- прочтите и дайте анализ статье Ш.А. Амонашвили «Что такое детство?» из книги «В школу - с шести лет»;
- изучите законодательные документы, касающиеся защиты детства и вычлените основные права детей;
- дайте краткую характеристику следующим социально-педагогическим идеям и концепциям: свободное воспитание, педагогика среды, воспитание личности в коллективе, педагогика ненасилия.
В качестве изучения динамики теоретического уровня подготовки студентов к реализации социального воспитания, им предлагалось выполнение контрольной работы, содержащей задания аналитического характера, требующих размышления, формулировки собственной позиции, проявления творческого подхода к работе с научно-педагогической литературой:
1. В чем, по Вашему мнению, заключается принципиально новый взгляд на проблему социального воспитания, изложенный в программе М.М. Плоткина?
2. В чем, по мнению Н.Е. Щурковой заключается специфика детства?
3. Актуальны ли социально-педагогические идеи воспитания подрастающего поколения, изложенные в «Поучении Владимира Мономаха»?
4. Раскройте современную трактовку принципов культуросо-образности и коллективности социального воспитания.
Третий, технологический раздел программы, включал в себя задания исследовательского и проектировочного характера, которые выполнялись студентами как при подготовке к занятиям, так и во время прохождения педагогической практики:
- спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности школы, учреждения дополнительного образования;
- проведите диагностику социальной ситуации развития младшего школьника;
- составьте социально-педагогический паспорт семьи;
- разработайте программу взаимодействия с семьями младших школьников, испытывающих трудности социализации;
Библиографический список
- сконструируйте модель взаимодействия социальных институтов и субъектов социального воспитания.
Все разработанные программы, проекты, пакеты студенты защищали на занятиях, причем непосредственно сами занятия, предполагающие такого вида работу, готовились и проводились студентами самостоятельно, то есть ведущая роль принадлежала им самим, а педагог выполнял функцию координатора и аналитика. Такой подход, по нашему мнению, также способствовал повышению познавательной, исследовательской и профессиональной мотивации у студентов. Основанием для этого вывода может служить пример разработки социально-педагогического паспорта семьи, в который студенты внесли помимо стандартных граф, информирующих о статусе, материальном положении семьи, сведения о социальной активности и ее направлениях, конкретных методах воспитания, применяемых в семье, о внешних связях семьи и формах их проявления. Такая инициативность со стороны студентов говорит о глубокой их заинтересованности в качестве выполняемой работы, желании привнести что-то новое и индивидуальное, свидетельствует о повышении уровня внутренней мотивации к изучению вопросов и выполнению порученной работы.
Наблюдение за обучающимися в процессе реализации программы дают основания сделать вывод о том, что изменение уровня ориентации в проблематике социального воспитания привело к положительной динамике во всех блоках: личностном, теоретическом, технологическом. Студенты стали проявлять высокую заинтересованность вопросами социального воспитания младших школьников, инициативу в подготовке и реализации различного комплекса мер во время прохождения педагогической практики.
Таким образом, разработанная нами программа подготовки студентов к социальному воспитанию школьников определяет мотивационную готовность, на основе которой осуществляется теоретическая и технологическая подготовка к осуществлению социально-педагогической деятельности в образовательной организации.
1. Агронина Н.И. Формирование в вузе профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
2. Воронина Г.А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002.
3. Никитина Л.А. Портфолио - образовательный ресурс формирования субъектной позиции будущего педагога начальной школы. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016, 28: 96 - 100.
4. Богуцкая Т.В. Модель формирования и развития профессионально-педагогической готовности будущих учителей начальных классов к эффективной профессиональной деятельности. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 8 - 9 апреля, Барнаул: АлтГПУ, 2005: 19 - 24.
5. Богуцкая Т.В. Моделирование профессиональной подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016, 4 (29): 56 - 58.
