- объединение в одной образовательной среде студентов из разных социальных, культурных и экономических групп;

- предоставление возможностей для обучения студентам, которые не могут посещать образовательное учреждение;

- предоставление новых возможностей для обучения: использование цифровых дискуссионных досок, обмен мгновенными сообщениями, организация веб-конференций, ведение блогов, обмен материалами;

- развитие технологического мышления и формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся [3, с. 108].

Мотивация студентов к освоению и использованию дистанционных образовательных технологий связана со следующими психолого-педагогическими факторами: наличие способности планировать и выделять время на обучение, наличие собственной стратегии обучения, способность понимать учебный материал, организованность и самодисциплина, возможность взаимодействовать с другими участниками дистанционного обучения. Усиление каждого из перечисленных факторов приводит к значительному повышению общей мотивации студентов к обучению, что помогает им успешно осуществлять учебную деятельность [6, с. 143].

Студенты, обучающиеся посредством дистанционных технологий, нуждаются в руководстве и поддержке в процессе обучения. Они располагают небольшим количеством времени, чтобы ознакомиться и освоить принципиально новый способ обучения на расстоянии, поэтому система дистанционного обучения должна учитывать необходимость повышения мотивации студентов и удовлетворение их потребностей не только в плане содержания учебных материалов, но и в плане предоставления возможности взаимодействовать с другими студентами и преподавателями.

В традиционной системе обучения педагог может ориентироваться на признаки заинтересованности студентов: скорость их включения в групповую работу, готовность к выполнению заданий, наличие вопросов по теме занятия, участие в дискуссиях, высказывание своей точки зрения. В условиях дистанционного образования процесс обучения требует уже сформированной мотивации учащихся, а также наличия у них навыков планирования, самостоятельного изучения и анализа информации. Кроме этого, студенты дистанционного обучения сталкиваются с другими деструктивными факторами, в том числе:

- студенты вынуждены распределять свое время и совмещать обучение с другими видами деятельности так, чтобы ни одна сфера жизненных интересов не пострадала;

- в условиях дистанционного обучения студент, как правило, изолирован и мотивационный фактор, который формируется в процессе взаимодействия или конкуренции с другими студентами, отсутствует;

- студенту может также не хватать непосредственной поддержки педагога, который своим присутствием мог бы мотивировать, поддерживать, удовлетворять текущие потребности и помогать разрешать проблемы, с которыми студент сталкивается в процессе обучения;

- студенту и педагогу сложно находить общие точки соприкосновения жизненного опыта, выстраивать взаимоотношения, вступать в открытый диалог, постигать личность друг друга;

- студенты изначально имеют различия в учебной мотивации: у одних преобладают внутренние мотивы (стремление расширять свои знания, получать новый опыт), у других внешние (достижение авторитета в среде значимых людей, заинтересованность в получении документа об образовании для продвижения по карьерной лестнице и т.п.);

- студент может столкнуться с трудностями освоения и использования функциональных возможностей системы дистанционного обучения.

В ситуации, когда студент способен регулярно выделять время для дистанционного обучения, планировать и своевременно выполнять задания, можно считать, что степень его мотивации к обуче-

нию высокая. Но отсутствие постоянной поддержки, а также влияние деструктивных факторов могут стать причиной неуверенности в себе и снижения учебной мотивации.

В работах отечественных и зарубежных исследователей показана эффективность применения модели повышения учебной мотивации, разработанной Дж. Келлером. Данная модель обучения включает в себя четыре компонента: внимание (возбуждение у учащихся любопытства и интереса), значимость (соотнесение учебного материала с личным опытом и потребностями студента), уверенность (убеждение в наличии у студента потенциала, необходимого для решения значимой задачи), удовлетворенность (помощь в осознании собственного успеха) [1, с. 2; 8, с. 605]. Основываясь на модели Дж. Келлера, можно сформулировать приемы, способствующие преодолению студентами проблемных ситуаций, а также повышающие учебную мотивацию в процессе виртуального взаимодействия с педагогом:

1. Мотивировать обучающихся, предоставляя им регулярную и своевременную обратную связь, отвечать на вопросы, в том числе, напрямую не связанные с содержанием дисциплины.

2. Стимулировать интерактивные формы обучения.

3. Помогать студентам в осознании собственных ресурсов и целей (как учебных, так и жизненных), показывать их ценность, принимать собственную вспомогательную роль в процессе обучения.

4. Предоставлять студентам возможность делиться своими целями и учебными интересами с другими студентами, помогая, таким образом, осознавать значимость обучения и собственный уровень учебной мотивации.

5. По возможности адаптировать учебный материал в соответствии с выявленными интересами и потребностями студентов.

6. Поощрять и укреплять у обучающихся интерес к процессу обучения, использовать примеры, имеющие непосредственное отношение к предшествующим знаниям и личному опыту студентов.

7. Поддерживать и повышать самооценку студентов, неуверенных в своих силах, создавать возможность для достижения успеха в рамках имеющегося времени и ресурсов.

8. Подчеркивать активную роль и ответственность студентов за результаты дистанционного обучения, показывать, что успех является результатом их личных усилий.

