Научная статья на тему 'Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения'

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1890
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / MOODLE PLATFORM / INTERACTIONS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE / ELEMENTS OF A REMOTE COURSE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА MOODLE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭЛЕМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Камалеева А. Р., Грузкова С. Ю., Хадиуллина Р. Р.

В рамках исследования в статье особое внимание уделяется организации дистанционного обучения с помощью специализированных локальных инструментальных информационных систем, ориентированных на предоставление определенного набора образовательных услуг через Интернет. На основе проведенного анализа отмечаются достоинства платформ дистанционного обучения: доступность, персонифицированность, модульность по структуре, простота использования и т.д. Описаны характерные особенности «субъект-субъектного» взаимодействия при дистанционной форме обучения: активная позиция обучающегося в процессе деятельности, равноправие личностей обучающего и обучающегося, совместное решение проблемы, игра, диалог, работа в микрогруппах, допустимость сосуществования и принятие противоположных точек зрения. Рассматривается специфика процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры на основе использования платформы Moodle, осуществляемый с участием студентов-спортсменов, преподавателей, тренера, сотрудников отдела информационных технологий, административного управления. Особенность такого взаимодействия обусловлена необходимостью студентами-спортсменами совмещать спорт и обучение в условиях длительных спортивных тренировок и участием в соревнованиях в городах, удаленных от учебного заведения. Представлен четкий перечень функций каждого из субъектов в схеме взаимодействия. В табличном варианте приводится пример матрицы элементов обучающего дистанционного курса для студентов разных форм обучения (очная, заочная и очная форма по индивидуальному плану обучения), реализация которых невозможна без слаженной работы всех субъектов, задействованных в образовательном процессе. Описываются схемы «субъект-субъектного» взаимодействия при дистанционном обучении в вузе физической культуры с использованием платформы Moodle. Так например, для студентов-спортсменов очной формы обучения учебно-познавательный процесс происходит, в основном, очно в аудиториях учебного заведения. Практические задания, предусмотренные для самостоятельной работы (на усмотрение преподавателя), выполняются студентами в очной или дистанционной форме. Студенты-спортсмены, обучающиеся очно по индивидуальному плану, лекционные и семинарские занятия посещают частично, при условии, что в это время нет тренировочных занятий и соревнований. Все необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения оказываются доступными для студентов в любое удобное для них время. В отличие от двух предыдущих форм, студенты-спортсмены заочной формы обучения максимально используют возможности платформы Moodle для осуществления образовательного процесса. Для таких студентов очно предусмотрены только установочные лекции и малая часть практических занятий. Установлена зависимость формы обучения от количества используемых дистанционных форм обучения: для очной формы 2 дистанционных курса, для очной формы c индивидуальным планом обучения 6 и для заочной формы обучения 8 курсов. Подчеркивается определяющая роль самостоятельной работы, сопровождаемой определенной поддержкой студентов-спортсменов со стороны всех субъектов образовательного процесса: методической (со стороны преподавателя) и координирующей (со стороны тренера, сотрудников административного управления, технической поддержке отдела информационных технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Камалеева А. Р., Грузкова С. Ю., Хадиуллина Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of interaction of subjects of educational process when using platforms of distance learning