References
1. Agronina N.I. Formirovanie v vuze professional'no-'eticheskoj kul'tury specialista po social'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
2. Voronina G.A. Motivacionnoe programmno-celevoe obespechenie podgotovki buduschih uchitelej k social'nomu vospitaniyu Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
3. Nikitina L.A. Portfolio - obrazovatel'nyj resurs formirovaniya sub'ektnoj pozicii buduschego pedagoga nachal'noj shkoly. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016, 28: 96 - 100.
4. Boguckaya T.V. Model' formirovaniya i razvitiya professional'no-pedagogicheskoj gotovnosti buduschih uchitelej nachal'nyh klassov k 'effektivnoj professional'noj deyatel'nosti. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 8 - 9 aprelya, Barnaul: AltGPU, 2005: 19 - 24.
5. Boguckaya T.V. Modelirovanie professional'noj podgotovki studentov k rabote s det'mi s OVZ. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016, 4 (29): 56 - 58.
Статья поступила в редакцию 21.09.18
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankin O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kispayev T.A., Cand. of Sciences (Medical), Professor, Department of Theory and technique of Physical Culture and Sports Medicine, Karaganda State University of E.A. Buketov (Karaganda, Kazakhstan ), E-mail: [email protected]
SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF DISTANT TRAINING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The material presented in the article is a theoretical analysis and practical experience of the use of innovative and technical educational technologies in the course of training of students of an institute of physical culture and sport. Effective influence of information and technical technologies on formation of motivation of students to
occupation is analyzed by physical education. The work reveals ways of using methods and means of distance learning depending on goals and tasks, readiness of the trained. Social and pedagogical conditions of formation of motivation of students to occupation by physical education on the basis of distance learning are opened. Fundamental difference of the authors' approach is that the information and technical educational environment is a new reality for development of an institute of physical culture and sport in the course of formation of the motivational and valuable attitude of students towards physical education.
Key words: educational environment, competence-based focused training, innovative and technical educational technologies, motivation, distance learning.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ физического воспитания, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ физического воспитания, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Т.А. Киспаев, канд. мед. наук, проф. каф. теории и методики физической культуры и спортивной медицины, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан, E-mail: Kispaev_t@ mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования инновационно-технических образовательных технологий в процессе обучения студентов института физической культуры и спорта. Анализируется эффективное влияние информационно-технических технологий на формирование мотивации студентов к занятию физической культурой. Раскрываются варианты применения методов и средств дистанционного обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся. Раскрыты социально-педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой на основе дистанционного обучения. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что информационно-техническая образовательная среда является новой реальностью для развития института физической культуры и спорта в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: образовательная среда, компетентностно-ориентированное обучение, инновационно-технические образовательные технологии, мотивация, дистанционное обучение.
За последнее время система образования многих стран претерпела ряд существенных изменений. В большей степени они связаны с необходимостью разрешить серьезное противоречие - между традиционным темпом обучения и тенденцией постоянно увеличивающегося объема новых знаний. С целью разрешения этого противоречия стали появляться формы организации обучения, основанные на применении новых информационных технологий.
Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.
Исходя из того, что развитие доминирующей тенденции в системе современного образования - переход от знаниевой (технократической) к личностной (гуманитарной) парадигме, в основе которой лежит человеко-центристский подход, основополагающую роль в системе образования играет принцип взаимодействия. В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных отношений, возникают проблемы и социальной адаптации, и сохранения личностных установок в условиях отсутствия общественных культурных образцов как определенных сравнительных ориентиров.
В современный период, в мире новейших технологий, инновационных программ в системе образования, предъявляются повышенные требования к личности педагога, в том числе и к студентам, обучающимся в институте физической культуры и спорта. Существенно и многократно возросли повышенные требования к формированию самой личности студента в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении института физической культуры и спорта. Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности студента, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в педагогической деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист в сфере физической культуры и спорта должен сочетать в себе
художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний [1].
Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта. В образовательном пространстве института физической культуры и спорта важное место занимает физическое образование студентов. Физическое образование направленно на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Это обостряет проблему совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта.
В этой связи тема научной статьи является актуальной и своевременной.
Научная новизна и теоретическая значимость статьи состоит в том, что раскрыты теоретические и практические предпосылки совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта, использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов.