9. Организовывать совместный анализ промежуточных результатов обучения студентов, давать информативную обратную связь, обсуждать возможности практического применения полученных знаний, а также пути саморазвития, самосовершенствования. Осознание результативности собственного труда порождает удовлетворённость студентов, поэтому следует поощрять качественное выполнение заданий в рамках курса.

Регулярный контакт с педагогом и обучающимися в рамках образовательной программы, реализуемый в режиме прямой и обратной связи, позволяет поддерживать высокий уровень учебной мотивации.

В заключение отметим, что в процессе проведённого исследования был осуществлен анализ проблемы мотивации студентов, обучающихся с помощью дистанционных образовательных технологий. Успех дистанционного обучения зависит не только от правильно подобранной учебной программы и логически выстроенных методов предоставления учебной информации, но и от уровня заинтересованности и сформированности учебной мотивации студентов.

Система дистанционного обучения предусматривает наличие у обучающихся субъектной позиции, характеризующейся сознательным и активным деятельностным отношением к своему образованию и саморазвитию. Основными направлениями воздействия педагога на мотивационную сферу учащихся являются следующие: привлечение внимания студента, помощь в осознании важности и значимости обучения, поддержка уверенности в себе, стимулирование чувства удовлетворенности учебной деятельностью.

Предложенные в работе приемы стимулирования учебной мотивации могут быть использованы педагогами в процессе виртуального взаимодействия с обучающимися. Их применение будет способствовать формированию и поддержанию высокого уровня учебной мотивации, а также поможет снизить влияние деструктивных факторов, затрудняющих процесс дистанционного обучения.

Опосредованное компьютерными технологиями общение педагога и студентов способно активизировать интерес обучающихся, поддерживать достаточный уровень учебной мотивации на протяже-

нии всего периода обучения. В этой связи актуальным остается вопрос о повышении педагогической компетентности в решении профессиональных задач средствами системы дистанционного обучения.

Список литературы

1. Антипова Т.А. Формирование учебной мотивации в курсе дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. -Красноярск: Сибирский федер. ун-т, 2012. - URL: http://www.conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section13. html (дата обращения: 25.02.2020).

2. Афанасьева А.С. Содержание и специфика мотивации учебной деятельности студентов дистанционной формы обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2018. - 25 с.

3. Ганичева О.Г. Современные образовательные технологии в учебном процессе в высшей школе // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы I Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.А. Смирновой (г. Череповец, 20 ноября 2014 г.). - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 105-109.

4. Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9, № 2 (34). - С. 92-97.

5. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тамбов, 2015. - 26 с.

6. Pardanjac M., Karuovic D., Eleven E. Increase of user motivation in teaching realized through distance learning // DAAAM international scientific book. - 2017. - Chapter 10 (October). - P. 131-144. - DOI: 10.2507/daaam.scibook.2014.10.

7. ShudayfatE., Moldoveanu F., Moldoveanu A.D.B. A 3D virtual learning environment for teaching chemistry in high school // Annals of DAAAM for 2012: Proceedings of the 23rd International DAAAM Symposium. -Vienna, 2012. - Vol. 23, No. 1.

8. Wahyudi S. Learning Model of Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction (ARCS) Supported by Video Tutorial to Improve the Students' Learning Motivation in Vocational High School // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). - 2017. - Vol. 158. - P. 603-611. - DOI: 10.2991/ ictte-17.2017.72.

References

1. Antipova T.A. Formirovanie uchebnoj motivacii v kurse distancionnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Molodyozh' i nauka: materialy VIII Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchyonyh, posvyashchennoj 155-letiyu so dnya rozhdeniya K.E. Ciolkovskogo. - Krasnoyarsk: Sibirskij feder. un-t, 2012. - URL: http://www.conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section13.html (data obrashcheniya: 25.02.2020).

2. Afanas'eva A.S. Soderzhanie i specifika motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov distancionnoj formy obucheniya: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. - Yaroslavl', 2018. - 25 s.

3. Ganicheva O.G. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v uchebnom processe v vysshej shkole // Sovremennye informacionnye tekhnologii. Teoriya i praktika: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. E.A. Smirnovoj (g. Cherepovec, 20 noyabrya 2014 g.). - Cherepovec: ChGU, 2015. -S.105-109.

4. Meshkov N.I., Yashkova A.N. Motivacionnaya sfera obuchayushchihsya vysshej shkoly // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2018. - T. 9, № 2 (34). - S. 92-97.

5. SkvorcovA.A. Pedagogicheskie usloviya distancionnogo obucheniya studenta v naukoemkoj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - Tambov, 2015. - 26 s.

6. Pardanjac M., Karuovic D., Eleven E. Increase of user motivation in teaching realized through distance learning // DAAAM international scientific book. - 2017. - Chapter 10 (October). - P. 131-144. - DOI: 10.2507/daaam.scibook.2014.10.

7. Shudayfat E., Moldoveanu F., Moldoveanu A.D.B. A 3D virtual learning environment for teaching chemistry in high school // Annals of DAAAM for 2012: Proceedings of the 23rd International DAAAM Symposium. -Vienna, 2012. - Vol. 23, No. 1.

8. Wahyudi S. Learning Model of Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction (ARCS) Supported by Video Tutorial to Improve the Students' Learning Motivation in Vocational High School // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). - 2017. - Vol. 158. - P. 603-611. - DOI: 10.2991/ ictte-17.2017.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.