Within research in article the special attention is paid to the organization of distance training by means of the specialized local tool information systems oriented to provision of a certain set of educational services on the Internet. On the basis of the carried-out analysis advantages of platforms of distance training are noted: availability, a personifitsirovannost, a modularity on structure, usability, etc. Characteristics «the subject subject» interactions are described in case of remote form of education: an active position trained in the course of activities, equality of persons training and trained, the joint problem resolution, game, dialogue, work in microgroups, admissibility of coexistence and acceptance of the opposite points of view. Specifics of process of interaction of subjects of educational process in higher education institution of physical culture on the basis of use of the Moodle platform, performed with participation of students athletes, teachers, the trainer, the staff of department of information technologies, managerial control are considered. Feature of such interaction is caused by need students athletes to combine sport and training in the conditions of long sports trainings and participation in competitions in the cities remote from educational institution. The accurate list of functions of each of subjects in the scheme of interaction is provided. In tabular option the example of a matrix of elements of the training remote rate for students of different forms of education (internal, correspondence and full-time according to the individual training plan) which implementation is impossible without harmonious work of all subjects involved in educational process is given. The schemes «the subject-subject» of interaction in case of distance training in higher education institution of physical culture with use of the Moodle platform are described. So for example, for students athletes of full-time courses educational and informative process happens, generally internally in audiences of educational institution. The practical tasks provided for independent work (at the discretion of the teacher), are carried out by students in an internal or remote form. The students athletes who are trained internally according to the individual plan visit lecture and seminar occupations partially provided that there are no training occupations and competitions at this time. All required training materials for independent studying are available to students in any time, convenient for them. Unlike two previous forms, students athletes of extramural studies as much as possible use possibilities of the Moodle platform for implementation of educational process. For such students only adjusting lectures and small part of a practical training are internally provided. Dependence of form of education on quantity of the used remote forms of education is established: for full-time 2 remote rates, for c full-time the individual training plan 6 and for extramural studies 8 rates. The determining role of the independent work accompanied with a certain support of students athletes from all subjects of educational process is emphasized: methodical (from the teacher) and coordinating (from the trainer, employees of managerial control, technical support of department of information technologies).

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения»

Новые технологии

УДК 377.1 ♦ ВАК 13.00.08 ♦ рищ 14.35.07 Ф.Ш. Мухаметзянова1, А.Р. Камалеева1,

С.Ю. Грузкова2, Р.Р. Хадиуллина1

1ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Казань, Россия

2ФГБНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

Казань, Россия

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса при использовании платформ дистанционного обучения

В рамках исследования в статье особое внимание уделяется организации дистанционного обучения с помощью специализированных локальных инструментальных информационных систем, ориентированных на предоставление определенного набора образовательных услуг через Интернет. На основе проведенного анализа отмечаются достоинства платформ дистанционного обучения: доступность, персонифицированность, модульность по структуре, простота использования и т.д. Описаны характерные особенности «субъектсубъектного» взаимодействия при дистанционной форме обучения: активная позиция обучающегося в процессе деятельности, равноправие личностей обучающего и обучающегося, совместное решение проблемы, игра, диалог, работа в микрогруппах, допустимость сосуществования и принятие противоположных точек зрения. Рассматривается специфика процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры на основе использования платформы Moodle, осуществляемый с участием студентов-спортсменов, преподавателей, тренера, сотрудников отдела информационных технологий, административного управления. Особенность такого взаимодействия обусловлена необходимостью студентами-спортсменами совмещать спорт и обучение в условиях длительных спортивных тренировок и участием в соревнованиях в городах, удаленных от учебного заведения. Представлен четкий перечень функций каждого из субъектов в схеме взаимодействия. В табличном варианте приводится пример матрицы элементов обучающего дистанционного курса для студентов разных форм обучения (очная, заочная и очная форма по индивидуальному плану обучения), реализация которых невозможна без слаженной работы всех субъектов, задействованных в образовательном процессе. Описываются схемы «субъект-субъектного» взаимодействия при дистанционном обучении в вузе физической культуры с использованием

платформы Moodle. Так например, для студентов-спортсменов очной формы обучения учебно-познавательный процесс происходит, в основном, очно — в аудиториях учебного заведения. Практические задания, предусмотренные для самостоятельной работы (на усмотрение преподавателя), выполняются студентами в очной или дистанционной форме. Студенты-спортсмены, обучающиеся очно по индивидуальному плану, лекционные и семинарские занятия посещают частично, при условии, что в это время нет тренировочных занятий и соревнований. Все необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения оказываются доступными для студентов в любое удобное для них время. В отличие от двух предыдущих форм, студенты-спортсмены заочной формы обучения максимально используют возможности платформы Moodle для осуществления образовательного процесса. Для таких студентов очно предусмотрены только установочные лекции и малая часть практических занятий. Установлена зависимость формы обучения от количества используемых дистанционных форм обучения: для очной формы — 2 дистанционных курса, для очной формы c индивидуальным планом обучения — 6 и для заочной формы обучения — 8 курсов. Подчеркивается определяющая роль самостоятельной работы, сопровождаемой определенной поддержкой студентов-спортсменов со стороны всех субъектов образовательного процесса: методической (со стороны преподавателя) и координирующей (со стороны тренера, сотрудников административного управления, технической поддержке отдела информационных технологий).

Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа Moodle, взаимодействия субъектов образовательного процесса, студенты вуза физической культуры, элементы дистанционного курса.

Farida S. Mukhametzyanova1, Alsou R. Kamaleeva1, Svetlana Yu. Gruzkova2, Rezeda R. Hadiullina1

Volga region state academy of physical culture, sport and tourism,

Kazan, Russia

institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education,

Kazan, Russia

The organization of interaction of subjects of educational process when using platforms of distance learning

Within research in article the special attention is paid to the organization of distance training by means of the specialized local tool information systems oriented to provision of a certain set of educational services on the Internet. On the basis of the carried-out analysis advantages of platforms of distance training are noted: availability a personifitsirovannost, a modularity on structure, usability, etc. Characteristics «the subject -subject» interactions are described in case of remote form of education: an active position trained in the course of activities, equality ofpersons

training and trained, the joint problem resolution, game, dialogue, work in microgroups, admissibility of coexistence and acceptance of the opposite points of view. Specifics ofprocess of interaction of subjects of educational process in higher education institution of physical culture on the basis of use of the Moodle platform, performed with participation of students athletes, teachers, the trainer, the staff of department of information technologies, managerial control are considered. Feature of such interaction is caused by need students athletes to combine sport

36

Открытое образование ♦ Т. 20. № 3. 2016

New technologies

and training in the conditions of long sports trainings and participation in competitions in the cities remote from educational institution. The accurate list of functions of each of subjects in the scheme of interaction is provided. In tabular option the example of a matrix of elements of the training remote rate for students of different forms of education (internal, correspondence and full-time according to the individual training plan) which implementation is impossible without harmonious work of all subjects involved in educational process is given. The schemes «the subject-subject» of interaction in case of distance training in higher education institution of physical culture with use of the Moodle platform are described. So for example, for students athletes of full-time courses educational and informative process happens, generally internally — in audiences of educational institution. The practical tasks provided for independent work (at the discretion of the teacher), are carried out by students in an internal or remote form. The students athletes who are trained internally according to the individual plan visit lecture and seminar occupations partially provided that there are no training occupations and competitions at this time. All required

training materials for independent studying are available to students in any time, convenient for them. Unlike two previous forms, students athletes of extramural studies as much as possible use possibilities of the Moodle platform for implementation of educational process. For such students only adjusting lectures and small part of a practical training are internally provided. Dependence of form of education on quantity of the used remote forms of education is established: for full-time — 2 remote rates, for c full-time the individual training plan — 6 and for extramural studies — 8 rates. The determining role of the independent work accompanied with a certain support of students athletes from all subjects of educational process is emphasized: methodical (from the teacher) and coordinating (from the trainer, employees of managerial control, technical support of department of information technologies).

Keywords: distance learning, Moodle platform, interactions of subjects of educational process, students of higher education institution of physical culture, elements of a remote course.

Начало XXI века ознаменовано тенденцией информатизации современного общества, началом перехода к которой послужило внедрение современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности человека и, в первую очередь, компьютерных технологий.

Так практика внедрения в образовательный процесс технологий электронного и дистанционного обучения изменила представление о возможностях информационного обмена [1]. В связи, с чем появилась возможность реализации крупных международных проектов и программ, предполагающих участие различных образовательных систем, ориентированных на:

- обеспечение мобильности студентов Европейского Совета (ЭРАЗМУС),

- развитие мобильности университетского образования (ТЕМ-ПУС),

- обеспечение координации исследований со странами Восточной Европы (ЭВРИКА),

- объединение усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в создании новых информационных технологий (ЭСПРИТ),

- повышение эффективности изучения иностранных языков (ЛИНГВА) и др.

В условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательной пространство, создание мировой информационной сети в профессионально-образовательных организациях сопровождается [2]:

- заменой письменного общения электронной почтой, коллективных устных дискуссий - чатами и теле-конференциями;

- переходом от полиграфической формы учебников и справочников в пользу электронных версий;

- превращением библиотек в компьютерные залы;

- использованием новых форм

предъявления знаний, умений, навыков: интерактивные «живые» тексты и гипертексты, аудио-визу-альные средства (реальная цветовая палитра, трехмерная графика, мультимедийные компоненты),

компьютеризованные практикумы (от управляемых установок до симуляторов и виртуальных лабораторий) и т.п. Представление заданий в разнотипной информационно-образной основе за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий, влияет на аудио-ки-нестетическое, визуально-аудиаль-ное и визуально-кинестетическое восприятие информации обучающимися [3]. Возможность максимального задействования всех модальностей восприятия помогает студентам за счёт репрезентативного канала подкреплять запоминание информации, а также усиливает другие сенсорные каналы восприятия, что способствует повышению уровня восприятия учебной информации, лучшему овладению содержанием учебной дисциплины и соответственно более успешному применению полученных знаний, навыков в решении практических и профессионально-направленных задач.

В условиях реализации концепции открытого образования основной технологией становится дистанционное обучение с применением современных средств педагогических и информационных технологий и, в первую очередь, сетевых технологий Интернет [4]. Одна из основных задач «обучения на расстоянии» заключается в построении мобильной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие субъектов образовательного процесса независимо от их географической отдаленности.

На практике решение обозначенной задачи в образовательном процессе видится в снижении трудоемкости процессов использования информационных ресурсов при одновременном повышении их надежности и оперативности. Это особенно актуально в процессе осуществления взаимодействия между обучающим и обучающимися [5]. Кроме того, программное обеспечение дистанционного обучения, как вид программного продукта, должно аккумулировать в себе, наряду с компьютерной программой следующие параметры [5]:

- удовлетворение требованиям образовательного стандарта с учетом самостоятельной работы студента во внеаудиторное время;

- актуальность и правильность информационного наполнения по определенной учебной дисциплине;

- учет дидактического и методического опыта преподавателя-предметника.

В отечественных образовательных организациях сетевые технологии дистанционного обучения

Open education ♦ V. 20. № 3. 2016

37

Новые технологии

реализуются с помощью специализированных локальных инструментальных информационных систем (платформ дистанционного обучения), ориентированных на предоставление определенного набора образовательных услуг через Интернет. Это обеспечивает возможность получать образование без отрыва от производственной деятельности.

В современных условиях количество разработанных платформ дистанционного обучения приближается к двумстам и продолжает наблюдаться появление новых. В настоящее время, среди наиболее часто используемых платформ можно отметить следующие: Moodle, eLearning Server, Blackboard, WebCT Campus Edition, WebCT Vista, IBM Lotus LearningSpace, WebTutor, Sakai, Доцент, Прометей, Орокс и т.д. [6].

Среди представленных систем есть системы с открытым кодом (Moodle, Sakai и др.) и коммерческие (Blackboard, WebCT, eLearning Server, WebTutor, Прометей, ДОЦЕНТ). Системы с открытым кодом имеют те же встроенные функции, что и коммерческие, но они позволяют приспосабливать инструменты к определенным требованиям пользователя.

Общим для этих платформ является то, что они соответствуют общепринятым в мире требованиям и стандартам организации дистанционного обучения. То есть они являются доступными, персонифицированными, модульными по структуре, простыми в использовании, интерактивными, соответствуют требованиям компьютерной безопасности и т.п.

Помимо перечисленных достоинств, одним из главных является возможность осуществлять оптимальное взаимодействие субъектов образовательного процесса, за счет использования заложенных в платформах ресурсов и инструментов. Отметим, что в широком понимании «взаимодействие» рассматривается как процесс, отражающий воздействие объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную. В педагогике данное понятие характеризует согласованную деятель-

ность обучающего и обучающихся (субъект-субъектное взаимодействие) по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [7]. Основная цель «субъект-субъектного» взаимодействия заключается в создании условий для развития личности обучающегося, выступающей главной ценностью образовательного процесса.

Выделяют некоторые характерные особенности между участниками «субъект-субъектного» взаимодействия [8, С.139]:

- активная позиция обучающегося в процессе деятельности (обучения, исследования);

- равноправие личностей обучающего и обучающегося;

- совместное решение проблемы;

- игра, диалог, работа в микрогруппах;

- допустимость сосуществования и принятие противоположных точек зрения.