В данной статье мы анализируем разнообразные варианты применения методов и средств дистанционного обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся. Использования активных методов обучения в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», одна из самых актуальных задач в сфере образовательной среды института физической культуры и спорта.
В раскрытии основной проблемы попытались модернизировать и включить инновации в образовательное пространство института физической культуры и спорта. Уточнены основные понятия проблемы: «образовательная среда», «образовательное пространство», «инновационные образовательные технологии», «компетентность», «обучение в сотрудничестве», «дистанционное обучения», «активные методы обучения».
Теоретический анализ и практический опыт работы в сфере высшего учебного образования показал, что возможность обеспечения в развитии института физической культуры и
спорта, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения обучающихся, позволит реализовать современные тенденции информационно-технической образовательной среды как новой инновационной реальности [2].
Включения инноваций в образовательное пространство института физической культуры и спорта и его обновление позволит повысить эффективность работы. Результатом ее деятельности является: более высокая физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, толерантное отношение к окружающим, культура межличностного общения, повышения уровня воспитанности
Применения методов и средств эффективности формирования общей культуры человека, совокупности его социальных ценностей, знаний, норм и двигательных способностей специально созданной образовательной средой, пронизанной соревновательностью и чувством ответственности за совершенные дела и поступки.
Практическая значимость статьи заключается в том, что авторами представлено методическое обеспечение, направленное на повышение эффективности процесса формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой через влияния инновационно-технических технологий.
В свое работе мы отмечаем, что эффективность совершенствования образовательной среды института физической культуры и спорта обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления.
Анализируя современные научные тенденции, наши выводы соответствуют современным научным концепциям совершенствования образовательной среды института физической культуры и спорта [3].
Любой акт непосредственного общения - это не только воздействие одного человека на другого, но и взаимодействие, являющееся двусторонней формой связи с развитой обратной связью, которая является контролем достижения поставленных целей. Педагогическое общение - акт действия, который, как и многие другие, ставит перед собой определенную цель и стремится ее достигнуть.
В этих условиях возникает эмоциональное отношение к делу, людям. Взаимодействие выступает сущностной характеристикой детерминирующей роли деятельности и общения в развитии единства мыслей, чувств, поведения, мотивирующих нравственные потребности личности студентов обучающихся в институте физической культуры и спорта.
Алтайский государственный педагогический университет -цельный организм, жизнедеятельность которого зависит от взаимодействия его как преподавательского состава, так и обучающихся будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. В современных социокультурных условиях наблюдается тенденция к гуманизации образования а, следовательно, и при взаимодействии преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта определяющее место должно отводиться его гуманному характеру.
Сущностной характеристикой взаимодействия является обмен отношениями, что обуславливает взаимовлияние, ведущее нравственному взаимоизменению его участников. Так понятое взаимодействие позволяет считать его главным условием развития субъектности личности студентов института физической культуры и спорта, как высшего проявления ее нравственных потребностей.
Основание возникновения и развития субъектности становится способность студентов института физической культуры и спорта в процессе взаимодействия и общения с преподавателями осмыслить, пережить свои действия, непосредственно в процессе профессионально-педагогической деятельности связать способность сравнивать, сопоставлять, оценивать себя через оценку других. При таком подходе надо учитывать не только саму деятельность студентов института физической культуры и спорта, но и детерминирующие их объективные условия, несущие в себе смыслы, нормы, правила, которым студент должен подчиняться и с учетом которых осуществлять свои действия вырабатывать нормы и правила. Условия дают студентам института физической культуры и спорта возможность определенного
выбора и задают им цель его профессионально-педагогической деятельности, которая выступает как осознанный интерес, а также обеспечивают средствами учебной деятельности. На основе цели определяется программа действий по достижению определенного результата, который служит моментом дальнейшей конкретизации.
В итоге учебно-воспитательный и профессионально-педагогический процесс должен стать единым, стремиться к выполнению общей глобальной цели (выпустить сформировавшегося студента института физической культуры и спорта., высококвалифицированного профессионала), предметы будут взаимодо-полнять друг друга, а, следовательно, перед обучаемыми не будут стоять вопросы типа «Зачем нужен этот предмет?», «Что он даст для будущей профессии?».
В системе взаимодействия преподавателя и студента, обещающегося в институте физической культуры и спорта, возникает такое новое качество, как потребность в нравственных отношениях. Взаимодействуя между собой, студент и преподаватель воздействует на мысли, чувства, действия другого. Преподаватель, оказывая влияние на мысли, чувства, действия студентов, одновременно оказывается под их влиянием. При взаимодействии преподаватель и студент перетерпливают качественные изменения. Следовательно, взаимодействие ведет к взаимоизменению преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта.
Мы можем теоретически проанализировать и обосновать особенности взаимодействия преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта, приводящие к выводу о возникновении общего настроя мыслей и чувств, интересов и стремлений, в итоге приводящих к возникновению единства воли, поступков и действий.
Таким образом, мы полагаем что, взаимодействие и сотрудничество студентов и преподавателей института физической культуры и спорта должны быть построены на уровне смысло-полагающих и целеполагающих действий. Продуктивно решая, учебно-воспитательные задачи, создается опорная база для развития высокого уровня мотивации для овладения конкретными операциями, относящимися ко всем уровням функционирования деятельности, так и для овладения способами взаимодействия и межличностных отношений преподавателей и студентов института физической культуры и спорта. Сотрудничество возможно лишь при переводе учебно-воспитательного и профессионально-педагогического процесса на уровень личностного взаимодействия студентов и преподавателей института физической культуры и спорта.
Чувства, переживаемые человеком в процессе его общения и деятельности, как правило, не безразличны для окружающих. Выраженные в поведении, конкретных поступках эти чувства становятся толчком к появлению у взаимодействующих с ними людей эмоционального отклика.
Таким образом, каждый преподаватель и студент института физической культуры и спорта должен быть ориентирован на производство и поддержание социальных отношений, в которых каждый должен уметь, прежде всего, взаимодействовать с людьми, находить и удерживать свое место в действующей системе общества.
На наш взгляд качественную профессиональную подготовку в педагогической деятельности студентов института физической культуры и спорта в высшем учебном заведении, возможно, осуществить, ставя главной задачей, акцентируя внимание на формировании профессиональной направленности личности студентов института физической культуры и спорта. Задачи, которые будут реализованы через воспитание мотивационно-ценностного отношения студентов к своей будущей педагогической деятельности. Акцент реализации поставленной цели через изменение ее профессиональной подготовки студентов института физической культуры и спорта, которая влечет за собой формирование профессиональной направленности полученным знаниям, понимание их относительности, умение вовлекаться в процесс постоянной смены знаний, готовности к выполнению своих профессионально-педагогических функций.
Обеспечить результативность этого процесса возможно путем влияния инновационно-технических технологий на формирование мотивации студентов к занятию физической культурой.
В высших учебных заведениях важное место занимает физическая культура студентов. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, и (совместно со спортом) обязательным элементом распорядка повседневной жизни. Это обостряет проблему использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта [4].
Применяя методы обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся, обеспечили методической литературой, направленное на повышение эффективности процесса использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта.
Дистанционное образование - качественно новый прогрессивный вид обучения. Он возник на основе идеи открытого образования благодаря новым технологическим возможностям. Обучение включает очные и заочные компоненты, дистанционные и адаптационные, инновационные и интенсивные методы. В основу этого метода положена самостоятельная работа слушателей со специально разработанными учебными материалами [5].
Причем, данная форма включила в себя не столько достижения информационной революции, сколько маркетинговый подход к потребителю знаний, то есть ориентацию на нужды слушателя, а также целый комплекс новых методик в области образования. Методология дистанционного образования основана на том, что не преподаватель, а слушатель должен находиться в центре процесса обучения.
Основные отличительные особенности организации дистанционного образования в отличие от традиционного заочного следующие:
- удобство графика обучения (место и время проведения занятий);
- модульное построение курсов;
- методическое построение учебных пособий;
- направленность на практическую деятельность;
- новая роль преподавателя в процессе обучения.