Анализ литературы показал, что в отечественных профессиональных образовательных организациях в более 50% случаях используется образовательная платформа Moodle. Возможность свободного распространения по лицензии GNU GPL, являясь при этом отличным инструментом веб - приложением для создания сайтов он-лайн обучения, обеспечила данной виртуальной среде явное преимущество и популярность среди прочих. Кроме того,

платформа Moodle позволяет реализовывать индивидуальные траектории обучения, предусматривает единый пользовательский интерфейс для всех участников процесса обучения, а также предполагает использование форумов, создание глоссариев, автоматическое интерактивное тестирование и т.д.

Платформа Moodle легко адаптируется под нужды образовательной организации (за счет незашифрованного программнного кода, написанного на PHP с использованием SQL), поскольку без особых усилий адаптируется с уже имеющейся в организации системой. Необходимо отметить, что возможности Moodle значительно расширяются за счет многочисленных модулей, созданных для данной образовательной платформы, в том числе, при масштабировании при открытии филиалов.

Рассмотрим на примере использования дистанционной платформы (например, Moodle) взаимодействие субъектов образовательного процесса - студентов-спортсменов в вузах физической культуры. Необходимость студентам-спортсме-нам совмещать спорт и обучение в условиях длительных спортивных тренировок и участием в соревнованиях в городах, удаленных от образовательной организации, определяет выстраивание специфического для данного учебного заведения взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Таблица 1

Предпочтительные элементы дистанционного курса для студентов-спортсменов разных форм обучения

Элементы ДК очная форма обучения очная форма по индивидуальному плану обучения заочная форма обучения

Мультимедийный контент Hot Potatoes +

Модуль Анкета + + +

Глоссарий

Учебный элемент Задание + +

Активный элемент Лекция + +

Модуль Обратная связь + + +

Пакет SCORM +

Модуль Семинар +

Элемент курса Тест + + +

Модуль Форум + +

Модуль Чат +

38

Открытое образование ♦ Т. 20. № 3. 2016

New technologies

Рис. 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры

Рис. 2. Фрагмент дистанционного курса «Физика» (I курс) для студентов заочной формы обучения на образовательной платформе Moodle

В системе дистанционного обучения Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма имеется более 840 обучающих курсов, ре-

ализация которых невозможна без слаженной работы всех субъектов, задействованных в образовательном процессе [9]. Для студентов разных форм обучения в академии

предлагается следующая матрица элементов дистанционного курса (ДК) (см. табл. 1).

В качестве субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры выступают: студент-спортсмен, преподаватель, тренер, сотрудники отдела информационных технологий, административного управления (см. рис. 1).

У преподавателя очень важная и ответственная роль: он не только обучает студента, но и принимает непосредственное участие в процессе формирования и реализации каждым студентом-спортсменом

своей индивидуальной образовательной траектории. Помимо традиционного проведения аудиторных лекционных и практических занятий, преподаватели вуза:

• разрабатывают электронные курсы - электронные учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам (ЭУМКД) с последующим их размещением и обновлением на платформе дистанционного обучения Moodle. Фрагмент дистанционного курса «Физика» (I курс) для студентов заочной формы обучения (преподаватель, к.п.н. Хаддиуулина Р.Р ) представлен на рисунке 2.

• разрабатывают и внедряют в

учебный процесс интерактивные упражнения с помощью мультимедийного контента Hot Potatoes, мультимедийного контента

SCORM, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org, программы Smart-notebook и т.п.;

• консультируют студентов, проводят контроль знаний, умений, навыков и компетенций, осуществляют текущую аттестацию в электронном журнале системы 1С согласно «Положению о балльнорейтинговой оценке знаний студентов» Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Тренер же принимает непосредственное участие в реализации студентом-спортсменом индиви-

дуальной образовательной траектории, выполняя организационноконтролирующие функции.

Административное управление в образовательной деятельности сту-дента-спортсмена требует участия

Open education ♦ V. 20. № 3. 2016

39

Новые технологии

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль субъектов образовательного процесса во взаимодействии

№ п/п Субъект взаимодействия Функции субъектов в схеме взаимодействия

1 Преподаватели - разработка, размещение и обновление электро-ных курсов на платформе дистанционного обучения Moodle;

- организация учебно-познавательного и воспитательного процессов,

- стимулирование и усиление мотивации студентов-спортсменов к учебно-познавательной и социальнокоммуникативной деятельностям и др.

2 Тренер - определение графика тренировочно-соревновательного процесса студента-спортсмена,

- ведение согласованной работы с преподавателями, сотрудниками административного управления, отдела информационных технологий, и т.п.

- контроль за графиком прохождения студентом учебных модулей,

- контроль за результатами учебно-познавательной деятельности студента-спортсмена.

3 Сотрудники административного управления - координирование учебно-познавательной деятельности студента-спортсмена,

- координирование тренировочно-соревновательной деятельности студента-спортсмена,

- координирование социально-коммуникативной деятельности студента-спортсмена,

- организация и проведение различных общественных мероприятий,

- координирование взаимодействия студента-спортсмена, тренера и педагога.

4 Сотрудники отдела информационных технологий - управляют платформой системы дистанционного обучения Moodle,

- управляют внутренним сайтом академии,

- управляют хранением и работой с учебной и аттестационной информацией (расписание занятий, результаты успеваемости и другие материалы).

сотрудников из нескольких структурных подразделений: учебного отдела, деканатов факультетов и др.

Сотрудники отдела информационных технологий не только обеспечивает бесперебойную работу сервера Академии, но и осуществляют консультирование студентов при любых затруднениях изучения дистанционных электронных курсов, оказывают техническую и методическую консультацию преподавателям в процессе создания ими электронных учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам и др. Таким образом, функции субъектов образовательного процесса, можно представить в таблице 2.

Среди форм обучения определяющее значение имеет самостоятельная работа, предусматривающая определенный вид поддержки студента-спортсмена со стороны

всех субъектов образовательного процесса:

- методической - со стороны преподавателя,

- координирующей - со стороны тренера, сотрудников административного управления, технической поддержке отдела информационных технологий.

Интенсивность тренировочносоревновательной деятельности сту-дентов-спортсменов вуза физической культуры определяет специфику реализации схемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Так в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Казань) студенты обучаются очно, по индивидуальному плану и заочно [10]. Степень использования дистанционной платформы Moodle для различных форм обучения выглядит следующим образом:

1) для студентов-спортсменов очной формы обучения учебно-познавательный процесс происходит, в основном, очно - в аудиториях учебного заведения: лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. Практические задания, предусмотренные для самостоятельной работы (на усмотрение преподавателя), выполняются студентами в очной или дистанционной форме. В системе дистанционного обучения Moodle небольшая часть заданий (промежуточные и итоговые тесты) выполняется студентами также дистанционно;

2) студенты-спортсмены, обучающиеся очно по индивидуальному плану, лекционные и семинарские занятия посещают частично, при условии, что в это время нет тренировочных занятий и соревнований. Все необходимые учебные материалы, представленные в системе дистанционного обучения Moodle, доступны им для самостоятельного изучения в любое удобное для них время. Они выполняют интерактивные проверочные задания, виртуальные лабораторные работы и т.п. При любых затруднениях, возникающих во время изучения курса, студенты-спортсмены благодаря техническим возможностям платформы дистанционного обучения Moodle могут связаться не только с преподавателем, но и с сотрудниками административного управления и отдела информационных технологий;

3) студенты-спортсмены заоч-

ной формы обучения максимально используют возможности платформы Moodle для осуществления образовательного процесса: ин-

терактивные упражнения, off-line (форум) или on-line (чат) занятия, составление глоссария, задания для контроля, промежуточные и итоговые тесты и др. Для таких студентов очно (аудиторно) предусмотрены только установочные лекции и малая часть практических занятий.

Аттестация по дисциплине для студентов любых форм обучения проходит очно.