Дистанционное образование характерно также уникальным
комплексом методик и подходов к обучению, которые заложены в его основу. Среди них:
- антропологический подход, т.е. системный учет специфических особенностей обучения взрослых. То есть обучение строится на основе анализа рабочей ситуации слушателя, что делает методику практичной;
- образовательный подход, дающий широкий спектр знаний, направленный на создание целостной картины мира студентом; формирование интегрированных курсов;
- использование интенсивных методов обучения типа деловых игр, дискуссий, тренингов и т. д.;
Библиографический список
- развивающий подход, т. е. ориентация не столько на запоминание, сколько на «понимание» и «умение использовать»;
- сочетание индивидуального подхода с использованием групповой работы.
Технологически дистанционное обучение базируется на «корреспондентском» и «вахтовом» методах, а также в постоянно растущем и. пользовании информационных технологий в виде учебных аудио-видеокассет, компьютерных дискет, а также средств связи для координации процесса обучения и консультаций.
Основной объем знаний слушатель получает самостоятельно, работая с учебными пособиями и над письменными заданиями, а в ходе очных занятий процесс обучения координируется и шлифуется, причем в интенсивном режиме.
С нашей точки зрения целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценност-ного отношения студентов к данной дисциплине.
В практической деятельности нами были применены деловые и имитационно-моделирующие игры, в которых студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура».
Для устранения противоречия между реальным отношением к учебной дисциплине «Физическая культура» нами были внедрены в учебно-воспитательный процесс элементы дистанционного обучения, которые способствовали положительной мотивацией и исключению из учебного процесса отрицательного отношения к данной дисциплине.
Важная особенность обучения по дистанционной методике заключается в том, что основной упор делается не на запоминание знаний, а на овладение общими принципами и умением применять их на практике в конкретных деловых ситуациях. В результате такого подхода слушатель не сталкивается с проблемой переизбытка информации. Курсы и учебные пособия дополняются аудио- и видеоматериалами, тексты снабжены специальными вопросами, развивающими у слушателя навыки самостоятельного аналитического мышления. Цель - научить слушателя не столько «знать», сколько «понимать» и «уметь использовать», поэтому он здесь не является пассивным потребителем предлагаемых теоретических знаний, а постоянно развивает навыки анализа собственной деятельности с применением изучаемых теоретических концепций.
На основе сочетания методов обучения, выстраиваемые в учебном процесс со студентами института физической культуры и спорта информационно-техническая образовательная среда является новой реальностью для развития института физической культуры и спорта в процессе компетентностно-ориентиро-ванного обучения студентов.
1. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированног образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 59-1: 290 - 293.
2. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 129 - 131.
3. Попова Н.В. Модульно-рейтинговая технология обучения бакалавров института физической культуры и спорта. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018; 2: 65 - 70.
4. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. Фундаментальные исследования. Москва. 2011; 8: 293 - 298.
5. Холкин И.Г. Проектирование личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура»: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1998.
References
1. Popova N.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj napravlennosti bakalavrov v processe kompetentnostno-orientirovannog obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 59-1: 290 - 293.
2. Shadrin A.N., Bayankin O.V., Popova N.V. Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij v kompetentnostno-orientirovannom obuchenii studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 129 - 131.
3. Popova N.V. Modul'no-rejtingovaya tehnologiya obucheniya bakalavrov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018; 2: 65 - 70.
4. Nagovicyn R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. Moskva. 2011; 8: 293 - 298.
5. Holkin I.G. Proektirovanie lichnostno orientirovannogo obrazovatel'nogo processa po predmetu «Fizicheskaya kul'tura»: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1998.