Схематично особенности организации учебного процесса (на примере курса «Физика») у сту-дентов-спортсменов разных форм обучения на основе использования

40

Открытое образование ♦ Т. 20. № 3. 2016

New technologies

Таблица 3

Особенности организации учебного процесса у студентов-спортсменов разных форм обучения на основе использования платформы Moodle

Форма обучения Содержание модулей и частота использования образовательной платформы Moodle Общее кол-во дист. форм обучения

Очная Модуль 1 4 Лекция ^ Семинар ^ Лабораторная работа ^ Интерактивные задания ^ Самостоятельная работа ^ Промежуточный тест 1 (дистанционно) ^ Отработка пропущенных занятий по модулю 1 Z = 1

Модуль 2 4 Лабораторная работа ^ Интерактивные задания ^ Самостоятельная работа ^ Промежуточный тест 2 (дистанционно) ^ Отработка пропущенных занятий по модулю 2 Z = 1

Итоговый тест (дистанционно) ^ Консультация (очная) ^ Экзамен (очно)

£ § hQ & § к S a a я Ю 5 о о s § I Он 2 О P § gi О Модуль 1 4 Лекция (дистанционно + очно) ^ Семинар (дистанционно + очно) ^ Виртуальная лабораторная работа ^ Интерактивные задания ^ Самостоятельная работа ^ Промежуточный тест 1(дистанционно) Z = 3

Модуль 2 4 Лекция (дистанционно + очно) ^ Семинар (дистанционно + очно) ^ Виртуальная лабораторная работа ^ Интерактивные задания ^ Самостоятельная работа ^ Промежуточный тест 2 (дистанционно) Z = 3

Итоговый тест (дистанционно) ^ Консультация (очная и заочная) ^ Экзамен (очно)

Заочная Модуль 1 4 Лекции (дистанционно + установочная лекция) ^ Форум (off-line) или чат-занятия (on-line) ^ Глоссарий 1(дистанционно) ^ Задания для контроля (дистанционно) ^ Промежуточный тест 1 (дистанционно) Z = 4

Модуль 2 4 Лекции (дистанционно + установочная лекция) ^ Форум (off-line) или чат-занятия (on-line) ^ Глоссарий 2 (дистанционно) ^ Задания для контроля (дистанционно) ^ Промежуточный тест 2 (дистанционно) Z = 4

Итоговый тест (дистанционно) ^ Консультация (очная и заочная) ^ Экзамен (очно)

платформы Moodle представлены в таблице 3.

Общее количество использования дистанционных форм обучения растет в следующей последовательности для студентов:

- очной формы обучения - 2 ДК;

- для очной формы c индивидуальным планом обучения - 6 ДК;

- для заочной формы обучения - 8 ДК.

Это и понятно - наибольшую необходимость в дистанционной платформе обучения, а значит, в технической помощи со стороны сотрудников административного управления и отдела информационных технологий имеют студенты заочной формы обучения и обучающиеся по индивидуальному плану. При этом они имеют более тесный контакт с тренером, нежели с преподавателем. Студенты же очной формы обучения, ежедневно взаимодействуя с преподавателем и, при необходимости, с другими субъектами образовательного процесса, используют дистанционную платформу реже [11].

Таким образом, платформа Moodle, позволяющая реализовывать индивидуальные траектории обучения студентов, создавать единый пользовательский интерфейс для всех участников процесса обучения, при этом активно использовать форумы, глоссарии, автоматическое интерактивное тестирование и т.д., ориентирована на осуществление оптимального взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом специфики любого учебного заведения.

Литература

1. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. -№ 6 (14). - С. 346-348.

2. Васильев В.Н., Стафеев С.К. Компьютерные информационные технологии - основа образования XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coolreferat.com (дата обращения: 30.09.2015).

3. Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: дис. докт. техн. наук. - Москва, 2005. - 350 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.

References

1. Gruzkova S.Yu., KamaleevaA.R. Rol’ tekhnicheskikh sredstv obucheniya v sovremennom pedagogicheskom protsesse / S.Yu. Gruzkova, A.R. Kamaleeva // Informatsi-ya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii. 2014. № 6 (14).

S. 346-348.

2. Vasil’ev V.N., Stafeev S.K. Komp’yuternye informat-sionnye tekhnologii osnova obrazovaniya XXI veka [Elek-tronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://coolreferat.com (data obrashcheniya: 30.09.2015).

3. Lobachev S.L. Teoreticheskie osnovy i printsipy postroeniya informatsionno-obrazovatel’noi sredy otkryto-go obrazovaniya i ee prakticheskaya realizatsiya: dis. dokt. tekhn. nauk. Moskva, 2005. 350 s. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/teo-

Open education ♦ V. 20. № 3. 2016

41

Новые технологии

dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-printsipy-postroeniya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-otkrytogo (дата обращения: 05.10.2015).

4. Ерофеева Е.Л. Информационные технологии

в профессиональном образовании. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://novokik.ning.com/ page/6459902:Page:25358 (дата обращения: 02.10.2015).

5. Платформы дистанционного обучения // Мир науки и техники (от 15.06.2012). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirnt.ru/statji/ platformy-distancionnogo-obuchenia (дата обращения: 05.10.2015.).

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.

7. Антонова А.М. Субъек-субъектное взаимодействие в образовательном процессе колледжа как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащегося // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. - 2011, Выпуск 9, - С.137-144.

8. Хадиуллина Р.Р., Мухаметшин Р.Р. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, Р.Р. Мухаметшин // Международный научно-исследовательский журнал. -2013. - № 8-3 (15). - С. 123-125.

Сведения об авторах

Фарида Шамилевна Мухаметзянова, член.-корр. РАО, д.п.н., проф., директор института Тел.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected] ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,

Россия

http://www. sportacadem.ru

Алсу Рауфовна Камалеева, д.п.н., в.н.с. лаборатории проблем профессионального образования Тел.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected] ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,

Россия

http://www. sportacadem.ru

Светлана Юрьевна Грузкова, к.т.н., с.н.с. лаборатории проблем профессионального образования Тел.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected] ФГБНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, Россия http://ippporao.ru

Резеда Ринатовна Хадиуллина, к.п.н., старший преподаватель

Тел.: (843) 294 90 73, E-mail: [email protected] ФГБНУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,

Россия

http://www. sportacadem.ru

reticheskie-osnovy-i-printsipy-postroeniya-informatsion-no-obrazovatelnoi-sredy-otkrytogo (data obrashcheniya:

05.10.2015) .

4. Erofeeva E.L. Informatsionnye tekhnolo-

gii v professional’nom obrazovanii. [Elektron-nyi resurs]. Rezhim dostupa: http://novokik.ning.

com/page/6459902:Page:25358 (data obrashcheniya:

02.10.2015) .

5. Platformy distantsionnogo obucheniya // Mir nauki

i tekhniki (ot 15.06.2012). [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://mirnt.ru/statji/platformy-distancionnogo-

obuchenia (data obrashcheniya: 05.10.2015.).

6. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A. Yu. Peda-gogicheskii slovar’. M.: Akademiya, 2005.

7. Antonova A.M. Sub’ek-sub’ektnoe vzaimodeistvie v obrazovatel’nom protsesse kolledzha kak uslovie orga-nizatsii uchebno-issledovatel’skoi deyatel’nosti uchash-chegosya // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledo-vanii: nauchno-teoreticheskii zhurnal. 2011, Vypusk 9, S.137-144.

8. Khadiullina R.R., Mukhametshin R.R. Struktura elektronnykh kursov v virtual’noi obuchayushchei srede Moodle dlya studentov obuchayushchikhsya v vuzakh fizicheskoi kul’tury / R.R. Khadiullina, R.R. Mukhametshin // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal. 2013. № 8-3 (15). S. 123-125.

Information about the authors

Farida S. Mukhametzyanova, corresponding member of the Russian Academy of education (RAE), doctor of education, full professor, the director

Tel.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected] Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Russia http://www.sportacadem.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alsou R. Kamaleeva, doctor of education, Leading researcher,

Laboratory of problems of professional education

Tel.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected]

Volga region state academy of physical culture, sport and

tourism, Russia

http://www.sportacadem.ru

Svetlana Yu Gruzkova, candidate of Sciences (technical),

Senior research associate, Laboratory of problems of professional education

Tel.: (843) 555 66 54, E-mail: [email protected] Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education, Russia http://ippporao.ru

Rezeda R. Hadiullina, candidate of Sciences (pedagogical), senior teacher

Tel.: (843) 294 90 73, E-mail: [email protected]

Volga region state academy of physical culture, sport and

tourism, Russia

http://www.sportacadem.ru

42

Открытое образование ♦ Т. 20. № 3. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.