Статья поступила в редакцию 27.09.18
УДК 378.1
Rybina I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Additional Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Director of Center for Social Design and Youth Initiatives, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Rybin D.N., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, senior teacher, Psychology Department, Barnaul Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE METHOD OF PERSONAL EXAMPLE IN THE EDUCATIONAL WORK OF COURSE OFFICERS AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL AND MORAL SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article raises a question of applying the method of personal example in educational work with cadets and students of educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia. An emphasis is placed on wide pedagogical possibilities of this method, to which even thinkers of antiquity have applied. The psychological aspects of the "imitation" mechanism underlying the method of example are disclosed, and three stages of its development are revealed in the course of human socialization. The special importance of the method of a personal example in the process of educating cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is stressed, as a way of presenting pupils with a sample of a ready-made program of behavior, as well as a way of self-knowledge of the educator. To investigate the place currently occupied by the personal example method in educational work with cadets and students and as it is understood, the authors conducted a questioning of the course officers of the BYul Ministry of Internal Affairs of Russia. As part of the study, it is shown that the use of the example method by course officers makes it possible to form the personal and professional qualities of cadets and listeners who underlie their successful professional and moral self-realization.
Key words: personal example method, professional-moral self-realization, upbringing, professional self-realization, values.
И.С. Рыбина, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и дополнительного образования института психологии и педагогики, директор центра социального проектирования и молодежных инициатив Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.Н. Рыбин, канд. психол. наук, доц., ст. преп. каф. психологии Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЛИЧНОГО ПРИМЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
В статье поднимается вопрос применения метода личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России. Делается акцент на широкие педагогические возможности этого метода, к которому обращались еще мыслители древности. Раскрываются психологические аспекты механизма «подражание», лежащие в основе метода примера, а также раскрываются три этапа его развития при социализации человека. Подчеркивается особое значение метода личного примера в процессе воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, где он выступает как способ предъявления воспитанникам образца готовой программы поведения, так и способом самопознания воспитателя. С целью исследования того, какое место в настоящее время занимает метод личного примера в воспитательной работе с курсантами и слушателями и как он понимается, нами было проведено анкетирование курсовых офицеров БЮИ МВД России. В рамках проведенного исследования показано, что применение курсовыми офицерами метода примера позволяет формировать личностные и профессиональные качества курсантов и слушателей, которые лежат в основе их успешной профессионально-нравственной самореализации.
Ключевые слова: метод личного примера, профессионально-нравственная самореализация, воспитание, профессиональная самореализация, ценности.
«Благородство манер воспитывается на примерах»,
А. Франс
В наш век цифровых технологий, динамичности и одновременной рутинности становится все актуальнее вопросы: «Что должен знать и уметь преподаватель, чтобы привлечь внимание и вызвать подлинный интерес к познанию мира у современных воспитанников?», «Какой инструмент педагогического мастерства позволит максимально раскрыть смысл выбранной профессии, показать возможные пути самореализации?». Арсенал наработанных педагогикой технологий, методов и методик в настоящее время очень обширен, но мы, опираясь на классиков педагогической мысли, решили обратить внимание на исследование применения метода примера в современной педагогической практике.
В ранее опубликованных нами работах подчеркивалась важность активного применения метода личного примера в процессе воспитательной работы с молодыми сотрудниками, а так же с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России с целью формирования их готовности к профессионально-нравственной самореализации [1]. Это, по нашему мнению, будет способствовать формированию их профессиональной идентичности, принятию лучших образцов выполнения служебных обязанностей, раскрытию нравственного потенциала лично-
сти [2]. Остается с практической точки зрения не раскрытым вопрос, а как же сам современный воспитатель (курсовой офицер) понимает и применяет метод примера в своей практике.
Значение личного примера руководителя (начальника) в воспитательной работе с сотрудниками ОВД трудно переоценить. Здесь он действительно является одним из важнейших методов воспитания. «Пример руководителя имеет многоплановое значение. Это и решающее условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитетов, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания» [3, с. 358].
В этом смысле не теряют актуальности и слова К.Д. Ушинско-го: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [4, с. 150].
Следует отметить, что необходимость использования в воспитательной работе с личным составом метода примера закреплена в ведомственных нормативных документах. Например, в Приказе МВД РФ от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально психологическом обеспечении деятельности органов внутренних Российской федерации» отмечается, что в работе с сотрудника-